Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 11 • Номер 2 • Февраль 2021 ISSN 2222-534Х
>
Первое
экономическое издательство
Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова 114 лет
процессы цифровизации в компаниях малого и среднего бизнеса в условиях пандемии
Шпилёва А.А. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Быстрое распространение технологий, ускоренное пандемией, привело к острой необходимости адаптации малого и среднего бизнеса в мире. Автор выявил ключевые особенности развития и применения технологий в новых реалиях для предприятий малого и среднего бизнеса, опираясь на то, что технологии могут стать абсолютным благом для общества, если малый и средний бизнес, а также правительство подготовятся и адаптируют их. Исследование проводится с целью определения основных тенденций изменений цифровой экономики и малого и среднего бизнеса в период пандемии. Опираясь на описанные закономерности и пути перехода, предприятия малого и среднего бизнеса смогут быстрее перестроить собственную экономику, используя технологии, и модернизировать программы обучения, чтобы обучить своих работников лучшими навыками, ввести новые бизнес-модели. Эти и другие инструменты, сглаживающие переход, рассмотрены в данной статье и будут полезны руководителям предприятий малого и среднего бизнеса и государству. При правильных совместных шагах они могут построить новое будущее, используя кризис как период для новых возможностей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малый и средний бизнес, тенденции развития, цифровая экономика, пандемия.
введение
Актуальность данной работы связана со сложившейся ситуацией в стране и в мире, которая стимулировала процессы цифровизации как в среднем бизнесе, так и в малом бизнесе. В условиях, вызванных пандемией, активно начала трансформироваться экономика, большее
Digitalization processes in small and medium-sized businesses in the context of a pandemic
Shpilyova A.A. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
значение приобрела цифровая экономика, что послужило причиной многих изменений в структуре организаций.
Так, изучением данного вопроса занимаются такие ученые, как Буров В.Ю., Капитонова Н.В., Кайбалина Н.Б. [3] (Burov, Kapitonova, Kaybalina, 2018), Гарнов А.П. [4, 5] (Garnov, Bykova, 2020; Garnov, Bykova, Perepelitsa, 2020), Быкова О.Н. [4, 5, 8-11] (Garnov, Bykova, 2020; Garnov, Bykova, Perepelitsa, 2020; Nikonorova, Stroev, Morkovkin, Bykova, Isaichikova, Kvak, Skryabin, 2019; Ganina, Malyugina, Polyakova, Fedorova, Bykova, 2019; Repnikova, Bykova, Shmanev, Kerimov, Kozhina, 2019; Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019), Никонорова А.В., Морковкин Д.Е., Исаичикова Н.И., Квак А.А., Скрябин О.О. [8] (Nikonorova, Stroev, Morkovkin, Bykova, Isaichikova, Kvak, Skryabin, 2019), Строев Р.В. [8, 11] (Nikonorova, Stroev, Morkovkin, Bykova, Isaichikova, Kvak, Skryabin, 2019; Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019), Ганина Е.В., Малыгина Н.М., Полякова Р.И., Федотова Е.А. [9] (Ganina, Malyugina, Polyakova, Fedorova, Bykova, 2019), Репникова В.М. [10, 11] (Repnikova, Bykova, Shmanev, Kerimov, Kozhina, 2019; Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019), Шманев С.В., Керимов В.Е., Кожина В.О. [10] (Repnikova, Bykova, Shmanev, Kerimov, Kozhina, 2019), Хвоевский С.А., Захаренко В.А. [11] (Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019), Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. [12] (Zavyalov, Zavyalova, 2020) и другие.
ABSTRACT:_
The rapid spread of technology, accelerated by the pandemic, has created an urgent need to adapt the world's small and medium-sized businesses. The author identified the key features of the development and application of technologies in the new realities for small and medium-sized businesses, relying on the fact that technologies can become an absolute benefit for society if small and medium-sized businesses, as well as the government, prepare and adapt them. The research is carried out in order to determine the main trends of changes in the digital economy and small and medium-sized businesses during a pandemic. Based on the described patterns and paths of transition, small and medium-sized enterprises will be able to quickly rebuild their own economy using technology and modernize training programs to train their employees with the best skills and introduce new business models. These and other tools that smooth the transition are discussed in this article and will be useful for leaders of small and medium-sized enterprises and the state. With the right joint steps, they can build a new future, using the crisis as a period for new opportunities.
KEYWORDS: small and medium-sized businesses, development trends, digital economy pandemic JEL Classification: M21, o32, o33, L26 Received: 22.01.2021 / published: 28.02.2021
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Shpilyova A.A. (Shpi1eva.aa0rea.ru)
CITATION:_
Shpilyova A.A. (2021) Protsessy tsifrovizatsii v kompaniyakh malogo i srednego biznesa v usloviyakh pan-demii [Digitalization processes in small and medium-sized businesses in the context of a pandemic]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (2). - 299-312. doi: 10.18334/epp.11.2.111637
Рядом авторов было уделено внимание изучению цифровой экономики и ее интеграции в мировое пространство. Гарнов А.П., Быкова О.Н. в одной из своих работ рассмотрели проблемы и перспективы дигитализации экономики [5] (Garnov, Bykova, Perepelitsa, 2020) и в другой - каким образом цифровая экономика встраивается в современный мир [6]. Также данный вопрос исследовали Завьялов Д.В. и Завьялова Н.Б., рассматривая цифровую экономику в разрезе товарного обращения и перспектив, проблем его развития [12] (Zavyalov, Zavyalova, 2020)
Также интерес для изучения представляет вопрос влияния пандемии COVID-19 на предприятия малого и среднего бизнеса. Исследования, проведенные Министерством экономического развития РФ [1] и Счетной палатой РФ [2], анализируют влияние пандемии COVID-19 на социально-экономическое развитие страны и меры поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии.
Также в контексте изучения инновационных мер, развития технологий и их влияния на экономику и предприятия малого и среднего бизнеса необходимо отметить современных ученых, таких как Быкова О.Н. [8-11] (Nikonorova, Stroev, Morkovkin, Bykova, Isaichikova, Kvak, Skryabin, 2019; Ganina, Malyugina, Polyakova, Fedorova, Bykova, 2019; Repnikova, Bykova, Shmanev, Kerimov, Kozhina, 2019; Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019),, Репникова В.М. [10, 11] (Repnikova, Bykova, Shmanev, Kerimov, Kozhina, 2019; Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019), Строев Р.В. [8, 11] (Nikonorova, Stroev, Morkovkin, Bykova, Isaichikova, Kvak, Skryabin, 2019; Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019), Шманев С.В., Керимов В.Е., Кожина В.О. [10] (Repnikova, Bykova, Shmanev, Kerimov, Kozhina, 2019), Хвоевский С.А., Захаренко В.А. [11] (Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019) и другие.
Целью работы стал анализ полученного опыта предприятиями МСБ, процессы трансформации бизнес-моделей в условиях развития цифровой экономики, где акцент сдвигается к получению максимально возможной прибыли при условии создания востребованных и высокотехнологических и инновационных товаров и услуг с применением цифровых технологий [5] (Garnov, Bykova, Perepelitsa, 2020). Для реализации поставленной цели в рамках данной статьи были использованы такие методы, как метод сравнения, метод анализа.
Драйвером инноваций становятся предприятия малого и среднего бизнеса. Появление новых компаний, которые производят инновационные продукты, будет стимулировать спрос на цифровые платформы разного назначения. Выстроенные
ОБ АВТОРЕ:_
Шпилёва Анна Алексеевна, аспирант, кафедра предпринимательства и логистики (Shpi1eva.aa0rea.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Шпилёва А.А. Процессы цифровизации в компаниях малого и среднего бизнеса в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 2. - С. 299-312. doi: 10.18334/epp.11.2.111637
международные прогнозы ожидают повышения вклада сектора информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в экономический рост: к 2020 г. его доля в мировом ВВП достигнет 8,7% [1]. Данный сектор уже развит в других странах, например, в Финляндии - 4,1 занятых в экономике и 5,3% ВВП соответственно, Германии -2,3 и 4,3%, Швеции - 4,4 и 6,3%, Испании - 2,0 и 3,5%. Россия только начинает спрос на этот сектор, и он проявляется в пределах 2,7 и 3,1%. Самым быстрым сегментом в этой области непосредственно признаются телекоммуникации (1,7% ВВП), а также использование информационных технологий и интернета (0,6% ВВП). Основной движущей силой совершенствования технологий одновременно с потребителем является сектор ИКТ в виде разработки контента и внедрения массовых коммуникациях [2].
В принятой «Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года» есть задача, которая нацелена на увеличение спроса на цифровые платформы и сектор ИКТ и выражена следующим образом: «сформировать систему мер поддержки и стимулирования, обеспечивающую мотивацию субъектов экономической деятельности к цифровым инновациям и исследованиям в области цифровых технологий». Данная программа направлена на повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса (далее - МСБ), где инструментом будет является внедрение и развитие цифровых технологий, а именно - развитие инновационного малого и среднего предпринимательства в сфере цифровой экономики [4] (Gamov, Bykova, 2020).
тенденции и предпосылки перехода мсБ к цифровой экономике
Цифровые технологии находятся в центре сегодняшних дебатов об экономическом развитии из-за их широкого использования во время вспышки СОУШ-19. Хотя нет никаких сомнений в том, что пандемия усиливает внедрение новых технологий, технический прогресс уже изменил мир за последние два десятилетия - от уровня жизни до самого характера нашей работы.
Нельзя забывать о риске, который возрастает при использовании предприятиями МСБ цифровых технологий. Основные причины роста риска - это не только выпуск инновационного продукта, но и увеличение финансирования этого процесса [3] (Burov, Kapitonova, Kaybalina, 2018). Одним из ключевых факторов для МСБ в рамках цифровой экономики являются высококвалифицированные сотрудники, а также доступ к своевременной информации, необходимой для ведения малого и среднего бизнеса на цифровых платформах.
Страхи перед безработицей, вызванной роботами, растут, поскольку задачи, традиционно выполняемые людьми, все чаще выполняются с использованием роботов и искусственного интеллекта. Снижение себестоимости машин угрожает низкоквалифицированным рабочим местам и рутинным задачам - тем, которые наиболее подвержены автоматизации и офшорингу. Действительно, число роботов, работающих во всем мире, быстро растет: к концу 2020 года будет введено в эксплуатацию 3 милли-
она новых промышленных роботов, что более чем вдвое превысит эксплуатационный запас за семь лет, охватывающих период 2014-2020 гг.
Но технология может выступить и создателем рабочих мест. Повышение эффективности, вызванное цифровыми технологиями, может помочь малому и среднему бизнесу расширяться. Цифровые платформы могут создавать совершенно новые профессии и рабочие места. Малый и средний бизнес может выйти на удаленные рынки, не имеющие инфраструктуры. Чтобы изменить технологию, важно понять, что именно меняет нынешняя технологическая волна и как цифровая политика и малый и средний бизнес могут адаптироваться к ней.
Еще до начала пандемии некоторые виды технического прогресса были особенно заметны. Во-первых, технологии уже разрушали производственные процессы, особенно благодаря быстрому расширению цифровых платформ. Цифровые технологии бросают вызов традиционным границам фирм, меняют глобальные цепочки создания стоимости и географию рабочих мест. В конце концов, технология снижает издержки ведения малого и среднего бизнеса, дополняя инвестиции в инфраструктуру, соглашения о свободной торговле и другие усилия по либерализации, направленные на снижение торговых барьеров, что, в свою очередь, расширяет глобальные цепочки создания стоимости и меняет географию рабочих мест. Новые предприятия малого и среднего бизнеса - это модели - фирмы с цифровыми платформами - смогли быстро эволюционировать от местных стартапов до глобальных гигантов, часто с небольшим количеством сотрудников или материальных активов. Цифровые платформы позволили сформировать кластеры предприятий в слаборазвитых сельских районах.
Во-вторых, технология создала сейсмические сдвиги в сочетании профессиональных навыков, необходимых для успеха на рынке труда. В то время как возвращение к рутинным, специфическим навыкам работы снижается, премия за навыки, которые не могут быть заменены роботами, растет; к ним относятся когнитивные навыки, такие как критическое мышление, а также социально-поведенческие навыки, такие как управление и распознавание эмоций, которые улучшают командную работу. Заработок выше у тех, кто обладает сочетанием этих навыков. Развивающийся мир труда требует адаптивных навыков, которые позволяют работникам легче переходить от одной задачи к другой. С 2001 года доля занятых в профессиях, интенсивно использующих нестандартные когнитивные и социально-поведенческие навыки, увеличилась с 19% до 23% в странах с формирующейся рыночной экономикой и с 33% до 41% в странах с развитой экономикой.
В-третьих, цифровые технологии изменили условия работы. Вместо «стандартных» долгосрочных контрактов цифровые технологии привели к более краткосрочной работе, часто через онлайн-рабочие платформы. Делают определенные виды работы более доступными и гибкими. Тем не менее, несмотря на шумиху, цифровая экономика на данный момент медленно захватывает традиционные профессии. Три крупнейшие глобальные платформы: gig-Freelancer - в Австралии, Upwork - в США
и Zhubajia - в Китае имеют 60 миллионов пользователей; только 0,3-0,5% активной рабочей силы участвуют в экономике gig во всем мире.
Вполне вероятно, что пандемия усилит эти ранее существовавшие тенденции и повысит актуальность соответствующих политических ответных мер. Некоторые моменты уже кажутся ясными. «Платформенные фирмы» еще больше доминируют на рынках. Мы уже видим, что Amazon и Alibaba становятся еще больше и сильнее, поскольку розничные магазины не могут конкурировать. Компании будут больше инвестировать в свою способность вести малый и средний бизнес через интернет, чтобы быть более устойчивыми к потенциальным блокировкам. Некоторые «рабочие места» также будут продолжать расти. Фирмы также могут иметь больше стимулов для инвестиций в автоматизацию и перепрофилирование производства, чтобы защитить себя от нарушения цепочки создания стоимости. Многие предприятия, полагающиеся на импортные ресурсы, сталкиваются с нехваткой промежуточных товаров, поскольку цепочки создания стоимости нарушаются. Возможно, им придется позаботиться о том, чтобы поставки были менее уязвимыми для ограничений на поездки.
В России уже применяются цифровые платформы, например: «Яндекс», Avito, Ozon и др. Каналом коммуникации и самой бизнес-моделью могут также выступать такие цифровые платформы, так как они включают в себя несколько функций и возможностей. Российские цифровые платформы во многом являются аналогом зарубежных вышеупомянутых, но и стали намного сильнее в период пандемии, что, впрочем, обосновано поведением людей, находящихся на самоизоляции. Также мы видим появление новых цифровых платформ в России, вызванное пандемией, которые активно развиваются и дают возможность производителям товаров МСП размещать свою продукцию («Самокат», «Сбермаркет» и т.д.). Освоение цифровых платформ - это также и новый урок времени для предпринимателей.
Цифровые технологии также улучшают способность людей работать из дома, хотя возможность удаленной работы, которая зависит от типа выполняемых работ и задач, а также от цифровых возможностей, значительно варьируется в разных странах и внутри них. Рабочие места, способствующие удаленной работе, более распространены в богатых странах, среди работников с более высоким уровнем образования и на оплачиваемых рабочих местах с полной занятостью. Женщины и молодые работники значительно реже работают удаленно. Во многих развивающихся странах цифровая инфраструктура является дефицитной или некачественной.
Мировая пандемия вынудила многие организации закрыть физические объекты и уйти полностью на удаленный формат работы. Связь с потенциальными покупателями, клиентами и партнерами в интернете изменилась для всех. В конечном итоге это даст возможность получить гораздо более широкую аудиторию.
Сегодня перед ИТ-директорами стоит задача изменить свое мышление по мере изменения правил игры. Распространенной стратегией является поиск стороннего
консультанта у третьей стороны или организации, которая специализируется на конкретной потребности.
На рынке есть два инструмента: индекс BDI, демонстрирующий уровень готовности компаний малого и среднего сегмента к цифровой трансформации, и новый инструмент, возможность предпринимателям пройти цифровой check-up и получить консультацию по внедрению цифровизации. Безусловно, для развития цифровой культуры в малом и среднем сегменте бизнес-процессов компаний необходимо время, и поэтому, несмотря на рост индекса цифровизации, малый и средний бизнес готов к цифре только наполовину. При этом высокий уровень цифровизации имеют всего 11% компаний. Среди компаний малого и среднего бизнеса их доля достигает 20%, среди ИП - 10%, среди микро- и малых предприятий - 12-15% [6].
Особенно актуален стал переход компаний на удаленную работу в период весны 2020 года - сложной эпидемиологической ситуации. Предприниматели осознали важность цифровых технологий как ключ к жизнеспособности предприятий малого и среднего бизнеса в 2020 году. Те, кто успел произвести трансформацию, смогли пережить этот кризис и перейти на новый этап цифровизации, но есть и те, кто потерпел убытки из-за неправильно установленных приоритетов.
За последние полгода уровень цифровизации предприятий МСБ Москвы и российских регионов вырос: сегодня Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса равен 50 пунктам по шкале от 0 до 100 (рост на 5 пунктов с прошлого года) [6]. Компании стали чаще использовать цифровые технологии и интернет-инструменты в работе. Больше компаний завели собственные сайты (75% в 2020 году против 54% в 2019 году). Выросла доля предпринимателей, считающих, что цифровизация повышает удобство ведения малого и среднего бизнеса (с 34% до 57%), увеличивает скорость работы (с 33% до 53%) и улучшает клиентский сервис (с 15% до 22%) [6].
Переход к цифровым технологиям не так-то прост, как отмечают многие предприниматели. Основные проблемы, с которыми сталкиваются руководители, это нехватка средств, бюджетные ограничения (24%). Особенно часто сталкиваются с этим предприниматели из регионов [10] (Repnikova, Bykova, Shmanev, Kerimov, Kozhina, 2019).
Возросло количество компаний, использующих цифровые каналы передачи данных, такие как корпоративная почта (с 48% до 56%), облачные решения (с 46% до 52%) и системы по автоматизации работы с клиентом (с 23% до 33%). При этом компании в Москве более активно пользуются перечисленными каналами, чем малый и средний бизнес в регионах.
Также компании все более охотно переходят на онлайн-общение с клиентами и партнерами. Снизилась доля руководителей, которые считают, что общаться с клиентами или партнерами нужно только лично (с 38% до 30%).
Еще один ключевой аспект - это обеспечение работы с партнером, который понимает модели платформ и создает гибкие системы и который соответствует видению организации в отношении их бизнеса и рентабельности инвестиций, который
достаточно быстрый и маневренный, чтобы в кратчайшие сроки организовать свои действия в соответствии с потребностями клиентов, при этом сохраняя производительность и информационную безопасность [11] (Repnikova, Bykova, Stroev, Khvoevsky, Gaydarenko, 2019). Сегодня клиенты больше чем когда-либо ценят прозрачность, справедливость и равенство со стороны своего поставщика ИТ-услуг. Клиенты ищут партнеров, которые могут переосмыслить, реформировать и работать в соответствии с новыми нормами, поскольку было бы большим упущением, если бы партнеры вернулись к старым способам ведения бизнеса после СОУГО-19.
В интернете компании чаще всего используют такие специальные инструменты продвижения, как контекстная реклама (65%) и реклама в соцсетях (58%). В 2020 году они стали выбирать эти инструменты чаще (в 2019 году их использовали 44% и 34% представителей МСБ соответственно). В столице предприниматели малого и среднего бизнеса чаще используют для продвижения 1ш1адгаш и БасеЬоок, а «Вконтакте» используют чаще региональные предприниматели [6].
Цифровая трансформация малых и средних предприятий необязательно требует радикальной трансформации бизнес-модели; преобразование может осуществляться постепенно и на разных уровнях изменений. Внедрение цифровой трансформации сделало компании более гибкими, что привело к более гибкому распределению ресурсов. Однако такая гибкая реализация считается дорогостоящей, и выживание предприятия подвергается риску, если она не будет гибкой. Кроме того, не существует «универсального решения», поэтому компании должны разработать свой индивидуальный путь цифровой трансформации, учитывая, «какую стратегию» использовать и «где ее следует применять». Выбор стратегии и успех цифровой трансформации зависят от различных факторов, таких как существующие цифровые возможности фирм, культура обучения, история внедрения цифровых технологий, способность развиваться вместе с поддерживающими сторонами и т. д. Несмотря на это, внедрение цифровых технологий варьируется в зависимости от многого, но можно выделить три пути для формирования стратегии цифровой трансформации бизнес-модели:
1. Ускорение перехода к более цифровой фирме. Этот путь подходит только для фирмы, которая «готова прыгнуть» и стать цифровой фирмой. Можно сказать, что МСБ в этой категории являются группой «первопроходцев» и стремятся привить стратегическую чувствительность с целью выявления слабых сигналов об изменениях, прежде чем другие компании смогут их идентифицировать. Цифровизация была внедрена быстро при поддержке группы специальных команд, работающих с проектным подходом. При таком подходе у каждого проекта есть конкретная цель и определенные временные рамки [9] (Ganina, Malyugina, Polyakova, Fedorova, Bykova, 2019).
Цифровые технологии применяются во всех организационных функциях, но глубина реализации варьируется в зависимости от функциональных задач. Продажи - это функция с наиболее полной цифровизацией, поскольку цифровые технологии были внедрены еще до начала пандемии. Когда началась пандемия, компания расширила
цифровизацию до различных функций. Можно сказать, что пандемия выступила в качестве внешнего стимула, угрожая выживанию фирмы и заставляя фирму быстро отреагировать путем ускорения цифровизации.
Быстро проведенная трансформация цифровых технологий дает многообещающее конкурентное преимущество, что сопряжено с высоким риском. Тем не менее в среде цифровых технологий это конкурентное положение не продержится долго, поскольку существует возможность подражания со стороны конкурентов. Этот тип трансформации требует, чтобы компании создали основу для цифровых технологий. Это сочетается с цифровым видением и разработкой стратегии, поддерживаемой культурой обучения и достижением определенного уровня грамотности в области цифровых технологий.
2. Цифровизация продаж для выживания фирмы. Второй путь является наиболее популярным для МСБ, о чем свидетельствует тот факт, что более половины компаний попадают в эту группу. Фирмы из этой группы переводят свои функции продаж в цифровую форму с целью получения доходов более творческими способами, хотя есть некоторые сомнения в том, что внедрение цифровых технологий будет по-прежнему полезным в будущем после окончания пандемии.
Решение о проведении цифровой трансформации в сфере продаж помогает фирмам получать доход за счет создания клиентского опыта, и они ожидают, что это спасет их от грани банкротства. На самом деле фирмы из этой группы заинтересованы в проведении комплексной цифровой трансформации, но из-за своего низкого уровня цифровой зрелости они решают оцифровать только функцию продаж.
Фирмы, специализирующиеся на тематических исследованиях, интегрируют предложения продуктов или услуг через социальные сети, которые оснащены опытом потребителей и поддерживаются физической инфраструктурой для распределения, логистики и цепочки поставок. Все эти стратегии предназначены для повышения организационной гибкости фирм [1].
3. Поиск цифровых партнеров для выхода на рынок. Третий путь трансформации бизнес-модели продемонстрировал изменения в том, как МСБ взаимодействуют со своими партнерами. Две компании, которым не хватает цифровой грамотности, попадают в эту группу и преодолевают свои проблемы, утопая в экосистемах цифровых технологий, у которых есть много восторженных партнеров, с которыми можно сотрудничать.
Доказано, что поиск цифровых партнеров может решить проблемы, возникающие из-за отсутствия цифровой грамотности, но это считается краткосрочным решением, поскольку компаниям необходимо сбалансировать свои краткосрочные решения с долгосрочными планами. В какой-то момент фирмы из этой группы должны иметь возможность внедрять цифровые технологии, не полагаясь полностью на своих партнеров.
Партнеры управляют цифровыми технологиями и используют их в соответствии с конкретными потребностями фирмы, специализирующимися на тематических
исследованиях, и помогают МСБ в общении с клиентами, которым нужны индивидуализированные продукты [8] (Nikonorova, Stroev, Morkovkin, Bykova, Isaichikova, Kvak, Skryabin, 2019).
Эти подходы демонстрируют, что малые и средние предприятия следуют трем основным направлениям перехода к цифровым технологиям: ускорение цифрови-зации, цифровизация функций продаж и поиск цифровых партнеров для выхода на рынок. Решение о выборе одного из трех путей цифровой трансформации определяется существующим уровнем цифровой зрелости, культурой обучения, историей внедрения цифровых технологий и т. д. МСБ, которые производят индивидуализированные продукты в массовом масштабе и имеют большие физические размеры, могут справиться с проблемами низкой цифровой грамотности, быстро сотрудничая с цифровыми фирмами. Между тем прямое взаимодействие с покупателями крайне необходимо для других типов продуктов, особенно для модных продуктов с коротким жизненным циклом. По этой причине цифровизация функции продаж является обязательной. Оцифровка этой функции не просто увеличивает продажи, это также способствует развитию клиентского опыта.
Бюджетное финансирование развития цифровой экономики в России составит чуть больше 1 трлн руб. Общий объем нацпроекта «Цифровая экономика РФ» с 2019 по 2024 год достигнет 1,8 трлн руб. По прогнозам совместного исследования 2018 года компании «Цифра» и Российского союза промышленников и предпринимателей, только объем российского рынка искусственного интеллекта (далее - ИИ) в промышленности к 2021 году должен достичь $ 380 млн [7].
По данным аналитиков отечественной КМБЛ, российский малый и средний бизнес уже тратит на цифровую трансформацию от 3 до 10% годовой выручки. Срок окупаемости этих инвестиций составляет от одного года до пяти лет. При этом 30% компаний отмечают сокращение трудозатрат и повышение эффективности малого и среднего сегмента бизнес-процессов соответственно. Увеличение маржинальности продуктов и рост капитализации компании достигнут 11% в концу 2022 года [7].
заключение
Количество представителей МСБ, которые уже перешли к цифровой трансформации, в аналитике по сравнению с 2018 годом выросло на 19%. Вектор приоритета сменился с внедрения технологических решений в отдельные процессы на необходимость полной трансформации бизнеса. Такой переход становится необходимым не только по отношению к взаимодействию с клиентом, а уже как данность и возможность выживания. Предприятия МСБ в России используют технологии управления данными (34%), «Интернета вещей» (28%), роботизации процессов и биометрии (оба направления по 24%) и искусственного интеллекта (22%) [7].
Таким образом, пандемия ускорила процесс перехода от физических посредников и владельцев активов к производителям цифровых платформ, которые исключают
■ Первый уровень. Несвязанная инфраструктра, происходит цифровизация отдельных элементов
Второй уровень. Элементы инфрастурктуры связаны и интегрированы друг с другом
Третий уровень. На базе инфрастуруктуры выстроена полная цифровая модель компании, все процессы сцифрованы Четвертый уровень. Уже реализованы инструменты предиктивной самокррекции
Пятый уровень. Полностью зрелая открытая инфраструктура.
Рисунок 1. Развитие цифровой инфраструктуры в российский компаниях
Источник: [7].
из цепочки транзакции посредников. Конкуренция на цифровых площадках России уже возросла по сравнению с началом 2020 года. Предприятия малого и среднего бизнеса, которые не начали этот процесс трансформации, уменьшают свои возможности эффективного взаимодействия и успешности бизнеса в дальнейшем, так как правила игры уже не изменятся.
В течение многих лет организации МСБ постепенно переходили к цифровым технологиям, постепенно приспосабливаясь к меняющемуся поведению своих клиентов. Теперь пандемия ускорила необходимость перехода на цифровые технологии. Проще говоря, организации должны иметь цифровое присутствие, чтобы оставаться актуальными для клиентов и конкурентоспособными на рынке.
ИСТОЧНИКИ:
1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/450ce3f2da1 ecf8a6ec8f4e9fd0cbdd3/Prognoz2024.pdf (дата обращения: 30.12.2020).
2. Поддержка МСП в контексте COVID-19. Счетная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf (дата обращения: 04.01.2021).
3. Буров В.Ю., Капитонова Н.В., Кайбалина Н.Б. О роли малого предпринимательства и образования в развитии цифровой экономики // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 4. - c. 44-49.
4. Гарнов А.П., Быкова О.Н. Цифровая экономика как метод интеграции в мировое пространство // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2020. - № 4(112). - c. 5-12. - doi: 10.21686/2413-2829-2020-4-5-12.
5. Гарнов А.П., Быкова О.Н., Перепелица Д.Г. Дигитализация экономики: проблемы и
перспективы // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2020. -№ 3. - с. 81-84. - doi: 10.12737/2306-627X-2020-81-84.
6. Пандемия и переход компаний на «удаленку». Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса. НАФИ. Аналитический центр. [Электронный ресурс]. URL: https:// nafi.ru/analytics/pandemiya-i-perekhod-kompaniy-na-udalenku-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 02.01.2021).
7. Пандемия ускорила цифровизацию бизнеса. РБК+ Информационные технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5f8f191f7a8aa930ddd3c51 (дата обращения: 02.01.2021).
8. Nikonorova A.V., Stroev P.V., Morkovkin D.E., Bykova O.N., Isaichikova N.I., Kvak A.A., Skryabin O.O. Development of innovations monitoring system and its implementation in practice of commercial companies // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. - 2019. - № 2. - p. 233-236.
9. Ganina E.V., Malyugina N.M., Polyakova R.I., Fedorova E.A., Bykova O.N. Destructive communication in the information space // International Journal of Engineering and Advanced Technology. - 2019. - № 1. - p. 5565-5569.
10. Repnikova V.M., Bykova O.N., Shmanev S.V., Kerimov V.E., Kozhina V.O. Improvement of financial security technologies for entrepreneurial entities // International journal of engineering and advanced technology. - 2019. - № 5. - p. 2256-2260.
11. Repnikova V.M., Bykova O.N., Stroev P.V., Khvoevsky S.A., Gaydarenko V.A. Technologies for assessing the level of enterprise development // International Journal of Recent Technology and Engineering. - 2019. - № 3. - p. 4407-4410.
12. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. Проблемы и перспективы развития сферы товарного обращения в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 6. - c. 1701-1720. - doi: 10.18334/epp.10.6.110533.
REFERENCES:
Burov V.Yu., Kapitonova N.V., Kaybalina N.B. (2018). O roli malogo predprinimatel-stva i obrazovaniya v razvitii tsifrovoy ekonomiki [About the role of small business and formation in development of digital economy]. Fundamental research. (4). 4449. (in Russian).
Ganina E.V., Malyugina N.M., Polyakova R.I., Fedorova E.A., Bykova O.N. (2019). Destructive communication in the information space International Journal of Engineering and Advanced Technology. 9 (1). 5565-5569. Garnov A.P., Bykova O.N. (2020). Tsifrovaya ekonomika kak metod integratsii v mirovoe prostranstvo [Digital economy as a method of integration into world space]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 17 (4(112)). 5-12. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2020-4-5-12.
Garnov A.P., Bykova O.N., Perepelitsa D.G. (2020). Digitalizatsiya ekonomiki:problemy iperspektivy [Digitalization of the economy: problems and prospects]. Scientific research and development. Economy of the company. 9 (3). 81-84. (in Russian). doi: 10.12737/2306-627X-2020-81-84.
Nikonorova A.V., Stroev P.V., Morkovkin D.E., Bykova O.N., Isaichikova N.I., Kvak A.A., Skryabin O.O. (2019). Development of innovations monitoring system and its implementation in practice of commercial companies AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 9 (2). 233-236.
Repnikova V.M., Bykova O.N., Shmanev S.V., Kerimov V.E., Kozhina V.O. (2019). Improvement of financial security technologies for entrepreneurial entities International Journal of Engineering and Advanced Technology. 8 (5). 2256-2260.
Repnikova V.M., Bykova O.N., Stroev P.V., Khvoevsky S.A., Gaydarenko V.A. (2019). Technologies for assessing the level of enterprise development International Journal of Recent Technology and Engineering. 8 (3). 4407-4410.
Zavyalov D.V., Zavyalova N.B. (2020). Problemy i perspektivy razvitiya sfery tovar-nogo obrashcheniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Problems and development trends of the commodity circulation in the digital economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (6). 1701-1720. (in Russian). doi: 10.18334/ epp.10.6.110533.