Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 96-105 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 494. рр. 96-105
Научная статья УДК 316.65
doi: 10.17223/15617793/494/10
Влияние ценностно-смысловых предпочтений российских подростков и молодежи на построение образов будущего
Ольга Радиславовна Радионова1, Наталия Борисовна Авалуева2
12 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия 1гайюпоуа-ог@гапера. ги 2ауа1иеуа-пЪ@гапера. ги
Аннотация. Обобщены, проанализированы и раскрыты научно-методические подходы к пониманию ценностно-смысловой сферы личности, изучению корреляций жизненных ценностей и моделированию будущего у современных подростков и молодежи в России. Представлены методологические основания и результаты социологического исследования по изучению ценностно-смысловых предпочтений российских подростков и молодежи в меняющейся геополитической ситуации, их влияния на образы будущего и их возможных трансформаций в будущем. Раскрыты образы настоящего и будущего современных российских подростков и молодежи на основе их ценностно-смысловых предпочтений. Обосновано влияние мотивации успеха на образы будущего современных российских подростков и молодежи.
Ключевые слова: подростки, молодежь, ценностно-смысловые предпочтения, мотивационный компонент, образ будущего, геополитическая ситуация
Источник финансирования: исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы 11.122023-1 «Исследование ценностно-смысловых ориентиров российских школьников в меняющейся геополитической ситуации», в соответствии с государственным заданием РАНХиГС на 2023 г. по научному направлению «Экономика образования. Средне- и долгосрочные приоритеты реформы образования».
Для цитирования: Радионова О.Р., Авалуева Н.Б. Влияние ценностно-смысловых предпочтений российских подростков и молодежи на построение образов будущего // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 494. С. 96-105. doi: 10.17223/15617793/494/10
Original article
doi: 10.17223/15617793/494/10
Analysis of axiological attitudes of Russian youth in a period of uncertainty
Olga R. Radionova1, Natalia B. Avalueva2
12 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation
Abstract. Global changes taking place in the political and socio-economic sphere, in the socio-cultural space, large-scale informatization and media pressure have a direct impact on society, causing active modulations of behavior and axiological sphere, both in adults and in the younger generation entering adulthood and projecting their future in a situation of extreme uncertainty. As part of the research work analyzing approaches to the implementation of educational policy in educational organizations of the general education system, in 2022, the Research Center for Strategy, Design and Legal Support of the Federal Institute of Education Development at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration conducted a study of young people's axiological attitudes at the present stage, as well as their impact on building an image of the future. On the basis of generalized methodological, scientific and methodological approaches to the study of correlations of life values and modeling of the future among young people in Russia, a methodology was developed that allows identifying the axiological attitudes of several categories of respondents of different ages and social status, as well as tracing the dynamics of their changes at different stages of the younger generation's growing up. A toolkit was developed for conducting an anonymous online survey on a specially created page of the website of the Federal Institute of Education Development at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 80,964 people from all 85 subjects of the Russian Federation took part in the sociological study. The results of the study showed that the perception of the future is more influenced
© PagHOHOBa O.P., AB&ayeBa H.E., 2023
by the situation in which the respondent is in the present. A favorable emotional situation in the family, educational organization, and society contribute to the projection of the current picture of the world into the future, and the identified problem areas become the object of transformation. In the first place, regardless of age and employment, is the idea of one's own health and the health of family members. An important component of the formation of axiological attitudes is the living conditions in the present, including the material prosperity of the family. Recognizing the need for material security, young people realize that it is more a means to achieve a prosperous life than a goal. The ideas about the future of modern Russian youth are concentrated on the fact that they will devote much less time to household management and communication, and will be able to realize their dreams of traveling, active cultural life, physical education and sports. Based on the data obtained, the motivational profile of modern Russian youth is formed. A system of pedagogical support for the implementation of strategic directions of state policy in the field of education in conditions of uncertainty for specialists of the general education system has been developed. Proposals for the implementation of strategic directions of educational and youth policy have been formed for the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation.
Keywords: axiological attitudes, image of future, youth, period of uncertainty, sociological research
Financial support: The study was carried out within the framework of research work 11.12-2023-1 as part of the state assignment to the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration for 2023.
For citation: Radionova, O.R. & Avalueva, N.B. (2023) Analysis of axiological attitudes of Russian youth in a period of uncertainty. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 494. pp. 96-105. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/494/10
Введение
Глобальные изменения, происходящие в политической, социально-экономической сфере, в социокультурном пространстве, широкомасштабная информатизация и давление СМИ оказывают непосредственное влияние на социум. Неизбежным следствием данного процесса является изменение ценностных предпочтений и ценностно-смысловой сферы в целом у подрастающего поколения в России, вступающего во взрослую жизнь и проектирующего свое будущее в стремительно меняющейся геополитической ситуации.
Исследования, направленные на выявление ожиданий, представлений о будущем, а также связанных с ними страхов у подростков и молодежи (прежде всего школьников), в современных условиях становятся все более актуальными. Именно образ будущего, формирующийся как у подростка, так и у молодого человека, является, с одной стороны, условием, а с другой - результатом процесса его вхождения в социум.
Представления подрастающего поколения о будущем могут рассматриваться как модель (образ) будущего, которая, во-первых, включает их внутренние убеждения, самооценку личностных качеств и перспектив, а во-вторых - указывает на происходящие процессы формирования самоидентификации и социализации подростков и молодежи в современном обществе.
Можно выделить три основных компонента построения образа будущего: жизненные ценности, личностные характеристики, мотивы.
Жизненные ценности, которые «выступают в роли ориентиров, способствующих в обширном потоке внешней информации о жизненных явлениях выделить то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения, т.е. ценности определяют избирательность отношений человека к миру, характеризуют его жизненную позицию, направленность устремлений личности, а также соизмеримость потребностей и способов их удовлетворения» [1], являются основным компонентом построения образа будущего.
«... Образ будущего может быть определен как динамическое психологическое образование, которое обеспечивает, с одной стороны, смысложизненную определенность бытия человека, а с другой стороны, задает направленность жизни. Существуют личностные характеристики, которые, выступая показателями открытости человека как психологической системы, могут детерминировать процесс построения образа будущего» [2]. Таким образом, личностные характеристики, являясь компонентом построения образа будущего, будут выступать как «описание характера», который играет значительную роль при формировании ожиданий и оценки молодыми людьми собственных перспектив.
Еще одним важнейшим компонентом для построения подрастающим поколением образа собственного будущего является мотивационный компонент, поскольку «.в желаемом будущем современная молодежь стремится стать успешной. Успех понимается как некое комплексное достижение: это в равной степени означает реализовать свои профессиональные планы, создать собственную семью, обустроить собственный очаг. Причем последнее подразумевает как материальное благополучие семьи, так и ее психологический комфорт» [3]. Именно мотивы задают вектор, определяющий субъективную картину будущего: с одной стороны, они побуждают, направляют деятельность, формируют устремления, желания, а с другой - создают личностные смыслы, определяя ценностные предпочтения.
Таким образом, при рассмотрении трехкомпонент-ной структуры категории «образ будущего» научный и практический интерес будет представлять исследование влияния каждого из обозначенных компонентов (жизненные ценности, личностные характеристики, мотивы) на построение образов будущего современных подростков и молодежи.
Однако в рамках данной статьи остановимся на результатах исследования влияния ценностно-смысловых предпочтений российской молодежи на построение их образа будущего.
Методология исследования
В настоящее время в различных отраслях науки встречается множество исследований, посвященных проблематике, связанной с корреляцией жизненных ценностей и моделированием своего будущего у подростков и молодежи в России (О.Н. Арестова, O.E. Бай-тингер, С.А. Башкова, Т.Н. Березина, И.А. Демина, Д.А. Леонтьев, Е.В. Щелобанова и др.). Исследования, связанные с построением картины будущего, анализировались в русле изучения психологического времени человека и его жизненного проживания в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и др.
Исследователем К.А. Абульхановой-Славской была предложена концепция личностной организации жизненного пути человека и его субъективного времени, в рамках которой осуществлен цикл исследований, внесших значительный вклад в понимание проблемы будущего в жизни человека (В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, О.В. Кузьмина).
Представления в подростковом и юношеском возрасте о будущем отражают потенциальные возможности личности и уверенность или страх в возможности достижения этого будущего. Степень сформированно-сти образа будущего многими исследователями рассматривается как один из показателей успешной социализации (М.Р. Гинзбург, Е.П. Белинская, Е.И. Голо-ваха, С.А. Башкова, Ж. Нюттен, Л.В. Сохань, Г.С. Шляхтин, И.А. Демина и др.).
Сегодня, когда общество переживает ряд как структурных, так и духовных глобальных трансформаций, современной молодежи приходится вступать во взрослую жизнь, осваивая нормы ценностей и поведения, а также планируя свое будущее в ситуации нестабильности. Рассматривая ценности как атрибуты личности, которые тесно в нее «вплетены» и характеризуют ее целостность, определяя богатство внутреннего мира, «особо выделяются статус личности... общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения; мотивация ее поведения и деятельности... мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру. характер и склонности.» [4. С. 73].
Существуют различные мнения ученых и исследователей относительно проблематики изучения ценностей. Например, сама ценность рассматривается как некий атрибут абстрактного ценного (С.Л. Рубинштейн) или как возможная взаимосвязь какого-либо явления с конкретным объектом (М.И. Бобнева, Н.М. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, N.T. Feather, M. Rokeach, S.H. Schwartz, A. Bardi и др.). Ценности могут быть рассмотрены как первичное аффективно-смысловое образование, и параллельно с этим как субъективно психологическое образование (Т.М. Буякас, М.И. Бобнева, Н.М. Лебедева, Д.А. Леонтьев, M. Rokeach, S.H. Schwartz и др.); как мотивирующая структура личности (А.Г. Асмолов и др.), как источник и носитель личностно значимых смыслов (Д.А. Леонтьев).
Д.А. Леонтьев рассматривает ценностно-смысловые ориентации личности на двух уровнях - внешнем
(цели жизни, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией) и внутреннем (внутренний локус контроля, т.е. уверенность в способности контролировать свою жизнь, влияние на них различных страхов).
Крайне важным для данного исследования является развитие осознания своих смысловых ориента-ций и рефлексивного отношения к ним [5]. В трудах Л.С. Выготского, А.М. Лобок, В.И. Слободчикова, Н.С. Пряжникова особое внимание уделено развитию механизмов рефлексии, «то есть, специфической человеческой способности, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования» [6]. Вслед за В.И. Слободчиковым рефлексия рассматривается в исследовании «... как разрыв в потоке жизни, внутри которого происходит повседневное существование человека, и способность отнестись к жизни в целом, осуществить по отношению к ней ценностно-смысловое самоопределение».
Большое количество исследований посвящено изучению различных социально-психологических аспектов формирования и структурных изменений системы ценностей у современных подростков (А.В. Кулешова, И.В. Редина; С.В. Молчанов). Отечественные авторы указывают на факторы влияния современной семьи на процесс формирования ценностей подростков (Т.В. Геворкян, И.А. Крапивка и др.), школы, социума, включая образовательную среду (Э.В. Зауторова; Н.Н. Шиховцева; В.Т. Кудрявцев; Т.В. Михайлова и др.), социально-культурную и досуговую среду (Н.А. Плугина, Т.Ю. Ершова и др.), СМИ и современную мультимедийную среду (Н.А. Матвеева, Д.В. Кортиева и др.). Несмотря на то что исследование ценностей современных подростков нашло достаточно широкое отражение в научной литературе, проблема социально-психологических особенностей ценностей названной группы с учетом современного социокультурного контекста требует своего дальнейшего изучения.
Изучение ценностей - наиболее сложная и трудоемкая деятельность для исследователей, однако именно она позволяет выявить перспективы развития различных социальных групп, а для групп подростков - скорректировать выявленные проблемные зоны. Важность выявления приоритетных базовых ценностей состоит в том, что ценности заставляют человека придерживаться определенного образа жизни, поступать определенным образом, определенным образом делать выбор в различных жизненных ситуациях, придают смысл совершаемым действиям в повседневной жизни. Таким образом, ранняя (в период первичной социализации) диагностика ценностно-смысловых предпочтений позволяет не только наладить контакт с подростками и молодежью, но и преодолеть межпо-коленческие разрывы, скорректировать содержание действующих программ воспитания с учетом выявленных рисков.
Следует отметить, что в основу разработки методики исследования влияния ценностно-смысловых
предпочтений подростков и молодежи на построение их образов будущего положены научные труды Л.С. Выготского [7], С.Л. Рубинштейна [8], А.Г. Асмо-лова [9-13], Д.А. Леонтьева[5, 14-16].
Для разработки инструментария исследования были проанализированы методики, направленные на изучение ценностно-смысловой сферы человека: А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова) [17. С. 139], В.Р. Манукяна [18], Джеймса Крамбо, Леонарда Махолика (модификация Д.А. Леонтьева) [19. С. 8-18], В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной [20], П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой [21. С. 22-24], Г.В. Ре-запкиной [22] и др. Проведенный анализ способствовал определению методологической основы исследования, цель которого - выявление влияния ценностно-смысловых предпочтений подростков и молодежи на построение их образов будущего. Принимая во внимание действующую нормативно-правовую базу и результаты актуальных научных исследований в области воспитания, методологической основой данного исследования является синтез различных подходов: дея-тельностного подхода, лежащего в основе федеральных государственных образовательных стандартов [23]; личностно-ориентированного подхода, учитывающего возрастные и личностные особенности обучающихся (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.В. Занков, В.П. Зинченко и др.), и аксиологического подхода, раскрывающего возможности формирования мировоззрения как основы личностного и профессионального развития (С.З. Гончаров, И.И. Докучаев, А.Г. Здравомыслов, М.С. Коган, Д.А. Леонтьев, Г. Риккерт, Н.С. Розов, М. Рокич, М.С. Яницкий и др.).
Основанием для разработки инструментария стала сформированная на теоретико-методологическом этапе исследования трехкомпонентная структура образа будущего современных подростков и молодежи, включающая жизненные ценности, личностные характеристики, мотивационный компонент (мотивация к успеху). Основным инструментом исследования явился разработанный опросный лист для двух категорий респондентов - подростков и молодежи. Изучение ценностно-смысловых предпочтений целевых групп подростков и молодежи происходило с учетом их возрастных особенностей, социальных условий и мотива-ционной направленности. В качестве факторов, влияющих на конструирование и изменение ценностно-смысловых предпочтений, были выделены следующие: социальный контекст (материальный достаток, работа и др.); эмоциональный фон (включая уровень оптимизма); сформированные представления о значимости различных социальных сфер в настоящем.
Для выявления ценностно-смысловых предпочтений респондентов была актуализирована методика Г.В. Резапкиной «Иерархия жизненных ценностей» [22] как надежный, валидный инструмент. Для выявления представлений подростков и молодежи о своем будущем опросный лист был разработан самостоятельно, исходя из полученных в ходе исследования теоретических выводов и основ разработки материалов подоб-
ного рода. Выделение двух групп респондентов связано с психолого-педагогическими подходами к определению возрастных рамок категорий «подросток» и «молодежь»: в исследовании к категории «подросток» относятся респонденты в возрасте 11-14 лет, а к категории «молодежь» - в возрасте 15-35 лет.
Мотивационная направленность личности исследовалась с помощью методики диагностики позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи) мотивации (А.А. Реан).
Опросный лист для каждой группы респондентов содержал 3 блока вопросов:
- Блок 1. Общие данные об участнике опроса.
- Блок 2. Личность.
- Блок 3. Будущее.
Ответы на вопросы Блока 1 позволили систематизировать полученные данные по субъектному расположению, возрастному критерию, полу, типу образовательной организации.
Ответы на вопросы Блока 2 способствовали выявлению ценностно-смысловых предпочтений респондентов.
Ответы на вопросы Блока 3 дали возможность выявить, систематизировать и ранжировать представления подростков и молодежи о своем будущем.
В опросных листах использовались закрытые вопросы, которые формировались таким образом, чтобы можно было проследить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты для каждой группы ценностей. Открытые вопросы были сформулированы для выявления представлений о будущем и осуществления контроля за «искренностью и полнотой» ответов респондентов.
Обобщение полученных результатов позволило построить образы будущего подростков и молодежи, а также установить связь между ценностно-смысловыми предпочтениями и представлениями о будущем.
Для сбора полученных данных использовался метод онлайн-анкетирования, главным инструментом которого явился разработанный опросный лист.
Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики - программа SPSS, позволившие не только определить основные позиции, заложенные в исследовании, но и выявить определенные тенденции и закономерности, которые требуют дальнейшего изучения.
Для интерпретации полученных данных использовались методы сравнительного анализа полученных данных и интерпретационно-описательные методы, с помощью которых были установлены взаимосвязи между выявленными ценностно-смысловыми предпочтениями и представлениями о будущем у подростков и молодежи.
Ход исследования
На основе разработанной методики было проведено социологическое исследование в формате анонимного онлайн-опроса на специально созданной странице сайта ФИРО РАНХиГС. В исследовании приняли
участие 80 964 представителя категорий «подростки» и «молодежь» из 85 субъектов Российской Федерации.
Наиболее активными участниками опроса были респонденты из Самарской, Тамбовской, Тульской, Ростовской, Белгородской, Свердловской, Московской, Челябинской областей, Чувашской и Кабардино-Балкарской республик, Красноярского и Краснодарского краев.
Выборочная совокупность исследования представляет собой две целевые группы: 1) подростки в возрасте от 11 до 14 лет, 2) молодежь в возрасте от 15 до 35 лет. Группа «молодежь» была разделена на подгруппы: школьники в возрасте от 15 до 18 лет, обучающиеся образовательных организаций системы среднего профессионального и высшего образования педагогической направленности в возрасте от 18 до 25 лет, молодые педагоги и родители в возрасте от 26 до 35 лет.
Высокий интерес респондентов к предмету исследования, большое количество участников опроса из всех целевых групп позволили провести процедуры ремонта выборки и определить уровень ошибки не выше 4% (в анализ вошло 77 725 анкет). В качестве основных процедур ремонта выборки применялись случайная процедура отбора внутри избыточных групп и взвешивание полученных данных. Тип выборки - неслучайный с квотируемыми признаками. В качестве квотируемых признаков выступали такие показатели, как возраст, пол, субъект РФ, образование. Выборочная совокупность исследования сбалансирована по основным социально-демографическим характеристикам (тип образовательной организации (городская/сельская) и половозрастной состав), что определяет ее как репрезентативную.
Результаты исследования
Проведение социологического исследования с целью изучения влияния ценностно-смысловых предпочтений подростков и молодежи на формирование их образа будущего является не только инструментом получения латентных данных, но и средством рефлексии для его участников, поскольку респондентам приходилось размышлять над вопросами, которые в обыденной жизни, возможно, у них даже и не возникали.
Стоит отметить, что сложности в изучении ценностно-смысловой сферы личности связаны с особой позицией индивида, в которой при ответах на поставленные вопросы проявляется стереотипное социально желательное преставление, а не истинное субъективное мнение респондента о затрагиваемой теме. Зачастую в обыденной жизни большинство людей специально не задумывается о том, каких именно ценностей они придерживаются, почему поступают определенным образом, что стоит за их выбором. Особое внимание в ходе проведения социологического исследования уделяется внешней валидности, которая в значительной степени меняется после проведения исследования. Таким образом, в ходе проведения исследования репрезентативный опрос становится нерепрезентативным, а участники исследования, раз-
мышляющие уже иначе, в некоторой степени начинают отличаться от тех людей, которые в нем не участвовали.
Проведенное исследование позволило выделить ценностно-смысловые предпочтения респондентов по сферам жизни в настоящем (табл. 1).
Таблица 1
Важность ценностно-смысловых предпочтений по сферам жизни в настоящем, %
Сфера жизни Проценты
Семья 85,2
Здоровье 83,5
Деньги 48,5
Отдых 26,0
Карьера 22,3
Творческий потенциал 13
Служение 3,5
Слава 2,7
В приоритете у респондентов семья и здоровье, 85,2 и 83,5% соответственно. Выбор семьи как ценностно-смыслового предпочтения стабильно высок у всех респондентов: от 79,8 (11-14 лет) к 86% (1517 лет) и до 89,8% - к 35 годам. Такое ценностно-смысловое предпочтение, как здоровье, с возрастом растет: среди 11-14-летних его выбирают 75%, среди 15-17-летних - 85,9%, среди 18-35-летних -89,6%.
Материальный достаток, деньги в качестве приоритетного выбора отмечают 48,5% респондентов, но с возрастом этот показатель начинает снижаться: если в 11-14 лет эту ценность выбрали 56,9%, в 15-17 лет -52,6% респондентов, а в 18-20 лет - 50,3%, то в 26-35 лет - всего 34,2%.
При анализе результатов опроса среди подростков и молодежи были выделены качества личности, которыми, по мнению опрошенных, они хотели бы обладать в будущем (табл. 2).
Анализ полученных результатов свидетельствует об одинаковой приоритетности желаемых качеств в будущем, однако значимость их с возрастом меняется.
В ТОП-5 приоритетных личностных качеств современных подростков и молодежи в будущем входят (независимо от возраста) такие качества, как уверенность в себе, терпеливость, доброта, смелость и трудолюбие. Ярко выражена потребность в таком качестве, как «уверенность в себе», и с возрастом эта потребность только увеличивается. Аутсайдером среди личностных качеств является «неравнодушие».
Категория «Позитивные эмоции» исследовалась по четырем позициям: чувство собственного достоинства, надежда, уверенность в своих силах и счастье. Следует отметить, что в будущем потребность во всех обозначенных выше качествах с возрастом снижается: счастье, рассматриваемое респондентами как удовлетворенность собственной жизнью и ощущение внутреннего спокойствия, в 15-17 лет испытывают 45,5% опрошенных, а к 35 годам - лишь 25,2% респондентов. Аналогичная тенденция наблюдается с чувством уверенности в себе, своих силах: от 48,8% у
подростков до 28,9% к 35 годам. Чувство собствен- 32,3% 15-17-летних и только 19,4% респондентов в ного достоинства выделили 44,6% 11-14-летних, возрасте от 26 до 35 лет (рис. 1).
Таблица 2
Приоритетность личностных качеств в будущем, %
Качества Проценты от выборочной совокупности каждой возрастной группы
Подростки Молодежь
11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет 26-35 лет
Уверенность в себе 49,0 51,0 56,0 54,0
Терпеливость 40,9 37,4 35,4 37,9
Доброта 35,8 35,8 35,8 36,2
Смелость 35,4 35,6 35,5 35,9
Трудолюбие 33,8 33,9 33,9 34,0
Стремление к развитию 32,0 32,9 32,5 33,8
Ум 30,2 28,2 28,4 28,8
Ответственность 29,0 28,0 28,5 28,5
Настойчивость 28,2 27,9 28,5 28,2
Активность 27,9 27,9 27,9 27,9
Честность 27,1 27,5 27,0 27,6
Ощущение внутреннего спокойствия 23,1 25,2 25,0 25,9
Отзывчивость 23,9 24,4 23,7 23,6
Дружелюбие 19,3 20,2 18,2 19,1
Миролюбивость (неконфликтность) 17,4 17,8 17,6 18,0
Вежливость 17,0 17,6 17,8 17,4
Аккуратность 16,8 16,6 16,6 16,4
Умение посмеяться над собой 15,0 15,8 16,2 16,6
Добросовестность 14,7 14,3 14,6 14,4
Неравнодушие 12,4 12,8 12,6 12,6
Рис. 1. Позитивные эмоции, отмеченные респондентами
Нацеленность на успех снижается по мере взросления от 65 (11-14 лет) к 59,2% (15-17 лет) и до 46,4% (18-35 лет), а стремление избегать неудачи -увеличивается от 25,2 (11-14 лет) к 28,3% (15-
17 лет) и до 42,2% (18-35 лет). Таким образом, с возрастом наблюдается тенденция «перерождения» мотивации достижения успеха в мотивацию избегания неудач (рис. 2).
Рис. 2. Нацеленность на успех и стремление избегать неудач
Принимая во внимание, что нацеленность на успех определяется направленностью личности на развитие творческого потенциала, уровнем оптимизма и способностью принимать решения, отметим, что результаты исследования показывают уменьшающуюся с возрастом важность развития творческого потенциала: среди 11-14-летних творческий потенциал считают самым важным в своей жизни 37,6%, среди 15-17-летних -23,8%, в группе 18-25-летних таких респондентов уже насчитывается 19,9%, а в группе от 26 до 35 лет - только 6%. Уровень оптимизма в среде участников опроса достаточно высокий. Наиболее оптимистичны на момент проведения исследования по результатам опроса оказались респонденты в возрасте 26-35 лет. При этом к принятию решений молодежь относится взвешенно: в 1517 лет 48,8% респондентов сначала выясняют мнение других, советуются, а только затем принимают решение. В 18-35 лет таких респондентов уже 53,1%.
Интерес представляет позиция подростков и молодежи, связанная с выбором ценностно-смысловых предпочтений по сферам жизни в будущем (табл. 3).
Таблица 3
Важность ценностно-смысловых предпочтений по сферам жизни в будущем, %
Сфера жизни Проценты
Здоровье 72,1
Семья 55,6
Деньги 49,5
Карьера 29,2
Служение 27,1
Отдых 26,0
Слава 19,2
Творческий потенциал 16,1
Анализ открытых вопросов позволил выделить и сопоставить наиболее значимые для подростков и мо-
лодежи предпочтения в настоящем и будущем. На открытые вопросы ответили 89% респондентов в возрасте от 11 до 14 лет, 91% респондентов возрастной группы 15-17 лет, 94% респондентов в возрасте 1825 лет и 97% респондентов в возрасте от 26 до 35 лет (от общего количества респондентов по каждой возрастной группе).
Все ответы респондентов были сгруппированы в следующие блоки: путешествия, общественная активность, хобби, спорт, саморазвитие, культурная жизнь, общение, домашнее хозяйство (рис. 3).
Предпочтения респондентов в настоящем и будущем в распределении по возрастным группам и выделенным блокам представлены в табл. 4.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что независимо от возрастной группы респонденты стремятся быть менее обремененными в будущем домашним хозяйством. Общение в будущем представляется важным только респондентам возрастной группы 26-35 лет. Стремление к общественной активности в будущем с возрастом увеличивается, однако так и остается не сильно востребованным. А вот путешествия, спорт, хобби, культурная жизнь и саморазвитие становятся приоритетными в будущем во всех возрастных группах.
Проведенный многофакторный анализ показал, что уверенные в своих силах, испытывающие внутреннее спокойствие респонденты нацелены в будущем на внешние успехи - достижение карьерного и социального роста: им важны интересная работа, общение с друзьями, самореализация и познание.
Также на своей внутренней жизни в будущем в большей степени сконцентрированы респонденты, испытывающие в настоящем негативные эмоции. Так, для респондентов, испытывающих в настоящем страх и раздражение, в будущем в приоритете оказываются уверенность в своих силах и возможность творческой деятельности.
I настоящее □ будущее Рис. 3. Предпочтения респондентов в настоящем и будущем
Таблица 4
Предпочтения респондентов в настоящем и будущем в распределении по возрастным группам и выделенным блокам, %
Предпочтения Проценты
Подростки Молодежь
11-14 лет 15-17 лет 18-25 лет 26-35 лет
настоящее будущее настоящее будущее настоящее будущее настоящее будущее
Домашнее хозяйство 37 22 43,5 25 57,30 29 62,2 31
Общение 36 21 34 15 31 14 2 10
Спорт 24 41 22 39 18 21 16 19
Хобби 18 20 48 50 54 57 60 61
Саморазвитие 4 5 6 7 18 23 20 37
Культурная жизнь 2 18 3 22 3 38 4 42
Путешествия 3 66 5 69 8 71 12 74
Общественная активность 1 2 1 2 1 8 1 8
В ходе анализа также было выявлено, что в зависимости от материального достатка респондентов меняется направленность распределения ими свободного времени, затрачиваемого на различные виды деятельности. Так, в настоящее время респонденты из малообеспеченных семей в большей степени занимаются домашним хозяйством (31%), и лишь 16% из них тратят свободное время на хобби. Из числа респондентов из высокообеспеченных семей домашним хозяйством предпочитают заниматься лишь 14%, на хобби тратят свободное время 21% из данной категории опрошенных. Представители малообеспеченной категории респондентов в будущем отдают предпочтение ведению домашнего хозяйства. Хотя у них появляется и желание вести активную досуговую деятельность, посвящать в будущем свободное время либо хобби, либо той деятельности, которая в настоящем не является для них доступной.
Заниматься общественной активностью в свободное время из числа малообеспеченных респондентов готовы всего лишь 4%, а из числа высокообеспеченных - только 6%. В то же время для материально обес-
печенных респондентов в будущем наибольшее значение приобретает общественная активность, связанная не только с благоустройством жизни вокруг себя, но и «выходом за границы» семьи, а именно: с участием в волонтерских движениях, благотворительной деятельности, экологических мероприятиях и пр.
Выводы
Интерпретация полученных результатов свидетельствует, что на формирование представлений подростков и молодежи о будущем влияют социальный контекст, эмоциональный фон, сформированные представления о значимости различных социальных сфер в настоящем, социальные ожидания и мотивационный компонент. Эмоциональный фон служит индикатором, на основе которого можно выявить основные тенденции в представлениях об образе будущего: чем больше позитивных эмоций испытывает респондент, тем с большей уверенностью он смотрит в будущее, тем оптимистичнее его представления о будущем. Ощущение счастья, полноты жизни, надежды, уверенности в
своих силах с возрастом снижается. Признавая необходимость материальной обеспеченности, молодежь осознает, что материальная обеспеченность является в большей степени средством к достижению благополучной жизни, чем целью.
В целом благоприятная эмоциональная обстановка и благополучная ситуация в семье, образовательной организации, в социуме способствуют проецированию нынешней картины мира в будущее. И наоборот - выявленные проблемные зоны становятся объектом трансформации, «работой на будущее» для преодоления и изменения ситуации. На первом месте вне зависимости от возраста и сферы занятости находятся представления о собственном здоровье и здоровье членов семьи. Практически три четверти всех опрошенных считают, что здоровье является основой успешной и счастливой жизни. При условии его сохранения в будущем возможно достижение всех поставленных целей. При этом подростки и молодежь готовы уделять много времени спорту и физической культуре (подростки в возрасте от 11 до 14 лет), саморазвитию (молодежь в возрасте от 26 до 25 лет), иметь хобби (молодежь в возрасте от 15 до 35 лет). Половина опрошенных также считают, что основой их жизни должна являться семья, которая предполагает заботу о близких, родных, друзьях. К сожалению, в большинстве случаев активная деятельность затрагивает только ближний круг - семью, друзей. Общественные активности, включая волонтерство, благотворительность, не являются распространенными у современной молодежи.
Результаты исследования показывают, что с возрастом чувство собственного достоинства, рассматриваемое как уверенность в себе и наличие внутреннего спокойствия, утрачивается. Полученный результат не только не противоречит результатам ранее проведенных научных исследований по данному вопросу, но и подтверждает надежность и валидность разработанного инструмента, поскольку утрачивание чувства
собственного достоинства напрямую связано с удовлетворенностью собственной жизнью, что подтверждается результатами данного исследования.
Кроме того, «настоящая ситуация» и «ситуация будущего», как показало исследование, не отличаются по ценностно-смысловым предпочтениям. Однако следует заметить, что если у подростков в возрасте от 1114 лет в настоящем превалируют такие ценностные предпочтения, как домашнее хозяйство и общение, то в будущем приоритетными становятся спорт и путешествия; у молодежи во всех возрастных группах (1518 лет, 18-25 лет, 26-35 лет) в настоящем выделяются хобби и домашнее хозяйство, а в будущем - хобби и путешествия. Процентное соотношение выборов меняется, что объясняется влиянием мотивационного компонента.
При этом необходимо отметить целесообразность проведения нескольких волн исследования (не реже одной волны в год) для отслеживания динамики изменений ценностно-смысловых представлений и образов будущего различных категорий респондентов в зависимости от изменений, происходящих в политической и экономической обстановке, как в стране, так и в мире в целом.
Неоспорим тот факт, что при реализации основных направлений государственной политики в области воспитания в условиях меняющейся геополитической ситуации существующая система воспитания нуждается в современном творческом обновлении, ориентированном на развитие личности обучающегося на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В этой связи результаты исследования могут быть использованы как для корректировки программ воспитания и технологий в области воспитания, так и для разработки системы педагогического сопровождения реализации стратегических направлений государственной политики в области воспитания для специалистов системы образования.
Список источников
1. Карпушина Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2003. 182 с.
2. Гостев А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М. : Ин-т психологии РАН, 2001. 194 с.
3. Баимбетов А.А., Кабакович Г.А., Насибуллин Р.Т., Хайруллин Ф.Г. Молодежь в кризисном социуме / под ред. Р.Т. Насибуллина. М. : Изд-во ИС РАН, 1998. 105 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд., испр. и доп. М. : Смысл, 2019. 584 с.
6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда : учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
7. Выготский Л. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : АСТ ; Астрель, 2008. 670 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2019. 720 с.
9. Человек как открытая целостность / отв. ред. Л.П. Киященко, Т.А. Сидорова. Новосибирск : Академиздат, 2022. 420 с.
10. Асмолов А.Г. Сканирование будущего: взгляд эволюционного оптимиста // СоциоДиггер. 2021. Т. 2, № 9 (14). С. 77-80.
11. Гусельцева М.С., Асмолов А.Г. Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 14-23.
12. Асмолов А.Г. Тест на человечность: особые дети в обществе // Образовательная политика. 2015. № 3. (69). С. 2-5.
13. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М. : Смысл, 2001. 416 с.
14. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.
15. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
16. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14-37.
17. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер, 2012.
18. Манукян В.Р. Опыт исследования индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57.
19. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000.
20. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30.
21. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002.
22. Резапкина Г.В. Методика «Иерархия жизненных ценностей». URL: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=diagn_4#met
23. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog-Id=2588
References
1. Karpushina, L.V. (2003) Struktura zhiznennykh tsennostey razlichnykh sotsial'nykh grupp studentov vuzov [The structure of life values of various
social groups of university students]. Psychology Cand. Diss. Samara.
2. Gostev, A.A. (2001) Obraznaya sfera cheloveka vpoznanii i perezhivanii dukhovnykh smyslov [The figurative sphere of man in the knowledge and
experience of spiritual meanings]. Moscow: IP RAS.
3. Baimbetov, A.A. et al. (1998)Molodezh' v krizisnom sotsiume [Youth in a crisis society]. Moscow: IS RAS.
4. Anan'ev, B.G. (2001) Chelovekkakpredmetpoznaniya [Man as an object of knowledge]. Saint Petersburg: Piter.
5. Leont'ev, D.A. (2019) Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology of meaning: nature, structure and
dynamics of semantic reality]. 4th ed. Moscow: Smysl.
6. Pryazhnikov, N.S. (1997) Psikhologicheskiy smysl truda: ucheb. posobie [Psychological meaning of labor: textbook]. Moscow: In-t prakticheskoy
psikhologii; Voronezh: NPO "MODEK".
7. Vygotskiy, L. (2008) Pedagogicheskayapsikhologiya [Educational psychology]. Moscow: AST; Astrel'.
8. Rubinshteyn, S.L. (2019) Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg: Piter.
9. Kiyashchenko, L.P. & Sidorova, T.A. (eds) (2022) Chelovek kak otkrytaya tselostnost' [Man as an open integrity]. Novosibirsk: Akademizdat.
10. Asmolov, A.G. (2021) Skanirovanie budushchego: vzglyad evolyutsionnogo optimista [Scanning the future: the view of an evolutionary optimist]. SotsioDigger. 2:9 (14). pp. 77-80.
11. Gusel'tseva, M.S. & Asmolov, A.G. (2020) Skrytoe liderstvo i raznoobrazie modeley uspekha v sovremennom obshchestve [Hidden leadership and diversity of success models in modern society]. Povolzhskiypedagogicheskiypoisk. 2 (32). pp. 14-23.
12. Asmolov, A.G. (2015) Test na chelovechnost': osobye deti v obshchestve [Humanity test: special children in society]. Obrazovatel'naya politika. 3. (69). pp. 2-5.
13. Asmolov, A.G. (2001) Psikhologiya lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Personality psychology: Principles of general psychological analysis]. Moscow: Smysl.
14. Leont'ev, D.A. (1996) Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoy rekonstruktsii [Value as an interdisciplinary concept: experience of multidimensional reconstruction]. Voprosyfilosofii. 4. pp. 15-26.
15. Leont'ev, D.A. (1998) Tsennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmeneniya vo vremeni [Value concepts in individual and group consciousness: types, determinants and changes over time]. Psikhologicheskoe obozrenie. 1. pp. 13-25.
16. Leont'ev, D.A. (2020) Schast'e i sub"ektivnoe blagopoluchie: k konstruirovaniyu ponyatiynogo polya [Happiness and subjective well-being: towards the construction of a conceptual field]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny. 1. pp. 14-37.
17. Il'in, E.P. (2012) Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy [Psychology of communication and interpersonal relationships]. Saint Petersburg: Piter.
18. Manukyan, V.R. (2018) Opyt issledovaniya individual'no-psikhologicheskikh osobennostey tselepolaganiya i zhiznennogo planirovaniya [Experience in researching individual psychological characteristics of goal setting and life planning]. Psikhologicheskie issledovaniya. 11 (57).
19. Leont'ev, D.A. (2000) Test smyslozhiznennykh orientatsii [Test of life-meaning orientations]. 2nd ed. Moscow: Smysl.
20. Sopov, V.F. & Karpushina, L.V. (2001) Morfologicheskiy test zhiznennykh tsennostey [Morphological test of life values]. Prikladnaya psikhologiya. 4. pp. 9-30.
21. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. & Manuylov, G.M. (2002) Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow: Izd-vo Instituta psikhoterapii.
22. Rezapkina, G.V. (n.d.) Metodika "Ierarkhiya zhiznennykh tsennostey" [Methodology "Hierarchy of Life Values"]. [Online] Available from: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=diagn_4#met
23. Russian Federation. (n.d.) Federal'nyy gosudarstvennyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state standard of basic general education]. [Online] Available from: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog-Id=2588
Информация об авторах:
Радионова О.Р. - канд. пед. наук, директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Авалуева Н.Б. - канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
O.R. Radionova, Cand. Sci. (Pedagogics), director of the Research Center for Strategy, Design and Legal Support, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] N.B. Avalueva, Cand. Sci. (Pedagogics), leading research fellow, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.12.2022; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 29.09.2023.
The article was submitted 13.12.2022; approved after reviewing 11.09.2023; accepted for publication 29.09.2023.