Контроль за использованием финансовых средств, для исполнения полномочий, предоставленных муниципалитетам законодательными органами и органами исполнительной власти, осуществляют эти органы.
Контроль за правильным начислением, полной и своевременной выплатой налогов и платежей в установленном законодательством порядке осуществляется органами налоговой службы муниципалитетов [4].
Правила выплаты и взимания местных налогов и платежей в Азербайджанской Республике, права и обязанности налогоплательщиков и органов налоговой службы муниципалитетов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства, правила обжалования действий органов налоговой службы муниципалитетов и их должностных лиц устанавливаются законодательством.
В соответствии статьи 142 Конституции Азербайджанской Республики указано, что «местное самоуправление осуществляется муниципалитетами. Муниципалитеты формируются на основе выборов. Основа статуса муниципалитетов устанавливается Конституцией Азербайджанской Республики, а порядок выборов в муниципалитеты - законом».
Правила уплаты и сбора местных налогов и платежей в Азербайджанской Республике, права и обязанности налогоплательщиков и органов налоговой службы муниципалитетов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства, правила обжалования действий (бездействия) органов налоговой службы муниципалитетов и их должностных лиц закреплено Налоговым Кодексом и другими нормативно законодательными актами.
Ставки местных налогов устанавливаются в пределах сумм, закрепленных налоговым законодательством Азербайджанской Республики.
Литература
1. Налоговый кодекс Азербайджанской Республики.
2. Мусаев А. Ф., Садыгов М. М., Магеррамов Р. Б., Салаев Р. А. «Налоги и налогообложение в Азербайджане». Учебник. Баку, 2005.
3. Мамедов Ф. А, Мусаев А. Ф., Садыгов М. М., Калбиев Я. А. «Налоги и налогообложение», Баку, 2010.
4. Садыгов Т. А., Рзаев И. М. Налоговый учет и аудит. Баку, 2014.
Влияние целесообразного валютного курса на последовательный рост национальной экономики Ашурбейли-Гусейнова Н. П.
Ашурбейли-Гусейнова Нигяр Пирверди гызы /Ashurbayli-Huseynova Nigar Pirverdi gizi — доктор философии
по экономике, преподаватель, кафедра финансов и финансовых институтов, Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье исследуется выбор оптимального обменного курса национальной валюты постсоциалистических стран как одно из основных направлений последовательного экономического развития. Считается, что в условиях экономического кризиса - парализации финансового рынка, особенно рынка ценных бумаг, путем осуществления целесообразного валютного курса возможно обеспечить быстрый рост последовательной и положительно -ориентированной национальной экономики.
Abstract: in article the choice of the optimum exchange rate of national currency of the postsocialist countries as one of the basic directions of consecutive economic development is investigated. It is considered, that in the conditions of an economic crisis - paralysis of the financial market, especially a securities market, by realisation of the expedient rate of exchange probably to provide fast growth of the consecutive and positively - focused national economy.
Ключевые слова: макроэкономические явления, валютные курсы, девальвация, монетарная политика, конвертация, внешнеторговый баланс, диверсификация экономики, импорт, экспорт, манат. Keywords: macroeconomic effects, foreign exchange rates, devaluation, monetary policy, currency, trade balance, diversification of the economy, import, export, manat.
Политика валютного регулирования является одной из наиболее важных проблем в современной макроэкономике. Никакие известные теоретические или регрессионные модели курсообразования и курсовой политики не учитывают в должной степени таких макроэкономических явлений, как «финансовые пузыри» фондовых рынков, влияние высокой динамики поступления или оттока масс «сильных» валют на внутренний рынок страны со «слабой» валютой, шоковые внешние воздействия на национальную экономику и т.п. [1, с. 51-65]. К тому же, большинство моделей, описывающих валютные курсы, весьма неустойчивы относительно целей курсовой политики.
Нередко незначительное изменение рангов целевых приоритетов (например, между ограничением инфляции и степенью торговой открытости экономики) приводит к принципиально разным выводам модели относительно оптимальной валютной политики. По мнению экспертов, именно по этим причинам реальная курсовая политика современной финансовой власти большинства стран определяется не столько какими-либо теоретическими предпочтениями, сколько созданным опытом монетарного регулирования и практическими соображениями.
Особое значение валютное регулирование приобретает для развивающихся экономик, которые острее реагируют на изменения обменного курса в связи со слабостью банковской системы и финансовых рынков.
Созданный к настоящему времени богатый арсенал моделей валютного курса включает и модели, основанные на временной структуре процентных ставок [2, с. 51-65]. Первым обсуждение факторов курсообразования национальных денег без привязки их к товарному стандарту начал шведский экономист Г. Кассель, отец - основатель стокгольмской школы экономической науки. После первой мировой войны на мировом рынке возник диспаритет между валютным курсом и реальной покупательной способностью денег в результате отказа от золотого стандарта. Г. Кассель обратился к идее Д. Рикардо, который предположил, что между валютным курсом и внутренней покупательной способностью денег должна быть четкая взаимосвязь. Установление валютного курса на базе паритета покупательной способности, по мысли Касселя, способно было вернуть международный рынок в состояние равновесия. Со своими теоретическими разработками шведский экономист впервые выступил в 1916 г., а после окончания первой мировой войны начал их активную пропаганду. Само выражение «паритет покупательной способности» вошло в терминологический оборот после публикации Касселем статьи в «Экономическом журнале» в декабре 1918 г. В начале 1920-х годов он предлагал Лиге Наций - прообразу современной ООН - использовать паритет покупательной способности в качестве «якоря» международной валютной политики. Действенность теории Касселя на практике по сей день можно определить высказыванием Дж. М. Кейнса о том, что «теория паритета покупательной способности, даже в ее несовершенной форме, находит себе положительное подтверждение» [3, с. 93].
Механизм курса валюты, заниженного относительно паритета и покупательной способности, является чрезвычайно распространенным инструментом стимулирования экспорта и регулирования импорта. Большинство стран, выбиравшихся из кризиса широко использовали этой механизм. Так, в Японии валютной курс установленной в 1948 сохранялся в течение 20 лет; в Китае долгое время сохранялся курс юаня. То есть такая ситуация занижения курса валюты относительно ППС является типичной для развивающихся стран и в Азербайджане валютный курс в течение десяти лет держался приблизительно на уровне 0,8-0,9 манат/долл. [4, с. 10].
Национальные валюты дифференцируются на «сильные» (ППС близок к курсу) и «слабые» (курс резко занижен относительно ППС) в зависимости от силы или слабости национальной экономики. Это связано с конкурентоспособностью национальных производителей на внутренних и международных рынках, со структурным качеством и финансовой устойчивостью экономики, инвестиционной привлекательностью, социально-политическими рисками и т.д. По данным российской статистики, курс, в среднем равнялся трем. Во многих экономических изданиях в связи с показателем ППС приводятся сопоставления цен в США и постсоветских странах, которые оказываются ниже в 3-4 раза. Отсюда делается вывод о возможности повышения внутренних цен, но при этом забывается, что речь идет не о странах с сильной экономикой, а речь идет о слабых экономиках. Исходя из данных 2001 г. по странам СНГ можно считать уровень цен должен быть приблизительно 50 % американского уровня. Разрыв между ППС и курсом национальной валюты имеет определенные последствия для слабой экономики- удорожается импорт, иностранный инвестор получает «субсидию» в 3 раза в соответствии с разрывом, например, при разрыве - это составляет 2/3 объема инвестиций. Влияние курсовой политики на развитие экономики - один из краеугольных камней макроэкономической политики страны.
Степень недооцененности или переоцененности обменного курса валюты в стране во многом определяется состоянием финансовой сферы страны.
С учетом продолжающегося внешнего шока (снижения цен на нефть), в условиях слабой банковской системы и неразвитых финансовых рынков не следует стремиться к равновесному
рыночному курсу. Надо отметить, что основными целями валютной политики являются оптимизации внешнеэкономической деятельности, поддержание финансовой стабильности и содействие конкурентоспособности продукции. При этом, возможны два пограничных случая: политика «слабого» и «сильного» маната. У каждого варианта есть свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные аспекты при проведении политики «слабого» маната - это, естественно, увеличение доходов экспортеров и стимулирование экспорта, особенно с высоким уровнем добавленной стоимости, сдерживание импорта, снижение внутренней стоимости сырья и рабочей силы, улучшение контроля за финансовыми рынками и увеличение золотовалютных резервов. Негативные последствия - провоцирование инфляции, снижение агрегированного спроса населения, удорожание инвестиционного импорта, усиление оттока капитала и инвестиций в иностранные активы, а также удорожание обслуживания внешнего долга - как государственного, так и частного.
Положительные аспекты при проведении политики «сильного» маната - сдерживание инфляции, стимулирование инвестиций, уменьшение стоимости промежуточного потребления. Негативные последствия - рост импорта, ухудшение конкурентоспособности национальных производителей, сокращение положительного внешнеторгового сальдо, а также рост частного внешнего долга.
Механизм воздействия обменного курса на экономику страны с позиции внешних рынков таков: согласно стандартным представлениям укрепление маната увеличит долларовые издержки и соответственно предложение, так как мы не можем влиять на мировые цены. Так как мы экспортируем в основном сырьевые товары цены, на которые очень волатильны, необходимо сравнивать наши долларовые издержки с ценами мирового рынка. Азербайджан импортирует в основном продукцию обрабатывающих отраслей, для которой взаимозаменяемость является неполной. Поэтому конкуренция носит частично ценовой, а частично - неценовой характер. Предпочтения между отечественными и импортными товарами можно описывать функцией спроса, аналогичной используемым в сфере потребительского выбора. Тогда оказывается, что доля импорта на внутреннем рынке может сокращаться при укреплении национальной валюты, если спрос на импорт неэластичен, так же, как это происходит при анализе потребительского спроса. Еще в конце 1950-х годов А. Харбергер пришел к аналогичному выводу.
Макроанализ валютного курса в экономической теории, начиная с Дж. М. Кейнса сводится к главной проблеме - ни одна страна не может одновременно поддерживать устойчивость валютного курса и стабильность цен. В условиях современного мирового финансового кризиса исследования должны переместиться на внутристрановой уровень, так как валютные курсы зависят от природы и источников шоков в экономике. Это особенно актуально для ресурсозависимых стран, в том числе и для Азербайджана.
Литература
1. Моисеев С. Макроанализ валютного курса от Касселя до Обстфельда и Рогоффа // Вопросы экономики, № 1, 2004.
2. Алехин Б. Валютный рынок и микроструктурные финансы. Вопросы экономики, 2002, № 8, С. 51-65.
3. Кассель Г. Инфляция и валютный курс. М., Эльф пресс., 1995, с. 93.
4. Статистический бюллетень Центрального Банка Азербайджанской Республики, 2014, № 10, 12 с.
Правильность и прецизионность методов и результатов измерений Асланов З. Ю.1, Зейналова М. С.2
'Асланов Забит Юнус оглу / Aslanov Zabit Yunus oglu — доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой; 2ЗейналоваМехрибан Сулейман кызы / ZeynalovaMehriban Suleyman kizi — старший преподаватель,
кафедра стандартизации и сертификации, Азербайджанский государственный университет экономики, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: анализированы цели международного стандарта ISO-5725. Рассмотрены правильность и прецизионность методов и результатов измерений. А также рассмотрены принципы планирования опытов и представление в форме таблицы и карт.
Abstract: this article analyses the international standard iSO 5725. Examined the correctness and precision of measurement methods and results. In addition, the article discusses the principles of experience in planning, and presentation in the form of tables and charts.
Ключевые слова: показатель прецизионности, планирование эксперимента, стандартные отклонения, статический анализ.
Keywords: record, design of experiments, standard deviations, statistical analysis.