Научная статья на тему 'Сущность и классификация местных (муниципальных) налогов в Азербайджанской Республике'

Сущность и классификация местных (муниципальных) налогов в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ / MUNICIPALITIES / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGET SYSTEM / ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / TAX CODE / TAX OFFICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губадова Айбениз Анвер Kызы

В статье рассматривается сущность и классификация муниципальных налогов в Азербайджанской Республике, а также рассматривается международный опыт в этой сфере. Особое внимание уделяется законодательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и классификация местных (муниципальных) налогов в Азербайджанской Республике»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сущность и классификация местных (муниципальных) налогов в Азербайджанской Республике

Губадова А. А.

Губадова Айбениз Анвер kbisbi / Gubadova Aybeniz Anver kyzy - доктор философии по экономике, доцент,

кафедра финансов и финансовым институтов, Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье рассматривается сущность и классификация муниципальных налогов в Азербайджанской Республике, а также рассматривается международный опыт в этой сфере. Особое внимание уделяется законодательству.

Abstract: municipal Taxes of the Republic of Azerbaijan in the article under consideration the international experience in this area, as well as the Essence of study And Classification. Legislation in this area is given special attention.

Ключевые слова: налоги; законодательство, муниципалитеты, бюджетная система, органы налоговой службы, налоговый кодекс.

Keywords: taxes, tax offices, tax code, legislation, municipalities, the budget system.

Местные (муниципальные) налоги - это налоги и платежи, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.

Местные (муниципальные) налоги являются составной частью налоговой системы Азербайджанской Республики.

Применяемые муниципалитетами платежи состоят их установленных Законом «О местных (муниципальных) налогах и платежах», а также добровольных единовременных платежей, выплачиваемых юридическими и физическими лицами для финансирования целевых проектов, осуществляемых по результатам местных опросов мнения.

Данные платежи выплачиваются за счет прибыли и доходов, остающихся в распоряжении юридических и физических лиц после выполнения ими предусмотренных законодательством налоговых обязательств. Данные платежи должны быть использованы только по назначению.

Закон Азербайджанской Республики «Об основах финансов муниципалитетов» устанавливает принципы формирования и использования финансов муниципалитетов, основы процесса формирования местного бюджета и полномочия муниципалитетов в этих областях и взаимоотношения их с соответствующими органами исполнительной власти [1].

Отношения, возникающие в связи с формированием и использованием финансов муниципалитетов, регулируются Конституцией Азербайджанской Республики, Законами Азербайджанской Республики «О статусе муниципалитетов», «О государственном бюджете», «О банках и банковской деятельности в Азербайджанской Республике» и другими нормативно-правовыми актами [1].

Экономические основы финансов муниципалитета составляют муниципальное имущество, муниципальные земли, местный бюджет и внебюджетные фонды, производственная, обслуживающая и другая экономическая деятельность муниципалитета.

Формирование и использование финансовых средств муниципалитета основываются на принципах самоуправления, независимости, гласности и согласования местных интересов с интересами республики.

Местный (муниципальный) бюджет — это финансовые средства, формируемые и используемые для реализации принципов самоуправления в соответствии со статусом муниципалитета, осуществления муниципальных полномочий, установленных Конституцией Азербайджанской Республики, Налоговым Кодексом Азербайджанской Республики и другими нормативными законодательными актами.

Местный (муниципальный) бюджет, будучи муниципальным бюджетом, не является составной частью государственного бюджета.

В процессе регулирования местного бюджета муниципалитеты в соответствии с законодательством имеют право получать средства из государственного бюджета. В процессе составления и исполнения местного (муниципального) бюджета используются установленные

законодательством общие принципы бюджетной системы и применяемая в Азербайджанской Республике бюджетная классификация.

Независимость местного (муниципального) бюджета обеспечивается наличием собственных источников дохода и исключительным правом муниципалитета распоряжаться средствами местного бюджета. Вмешательство органов законодательной и исполнительной власти Азербайджанской Республики в бюджетную деятельность муниципалитетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Азербайджанской Республики [1].

Государство гарантирует независимость местных бюджетов и не несет ответственности за их обязательства [2]. Государственная гарантия основывается на создания условий для развития производственной сферы на основе инвестиционной и денежно-кредитной политики.

В случае невозможности финансирования местных программ социально-экономического развития за счет доходов местного бюджета — определение дополнительных источников дохода с учетом возможностей государственного бюджета или выделение из государственного бюджета дотаций и субвенций для покрытия дефицита местного бюджета.

В случае, если органы законодательной и исполнительной власти возлагают на муниципалитеты дополнительные полномочия, они обеспечивают их необходимыми финансовыми средствами для осуществления этих полномочий. В случае, если в результате принятых органами исполнительной власти решений произойдет сокращение доходов или повышение расходов местных бюджетов, суммы соответствующих сокращений или повышений компенсируются органами, принявшими данные решения.

Статья 8 Налогового Кодекса Азербайджанской Республики гласит, к местным (муниципальным) налогам относятся:

• земельный налог с физических лиц;

• налог на имущество физических лиц;

• промысловый налог на строительные материалы местного значения;

• налог на прибыль предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности [1].

Правила подсчета и уплаты местных налогов, права и обязанности налогоплательщиков и органов

налоговой службы муниципалитетов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства, правила обжалования действий (бездействия) органов налоговой службы муниципалитетов и их должностных лиц устанавливаются соответствующим законодательством.

Подсчет, выплата местных налогов и платежей и порядок предоставления льгот, а также верхний и нижний пределы их ставок устанавливаются законом, необходимость же их применения и конкретные ставки определяются решениями муниципалитетов [3].

Правила исчисления минимального размера платы, выплачиваемой по зонам размещения, распространения и рекламного тарифа уличной рекламы на землях, зданиях и других объектах, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются в порядке, предусмотренном Законом Азербайджанской Республики «О рекламе», а его конкретные ставки — муниципалитетами. В предусмотренном законодательством порядке муниципалитеты могут принять решения о местных налогах и платежах, а также о добровольных единовременных выплатах для финансирования вопросов местного значения. Средства, полученные в результате решений о добровольных единовременных выплатах, могут быть использованы только по целевому назначению.

Объем и направления расходов местных бюджетов устанавливаются муниципалитетами. Местный (муниципальный) бюджет формируется на основании нормативов расходов, установленных муниципалитетами с учетом управленческих расходов муниципалитета, расходов на содержание социально-бытовых, жилых, культурных и спортивных объектов, а также находящихся в общем пользовании населения улиц, дворов и скверов.

Проекты местного бюджета формируются путем оценки текущей и перспективной хозяйственной деятельности предприятий на основании территориальных социально-экономических прогнозов муниципалитетов и целевых программ.

В процессе исполнения местного бюджета муниципалитеты могут внести изменения в статьи дохода и расхода в пределах ссуды, утвержденной по бюджетной классификации, за исключением целевых средств, полученных из государственного бюджета. Операции по обязательствам, принятым во время исполнения местных бюджетов, завершаются в течение одного месяца после окончания бюджетного года. Не использованные за это время средства остаются в распоряжении муниципалитетов, за исключением случаев изменения законодательства Азербайджанской Республики.

Муниципалитеты в порядке, установленном их уставом, утверждают отчет об исполнении местного бюджета и доводят его до населения, проживающего на их территории.

Контроль за использованием финансовых средств, для исполнения полномочий, предоставленных муниципалитетам законодательными органами и органами исполнительной власти, осуществляют эти органы.

Контроль за правильным начислением, полной и своевременной выплатой налогов и платежей в установленном законодательством порядке осуществляется органами налоговой службы муниципалитетов [4].

Правила выплаты и взимания местных налогов и платежей в Азербайджанской Республике, права и обязанности налогоплательщиков и органов налоговой службы муниципалитетов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства, правила обжалования действий органов налоговой службы муниципалитетов и их должностных лиц устанавливаются законодательством.

В соответствии статьи 142 Конституции Азербайджанской Республики указано, что «местное самоуправление осуществляется муниципалитетами. Муниципалитеты формируются на основе выборов. Основа статуса муниципалитетов устанавливается Конституцией Азербайджанской Республики, а порядок выборов в муниципалитеты - законом».

Правила уплаты и сбора местных налогов и платежей в Азербайджанской Республике, права и обязанности налогоплательщиков и органов налоговой службы муниципалитетов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства, правила обжалования действий (бездействия) органов налоговой службы муниципалитетов и их должностных лиц закреплено Налоговым Кодексом и другими нормативно законодательными актами.

Ставки местных налогов устанавливаются в пределах сумм, закрепленных налоговым законодательством Азербайджанской Республики.

Литература

1. Налоговый кодекс Азербайджанской Республики.

2. Мусаев А. Ф., Садыгов М. М., Магеррамов Р. Б., Салаев Р. А. «Налоги и налогообложение в Азербайджане». Учебник. Баку, 2005.

3. Мамедов Ф. А, Мусаев А. Ф., Садыгов М. М., Калбиев Я. А. «Налоги и налогообложение», Баку, 2010.

4. Садыгов Т. А., Рзаев И. М. Налоговый учет и аудит. Баку, 2014.

Влияние целесообразного валютного курса на последовательный рост национальной экономики Ашурбейли-Гусейнова Н. П.

Ашурбейли-Гусейнова Нигяр Пирверди гызы /Ashurbayli-Huseynova Nigar Pirverdi gizi — доктор философии

по экономике, преподаватель, кафедра финансов и финансовых институтов, Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье исследуется выбор оптимального обменного курса национальной валюты постсоциалистических стран как одно из основных направлений последовательного экономического развития. Считается, что в условиях экономического кризиса - парализации финансового рынка, особенно рынка ценных бумаг, путем осуществления целесообразного валютного курса возможно обеспечить быстрый рост последовательной и положительно -ориентированной национальной экономики.

Abstract: in article the choice of the optimum exchange rate of national currency of the postsocialist countries as one of the basic directions of consecutive economic development is investigated. It is considered, that in the conditions of an economic crisis - paralysis of the financial market, especially a securities market, by realisation of the expedient rate of exchange probably to provide fast growth of the consecutive and positively - focused national economy.

Ключевые слова: макроэкономические явления, валютные курсы, девальвация, монетарная политика, конвертация, внешнеторговый баланс, диверсификация экономики, импорт, экспорт, манат. Keywords: macroeconomic effects, foreign exchange rates, devaluation, monetary policy, currency, trade balance, diversification of the economy, import, export, manat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.