Научная статья на тему 'Влияние трудной жизненной ситуации на формирование психологических защит личности'

Влияние трудной жизненной ситуации на формирование психологических защит личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3443
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / EMOTIONAL REGULATION / DIFFICULT SITUATIONS / PSYCHOLOGICAL DEFENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тонкушина К. В.

В статье рассмотрена проблема влияния жизненных ситуаций на формирование психологических защит личности Дана характеристика понятию «трудная жизненная ситуация». Изучены процессы формирования конструктивных и диструктивных психологических защит в проблемной ситуации. Автор рассмотрел этапы развития эмоциональной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE DIFFICULT SITUATION ON THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF PERSONALITY

The article considers the problem of the influence of life situations on the form-ing psychological defenses personality Characteristics of the concept of "difficult life situation." The processes of formation and destructively constructive psychological defenses in a problem situation. The author reviewed the stages of development of emotional self-regulation.

Текст научной работы на тему «Влияние трудной жизненной ситуации на формирование психологических защит личности»

УДК 740 ББК 88

ВЛИЯНИЕ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ*

К.В. ТОНКУШИНА - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Аннотация

В статье рассмотрена проблема влияния жизненных ситуаций на формирование психологических защит личности Дана характеристика понятию «трудная жизненная ситуация». Изучены процессы формирования конструктивных и диструктивных психологических защит в проблемной ситуации. Автор рассмотрел этапы развития эмоциональной саморегуляции.

Ключевые слова: эмоциональная регуляция, трудная жизненная ситуация, психологическая защита.

Что значит понятие «трудная жизненная ситуация»? Для этого обратимся к одному из ФЗ РФ, он гласит - «Сложная жизненная ситуация - это ситуация, нарушающая напрямую жизнедеятельность человека, которую преодолеть самостоятельно он не способен.» В научной литературе жизненную ситуацию описывают как социальную нестабильность, обусловливая её как стрессогенную, кризисную, экстремальную, критическую, переломную и неопределенную. Федор Ефимович Василюк (российский психотерапевт) [1], изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой индивид сталкивается с проблемами реализации личных потребностей в своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Следовательно, сложную жизненную ситуацию можно охарактеризовать как несовпадение между нашими желаниями и способностями. Это несоответствие мешает человеку достичь определенных целей, что влечет за собой возникновение негативных эмоций, нарушение деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими людьми, порождает переживания, вызывает деформацию на основе социальных физических и психологических травм. Многие специалисты описывают ряд признаков, которые свидетельствуют о наступлении трудной жизненной ситуации: нарушение текущей социальной деятельности; неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; неясность перспектив развития событий; появление новой системы требований к субъекту; возникновение стресса у человека. Человеку в данной ситуации приходится изменять свое поведение, потому что он не может полноценно функционировать. Импульсивная регуляция поведения - это психический процесс, который основан на чувственном отражении внешнего воздействия. Случайно оказавшись рядом с пропастью, мы испытываем такую эмоцию как страх. Под воздействием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама эта ситуация не причинила нам вреда, но она через наши чувства отразилась как угроза нашему самосохранению. Эмоции автоматически регулируют наше поведение, воспринимая различные явления, как с положительной стороны, так и с отрицательной.

Эмоциональная регуляция (ЭР) - это способность или умение контролировать собственные эмоции социально приемлемыми способами, контроль эмоциональных реакций и состояний на когнитивном уровне (память, внимание, мышление). При адекватной эмоциональной

Научный руквододитель: к.пед.н., доцент С. В Батуева

регуляции человек функционирует адекватно реальности, оптимально приспосабливаться к среде. Следовательно, можно сказать, что данная личность обладает высокой самооценкой, что позволяет быть счастливым, избегать конфликтов во всех сферах. Если у человека отсутствует эмоциональная регуляция, то его ожидают проблемы на работе, неудачи в жизни, может даже привести к асоциальному поведению.

Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложнейших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к прикладным проблемам. [2] Существует много подходов к исследованию формирования психологической защиты личности. Психологические защиты могут быть как конструктивными, так и диструктивными.

Ф.Б. Березин выделяет четыре типа психологической защиты:

- препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу;

- позволяющие фиксировать тревогу;

- снижающие уровень побуждений;

- устраняющие тревогу.

Когда один из способов защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то начинает действовать другой метод. Итогом нарушения механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты может привести к окончательному срыву. Это связано с вегетативной и гуморальной регуляцией организма, при котором происходят определенные физиологические изменения: с появлением гипертревоги возникает сверхнапряжением. В данной ситуации может возникнуть состояние, которая выражена блокадой мотивационного поведения, или же другими словами фрустрация. Фрустрация — форма эмоционального стресса или психическое состояние человека, которое вызванное объективно сложными трудностями, возникшими при решение задачи или достижения цели.

Фрустрирующие ситуации пересекаются с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. П. В. Симонов,[3] например, выделяет социальные, биологические и идеальные. А. Маслоу [4] считает, что есть определенная иерархия потребностей, где на первое место ставят социальные потребности. При не удовлетворении определенной потребности наступает психическое напряжение. В случае преобразования целого комплекса потребностей или их несогласованности, когда индивид пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, есть вероятность достижения высокого предела психического напряжения, в результате формируется состояние, которая нарушает адекватность поведения. Порог фрустрации рассматривается в мере потенциальной стабильности психической адаптации и способности противостоять меры возникающему напряжению, чем наше поведение целостнее, тем выше будет этот порог. Существуют характеристики личности, которые определяют успешность формирования конструктивных психологических защит в самых разнообразных ситуациях. Они формируются в процессе всей человеческой жизни, и ним относят: самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих, уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственная ориентация, восприятия на требования окружающих людей. Все данные характеристики взаимосвязаны между собой, поэтому они формируют одну интегральную характеристику - личностный адаптационный потенциал. Это системное свойство личности, которое заключается в способности адаптироваться к условиям окружающей социальной среды. К более суровым и тяжелым условиям социальной среды приспосабливается тот человек, у которого высокоразвито данное свойство. Так как же научиться формировать конструктивные психологические защиты во время трудной жизненной ситуации?

Обратимся к стратегиям выхода из напряженной ситуации, которые выделила Р. М. Грановская[5]. Она разделила эти стратегии на три группы. К первой относится - изменение или ликвидация проблемы. Многие считают, что наша жизнь - это пешеходный переход, где черная полоса сменяет белую. Но если перевести это на музыку, то получится переход от

одной тональности к другой. И без этих переходов не почувствовать разницы между высокими и низкими, между тихими и громкими звуками, между добром и злом. Вторая группа заключается в уменьшении интенсивности проблемы за счет смещения точки зрения. Если смотреть на жизнь только под одним углом то, как в физике все предметы будут падать вниз. Если изменить отношение к ситуации, то и законы физики могут действовать по-другому. А если изменить не только отношение к ситуации, но и точку зрения, то и многие вещи будут выглядеть иначе.

Последняя группа включает в себя облегчение воздействия проблемы. Иногда нам кажется, что наша жизнь это калейдоскоп случайных цветных пятен. Но при внимательном рассмотрении оказывается это палитра, где каждый день разум и чувства в разных пропорциях смешивают краски и в результате появляется радуга.

Для формирования коструктивных психологических защит автор [5] выделяет ряд способов. Для начала нужно осознать жизненные цели и конкретные ценности. Человек, который сделал свой важный жизненный выбор, в определенной степени определил все последующие решения, этим он избавил себя от стресса, колебаний и страхов.

Ко второму способу относится выбор правильного момента для принятия решения. Экстремальная ситуация приводит к «притуплению» сознания и изменению стратегии поведения. В таком состоянии человек часто делает ошибки, приняв неправильное решение. Для этого необходимо научиться правильно выбирать момент для исполнения своих планов в трудной, эмоционально напряженной ситуации.

Ослабление мотивации так же влияет на постановку эмоциональной регуляции. На данном этапе нужно перенести своё внимание с значимости результата на его техническую задачу, там самым понизить эмоциональную напряженность.

Запасные стратегии позволяют уменьшить негативные эмоции. Способ заключается в наличии запасного варианта. Именно он уменьшает излишнее возбуждение и дает больше шансов на успех решения задачи на генеральном направлении.

Принятие совершенного факта является заключительным способом, но не менее значительным . Так как факт уже является совершившимся, не стоит предаваться отчаянию. Нужно принять этот поворот судьбы и превратить его в зигзаг удачи.

Определить своё умении в формировании психологических защит можно по структуре эмоциональной регуляции (по Гоулману )[6]. Она включает в себя личную компетентность, самосознание, саморегуляцию, мотивацию, эмпатию и социальные навыки. Личная компетентность - это умение справляться с собой. Личностные компетенции отражают интегральные свойства человека, которые связанны с взаимоотношениями между другими людьми, с постановкой личностных целей, с решениями задач и обращением с информацией.

Представления о себе, которые выражаются в «концепции - «Я», знания своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей и оценка личностью этих представлений -самооценка. «Я»-концепция является центром системы самосознания человека, в основе которой лежат самооценка и уровень притязаний, отражающие общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха (мотивация достижения) или на избежание неудач (мотивация избегания).

Саморегуляция заключается в способности контролировать своё внутреннее состояние и побуждение. Это процесс, когда человек самостоятельно может регулировать свое эмоциональное состояние, не обращаясь при этом к психологу. Метод саморегуляции основан на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, мышления и воображения. Способы психической саморегуляции: управление дыханием, управление тонусом мышц, движением, словесное воздействие и краткие утверждения, с позитивной направленностью (без частицы «не»), самопрограммирование («именно сегодня...»), самоодобрение (целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Здорово получилось!»), сон является естественной саморегуляцией.

Совокупность сил, которые побуждают и движут человеком в его деятельности, они имеют целевую направленность. Это определение относится к мотивации. Процесс мотивации строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. Эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей.

Эмпатия включает в себя восприятие чувств других людей, их переживания, потребности и т.д. Определение скрытых эмоций человека, способность поставить себя на место этого человека.

Социальные навыки помогают человеку приспособиться к окружающей его обстановке. Навыки заключаются в умение слушать, передавать убедительную информацию, вести эффективную тактику убеждения. Люди, обладающие социальными навыками, могут заинтересовать окружающих, уладить между ними конфликты, воодушевить и повести за собой отдельных людей или целые группы. Естественные способы эмоциональной регуляции [7]:

- не поддаваться гневу. (Обдумать данную ситуацию, понять то, что гнев может привести к более трудным проблемам);

- избавиться от гнева не словами, а физической нагрузкой (сделать какую либо работу, уделить внимание физическим упражнениями). Физическая усталость поглотит гнев;

- уметь прислушиваться к мнению оппонента, совершать обдуманные поступки, не жаловаться;

- нельзя быть во всем совершенным. Для чувства удовлетворённости иногда достаточно иметь успехи в одной-двух областях;

- умение переключиться от данных проблем, путем переключения на другую работу, например, уделить внимание любимому делу;

- не «впитывать» плохое настроение окружающих людей, не превращать чужие неприятности в свои личные;

- не оставаться с проблемами в одиночестве;

- не предъявлять чрезмерных требований к окружающим. Ценить в людях достоинства;

- больше улыбаться, шутить, думать о хорошем и приятном; ("Французский врач Г. Рубинштейн обосновал биологическую природу полезности смеха. Среди факторов, которые вызывают положительные эмоции, первое место заняла музыка, на втором — трогательные сцены в кинофильмах и литературных произведениях и лишь на шестом — любовь" )[8];

- прогулка по парку, наслаждение цветами или птицами, рассматривание фотографий;

- высказывание похвалы, комплиментов.

Таким образом , трудная жизненная ситуация влияет на формирование психологических защит, но какой она будет - диструктивной или конструктивно зависит от самого человека, от мотивов, эмоционального настроя и жизненных ориентиров.

Список литературы

1. Василюк Ф.Е. психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988

3. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. -М.: Наука, 1981

4. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. - СПб.: Питер 2008

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: «АСТ», 2009

7.Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. 1991

8. Головаха Е.И, Панина Н.В. Управление эмоциями. - Киев.: 1989

THE IMPACT OF THE DIFFICULT SITUATION ON THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF PERSONALITY

K. V. TONKUSHINA - SUSMU

Abstract

The article considers the problem of the influence of life situations on the form-ing psychological defenses personality Characteristics of the concept of "difficult life situation." The processes of formation and destructively constructive psychological defenses in a problem situation. The author reviewed the stages of development of emotional self-regulation.

Key words: emotional regulation, difficult situations, psychological defense.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.