Научная статья на тему 'Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды'

Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2125
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОСТОЯНИЕ ФРУСТРАЦИИ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / DYSFUNCTIONAL SOCIAL ENVIRONMENT / FRUSTRATION / DESTRUCTIVE PSYCHOLOGICAL PROTECTION / MENTAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батуева С.В.

В статье рассмотрена проблема влияния неблагополучия социальной среды на формирование деструктивных психологических защит личности. Проанализированы теоретические положения о роли социальной среды в процессе развития личности. Дана характеристика состоянию фрустрации личности, как подсистемы в процессе формирования деструктивных защит. Рассмотрены конкретные примеры защит. Рассмотрены рекомендации по формированию конструктивных защит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды»

УДК 740 ББК 88

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ, КАК ИНДИКАТОР

НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

С.В. БАТУЕВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: batuevas@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрена проблема влияния неблагополучия социальной среды на формирование деструктивных психологических защит личности. Проанализированы теоретические положения о роли социальной среды в процессе развития личности. Дана характеристика состоянию фрустрации личности, как подсистемы в процессе формирования деструктивных защит. Рассмотрены конкретные примеры защит. Рассмотрены рекомендации по формированию конструктивных защит

Ключевые слова: неблагополучная социальная среда, состояние фрустрации, деструктивные психологические защиты, психическая адаптация.

Актуальность. Неблагополучная социальная среда оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние и здоровье личности. Благополучная социальная среда является основным источником гармоничного существования личности, а неблагоприятные условия среды формируют негативные поведенческие паттерны.

В научной литературе неблагополучие социальной среды характеризуется социальную нестабильностью, обусловливая её как кризисную, экстремальную, критическую, переломную и неопределенную [4]. Ф.Е. Василюк, российский психотерапевт, изучающий аспекты неблагополучия социальной среды, предлагает рассматривать в ней индивида, находящегося в ситуации проблемы взаимоотношений. Проблемы могут возникать как в семье, так и на производстве. Следовательно, неблагополучия социальной среды можно рассматривать как несовпадение между ожиданиями и результатом взаимодействия. Это несоответствие способствует развитию внутриличностного конфликта, который мешает человеку достичь определенных целей, что влечет за собой возникновение негативных эмоций, нарушение деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими людьми, порождает переживания, вызывает деформацию на основе социальных физических и психологических травм.

В данной ситуации может возникнуть состояние, которая выражена блокировкой мотивационного компонента или же другими

словами фрустрация. Фрустрацией называют форму эмоционального стресса или психическое состояние человека, которое вызвано объективными проблемами, возникшими при решении определенного рода задачи или достижения целей [8]. Психологи определяют признаки, наблюдая которые, можно определить состояние фрустрации личности: нарушение различных видов социальной деятельности; сбой алгоритмов в социальном поведении; рассеянность, неопределенность перспектив и развития событий. Фрустрирующие ситуации связаны с широким спектром потребностей, которые, по разным причинам, не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации [9]. А. Маслоу сформулировал иерархическую структуру потребностей, где ведущие позиции заняли социальные потребности. В. Моросанова отмечает, что при игнорировании социальных потребностей возникает психическое напряжение [6]. В случае отказа от целого ряда потребностей или их амбивалентности, когда личность пытается найти решить сразу несколько противоречивых задач, существует высокая возможность возникновения высоких уровней психического напряжения, после чего наступает состояние, нарушающее адекватность поведения. Пограничный порог

фрустрационного состояния может

рассматриваться в способности регулировать свое эмоциональное состояние. Внутреннее психическое напряжение, обусловлено негативными эмоциями (страх, гнев, обида), которые возникают у индивида под воздействием неблагоприятных факторов

среды. Эмоциональная регуляция (ЭР) - это способность или умение контролировать и регулировать собственные эмоции с помощью социально принимаемых способов. Контроль эмоциональных реакций можно осуществлять на когнитивном уровне, регулируя свое мышление [3]. При адекватной эмоциональной регуляции человек способен восстанавливаться после стресса. Л.Ю. Субботина в своих исследованиях отмечает, что бессознательную регуляцию эмоциональных состояний, принято считать психологической защитой личности.

Существуют различные подходы к исследованию психологических защит личности. В психоанализе З. Фрейд и А. Фрейд, рассматривали психологическую защиту, как защитный механизм перекодировки

информации, предупреждающий травмирующее воздействие на психику. Психологические защитные механизмы формируются еще в детстве, как правило, в тех случаях, когда удовлетворение социальных потребностей не осуществляется или осуществляется частично

[9].

Психологических защит личности насчитывается более двух десятков. Существуют конструктивные и деструктивные психологические защиты личности.

Конструктивные защиты способствуют адаптации личности к тем или иным социальным условиям, деструктивные защиты искажают реальность происходящего, изменяют ценностную структуру личности, затрудняют социальную адаптацию [2].

Рассмотрим формирование деструктивных психологических защит, которые формируются токсичной социальной среде, когда нарушаются личностные границы и теряется личностная целостность. Р.М. Грановская, Ф. Перлз, Л.Ю. Субботина дают характеристику данного рода защитам, рассмотрим их. Изоляция - уход от реальности в свой внутренний мир. Внешне личность проявляют равнодушие к близким, игнорируют их просьбы, не отвечают на вопросы, не замечают проблем близких, могут проявлять агрессию, когда кто-то пытается проникнуть в их внутренний мир. Отрицание -нежелание признать происходящие

неприятности. Личность избегает принимать реальность трагического события, чтобы не допустить болезненных переживаний. Отрицание может иметь паталогический характер, когда индивид игнорирует физиологические потребности в еде или отдыхе.

Идеализация - вера во всемогущую силу значимого другого. Приписывание

несуществующих качеств тому, от кого личность эмоционально зависит. В процессе идеализации личность надеется на значимого другого, который способен сотворить чудо (исцелить, обогатить, осчастливить).

Неуверенность в собственных силах ведет к идеализации других, и веру, что они способны решить возникшие трудности. Обесценивание -это оборотная сторона идеализации. Существование идеализации, предполагает наличие такой защиты, как обесценивание. Когда идеализация значимого другого приводит к разочарованию, возникает потребность в обесценивании значимой личности.

Обесценивание порождает чувство гнева и ненависти на предмет своего восхищения. Такая амбивалентность может проявляться на протяжении всей жизни - фаза восхищения сменяется фазой разочарования. Проекция - это тенденция отдать ответственность за происходящее среде, в результате личность ошибочно принимает свое внутреннее как приходящее внешнее. Человек в рассматриваемом случае отказывается принимать ответственность за себя, свои желания и эмоции, приписывает их окружающим. Проецирующий, строит предположения о вещах и о других людях через призму своего ошибочного восприятия. Он приписывает собственные недостатки другим, не желая реалистично посмотреть на себя. Тем самым, в затруднительных ситуациях проецирующий воспринимает себя как жертву случая. И последняя форма деструктивной защиты это интроекция. Интроекция - это та информация о человеке, которая пришла из среды, но воспринимается, как своя. Некритичное принятие информации и усвоение ее, как своей - характерная черта интроекторов. Личности с подобной формой психологической защиты зависят от чужого мнения, легко внушаемы, не имеют твердой жизненной позиции. Рассмотренные нами деструкции - это один из неэффективных способов защиты от конфликтов в среде. В конфликтной среде индивидом вырабатываются ненормальные способы защиты. Однако на сегодняшний день существуют механизмы регуляции

неэффективных способов поведения.

Рассмотрим, какие личностные

характеристики, влияют на успешность формирования конструктивных

психологических защит, вне зависимости стрессовых ситуаций. Личностные особенности формируются в социуме, на протяжении всей жизни. К ним относят: высокую самооценку, понимание собственной значимости для близких, низкий уровень конфликтности, богатый опыт общения, четкие ценностные ориентации. Названные нами характеристики имеют прочную связь, они интегративны и образуют показатель личностной адаптации. Данное интегральное свойство личности, рассматривается, как способность

адаптироваться к нестандартным условиям в социальной среде. К непредсказуемым суровым и тяжелым условиям социальной среды приспосабливается личность, у которой сформированы выше названные качества [4].

Можно научиться формировать

конструктивные психологические защиты во время трудной жизненной ситуации. Существуют стратегии регуляции своего эмоционального состояния в напряженной ситуации. Данные стратегии можно разделить на несколько групп [3, 6]. К первой относится -отношение к проблемам, как к неизбежности. Жизнь не может идти ровно, если на жизненном пути встречаются препятствия, решение которых делает нас сильнее. Ко второй группе относится прием приуменьшения возникающих проблем, при сравнении их с глобальными мировыми проблемами. Последняя группа

включает в себя рефлексивное объяснение, возникшей проблемы. Необходимо попытаться себе объяснить, в чем причина возникшей неудачи, какова моя роль в череде неприятность. Такой критический анализ поможет найти причину проблемы, которая часто кроется в самой личности.

Д. Гоулман в своих исследованиях доказывает, что развивать своё умение в формировании психологических защит можно помощью эмоционального интеллекта. Ученый дает следующее определение эмоциональному интеллекту - это умение понимать свои эмоции и способность их регулировать. Самоосознание и понимание своих эмоций заключается в способности контролировать своё внутреннее состояние и побуждение. Необходимо развивать в себе способности понимать свое состояние и гасить на ранних этапах негативные эмоции. Умение понимать свои эмоции выводит человека на более высокий уровень произвольной регуляции. Произвольная регуляция своих эмоций, а в последующем и поведения, предупреждает эмоциональные напряжение и стрессы.

Таким образом, трудная жизненная ситуация влияет на формирование психологических защит, но какой она будет - деструктивной или конструктивной зависит от самого человека, от мотивов, эмоционального настроя и жизненных ориентиров.

Список литературы

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 231 с.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии /Р.М. Грановская - СПб.: "Свет", 1997. - 247 с.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект /Д. Гоулман - М.: "АСТ", 2009. - 422 с.

4. Золотокрылин А. Практика психической саморегуляции /А. Золотокрылин -М.: "Золотое сечение", 2011. - 147 с.

5. Маслоу А.Х. Мотивация и личность /А.Х Маслоу. - СПб.: "Питер", 2008. - 318 с.

6. Моросанова В. Саморегуляция и индивидуальность человека /В. Моросанова -М.: "Наука", 2010 . - 211с.

7. Перлз Ф. Гештальтподход и свидетель терапии / Ф. Перлз - М.: Академический Проект; Культура, 2013 - 207 с.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В.Д, Балин, В.К. Гербачевский // Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: "Питер", 2014 - 152 с.

9. Субботина Л.Ю. Психологическая защита и стресс /Л.Ю. СубботинаМ: "Гуманитарный центр"; 2013 - 341 с.

DESTRUCTIVE PSYCHOLOGICAL PROTECTION AS AN INDICATOR OF DISADVANTAGE, SOCIAL ENVIRONMENT

S.V. BATUEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: batuevas@mail.ru

Abstract

The article considers the problem of influence of the development of destructive psychological protection of the individual in terms of disadvantage, social environment. The theoretical discussions on the role of the social environment in the process of personality development. The characteristic of the frustration of

the personality as a subsystem of the process of formation of destructive defenses. Presents forms of mental adaptation of personality, disadvantaged social environment.

Keywords: dysfunctional social environment, frustration, destructive psychological protection, mental adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.