УДК 159.922
Лыков Сергей Викторович
Lykov Sergey Viktorovich
аспирант кафедры социальной и общей психологии Российского государственного социального университета
PhD student,
Social and General Psychology Department, Russian State Social University
Кузьмин Вячеслав Вячеславович
Kuzmin Vyacheslav Vyacheslavovich
аспирант кафедры социальной и общей психологии Российского государственного социального университета
PhD student,
Social and General Psychology Department, Russian State Social University
ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОГО СОСТОЯНИЯ НА ОЦЕНКУ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
THE IMPACT OF ANXIETY ON THE ASSESSMENT OF DANGEROUS SITUATIONS IN PRESENT AND FUTURE
Аннотация:
Summary:
В работе представлены результаты исследования влияния уровня тревожности на оценку опасных ситуаций. Особо обозначена роль СМИ в процессе формирования уровня тревожности общества.
The article presents the research results explaining how the level of anxiety influences assessment of dangerous situations. The authors discuss the role of mass media in shaping of the anxiety level in the society.
Ключевые слова:
тревожность, страх, опасность, стресс, представление, СМИ.
Keywords:
anxiety, fear, danger, stress, representation, mass media.
Проблема тревожности стала предметом рассмотрения во многих исследованиях и трактатах прошлого и настоящего времени [1]. Тревожность склонна приспосабливаться к любой ситуации [2, с. 42-52], к каждому ситуационному выбору. Высокая тревожность способна вызвать острые психологические, психические и физиологические проблемы. Общий уровень тревожности имеет тенденцию повышаться с каждым годом. Уровень тревожности, который доминирует в обществе, заставляет людей делать акценты на негативных событиях и усиливает уже имеющиеся опасения и страхи общественной среды.
Тревожность влияет на множество аспектов личности по мере ее взросления - от личностных способностей до защитных механизмов психики [3]. Выработка стратегий реагирования на социальную ситуацию в каждом возрасте различна, однако проявление защитных механизмов имеет схожий характер.
Любое событие, любая услышанная и обработанная информация, ожидание способны снижать или увеличивать общую тревожность личности. На настоящий момент не существует однозначного ответа на вопрос о том, кто более склонен к высокой тревожности: мужчины или женщины, однако некоторые исследования [4] свидетельствуют, что к высокой тревожности все же более склонны представители мужского пола.
Для диагностики тревожных состояний было разработано множество инструментов, что положительно отразилось на возможностях ее коррекции как у детей, так и у взрослых [5, с. 168171]. Но стоит еще раз отметить, что знание о наличии тревоги не всегда позволяет нивелировать ее или снизить до нормального уровня, при котором она не будет оказывать столь сильного влияния на человеческую жизнедеятельность.
В настоящий период большинство исследований тревожности было проведено с привлечением детской аудитории [6, с. 44].
Новизна представленного исследования заключается не только в рассмотрении доминирующих представлений об опасности, их связи с совладающим поведением, но и в определении самого влияния тревожности на формирование этих категорий у взрослых людей. Как уже было сказано выше, большая часть работ, посвященных тревожности, базируется на детской выборке за счет легкости как самой диагностики, так и коррекции тревожного состояния. Мы же, поднимая вопрос тревожности, стараемся раскрыть новый уровень этого понятия, связывая его с опасными ситуациями как категорией, которая коррелирует с мышлением, тревожным состоянием и поведением человека.
Е. Лавровой и А. Калафати [7] было принято решение разделить все виды опасности на четыре категории: физическая, социальная, экзистенциальная и мистическая опасность. Физическая опасность предполагает ситуации, связанные с техногенной и природной сферой (взрыв завода, землетрясение). Социальная опасность характеризуется взаимодействием с другими
людьми. Экзистенциальная опасность рассматривает ситуации, связанные со смыслом жизни, духовно-нравственным развитием. Мистическая опасность объясняется отношением к ирреальному миру. Любые мистические события, боязнь увидеть призрака и тому подобные мысли имеют отношение к мистическим угрозам [8].
По мнению названных ученых, данная категоризация способна затрагивать все сферы опасных ситуаций. Однако средства массовой информации могут оказывать сильное виляние на целостный образ восприятия угрозы. Считается, что абсолютно любая информация оказывает влияние на личность человека. При этом какая-либо несогласованность информации, ее утаивание, амбивалентность данных или эмоциональное нагнетание негативно воздействуют на социальные представления общественности [9]. Социальные представления, являясь своеобразной картиной мира, отождествляются с видением реальности и местом, которое человек в ней занимает.
Для современного общества характерна проблема перенасыщенности информацией, которая порождает неадекватную оценку того или иного события, что оказывает влияние на восприятие информации и способно привести к повышению уровня тревоги населения. Наличие огромного числа мест, где можно получить информацию, еще не говорит о ее достоверности.
Чтобы наглядно показать уровень влияния тревожности на оценку опасной ситуации, было проведено исследование, в ходе которого сравнивались две группы с низкой и высокой тревожностью. Исследование проходило на базе Российского государственного социального университета. В нем приняли участие 100 студентов, среди которых 60 девушек и 40 юношей. Средний возраст выборки составил 22,5 года. Были использованы следующие психологические методики:
1. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора [10, с. 92].
2. Методика «Индекс жизненного стиля» [11, с. 92] Келлермана - Плутчика (адаптация Е.С. Романовой).
3. Авторский опросник «Оценка опасных ситуаций», основанный на исследованиях Е. Лавровой и А. Калафати. В опроснике описывается ряд опасных ситуаций, относящихся к четырем упомянутым ранее категориям опасности (физическая, социальная, мистическая и экзистенциальная). Испытуемых просили поставить баллы от 1 до 10 в каждой из категорий.
Данные обрабатывались посредством вычислительной программы SPSS по t-критерию Пирсона.
По результатам исследования выборка была разделена на две группы: с высоким и низким уровнем тревожности. В группу с высокой тревожностью вошли 50 девушек и 15 юношей, с низкой - 10 девушек и 25 юношей.
Наиболее сильными механизмами психологической защиты оказались отрицание и замещение. Замещение заставляет человека забыть о травмирующих событиях путем переноса деятельности в другую среду, для чего потребуется приложить все возможные усилия.
При анализе выборки по половому признаку было выявлено, что все респонденты мужского пола в качестве приоритетного механизма психологической защиты выбрали отрицание. Психологический механизм защиты по типу отрицания выражается в устойчивом стремлении не принимать неприятные и неблагополучные события.
И мужчины, и женщины склонны оценивать физическую опасность как доминирующую. Были обнаружены некоторые различия в том, какой тип опасности представители разных полов ставили на второе место. У мужчин второе место занимала мистическая опасность, тогда как у женщин - социальная. По общему подсчету показателей получилась следующая картина оценки ситуации: на первом месте - физическая опасность, на втором - социальная, на третьем - мистическая, на четвертом - экзистенциальная.
Также была установлена корреляционная взаимосвязь между социальным представлением об опасности и защитным механизмом по типу замещение, общим уровнем тревожности (при p < 0,05 здесь и далее) личности. Положительная значимая связь говорит о прямой прогрессии при изменении одного из этих элементов. Примером может являться ситуация, когда повышение тревожности усиливает реакцию замещения.
Представление о мистической опасности связано с уровнем тревожности, как и общее представление об опасности. Чем меньше человек находится в состоянии тревоги, тем меньше он подвержен страхам об ирреальном мире. Тревожность взаимосвязана с отрицанием и регрессией. Высокая тревожность способна повышать степень выраженности этих защитных механизмов. Так, переход на более ранний этап развития, поиск более легких способов реагирования, нежелание замечать неблагоприятную информацию полностью зависят от того, насколько тревожные новости получает человек.
Вне зависимости от уровня тревожности испытуемые одинаково произвели разделение опасных ситуаций по степени их важности. Это говорит о том, что уровень тревожности не влияет
на доминирующие представления об опасности в данном исследовании. Таким образом, тревожность не способна видоизменять и корректировать социальные представления, но может определять уровень их значимости для человека и общества. Высокий уровень тревожности обусловливает более сильную значимость социального события и степень реагирования на опасную ситуацию, чем низкий и умеренный.
Люди с высокой тревожностью в три раза острее реагируют на социальные ситуации, связанные с потенциальной или косвенной опасностью. Данные исследования подтверждают, что влияние тревожности на личность человека, степень выраженности представлений об опасности, неоспоримо. Высокая тревожность повышает страх человека столкнуться с опасной ситуацией, усиливает выраженность защитных механизмов психики. Детерминация этих категориальных понятий способна образовывать единый пласт состояний, называемых тяжелой жизненной ситуаций.
Имея возможность исследовать механизмы взаимодействия тревожности с остальными элементами, ее детерминацию, мы способны прогнозировать и корректировать неблагоприятные последствия, которые тревожность может порождать в человеческой жизни.
Ссылки:
1. Зотова А.О. Проблема тревоги в европейской и американской философии XIX-XX веков : дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2013.
2. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 3-2. С. 42-52.
3. Кирюшин И.А. Тревожность у лиц с разными индивидуально-типологическими характеристиками и ее взаимосвязь с состоянием адаптации : дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.
4. Зотова А.О. Указ. соч.
5. Маслова Т.М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4. С. 168-171.
6. Борисова М.В. Особенности рефлексии психологического времени у юношей с высоким уровнем выраженности личностной тревожности : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2003. С. 44.
7. Лаврова Е., Калафати А. Когнитивные и эмоциональные процессы при построении образа опасности под воздействием информационных сообщений. М., 2004.
8. Матвеева Л.В., Лаврова Е.В. Исследование трансформаций представления об опасности под влиянием СМИ // Вестник Московского университета. 2011. № 4.
9. Милашина О.Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов вузов : дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2010.
10. Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). Челябинск, 2004. 92 с.
11. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб., 2005. 50 с.
References:
1. Zotova, SA 2013, The problem of anxiety in the European and American philosophy of XIX-XX centuries, PhD thesis, Rostov-on-Don.
2. Sidorov, KR 2013, 'Anxiety as a psychological phenomenon', Bulletin of Udmurt University, no. 3-2, p. 42-52.
3. Kiriushin, IA 2004, Anxiety in individuals with different individually-typological characteristics and its relationship with the state of adaptation, PhD thesis, Khabarovsk.
4. Zotova, SA 2013, The problem of anxiety in the European and American philosophy of XIX-XX centuries, PhD thesis, Rostov-on-Don.
5. Maslova, TM 2014, 'Dynamics of anxiety of high school students during their professional formation', Vector of Science of Togliatti State University, no. 4, p. 168-171.
6. Borisova, MV 2003, Features of psychological time of reflection in young men with high levels of expression of personal anxiety, PhD thesis, Rostov-on-Don, p. 44.
7. Lavrova, E & Kalafati, A 2004, Cognitive and emotional processes in the construction of the danger of the image under the influence of informational messages, Moscow.
8. Matveeva, LV & Lavrova, EV 2011, 'Study of transformation of the dangers under the influence of the media', Bulletin of Moscow University, no. 4.
9. Milashina, OG 2010, Socio-psychological training as means of correction of anxiety of university students, PhD thesis, Novosibirsk.
10. Dolgova, VI, Shumakova, OA & Latyushin, YV 2004, Educational-methodical complex on practice in pedagogical college (IV course of full-time students), Chelyabinsk, 92 p.
11. Wasserman, LI, Eryshev, Of & Klubova, EB 2005, Psychological diagnostics index lifestyle, St. Petersburg, 50 p.