Научная статья на тему 'Влияние трансграничной электронной торговли товарами на перспективы развития торговых отношений в условиях цифровизации отрасли'

Влияние трансграничной электронной торговли товарами на перспективы развития торговых отношений в условиях цифровизации отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Оператор электронной торговли / товары трансграничной электронной торговли / декларация на товары электронной торговли / третьи страны / E-commerce operator / cross-border e-commerce goods / declaration of e-commerce goods / third countries

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилова С. В.

Статья посвящена исследованию электронной торговли товарами как перспективной отрасли российской экономики. В условиях внедрения цифровизации в экономику страны внутренняя и международная электронная торговля товарами требуют комплексного изучения с учетом направлений и перспектив развития в правовом и технологическом пространстве. Представленная в статье классификация видов электронной торговли и ее участников позволит правильно встроиться в многосторонний процесс торговых отношений. Необходимо учитывать, что международная торговля включает в себя таможенное администрирование товаров трансграничной электронной торговли, от которого зависит скорость доставки товаров потребителю. Соблюдение таможенного законодательства ЕАЭС в области трансграничной электронной торговли требуется от всех ее участников. Всесторонне рассмотрено взаимодействие профессиональных участников электронной торговли на евразийском экономическом пространстве, направленное на удовлетворение потребностей покупателя – физического лица, в целях выявления критических точек. Результаты исследования применимы для всех участников электронной торговли товарами в условиях формирования новой отрасли цифровой экономики страны с учетом международных торговых отношений как внутри ЕАЭС, так и с третьими странами для ускорения развития электронной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of cross-border electronic trade in goods on the prospects for the development of trade relations in the context of digitalization of the industry

The article is devoted to the study of electronic goods trade as a promising branch of the Russian economy. In the context of the introduction of digitalization into the country’s economy, domestic and international electronic trade in goods requires a comprehensive study, taking into account the directions and prospects of development in the legal and technological space. The classification of types of electronic commerce and its participants presented in the article will allow you to properly integrate into the multilateral process of trade relations. It should be borne in mind that international trade includes customs administration of goods of cross-border electronic commerce, on which the speed of delivery of goods to the consumer depends. Compliance with the customs legislation of the EAEU in the field of cross-border electronic commerce is required from all its participants. The interaction of professional participants in electronic commerce in the Eurasian economic space, aimed at meeting the needs of an individual buyer, in order to identify critical points, is comprehensively considered. The results of the study are applicable to all participants in electronic trade in goods in the context of the formation of a new branch of the country’s digital economy, taking into account international trade relations both within the EAEU and with third countries to accelerate the development of electronic commerce.

Текст научной работы на тему «Влияние трансграничной электронной торговли товарами на перспективы развития торговых отношений в условиях цифровизации отрасли»

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-34-41

Влияние трансграничной электронной торговли товарами на перспективы развития торговых отношений в условиях цифровизации отрасли

Корнилова С.В.

Статья посвящена исследованию электронной торговли товарами как перспективной отрасли российской экономики. В условиях внедрения цифровизации в экономику страны внутренняя и международная электронная торговля товарами требуют комплексного изучения с учетом направлений и перспектив развития в правовом и технологическом пространстве. Представленная в статье классификация видов электронной торговли и ее участников позволит правильно встроиться в многосторонний процесс торговых отношений. Необходимо учитывать, что международная торговля включает в себя таможенное администрирование товаров трансграничной электронной торговли, от которого зависит скорость доставки товаров потребителю. Соблюдение таможенного законодательства ЕАЭС в области трансграничной электронной торговли требуется от всех ее участников. Всесторонне рассмотрено взаимодействие профессиональных участников электронной торговли на евразийском экономическом пространстве, направленное на удовлетворение потребностей покупателя - физического лица, в целях выявления критических точек. Результаты исследования применимы для всех участников электронной торговли товарами в условиях формирования новой отрасли цифровой экономики страны с учетом международных торговых отношений как внутри ЕАЭС, так и с третьими странами для ускорения развития электронной торговли.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Корнилова С.В. Влияние трансграничной электронной торговли товарами на перспективы развития торговых отношений в условиях цифровизации отрасли // Дискуссия. - 2024. -Вып. 125. - С. 34-41.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Оператор электронной торговли, товары трансграничной электронной торговли, декларация на товары электронной торговли, третьи страны.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-4-125-43-41

The impact of cross-border electronic trade in goods on the prospects for the development of trade relations in the context of digitalization of the industry

Kornilova S.V.

The article is devoted to the study of electronic goods trade as a promising branch of the Russian economy. In the context of the introduction of digitalization into the country's economy, domestic and international electronic trade in goods requires a comprehensive study, taking into account the directions and prospects of development in the legal and technological space. The classification of types of electronic commerce and its participants presented in the article will allow you to properly integrate into the multilateral process of trade relations. It should be borne in mind that international trade includes customs administration of goods of cross-border electronic commerce, on which the speed of delivery of goods to the consumer depends. Compliance with the customs legislation of the EAEU in the field of cross-border electronic commerce is required from all its participants. The interaction of professional participants in electronic commerce in the Eurasian economic space, aimed at meeting the needs of an individual buyer, in order to identify critical points, is comprehensively considered. The results of the study are applicable to all participants in electronic trade in goods in the context of the formation of a new branch of the country's digital economy, taking into account international trade relations both within the EAEU and with third countries to accelerate the development of electronic commerce.

FOR CITATION APA

Kornilova S.V. The impact of cross-border electronic trade in goods on the prospects for the development of trade relations in the context of digitalization of the industry. Diskussiya [Discussion], 125, 43-41.

KEYWORDS

E-commerce operator, cross-border e-commerce goods, declaration of e-commerce goods, third countries.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях поступательного развития с учетом повсеместного внедрения цифровизации происходит закономерное увеличение объемов электронной торговли товарами, которая в конечном итоге будет играть ключевую роль в торговых отношениях.

На перспективы развития электронной торговли товарами влияют экономические санкции и ломаная логистика доставки товаров что подчеркивает актуальность данной темы.

Процессы, протекающие в электронной торговле, изучали российские исследователи, среди которых следует выделить Е. С. Матерову,

Д. В. Шидловскую, Н. Н. Бадртдинова, Фаиз Фархат. Авторский коллектив рассмотрел возможности и угрозы для участников электронной торговли, но затронули, при этом, не всех ее участников [1].

Остаются проблемы, связанные с трансграничной электронной торговлей товарами, как одного из видов электронной торговли, оказывающего значительное влияние на электронный торговый бизнес. Трансграничная электронная торговля товарами зависит от таможенного администрирования и соблюдения таможенного законодательства, что необходимо исследовать и учитывать в связи с нововведениями в данной области. Следует выделить отдельные проблемы, связанные с реализацией электронной торговли товарами, и определить направления дальнейшего развития с учетом влияния внешних факторов.

Научная новизна состоит в новых подходах к классификации электронной торговли, в выявлении ключевых точек взаимодействия профессиональных участников как между собой, так и с государственными органами.

Авторская гипотеза заключается в следующем: существенным является влияние трансграничной электронной торговли товарами на формирование новых цифровых торговых отношений на евразийском экономическом пространстве, которое необходимо учитывать при прогнозировании стратегических направлений развития экономики стран-членов ЕАЭС. Методологическую основу исследования представляют методы: классификация, статистический, анализ нормативных документов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В условиях цифровой экономики электронную торговлю товарами вполне обоснованно можно считать развивающейся отраслью, которая в дальнейшем станет ключевой.

На евразийском экономическом пространстве, частью которого является российская экономика, электронная торговля товарами строится по своим правилам, провозглашенным в «Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» [2].

Установленные принципы цифрового развития всех отраслей экономики Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в целях обеспечения рынка товарами, требуют расширения возможностей электронной торговли товарами [2].

В начале исследования рассмотрим электронную торговлю товарами в ЕАЭС и структурируем ее по взаимодействию стран-членов ЕАЭС и третьих стран, не входящих в ЕАЭС. В результате получаем новую классификацию видов онлайн -торговли товарами (электронной):

1) на территории страны-члена ЕАЭС, в том числе Российской Федерации (внутристрановая);

2) на территории евразийского экономического пространства между странами-членами ЕАЭС (внутренняя);

3) торговля с третьими странами, не являющимися членами ЕАЭС (трансграничная торговля).

Представленная классификация видов электронной торговли, позволит в дальнейшем найти правильные подходы к ее реализации с учетом необходимости соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС.

Первый вид электронной торговли - внутри-страновой, напрямую не зависят от соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и, поэтому развивается быстрыми темпами. Удовлетворение потребительского спроса в этой среде зависит от соблюдения законодательства внутри страны и скорости получения товара.

На территории ЕАЭС электронная торговля между странами-членами ЕАЭС является внутренней и требует соблюдения законодательства внутри ЕАЭС, в рамках которого применяется статистическое декларирование перемещаемых между странами товаров. Выполнение требования накладывает определенные обязательства на участников электронной торговли. Внимания требует трансграничная, то есть международная электронная торговля товарами, с условием соблюдения участниками таможенного законодательства ЕАЭС с их административной ответственностью за нарушения.

В мировом экономическом пространстве в настоящее время отсутствует эталонная модель трансграничной электронной торговли товарами (далее - ТЭТ). Ситуация обусловлена разным уровнем цифрового развития стран и регионов, отсутствием платформы для выработки единых подходов к торговле товарами с использованием международной сети Интернет. В условиях отсутствия единого нормативного пространства, ТЭТ развивается по региональным правилам. Так на евразийском экономическом пространстве, странами-членами ЕАЭС устанавливаются единые правила взаимодействия потребителя и продавца, определяются общие подходы, позволяющие обеспечивать защиту прав потребителей товаров

и учитывать интересы каждого участника многостороннего процесса. Выработка единых подходов в правовом поле ЕАЭС запустила процесс формирования новой инновационной отрасли экономики в странах-членах ЕАЭС, в том числе в Российской Федерации. Несмотря на трудности в экономике страны, вызванные экономическими санкциями недружественных стран, развитие трансграничной электронной торговли набирает обороты, вовлекая все более широкий спектр товаров, их потребителей и стран.

Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК), как наднациональный орган ЕАЭС, проводит работу по формированию единого правового поля в исследуемой области. ЕЭК является площадкой по правовому урегулированию вопросов в исследуемой области не только в таможенной деятельности, но и в сфере экономики Союза. В экономику Союза встраивается новая отрасль, оказывающая влияние на другие отрасли, способствующая их развитию, поэтому является предметом пристального изучения направлений развития и взаимных процессов на евразийском экономическом пространстве.

С этой целью ЕЭК приняла «дорожную карту» по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в ЕАЭС, определила путь движения вперед с учетом следующих принципов [3]:

1) широкий охват правом ЕАЭС области ТЭТ через дальнейшую разработку нормативных документов;

2) выработка единых подходов к регулированию ТЭТ как отрасли экономики страны;

3) расширение взаимодействия с третьими странами и международными организациями в целях принятия совместных решений;

4) создание условий для устойчивости новой отрасли экономики стран ЕАЭС к внешним факторам;

5) обеспечение свободного перемещения товаров в рамках внутренней электронной торговли товарами в ЕАЭС;

6) цифровизация сферы электронной коммерции через расширение возможностей новых цифровых продуктов.

Выработанные принципы придают ускорение для развития электронной торговли товарами на евразийском экономическом пространстве.

На этом пути следует соблюдать таможенное законодательство при ввозе и вывозе товаров. В ЕАЭС процесс регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС), в который пла-

нируется в ближайшее время внести изменения, затрагивающие ТЭТ товарами в связи с назревшей необходимостью. После вступления изменений в ТК ЕАЭС в силу таможенное законодательство стран-членов ЕАЭС в области ТЭТ будет приведено к единому знаменателю [4].

Со вступлением в силу изменений в ТК ЕАЭС по регулированию ТЭТ товарами сформируется новый правовой институт, регламентирующий таможенное администрирование, который требует дополнительного исследования в целях адаптации к существующей экономической ситуации.

ТЭТ - это, в первую очередь, электронная торговля, предназначенная для физических лиц, удовлетворяющих свои потребности через онлайн-покупку необходимого товара. Международные онлайн-площадки продают товары физическим лицам и организовывают их доставку в страну покупателя. Сложный процесс обязательно включает этап таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, на котором участников ТЭТ ждут следующие нововведения:

1. Товары в рамках ТЭТ выделены в отдельную категорию товаров.

2. Оператор электронной торговли - декларант товаров электронной торговли, плательщик необходимых таможенных платежей, юридическое лицо несущее ответственность за недостоверное таможенное декларирование товаров.

3. Владелец таможенного склада как один из главных участников процесса, хранит товары электронной торговли под таможенной процедурой таможенного склада.

4. Товары ТЭТ выпускаются в свободное обращение частями с разрешения таможенного органа.

5. Декларация на товары электронной торговли (далее - ДТЭТ) - новый административный документ таможенного декларирования.

Участники процесса трансграничной электронной торговли товарами должны соблюдать требования таможенного законодательства стран отправления и получения товаров, особенности их таможенного оформления. В этом случае таможенное администрирование товаров международной электронной торговли выходит на первый план. Значение приобретает взаимодействие торговых площадок с таможенными органами стран отправления и стран получения товаров. Взаимодействие должно осуществляться в правовом поле и, в первую очередь, направлено на обеспечение скорости таможенного оформле-

ния, полноты взимания таможенных платежей за ввоз товаров в РФ, соблюдения запретов и ограничений. Уполномоченные подразделения таможенных органов таможенный контроль за ввозом и вывозом товаров в целях выявления признаков правонарушений производят с помощью самых современных технических средств таможенного контроля (ТСТК).

Порядок функционирования и регулирования единого рынка электронной торговли в ЕАЭС впервые рассматривает электронную торговлю товарами как предпринимательскую деятельность, проводимую дистанционным способом на цифровой торговой площадке, созданной для реализации товаров потребителю. [5].

Торговая площадка представляет собой цифровую платформу взаимодействия участников через сеть «Интернет», и по своей сути является программой для электронных вычислительных машин. На площадке происходит онлайн-продажа товаров потребителю дистанционным способом за счет размещения продавцом предложений о продаже товара, ознакомления с ними потребителя, рекламы товара, заключения договора купли-продажи, онлайн-расчетов за товар, информационной организации логистики товара к потребителю.

Электронной торговлей должны заниматься профессиональные участники - это продавцы, операторы электронных торговых площадок, осуществляющие свою деятельность по реализации товаров потребителям посредством сети «Интернет», а также лица, поставляющие сопутствующие услуги [ 5].

Формируется профессиональное сообщество участников электронной торговли, как внутренней, так и международной, контролирующее процесс купли-продажи.

Продавец товаров (онлайн-продавец) - основной профессиональный участник, используя свою электронную торговую площадку, либо с помощью услуг оператора другой электронной торговой площадки, является ключевым участником предпринимательской деятельности, реализующим товары посредством сети «Интернет». Онлайн-продавец товаров представлен в двух классификациях:

Первая - международный интернет-магазин в виде официального сайта единственного продавца товаров.

Вторая - международный маркетплейс (электронная торговая площадка) в виде посредника между покупателями и продавцами на платформе

электронной торговой площадки, которая продаёт товары и услуги разных продавцов в сети Интернет и свои, в том числе.

Электронной торговой площадкой необходимо профессионально управлять и этим занимается оператор электронной торговой площадки, который представляется новым участником цифровой торговли - юридическим лицом, являющимся владельцем либо управляющим электронной торговой площадки, а также оказывающим услуги продавцам по реализации товара на онлайн-площадке.

Электронная торговля, как деятельность, осуществляется в целях удовлетворения запросов потребителя товаров.

Законодательство ЕАЭС выделяет «потребителя» как физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене ЕАЭС или временно пребывающее на территории Союза и приобретающее товар посредством сети «Интернет» [5].

Покупку товаров производят, в первую очередь, физические лица, то есть непосредственные потребители, права которых должны быть защищены в соответствии с законодательством страны, в которой данное физическое лицо зарегистрировано в установленном порядке. Юридические лица также участвуют в процессе купли-продажи и являются покупателями различных товаров, при этом товары не должны представлять коммерческую товарную партию.

Электронную торговлю товарами сопровождают цифровые услуги. Эти процессы неразрывно связаны между собой, так как при электронной покупке товаров требуется обращение к финансовым, информационным, интернет-услугам, что предполагает участие новых игроков онлайн-торговли. Информационные операторы являются ведущими участниками цифровой части электронной торговли. Среди участников - компании, обеспечивающие интернет взаимодействие в этой сфере, электронный обмен данными и безопасность в Интернете, маркетинг и другие сервисы, сопровождающие куплю - продажу товаров.

Если услуги, сопровождающие электронную торговлю, являются цифровыми программными продуктами и не требуют физического перемещения в пространстве, то товары необходимо доставить на транспортном средстве в место доставки и провести с ними необходимые логистические и таможенные операции.

Электронную международную торговлю можно представить в виде двух потоков: цифро-

вого и товарного. Цифровой поток, рассмотренный ранее, представляет собой совокупность цифровых программных продуктов, использование которых покупателей в конечном итоге приведет к обладанию товаром. Товарный поток - это физическая доставка товаров различными видами транспорта, в том числе с использованием муль-тимодальных перевозок. Как правило, в настоящее время наиболее востребована доставка товаров в Международных почтовых отправлениях (далее - МПО) и в виде эспресс-грузов.

В процесс между продажей и покупкой встраивается целый ряд новых участников таких как, владельцы таможенных складов, оператор электронной торговли (почтовый оператор), перевозчики и другие.

Основная нагрузка по перемещению товаров ТЭТ в адрес физических лиц ложится на национального почтового оператора, который берет на себя организацию таможенного оформления товаров до их выпуска. Национальный почтовый оператор в этом случае выступает оператором электронной торговли и выполняет установленные для него функции, обеспечивающие перемещение товаров в реальном мире с помощью цифровых решений. Созданная почтовым оператором инфраструктура транспортно-логистических услуг, в настоящее время обеспечивает работу электронной торговли. [6].

Оператор электронной торговли - юридическое лицо в архитектуре отрасли электронной торговли, как институт многосторонних связей в ТЭТ ответственен за проведение следующих мероприятий:

— осуществляет таможенное декларирование товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами на иностранной торговой онлайн-площадке;

— в случае реализации товаров электронной торговли с таможенного склада частями декларирует товары в ДТЭТ по установленной форме и согласно порядку ее заполнения.

В ДТЭТ указываются сведения, необходимые для принятия решения таможенным органом о выпуске товара, либо автоматически, либо в кратчайшие сроки при ручном оформлении. Современные цифровые таможенные технологии создают благоприятные условия для ТЭТ товарами, посредством снижения временных затрат на проведение таможенного оформления и скорости доставки товаров. Скорость - фактор, существенно влияющий на принятие решения о покупке товара покупателем в третьей

стране. Сокращение сроков доставки в конечном итоге приведет к увеличению объемов ТЭТ товарами.

Существенный сегмент международных товарных потоков связан с перемещением товаров для личного пользования физическим лицам, являющимися участниками ТЭТ. Сделки между физическими лицами в качестве ТЭТ не рассматриваются.

Возможность быстрой оплаты товара продавцу также оказывает влияние на скорую возможность обладания товаром. Цифровизация превратила финансовые системы в полностью электронные с использованием безналичных денежных средств (электронных денег). Инструменты оплаты финансовой мировой системы развиваются быстрыми темпами и в сторону цифровых денег. Финансовые транзакции происходят в цифровом пространстве, а системы онлайн-платежей поддерживают банки-участники,

Участниками товарного потока страны отправления и страны получения товара являются многие организации, такие как почтовые службы, экспресс-перевозчики, логистические транспортные (курьерские) компании, таможенные склады, таможенные органы Российской Федерации и стран-членов ЕАЭС, таможенные органы стран отправления - третьих стран. От их работы зависит скорость доставки товаров до потребителя, удовлетворение его спроса, что в свою очередь вновь стимулирует спрос на потребление новых товаров и, тем самым ведет к увеличению объемов электронной торговли товарами.

Современная ТЭТ товарами - это покупка физическими лицами товаров на маркетплей-сах зарубежных стран, действенным способом доставки которых является их пересылка в МПО и доставка в качестве экспресс-грузов экспресс-перевозчиками. Законодательство впервые дает право экспресс-перевозчикам стать оператором электронной торговли [ 7 ].

Товары различными видами транспорта доставляются в специально установленные места международного почтового обмена (далее -ММПО), где временно хранятся и проходят таможенное оформление. В установленных случаях товары помещаются под таможенную процедуру таможенного склада. В ММПО оператор почтовой связи, он же оператор электронной торговли товарами, выполняет возложенные на него законодательством функции по обеспечению прохождения товаром таможенного контроля и доставки его до получателя. Электронное декларирование

товаров с использованием ДТЭТ осуществляется оператором в таможенном органе, в регионе деятельности которого функционирует таможенный склад, и на котором размещаются товары ТЭТ.

Физически товарная партия находится на временном хранении в ММПО и первоначально помещается под таможенную процедуру таможенного склада. После получения информации от иностранной интернет-площадки о совершении физическим лицом сделки купли-продажи в отношении единичных товаров, они помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таким образом завершается таможенное оформление, после чего оператор почтовой связи извещает их приобретателя его о необходимости получения товара.

Таможенные платежи, подлежащие уплате, плательщик (оператор электронной торговли) уплачивает через Единый лицевой счет в электронной платежной системе.

Согласно открытых данных, опубликованных в отчете о деятельности ФТС России за 2023 год, в трансграничной электронной торговле наблюдается тенденция снижения количества оформленных таможенными органами МПО [8]. В 2023 таможенные почтовые посты оформили 84 млн. штук МПО, а в 2022 году было оформлено 128 млн. штук МПО. Просматривается тенденция снижения активности в области ТЭТ.

Наряду с МПО получатели товаров в стране активно пользуются услугами по перевозке товаров у экспресс-перевозчиков, что подтверждают увеличенные цифры количества перевезенных экспресс-грузов.

В 2023 году свыше 41 млн. экспресс-грузов, доставляемых в адрес физических лиц в рамках ТЭТ, оформили специализированные структурные подразделения таможенных органов, а в 2022 году - 33 млн. экспресс- отправлений. С учетом количества экспресс-товаров видна положительная динамика увеличения объемов ТЭТ [ 8 ].

Как видим из представленных данных, несмотря на снижение количества оформленных МПО, объёмы ТЭТ сохраняются на высоком уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Электронная торговля товарами, как и экономика страны, сегодня переживает трудности, связанные с экономическими санкциями введенными недружественными странами.

Санкции затронули финансовые операции, в связи с чем существенно затруднили проведение оплаты за товар с использованием меж-

дународных финансовых систем. На объемы электронной торговли и сроки доставки товаров негативно повлияли ломаные логистические пути, образовавшиеся в условиях переориентирования международных торговых отношений на новые направления.

Требуют урегулирования юридические вопросы в области применения права в случаях споров между потребителем и продавцом в условиях внутренней и внешней торговой сделки, в обеспечении равноправия ведения электронной торговой деятельности ввиду различий в национальном механизме регулирования онлайн-тор-говли стран отправителя и получателя товаров при отсутствии механизмов принятия мер административного воздействия к нарушителям в исследуемой области.

Дополнительного исследования требуют вопросы безопасности данных, двойного налогообложения и различные подходы к защите прав потребителя.

Несмотря на перечисленные проблемы многосторонний подход в урегулировании электронной торговли на евразийском экономическом пространстве приведет к ее масштабированию как в стране, внутри ЕАЭС, так и в трансграничной торговле.

Перспективы развития электронной торговли напрямую зависят от цифровизации предоставления торговых услуг потребителю. Инфраструктура удовлетворения потребительского спроса формируется в виртуальном пространстве. Перед профессиональными участниками онлайн-торговли стоит задача по обеспечению потребности обладания товаром в кратчайшие сроки. Для решения сложной задачи необходимо повсеместно увеличивать количество маркетплейсов и внедрять сопутствующие технологии, такие как экосистемы, голосовой поиск, дополненная реальность, умные подборки товаров, гибкая облачная инфраструктура, различные способы оплаты, внедрение роботов-доставщиков и чат-боты. Технические перспективы развития онлайн-торговли бесконечны, поэтому требуют оперативного исследования с целью выявления новых точек роста и возможностей электронной торговли всех видов, рассмотренных в данном исследовании.

Участники электронной торговли формируют новый отраслевой механизм, состоящий из цифрового и товарного потоков, оптимальное сочетание которых приведет к созданию новой отрасли экономики страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Матерова Е. С., Шидловская Д. В., Бадртдинов Н. Н, Фаиз Фархат. Электронная коммерция и интернет-бизнес: проблемы и перспективы // Креативная экономика. - 2023. -Том 17. - № 10. - С. 3703-3718. doi: 10.18334/ce.17.10.119156.

2. Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// base.garant.ru/408293527/?ysclid=lvmmt40250893099638 (дата обращения: 10.03.2024).

3. Решение Евразийского Межправительственного совета от 19.11.2021 №10 «О плане мероприятий («дорожной карте») по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta. ru/tamdoc/21ms0010/?ysclid=lvmmli5rmm388118773 (дата обращения: 07.03.2024).

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019). - М.: Норма, 2021. - 480 с.

5. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2023 г. № 88 «О проекте Соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе». -

References

1. Materova E. S, Shidlovskaya D. V., Badrtdinov N. N., Faiz Farhat. E-commerce and Internet business: problems and prospects // Creative Economy. - 2023. - Volume 17. - No. 10. - Рр. 37033718. doi: 10.18334/ce.17.10.119156.

2. Declaration on the further development of economic processes within the framework of the Eurasian Economic Union until 2030 and for the period until 2045 "Eurasian Economic Path". - [Electronic resource]. - Access mode: https://base. garant.ru/408293527/?ysclid=lvmmt40250893099638 (access date: 10.03.2024).

3. Decision of the Eurasian Intergovernmental Council dated November 19, 2021 No. 10 "On the action plan ("road map") to create favorable conditions for the development of electronic commerce within the framework of the Eurasian Economic Union". - [Electronic resource]. - Access mode: https://www. alta.ru/tamdoc/21ms0010 /?ysclid=lvmmli5rmm388118773 (access date: 07.03.2024).

4. Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on May 29, 2019). - M.: Norma, 2021. - 480 p.

5. Order of the Board of the Eurasian Economic Commission dated June 20, 2023 № 88 "On the draft Agreement on electronic com-

Информация об авторе

Корнилова С.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры Международного предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация).

© Корнилова С.В., 2024.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta. гиЛа1г^ос/23г00088/?уБс1^=и^уииг^5439355019 (дата обращения: 06.03.2024).

6. Приказ Минфина России от 21 декабря 2018 г. № 279н «Об определении требований к назначенным операторам почтовой связи и условий совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях».

7. Приказ Минфина России от 26 апреля 2022 г. № 62н «Об определении требований к лицам,осуществляющим доставку товаров для личного пользования в качестве экспресс-грузов и декларирование товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физических лиц в качестве экспресс-грузов, и порядка совершения таможенных операций в отношении таких товаров, включая операции по уплате таможенных пошлин, налогов».

8. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/storage/document/document_ ^о/2024-03/04^_2023^1(дата обращения: 10.03.2024).

merce in the Eurasian Economic Union". - [Electronic resource]. -Access mode: https://www.alta.ru/tamdoc/23r00088/?ysclid=lt-fiyuunt5439355019 (access date: 06.03.2024).

6. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 21, 2018, No. 279n "On determining the requirements for designated postal operators and the conditions for performing transactions for the payment of customs duties and taxes in relation to goods for personal use purchased by an individual within the framework of international electronic commerce, sent to the address of such a person in international mail."

7. Order of the Ministry of Finance of Russia dated April 26, 2022, No. 62n "On determining the requirements for persons delivering goods for personal use as express cargo and declaring goods for personal use delivered to individuals as express cargo, and the procedure for performing customs operations in relation to such goods, including operations for the payment of customs duties and taxes."

8. Draft final report on the results and main activities of the Federal Customs Service of Russia. - [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2024-03/04/id_2023.pdf (access date: 10.03.2024).

Information about the author

Kornilova S.V., Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of International Entrepreneurship at St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (St. Petersburg, Russian Federation).

© Kornilova S.V., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.