Б01: 10.47026/2499-9636-2023-1-9-16
УДК 339.56(470) ББК У428-803(2Рос)
Н.В. БОНДАРЕНКО
ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕОЭКОНОМИКИ НА ВНЕШНЕТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, государственное регулирование, политика импортозамещения, экспорт, импорт, экономические санкции.
В статье обосновывается необходимость исследования вопросов регулирования внешнеэкономической деятельности.
Целью данного исследования является изучение процессов влияния трансформации геоэкономики на внешнеторговую деятельность. Определяется роль государственного регулирования в решении вопросов оптимизации товаропотоков. Изучена нормативно-законодательная база организации внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и зарубежных стран. Определены основные проблемы, влияющие на формирование количественных и качественных показателей экспорта и импорта. Материалы и методы, применённые при исследовании источников, такие как контент-анализ и метод экспертных оценок, позволили создать в достаточной степени объективную карту ситуации с внешнеэкономической деятельностью. Результаты исследования. Анализ ситуации, сложившейся на мировом рынке, показал, что идёт трансформация системы товаропотоков и меняются приоритеты в геополитике и геоэкономике. Ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в сфере импорта, приобрела негативные черты и требует неотложных мер государственного вмешательства. Необходимо применение активных вариантов тарифного и бестарифного регулирования для обеспечения товарами и сырьем отраслей, пока ещё зависимых от импорта. В статье обосновывается необходимость активизации системы импортозамещения. Такая схема выгодна как для зарубежных стран, так и для России в случае отсутствия необходимых ресурсов. Смена векторов взаимодействия с зарубежными странами на внешних рынках привела к дополнительным проблемам и финансовым затратам. Однако эти меры в настоящее время приводят к положительным результатам.
Выводы. Набирает обороты трансформация рынков. Решение задач по встраиванию в новую рыночную систему позволит государству и бизнес-сообществу решить проблемы с поставками из-за рубежа, оптимизировать производство и выиграть время до создания собственных ресурсов.
Актуальность. Необходимость исследования данного вопроса обусловлена сложившейся в отношении России ситуацией с введением против нашей страны санкционной политики со стороны ряда стран. В связи с этими действиями возникла необходимость в трансформации ранее существующей системы организации внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). В настоящее время в глобальном масштабе происходит перераспределение сфер влияния на рынках как производства продукции, так и её сбыта. Это не может не сказаться на взаимоотношениях стран и меняет сложившуюся в течение десятилетий систему внешнеэкономических связей.
В предлагаемых обстоятельствах смена приоритетов во взаимоотношениях России и мирового сообщества должна быть конструктивной и учитывать её интересы на перспективу. Парадигма однополярного мира, предлагаемая
так называемыми «развитыми странами», неприемлема в современных реалиях. На различных уровнях взаимодействия стран и регионов мира всё чаще поднимаются вопросы о равных правах в решении вопросов, затрагивающих их политические, экономические и социальные интересы.
Рис. 1. Формы организации торговых сделок
Основной формой взаимодействия стран вне рамок национальных хозяйств является торговля. В представленной на рис. 1 схеме форм организации торговых сделок показано, насколько сложной является торговля в современном мире. За последние десятилетия концепция внешнеторговых сделок кардинально изменилась. Простой обмен товарами трансформировался в многоуровневую систему, которая позволяет варьировать внешнеторговые отношения стран в соответствии с их возможностями и имеющимися ресурсами. Этому способствуют глобальные процессы повышения уровня научно-технического развития и унификация производства продукции, транспортных услуг, организации финансовых сделок.
Систематизация существующих форм товарообмена определяется нормами международного права (такими как Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), Стандартная международная торговая классификация ООН, Евразийская патентная конвенция, Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам ООН и др.) и законодательной базой государственного управления.
Целью данного исследования является изучение процессов влияния трансформации геоэкономики на внешнеторговую деятельность как показатель развития мирового сообщества в целом и Российской Федерации в частности.
Научная новизна. В статье даётся обоснование необходимости активизации системы импортозамещения в Российской Федерации как необходимого условия
стабилизации экономики и её дальнейшего роста. Исследованный теоретический и практический материал показывает взаимосвязь импортозависимости России с темпами её развития. Представленные материалы позволяют также определить ключевые драйверы формирования стратегии развития государства.
Материалы и методы. Изучение необходимого материала потребовало применения специфических для данной темы методов. Количественные методы позволили провести системный анализ статистики международных торговых отношений и сделать выводы о причинах, меняющих динамику товарооборота между странами. Для получения объективной информации по теме были применены контент-анализ и метод экспертных оценок, которые позволили сравнить различные источники информации из открытых ресурсов сети Интернет.
Результаты. Изучение аспектов государственного регулирования внешнеторговой деятельности базируется на анализе нормативно-правовой базы в данной сфере.
«Российская Федерация проводит государственную политику в области экспортного контроля, которая является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов»1. Кроме процитированного Федерального закона от 18 июля 1999 г № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» существует ещё ряд законодательных актов, определяющих внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации и её торговые взаимоотношения с другими странами.
В контексте реализации политики импортозамещения наибольшую роль играют такие документы, как Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»2, Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (об интеллектуальной собственности)3, Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 213-Ф3 «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»4, Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав
1 Об экспортном контроле: Фед. закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: инф.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/12116419.
2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 [Электронный ресурс] // Гарант: инф.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/70643464/#block_-100000.
3 О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Фед. закон от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52, ч. 1. Ст. 5497.
4 О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Фед. закон от 28.06.2022 г. № 213-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: инф.-прав. портал. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1551615.
на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы»1. Это неполный список документов, являющийся каркасом внешнеэкономической деятельности.
Законодательная база в сфере ВЭД в России так же, как и в других странах мира, подчинена задаче защиты отечественных товаропроизводителей и установления взаимовыгодного сотрудничества. Поддержка предпринимателей, создающих продукт на базе ресурсов своих регионов, является приоритетной задачей не только региональных властей, но и государства в целом [2]. Тарифные меры регулирования торговых отношений между странами, принятые в мировом сообществе, закреплены действующими конвенциями и прочими документами. Однако, если в государстве возникает ситуация дисбаланса во внешней торговле, приходится более активно применять нетарифные меры, определяемые административными структурами, контролирующими ВЭД.
Действующие в нашей стране в настоящее время документы корректируются в соответствии с современной геополитикой и геоэкономикой. Органы государственной власти, представленные на рис. 2, вынуждены менять векторы взаимодействия с зарубежными странами. На уровне административных структур Российской Федерации осуществляются переговоры со странами, которые в плане внешней торговли ранее считались неприоритетными. В частности, в данное время происходят встречи министра иностранных дел С. Лаврова с руководителями нескольких стран Африки для расширения взаимосвязей и укрепления внешнеэкономического сотрудничества.
Рис. 2. Государственная система регулирования внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации
1 О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы: Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 г. № 506 [Электронный ресурс] // Гарант: инф.-прав. портал. URL: https://base.garant.ru/403783328.
Однако в системе рыночных отношений прямое государственное регулирование не всегда достигает необходимой цели. Для эффективного решения вопросов, возникающих в процессе регулирования ВЭД, необходимо учитывать также интересы представителей бизнес-сообщества. И если в случае с крупным бизнесом необходимы контроль и применение антимонопольного законодательства, то малому и среднему бизнесу нужна поддержка в плане продвижения и финансовой помощи. Большую роль в данном случае играют как государственные коммерческие структуры, так и некоммерческие организации. Например, АО РЭЦ (Российский экспортный центр), который включает в свою структуру Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭСКАР»), АО РОСЭКСИМБАНК и АНО «Школа экспорта», оказывает бизнесу разнообразные услуги в виде продвижения товаров, информационную и финансовую поддержку, юридические консультации. А такие некоммерческие организации, как Хартия добросовестных участников ВЭД и Общественный совет при ФТС России, являются посредниками между государством и бизнесом, осуществляя общественный контроль над законодательной базой и прочими административными решениями.
В результате совместных усилий государства и бизнеса, несмотря на факторы внешнего воздействия, динамика экспорта и импорта в России, представленная на рис. 3, после дефолта 1998 г. и реструктуризации экономики, показала положительный торговый баланс. Снижение показателей в течение двадцати трёх лет произошло три раза. В первом случае причиной стал мировой финансовый кризис, спровоцированный США, когда все страны мира снизили объёмы производства и возникли проблемы в системе финансирования экономик. Во втором и третьем случаях снижение показателей было обусловлено введением экономических санкций против России и последовавшими за ними отрицательными изменениями торгового баланса.
900 000 800 000 700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0
2222
Экспорт
Импорт
Рис. 3. Динамика экспорта и импорта Российской Федерации в 2001-2021 гг., млн долл. США
Источник. Рис. 3 составлен автором на основе данных, представленных в [1]
После начала специальной военной операции санкционное давление на Россию возросло многократно и привело к ситуации, когда экспорт продолжает показывать очень хорошую статистику, а импорт снизился до экстремальных оценок. Проблемы возникли у предприятий, активно закупающих сырье и оборудование за рубежом. Несомненно, за десятилетия активного развития процессов глобализации страны перестроились на решение задач в рамках международного разделения труда, что является оптимальным решением для многих экономик. Однако пандемия COVID-19 и давление, оказываемое на экономическую политику зависимых стран, этот процесс не просто приостановили, а свели до минимума. Перестройка экономик на производство товаров из собственных ресурсов для внутреннего потребления не является рациональной и во многих случаях не удешевляет процесс их создания, потому что новое сырьё и оборудование необходимо создавать с «нуля».
Проблемой внутреннего производства озаботились и США, где в августе 2022 г. был принят закон «О борьбе с инфляцией». Помимо мер экологического характера, поддержки системы здравоохранения и налоговой реформы в нём звучит открытый призыв к возврату на родину тех корпораций, которым было выгоднее работать за рубежом. В настоящее время достаточно большое количество фирм (особенно занимающихся высокотехнологичным производством), привлечённых скидками на бизнес, налоговыми льготами и минимальным налогом на прибыль корпораций, уходят с прежних рынков. Эти действия отрицательно сказываются на экономике не только России, но и Китая, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Западной Европы.
Однако, отзывая свои предприятия и организации из стран, где они работали достаточно долгое время и получали прибыль, многие корпорации оставляют за собой право вернуться через некоторое время, что и фиксируют в документах (например, McDonald's оставил за собой возможность вернуться на российский рынок в течение 15 лет).
Показательной также является ситуация, когда отдельные страны, несмотря на принятие уже девяти санкционных пакетов против России, продолжают наращивать с ней сотрудничество. Так, по данным Федеральной таможенной службы, в 2022 г. товарооборот с США по сравнению с 2021 г. вырос на 57,4%, с Германией - на 65,2%, с Нидерландами - на 130%.
Практическая значимость. Исследования, представленные в данной статье, имеют определённую практическую значимость. Статистический материал и законодательная база, проанализированные при выполнении данной работы, могут стать материалом, который можно использовать в дальнейшей научно-исследовательской деятельности, а также при формировании стратегически значимых для развития государства документов.
Перспективы. Импортозамещение становится для нашей страны той необходимой мерой, которая позволит бизнесу продолжать развиваться.
При этом многие финансовые аналитики не настроены чересчур оптимистично результатами мероприятий, проводимых для решения вопросов с им-портозамещением. Сама Программа импортозамещения начала функционировать
в 2014 г. как ответная мера на первую волну экономических санкций. В проекты по данному направлению были вложены 3 трлн руб. По подсчётам экономистов, в обрабатывающих отраслях доля отечественных товаров достигла 60%. Однако такие высокотехнологичный отрасли, как электроника и электротехника, химпром, фармацевтика, продолжают сильно зависеть от сырья и комплектующих из-за рубежа. Частично эта проблема решается за счёт внедрения системы параллельного импорта. Однако зависимость от зарубежных поставок остаётся. В связи с этим в конце 2022 г. был сформирован пакет приоритетных направлений и разработок (вплоть до «обратного инжиниринга» на базе Агентства по технологическому развитию), которые смогут активнее проводить программу импортозамещения. На данные мероприятия предусмотрено финансирование в размере 5,9 трлн руб. Особо отмечается, что если ранее нерентабельные проекты, пытавшиеся решить проблемы импортозамещения, лишались финансирования, то отобранные в 2022 г. 327 проектов, создающих жизненно важные для российской промышленности комплектующие, могут считаться условно-рентабельными и финансироваться государством вплоть до получения положительного результата [3]. Причём результаты должны быть достигнуты в кратчайшие сроки: от полугода до года, а не к 2030 г. Иначе в системе производства может возникнуть провал, который невозможно будет закрыть даже программой импортозамещения.
Выводы. В результате анализа сложившейся на мировых рынках ситуации с перераспределением товаропотоков можно сделать выводы об их набирающей обороты трансформации. В этот процесс включены не только страны, занимавшие на них ведущие в последние десятилетия позиции. Изменившаяся инфраструктура системы мировой торговли позволяет странам, ранее считавшимся «развивающимися», заявить себя полноправными партнёрами в мировой торговле. С учётом дискредитации экономик развитых стран и снижения их влияния на бывшие колонии, а также отсутствия необходимых для внутреннего производства ресурсов они могут столкнуться с ситуацией, когда получат ультиматум в системе финансовых потоков, ценообразовании и квотах на поставку.
Литература
1. Внешняя торговля [Электронный ресурс] // Росстат: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/sta-tistics/vneshnyaya_torgovlya.
2. Данилов И.П., Михайлова С.Ю., Морозова Н.В., Ладыкова Т.И. Практические аспекты оценки потенциала реиндустриализации федеральных округов РФ // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 4. С. 23-26.
3. Шувалова М. Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование. 25.10.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1581704.
БОНДАРЕНКО НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]; ОЯСШ: ЬИрз://ог(М.ог^0000-0002-8359-817Х)._
Natalia V. BONDARENKO
IMPACT OF THE TRANSFORMATION OF GEOECONOMY FOR FOREIGN TRADE ACTIVITIES
Key words: foreign economic activity, foreign trade activity, state regulation, import substitution policy, export, import, economic sanctions.
The article substantiates the need to study the issues of regulation offoreign economic activity.
The purpose of this study is to study the processes of influence of the transformation of geo-economics on foreign trade activities. The role of state regulation in solving the issues of optimizing commodity flows is determined. The regulatory and legislative framework for the organization offoreign economic activity of the Russian Federation and foreign countries has been studied. The main problems affecting the formation of quantitative and qualitative indicators of exports and imports are identified.
The materials and methods used in the study of sources, such as content analysis and the method of expert assessments, made it possible to create a fairly objective map of the situation with foreign economic activity.
The results of the study. An analysis of the situation that has developed in the world market has shown that the system of commodity flows is being transformed and priorities in geopolitics and geoeconomics are changing. The situation that has developed in the Russian Federation in the field of imports has acquired negative features and requires urgent measures of state intervention. It is necessary to use active options for tariff and non-tariff regulation to provide goods and raw materials to industries that are still dependent on imports. The article substantiates the need to activate the import substitution system. Such a scheme is beneficial both for foreign countries and for Russia, in the absence of the necessary resources. The change in the vectors of interaction with foreign countries in foreign markets led to additional problems and financial costs. However, these measures are currently producing positive results.
The findings identified. The transformation of markets is gaining momentum. Solving the tasks of integrating into the new market system will allow the state and the business community to solve problems with supplies from abroad, optimize production and gain time before creating their own resources.
References
1. Vneshnyaya torgovlya [Foreign trade]. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/vne-shnyaya_torgovlya.
2. Danilov I.P., Mikhailova S.Yu., Morozova N.V., Ladykova T.I. Prakticheskiye aspekty otsenki potentsiala reindustrializatsii federal'nykh okrugov RF [Practical aspects of assessing the potential for reindustrialization of the federal districts of the Russian Federation]. Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2016, no. 4, pp. 23-26.
3. Shuvalova M. Importozameshchenie v promyshlennosti: novye proekty i ikh finansirovanie [Import substitution in industry: new projects and their financing]. Available at: https://www.ga-rant.ru/news/1581704.
NATALIA V. BONDARENKO - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and International Economic Relations, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-
sss^s^)._
Формат цитирования: Бондаренко Н.В. Влияние трансформации геоэкономики на внешнеторговую деятельность [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2023. - № 1. - С. 9-16. -URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2023/1/2. DOI: 10.47026/2499-9636-2023-1-9-16.