Влияние традиций и обычаев абхазов на развитие сельского туризма в Республике Абхазия
Какалия Инар Мурманович
аспирант кафедры национальной экономики, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, [email protected]
Правильное использование норм и правил прописанные в абхазском этикете позитивно повлияют на подготовку персонала в сельском туризме. Одним из составляющих принципа уважения в абхазском этикете, влияющее на сельский туризм, является почитание старших. Почитание старших проявляется в уважении старшего туриста и старшего работника сферы обслуживания. Должно быть взаимоуважение персоналом старшего туриста, и уважение туристом старшего работника сферы туризма. Почитание старших в абхазском этикете до сих пор занимает важнейшее место. Для того чтобы выявить почитание старших можно создать отличительные черты услуги, для старшего поколения туристов, и услуги должны соответствовать их потребностям, а также создать льготы, и снизить цены на туристские услуги. Все туристские услуги в комплексе должны быть предоставлены с участием абхазского этикета. Почитание старших необходимо проявлять в уважении между персоналом, а также в уважении управляющим гостиницы низшего персонала. Ключевые слова: обычаи абхазов, почитание вставанием, почитание старших, абхазское застолье, гостиница, традиции, сельский туризм, гость, абхазский этикет, турист, туризм, туристическая услуга.
Гостеприимство абхазов - занимает особое место в обычаях и традициях, которые могут положительно влияют на развитие сельского туризма, особенно в принципах обслуживания туристов отдыхающих в сельской местности. В каждом хозяйстве сельской местности, всегда есть что предложить гостю-туристу в виде угощения и досуга. В каждом абхазском хозяйстве есть что предложить туристам (творог, сыр, фрукты, сладости, водка, вино и др.) [2].
Сельский туризм является важным компонентом туристической индустрии, способствующим развитию регионов, сохранению культурного наследия и улучшению экономического состояния сельских сообществ. Абхазия, благодаря своему уникальному культурному наследию и природным богатствам, имеет значительный потенциал для развития сельского туризма. Важную роль в этом процессе играют традиции, которые не только привлекают туристов, но и формируют уникальный облик региона.
Основным и важными элементами традиций и обычаев абхазов влияющих на развитие сельского туризма, могут служить традиционные ремесла, которые могут стать мотиватором для привлечения туристов в сельскую местность. Абхазия — регион с богатой историей и культурой, которые сформировались под влиянием различных цивилизаций и народов. Традиции, укоренившиеся в абхазском обществе, отражают его многообразие и уникальность. К числу таких традиций относятся национальная кухня, ремесла, обычаи гостеприимства и праздники, которые передаются из поколения в поколение. Абхазия славится своими обычаями гостеприимства. Традиции приветствия гостей, совместные трапезы и обычаи общения создают уникальную атмосферу, которая привлекает туристов, стремящихся к аутентичному опыту. Сельские хозяйства и агротуристиче-ские комплексы предлагают туристам проживание в традиционных домах, знакомство с бытом и участием в повседневных делах, что создает тесную связь между туристами и местными жителями.
Главнейшим элементом ритуала гостеприимства является все-таки угощение, хлеб-соль (ачеиджика). Каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей. Так, рачительные хозяйки припрятывают, например, пшеничную муку, сыр, сладости, фрукты, водку в бутылках, зашитых подчас в самодельные сетчатые сумочки, а во дворе гуляют куры, ревниво оберегаемые от родных детишек, которые, может быть, давно уже не имели мяса в своем рационе [3]. Одной из наиболее привлекательных сторон абхазской культуры для туристов является национальная кухня. Многообразие блюд, таких как абхазская ачаш и апарха, привлекают внимание га-стротуристов, стремящихся попробовать аутентичные блюда и узнать секреты их приготовления. Туристы, посещающие сельские районы, часто участвуют в мастер-классах по приготовлению традиционных блюд, что способствует популяризации местной культуры.
Для абхазов гостеприимство это определенная ответственность перед гостем (т.е. перед нами, туристами и отдыхающими), исполнение неписаного закона гостеприимства, который, хотя и с видоизменениями, соблюдается и в наши дни.
Согласно этому закону гостеприимства, приезжая на отдых, туристы попадают в гости не только к конкретной семье (у которой снимаете жилплощадь). В той или иной степени туристы являются гостями для всего поселка, а все жители, по отношению к туристам, считаются хозяевами. А с момента прихода и до прощальной минуты гость должен находиться в центре внимания всего семейства, родственников и соседей, всей гостиницы, туристической фирмы и т.п.
X X О го А С
X
го т
о
ю о ю -и
сч о сч
о ш со
X
<
00 о
X X
Абхазское гостеприимство есть духовная часть традиций и обычаев народа, в свою очередь духовная суть абхазского гостеприимства - это любовь к незнакомцам, забота об их нуждах, приведем несколько принципов:
1.У абхазов «гость - Божья благодать», гостеприимство-«закон священный», нарушение его «важный грех».
2. Непременный долг всякого общинника-«принять гостя, оказывать ему защиту и покровительство».
3.Сильнейший у абхазов обычай кровной мести был бессилен перед законом гостеприимства, «человек мог быть гостем, ничего не опасаясь, у заклятого своего врага».
4. Абхазы любого приезжего «встречали с радушием , ему отдавали лучшую постель, угощали всем, что только есть у хозяина» [4].
Для приема гостей в старину строился специальный дом во дворе под названием "асасааирта", то есть "место, куда приходят гости". И теперь гостя принимают в лучшем помещении, специально отведенном для него, сохраняющем свое старое название -асаса-аирта. Обычно теперь асасааиртой служит зал так называемого "большого дома". Сегодня «асасааирта» переводится как гостиница, средство для размещения туристов в Абхазии.
В таком доме туриста усаживают на почетном месте, тогда как сами-хозяева, в том числе иногда даже глава семьи, садятся не сразу - ведь даже патриарх рода будет стараться присесть не раньше, чем это сделает гость, а члены семьи по - моложе, несмотря на уговоры посетителя, продолжают стоять. Это стояние перед гостем, как и вставание при появлении каждого взрослого постороннего человека (ахацгылара), считается признаком глубокого уважения к нему. Согласно абхазским традиционным правилам поведения, не встать, когда заходит человек, значит проявить к нему неуважение и даже в известном смысле оскорбить его [3].
Если даже турист, злоупотребляя своими "неограниченными правами", позволяет себе лишнее в некоторых своих словах и действиях, хозяева должны относиться ко всему этому с максимальной снисходительностью и терпеливостью. Но такие случаи весьма редки, и, как правило, отношения гостя и хозяев отличаются взаимным уважением и деликатностью. При этом не принято расспрашивать гостя, откуда и куда он держит путь, каковы цели его путешествия. Такой "допрос" считается неуместным и неделикатным любопытством. В глазах горца нет такой услуги, которая могла бы унизить хозяина перед гостем, сколько бы ни было велико расстояние их общественного положения [4].
Обычай гостеприимства требовал принять путника и в любое время, даже в тех случаях когда в семье, которую посещал гость, было не до гостей, например, кто-либо из членов семьи или сам хозяин, болел и т.п [5].
Ремесла и народные промыслы, такие как плетение, вышивка и гончарное дело, являются важной частью абхазской культурной идентичности. Туристы, интересующиеся культурой и историей, с удовольствием посещают мастерские и участвуют в создании традиционных изделий, что способствует сохранению ремесленных традиций и поддержке местных мастеров. Праздники и обряды играют важную роль в жизни абхазского общества. Туристы, посещающие Абхазию во время проведения национальных праздников, таких как Абхазская Масленица или День Независимости, получают возможность погрузиться в атмосферу радости и веселья, участвовать в традиционных обрядах и играх. Это не только создает положительные впечатления, но и способствует укреплению культурных связей между регионами. Развитие сельского туризма на основе традиций имеет значительное экономическое влияние. Традиционные ремесла и промыслы становятся источником дохода для местных жителей, создание агротуристических комплексов и экотуристических маршрутов способствует созданию рабочих мест. Туристы, привлеченные уникальными традициями, становятся постоянными посетителями, что способствует стабильному экономическому росту региона.
Можно выделить следующие специальные услуги для туристов в сельском туризме, это такие как, экскурсии к историческим и архитектурным местам, посещение музея, предоставление специального питания, организация досуга с национальными особенностями страны, услуги различных видов массажа, медицинские услуги, вечер поэзии.
Необходимо почитать нормы обращения к старшим. Ведь в наши дни в некоторых высокоразвитых странах сотни тысяч престарелых людей страдают от грубости и небрежного обращения. Плохое обращение к старшим это глобальная проблема. Мы должны сделать все для сохранения нашего обычая почитание старшего. Ведь именно этим Абхазия всегда славилась и абхазы были достойными людьми в своем обществе. Здоровое общество может состояться при соблюдение всех правил и норм. Необходимо избежать влияние вредной современной моды, которое может исказить наше истинное лицо.
Почитание вставанием было обычной нормой жизни, привычным и пристойным образом поведения. Оно выражало обыкновенное уважение к человеческой личности. Все были с детства приучены к этому и до сих пор соблюдается на территории Абхазии, что применительно в том числе и к туристов, любой турист для абхазов почитаемый гость. Все это влияет на повышение уровня сервиса в сельской местности.
Почитание вставанием соблюдалось и в общественных местах, когда народ собирался по случая торжества, траура или другому поводу. В абхазской деревне этот обычай сохранился лучше - вставание считается признаком приличия, входит в обязательный этикет. В городах, в многонациональной среде, эта форма обхождения соблюдается реже, носит пережиточный характер.
В свою очередь персонал должен предложить попробовать абхазскую кухню, персонал может рассказать об особенностях абхазской кухни и о полезных свойствах еды, предоставить меню в номер, предложить обслуживание в номер, рекомендовать главное блюдо состоящее из мамалыги, фасоль, мясо, соленье, арашых и многое другое, и предложить попробовать бокал абхазского вина, также можно включить в туристскую услугу национальные танцы абхазов показывающие культуру народа, данный вид досуга позволит сделать разнообразным туристскую услугу, а также показать национальные особенности абхазов.
Если турист просит об оказании услуги досуга, экскурсии, и многое другое, персонал по мере своей возможно должен выполнить просьбу. Таким образом, традиции и обычаи которые проявляются при обслуживании туристов должны быть регулятором взаимоотношения туриста с персоналом. Сами взаимоотношения должны строится на принципе уважения.
Развитие сельского туризма на основе традиций и обычаев становится важным источником дохода для местных жителей. Туристы, посещающие ремесленные мастерские, покупают традиционные изделия, что поддерживает местных мастеров и способствует сохранению ремесленных традиций. Организация гастрономических туров и мастер-классов также приносит доход местным фермерам и поварам. Создание агротуристических комплексов и экотуристических маршрутов способствует созданию рабочих мест в сельских районах. Туристические проекты требуют специалистов в различных областях, включая гидов, мастеров, поваров и обслуживающий персонал. Это способствует снижению уровня безработицы и улучшению экономического состояния региона.
Именно этот принцип отношения создаст благоприятные условия для формирования туристской услуги. Старшие же должны быть эталоном подражания в поведении и отношении к туристам. Они должны нести знамя абхазского этикета как неотъемлемую часть в повышении качества туристской услуги. Без этикета невозможно формировать отношение, а без отношений участников сферы обслуживания в туризме невозможно повысить качество услуги, и вообще заниматься туристской деятельностью.
Взрослый персонал должен обучить подрастающее и молодое поколение специалистов, быть авторитетом поведения по отношению к туристам. Персонал должен показать воспитание и проявление абхазского этикета, показать правильное поведение. В абхазском этикете также необходимо ввести в обслуживание туриста такие моменты как: «уделить внимание», «оказать хороший прием», «хороший тон», «приличие». Несмотря на значительный потенциал, развитие сельского туризма в Абхазии сталкивается с рядом проблем. Необходимость улучшения инфраструктуры, отсутствие систематической рекламы и маркетинга, а также необходимость подготовки кадров требуют внимания и инвестиций. В то же время, поддержка со стороны государства, привлечение инвестиций и сотрудничество с международными организациями открывают перспективы для успешного развития сельского туризма на основе традиций [1]. Можно выделить следующие проблемы:
1. Инфраструктура: Одной из основных проблем является недостаточно развитая инфраструктура в сельских районах. Дороги, коммуникации и туристические объекты требуют значительных инвестиций для улучшения их состояния и обеспечения комфорта туристов.
2. Маркетинг и Реклама: Отсутствие систематической рекламы и маркетинга мешает продвижению сельского туризма на международном уровне. Необходимы усилия по созданию бренда региона и привлечению туристов через современные маркетинговые инструменты.
3. Подготовка Кадров: Недостаток квалифицированных кадров в туристической индустрии также является серьезной проблемой. Необходимы программы обучения и повышения квалификации для местных жителей, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания туристов.
Автором определены следующие перспективы развитие сельского туризма в Республике Абхазия:
1. Государственная Поддержка: Программы государственной поддержки и финансирования туристических проектов могут способствовать развитию инфраструктуры и созданию новых туристических объектов. Государственная поддержка также важна для продвижения региона на международном уровне.
2. Международное Сотрудничество: Сотрудничество с международными организациями и участие в международных туристических выставках и форумах могут привлечь внимание к Абхазии и способствовать увеличению потока туристов.
3. Развитие Экотуризма: Экотуризм, основанный на традициях и обычаях, имеет большой потенциал в Абхазии. Создание экологических маршрутов, агротуристических комплексов и эколого-туристи-ческих парков может привлечь туристов, заинтересованных в активном отдыхе и знакомстве с природой и культурой региона.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что для обслуживания туристов в сельском туризма, необходимо ввести принципы почитание вставанием, почитание старших, прием гостей.
хорошего отношения к туристам, важную роль также играет профессиональная подготовка персонала, которая складывается из ряда таких правил как:
1. Знание особенностей сервиса.
2. Знание собственного этикета.
3. Правильное оформление туристского продукта.
4. Язык жестов.
5. Стиль общения.
6. Этикет других народов.
7. Знание психологии.
8. Умение правильно говорить.
Внедрение абхазского этикета невозможно без подготовки персонала. Подготовка персонала в Абхазии, как и в любой другой стране должна включать знание абхазского этикета. В Абхазии есть свой этикет, Апсуара.
Для решения проблемы подготовки персонала в сельском туризме, предлагается внедрение абхазского этикета «Апсуара», можно предложить следующую программу подготовки персонала:
Программа внедрения абхазского этикета через подготовку работников сферы сельского туризма.
«Этикет для работников сферы сельского туризма»
Пояснительная записка.
Программа включает в себя основные составляющие для обучения персонала правилам и нормам международного и абхазского этикета. Длительность курса подготовки 30 академических часа, по одному часу в неделю. Он расширяет знания работников о культуре общения, нормах и правилах абхазского и международного этикета, а также познакомит с областью их применения через традиции и обычаи абхазов.
Независимо от дальнейшей профессиональной ориентации каждому обучающему полезно овладеть категориями «Апсуара». Каждому работнику сферы туризма, чтобы добиться успеха в жизни и работе, необходимо в первую очередь научиться общаться.
Цель: Подготовить персонал для объектов сельского туризма через использование абхазского этикета.
Задачи:
1. Объяснить роль абхазского и международного этикета в развитии культуры, повышении качества туристских услуг, показать его значимость в организации межличностных отношений.
2. Ознакомить обучающихся с нормами и правилами Абхазского этикета.
3. Расширить общую культуру и кругозор работников, сформировать у них уважительное отношение к окружающим, укрепить дух патриотизма и внедрить идею толерантности в восприятии обычаев и нравов других наций.
4. Использовать абхазский этикет как курс подготовки персонала для сферы сельского туризма.
Планируемый результат: Использование абхазского этикета наряду с международным этикетом по отношению к туристам на объектах сферы сельского туризма.
Таблица 1
Рисунок 1. Принципы обслуживания туристов в сельской местности на основе традиций и обычаев абхазов Источник: составлено автором
В современном туризме важна роль абхазского этикета, она влияет на повышения качества туристской услуги. Для формирования
Лекция Характеристика Общее затрачиваемое время Внерабочее мероприятие
Этикет. Абхазский этикет. Понятие «этикет», «Апсуара», основные составляющие абхазского и международного этикета. 4 часа Изучение литературы в библиотеках
Государственная и патриотическая символика Ценность патриотических символов. Почитание государственной символики в качестве выражения патриотического духа. 3 часа Посещение краеведческого музея
Культура общения Грамотное изложение информации. Умение слушать. Национальные особенности общения. Культура речи. 4 часа Ролевая игра
X X
О
го А
с
X
го т
о
ю
00
2 О
ю -и
Семейный этикет абхазов Семья как ячейка общества. Изучение отношений в абхазской семье. Необходимость внедрения правил абхазского этикета в быту. 3 часа Посещение деревень и сел
Приветствие и обращение Приветствие и обращение как первичный контакт, задающий установку для дальнейшего общения. Формы приветствия и обращения. 3 часа Беседа
Мода и стиль Основные критерии подбора одежды. Влияние дрескода на карьеру. Использование абхазской национальной одежды в сельском туризме 3 часа Посещение «Дом мод»
Организация национальных мероприятий Общие правила подготовки и участие в мероприятиях. 3 часа День национального костюма
Организация приемов Целевое назначение приемов. Общие правила приема гостя у абхазов. 3 часа Посещение деревень и сел, участие в абхазском застолье
Итоговое занятие Изучение основных составляющих абхазского этикета: почитание вставанием и почитание старших. 4 часа Посещение туристских объектов Абхазии: гостиниц, ресторанов и т.д.
Источник: Составлено автором
Традиции Абхазии являются важным ресурсом для развития сельского туризма. Национальная кухня, ремесла, обычаи гостеприимства и праздники привлекают туристов и способствуют популяризации культурного наследия региона. Экономическое влияние традиционного туризма способствует развитию сельских районов и улучшению благосостояния местного населения. Важно продолжать работу по сохранению и популяризации традиций, улучшению инфраструктуры и привлечению инвестиций для обеспечения устойчивого развития сельского туризма в Абхазии.
Выводы
1. Развитие сельского туризма в Республике Абхазии должно происходить с учетом национальных особенностей приема гостей, это позволит разнообразить и сделать тур сельского туризма интересным для потенциальных туристов.
2. При правильном использование традиций, особенно принципов приема гостя, принцип почитания вставанием, и принцип почитания старших, позволит увеличить уровень сферы обслуживания в сельской местности Абхазии.
3.Разработанный курс подготовки персонала, может быть рекомендован, на предприятиях сельской местности для повышения сферы обслуживания.
The influence of Abkhaz traditions and customs on the development of rural tourism in
the Republic ofAbkhazia Kakaliya I.M.
Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10,
R38, R40, Z21, Z32_
The correct use of the norms and rules prescribed in Abkhaz etiquette will have a positive impact on the training of personnel in rural tourism. One of the components of the principle of respect in Abkhaz etiquette, which influences rural tourism, is the veneration of elders. Reverence for elders is manifested in respect for the older tourist and the older service worker. There must be mutual respect between the staff of the senior tourist, and respect by the tourist for the senior tourism worker. Honoring elders still occupies a very important place in Abkhazian etiquette. In order to reveal respect for elders, it is possible to create distinctive features of services for the older generation of tourists, and services should meet their needs, as well as create benefits and reduce prices for tourist services. All tourist services in the complex must be provided with the participation of Abkhaz etiquette. Respect for elders must be shown in respect between staff, as well as in the respect hotel managers give to lower-ranking staff.
Keywords: Abkhaz customs, honoring by standing, honoring elders, Abkhazian feast, hotel, traditions, rural tourism, guest, Abkhazian etiquette, tourist, tourism, tourist service.
References
1. Abkhaz State Committee for Tourism (2021). Tourism Development in Abkhazia:
Analytical Review. Sukhum: AGKT.
2. Kuprava A.E. Apsuara Traditional Culture of the Abkhaz. Sukhum, 2007. -70p.
3. KupravaA.E. From the Historyofthe Abkhaz TraditionalCulture. M., 1998. - 70 p.
4. Kuprava A.E. Issues ofthe Traditional Culture ofthe Abkhaz. Sukhum, 2008. -195 p. (8).
5. Maan O.V. Abzhua, Historical and Ethnological Essays, Sukhum, 2006. - 430 p.
Литература
1. Абхазский государственный комитет по туризму (2021). Развитие туризма в Абхазии: аналитический обзор. Сухум: АГКТ.
2. Куправа А.Э. Апсуара традиционная культура абхазов. Сухум, 2007. - 70 с.
3. Куправа А.Э. Из истории Абхазской традиционной культуры. М, 1998.-70 с.
4. Куправа А.Э. Вопросы традиционной культуры Абхазов. Сухум, 2008. - 195с. (8).
5. Маан О.В. Абжуа, Историко-этнологические очерки, Сухум, 2006. - 430 с.