Персонифицированный туристский ресурс Республики Абхазия
туризм / тоитэм
УДК 338.482.22
ОС!: 10.24412/2413-693Х-2021 -4-35-44
Персонифицированный туристский ресурс Республики Абхазия
ЦУЛАЯ Игорь Вахтангович
Абхазский государственный университет (Сухум, Респ. Абхазия) кандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Аннотация. На современном этапе развития человечества в условиях глобализации практически во всех сферах жизнедеятельности возрастает роль выдающихся людей. Они наиболее ярко проявляют себя в такой сфере экономики как туризм. Туризм в Абхазии является локомотивом экономики, это динамически развивающийся один из ее секторов. Республика Абхазия обладает значительным туристским потенциалом. Культурно-исторический, природный потенциал исследуется уже многие годы. По результатам опроса туристов в Абхазии, выполненным при участии автора, известно, что именно этот потенциал является целью посещения более 70% опрошенных. Однако, есть и такие туристы, у которых целью является посещение друзей и родственников в Республике (7-8% опрошенных). Т.к. друзья и родственники являются целью путешествия, значит, они являются притягательными для туристов, обладают определенными свойствами, и мы их можем определить, как персонифицированный туристский ресурс. Целью данной публикации является показать значение «Персоны дестина-ции» как персонифицированного туристского ресурса. Данное исследование в настоящее время представляется наиболее важным т.к. оно показывает степень привлекательности Республики Абхазия как туристской дестина-ции, где слоганом служит «Апсны - страна души». Туристов и путешественников во всем мире влекут не только природные и культурно-исторические ресурсы, но и духовная потребность в общении и в дружбе с интересными людьми, которые формируются на отдыхе.
Ключевые слова: персона, дестинация, Республика Абхазия, гостеприимство, долгожительство, туристский ресурс.
Для цитирования: Цулая И.В. Персонифицированный туристский ресурс Республики Абхазия // Сервис plus. 2021. Т.15. №4. С. 35-44. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-35-44.
Статья поступила в редакцию: 24.11.2021.
Статья принята к публикации: 10.12.2021.
Personalized tourist resource of the Republic of Abkhazia
Tsulaya I. V.
Abkhazian State University, Sukhumi, Republic of Abkhazia, Cand. Sc. (Geography), Associate Prof.; [email protected]
Abstract. At the present stage of human development in the context of globalization, the role of outstanding people is increasing in almost all spheres of life. They are most clearly manifested in such a sphere of the economy as tourism. Tourism in Abkhazia is the locomotive of the economy; it is one of its dynamically developing sectors. The Republic of Abkhazia has significant tourism potential. The cultural, historical and natural potential has been explored for many years. According to the results of a survey of tourists in Abkhazia, Tsulaya I.V., Kuchera M.O. (2012 -2019) it is known that this very potential is the goal of visiting more than 70% of the respondents. However, there are also such tourists whose goal is to visit friends and relatives in the Republic (7-8% of respondents). Because friends and relatives are the purpose of travel, which means that they are attractive for tourists, have certain properties, and we can define them as a personified tourist resource. The purpose of this publication is to show the importance of the Destination Person as a personified tourist resource. This research is currently the most important because it shows the degree of attractiveness of the Republic of Abkhazia as a tourist destination, where the slogan is "Apsny - the country of the soul." Tourists and travelers all over the world are attracted not only by natural and cultural-historical resources, but also by the spiritual need for communication and friendship with interesting people who are formed on vacation.
Keywords: person, destination, Republic of Abkhazia, hospitality, longevity, tourist resource.
For citation: Tsulaya, I.V. (2021). Personalized tourist resource of the Republic of Abkhazia. Service plus, 15(4), £ 35-44. DOI: 10.24412/2413-693X-2021 -4-35-44. (In Russ.).
Submitted: 2021/11/24.
Accepted: 2021/12/10.
Персонифицированный туристский ресурс Республики Абхазия
«- Я не мог прийти. У меня был гость, и я не мог его бросить, - признался Абхаз» Легенда о божественном происхождении Абхазии1
Согласно Закону «О туристской деятельности Республики Абхазия»2 туристские ресурсы определяются как «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».
Особого внимание заслуживает мнение А.И. Зырянова [1], который расширяет определение «туристских ресурсов», дополняя его персонифицированным ресурсом, относя к нему «Интересного творческого человека, обладающего талантом и известным в своем городе, регионе, стране и, являющимся объектом притяжения в туристском поясе. Это могут быть широко известные представители творческих профессий, духовенства, политические лидеры, спортсмены, уникальные специалисты». В статье А.В. Троценко и Л.Е. Дручевской [14] в отношении выдающихся личностей - «Гениев места», формирующих один из важнейших компонентов туристских ресурсов любой дестинации, употребляется понятие «биосоциальных туристских ресурсов» как неотъемлемого туристского ресурса, имеющего большой потенциал для диверсификации туристской дея-
1Решил Бог распределить земли между народами, чтобы каждый знал свою Родину и заботился о своем Отечестве. Людей Господь оповестил о своем намерении через Ангелов. В назначенный день пришли к нему народы и было указано им, где кому жить на Земле. Только Абхаз явился к Богу с опозданием, лишь на следующий день.
- Я Абхаз, - смущенно сказал опоздавший, - и пришел по воле твоей получить землю.
- Но земли я раздал вчера. Что же ты вчера не явился?
- Я не мог прийти. У меня был гость, и я не мог его бросить, - признался Абхаз.
Господа растрогал поступок человека, ведь Он сам заповедовал встречать гостя, как Бога, а следовательно Абхаз поступил по завету Божьему.
- Ты равен своему поступку, - сказал Бог. - И, хотя я уже раздал все земли, но за твой поступок подарю тебе райский кусочек, который приберег для себя. Вот тебе замечательная страна между горами и морем. Назови ее своим именем и живи в ней. Только не преврати ее в ад. С тех пор Господь, согласно легенде, и живет на небе, а Абхаз - в его земном пристанище.
2 Официальный сайт Министерства Туризма Республики Абхазии // Закон о
туристской деятельности в Республике Абхазии. URL: https://mintourism-ra.org/documents/detail.php (Дата обращения: 02.10.2021)
тельности и повышения привлекательности ат-тракций. Согласно утверждению этих авторов, любая маркетинговая стратегия туристского развития территории должна учитывать и включать биосоциальные ресурсы.
Большой интерес представляет материал Ю.С. Путрика и П.И. Короневского «О роли личности в истории российского туризма» [2]. В данной публикации авторы показывают роль российской и советской элиты: ученые, президенты ассоциации туризма, Министерства по туризму, которые популяризировали и продвигали индустрию гостеприимства.
Согласно словарю В.И. Даля, гостеприимство - «радушие в приеме и угощении посетителей; безмездный прием и угощение странников или странноприимство»3.
Существует много исторических и этнографических сведений о гостеприимстве у разных народов и социальных групп Ю.Д. Анчабадзе, (1985 г.) [3], Б.Х. Бгажноков (1985 г.) [4], С.А. Арутюнов (1990 г.) [5], А.И. Мускаев (1990 г.) [6], Д.Е. Никогло (2008 г.). [7]. Несомненную важность представляют работы о таком явлении, как гостеприимство и этикет А.К. Байбурина и А.Л. Топоркова (1990 г.) [8], а также Н.А. Лопуленко (2009 г.) в этнологии [9]. Анализ этих работ показывает, что ритуализованные схемы приема гостя в целом стандартны для всех народов, варьируются частные, второстепенные детали. Зырянов А.И. в своей публикации выделяет качества личности, которые являются важным туристским ресурсом.
К уникальным личностям в первую очередь мы относим персоналий («персон»), которые связаны с туристско-экскурсионной и ресторанно-гостиничной детальностью, сервисом, гостеприимством. Личность - это стабильная, внутренняя особенность человека, оцениваемая в общество позитивно. Одним из основных качеств личности, которое необходимо в туризме и сервисе, это гостеприимство.
Рассматривая гостеприимство человека как туристский ресурс на примере Абхазии, мы убеждены в том, что это качество присуще многим
3Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт. Т. 1. М.: Прогресс, 1994.
народам в разных туристских дестинациях.
«Кавказское гостеприимство» - это уже устойчивое словосочетание, которое, собственно, обозначает высочайшую степень гостеприимства. Однако, абхазскому гостеприимству присущи свои, только ему свойственные черты. Так, американская исследовательница Пола Гарб описывает несколько случаев, имевших место во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), когда матери, эвакуированные в Абхазию из разных регионов Советского Союза, вынуждены были оставлять своих детей на время (как они полагали) в абхазских семьях. Когда становилось ясно, что эти женщины не вернулись по тем или иным причинам за своими детьми, абхазы усыновляли или удочеряли их, воспитывая, как своих собственных (Гарб, 1986, С. 96). Может быть, это объясняется традициями аталычества, столь характерными в прошлом для абхазского общества» [10].
Гостеприимство (асасра, асасдкылара), согласно вековым абхазским народным понятиям, — священный закон, обязательный для всех. Человек может обладать всякими добродетелями, но достаточно ему не быть хлебосольным и гостеприимным, чтобы оказаться морально осужденным и в какой-то мере ущербным в своем обществе [11]. В силу таких традиций абхазское гостеприимство, как выразился известный грузинский историк прошлого столетия Дм. Бакрадзе, носило еще в XIX в. «характер гостеприимства времен Гомера»4.
Исторические сведения о гостеприимстве абхазского народа, долгожительство и вера в Бога способствуют формированию «персон» в Республике.
Н.И. Григулевич так описывает феномен долгожительства в Абхазии: «Экологические условия, традиционное питание, близость к природе, режим труда, бережное сохранение обычаев и обрядов, почитание старших, любовь и взаимное уважение членов семьи и рода, эмоциональная и психологическая поддержка близких. И самое главное, не просто жить, а до преклонных
Юфициальный сайт туристической компании РУСАЛТУРСМ // История и культура. Абхазское гостеприимство. URL: https://mintourism-ra.org/documents/detail.php (Дата обращения: 02.10.2021).
лет, как мы это наблюдаем у абхазских долгожителей, сохранять поразительную трудоспособность, жизнерадостность, энергию, интерес к жизни и, наконец, здоровье» [10].
По верованиям абхазов, даже высшие силы не могли нарушать правил гостеприимства. Выражения: «Ты - гость своего создателя» (Узшаз уисасуп), «Ты гость бога» (Анцва уисасуп) показывают, согласно старым понятиям, что даже Бог не в состоянии преступить закона гостеприимства, и он никому не может позволить тронуть того человека, который отдался его покровительству.
Г. Рыбинский4 пишет, что «на всякого гостя абхаз смотрит как на божью благодать, ставит на стол все свои достатки и ухаживает за ним с известным церемониалом», там же он говорит о «чисто французской вежливости и предупредительности» абхазов.
Интересно, что закон абхазского гостеприимства требовал, чтобы каждого, даже проходящего мимо путника, который бы захотел напиться, угощали именно вином, а не простой водой. Эта традиция дожила до наших дней» [10].
Ш.Д Инал-Ипа обращал внимание на тот факт, что у абхазов «без винопития, как необходимого ритуально-обрядового элемента, считалось невозможным устраивать какие-либо религиозно-культовые действа, поминки по умершим и свадебные торжества, как и принимать гостей. Особое значение придавалось вину, как силе, освящающей объекты жертвоприношений, как средству умилостивления божеств или родовых покровителей» [12].
Собственные наблюдения показывают, что «персоны» в Абхазии часто выступают в роли тамады, получая морально-духовное удовлетворение от своей деятельности. Умение провести застолье является ключевым для «персоны» (рис. 2). «Тосты поднимают эмоциональный фон человека. Длятся они очень долго. Богатство абхазской национальной кухни, особенно праздничной, длительность застолья и продолжительность тостов способствовало наиболее рациональному усвоению алкоголя, усиливало его положительные качества и уменьшало отрицательные. Кроме того, ночью не так жарко, как днем, а прохлада, на
Персонифицированный туристский ресурс Республики Абхазия
наш взгляд, также способствует лучшему усвоению алкоголя» [10].
Как правило, «персона» - тамада может употребить достаточное количество спиртных напитков, но при этом он не настаивает на своем ритме употребления такого количества. «Персона» заботится о своих гостях, ухаживает за ними, позволяет им за столом некоторые вольности и в некоторых случаях попросит младших ребят, сидящих за столом, освежиться и прогуляться с гостем.
Такие поговорки, как «С гостем семь счастий приходит», «Кого часто гости посещают, у того котел пустым не бывает» формируют у местного населения высокое самосознание, чувство гордости за предков и ответственности за передачу традиций гостеприимства своим потомкам.
Объем данной статьи не позволяет нам назвать всех достойных людей, которые внесли и вносят свой вклад в создание положительного имиджа в Республике Абхазия. Однако, не можем не выделить таких людей, как А.Х. Абуков (19192003), В.П. Пачулия (1929-1988), Г.Ш. Смыр (1945-2016), Ю.Н. Воронов (1941-1995).
Из ныне здравствующих важно отметить роль З.И. Адзинбы и Л.И. Лолуа, которые всю свою жизнь посвятили науке и туристской сфере.
Далее мы попытаемся выделить (классифицировать) наиболее важные группы из персонифицированного ресурса по социальному статусу, функциональным характеристикам (компетенциям), а также по территориальному масштабу: «Персона республиканская», «Персона районно-городская», «Персона туристской точки».
I группа (20-30 лет) - «Персона туристской точки». Территория их влияния - «туристская точка». В нее входят молодые творческие люди, экскурсоводы, управляющие малым бизнесом (пасеки, винодельни, сыроварни, сувенирная отрасль и т.д.), которые только начинают свою деятельность. Они много времени уделяют своим гостям, но при этом не имеют больших связей, возможностей, стараясь показать всю красоту, особенность, уникальность именно своей Абхазии.
II группа (от 30-50 лет). Зона их влияния расширяется до районно-городской. Территориально к
ним относятся «Персона туристской точки» и «Персона районно-городская». Это зрелые люди, которые накопили определенный опыт, компетенции. Они много времени проводят со своими гостями, т.к. у них для этого появляется больше возможностей.
III группа (от 50 и старше). «Персоны» в основном представлены «Республиканским» форматом. Это профи, каркас, «персона», основа. Представителями этой категории становятся чаще всего преподаватели, работники туристской сферы, экскурсоводы, управляющие гостиничных предприятий с многолетним опытом. Их называют непререкаемые авторитеты. Ко всем позитивным качеством «персоны» можно добавить, что если «Персона» является мужчиной, то он, как правило - «дамский угодник», что на наш «южный взгляд» выше поднимает его статус в обществе.
Забота «Персоны» о туристах настолько велика, что «заставляет» их возвращаться к нему в дестинацию из года в год. Общение «Персоны» и гостей со временем приобретает более глубокие отношения: семейные узы, крестины, именины и т.д.
В те моменты, когда «персона» непосредственно находится со своими гостями, так сложилось, что эта группа в любых местах отдыха получает наивысшее качество облуживания. Во время общения обсуждаются особенности поведения в разных случаях, когда оказываются в гостях, на природе, в туристских дестинациях, встречаются с долгожителями. Отдельного этикета требует поведение в гостях. Туристы, знакомятся с некоторыми уважительными словосочетаниями, словами на абхазском языке, что способствует повышению их уровня в глазах местного сообщества.
За период деятельности каждая «Персона -Профи» формирует свою базу Делегатов, создавая определенную сеть. О них скажем подробнее: эта группа представлена, как выходцами из РА, проживающими за ее пределами, так и туристами, которые много лет приезжают в республику.
Современные «Персоны» имеют свою терминологию: «Это наши гости» — это решающее утверждение, помогающее сразу же создать контакт между гостями (туристами), «Персон» и представителями разных туристских сфер дея-
тельности. Эта «фраза - ключ» показывает, что туристы являются гостями Абхазии и гостями того человека, к которому обращаются за решением вопроса.
Ю.Д. Анчабадзе [3] о гостеприимстве пишет, как о форме проведения досуга. И здесь «Персона» обладает некоторыми преимуществами перед менеджерами, директорами гостиниц, так как лично участвует во многих экскурсионных программах, торже-
ствах, застольях, приглашает их в свой дом и дом своих родственников на всевозможные мероприятия.
В качестве примера можно привести достоверный факт, когда прерванные связи между «персоной» и гостями возобновлялись между их потомками по прошествии 90 лет. Так, летом 2019 года Абхазию посетила правнучка А.М. Горького Е.А. Пешкова, которая побывала в селе Адзюбжа, городах Сухум и Афон в семье В. Бутба (рис. 1).
Рис. 1 - Встреча правнучки А.М. Горького Е.А. Пешковой и В.Н. Бутба (г. Афон, 2019 г.)
«Персона», принимающая гостя, отвечает за него своей репутацией и репутацией своей семьи. Такое высокое отношение к гостю формирует у него комплексное положительное представление о народе Абхазии, о его культуре и обычаях. Подтверждением этого может стать новелла абхазского писателя Михаила Лакербая «Гость»5.
Автору данной статьи на жизненном пути
5Лакербай М. Новеллы // Официальный сайт Абхазской интернет-библиотеки. URL: http://apsnyteka.org/798-lakerbai_m_tot_kto_ubil_lan.html (Дата обращения: 02.10.2021)
встречались такие «Персоны», которые были примером для многих, о которых помнят в туристских дестинациях уже более 50 лет.
Все «персоны», образующие персонализированный туристский ресурс обладают общими качествами: безусловное лидерство, умение принять сложное решение в момент чрезвычайных ситуаций. Примерами, где «Персоны» проявляют свою смекалку и находчивость, могут быть: аварии на автотрассах, морские шторма, нехватка горючего для автомобиля, кражи документов, определенные беспорядки или конфликты в туристских центрах.
Персонифицированный туристский ресурс Республики Абхазия
В самые тяжелые годы Отечественной войны народа Абхазии лидеры народа («Персоны») одни из первых встали на защиту своего отечества. В Абхазию приехали «Персоны» - делегаты, подтверждая свой высокий патриотический дух. Ярким примером может стать поэт - москвич, выпускник Московского литературного института им. А.М. Горького - Александр Бордодым, который в своем творчестве показывал любовь к народу Абхазии, его традициям и культуре.
Подчеркивая роль «Персон» в становлении индустрии гостеприимства Абхазии, хотелось бы отметить, что весной 1995 года при их непосредственном участии был организован первый рекламный тур в республику. Министерство туризма РА, «персоны» Абхазии - директора санаторно-курортных объектов, интеллигенция, духовенство при поддержке президента Абхазии В.Г. Ардзынбы,
пригласили более 60 представителей бизнеса из России для подписания договоров о сотрудничестве в сфере туризма. С этого момента начинается новейший этап развития международного туризма в Республике Абхазия.
Территориальное расположение элементов туристской инфраструктуры, таких как средства размещения и экскурсионные бюро, иллюстрирует рисунок 2. Если предположить, что, большинство управляющих объектами размещения, туристско-экскурсионными компаниями, экскурсоводы, являются «Персонами», то тогда они сконцентрированы в туристских местах, центрах, зонах, местечках, пунктах. Особого внимания заслуживает Бзыбское ущелье, т.к. по пути его следования сконцентрировано наибольшее количество предприятий гастрономического профиля, владельцами и управляющими которых являются в основном «Персоны» I группы.
Рис. 2 - Территориальное расположение элементов туристской инфраструктуры Республики
Абхазия по районам (%; ед.)
Как было сказано выше, к «Персонам» относится интеллигенция Абхазии, которая сосредоточена в столице, городе Сухум. Представители интеллигенции работают в посольствах, представительствах, в банках, учреждениях культуры и научно-исследовательских институ-
тах, общественных организациях. Отдельно хотелось бы выделить «Персон», работающих в таких общественных организациях, как союзы писателей, художников, архитекторов, географическом обществе Абхазии, ТПП Абхазии.
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
2021 Том 15 №4
41
В современном мире существуют разные мнения о гостеприимстве и его роли в туризме. Еще ученый Х. Хиршфельд в конце XVIII века и А. Монтандона (2004 г.)6 пишут, что любовь к наживе уничтожила гостеприимство, как благородную форму первобытного и естественного общения между людьми. Отчасти с этой точкой зрения можно согласиться, т.к. в современном мире произошли очень важные изменения в социально-экономических отношениях, информационной среде, сфере обслуживания.
Существует и другая точка зрения, которая заключается в том, что традиция гостеприимства приобрела новый современные формы, которые мы наблюдаем в РА. Мы убеждены, что традиционное гостеприимство, конечно, изменилось и, может быть, не в лучшую сторону. Р.С. Дбар считает: «Народ Абхазии - народ победитель, защитник своей природы. Высокий дух народа является известным аттрактором для туриста» [13]. Защитив свою природу, народ Абхазии, его яркие представители - «Персоны» - защитили свое культурно-историческое наследие, свои обычаи, свой образ жизни и в первую очередь законы гостеприимства.
Можно сделать вывод о том, что:
1. Основа персонифицированного ресурса Республики Абхазия - это люди, «Персоны», которые проповедуют «Апсуара» («абхаз-ство») - морально этический - неписанный свод (код) поведения абхазов, где высшее место уделено гостеприимству.
2. Персонифицированный ресурс - это одушевленный вид туристских ресурсов, выявленный на территории Республики Абхазии, требующий изучения и понимания. Этот вид ресурсов наиболее значим и социально полезен для РА.
3. Впервые описаны свойства, проведена классификация персонифицированного ресурса («Персон») по социальному статусу, функциональным характеристикам, а также по территориальному масштабу: «Персона
республиканская», «Персона районно-городская», «Персона туристской точки».
4. Население курортных центров Абхазии малочисленно, и территории малы, поэтому роль «персоны» высока. Мы уверены в том, что гостеприимство «Персон» будет востребовано и далее именно в тех локациях (малых дестинациях), где культура гостеприимства складывалась веками и передавалась из поколения в поколение. Основой для формирования такого вида ресурса становятся исторические, географические факторы. А также образ жизни, основанный на традициях и обычаях абхазов.
5. Персонифицированному туристскому ресурсу присущи некоторые свойства: уникальность и экзотичность. Уникальность «персоны» определятся привлекательностью, гостеприимством, любовью к природе, что в настоящие время является большой редкостью. Экзотичность «персоны» или степень контрастности «персоны» по отношению к его гостям очень позитивна и привлекательна для туристов: образ жизни, философия жизни, умение защитить свою родину и своих гостей.
«С тех пор Господь и живет на небе, а Абхаз - в его земном пристанище»
Легенда о божественном происхождении Абхазии
6Монтандон А. Гостеприимство: этнографическая мечта? // НЛО. 2004. № 65. C. 60-70.
Персонифицированный туристский ресурс Республики Абхазия
Список источников
1. Зырянов А.И. Теория и методология рекреационной географии. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2021. 368 с.
2. Путрик Ю.С., Караневский П.И. О роли личности в истории российского туризма // Культура и туризм в современном мире: направления и тенденции развития: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., Хабаровск, 18-19 ноября 2010 г. / Под ред. А.С. Брейтмана, В.А. Чернова. - Хабаровск: Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения, 2010. - С. 122-133.
3. Анчабадзе Ю.Д. «Прекрасный обычай гостеприимства...» // Советская этнография. 1985. № 4. С. 110-120.
4. Бгажноков, 1985: Бгажноков Б.Х. Прием почетного гостя в традиционной культуре адыгских (черкесских) народов // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. С. 179-201.
5. Арутюнов С.А. Кавказское застолье как социальный регулятор // Одиссей: человек в истории. М., 1990.
6. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990.
7. Никогло Д.Е. Традиционные трапезы и застольный этикет у гагаузов // Курсом развивающейся Молдовы. Т.5. Мат. III Российско-молдавского симпозиума «Традиции и инновации в соционормативной культуре молдаван и гагаузов / Под ред. М.Н. Губогло. М., 2008. С. 310-329.
8. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990.
9. Лопуленко Н.А. Этнография гостеприимства // Курсом развивающейся Молдовы. Т.7. Гостеприимство и ярмарки как институты соционормативной культуры / Под ред. М.Н. Губогло. М.: Старый сад, 2009. С. 132194.
10. Григулевич Н.И. Проблема долгожительства и традиции винопития в Абхазии // Современная сельская Абхазия: социально-этнографические и антропологические исследования. М.: изд. Ин-та этнологии и антропологии РАН. М., 2006. С. 129-157.
11. Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы. Историко-этнографические очерки. Сухуми: АБГОСИЗДАТ, 1960.
12. Инал-Ипа Ш.Д. Ступени к исторической действительности (Об этнической ситуации в Абхазии XV-нач. ХХ вв.). Сухум: Изд-во "Алашара", 1992. 148 с.
13. Тшиков В.А. Абхазы / Отв. ред. В.А. Тшиков, С.В. Чешко. ИЭА РАН; Национальная академия наук Азербайджана. М.: Наука, 2017. 708с.
14. Дручевская Л.Е., Троценко А.В. Биосоциальные туристские ресурсы Клинского, Дмитровского и Талдомского районов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №2. С. 54-64.
References
1. Zyryanov, A.I. (2021). Teoriya i metodologiya rekreatsionnoi geografii [Theory and methodology of recreational geography]. Perm: Perm State National Research University. (In Russ.).
2. Putrik, Yu.S., & Karanevsky, P.I. (2010). On the role of personality in the history of Russian tourism. Kul'tura i turizm v sovremennom mire: napravleniya i tendentsii razvitiya [Culture and tourism in the modern world: directions and trends of development]: Proceedings of Russian Scientific and Practical conference with international participants. Khabarovsk: Far Eastern State University of Railways, 122-133. (In Russ.).
3. Anchabadze, Yu.D. (1985). "A wonderful custom of hospitality ...". Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography], 4, 110-120. (In Russ.).
4. Bgazhnokov, B.H. (1985). Priem pochetnogo gostya v traditsionnoi kul'ture adygskikh (cherkesskikh) narodov [Reception of the honourable guest in the traditional culture of the Adyghe (Circassian) nations]. In: Bayburin, A.K. et al. Etnicheskie stereotipy povedeniya [Ethnic stereotypes of behaviour]. Leningrad: Nauka, 179-201. (In Russ.).
5. Arutyunov, S.A. (1990). Kavkazskoe zastol'e kak sotsial'nyi regulyator[Caucasian feast as a social regulator]. In: Odissei: chelovek v istorii [Odyssey: a man in history]. Moscow. (In Russ.).
6. Musukaev, A.I. (1990). Traditsionnoe gostepriimstvo kabardintsev i balkartsev [Traditional hospitality of Kabardi-ans and Balkars]. Nalchik. (In Russ.).
7. Nikoglo, D.E. (2008). Traditional meals and table etiquette among the Gagauz. In: Kursom razvivayushcheisya Moldovy [Course of developing Moldova]. Volume 5. Traditsii i innovatsii v sotsionormativnoi kul'ture moldavan i gagauzov[Traditions and Innovations in the socionormative culture of Moldovans and Gagauz]: Proceedings of III Russian-Moldovan Symposium. Moscow, 310-329. (In Russ.).
8. Bayburin, A.K., & Toporkov, A.L. (1990). U istokov etiketa [At the origins of etiquette]. Leningrad: Nauka. (In Russ.).
9. Lopulenko, N.A. (2009). Ethnography of hospitality. In: Kursom razvivayushcheisya Moldovy [Course of developing Moldova]. Volume 7. Gostepriimstvo i yarmarki kak instituty sotsionormativnoi kul'tury [Hospitality and fairs as institutions of socio-regulative culture]. Moscow: Old Garden, 132-194. (In Russ.).
10. Grigulevich, N.I. (2006). Problema dolgozhitel'stva i traditsii vinopitiya v Abkhazii [The problem of longevity and the tradition of wine drinking in Abkhazia]. In: Sovremennaya sel'skaya Abkhaziya: sotsial'no-etnograficheskie i antropologicheskie issledovaniya [Modern rural Abkhazia: socio-ethnographic and anthropological studies]. Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
11. Inal-Ipa, Sh.D. (1960). Abkhazy. Istoriko-etnograficheskie ocherki Abkhazians. [Historical and ethnographic essays]. Sukhumi: ABGOSIZDAT. (In Russ.).
12. Inal-Ipa, Sh.D. (1992). Stupeni k istoricheskoi deistvitel'nosti (Ob etnicheskoi situatsii v Abkhazii XV-nach. KhKh vv.) [Steps to historical reality (About the ethnic situation in Abkhazia XV - the beginning of XX centuries)]. Su-khum: Alashara Publishing House. (In Russ.).
13. Tshikov, V.A. et al. (2017). Abkhazy [Abkhazians]. Moscow: Nauka. (In Russ.).
14. Druchevskaya L.E., Trotsenko A.V. Biosocial tourist resources of Klin, Dmitrov and Taldom districts. Sovremen-nye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9 (2), 54-64. (In Russ.).