УДК 911.3:338.48 (479.224) ББК 26.891 (5Гру-6Аб) Ц 85
Цулая И.В.
Кандидат географических наук, доцент кафедры географии биолого-географического факультета Абхазского государственного университета, Сухум, e-mail: [email protected]
Кучер М.О.
Кандидат географических наук, доцент кафедры менеджмента и мировой экономики экономического факультета Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, Краснодар, e-mail: maxkucher93@gmail. com
Анализ туристского рынка Гагрского района Республики Абхазия в 2014 г.
(Рецензирована)
Аннотация. В исследовании рассмотрены вопросы развития туризма Гагрского района Республики Абхазия на современном этапе. Анализируются мнения респондентов об организации отдыха на курортах района.
Ключевые слова: туризм, социологический опрос, маркетинг, анкетирование, туристско-рекреационный комплекс.
Tsulaya I.V.
Candidate of Geography, Associate Professor of Geography Department of the Faculty of Biology and Geography, the Abkhazian State University, Sukhumi, e-mail: [email protected] Kucher M.O.
Candidate of Geography, Associate Professor of Management and World Economy Department of Economics Faculty of the Krasnodar Branch of G.V. Plekhanov Russian Economical University, Krasnodar, e-mail: [email protected]
Analysis of tourist market of Gagra district, Abkhazia, in 2014
Abstract. This study examines the development of tourism in the Gagra district of Abkhazia at the present stage. An analysis is made of respondents' views on the organization of rest in resorts of the area. Keywords: tourism, public opinion poll, marketing, survey, tourist and recreation complex.
В современном мире туризм является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Согласно Закону Республики Абхазия (РА) «О туристской деятельности в РА», индустрия гостеприимства является приоритетным направлением социально-экономического развития Абхазии. Гагрский район обладает уникальными природными, культурно-историческими рекреационными ресурсами, здесь сосредоточено более 70% санаторно-курортных объектов.
Для успешной реализации рекреационного потенциала района и Республики в целом необходимо опираться на научные исследования, отражающие уровень и значение туризма для ее экономики, которые прописаны в статье № 4 «Приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности» вышеуказанного Закона. Проведение социологического опроса и анализ полученных данных представляют собой целостное исследование ситуации в индустрии гостеприимства.
В рамках исследования с июня по август 2014 года студентами 3-4 курсов биолого-географического факультета (спец. СКСиТ) Абхазского государственного университета был проведен опрос туристов в Гагрском районе на автомобильном и железнодорожном вокзалах, в местах развлечений, в парковых зонах, на пляжах.
Анкета для туристов состояла из одинаковых вопросов и была представлена на русском языке. Было опрошено 1000 респондентов.
Знание наиболее популярных источников информации об Абхазии у туристов важно для участников рынка с точки зрения выбора маркетинговых инструментов и
распределения ресурсов. На рисунке 1 приведены данные по Гагрскому району.
Основные источники информации об отдыхе в Абхазии по Гагрско vi у району
■ СМИ ■ Интернет ■ 0 г apvscü/родственников ■ Другое
Рис. 1. Основные источники информации об отдыхе в Гагрском районе Абхазии
Личный опыт для туристов - самый надежный и проверенный источник информации. Таким образом, турист, побывавший в Абхазии, становится одновременно носителем и источником информации для себя, а также для друзей и родственников.
Как и следовало ожидать, опыт друзей/родственников (около 55%) является основным источником получения информации туристами об отдыхе в Республике Абхазия. Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни большинства населения РФ и стран СНГ, этим и объясняется высокий уровень (36,79%) информированности туристов об отдыхе.
Вопросы информационного оснащения отрасли, в частности выбора каналов информирования туристов, становятся все более актуальными и важными для ее дальнейшего развития. В Гагрском районе роль СМИ как канала информирования туристов незначительна (4,71%). Опыт наиболее известных туристских территорий показывает, что использование СМИ как мощного канала информирования туристов администрацией районов дает значительный экономический эффект.
Одним из важных вопросов анкеты является цель приезда (рис. 2).
Экотуризм; 0,75%
■ Поочее:0.21% Религ. туризм;/ иВизитидрузьям/
■ Деловая/' профеаиональная
Досуг, отдых Лечение, профилактика ■Прикл.туризм
■ Прочее
Религ. торизм
досуг, отдых; Экотуризм
80,00%
Рис. 2. Цели приезда туристов
По результатам исследования выявлено, что 80% респондентов приехали с целью проведения досуга и отдыха, а 5,35% опрошенных выбрали визит к друзьям и родственникам. Сравнительно малая часть (8,98%) опрошенных в районе предпочла лечение и профилактику, несмотря на значительные лечебные ресурсы региона, что должно стать объектом внимания со стороны органов госуправления. Приключенческий туризм предпочли 3,85%, деловой туризм, экотуризм, религиозный туризм - менее 1% каждый, что говорит о необходимости принятия мер, направленных на продвижение данных видов туризма.
Продолжительность отдыха туристов в Гагрском районе показана на рисунке 3.
1-3 сут.; 2,78%
■ 1-Зсут. ■ 4-7 сут. 7-14 сут. более 14 cyi.
Рис. 3. Продолжительность отдыха туристов
Выявлено, что около 45% туристов отдыхают от 7 до 14 суток, средняя продолжительность отдыха в районе составляет около 10 дней. Этот период можно считать максимально привлекательным для туристского бизнеса в республике. Чем больше туристы проводят времени в районе, тем больше средств попадет в местный бюджет. Следовательно, администрации и туроператорам нужно стремиться к увеличению средней продолжительности отдыха туристов путем регулярного проведения культурно-массовых мероприятий, связанных с бытом, культурой, традициями местного населения.
Возрастная структура опрошенных представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Возрастной состав туристов
Как и следовало ожидать, более 56 % туристов - это женщины, которые проявляют больший интерес к туризму, чем мужчины.
Самый быстрорастущий сегмент рынка - это туристы в возрасте 25-44 лет, явно доминируют (более 55%) среди всех возрастных групп.
Около 40% опрошенных - люди старших возрастных групп, к котором в Абхазии издревле относятся с уважением. Учитывая значительную долю отдыхающих старших возрастов, администрации и бизнесу необходимо принимать во внимание этот факт и учитывать его в вопросах организации отдыха.
Низкое значение доли детей и подростков в числе туристов может свидетельствовать о недостаточном количестве специализированных детских зон отдыха (парки развлечений, аттракционы и т.д.) и детских лагерей.
Подходы к организации отдыха разных возрастных групп должны найти отражение в программе развития туризма района, создание которой должно осуществляться в тесном взаимодействии администрации, бизнеса и общества.
Большой интерес представляет собой состав отдыхающих (рис. 5).
Один(одна) Прочее
С друзьями Семейной парой
Семейной парой с детьми
Рис. 5. Состав отдыхающих туристов
Согласно полученным данным, район является привлекательным для семейного отдыха. Наибольший вес среди респондентов составили два сегмента: семейные пары и семейные пары с детьми (около 68%), а доли путешествующих с друзьями и в одиночку составили 18,29% и 10,80% соответственно.
Организация современного семейного отдыха с учетом мировой практики может стать одним из направлений развития индустрии гостеприимства в Абхазии в целом и в районе в частности.
Социальное положение отдыхающих отражено на рисунке 6.
Рабочие и служащие (около 68%) преобладают среди социальных групп туристов, посетивших Абхазию. Пенсионеры и студенты входят в число самых низкодоходных граждан, которые в совокупности составили около 16% опрошенных, 14,76% - предприниматели.
Большая доля рабочих и служащих из числа опрошенных говорит о том, что на отдых приезжают люди с небольшими доходами. Это объясняется недостатком в рай-
оне средств размещения класса люкс, создание которых приведет к увеличению доли более платежеспособных отдыхающих.
Пенсионер ■ Предприниматель Прочее Рабочий иСлужащий Студент
Рис. 6. Социальное положение туристов
На рисунках 7 и 8 показаны финансовые возможности отдыхающих.
Рис. 7. Предполагаемые расходы туристов
Структура туристских расходов - это один из важных показателей для исследования индустрии гостеприимства. Отдых в РА и в Гагрском районе подорожал, что стало фактом вполне очевидным. За последние годы поднялись цены на многие услуги: транспорт, питание, размещение, экскурсии, развлечения.
Туристы останавливаются в недорогих отелях или в частном секторе и около 55% из них расходуют от 700 до 1500 руб. в сутки. Другие 45% туристов предпочли дорогие средства размещения, расходы которых составили свыше 1500 руб. в сутки. Этот сегмент имеет перспективу роста при повышении уровня сервиса и создании новых развлекательных программ на курортах.
В целом у 58% опрошенных остались денежные средства, что, видимо, связано в первую очередь с нехваткой товаров и услуг в местах отдыха.
Рис. 8.Уровень денежных расходов
На рисунке 9 показано качество услуг в местах проживания.
Плохо; 0,86%
Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо
Рис. 9. Качество услуг в местах основного проживания
Оценки качества услуг всегда субъективны, но именно они могут служить основным ориентиром для производителей услуг. Около 80% туристов дали хорошую и отличную оценки качеству услуг в местах основного проживания. Для сокращения доли недовольных отдыхом туристов (около 20%) необходимы совместные усилия государства и бизнеса, направленные на повышение уровня сервиса на курортах района. На рисунке 10 представлены проблемы на отдыхе.
Рис. 10. Проблемы на отдыхе
Практически все туристы, посетившие район летом 2014 года, соприкоснулись с разного рода проблемами, часть которых необходимо решать на предстоящий курортный сезон.
Из общей картины оценок можно выделить, что основными проблемами на отдыхе являются низкий уровень обслуживания (14,97%), проблемы отсутствия комфорта (15,83%), завышенные цены (23,85%).
Места предполагаемого отдыха туристов на курортный сезон 2015 г. представлен на рисунке 11, а количество посещений туристами района - на рисунке 12.
6,42«
1АбХчШй ■ Египет РК|>ым ■ Прочее ИСочи
Рис. 11. Место планируемого отдыха
более 10; 3,85%
■ 1-ый раз 12-5 раз 6-10 раз более 10 Рис. 12. Количество посещений туристами
Важными и основными критериями в стратегии развития туризма и отдыха являются количество посещений и место планируемого отпуска туристов. Доля туристов, собирающихся вернуться на следующий год отдыхать в Гагру, составляет более 51% опрошенных. При выборе альтернативного Абхазии места отдыха туристы предпочли Турцию (11,23%), Египет (6,42%), Крым (16,47%).
Данные на рисунке 12 показывают, что около 63% туристов приезжают в район более одного раза, очевидно, большинство экскурсионных программ ими были посещены. Поэтому для данных сегментов необходимо расширять длительность курортного сезона, создавая программы отдыха и лечения, адаптированные для межсезонья, разнообразить культурную и развлекательную программы в основной сезон, открывая все новые места отдыха и развлечений. Устойчивый положительный имидж Абхазии и Гагрского района, сформировавшийся за последние годы, был подтвержден тем фактом, что впервые посетили курорты 37% респондентов.
Данные настоящего опроса туристов можно считать первым опытом организации и проведения подобных исследований. Основным итогом проведенного научного исследования является возможность использования полученного результата при создании программы развития туристской отрасли Гагрского района. Подобные статистические исследования в стране необходимо проводить ежегодно, что придаст исследованию сравнительный, сопоставительный характер и позволит участникам рынка прослеживать динамику состояния туристской отрасли для поддержания имиджа РА как страны, привлекательной для международного туризма.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и обобщения:
1. Низкая роль СМИ в привлечении туристов (4,71%).
2. При наличии значительных лечебных ресурсов в районе с целью лечения и профилактики прибывает лишь 8,98% опрошенных. При этом с целью отдыха и досуга прибывает 80% туристов. Таким образом, проявляется явное недоиспользование ресурсного потенциала района.
3. Среди отдыхающих в районе преобладают категории с невысокой платежеспособностью - рабочие и служащие. Причиной этого является отсутствие средств размещения класса люкс.
4. Ежегодно увеличиваются возможности для самостоятельного туризма, благо-
даря все более широким возможностям бронирования через Интернет и тесным связям между туристами и местным населением. Как и следовало ожидать, большинство туристов приехали на отдых в район самостоятельно (около 70%). Это связано с преобладанием в районе количества койко-мест в частном секторе.
5. Более половины (58%) опрошенных не смогли потратить денежные средства, предназначенные для отдыха и развлечений, что связано в первую очередь с нехваткой товаров и услуг в местах отдыха.
6. Практически все туристы столкнулись с разного рода проблемами, часть которых необходимо решать на предстоящий курортный сезон. Основными проблемами на отдыхе являются низкий уровень обслуживания (14,97%), отсутствие комфорта (15,83%), завышенные цены (23,85%).
7. Многие туристы (63%) посещают район не первый раз. Возможно, многие экскурсионные программ ими были посещены. Для таких туристов желательно расширять длительность курортного сезона, создавать программы отдыха и лечения, адаптированные для межсезонья, разнообразить культурную и развлекательную программы в основной сезон, открывая все новые места отдыха и развлечений.
8. Устойчивый положительный имидж Абхазии, сформировавшийся за последние годы, был подтвержден теми фактами, что впервые посетили курорты 37% респондентов и 51% опрошенных собираются вернуться на следующий год на отдых в Гагрский район.
Примечания:
1. О туристской деятельности в Республике Абхазия: закон Республики Абхазия // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Су-хум, 2005. Вып. 23.
2. Романова Г.М., Матющенко Н.С. Опыт проведения статистических исследований туристской деятельности в курортной зоне Краснодарского края // Вестник СГУТиКД. 2009. № 1 (7). С. 2335.
3. Кучер М.О. Инновационные подходы в организации экскурсионных программ путем внедрения мультимедийного и интерактивного контента с использованием технологии Layar // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: материалы МНПК, 25-26 апреля 2013 г. Краснодар: КГУ, 2013. С. 468-471.
4. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 384 с.
5. Цулая И.В. Статистическое исследование туристского рынка Республики Абхазия // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 3 (26). С. 101-108.
References:
1. Republic of Abkhazia Law «On tourist activity in RA» // Coll. of legislative acts of the Republic of Abkhazia. Sukhum, 2005. Iss. 23.
2. Romanova G.M., Matyushchenko N.S. Experience in conducting statistical research of the tourist activity in the resort area of Krasnodar Krai // SGU-TiKD Bulletin. 2009. No. 1 (7). P. 23-35.
3. Kucher M.O. Innovative approaches in the organization of excursions through the introduction of multimedia and interactive content using Layar technologies // Resort and recreation complex in the system of Regional Development: innovative approaches: MNPK materials, Apr. 25-26, 2013. Krasnodar: Kuban State University, 2013. P. 468471.
4. Durovich A.P. Marketing research in tourism: a manual. SPb.: Piter, 2008. 384 pp.
5. Tsulaya I.V. Statistical study of the tourist market of the Republic of Abkhazia // News of Sochi State University. 2013. No. 3 (26). P. 101-108.