Научная статья на тему 'Анализ на основе социологического исследования перспектив развития туризма в регионе (на примере Ростовской области)'

Анализ на основе социологического исследования перспектив развития туризма в регионе (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
366
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ ВНУТРЕННИЙ / ВЫЕЗДНОЙ / ТУРИЗМ ВЪЕЗДНОЙ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / РЕСПОНДЕНТЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / РЕКРЕАЦИЯ / РЕКРЕАНТ / ТУРИСТ / МОТИВАЦИЯ / INTERNAL TOURISM / EXIT TOURISM / ENTRY TOURISM / SOCIOLOGICAL RESEARCH / QUESTIONNAIRE DESIGN / RESPONDENTS / CUSTOMER DEMAND / RECREATION / TOURIST / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Долженко Геннадий Петрович

Анализируются результаты исследований потребительского спроса на туристские услуги в Ростовской области. Показано, что преобладающее число ее жителей предпочли бы отдыхать на зарубежных курортах. Территории Нижнего Дона не пользуются популярностью в качестве региона долговременного отдыха у проживающих здесь граждан. Данная ситуация не изменится и в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis on the Basis of a Sociological Study of the Prospects for the Development of Tourism in the Region (on the Example of Rostov Region)

The results of the research on consumer demand on tourist services in Rostov region are analyzed. It is shown that the majority of its population prefers to go abroad on vacation. The territory of the Lower Don is rarely chosen by its natives for long term vacation. This situation will not change in the future.

Текст научной работы на тему «Анализ на основе социологического исследования перспектив развития туризма в регионе (на примере Ростовской области)»

УДК 33

АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2009 г. Г.П. Долженко

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

344090, г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 40, 344090, Rostov-on-Don, Zorge St., 40,

dek_geo@sfedu.ru dek_geo@sfedu.ru

Анализируются результаты исследований потребительского спроса на туристские услуги в Ростовской области. Показано, что преобладающее число ее жителей предпочли бы отдыхать на зарубежных курортах. Территории Нижнего Дона не пользуются популярностью в качестве региона долговременного отдыха у проживающих здесь граждан. Данная ситуация не изменится и в будущем.

Ключевые слова: туризм внутренний, выездной, туризм въездной, туристская дестинация, социологические исследования, анкетирование, респонденты, потребительский спрос, рекреация, рекреант, турист, мотивация.

The results of the research on consumer demand on tourist services in Rostov region are analyzed. It is shown that the majority of its population prefers to go abroad on vacation. The territory of the Lower Don is rarely chosen by its natives for long term vacation. This situation will not change in the future.

Keywords: internal tourism, exit tourism, entry tourism, sociological research, questionnaire design, respondents, customer demand, recreation, tourist, motivation.

Работа по прогнозированию развития туризма в регионе базируется на множестве факторов. Среди них определяющими являются уникальность природных условий и туристских ресурсов, социально-экономические тенденции в регионе, его изменившееся геополитическое положение (как это произошло, например, с регионами Юга России после распада СССР), динамика экологического состояния территории, неожиданно появляющийся спрос на определенные виды и дестинации туризма и др. Одним из результативных способов выявления тренда развития туризма на близкую, а также далекую перспективы стал достаточно простой и быстрый способ исследования - анкетирование (опрос) населения. Для изучения проблем туризма он используется уже многие десятилетия во всем мире.

В Ростовской области первое разностороннее исследование туристской сферы с использованием такого метода социологических исследований, как анкетирование населения, было проведено в 1987 г. кафедрой политэкономии Ростовского государственного университета по заказу Ростовского областного совета по туризму и экскурсиям. Исполнители проекта (руководитель - И.А. Крохина) подготовили обширный научный отчет «Социально-экономические факторы формирования потребностей в услугах турист-ско-экскурсионного обслуживания как условие развития туризма», в котором нашли отражение материалы о мотивациях туристских путешествий, совершаемых жителями Ростовской области, географии туристских потоков из области и по ее территории, состоянии и перспективах экскурсионного дела, о детско-юношеском туризме и многом другом. Однако воспользоваться выводами отчета в деятельности по совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания

населения области организаторам донского туризма не удалось, так как конец 80-х гг. XX в. совпал с периодом коренной ломки и туристской среды, и всего хозяйства страны.

После отмены в 1988 г. бюджетного финансирования туризма в туристской индустрии СССР стали развиваться процессы установления рыночных отношений, создания туристских предприятий различных форм собственности. Появилось большое число обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, частных предпринимателей, занимающихся внутренним и международным туризмом и не объединенных общей доминирующей идеей создания высокодоходной туристской отрасли Ростовской области. Выводы и рекомендации научного отчета кафедры политэкономии РГУ были заинтересованно встречены в профессиональной туристской среде, но они оказались невостребованными новыми организаторами туризма, ведущими свой бизнес уже в иных экономических условиях, чем в то время, когда выполнялись исследования.

Через 16 лет в 2003 г. кафедра общей географии, краеведения и туризма РГУ возобновила изучение потребительского спроса на туристские услуги в Ростове-на-Дону по образцу работ 1987 г. Была поставлена задача выявить изменения, произошедшие в нем за полтора десятилетия. Анкетирование проводилось среди клиентов туристских фирм города (проинтервьюировано 300 чел.), от запросов которых зависит стратегия и тактика организаторов туризма в области [1].

Для уточнения выводов, полученных в результате работ 2003 г., кафедрой общей географии, краеведения и туризма при помощи социологической лаборатории НИИ экономических и социальных проблем Южного

федерального университета проведено повторное изучение особенностей потребительского спроса на туристский продукт в Ростове-на-Дону. В летний период 2007 г. было опрошено 278 клиентов различных туристских фирм города, что вполне можно признать репрезентативной выборкой для решения локальных задач, поставленных перед исследованием, таких как выявление географии туристских потоков, рейтинга популярности зарубежных дестинаций, мотиваций туристских путешествий, содержания программ туров, демографических характеристик туристов.

Анализ результатов исследований 2003 и 2007 гг. привел к следующим общим выводам о туристской сфере Ростовской области:

1. Область не является привлекательной для ростовчан с целью проведения в ее пределах долговременного отдыха, о чем можно судить по данным табл. 1. Место отдыха «степной регион» отсутствует в таблице, так как никто из респондентов не назвал его в числе предпочтительных. Туристские интересы ростовчан реализуются на территориях вне пределов своего края.

Таблица 1

Рейтинг мест долговременного отдыха, предпочитаемых жителями Ростова-на-Дону [2]

Места долговременного отдыха %

Морское побережье 83

Горы (зима) 23

(лето) 20

Побережье рек, озер 19

Лесной регион (лето) 16

(зима) 6

Круиз по реке 12

Город 16

Однако Ростовскую область в качестве места проведения долговременного отдыха в 2007 г. все же выбрало 8 % клиентов туристских фирм. Это касалось преимущественно санаторно-курортного лечения в местных здравницах. Основные же потоки отдыхающих, около 80 % всех туристов, направились во время ежегодного трудового отпуска на черноморское побережье Краснодарского края, Абхазии и Крыма, курорты Кавказских Минеральных Вод, в горные районы Западного и Центрального Кавказа (табл. 2).

Перечисленные регионы России, а также бывших союзных республик и являются основными территориями туристских интересов жителей Ростовской области, и поэтому организаторы донского туризма должны в первую очередь направить свои усилия на создание максимально благоприятных условий для отдыха ростовчан в них. Рекреационный же потенциал Ростовской области следует планировать для использования жителями северных регионов России, т.е. для целей внутреннего въездного туризма.

Таблица 2

Основные регионы России, избранные для долговременного отдыха клиентами туристских фирм Ростова-на-Дону летом 2007 г. (внутренний туризм)

Регионы России Поездки, %

Черноморское побережье 59

Курорты Кавказских Мине- 11,5

ральных Вод

Санкт-Петербург 8,7

Ростовская область 8

Горные районы Кавказа 6

Москва 5,3

Озеро Байкал 1,8

Другие регионы 6

Тенденция проведения долговременного отдыха преобладающим числом ростовчан вне пределов своего края останется доминирующей и в обозримой перспективе, что определяется близостью лучших рекреационных территорий страны Черного моря и гор Кавказа, устоявшимися традициями организации летнего отдыха, большой мобильностью жителей Ростовской области и рядом других причин.

Из этого вовсе не следует делать пессимистический вывод о бедности Ростовской области природными туристскими ресурсами. Они имеются, как и в любом другом регионе страны, но используются экстенсивно, в основном жителями области, решающими проблемы своего отдыха самостоятельно.

Однако в донском регионе в последние годы появился образец творческого освоения его не слишком богатых природных ресурсов для летнего отдыха, показывающий, как можно решать проблему развития внутреннего и въездного туризма в Ростовской области.

До 1995 г. озеро, находящееся в 140 км от Ростова-на-Дону и в 10 км от г. Каменск-Шахтинска, образовавшееся на месте заброшенной горной выработки и характеризующееся чистотой воды, было известно как отличный водоем для купания только жителям расположенных вблизи него населенных пунктов. В 1993 г. директор туристской фирмы «АИШ» И.З. Шти-мер и В.М. Бессчетный предложили создать на озере постоянно действующую летнюю туристскую базу. Были проведены, согласно Государственному стандарту (ГОСТ 17.5.3.04-83), соответствующие работы, требуемые при рекультивации земель для их дальнейшего рекреационного использования: вертикальное планирование территории; обеспечение стабильности грунтов при строительстве сооружений для отдыха; проектирование и строительство зон рекреации возникшего в котловане озера для организованного массового отдыха и купания. После чего началось строительство, и в 1995 г. созданный рекреационный комплекс, получивший название «Эльдорадо», принял первых отдыхающих.

В настоящее время вода озера отвечает всем сани-

тарным требованиям (в течение летнего сезона ежедневно ведется контроль за ее качеством органами Роспотребнадзора). Идеальному состоянию воды способствует то, что питается озеро родниковыми водами и в пределах его бассейна отсутствуют какие-либо вредные производства и поселения, откуда могли бы в него поступать загрязненные сточные воды. Кроме того, создана специальная защита озера от сбросов канализационной системы комплекса и других коммунально-бытовых стоков.

Озеро в течение летнего периода не подвергается эвтрофикации, поэтому в нем не происходит «цветения» воды, как это наблюдается на всех искусственных водоемах Ростовской области, а также в Таганрогском заливе Азовского моря.

Температуры воды в озере в летний период благоприятные для купания. По классификации, принятой в курортологии, вода относится к тепловатой и теплой: 15 - 30 июня (19-21 С°); 1 - 15 июля (20-22 С°); 16 -31 июля (24-26 С°); 1 - 15 августа (25-27 С°); 16 - 31 августа (24-26 С°).

На озере созданы искусственные песчаные пляжи, и ежегодно завозятся новые партии песка, предназначаемые для реставрации пляжей и песчаного дна мелководий.

На территории комплекса «Эльдорадо» работает 5 гостиниц, которые могут одновременно принять до ста отдыхающих. Созданы все условия для отдыха родителей с детьми.

Загрузка комплекса в июне составляет обычно 90 %, в июле и августе достигает 100 %. Кроме того, в течение дня его посещают без ночлега до 700 отдыхающих, использующих весь рекреационный потенциал «Эльдорадо»: пляж, инженерные сооружения на пляже, лодки, кафе и др.

С каждым годом расширяется география местностей, из которых прибывают в «Эльдорадо» рекреанты. В 2007 г. 80 % среди них составили ростовчане, 4 жители Каменск-Шахтинска, 10 - других населеных пунктов Ростовской области, 5 - Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Липецка, Краснодарского края, 1 % - гости из-за рубежа.

Несколько тысяч жителей Ростовской области, которые не могли выехать на отдых в другие регионы страны или которым противопоказана смена климата, получили за 13 лет полноценный отдых в пределах своего края на некогда неизвестном озере.

На территории Ростовской области большим рекреационным потенциалом для организации пляжного отдыха располагает участок Дона от плотины Цимлянского гидроузла до г. Константиновска. Здесь отмечаются удовлетворяющее санитарным требованиям состояние воды, множество песчаных пляжей, значительные площади пойменных лесов, хорошая транспортная доступность из Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Шахт, основных городов, поставляющих отдыхающих. При соответствующей организации зон отдыха и действенной рекламе данный участок Дона мог бы стать местом массовой воскресной рекреации жителей промышленного юго-запада Ростовской об-

ласти, а также долговременного отдыха для граждан северных регионов России.

Благоприятными природными условиями для летнего отдыха у воды обладает также Средний Дон в пределах Верхне-Донского и Шолоховского районов. Но его удаленность, плохая транспортная доступность не позволяют ставить Средний Дон в число первоочередных регионов при перспективном планировании мест отдыха в области.

Цимлянское водохранилище и Таганрогский залив Азовского моря в пределах Ростовской области по ряду причин природного характера («цветение» воды, наличие широких крайне мелководных отмелей, илистое дно, отсутствие качественных пляжей, сильное антропогенное загрязнение вод Таганрогского залива и др.) мало пригодны для организации купально-пляжного отдыха. Их не называют и респонденты в своих ответах на вопросы о предпочтительных местах отдыха летом.

2. Исследования 2003 и 2007 гг. показали, что более 60 % ростовчан предпочитают отдых на зарубежных курортах, но в силу ряда причин, среди которых основной является финансовая, проводят отпуск в российских курортных местностях. Желание граждан России выехать на отдых за рубеж должно учитываться при краткосрочном и долгосрочном планировании развития туризма в области. С годами эта тенденция будет нарастать, что показали проведенные кафедрой общей географии, краеведения и туризма ЮФУ при участии Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования исследования туристских потребностей школьников Ростовской области, будущих клиентов туристских фирм.

Весной 2007 г. с помощью учителей географии, которые выступили в качестве интервьюеров, было опрошено 458 учащихся 10-11 классов ряда средних школ городов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Ка-менск-Шахтинска, станицы Ольгинской, сел Покров-ское, Развильное, Советки.

Среди нынешних старшеклассников Ростова-на-Дону 88 % высказались за проведение в будущем отдыха за рубежом, среди школьников сельской местности эта величина составила 72 %.

Данные реалии будущего не следует организаторам туризма интерпретировать как нежелание молодых людей отдыхать в России и более того трактовать как нелюбовь к Родине, что нередко можно услышать, а видеть в этом здоровое стремление молодежи познать мир, расширить о нем свои представления, познакомиться с образцами мировой культуры. Более 50 % учащихся (у взрослых туристов - 28 % мужчин и 40 % женщин) в качестве основной мотивации поездки за границу назвали «знакомство с историческим и культурными памятниками».

Рынок выездного туризма должен быть сильно диверсифицирован как по числу стран, принимающих российских туристов, так и по содержательной части отдыха. Уже ряд лет среди ростовских туристов вне конкуренции находится Турция. Ежегодно более 2/5 участников выездного туристского потока из Ростовской области отдыхают на ее курортах.

В числе лидеров можно также назвать Италию, Египет и Испанию, но суммарное количество туристов, отдыхающих в этих странах, меньше, чем в Турции. В последние два года к первым позициям приблизилась Хорватия - дестинация пляжного туризма. Благодаря разумной ценовой политике, благоприятной экологической обстановке, стремительному повышению качества обслуживания туристов ей удалось стать среди жителей Ростовской области более популярной, чем такие традиционные для них страны отдыха у моря, как Болгария и Египет.

Выездной поток не формирует лица туризма в Ростовской области, он более чем в 10 раз меньше объемов внутреннего туризма [3]. За рубеж с туристскими целями отправляется достаточно ограниченное количество граждан. Для России по оценкам независимых экспертов это всего лишь 1-1,5 % населения. В Ростовской области число жителей, выезжающих за рубеж с туристскими целями, не достигает и 1 % всего населения края.

3. Организаторам туристских путешествий, чтобы создать интересные нашедшие массового покупателя туры, важно знать, зачем граждане России отправляются в путешествия, каковы мотивы этих туристских поездок, что движет людьми, когда они на короткий промежуток времени вырываются из привычного рутинного быта.

При разработке раздела анкеты 2007 г. о мотивациях туристских путешествий нами использованы аналитические материалы М.Б. Биржакова, подготовленные им на основе публикаций в зарубежных изданиях о туризме [4].

Изучение мотиваций туристских путешествий превратилось не просто в опрос, направленный на выяснение локальных туристских проблем, а в целое социологическое исследование, результаты которого дают достаточно раз-

вернутую картину поведения мужчин и женщин на отдыхе, что может быть проецировано и на остальную жизнь.

Отдых во время трудового отпуска для большинства людей представляется как времяпрепровождение, не связанное ни с какими обязанностями. 73 % мужчин и 58 % женщин (т.е. основная масса туристов) хотят в это время «просто отдыхать, ни о чем не думая».

Это стремление клиентов туристских фирм заставляет организаторов туризма насыщать программы туров различными развлечениями. Максимальный их набор встречается только на больших курортах, поэтому и особой популярностью у большинства российских любителей путешествий во время отдыха всегда будут пользоваться крупные туристские центры, предоставляющие для них наибольший ассортимент различных аттракций в виде музеев, концертных представлений, ночных клубов, дискотек, массажных салонов, местных карнавалов, дегустаций вин, пива, гастрономических изделий и т.п.

Только около 1/3 ростовских туристов высказались в пользу интеллектуального отдыха, связанного со знакомством с новой культурой, историческими и культурными памятниками. Женщины больше, чем мужчины, тяготеют к красотам природы, к любованию красивыми ландшафтами, различными культурными достопримечательностями. Вообще, проведенное исследование высвечивает ростовских женщин как более восприимчивых личностей, чем мужчины, к интеллектуальным ценностям. Мужчины в преобладающем своем числе оказались приверженцами гедонистического образа жизни, стремящимися, по крайней мере, на отдыхе преимущественно к «расслаблению» (табл. 3).

Мотивация путешествий клиентов туристских фирм Ростова-на-Дону

Мотивация Мужчины, % Женщины, %

Просто отдых, расслабление 73 58

Ознакомление с новой культурой и образом жизни, едой и обычаями 36 42

Возможность увидеть достопримечательности, явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки 33 52

Ознакомление с историческими и культурными памятниками 28 40

Оздоровительные, лечебные цели 20 20

Развлечение, ночная жизнь, возможность посетить хорошие рестораны, клубы и т.д. 20 15

Посещение исторических музеев 18 17

Посещение музеев изобразительных искусств 14 20

Посещение карнавалов, фестивалей, национальных праздников 13 17

Встречи с новыми интересными людьми 12 24

Возможность вести другой образ жизни - получить на период отдыха высокий уровень обслуживания 12 22

Таблица 3

Окончание табл. 3

Мотивация Мужчины, % Женщины, %

Посещение в качестве зрителя крупных спортивных соревнований 12 4

Шопинг 12 24

Занятия спортом 11 7

Посещение известных театров, концертов 8 13

Обучение иностранному языку и стажировка за рубежом 8 4

Возможность завести курортный роман, пофлиртовать 6 7

Крайне трудная задача стоит перед туроператорами, которым при формировании туров необходимо учитывать не только общие средневзвешенные желания туристов, но и более изысканные - женщин, и традиционные, типа занятия спортом, посещение ресторанов и т.п. - мужчин.

Туризм - тонкая, находящаяся в непрекращающемся изменении под влиянием внешних и внутренних факторов субстанция. И чтобы быстро реагировать на воздействующие на него компоненты социальной и природной сред, необходим постоянный мониторинг туристской деятельности в регионе, одним из действенных составляющих которого является опрос граждан. Он дает возможность понять течение современных процессов в ней и достаточно четко определить направление дальнейшего ее развития как во благо отдельных граждан, так и на пользу социально-экономического развития своего региона. В Ростовской области данная работа пока еще не поставлена, проводится эпизодически в разные годы отдельными энтузиастами.

Литература

1. Белорусова С.А. Характер потребительского спроса на туристские услуги в Ростовской области // Рубикон: Сб. науч. работ молодых ученых. Ростов н/Д, 2005. Вып. 33. С. 16-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Шмыткова А.В. Географические и мотивационные аспекты туризма в Ростове-на-Дону // Рубикон: Сб. науч. работ молодых ученых. Ростов н/Д, 2008. Вып. 48. С. 59-63.

3. Долженко Г.П., Белорусова С.А. Туризм в равнинной части Юга России. Ростовская, Волгоградская, Астраханская области (ресурсы, история, тенденции). М.; Ростов н/Д, 2008. 208 с.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник для студентов вузов : 8-е изд. СПб., 2006. 512 с.

Поступила в редакцию 12 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.