Научная статья на тему 'Долженко Г.П., Белорусова С.А. Туризм в равнинной части Юга России: Ростовская, Волгоградская, Астраханская области (ресурсы, история, тенденции). М.; Ростов н/Д, 2008. 208 с'

Долженко Г.П., Белорусова С.А. Туризм в равнинной части Юга России: Ростовская, Волгоградская, Астраханская области (ресурсы, история, тенденции). М.; Ростов н/Д, 2008. 208 с Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долженко Г.П., Белорусова С.А. Туризм в равнинной части Юга России: Ростовская, Волгоградская, Астраханская области (ресурсы, история, тенденции). М.; Ростов н/Д, 2008. 208 с»

Долженко Г.П., Белорусова С.А. Туризм в равнинной части Юга России: Ростовская, Волгоградская, Астраханская области (ресурсы, история, тенденции). М.; Ростов н/Д, 2008. 208 с.

Авторами рецензируемой книги являются заведующий кафедрой общей географии, краеведения и туризма геолого-географического факультета Южного федерального университета Г.П. Долженко и аспирантка кафедры С.А. Белорусова. Г.П. Долженко - известный в стране специалист в области туризма, им подготовлено несколько кандидатов наук, опубликован ряд монографий, более сотни статей в научных изданиях, методических и учебных пособий, тематика которых неизменно связана с туризмом во всем его многообразии.

Высокий уровень информированности авторов в вопросах отечественного и зарубежного туризма, тщательное изучение эмпирических материалов позволили им создать первую комплексную монографию о состоянии и перспективах развития туризма в обширном равнинном регионе Юга России. Она включает в себя введение, 6 глав, заключение, список использованной литературы (140 источников, опубликованных в период с 1899 по 2007 г.!) и приложение в виде картографических материалов.

Первая глава посвящена анализу состояния туризма в России. Интересен подход к рассмотрению этого вопроса. Россия представлена не монолитной территорией, а регионами, имеющими различные потенциалы для развития рекреации. Туризм обусловлен природными и историко-культурными ресурсами, преобладание которых друг над другом и формирует лицо регионального туризма, и способствует развитию тех или иных видов туристских потоков. Особую ценность имеет выявление авторами каркасообразующих уровней туристских маршрутов, состоящих из элементов, привлекающих туристов и позволяющих говорить о туризме как о социально-экономическом явлении. К первому каркасообра-зующему уровню относятся ресурсные элементы, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, ко второму - имеющие статус федерального значения, к третьему - регионального, или местного. Следует отметить, что данный подход к формированию туристских маршрутов требует дальнейшего методического развития, так как имеет научное и, что особенно немаловажно, практическое значение.

Еще одно новаторство авторов - выделение шести туристских дестинаций на территории России, наиболее привлекательных и для внутреннего, и для въездного туризма. Равнинная часть Юга России в этот список не попала. Для формирования выводов использовалась и официальная статистика, и дополнительные источники -данные исследователей и представителей туристской индустрии в регионах, это позволяло более объективно оценить сложившуюся ситуацию в сфере туризма. Важным результатом явилась постановка задачи, заключающейся в том, чтобы выяснив причины непопулярности равнинной части Юга России среди туристов, а также её сильные стороны, наметить программы, которые привлекли бы отдыхающих на Дон и Нижнюю

Волгу.

Во второй главе подробно рассматриваются природные условия и ресурсы. Обозначается объект исследования - степные и полупустынные территории Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей. Материалы главы позволили выявить краткосрочную (2,5 - 3 мес.) продолжительность сезона природоориентированного туризма, определить его тяготение к водным объектам. Из последних, по мнению авторов, могут быть задействованы некоторые участки Среднего и Нижнего Дона, Ахтубы, а также дельта Волги, часть побережья Таганрогского залива. Очагово может развиваться лечебный туризм, имеющий привязку к выходу подземных минеральных вод. Остальная территория исследуемого региона в рекреационных целях использована быть не может, так как представляет собой, в основном, сельскохозяйственные угодья.

Мы полагаем, что к выводам следует прислушаться практикам при долгосрочном планировании развития туризма в областях степной зоны России. Это позволит рационально и взвешенно определять возможности внутреннего туризма, грамотно расставить акценты по привлечению целевой аудитории потребителей местного турпродукта, реально оценить экономическую эффективность разрабатываемых проектов.

В третьей главе дан обзор историко-культурных ресурсов равнинного Юга России. Интересной методологической находкой является предложение авторов выделить три группы признаков, характеризующих турист-ско-экскурсионные объекты историко-культурного характера. Первым является сохранность объекта, высокая степень которой позволяет говорить о наличии памятника как такового, а руины объекта могут классифицироваться как памятное место. Второе - быть неповторимым, уникальным. Именно этот признак может характеризовать объект как элемент первого каркасообразую-щего уровня. Третий признак - высокая познавательная ценность. Однако последняя является достаточно спорным утверждением - каждый человек в силу своих вкусов, эрудиции и интеллекта определяет ее исходя из субъективных критериев. Взяв за основу вышеназванные установки, авторы вполне обосновано считают, что на равнинных пространствах Юга России отсутствуют сколько-нибудь значимые туристско-экскурсионные объекты. Тем не менее ими были выделены четыре центра, представляющие наибольший интерес: музеи-заповедники, связанные с именами А.П. Чехова в Таганроге и М.А. Шолохова в Шолоховском и Боковском районах, Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник и памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Их, по мнению рецензента, можно отнести к каркасообразующим элементам второго федерального уровня, целевой аудиторией которых являются туристы из других регионов России.

Вполне обоснованно авторы считают, что развитие

туризма на Юге России определяется в первую очередь наличием природных предпосылок, а не культурно-исторического потенциала.

Наиболее сложной с точки зрения отслеживания реальной ситуации в региональном туризме является четвертая глава «Социально-экономические условия развития туризма». Данные, касающиеся транспортного обеспечения туризма и гостиничного хозяйства, приведены, главным образом, в динамике с 2000 по 2004 - 2005 гг. Выводы по анализируемому периоду полностью соответствуют реалиям начала и середины первого десятилетия XXI в. Однако за прошедшие 2-3 года ситуация в этом секторе претерпела значительные изменения. Нерасторопность отечественной статистики не позволяет иметь актуальные данные, отображающие реальную картину событий. Последний официальный сборник по статистике туризма, в котором бы упоминались данные Ростовской области, выходил в 2005 г. Его материалами и пользовались авторы.

В настоящее время произошло лавинообразное развитие отдельных сфер туризма на исследуемой территории. В Ростовской области это выражается в следующем:

1) в модернизации и расширении сектора средств размещения. Наряду со строительством новых гостиниц («Рэдиссон Сас», «Эрмитаж», «Европа» и проч.) происходит реновация старых гостиниц («Дон-Плаза»), строительство большого количества мини-отелей;

2) в активном развитии сектора авиаперевозок. В связи с приходом на ростовский рынок крупных московских туроператорских компаний в несколько раз возросли объемы перевозок регионального авиаперевозчика «Аэрофлот-Дон», так жг развиваются, выполняя свои программы, отечественные и международные перевозчики: «ГТК Россия» (Россия), «Сибирь» (Россия), «Орен-буржские авиалинии» (Россия), «Татарские авиалинии» (Россия), «Люфтганза» (Германия), «Австрийские авиалинии» (Австрия), «Чешские авиалинии» (Чехия), «Турецкие авиалинии» (Турция). Наличие четырех последних позволяет на основе регулярных «стыковочных» рейсов во Франкфурте-на-Майне, Вене, Праге или Стамбуле осуществлять вылеты из Ростова-на-Дону практически в любую точку мира;

3) в попытках круизных компаний возродить программы из Ростова-на-Дону на теплоходах по Дону в Москву, Санкт-Петербург, Волгоград, Астрахань.

Указанные темы целесообразно авторам подробнее осветить в научных изданиях туристской направленности. По глубокому убеждению рецензента, быстро меняющиеся данные таких сегментов туристской индустрии, как гостиничное хозяйство, транспортные средства и деятельность туристских фирм публиковать в монографиях очень сложно. Тому причина - быстрое «старение» данных туристской статистики, с одной стороны, и достаточно длительный технологический процесс выхода книги - с другой.

Тем не менее данные относительно платежеспособности населения сохранили свою динамику и пропорции и в настоящее время. Авторами совершенно справедливо отмечено, что приобрести туристскую путевку может лишь очень незначительная часть населения региона -

немногим более 1 %. Этот факт свидетельствует о том, что организованный туризм в настоящее время не является социально ориентированным видом отдыха и имеет явно выраженную коммерческую доминанту. В том виде, в котором он существует в России сегодня, он уже более не имеет массовой оздоровительной роли, какую имел во времена Советского Союза.

В пятой главе авторы в сжатой и увлекательной форме рассказывают о туристской деятельности на Юге России в период становления туризма в XIX и XX вв. Ими описаны малоизвестные факты, определившие еще в XIX в. предпосылки развития и формирования нынешних видов туризма. Он представлен в своем поэтапном развитии от Ростовского-на-Дону комитета Российского общества туристов, образованного в 1898 г., до туристских кооперативов, возникших в конце 90-х гг. XX в. в Ростове-на-Дону, и современных образовательных учреждений, готовящих кадры для туристской индустрии. Представленный в главе материал является своеобразным мостом между прошлым, настоящим и будущим туристской индустрии Юга России.

В шестой главе рассмотрены наиболее актуальные вопросы современного состояния туризма на Юге России. География туристских потоков представлена авторами с точки зрения собственной классификации, выделяющей в рамках внутреннего туризма 3 подтипа: внутренний, въездной и выездной. Примечательно, что авторы наряду со специалистами кафедры общей географии, краеведения и туризма Южного федерального университета успешно пользуются этой классификацией более 10 лет, поэтому результаты исследований можно отслеживать в динамике.

Для достижения поставленной в главе цели - охарактеризовать состояние туризма в трех рассматриваемых областях, авторы пользовались как данными официальной статистики, так и результатами собственных исследований и сведений, опубликованных другими специалистами. Более подробная характеристика дана состоянию туризма в Ростовской области. Ее основные векторы можно сжато определить следующим образом:

1. Спрос на региональный туризм в долговременной перспективе крайне невысок и Ростовская область имеет малые возможности для его развития. Успешно он может осуществляться только в рамках социального туризма, т.е. на государственных дотациях.

2. Наибольший интерес жители области проявляют к отдыху на зарубежных курортах, на них изъявили желание провести свой отпуск около 60 % респондентов опроса.

3. Число реально отдыхающих российских граждан на курортах страны значительно выше, чем на зарубежных (более чем в 9 раз).

Но, следует констатировать, что только лишь невысокий уровень доходов населения сдерживает рост активного развития выездного туризма. Подобные тенденции подтверждают и другие исследования, проведенные авторами. Так, опрос менеджеров ряда ростовских туристских компаний показал, что наиболее высокую оценку по уровню развития и популярности среди населения имеет выездной и внутренний выездной типы туризма.

Наименьшую популярность и развитие имеет въездной туризм, немногим лучше рейтинги внутреннего въездного и регионального подтипов туризма.

Весьма интересными являются материалы, полученные авторами в результате опроса учащихся 10-11 классов ростовских средних школ. Будущее, согласно полученным данным, ориентировано на линию выездного туризма - более 66 % потенциальных путешественников хотели бы проводить свои отпуска на зарубежных курортах. Из оставшейся трети подавляющее большинство высказалось за широко известные дестинации в России, и лишь единицы - за Ростовскую область.

В Волгоградской и Астраханской областях ситуация оценивается как схожая, с небольшими коррективами. Заключаются они в том, что в Волгоградской области региональный туризм имеет более высокий рейтинг популярности за счет сети турбаз, баз отдыха и санаториев местного значения. В Астраханской области очень высокий рейтинг развития имеет внутренний въездной подтип туризма за счет природных ресурсов дельты Волги и Астраханского биосферного заповедника.

Отдельный интерес вызывает характеристика санаторно-курортного дела и лечебного туризма на Юге России. По мнению авторов на обозначенной территории только лишь санатории «Вешенский» в Ростовской области и «Эльтон» в Волгоградской могут стать лечебно-оздоровительными учреждениями федерального значения. Окрестностям санатория «Вешенский» предлагается присвоить статус «курортной местности».

В заключительной части содержатся конструктивные предложения по развитию туризма в равнинной части Юга России, намечается ряд территорий для рекреационного освоения, приводится разработанный план туристского маршрута по Ростовской и Волгоградской областям «От Дона до Волги». Маршрут рассчитан на 12 дней, может проводиться в теплый период с мая по сентябрь, обладает высокой познавательной ценностью. По мнению рецензента, потенциальной целевой аудиторией могут быть как российские граждане с достаточно высоким уровнем доходов, так и иностранные туристы. Экономическая оценка маршрута позволяет отнести его к высокобюджетному туристскому продукту, поскольку в программе задействованы автомобильный, авиационный и водный виды транспорта.

Для наглядности представленного материала в монографии помещено приложение «Туристская лоция реки Дон (от г. Богучар до Азовского моря)», которая может быть использована и для учебного процесса, и для разработки туристских маршрутов.

Следует особо отметить значимость представленной работы для науки, а также и для учебного процесса в вузах ЮФО при чтении дисциплин «География туризма в Южном федеральном округе», «Рекреационная география», «Спортивно-оздоровительный туризм» в рамках подготовки бакалавров, специалистов и магистров по туризму.

Р. И. Сухов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.