Научная статья на тему 'Влияние традиционной культуры Китая на современное общество'

Влияние традиционной культуры Китая на современное общество Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
13820
1176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КИТАЙСКАЯ НАЦИЯ / ОСНОВНОЙ ДУХ / СHINESE NATION / TRADITIONAL CULTURE / NATIONAL SPIRIT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хун Цзоу

В статье исследуется комплекс традиционных философских идей конфуцианства и даосизма в Древнем Китае. Автор анализирует также сохранившиеся до наших дней традиционные культуру и искусство, их сущность и дух.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese traditional culture and its influence on the modern society

The paper touches upon the complex of traditional Confucian and Taoism ideas in ancient China. The author also analyses the nature and spirit of traditional Chinese culture and art that Chinese society retained up to this day.

Текст научной работы на тему «Влияние традиционной культуры Китая на современное общество»

УДК 008 (-11)

ББК Ч 11. 4 (5 Кит)

Цзоу Хун

г. Чита

Влияние традиционной культуры китая на современное общество

В статье исследуется комплекс традиционных философских идей конфуцианства и даосизма в Древнем Китае. Автор анализирует также сохранившиеся до наших дней традиционные культуру и искусство, их сущность и дух.

ключевые слова: традиционная культура, китайская нация, основной дух.

Zou Hong

Chita

Chinese traditional culture and its influence on the modern society

The paper touches upon the complex of traditional Confucian and Taoism ideas in ancient China. The author also analyses the nature and spirit of traditional Chinese culture and art that Chinese society retained up to this day.

Key words: traditional culture, ^inese nation, national spirit.

Китайская цивилизация одна из великих древних цивилизаций. В истории развития человеческого общества она занимает важное место. Многие государства с процветающей в древности высокоразвитой культурой уже исчезли, у многих культурный центр переместился в другие места. Только Китай древнее, и в то же время молодое государство. От первобытного строя до формирования государственности, создания иероглифической письменности, Китай имеет более чем 5-тысячелетнюю историю. Традиционная культура Китая восходит к незапамятным временам, она представляет восточную культуру, глубокую, обособленно развивающуюся, таинственную, почтительно называемую людьми «загадочной культурой». Китайская культура встала в ряд других культур, имея с ними много общего, дополняя мировую культуру новыми богатствами.

Китайская культура развивающееся историческое явление, она открыта и устойчива: кроме разницы в эпохах также существуют региональные и национальные отличия. На протяжении беспрерывного развития в течение нескольких тысячелетий результатом непрерывных территориально-культурных и

национальных коммуникаций, интеграции, соперничества стало то, что народ Хуа Ся стал доминирующим. Рассматривая китайскую культуру с этой точки зрения, можно сказать, что это необычная, историчная, многонациональная, многоуровневая система. Китайская культура в древние времена взяла истоки в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, и продолжается до наших дней путем объединения национальных культур на территории всей страны.

До наших дней тщательно сохраняются духовная, материальная и нематериальная культура, им придаётся огромное значение.

Так что же подразумевает под собой китайская культура? В современном обществе популярна версия, что она есть конфуцианская культура. Эта версия довольно логична, но, если провести точный анализ, можно установить, что реальность такова: традиционная культура является более широким понятием, чем конфуцианская, традиционная культура — это комплекс разных типов культурного мышлений и конфигураций идей, конфуцианство лишь одна из них. Кроме конфуцианских идей, традиционная культура включает в себя различные культурные формы, такие как легизм, школа Моцзы, буддизм и другие. Сама по себе конфуцианская культура в историческом процессе развития вобрала в себя множество различных культурных идей обогащая тем самым себя; учение Сюнь Цзы включило в себя идеи Ста Школ, образовав собственную систему. Так называемая традиционная культура обозначает не только то, что уже прошло и существует, а имеет более глубокий смысл: традиционная культура — это вид мировоззрения, вид ценностных ориентаций, берущих начало в прошлом и простирающихся через настоящее время в будущее.

Китайская традиционная культура не просто не равна конфуцианской культуре, она также не является синтезом конфуцианской, даосской и буддийской культур, это совокупность всех национальных духовных культур Китая, включая различные формы духовных и материальных культур. Мы можем выделить следующие особенности:

Во-первых, китайская традиционная культура развивалась в изолированных экологических условиях, производство сложилось так, что сельское хозяйство было основной отраслью. Так как национальность хань, доминируя, сливается с другими национальностями, созидают вместе, на этой особой территории появляется могучий народ с особой формой духовной культуры.

Китайская традиционная культура за несколько тысяч лет своего развития многократ-

но впитывала чужие культуры и растворяла их. И в этом длительном процессе китайская традиционная культура проявила такие свойства как открытость, гибкость и приспособляемость. В области идеологии в феодальном Китае конфуцианство на протяжении почти всего времени исторического развития занимало главенствующее положение. И не случайно именно оно явилось краеугольным камнем китайской традиционной культуры. Однако китайская традиционная культура представляет собой сложное целое, в котором можно выделить ядро и периферию. Ядром же китайской традиционной культуры является отнюдь не только конфуцианство, а его синтез с такими направлениями философской мысли как даосизм, легизм и проникший в Китай в более позднее время буддизм. Периферия китайской традиционной культуры, на наш взгляд, это культуры многочисленных национальных меньшинств Китая. Ядро и периферия китайской традиционной культуры составляют органическое целое, в котором, при всем многообразии философских идей, взглядов и подходов есть общее цементирующее начало-единый стереотип поведения, способ мировоззрения, который в основе своей является конфуцианским. В этом-то проявилась доминирующая роль конфуцианства как некой надстройки, объединившей все многочисленные компоненты китайской традиционной культуры в совокупность.

В Новое время в китайскую традиционную культуру вошли западные культурные ценности, такие как демократия, либерализм, современная наука и т. д. Однако, попав на китайскую почву они, как когда-то буддизм, приобрели китайский облик, китайскую специфику. Эти новые компоненты обогатили китайскую традиционную культуру, сделали ее более гибкой и жизнеспособной, отвечающей новым вызовам. Этот процесс был взаимным, так как западная культура также получила определенный импульс к развитию в результате взаимодействия с китайской традиционной культурой.

В китайской традиционной культуре, как сложном феномене, можно выделить для анализа следующие системообразующие аспекты: Рельеф Китая повышается с востока на запад. Крупнейшие реки Хуанхэ и Янцзы текут с запада на восток, что способствует накоплению ила на обширной и плодородной Великой равнине. Муссоны, которые дуют с Тихого океана, обеспечивают обильные осадки. Все это создало условия для зарождения и развития сельскохозяйственной культуры.

Археологические раскопки показывают, что 6000 лет назад в эпоху культур Яншао и Хэму-

ду люди уже выращивали рис и другие злаки, 4-5 тысяч лет назад древние китайцы, жившие в эпоху Луншан и Цюцзялин, уже пользовались каменными серпами и мотыгами и другими сельскохозяйственными инструментами. Это свидетельствует о том, что уже 6-7 тысяч лет назад предки китайской нации начали переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. В эпохи Шан и Чжоу экономика, основанная на сельском хозяйстве, уже достигла значительного прогресса. В частности, формой организации людей эпохи Западной Чжоу была типичная сельскохозяйственная община. Хоу Цзи, которого люди Чжоу почитали как своего предка, также считался богом сельского хозяйства. В «Книге песен» содержится точное описание сельскохозяйственного производства того времени. Развитие сельского хозяйства являлось гарантией развития государства. Все последу-юшие династии также придерживались этого курса. Совершенствование орудий сельскохозяйственного труда и техники обработки земли привели к дальнейшему развитию сельскохозяйственной цивилизации. До начала развития товарной экономики в Новое время, сельское хозяство являлось основой развития китайской культуры [2, с. 6 — 7]

Во-вторых, китайская традиционная культура, богатая и целостная, за пять тысяч лет своего развития создала систему презентации глубоких философских идей и способов мышления, в сферах общественной жизни, таких как искусство, образование и т.д. Например, вырезной рисунок из бумаги всегда был одним из самых популярных видов традиционного искусства, так как материал для него был дешев и общедоступен, эстетическая ценность высока. Этот вид искусства являлся наиболее подходящим для проведения досуга сельскими женщинами. В различных местах Китая даже сформировались свои школы этого искусства. Вырезные рисунки являются одной из наиболее специфических форм китайского народного искусства.

Еще одним оригинальным видом китайского искусства является театр теней. Можно сказать, что это синтетический жанр, соединяющий в себе элементы прикладного искусства (изготовление кукол), театрального представления и пения. Театр теней недавно признан одним из наследий мировой нематериальной культуры.

Во всем мире знамениты танец льва и танец дракона. Еще в глубокой древности китайцы считали этих животных олицетворением силы и мощи, которые способны защитить людей и животных от злых сил, обеспечить им счасли-вую и благополучную жизнь. Уже в эпоху Тан танец льва распространился во всем китайском

обществе от императорского дворца до простого народа. Тысячу лет спустя, танец льва разделился на северное и южное направление. И сейчас в КНР и в китайских общинах за рубежом во время праздников люди всегда исполняют эти танцы. Танец дракона и танец льва стали символами современного китайского хореографического и театрального искусства во всем мире.

Китайская традиционная культура оказала влияние и на современное образование. Одним из свидетельств этого являются изменения в организации учебной деятельности в начальной школе. Сейчас, согласно требованиям «Программы реформы перечня предметов в базовом образовании», ученики должны не менее 10 дней в учебном году посещать различные общественные мероприятия. Это позволит им быть в курсе общественных проблем, уметь применять свои знания на практике, подготовит их к будущей взрослой жизни. Многие подобные мероприятия тесно связаны с культурой, например, посещение домов-музеев известных людей, культурных достопримечательностей, музеев, визиты к известным деятелям культуры с приглашением их в школу для чтения лекций, добровольная работа в домах престарелых с выступлениями перед пожилыми людьми с различными программами. Школы организуют для детей разнообразные конкурсы, такие как конкурсы поэзии, конкурсы на знание пословиц и поговорок, создание парных надписей. Детям рассказывают о правилах поведения в традиционной семье, приглашают мастеров народного искусства для обучения школьников лепке из глины, вырезанию рисунков из бумаги, вышивке и т.д. Все это делается для приобщения детей к богатейшему культурному наследию предков, их эстетическому воспитанию.

В-третьих, по мере формирования традиционной культуры, она передавалась из эпохи в эпоху, либо наследовались определённые её элементы, этот процесс никогда не прекращался. Это относится и к системе образования

— сохранялось только самое лучшее. Поэтому китайская культура отличается преемственностью.

Например, классические философские идеи: трактат Лаоцзы «Даодэцзин» является учебником, специально написанным для управителей как инструкции для правления народом; учение Конфуция и Мэнцзы — это учение о гуманности и любви, которым оно учит всех людей, включая правителей. Подобные идеи есть и в буддизме, например, иметь доброе сердце, говорить добрые слова, совершать добрые поступки и быть хорошим человеком. Общим у этих трех великих учений является то, что они учат преодо-

левать себялюбие и эгоизм, стремиться к тому, чтобы стать хорошим человеком. Постигать эти учения должны и правители, и простой народ, и китайцы, и иностранцы.

Во всем мире любят китайское времяисчисление, китайскую традиционную медицину, поэзию, игру на музыкальных инструментах, традиционные китайские шахматы, каллиграфию, живопись и т.д.

В определенный период исторического развития Китая в ХХ в. господствующим идеологическим направлением были идеи Мао Цзэдуна. Его идеи смогли найти понимание и поддержку народных масс Китая по двум причинам. Во-первых, характерная черта идей Мао Цзэдун представляет собой воскрешение традиционных для китайского общества взглядов на мир и место в нем Китая — идеи национализма и ки-таецентризма, зародившейся еще в древности и поддерживавшейся веками в общественном сознании.

Во-вторых, на словах Мао Цзэдуна придерживался позиции защиты интересов народа. В частности, это нашло отражение в решении женского вопроса. Женщина испокон веков была жертвой традиционной феодальной морали, занимала подчиненное положение в обществе. Мао Цзэдун провозгласил, хотя и не первый в Китае, что женщина занимает равное с мужчиной положение, имеет право участвовать в политической и культурной жизни страны. Женщина также имеет право на счастье, реализацию своих способностей и достижение потребностей, включая право на свободу выбора партнера в жизни без принуждения родителей. Таким образом, привлекательной стороной маоистской идеологии было соединение традиционной конфуцианской морали и этических норм поведения, которые пронизывали всю жизнь патриархального китайского общества в течение многих веков и потому были близки и понятны, с новыми, привлекательными для широких масс простого народа западными либеральными идеями свободы, равенства, эмансипации и т.д.

Идеи Мао Цзэдуна также включают в себя «реальный и практичный подход», «служение народу всеми силами», «не думать о себе, думать о людях», «быть открытым товарищам и народу»; все это является квинтэссенцией китайской культуры, которую мы передаем и будем передавать из поколения в поколение.

Специфической чертой китайской традиционной культуры является роль религии. Особенность китайской религии в том, что, по сути, это не религия в нашем понимании, а этикополитическое учение, впитавшее многие эле-

менты, но в основе конфуцианские. Как пишет Л.С. Васильев: «прежде всего, специфическим является соотношение религии и морали. Если в других мировых религиях бесспорен примат именно религиозного начала, т. е. божества, мистической потусторонней силы, тогда как мораль, вся система этики — это нечто вто — ричное, производное, черпающее свой авторитет именно в божественном откровении, то в Китае картина была иной. Мистика и божественное откровение там уже с древности были замещены авторитетом легендарных древних мудрецов, в силу чего санкционированная этим авторитетом первоначально сложившаяся на базе норм обычного права система этики, обрядов и традиций вышла на передний план. Эту си — стему официальная идеология всегда ставила выше собственно религиозных верований и культов, которые нередко рассматривались лишь как примитивные суеверия, свойственные невежественной массе, но недостойные высокообразованных представителей социальных верхов. Иными словами, в Китае с древности мораль традиционно в литературе считается первичной, а религия — вторичной, лишь сопутствующей, выработанной конфуцианцами системе этики. В соответствии с этим формировался и характер религиозной концепции и вся иерархия духовных ценностей. Вопрос веры на протяжении всей истории страны никогда не имел большого значения — почитание того или иного из многочисленных божеств и визиты в те или иные храмы всегда были делом совести каждого китайца и всецело зависели от его выбора. Зато малейшее нарушение морали, пренебрежение к точно фиксированному церемониалу, ничтожное отклонение от выработанных веками и завещанных стариной традиций

— все это сурово преследовалось и осуждалось общественным мнением и властями» [1, с. 7].

Спецификой религиозности в Китае является сакрализация власти государства.

В универсуме, согласно конфуцианским представлениям, действовали своего рода нормы морали, позволявшие определять «правильность» или «неправильность» отношений, установившихся в данный момент между различными его объектами. При этом главным критерием «правильности» было соблюдение иерархического характера этих отношений, при котором «ясно различаются высокое и низкое, а достопочтенный и презренный каждый располагаются на своих местах». Дело в том, что все объекты универсума, согласно конфуцианским теориям, различались между собой как «высшие» и «низшие», «достойные» и «не-достойньте», «правильные» и «неправильные».

Как «высокое» и «низкое» конфуцианцы различали и два названных выше основополагающих начала космологического порядка: «ян» (его они квалифицировали как «высокое») и «инь» (этому началу отводилась роль «низкого»). Небо они характеризовали как относившееся к сфере «ян» и «благородное», а Землю же — как принадлежащую к сфере «инь» и как «презренную». Иными словами, конфуцианцы считали, что в самой природе изначально заложен принцип иерархического характера отношений между объектами универсума. А воплощением принципа, утверждавшего социально-иерархический порядок в универсуме, необходимость подчинения одних объектов последнего другим и соблюдения соответствующих различий между статусами «благородного» и «подлого», стало для них понятие «ли».

Термин «ли» первоначально означал «приносить в жертву», но впоследствии приобрел значения: «порядок», «устройство». Теперь он обычно переводится как «правила», «церемония», «ритуал» или «приличия». Первоначально применение понятия «ли» ограничивалось, судя по всему, сферой церемониальных ритуалов религиозного характера. Впоследствии сфера его применения расширилась и распространилась на разного рода церемонии, считавшиеся обязательными при дворе правителей. В конечном же итоге термин «ли» стал обозначать вообще все кодифицированные нормы, правила и обычаи, особенно те из них, что касались межличностных отношений.

Действие существовавших, по их представлению, в универсуме норм конфуцианцы распространяли на человеческое общество. От человека они требовали, прежде всего, поведения и действий, соответствующих этим нормам, а потому заслуживающих быть квалифицированными как «естественные». Иными словами, иерархический характер отношений между объектами универсума конфуцианцы рассматривали как модель для социальной иерархии человеческого общества.

Акцентируя необходимость достижения и сохранения гармонии между человеком и природой, сами конфуцианские мыслители видели гарантию этого прежде всего в установлении и соблюдении социальных различий между людьми. Однако утеря названной гармонии, утрата мира и процветания обществом в случае несоблюдения кодекса «ли» вовсе не рассматривались в конфуцианской мысли как "кара" со стороны естественной природы или некоего верховного божества. Просто соблюдение воплощенного в кодексе «ли» миропорядка, в

основе которого лежит принцип незыблемости социальной иерархии, рассматривалось в ней как нечто настолько же естественное, насколько естественным является круговорот четырех времен года [см.: 7].

Систему верований в Китае можно уподобить пирамиде. Император поклонялся Небу, которое было вершиной пирамиды. Чиновники поклонялись императору, простые люди — крестьяне, торговцы, солдаты и т.д. — уже чиновничеству и императору, образуя как бы основание пирамиды. В сознании китайцев, благоприятную жизнь им обеспечивали не некие сверхъестественные существа, а люди, занимающие более высокое положение в обществе, вплоть до Сына Неба, императора. В этом наблюдается примат государства над личностью, с одной стороны, и светский характер традиционных китайских верований — с другой.

Духовной основой китайской традиционной культуры, если смотреть на её сущность, является китайский народный дух.

Относительно духовных основ китайской традиционной культуры у исследователей существует очень много мнений.

Духовная основа китайской традиционной культуры — особенности национального менталитета. Такие как: 1) стойкость и инициативность; 2) гармония и спокойствие; 3) добродетель; 4) гармония человека и вселенной. Чжан Дайнянь в своей книге «О духовных основах китайской традиционной культуры» оценивает эти характерные черты китайской культуры как духовные основы китайской традиционной культуры [8, с. 49]. Другой автор Сюй Сыю-ань полагает, что «столпы китайской духовной культуры находятся в единстве со свободой» [6, с. 123]. Совершенно иную позицию в отношении религий занимает Ян Сяньбан, считающий, что основой всего является естественное хозяйство, род занимает главенствующую позицию, а родственные связи создают патриархальные отношения, определяют этические постулаты. Таким образом, хозяйственные отношения проходят через важные аспекты китайского первобытного общества. Сущность и основы китайской традиционной культуры — производственная деятельность и производственные силы, общественные производственные отношения, общественный строй, общественную психологию и форму общественного сознания [9, с. 387].

По мнению Лю Ганцзи, китайскую национальную духовную культуру в целом можно разделить на четыре взаимосвязанных аспекта: 1) Рациональность. Сконцентрирована на выражении: полное слияние человека с природой и

индивида с обществом, отрицание сверхъестественного, поклонения Спасителю, отстаивание точки зрения единства человека и природы, индивида и общества, а также отрицание двойственности сущего. Это рациональный столп китайской самобытности. 2) Сквозь ранние даосские трактаты красной нитью проходят две темы: I. развенчание постулата об уникальности человека, согласно которому человек является центром мироздания; II. утверждение идеи о «Едином», стоящим за множеством перемен. Там, где конфуцианцы «вписывали» человеческий социальный порядок в естественную природу, даосы старались «вписать» естественную природу в человека. По этой причине даосы отвергали конфуцианский тезис об уникальном характере социальных аспектов жизни и деятельности человека и о том, что эти аспекты являются важнейшей составной частью «природы человека». Не видели они элемента «природы человека» и в «оценочном уме», поскольку, как уже говорилось выше, даосы вообще не принимали конфуцианскую идею о существовании последнего [см.: 7]. 3) Свободолюбие. Это понятие, прежде всего, обозначает дух народного противостояния эксплуататорскому классу. В то же время некоторые представители и группы из господствующих классов также участвовали в борьбе против иноземных завоевателей. Объясняется это тем, что в традиционном мышлении представителей господствующих классов также существует понятие «свободолюбие». 4) Прагматизм. Убеждение представителей конфуцианской школы эпохи Ранняя Цинь — «знание для того, чтобы знать». 5) Приспосабли-ваемость [см.: 3]. Сыма Юньцзе предположил, что духовные основы китайской традиционной культуры включают в себя «почитание предков, уважение моральных устоев, поклонение добродетели, благодарность» [5, с. 67]. Пан Пу считает, что главным в духовности китайской традиционной культуры является гуманизм. Гуманизм подразумевает не обособление отношений между людьми, не противопоставление человека и природы; не погоню за системой естественных знаний; в ценностном аспекте гуманизм противопоставляется утилитаризму. Гуманизм китайской традиционной культуры не только помогает лучше раскрыть культурные особенности, но и показывает некоторые проблемы общества; он освещает всему миру дорогу своей мудростью, но также является границей между Китаем и остальным миром; он большое духовное сокровище, но в то же время и нелёгкий культурный «груз» [см.: 4].

В общем говоря, китайская культура с помощью преобразований и интеграции отража-

ет национальную специфику, характер национальной культуры является общим показателем культуры различных национальных типов мышления в истории, указывает на формирование ментальности предков народов, живущих на территории Китая, их непрерывную историческую преемственность, яркий национальный колорит, глубокую духовную культуру.

За прошедшие сто лет Китай перелистнул немало трагических страниц истории, не раз сбивался с правильного курса. Причина этого нам видится в том, что китайский народ пытался

отказаться от традиционных культурных ценностей. Однако сейчас все больше людей понимают, что нация, отрицающая собственную культуру, не может твердой ногой встать в ряд передовых государств мира. Возврат к старым традициям, поиск ответов на современные проблемы в культурных традициях предков позволит Китаю обрести новые силы. Эти новые силы уже сейчас привели к тому, что Китай играет все более важную роль в мире, подтверждая тем самым непреходящую ценность китайской материальной и духовной цивилизации.

Библиографический список

1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Изд. «Восточная литература» РАН, 2001г. 487 с.

2. Гу Вэйле. Общий обзор китайской культуры. Изд-во Хуадунского педагогического университета, 2005 г. 274с.

3. Лю Ганцзи. Рассуждения о китайском национальном духе // Вестник Уханьского университета. № 1. 1985 г.

4. Пан Пу. Гуманный дух китайской культуры, Гуанмин Жибао, от 06.01.1986 г.

5. Сыма Юньцзе. Социология культуры. Шандунское народное изд-во. 1987 г. 384 с.

6. Сюй Сыюань. О двух вопросах китайской культуры: сб. «Изучение китайской культуры». № 1. Изд-во Фуданьского униыерсите-та. 1982 г. 196 с.

7. Тюрин А.Ю. Концепция человека в древнем Китае // Вестник теософии. 1994. № 1, 2.

8. Чжан Дайнянь. О духовных основах китайской традиционной культуры: сб. «Изучение китайской культуры». № 1, изд-во Фуданьского униыерситета, 1982 г. 214с.

9. Ян Сяньбан. Очередной обзор китайской традиционный культуры» из серии «Традиционная культура и модернизация». Изд-во Китайского народного университета, 1987 г. 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.