ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА СКЛОННОСТЬ К ТАБАКОКУРЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Кожокина Оксана Михайловна
канд. биол. наук, ассистент Воронежской государственной медицинской
академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: makarova 7809@mail. ru Колмыкова Марина Романовна студент Воронежской государственной медицинской академии им.
Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж Ряскин Кирилл Александрович студент Воронежской государственной медицинской академии им.
Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж Гладнева Виктория Павловна студент Воронежской государственной медицинской академии им.
Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
INFLUENCE OF TEMPERAMENT TYPES AND NERVOUS SYSTEM CHARACTERISTICS IN SMOKING SCHOOLCHILDREN
Oxana Kozhokina
candidate of Science, assistant of Voronezh state medical Academy by
N.N. Burdenko, Russia, Voronezh Marina Kolmykova
student of Voronezh state medical Academy by N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Kirill Ryaskin
student of Voronezh state medical Academy by N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Victoria Gladneva
student of Voronezh state medical Academy by N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
С использованием опросника Яна Стреляу, анкеты А.В. Белова определены свойства нервной системы, доминирующий тип темперамента курящих и некурящих старшеклассников. Установлено, что у курящих учеников преобладает сангвинический, а у некурящих — флегматический тип темперамента. Выявлено, что высокий уровень процессов возбуждения и подвижности нервных процессов характерен для курящих учеников, а процессов торможения — для некурящих.
ABSTRACT
The article covers the information about the nervous system peculiarities and dominant type of temperament in smoking and non-smoking senior schoolchildren
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
that was revealed in the survey held with the Yan Strelyau and A.V. Belov inquirers. Sanguineous temperament is stated to prevail in smoking schoolchildren; phlegmatic temperament is stated to prevail in non-smoking schoolchildren. It is found out that high level of excitative processes and mobility of the nervous processes is typical for smoking adolescents, and inhibitory processes — for non-smoking adolescents.
Ключевые слова: темперамент; возбуждение; торможение; табакокурение.
Keywords: temperament; excitative processes; inhibitory processes; smoking.
Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Все больше старшеклассников оказываются втянутыми в данную пагубную привычку. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьников, замедляя их физическое и психическое развитие [1—3].
Для успешного обучения важны такие особенности нервной системы как возбуждение, торможение, подвижность, уравновешенность. Данные нервные процессы напрямую связаны с типом темперамента, определяют его. Целью работы явилось выявление взаимосвязи типа темперамента и особенностей нервных процессов со склонностью к табакокурению.
К исследованиям привлекались учащиеся 11-х классов МБОУ «Лицей № 1». В первую группу входили учащиеся, некурящие в данный момент и не курившие прежде. Вторая группа состояла из курящих старшеклассников.
Для определения свойств нервной системы и предположительного типа темперамента личности использовали опросник Яна Стреляу; соотношение типов темперамента выявляли с помощью анкетной методики А.В. Белова.
При исследовании доминирующего типа темперамента было выявлено, что у некурящих старшеклассников преобладает флегматический тип, у курящих — сангвинический (табл.).
Таблица 1.
Соотношение типов темперамента у курящих и некурящих
старшеклассников
Тип темперамента Некурящая группа, % Курящая группа, %
Холерический 33 30
Сангвинический 8 40
Флегматический 42 20
Меланхолический 17 10
Выявлено, что некурящие ученики характеризуются по доминанте более спокойным, уравновешенным, менее подвижным типом темперамента (флегматики), чем курящие (сангвиники). Сангвинику соответствует сильный, подвижный тип ВНД. Сангвинический тип темперамента характеризуется склонностью к частой смене впечатлений, общительностью. Порывистость характера может в процессе обучения приводить к спонтанным, необдуманным ответам. Возможно, сангвинический тип темперамента располагает к возникновению склонности к табакокурению.
Выявлено, что у 33 % некурящих учащихся наблюдаются низкие баллы уровня возбуждения. У 67 % зарегистрированы высокие баллы. Это указывает на сильную ответную реакцию на возбуждение, быструю включаемость в работу, «врабатываемость» и достижение высокой производительности, низкую утомляемость, высокую работоспособность и выносливость.
У 100 % некурящих учеников зарегистрированы высокие баллы уровня процессов торможения. Следовательно, стимулы легко «гасятся», наблюдается быстрое реагирование ответным действием на простые сенсорные сигналы, высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
Обнаружено, что у 25 % некурящих старшеклассников наблюдаются низкие баллы уровня подвижности нервных процессов; у 75 % — высокие. Высокие баллы указывают на легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот, быстрый переход от одних видов деятельности к другим, быструю переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
Выявлено, что у 33 % некурящих учащихся наблюдается неуравновешенность нервных процессов в сторону торможения, т. е. процессы
торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. Вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость. У 67 % некурящих старшеклассников наблюдается уравновешенность по силе процессов возбуждения и торможения.
Обнаружено, что для 92 % курящих учеников характерны высокие баллы процессов возбуждения, что хорошо согласуется с доминированием сангвинического типа темперамента. Аналогична ситуация с уровнем процессов торможения и подвижности: у 92 % курильщиков — высокие баллы. Выявлено, что для 33 % курящих старшеклассников характерна неуравновешенность в сторону возбуждения, т. е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса в сторону возбуждения вероятны сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, рискованность, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость. У 67 % курильщиков наблюдается уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, в результате проведенных исследований можно составить следующие психологические портреты:
1. Некурящий старшеклассник имеет доминирующий флегматический тип темперамента, обладает сильной ответной реакцией на возбуждение, быстрой включаемостью в работу, врабатываемостью и достижением высокой производительности, низкой утомляемостью, высокой работоспособностью и выносливостью. Возникающие стимулы легко гасятся, характерна легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот. У 67 % учеников регистрируется уравновешенность по силе процессов возбуждения и торможения; у 33 % — неуравновешенность в сторону торможения. Отсюда — устойчивость настроения, слабые эмоциональные
переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, хорошая помехоустойчивость.
2. Курящий старшеклассник имеет доминирующий сангвинический тип темперамента, сильный подвижный тип ВНД. Наблюдается частая смена впечатлений, общительность, хорошая переключаемость внимания. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело. Типична порывистость характера, что может навредить п процессе обучения. У 67 % учеников регистрируется уравновешенность процессов возбуждения и торможения; у 33 % — неуравновешенность в сторону возбуждения. Следовательно, вероятны сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, плохая помехоустойчивость.
Полученные результаты указывают на возможность предрасположенности к табакокурению, связанную с типом высшей нервной деятельности. Тем не менее, доказанное отрицательное воздействие курения на эмоционально-психологическое и физическое здоровье подтверждает необходимость борьбы за отказ от данной пагубной привычки [1—3].
Список литературы:
1. Бабанов С.А. Табакокурение в молодежной среде и пути профилактики // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2002. — № 1. — С. 13—15.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков. М.: Изд-во «Литтерра», 2007. — 216 с.
3. Киселева Е.А. Влияние табакокурения на здоровье // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. — 2003. — № 4. — С. 64—68.