Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ ГИПЕРТЕКСТА НА ЧТЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ ГИПЕРТЕКСТА НА ЧТЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / БИБЛИОТЕКА / КОММУНИКАЦИЯ / ГИПЕРТЕКСТ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Резник Оксана Владимировна, Попович Наталья Григорьевна

В этой статье исследуется влияние гипертекста на понимание потребителями информации процесса чтения, поиска информации, ресурсов и вообще библиографической сферы. Раскрыто значение гипертекста для базовых направлений деятельности библиотеки, связанных с созданием, распространением, хранением и философией информации, его влияние на возможности пользователей находить и понимать тексты. В заключении дано обобщение материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HYPERTEXT THEORY ON READING, ORGANIZATION AND SEARCH OF INFORMATION

This article explores the impact of hypertext on consumer understanding of information in the process of reading, searching for information, resources, and in general the bibliographic sphere. The significance of hypertext for the basic activities of the library related to the creation, distribution, storage and philosophy of information, its impact on the ability of users to find and understand texts is revealed. In conclusion, a summary of the materials.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ ГИПЕРТЕКСТА НА ЧТЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ»

6. Лэндри Ч. Креативный город / Чарльз Лэндри ; пер. с англ. В. Гнедовский. - М. : Классика-XXI, 2006. -399 с.

7. Официальный сайт « Арт-пространство душа южного берега Крыма» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/club183123625

8. Официальный сайт «Галерея Арт-Бульвар» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://art-bulvar.com/ ru/news/87

9. Официальный сайт «Комсомольская правда» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.crimea. kp.ru/daily/28329.5/4473116/

10. Пекар В. А. Креативный город [Электронный ресурс] / В. А. Пекар, Е. В. Пестерников - Режим доступа: http:// http://www.pekar.in.ua/Creative%20City.htm

11. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Суховская Д. Н. // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 650-652.

12. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Ричард Флорида ; пер. с англ. Н. Яцюк. -М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 384 с.

УДК 025.4.03

ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ ГИПЕРТЕКСТА НА ЧТЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Резник Оксана Владимировна,

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности и межъязыковых коммуникаций Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь);

Попович Наталья Григорьевна, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности и межъязыковых коммуникаций Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь)

Аннотация. В этой статье исследуется влияние гипертекста на понимание потребителями информации процесса чтения, поиска информации, ресурсов и вообще библиографической сферы. Раскрыто значение гипертекста для базовых направлений деятельности библиотеки, связанных с созданием, распространением, хранением и философией информации, его влияние на возможности пользователей находить и понимать тексты. В заключении дано обобщение материалов.

Ключевые слова: информация, библиотека, коммуникация, гипертекст, пользователь.

Annotation. This article explores the impact of hypertext on consumer understanding of information in the process of reading, searching for information, resources, and in general the bibliographic sphere. The significance of hypertext for the basic activities of the library related to the creation, distribution, storage and philosophy of information, its impact on the ability of users to find and understand texts is revealed. In conclusion, a summary of the materials.

Key words: information, library, communication, hypertext, user.

Постановка проблемы. Электронная передача письменного слова уже давно вошла в обиход. С литературной точки зрения электронные форматы поставили под сомнение прежние представления о текстуальности. С более практической точки зрения также возникают вопросы относительно влияния цифровых форматов на поиск и использование информации. Теоретическое и философское понимание «текста» переплелось с технологиями, которые используются для представления фрагментов текста.

Среди ученых определение гипертекста остаётся дискуссионным. Лутовинова О.В., например, предлагает довольно пространное определение границ гипертекста: «гипертекст бесконечен, его невозможно прочесть целиком, а понятие его границы является субъективным, поскольку граница определяется читателем и проходит там, где он не может увидеть связи между информационными единицами» [1, с. 6]. В соответствии с этим пониманием, многие дискуссии о гипертексте подчеркивают его нелинейные качества, но эти определения продолжают широко обсуждаться среди ученых.

Механизм превращения исходных текстов в гипертекст описывает Яшина Н.Г., утверждая, что проекция се-

мантической сети, содержащей значимые термины с их смысловыми взаимосвязями, служит базой для гипертекста: «Использование семантической сети в качестве основы для создания гипертекстового документа дает возможность более полно выделить все потенциально присутствующие в тексте смысловые взаимосвязи и переходы» [4, с. 5].

Попытаемся определить гипертекст как структуру текстовых документов, предназначенную для обеспечения процесса поиска нужной информации. Этот подход подчеркивает ключевое свойство гипертекста, а именно его способность создавать концептуальные и буквальные связи между разрозненными частями данного текста или между совершенно отдельными текстами.

Отсюда очевидно, что гипертекст приобретает большое значение для значимых направлений деятельности библиотеки, связанных с созданием, распространением, хранением информации. Поскольку предоставление доступа к информации является основной миссией всех библиотек, то важным направлением данного исследования становится выявление влияние гипертекста и его узловых организаторов информации на возможности пользователей находить и понимать тексты. На самом базовом уровне пользователи нуждаются в общих навыках чтения наряду с конкретным оборудованием и знанием того, как его использовать, чтобы читать гипертекстовые документы. Более того, и специалистам по информационным технологиям, привлечённым к этому процессу, важно понимать причины, побуждающие клиентов искать, потреблять и использовать информацию определенным образом.

Изложение основного материалы. Ученые расходятся во мнениях относительно того, различается ли акт чтения в гипертекстовой и печатной средах. Обращение к исследованиям общего поведения при чтении ясно показывают, что типы ассоциативного мышления, часто приписываемые чтению гипертекста, вовсе не уникальны для этого формата. Так, некоторые гипертекстовые документы лучше читать в линейном порядке, так же как и некоторые печатные издания, такие как справочники, предназначенные для чтения в любой последовательности.

Научные статьи, например, чаще всего представлены иерархически. Типичная структура включает аннотацию, формулировку целей, задач, обзор литературы, описание методологии, результатов анализа и выводов. В каждом определенном разделе содержание переходит от общего суждения к более конкретным деталям и к заключительному утверждению. Так же характеристика научного изложения может включать в себя прямое соответствие между суждениями в аннотации или заключении и разделами текста.

Конечно, не все тексты следуют этой модели, и содержание того или иного научного труда зачастую намного шире, сложнее, чем структура, в соответствии с которой он был представлен. Ведь суждения, термины и научный аппарат связаны во всем тексте на концептуальном, а не структурном уровне. Поэтому, по нашему мнению, гипертекст с помощью возможностей языковых маркеров подходит для литературного и научного общения, поскольку может организовать текст на многих уровнях.

Существует ли некая модель чтения текстов? Если говорить о модели чтения текстов в гипертекстовом формате, то читатели, использовавшие линейную стратегию, выбирают ссылки в том порядке, в котором они были представлены в списке литературы статьи. При смешанном методе читатели выбирают ссылки без какой-либо явной закономерности, просматривают все доступные варианты, прежде чем выбирать ссылки.

Как отмечается во многих работах, основным свойством гипертекста является его способность создавать ссылки внутри текстов и между ними. Лутовинова О.В. выделяет отличительную особенность гипертекста порождать трехмерное информационное пространство, что является результатом выстраивания ассоциативных связей между его фрагментами [1, с. 5].

Внутри документа элементы научного аппарата, такие как определения терминов, примечания и ссылки, могут быть снабжены гиперссылками, чтобы предоставить читателям дополнительную информацию в случае необходимости. Гиперссылки также можно использовать для установления связей между концепциями, которые не связаны явно в иерархической структуре документа. Например, «семантическая связь» соединяет отрывок, который содержит аргумент, для более глубокого обсуждения вопроса с другим местом в тексте документа. С точки зрения задач чтения, интертекстуальные ссылки открывают читателю практически бесконечное количество литературы, связанной с оригиналом.

Однако здесь возникает опасность дезориентации читателя, когда теряется фиксация на основной задаче чтения. При этом, логическая структура исходного документа теряет значение, внимание переключается на другой текст. В конце концов, связывающие свойства гипертекста могут вывести читателей на дополнительные уровни понимания за пределами самого текста. Таким образом, гипертекст может улучшить результаты чтения на других уровнях, что исключено в печатном варианте.

При чтении гипертекста конечный путь, которым следуют читатели, зависит от выбора и структурных подсказок, созданных автором документа (профессионал в области информации). Поэтому использование гипертекста пользователями требует различных когнитивных навыков, определённого уровня образования, что не так значимо при традиционном чтении печатных изданий.

Когнитивные особенности гипертекста отмечают Прошина А.В. и Емелина М.В.: «Когнитивная или еври-стическая функция гипертекста проявляется в возможности накопления данных и исследовании недостаточно изученных областей» [2, с. 169]. Несмотря на сложность, читатели предпочитают гипертекстовые документы, даже если имеют слабые навыки работы с ними. Это говорит о том, что модели чтения могут быть одинаковыми и для гипертекста, и для печатного варианта. Кроме того, ссылки на внешний контент обеспечивают место документа в «библиографической вселенной», демонстрирующее его связь с другим материалом и его включённость в область того или иного знания.

Использование гипертекста в современных онлайн-каталогах позволяет пользователям библиотек выделить одно понятие, термин, имя и одним щелчком мыши найти тексты, связанные со значением этого конкретного поля. Это означает, что пользователи могут найти информацию из любой точки доступа и выполнить поиск по каждому термину отдельно, чтобы найти связанные ресурсы. В этом случае необходима информационная грамотность, которая и обеспечит множество вариантов прочтений документа.

Конечно, элементы текста, на которые есть гиперссылки, заранее определены каталогизаторами как точки доступа к информации, поэтому возможные задачи одной ссылки конечны. Однако, учитывая простоту, с которой пользователи могут перейти от одной информации к другой, существует бесчисленное множество путей, по которым информация может быть найдена.

Библиотечные каталоги и веб-сайты образовательных платформ эффективно используют преимущества гипертекста, применяя общие ссылки на «сопутствующие знания», которые могут заинтересовать обучающегося, оказывая помощь в виде направленных навигационных вариантов.

Гипертекст позволяет связывать отдельные документы на нескольких уровнях, тем самым улучшая иерархию стандартной в прошлом классификации. Если связи между элементами закодированы в систему, это значительно упрощает просмотр и отслеживание связей между текстами и, таким образом, доступ информации становится более эффективным.

Упоминание определенного понятия в тексте приводит к периферийным объяснениям суждений и определений, содержащихся в текстах, относящихся практически ко всем областям знания. Примером традиционно называют энциклопедии, словари. Переведённые в электронный гипертекстовый формат, они могут содержать гиперссылки ко всем другим упомянутым текстам (документам). Вместо ссылок и аннотаций на печатной странице словаря гипертекст позволяет читателям перейти непосредственно к фактическому, искомому тексту.

Таким образом, идеалом библиотечного обслуживания становится выявление и обеспечение доступа ко всем опубликованным текстам через единую библиотеку или единый список используемой литературы. Можно утверждать, что гипертекст и является тем средством, которое способно реализовать эту задачу. Например, в проекте Википедия гипертекст обеспечивает основу, с помощью которой тексты связываясь между собой, сформируют извлекаемый объем информации.

Как видим, среда гипертекста является продолжением давнего стремления объединить вселенную знаний благодаря одному энциклопедическому труду или создать библиотеку документов, классифицированных для того, чтобы показать отношения между ними. Например, гипертекст делает возможным формирование более широкого взгляда на литературу, позволяя установить связи между произведениями.

Выводы. Итак, каково же влияние гипертекстовых теорий и технологий на информационные услуги библиотеки? Гипертекст - это теория, представляющая некий однородный научный комплекс. Некоторые авторы утверждают, что гипертекст внёс радикальные изменения в чтение, письмо и организацию информации, поскольку его уникальные свойства позволяют освободить тексты от ограничений традиционных печатных книг.

Влияние гипертекста на процессы чтения объясняется тем, что в основе всей теорий гипертекста лежит тот факт, что гипертекст в настоящее время используется чрезвычайно широко, так как обладает возможностью использовать разнообразие настроек для управления информацией, благодаря её свойствам связывания. Профессионалы в области информации эффективно используют гипертекстовые теории для решения собственных задач путем интеграции их с принципами информационного обслуживания. Образованность пользователя -ключевой компонент при поиске информации, так как способность находить, воспринимать и оценивать информацию является основой успешного процесса её сбора. Гипертекстовая грамотность библиотекаря является составляющей профессиональной квалификации, формируется в результате поискового опыта работы с массивами информации.

Использование гипертекста, с опорой на теории поведения пользователя при поиске информации, способно сделать современный организационный процесс в библиотечном деле наиболее эффективным. Использование возможностей гипертекста в информационно-поисковых системах и массивах информационных ресурсов расширяет существующие методы организации поиска информации, связывает отдельные тексты с другими с большей эффективностью. Хотя многие принципы организации поиска информации в библиотеке в основном остались прежними, теория гипертекста предлагает новый метод реализации этих принципов. В связи с этим ги-

пертекст достаточно перспективен в сфере информационных услуг, так как способен изменить существующие модели поиска информации и управления ею.

Список литературы:

1. Лутовинова О.В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу / О. В. Лутовинова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. -С.4-Туласов И.Н. Гипертекст и словообразовательный словарь / И. Н. Туласов. Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования. - Рязань, 2002. - 236 с.

2. Прошина А.В., Емелина М.В. Особенности гипертекста / А. В.Прошина, М. В. Емелина // Интерактивная наука, 2017. - № 12. - С. 167-171. - Электронный ресурс - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-giperteksta/viewer

3. Ян Галло. Функционально-семантические особенности гипертекста // Ян Галло. Cross Cultural Studies: Education and Science. № 6 (1). - 2021. - С.41-52. - Электронный ресурс - Режим доступа : https://cyberleninka. m/article/n/fonktsionalno-semanticheskie-osobennosti-giperteksta/viewer

4. Яшина Н.Г. Представление знаний в гипертекстовом документе / Н. Г. Яшина // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции. Изд-во : Казанский государственный университет культуры и искусств (Казань), 2018. - Электронный ресурс. - 7 с. - Режим доступа : https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_36317027_64550912.pdf

5. Megan Fitzgibbons. Implications of Hypertext Theory for the Reading, Organization, and Retrieval of Information // Library Philosophy and Practice 2008 (March) (e-journal). -. 7 р. - Режим доступа : https://core.ac.uk/download/ pdf/17216003.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.