Научная статья на тему 'Влияние теневой экономики на международную экономическую безопасность'

Влияние теневой экономики на международную экономическую безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL ECONOMIC SECURITY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / ПЕРЕОЦЕНКА ПОДХОДОВ / THE REASSESSMENT OF APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмачев П. И.

Вопросы международной экономической безопасности и борьбы с теневой экономикой являются актуальной проблемой современных международных экономических отношений. Коренные изменения внутренних и международных условий начала XXI века потребовали формирования новых и переоценки сложившихся подходов к безопасности как отдельного государства, так и всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the shadow economy on the international economic security

Questions of the international economic safety and struggle against shadow economy are an actual problem of modern international economic attitudes. Basic changes of internal and international conditions of the beginning of XXI century have demanded formation new and reassessments of developed approaches to safety both the separate state, and all world.

Текст научной работы на тему «Влияние теневой экономики на международную экономическую безопасность»

Влияние теневой экономики

на международную экономическую

безопасность

Толмачев П.И. *

Questions of the international economic safety and struggle against shadow economy are an actual problem of modern international economic attitudes. Basic changes of internal and international conditions of the beginning of XXI century have demanded formation new and reassessments of developed approaches to safety both the separate state, and all world.

о

CJ

о о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с

о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Вопросы международной экономической безопасности и борьбы с теневой экономикой являются актуальной проблемой современных международных экономических отношений. Коренные изменения внутренних и международных условий начала XXI в. потребовали формирования новых и переоценки сложив -шихся подходов к безопасности как отдельного государства, так и всего мира.

Теневой сектор играет в экономике неоднозначную роль. С одной стороны, его скрытость от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы занятым в нем работникам, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, функционирование теневого сектора наносит ущерб государственному бюджету и — косвенно — другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Усиление взаимосвязанности современного мира, проявляющееся в ускоряющемся расширении и диверсификации потоков товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, делает необходимым изучение всего комплекса связей, возникающих между этими элементами мировой экономики, в том числе и функционирующих в теневом режиме.

В связи с этим возникает необходимость в контексте новых геоэкономических реалий осуществить переоценку разработанности проблемы, уточнить понятийный аппарат и подходы исследования теневой экономики и других явлений в механизме ее реализации, систематизировать ее индикаторы и предложить методологию оценки теневой экономики в контексте транснационализации современных бизнес-процессов.

Вместе с тем многие вопросы указанной проблемы до настоящего времени остаются без должного внимания или оказались недостаточно проработанными. В отечественной науке до сих пор не сделано должного акцента на международные аспекты прогрессирующей динамики теневых процессов.

Интегративным, обобщенным показателем глубоких деформаций и одновременно свидетельством мощного криминального потенциала всей хозяйственной системы служит бурный рост теневой экономики в сфере внешнеэкономической деятельности. В последние два десятилетия внешнеэкономическая деятельность в странах с переходной экономикой превратилась в важнейшее звено механизма теневой экономики. Наряду с этим проблема оценки и учета размеров неофициальной (теневой) экономики в современном мировом хозяйстве имеет недавнюю историю, чем и объясняется ее неразработанность. В прежних системах национальных счетов, предложенных ООН, Евростатом и другими международными организациями, не содержалось однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Однако новая версия этих счетов, принятая в 1993 г., рекомендует практически целиком учитывать ее в составе производственной деятельности. Изначально основной целью таких рекомендаций было получение данных о реальных размерах национальной экономики стран, где, как показывала практика, теневая экономика служила весомым дополнением к официально публикуемым данным о размерах ВВП, искажая картину об уровнях экономического развития этих государств. Речь

Профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

прежде всего шла о странах развивающегося мира.

Результаты исследований, проведенных экспертами ОЭСР, подтверждают глобальную тенденцию роста теневой экономики в мире. За последние пять лет объем теневой экономики в странах — членах этой организации ежегодно увеличивался на 6,2 %, в то время как легальный экономический рост составил за этот же период всего 3,5 % в год. По оценкам международной организации по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF), теневая экономика в развитых странах эквивалентна в среднем 17 % ВВП, в развивающихся — почти 40 %, в странах с переходной экономикой — более 1/5 ВВП. Основываясь на данных Всемирного банка об объемах ВВП по указанным трем регионам, можно утверждать, что в мире в сфере теневой экономики ежегодно производится не менее 8—10 трлн долл., не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и соответственно официальную государственную статистику. Следовательно, в общемировом масштабе в тень уходит объем производства, по своим размерам вполне сопоставимый с экономикой США — самой крупной индустриальной страны мира.

Теневая экономика — явление, присущее в той или иной мере в различных формах всем странам независимо от их социально-политической и экономической организации. Ее масштабы значительны, хотя измерить их трудно, так как теневая экономика возникает именно из-за стремления избежать измерения и попадания под контроль фискальных и правоохранительных органов. Попытка достоверной оценки объемов ненаблюдаемой экономики в современном мировом хозяйстве оценивается нами как нереализуемая. В то же время в качестве экспертной такая оценка возможна как суммирование объемов теневой деятельности в каждой национальной экономике. Расчеты по определению размеров экономики, находящейся в теневом сегменте, всегда условны, но тем не менее они проводятся не только национальными официальными ведомствами и независимыми экспертными группами и специалистами, но и специализированными международными организациями.

Российские органы статистики используют разработанное Статистическим управлением ЕС руководство по нефор-

мальной экономике. По предложенной в нем методике теневой капитал в России оценивается в 40—42 % внутреннего валового продукта. Денежный оборот теневой экономики составляет от 40 млрд долл. до 50 млрд долл. Из них 12 % теневой экономики приходится на наркобизнес, нелегальный оборот оружия, проституцию, 11 % — на хищение сырья, неучтенную продукцию, около 4 % — на нецелевое использование бюджетных средств, 9 % — на контрабанду, занижение таможенных платежей. Теневая экономика в России существовала всегда, включая советский период. Но анализ этого явления — за небольшим исключением — не получал освещения1.

По данным исследования «Теневые экономики: размеры, причины роста и следствия», проведенного австрийскими специалистами Ф. Шнайдером и Д. Энсте, в странах ОЭСР объем теневой экономики составляет в среднем 16,8 % ВВП, странах бывшего СССР - 35,3 %, государствах ЦВЕ — 21 %2. В Германии и Австрии примерно 70 % созданного теневым сектором дохода возвращается в официальную экономику, представляя тем самым весьма значительный фактор предложения.

Все эти явления так или иначе сопрягается с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), связи которой с теневой экономикой прослеживаются везде. В теневой экономике выделяются: неофициальная экономика, включающая в себя легально разрешенные виды деятельности, осуществляемой без регистрации, разрешений, лицензий, в рамках которой статистикой не учитывается производство товаров и услуг, скрываемых от налогообложения, остающихся в тени; фиктивная экономика, куда входят спекулятивные сделки, приписки, хищения, различные мошеннические действия, связанные с получением и передачей денег; подпольная экономика, к которой относятся запрещенные законом виды экономической деятельности, включая организованную экономическую преступность.

В качестве объективного фактора, способствующего усиленной криминализации ВЭД, необходимо отметить также, что она по самой своей природе является высокоприбыльной отраслью хозяйства. Она дает возможность без особых затрат, масштабных и долгосрочных инвестиций, серьезных структурных новаций получать не просто прибыль, а сверхприбыль.

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Уникальная экономическая ситуация, при которой можно было получать сверхприбыль за счет разницы внутренних и мировых цен, служит почвой не только для легального обогащения, но и для различных злоупотреблений. Криминогенным фактором экономического характера является и долларизация многих национальных экономик. Доллар США стал официально выполнять функции сбережения, и только в России, по оценкам ФРС США, аккумулировано 12 % из 650 млрд эмитированных наличных долларов США, то есть в несколько раз больше рублевой налично-денежной массы.

В целом несовершенство законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, способствует значительным издержкам, которые можно, на наш взгляд, квалифицировать как современные угрозы и вызовы как национальной, так и международной экономической безопасности. Конкретно это проявляется в офшоризации современной мировой экономики. Институт офшорной собственности позволяет решить сразу несколько задач: во-первых, исключить возможность рейдерского захвата, во-вторых, минимизировать налогообложение в собственной стране, в-третьих, используя законодательные лакуны, превращать средства, выведенные из собственных предприятий, либо в респектабельные иностранные инвестиции, либо в зарубежные активы. Для первоначальных операций по отмыванию денег используются в первую очередь офшорные центры, деятельность которых не поддается эффективному контролю. По оценкам международной компании ICSL (специализируется на регистрации офшорных фирм), только за один год во всем мире покупается около 100 тыс. офшорных компаний, из которых от 10 до 15 % принадлежат российским компаниям и банкам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Офшорные компании рассматриваются нами как зарегистрированные в установленном порядке в определенных юрисдикциях предприятия, которые не осуществляют коммерческой деятельности по месту своей регистрации. Организационно-правовая форма таких компаний позволяет управлять денежными средствами в любых объемах без уплаты налогов по месту регистрации. В офшорных зонах гарантирован высокий уровень банковской и коммерческой секретности, а также лояльность государственного ре-

гулирования, анонимность реальных владельцев компании, которая обеспечивается возможностью трастового управления акциями (доверительное управление имуществом) офшорной компании с помощью местных номинальных владельцев (это и есть одна из форм запутанного следа). Льготный режим офшорных зон характеризуется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низким уровнем уставного капитала, к тому же уставный капитал часто просто декларируется, но не оплачивается.

В офшорных зонах максимально упрощена процедура регистрации. Минимальный размер уставного капитала, как правило, не устанавливается. В большинстве офшорных зон не требуется представления отчетов по ведению счетов, налоговых деклараций. Внешние аудиторы требуются далеко не во всех офшорных зонах. Счета фирмы могут быть проверены ими только по разрешению владельцев. Единственная форма отчетности большинства офшорных компаний — ежегодный финансовый отчет.

Банки и другие банковские учреждения, которые действуют в офшорной зоне, освобождены от различных правовых норм, под которые подпадают учреждения, находящиеся в конкретной стране. Их сделки не облагаются налогом, не обременены требованиями по созданию резервных депозитов без ограничений процентной ставки и часто, хотя и не всегда, освобождены от правовой проверки относительно достаточности капитала или ликвидности. Имея дело с клиентами-нерезидентами, то есть почти всегда с другими банковскими учреждениями, они обычно осуществляют операции на оптовых финансовых рынках в иностранной валюте или валютах. Таким образом, они имеют все возможности для отмывания грязных денег. В числе признаков, отличающих оборот криминального капитала через банки от легального, можно выделить следующие: ссуды, предоставляемые офшорным компаниям; ссуды, обеспеченные обязательствами офшорных банков; операции, включающие подставной офшорный банк, название которого может быть очень похожим на название известного легального учреждения; ссуды, выданные на основании отчетности заемщика, отражающей наличие крупных

доходов от предприятии, зарегистрированных в офшорных зонах, и т.п.

В большинстве случаев офшорные финансовые центры привлекают депозиты граждан, которые хотят избежать налогообложения, используя законные налоговые лазейки. Они также привлекают тех клиентов, которые стремятся уклониться от налогообложения посредством сокрытия большей части своих материальных ценностей, помещая их в юрисдикции, которые берут премию за конфиденциальность и не считают преступлением уклонение от налогов, которое произошло на территории другой страны. Частный вкладчик и межнациональные корпорации иногда размещают деньги в офшорной зоне для того, чтобы избежать контроля и регулирования денежных операций.

Не все юрисдикции, конечно, предлагают тот же самый уровень услуг, которые могут быть легко использованы и преступниками. Однако преступники и их консультанты, ищущие способы вернуть свои деньги домой, чтобы переместить их за рамки правового поля или скрыть их происхождение и право собственности, находят в офшорных финансовых убежищах такой набор компонентов, который по многим аспектам подходит для их целей. К этим компонентам относятся:

> банки, выступающие в роли дочерних структур или филиалов банков в хорошо регулируемых юрисдикциях. Несмотря на то что эти банки придерживаются соответствующих стандартов у себя дома, на территории юрисдикции финансового убежища они иногда действуют менее добросовестно, фактически придерживаясь двойных стандартов поведения и действия;

> преобладание банковских учреждений типа трастовых компаний, брокерских фирм и контор по обмену валюты. Они представляют собой, по существу, финансовых игроков, которые могут легко перемещать деньги. Их отличают быстродействие и фактическое отсутствие контроля;

> наличие других механизмов, например — международных деловых корпораций. Эти учреждения представляют собой одно из наиболее привлекательных средств для достижения конфиденциальности в финансовых вопросах. Содержание объявлений,

рекламирующих международные деловые корпорации, указывает на то, что они действуют в офшорных зонах и находятся вне контроля их собственного правительства. В большинстве случаев корпорации создаются в тех странах, которые в соответствии с законом не могут разглашать информацию, касающуюся директоров или собственников; во многих случаях конфиденциальные офшорные контрольные счета открыты на имя корпорации и используются для оплаты счетов и приобретения имущества для корпорации, отмывания доходов, полученных от преступления;

> наличие казино. Во многих офшорных финансовых центрах и убежищах банковской тайны имеются казино, которые являются идеальным средством для завершения цикла отмывания денег;

> готовность предоставить подложную документацию, которая облегчает отмывание денег. Некоторые офшорные банковские учреждения генерируют ложные счета, коносаменты, сертификаты конечного пользователя и другие виды документации.

Эти характеристики компонентов офшорных финансовых центров и юрисдикции банковской тайны не только взаимно дополняют друг друга, но также делают такие финансовые убежища привлекательными для отмывания денег и других финансовых преступлений. Таким образом, можно выделить и отнести к факторам, способствующим отмыванию денег в офшорных юрисдикциях, такие как: высокая доля неофициальных доходов населения и бизнеса, существование параллельной экономики, или черного рынка; несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов, несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, разработанных специализированными международными организациями3. А также распространение коррупции среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти; существование внутри страны зон свободной торговли, обладающих льготным порядком регулирования операций и контроля за деятельностью институтов; невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами. Сюда

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

входят неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере необходимость идентификации реальных собственников/владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания); законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к транспарентности финансовых операций и собственности на активы; просчеты в регулировании валютообмен-ных операций и иных операций с наличными денежными средствами. Плюс ко всему широкое использование предприятиями, банками операций с вовлечением офшорных компаний; существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств на предъявителя; доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.

Современный экономический кризис способствовал привлечению внимания мирового сообщества к офшорным юрис-дикциям и выработке мер по минимизации теневых оборотов финансов. «Мы выражаем готовность принимать согласованные меры против тех юрисдикций, которые не соблюдают международные стандарты в отношении транспарентности в области налогов» 4. С этой целью предполагается разработать комплекс эффективных мер противодействия, кото-

рые должны рассмотреть страны и которые включают, в частности:

> ужесточение требований в отношении раскрытия информации налогоплательщиками и финансовыми учреждениями по операциям, связанным с юрисдикциями, отказывающимися от сотрудничества;

> взимание налогов применительно к широкому кругу различных выплат;

> отказ от предоставления налоговых вычетов в отношении оплаченных расходов получателям, являющимся резидентами юрисдикции, отказывающейся от сотрудничества;

> пересмотр политики в отношении договоров о налогообложении;

> обращение к международным учреждениям и региональным банкам развития с просьбой о пересмотре их инвестиционной политики;

> придание большей значимости принципам налоговой транспарентности и обмена информацией при разработке программ по оказанию двусторонней помощи.

При этом: «Форум сосредоточит свои усилия на повышении уровня транспарентности в налоговой сфере и улучшении обмена информацией, с тем чтобы страны могли в полном объеме применять свое налоговое законодательство для защиты своей налоговой базы. Мы готовы начать борьбу против налоговых убежищ с марта 2010 г.»5

Таким образом, борьба с теневой экономикой в глобальном масштабе требует согласованных действий государств и всего мирового сообщества в целях обеспечения международной экономической безопасности.

Литература и примечания

1. Но некоторые исследователи в анализе этих явлений уже тогда сделали значительный шаг вперед, прежде всего потому, что наряду с профессиональной и организованной преступностью стали выделять и коррумпированную, то есть мафию. В частности, автор этой статьи исходил из того, что «мафия представляет собой новый качественный уровень групповой профессиональной преступности, которая характеризуется более высокой степенью кооперации, четким и разветвленным распределением функций, появлением специфической бюрократии от преступности, так называемой элиты, которая берет на себя координацию, улаживание внутренних конфликтов, управление идущими здесь процессами». При этом он считал, что «оно будет не полным, если не принимать во внимание, что основной признак мафии — коррумпированность, слияние преступной группы с представителями государственных органов. Это организация, планирующая свою деятельность на длительный период времени, имеющая обширные связи в самых разных сферах. Различные «неформальные структуры» типа «рашидовщины», «кунаев-щины», в конечном счете «брежневщины», то есть структуры, которые существуют параллельно с государственными структурами и свидетельствуют об их несовершенстве, для первых питательная среда. Именно здесь кроется главная опасность: мафия может вкладывать средства в подкуп должностных лиц, проталкивать своих людей в партийные, советские, государственные органы, как это происходило в течение многих лет, например, в Азербайджане, Армении, Молдавии, Москве, на Украине. Взяточничество, отражающее коррумпированность в государственном аппарате, возросло за 10 последних лет в 3,5 раза. Анализ материалов показывает, что каждая вторая организованная группа имела противоправные связи с представителями органов государственной власти и управления. В ряде регионов таких покровителей имело более 80 % преступных формирований. Только за 1988—1989 гг. правоохранительными органами выявлено более 136 тыс. хищений с использованием должностного положения. Ущерб от правонарушений в народном хозяйстве продолжает увеличиваться: ежегодно государство теряет более 4 млрд руб.». Постоянный дефицит потребительских товаров и планово распределяемых материально-техничес-

ких фондов, система фиксированных цен, которые были значительно ниже рыночных, еще в 70-е гг. создали в СССР предпосылки для широкомасштабных спекуляций и торговли из-под прилавка, формирования социальных категорий несунов, цеховиков, шабашников. Сюда же можно добавить и такую черту экономики советского периода, как приписки на производстве. Это позволяло, с одной стороны, рапортовать о выполнении (фиктивном) спускаемых сверху плановых заданий, с другой — скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке / П.И. Толмачев. О «неформальных» структурах в экономике СССР. // Пресса и перестройка. М. 1989. С. 24.

2. БИКИ. № 149-150.

3. В последнее время в России предпринимаются определенные шаги в этом направлении. В частности, в стратегию и новый план по борьбе с коррупцией на 2010-2011 гг. президентского совета по коррупции добавились нормы из международного опыта борьбы с коррупцией. Генпрокуратуре рекомендовано проанализировать практику привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных сделок, а Минюсту, МИДу и Минэкономразвития решить, соответствует ли она принятой в 1997 г. конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По этой конвенции подкуп или покушение на подкуп должностного лица иностранного государства — такое же уголовное преступление, как и подкуп чиновника-соотечественника. Под статью подпадает даже предоставление преимуществ третьим лицам и даже в случаях, когда от чиновника требуется лишь бездействие. Преступление будет фиксироваться независимо от того, в какой стране имел место подкуп. Сумма взятки и доходы от подкупа должны конфисковаться, облегчается процедура экстрадиции по этой статье, гарантируется безусловная правовая помощь другим сторонам, начавшим расследование. Россия намерена присоединиться к ОЭСР, для этого достаточно пройти антикоррупционный мониторинг, но ратификация конвенции сделает ее полноценным членом ОЭСР. Известен только один случай, когда дело о подкупе коснулось российской компании. Против бывшего президента Перу Альберто Фухимори в 2001 г. были выдвинуты обвинения в получении отката при заключении сделки с «Росвооружением» в 1998 г. на поставку трех МиГов за 117 млн долл. По этому делу Италия выдала ордер на арест бывшего руководителя «Росвооружения» Евгения Ананьева: он и помощник Фухимори обвинялись в присвоении 18 млн долл. Арестован Ананьев не был // Ведомости. 9 апреля 2010 г. 63 (2581)

4. Саммит глав государств и правительств «группы двадцати», посвященный координации усилий крупнейших индустриальных держав по выходу из финансово-экономического кризиса. Лондон, 2 апреля 2009 г. Заявление об укреплении финансовой системы // URL: www.kremlin.ru.

5. Питтсбургский саммит - заявление глав государств «группы двадцати» 26 сентября 2009 г. // URL: www.kremlin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.