Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1371
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕНЫЕ / ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерина Инобат Аъзамкуловна, Фанина Евгения Николаевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день, проблеме личностных свойств - темпераменту. Автором дано собственное определение понятию «темперамент». Представлен ретроспективный анализ научного вклада ведущих ученых в области изучения психологических особенностей темперамента. Рассмотрена теория Э. Кречмера, И.П. Павлова, суть концепции Шелдона. Описаны в выводе результаты проведенного исследования «Особенности влияния темперамента на успешность обучения студентов», сформулированы общие выводы по актуальности и значимости исследования в практическом плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TEMPERAMENT ON STUDENT LEARNING SUCCESS

The article is devoted to the current problem of personal characteristics - temperament. The author gives his own definition of the concept of "temperament". The article presents a retrospective analysis of the scientific contribution of leading scientists in the field of studying the psychological characteristics of temperament. The theory of E. Kretschmer, I. P. Pavlov, and the essence of Sheldon's concept are considered. The conclusion describes the results of the study "Features of the influence of temperament on the success of students 'learning", and formulates general conclusions on the relevance and significance of the study in practical terms.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Таблица 2

Результаты Т-критерия Вилкоксана для связных выборок

Переменные Т-критерий Уровень значимости (p-level)

Копинг-стратегия А (для связных выборок 8 и 9 классов) 195,5 в не зоны значимости 0,005

Копинг-стратегия Б (для связных выборок 8 и 9 классов) 36 в зоне значимости 0,01

Копинг-стратегия В (для связных выборок 8 и 9 классов) 87 в не зоны значимости 0,05

Тревожность (для связных выборок 8 и 9 классов) 75 в зоне значимости 0,01

Выводы. Таким образом, гипотеза исследования доказана частично. Действительно, пандемия повлияла на эмоциональный компонент копинг-стратегии и тревожность подростков: они нуждаются в эмоциональной поддержке, а также в работе с эмоциональным откликом в чрезвычайной ситуации.

Исходя из выше сказанного можно констатировать, что подросткам необходимо проживать данную ситуацию, что позволит им осознанно справиться как с внешними обстоятельствами, так и внутренним откликом на пандемию.

Литература:

1. Специфика копинг-стратегий у студентов-психологов с разным типом темперамента / М.В. Косцова, А.В. Гришина, Л.В. Чунихина, Я.Н. Кобец // Modern Science. - 2021. - № 3-2. - С. 429-437.

2. Филипьева, Е.М. Феноменология стресса в психологической науке / Е.М. Филипьева, А.В. Гришина // Современные тенденции развития социально-экономических систем: Материалы международной научно-практической конференции, Волгоград, 27 октября 2017 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", 2018. -С. 355-358.

3. Rudakov A.S., Kostsova M.V .Stress and coping strategies of students-future engineers in the field of energy / A.S. Rudakov, M.V. Kostsova // В сборнике: Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Под редакцией Т.Г. Клепиковой, А.Г. Михайловой. - 2018. - С. 687-690.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); кандидат педагогических наук, доцент Фанина Евгения Николаевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день, проблеме личностных свойств - темпераменту. Автором дано собственное определение понятию «темперамент». Представлен ретроспективный анализ научного вклада ведущих ученых в области изучения психологических особенностей темперамента. Рассмотрена теория Э. Кречмера, И.П. Павлова, суть концепции Шелдона. Описаны в выводе результаты проведенного исследования «Особенности влияния темперамента на успешность обучения студентов», сформулированы общие выводы по актуальности и значимости исследования в практическом плане.

Ключевые слова: темперамент, студенты, учебный процесс, ученые, личностное качество.

Annotation. The article is devoted to the current problem of personal characteristics - temperament. The author gives his own definition of the concept of "temperament". The article presents a retrospective analysis of the scientific contribution of leading scientists in the field of studying the psychological characteristics of temperament. The theory of E. Kretschmer, I. P. Pavlov, and the essence of Sheldon's concept are considered. The conclusion describes the results of the study "Features of the influence of temperament on the success of students 'learning", and formulates general conclusions on the relevance and significance of the study in practical terms.

Keywords: temperament, students, educational process, scientists, personal quality.

Введение. На нашей планете сейчас проживает более 7 миллиардов человек. Все мы различаемся не только по внешним, но внутренним признакам. Данное разнообразие выражено многими факторами, один из них - темперамент человека.

Данное фундаментальное понятие хорошо понятно в своем смысловом значении, но в исследованиях до сих пор недостаточно изучено, несмотря на большое количество научных работ.

Проанализировав ряд понятий, касающихся личностного свойства «темперамент» можно дать ему такое определение. Темперамент - это биолого-психологические особенности индивида, дающее характеристику личности человека со стороны динамично развивающихся в нем психических процессов - это [1]:

1) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность;

2) скорость протекания психических процессов;

3) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску. Среди ученых, которые внесли значимый вклад в изучение темперамента можно выделить Гиппократа, который

считал, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме [9].

И.П. Павлов - русский физиолог и психолог. Немецкий философ И. Кант, внесший большой вклад в систематизацию психологических представлений о темпераментах, считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома и врача П.Ф. Лесгафта, писавшего о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счёте лежат свойства системы кровообращения. Широкую известность получили труды немецкого психиатра Э. Кречмера, в которых обосновываются представления о том, что различия в типах строения тела (некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела) указывают и на определённые различия в темпераменте [7].

Еще можно выделить таких ученых, как У. Шелдон, И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк и других, каждый из которых рассматривал темперамент при помощи различных подходов, изучая многообразие протекания процессов в организме в зависимости от типа темперамента. Каждый их этих процессов имеет место влияния на жизнедеятельность человека [5].

Изложение основного материала статьи. Особенности темперамента достаточно сильно влияют на все сферы деятельности человека, включая учебную деятельность в образовательном процессе. Понятие темперамента включает в себя также эмоциональную и волевую стороны человека, его поведение и деятельность. Темперамент можно назвать связующим звеном между личностью, организмом и когнитивными процессами человека [8].

На протяжении долгого времени многие ученые находили некоторую закономерность, которая проявлялась в том, некоторые различия поведения людей имеют связь с их физиологическими различиями.

Исследователи попытались сгруппировать эти различия, и пришли к общему выводу о том, каким образом темперамент зависит от физиологии индивида. После неоднократных исследований появились конституционные типологии, объясняющие закономерности, которые были упомянуты выше.

Широкое мировое распространение получила теория Э. Кречмера. Его работа: «Строение тела и характер» была опубликована в начале XX века. Идея данной научной работы заключалась в том, что абсолютно любой человек, имеющий определённый тип телосложения имеет в соответствии с этим и определенные особенности психики. В последствии Кречмером было выделено три основных типа темперамента [7]:

1. Шизотимики - обладают астеническим телосложением; чувствительны, ранимы, застенчивы.

2. Циклотимики - имеют пикническое телосложение; общительны, душевны.

3. Иксотимики - им свойственно атлетическое телосложение; уверены в себе, сдержанны в мимике и жестикуляции.

Теория Э. Кречмера стала наиболее распространенной в Европе, в то время, как в США отдавали предпочтение

концепции У. Шелдона.

Суть концепции Шелдона также заключается в том, что физиологическая составляющая человека и его темперамент непрерывно связаны между собой.

Исследования Шелдона привели к созданию трех типов психической конституции или темперамента.

1. Висцеротоники - характеризуются расслабленными движениями и замедленными реакциями. Такие люди очень социальны и склонны к общественной жизни.

2. Соматотоники - полны энергией и нуждаются в постоянном движении, в приключениях, склонны рисковать и идти на авантюры.

3. Церебротоники - обладают сдержанностью в своих движениях и мимике, им свойственна повышенная скорость реакции, склонны к уединению и глубоким размышлениям.

В современной психологии темперамент понимается как особенность психики с точки зрения динамических качеств -интенсивности и скорости психических процессов.

Характеристики темперамента оказывают существенное влияние на учебную деятельность студентов в современном образовательном пространстве [3]. По данным И.П. Павлова, удалось отметить четыре основные и типичные комбинации, которые образуются посредством четырех типов высшей нервной деятельности человека. Их проявления в поведении И.П. Павлов сопоставил в прямой связи с классификацией темперамента в античности [7]:

1. Темперамент сангвиника - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы.

2. Темперамент флегматика - сильный, уравновешенный, спокойный.

3. Темперамент холерика - сильный, неуравновешенный, подвижный.

4. Темперамент меланхолика - наиболее слабый и неуравновешенный.

В труде и учебе роль темперамента заключается во влиянии определенных психических состояний, которые вызываются неприятными ситуациями, факторами в эмоциональной сфере.

Темперамент определяет влияние разнообразных факторов, которые определяют уровень нервно-психического напряжения [1].

Есть несколько показателей, благодаря которым происходит изучение личности студентов в практике высшей школы:

- мотивы, по которым поступили в ВУЗ;

- уровень образовательной подготовки; какой был характер деятельности до того, как поступили в ВУЗ;

- насколько сформированы умения и навыки при самостоятельной работе;

- какие интересы, увлечения; насколько развиты способности;

- индивидуальные особенности характера;

- состояние здоровья; соответствие данных показателей содержанию и требованиям к будущей профессии [3].

Для того, чтобы выявить вышеперечисленные характеристики возможно использование методического инструментария, данных метода наблюдения, рецензирования самостоятельных работ студентов, результатов выполнения контрольных заданий, тестирования, зачетов, экзаменов. Далее на основе подобного исследования осуществляется индивидуальный подход к студентам. Определяются затруднения в учебе и практических работах, предпочтения учебным дисциплинам и видам занятий, объективно оценивается уровень своей деятельности и личности, степень своей удовлетворенности [3].

В связи с этим актуальным встал вопрос влияет ли темперамент на результаты обучения студентов в высших учебных заведениях? Для студентов, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большая часть, поступающих в высшие образовательные заведения - это особенно важно. Ведь темперамент - это врожденное качество человека и изменить его нельзя [6, 4].

Исходя из этого, было проведено исследование, целью которого стояло выяснить насколько сильно данное личностное качество влияет на обучение студентов. Объектом исследования была определена зависимость успешности обучения от типа темперамента у студентов. Предметом исследования: особенности влияния темперамента на успешность обучения студентов СевГУ 2 курса. В процессе исследования решались следующие задачи:

Для решения поставленной цели, задач исследования использовались личностный опросник психолога-экспериментатора Г. Айзенка и данные успеваемости исследуемых студентов (респондентов).

Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Севастопольского Государственного Университета». Желающих принять участие в исследовании из студентов 2-х курсов в возрасте 18-19 лет было 30 человек (20 девочек и 10 мальчиков).

На первом этапе исследования, после опроса испытуемых, были отсеяны недостоверные результаты с помощью шкалы лжи. Среди испытуемых студентов, результаты которых были достоверны, было 10 сангвиников, 6 холериков, 6 флегматиков и 8 меланхоликов. Также был вычислен средний бал оценок среди студентов каждого типа темперамента: Сангвиники - 4,5; Холерики - 4,2; Флегматики - 4,5; Меланхолики - 4,2 (см. таблицу 1).

Таблица 1

Средний бал оценок среди студентов каждого типа темперамента

Средний балл Имя респондента Тип темперамента

5 1 Сангвиник

4 2 Сангвиник

4.5 3 Сангвиник

4.8 4 Флегматик

5 5 Сангвиник

5 6 Сангвиник

4,6 7 Сангвиник

4,8 8 Меланхолик

4,8 9 Меланхолик

4,8 10 Холерик

5 11 Холерик

5 12 Холерик

4,5 13 Сангвиник

4,8 14 Меланхолик

4 15 Меланхолик

2,8 16 Меланхолик

4,5 17 Меланхолик

4,5 18 Холерик

4 19 Меланхолик

3,3 20 Холерик

4 21 Флегматик

5 22 Флегматик

4,4 23 Сангвиник

4,6 24 Флегматик

4,5 25 Меланхолик

4,5 26 Флегматик

3 27 Сангвиник

4,4 28 Флегматик

3,1 29 Холерик

3,2 30 Холерик

По личностному опроснику Г. Айзенка студенты с темпераментами холериков и меланхоликов показали самый низкий средний балл.

Анализ успеваемости респондентов выявил следующую информацию. Оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» чаще всего получают студенты именно с этими темераментами. Это можно объяснить тем, что меланхолический и холерический тип темперамента обладает повышенной эмоциональной нестабильностью и высоким уровнем нейротизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Итак, темперамент практически не поддается изменениям в течение жизни человека, поэтому данный факт следует учитывать при определении для себя учебной нагрузки и выборе какого-либо дополнительного образования в виде кружков, факультативов и общественных поручений.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что успешность обучения у студентов зависит от таких показателей темперамента, как высокий уровень нейротизма и нестабильность [3].

По итогам, у каждой из групп представителей четырех типов темперамента были выявлены довольно высокие средние баллы успеваемости, за исключением одной важной закономерности: только у студентов холериков и меланхоликов встречались оценки «удовлетворительно» и ниже.

Данные типы темперамента отличаются высоким уровнем нейротизма и нестабильностю.

Можно предположить, что именно эти показатели значительно влияют на способности к успешному обучению, однако, нельзя также забывать и о соответствии условиям воспитания и развития. В дальнейшем результаты данной исследовательской работы могут быть учтены преподавателями, кураторами, специалистами по учебной и воспитательной работе по осуществлению улучшения учебного процесса, который мог быть комфортным для всех студентов, вне зависимости от типа их темперамента. Учет такого личностного фактора как темперамент, в своей работе выше перечисленных субъектов образования может привести к повышению уровня образования и активности студентов во внеучебное время в учебных заведениях.

Литература:

1. Баулина, М.Е. Нейропсихология: учебник: [16+] / М.Е. Баулина. - Москва: Владос, 2018. - 401 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486071 (дата обращения: 05.06.2021).

2. Зайцев А.Б. Индивидуально-психологические факторы успешности обучения современных студентов // Психология. Психофизиология. - 2013.

3. Макарова Н.Г. Изучение особенностей темперамента у студентов разных специальностей вуза // Приволжский научный вестник. - 2013. - №6 (22).

4. Матяш, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие: [16+] / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 268 с.: ил., схем., табл. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=578503 (дата обращения: 05.06.2021).

5. Грацианова, Л.И. Основы психологии: учебное пособие: [16+] / Л.И. Грацианова. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2020. - 224 с.: ил. - (Университетская серия). -Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602815 (дата обращения: 05.06.2021).

6. Общая психология: введение в общую психологию, психология познавательных процессов: [16+] / Б.Н. Рыжов, Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Л.В. Сенкевич; под общ. науч. ред. Б.Н. Рыжова, Д.А. Донцова; отв. ред. Д.А. Донцов. -Москва: ФЛИНТА, 2020. - 362 с.: ил., табл. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=611384 (дата обращения: 05.06.2021).

7. Психология: хрестоматия / Современная гуманитарная академия. - Москва: Современная гуманитарная академия, 2004. - Ч. 1. - 188 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275189 (дата обращения: 05.06.2021).

8. Ступницкий, В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Дашков и К°, 2018. - 518 с.: ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573431 (дата обращения: 05.06.2021).

9. Фрондзей, С.Н. Общая психология: учебное пособие: [16+] / С.Н. Фрондзей ; Южный федеральный университет. -Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2019. - 103 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598552 (дата обращения: 05.06.2021).

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Коданева Михалина Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); инженер лаборатории сетевых технологий Коданев Алексей Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» (г. Москва)

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН С РАЗЛИЧНЫМ СТАТУСОМ В

ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования социальной идентичности осужденных мужского пола, определенной через структуру ролевых идентификаций. Выделены особенности социальной идентичности у осужденных с различным статусом в пенитенциарной стратификации.

Ключевые слова: социальная идентичность, ролевые идентификации, осужденные, пенитенциарная стратификация. Annotation. The article presents the results of a study of the social identity of male convicts, defined through the structure of role identifications. The features of the social identity of convicts with different status in the penitentiary stratification are highlighted.

Keywords: social identity, role identification, convicts, penitentiary stratification.

Введение. В современной психологической науке проблема социальной идентичности является активно разрабатываемой. С каждым годом растет количество исследований человеческого поведения, одним из аспектов которого являются процессы группового ожидания, непосредственно связанные с групповой идентификацией личности. Исследования идентичности имеют важное теоретическое и практическое значение. Однако это сопряжено с определенными методологическими трудностями, а именно: отсутствием единой концепции, недостатком эмпирических исследований и т.д.

В области пенитенциарной психологии исследований социальной идентичности лиц, осужденных за противоправные деяния, не так много. Очевидно, однако, что знание характеристик, которые осужденные приписывают себе в рамках идентификации с определенной группой, необходимо при прогнозировании успешности их адаптации, особенностей взаимоотношений с окружающими, поведения в условиях исправительного учреждения, а также после освобождения. Во многом негативное влияние, под которое человек попадает в местах лишения свободы, может распространиться на жизнь за пределами исправительного учреждения и привести к включению в криминальную деятельность, способствовать переносу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.