ВЛИЯНИЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 22.03.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Богданов1
Доктор биологических наук, профессор Е.Н. Комиссарова2
Доктор педагогических наук, профессор Л.Л. Ципин3
Доктор педагогических наук, профессор А.В. Самсонова3
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург
Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
INFLUENCE OF PHYSIQUE ON THE PHYSICAL FITNESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
PhD, Associate Professor O.A. Bogdanov1 Dr. Biol., Professor E.N. Komissarova2 Dr. Hab., Professor L.L. Tsipin3 Dr. Hab., Professor A.V. Samsonova3
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
2 St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg
3 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - определение зависимости уровня физической подготовленности студентов-юношей педагогического вуза от показателей телосложения.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 43 студента 1-го курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в возрасте 18-20 лет, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. В качестве показателей телосложения измерялись длина и вес тела, индекс массы тела и процентное содержание жира в организме, которое рассчитывалось по стандартной методике на основе значений толщины кожно-жировых складок. Для оценки физической подготовленности использовались следующие тесты: бег на 60 и 3000 м, подтягивание на высокой перекладине, поднимание ног к перекладине из положения виса, прыжок в длину с места, наклон вперед стоя на гимнастической скамье. Тестирование и измерение показателей телосложения проводились в конце второго семестра. Результаты исследования и выводы. Установлено, что индекс массы тела у студентов соответствует норме, а процентное содержание жира в организме выше нормы (22,9±1,1%). Из этого следует, что при определении соответствия веса тела норме расчет только индекса массы тела недостаточен - необходимо также учитывать состав тела. Результаты тестов показали средний уровень физической подготовленности студентов. Показатели телосложения достоверно влияют на результаты тестов, оценивающих скоростные и силовые способности студентов. В этом случае коэффициент корреляции находится в пределах от -0,61 до 0,52, причем наибольшее влияние оказывает содержание жира в организме. Однако связь показателей телосложения с результатами тестов на выносливость, скоростно-силовые способности и гибкость оказалась недостоверной (р>0,05). Полученные закономерности могут служить основой для разработки программ по физической культуре для студентов с учетом необходимости коррекции состава тела занимающихся.
Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, телосложение, тотальные размеры тела, состав тела.
Abstract
Objective of the study was to determine the dependence of the level of physical fitness of male students of a pedagogical university on the indicators of physique. Methods and structure of the study. The experiment involved 43 first-year students of The Herzen State Pedagogical University of Russia at the age of 18-20 years, classified for health reasons to the main and preparatory medical groups. Body length and weight, body mass index, and percentage of body fat were measured as indicators of physique, which was calculated according to a standard method based on the thickness of skin-fat folds. The following tests were used to assess physical fitness: running 60 and 3000 m, pulling up on a high crossbar, lifting legs to the crossbar from a hanging position, long jump from a place, bending forward while standing on a gymnastic bench. Testing and measurement of physique indicators were carried out at the end of the second semester. Results and conclusions. It was found that the body mass index of students is normal, and the percentage of fat in the body is above the norm (22.9±1.1%). It follows from this that when determining the compliance of body weight with the norm, the calculation of only the body mass index is insufficient - it is also necessary to take into account body composition. The test results showed the average level of students' physical fitness. Physique indicators significantly affect the results of tests that evaluate the speed and strength abilities of students. In this case, the correlation coefficient ranges from -0.61 to 0.52, with body fat having the greatest effect. However, the correlation of physique indicators with the results of tests for endurance, speed-strength abilities and flexibility turned out to be unreliable (p>0.05). The regularities obtained can serve as a basis for the development of physical culture programs for students, taking into account the need to correct the body composition of those involved.
Keywords: students, physical fitness, physique, total body dimensions, body composition.
26
http://www.teoriya.ru
№7^ 2022 Июль | Juli
Введение. Специалисты, занимающиеся исследованиями в области физической культуры, отмечают в последнее время существенное снижение уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений Российской Федерации [4, 6]. Одним из главных компонентов физической подготовленности человека является степень развития основных физических качеств, которые оцениваются посредством общепринятых тестов. В специальной литературе имеются данные, что существует зависимость между уровнем физической подготовленности и показателями телосложения студентов технических вузов [7]. Та же зависимость обнаружена для женщин разного возраста при занятиях физическими упражнениями [8]. Уместно предположить, что подобная связь характерна и для других контингентов занимающихся, в частности студентов педагогических вузов. Выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на уровень физической подготовленности студенческой молодежи, позволило бы внести коррективы в учебные планы и программы по предмету «Физическая культура и спорт» для вузов различного профиля.
Цель исследования - определение зависимости уровня физической подготовленности студентов-юношей педагогического вуза от показателей телосложения, в числе которых тотальные размеры и состав тела.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 43 юноши - студенты первого курса различных факультетов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Все они по состоянию здоровья были отнесены к основной и подготовительной медицинским группам и занимались физической культурой в группе общефизической подготовки. Возраст испытуемых на момент проведения исследования составлял 18-20 лет. Тестирование физической подготовленности и измерение показателей телосложения проводились в конце второго семестра.
Уровень физической подготовленности студентов определялся на основе шести широко применяемых на практике тестов: бег на 60 и 3000 м, подтягивание на высокой перекладине, поднимание ног к перекладине из положения виса, прыжок в длину с места, наклон вперед стоя на гимнастической скамье с опусканием рук ниже уровня опоры.
Студенты тестировались в стандартных условиях после разминки. Бег на 60 и 3000 м проводился на стадионе, остальное тестирование проходило в спортивном зале. В прыжках в длину с места засчитывался лучший результат из трех попыток.
Измерение тотальных размеров тела испытуемых (длины и веса тела) производилось с помощью медицинского ростомера и весов. Процентное содержание жира в организме, являющееся важной характеристикой состава тела, определялось по номограмме на основе измерения толщины двух кожно-жировых складок: на внутренней стороне голени и наружной стороне плеча [10]. Измерение производилось с помощью калипера Ланге. Данная методика, отличающаяся достаточной простотой и точностью, получила широкое распространение при обязательном тестировании учащихся в ряде зарубежных стран. Кроме содержания жира в организме вычислялся индекс массы тела (ИМТ).
Экспериментальные данные обрабатывались с использованием статистического пакета SPSS 24.0.
Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 1 представлены средние значения показателей телосложения и результаты тестирования студентов.
Как видно из табл. 1, полученные значения длины и веса тела студентов в основном согласуются с данными других специалистов [3, 5]. ИМТ у студентов соответствует норме. При этом процентное содержание жира в организме оказалось выше нормы, которая, по мнению большинства исследователей, составляет для молодых людей этого возраста от 10 до 20 %. Факт превышения содержания жира в организме студентов-юношей констатируют и другие авторы [7]. Это позволяет сделать вывод, что, как нами уже указывалось ранее [2], при определении соответствия веса тела норме расчет ИМТ недостаточен. Необходимо учитывать состав тела, то есть соотношение жировой и мышечной тканей в организме.
Результаты тестов физической подготовленности студентов в среднем соответствуют 2,5 баллам по пятибалльной шкале, предложенной Программой по физической культуре для вузов [9], что можно оценить как средний уровень. Полученные данные в основном совпадают с результатами аналогичных исследований, проведенных с таким же контингентом занимающихся в других вузах страны. Хотя имеются и отли-
Таблица 1. Тотальные размеры, состав тела и результаты тестирования студентов, М±m (п=43)
Длина тела, см Вес тела, кг ИМТ % жира Бег на 60 м,с Бег на 3000 м, мин, с Подтягивание на перекладине, кол-во раз Поднимание ног к перекладине, кол-во раз Прыжок в длину с места, см Наклон вперед стоя, см
178,2± 0.9 66,7± 1,0 21,0± 0,9 22,9± 1,1 8,5± 0,2 14.27,7± 18,3 9,3± 0,9 8,5± 0,5 233,9± 3,1 7,9± 0,7
Таблица 2. Коэффициенты корреляции между тотальными размерами, составом тела и результатами тестирования студентов (п=43)
Показатели Бег на 60 м, с Бег на 3000 м, мин, с Подтягивание на перекладине, кол-во раз Поднимание ног к перекладине, количество раз Прыжок вдлину с места, см Наклон вперед стоя, см
Длина тела, см 0,16 - 0,07 - 0,27 - 0,34* 0,02 - 0,21
Вес тела, кг 0,52** 0,21 - 0,25 - 0,37* 0,01 0,09
ИМТ 0,47** 0,25 - 0,11 - 0,22 0,01 0,22
% жира 0,52** 0,24 - 0,51** - 0,61** - 0,26 0,05
1 р<0,05; ** р<0,01
№7 • 2022 Июль | Juli
http://www.teoriya.ru
27
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
чия, обусловленные, на наш взгляд, различными условиями, в которых проводилось тестирование [1].
Для определения связи между показателями телосложения и результатами тестирования студентов были рассчитаны коэффициенты корреляции, представленные в табл. 2.
Анализируя данные табл. 2, можно сделать вывод, что длина тела студентов-юношей достоверно не влияет на результаты, показанные в большинстве тестов, оценивающих их физическую подготовленность (p>0,05). Слабая отрицательная корреляционная связь отмечается лишь с таким показателем, как поднимание ног к перекладине в висе, что согласуется с данными, полученными О. И. Пономаревым и П. П. Сиващенко [7]. Вес тела испытуемых оказывает влияние на результаты в беге на 60 м и в поднимании ног к перекладине в висе. Чем выше вес тела, тем хуже результаты, показанные занимающимися в данных тестах.
ИМТ достоверно влияет только на результат в беге на 60 м. Вместе с тем, наблюдается средняя корреляционная связь между содержанием жира в организме и результатами в беге на 60 м, подтягивании на перекладине и поднимании ног к перекладине в висе. Несмотря на то, что, как следует из расчетов, вес тела и процентное содержание жира в организме взаимосвязаны между собой (r=0,52), результаты тестов, характеризующих физическую подготовленность студентов, в большей степени обусловлены именно содержанием жира в организме.
Обращает на себя внимание тот факт, что все рассмотренные показатели телосложения студентов достоверно не связаны с результатами в беге на 3000 м, прыжке в длину с места и наклоне вперед стоя. Прыжок в длину с места, в отличие от другого теста, характеризующего скоростные и скоростно-силовые способности, - бега на 60 м, в большей степени определяется техникой и возможными ошибками выполнения (недостаточный наклон туловища при отталкивании, преждевременное опускание ног и т. п.). Этим можно объяснить отсутствие связи его результата с показателями телосложения.
Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что при определении соответствия веса тела норме расчет ИМТ недостаточен, необходимо также учитывать состав тела, то есть соотношение жировой и мышечной тканей в организме. Уровень физической подготовленности студентов-юношей первого курса педагогического вуза в конце второго семестра можно оценить как средний. Такие показатели телосложения, как длина и вес тела, индекс массы тела и процентное содержание жира в организме, влияют в разной степени на результаты тестов, оценивающих скоростные и силовые способности студентов, но их связь с результатами тестов на выносливость, скоростно-силовые способности и гибкость является недостоверной. Полученные сведения необходимо принимать во внимание при разработке программ по физической культуре для студентов, и они должны быть ориентированы, в частности, на снижение процентного содержания жира в организме. Литература
1. Айгубов, Н.М. Физическая подготовка студентов нефизкультурного вуза средствами кикбоксинга: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Айгубов. - Шуя, 2010. - 24 с.
2. Богданов, О.А. Изменение индекса массы тела и содержания жира в организме студентов в процессе занятий физической культурой / О.А. Богданов // Двигательная активность и здоро-
вье учащейся молодежи: Материалы всероссийской науч.-практ. конф. «Герценовские чтения». - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 11-13.
3. Горбаткова Е.Ю. Физическое развитие студентов высших учебных заведений г. Уфы / Е.Ю. Горбаткова, Т.Р. Зулькарнаев, У.З. Ахмадуллин и др. // Гигиена и санитария. - 2020. - Т. 99. - № 1.
- С. 69-75.
4. Дронова, Г.Н. Уровень физической подготовленности студентов I курса / Г.Н. Дронова и др. // Физическая культура студентов: матер. 57-й межвуз. науч.-метод. конф. по физ. восп. студ. высш. учеб. заведений СПб / Под науч. ред. С.С. Крючека. - СПб.: СПбГМТУ, 2008. - 360 с.
5. Лумпова, О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М. Лумпова, М.М. Колокольцев // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 11 (часть 2). - С. 320-324.
6. Пономарев, Г.Н. Влияние тотальных размеров тела и содержание жира в организме на показатели физической подготовленности студенток / Г.Н. Пономарев, О.А. Богданов, Л.Л. Ципин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 15-18.
7. Пономарев, О.И. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и режимом питания студентов первого курса / О.И. Пономарев, П.П. Сиващенко // Известия Российской военно-медицинской академии. - 2020. - Т. 39. - № 2. - С. 192-194.
8. Самсонова, А.В. Морфобиомеханические предпосылки индивидуализации занятий оздоровительными физическими упражнениями / А.В. Самсонова, Е.Н. Комиссарова, Л.Л. Ципин // Здоровье, как национальное достояние: коллективная монография.
- СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2010. - С. 385442.
9. Физическая культура: примерная программа для высших учебных заведений / Сост.: В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М.: ГНИИ ИТТ «Информатика», 2000. - 72 с.
References
1. Aigubov N.M. Fizicheskaya podgotovka studentov nefizkulturnogo vuza sredstvami kikboksinga [Physical training of students of a non-physical education institution by means of kickboxing]. PhD diss. abstract. Shuya, 2010. 24 p.
2. Bogdanov O.A. Izmeneniye indeksa massy tela i soderzhaniya zhira v organizme studentov v protsesse zanyatiy fizicheskoy kulturoy [Changes in the body mass index and fat content in the body of students in the process of physical education]. Dvigatelnaya aktivnost i zdorovye uchashcheysya molodezhi [Motor activity and health of student youth]. Proceedings national scientific-practical conference "Herzen Readings". St. Petersburg: The Herzen State Pedagogical University of Russia publ., 2014. pp. 11-13.
3. Gorbatkova E.Yu., Zulkarnaev T.R., Akhmadullin U.Z. et al. Fiziches-koe razvitie studentov vysshih uchebnyh zavedeniy g. Ufy [Physical development of students of higher educational institutions in Ufa]. Gigiena i sanitariya. 2020. Vol. 99. No. 1. pp. 69-75.
4. Dronova G.N. et al. Uroven fizicheskoy podgotovlennosti studentov I kursa [The level of physical fitness of students of the 1st course]. Fizicheskaya kultura studentov [Physical culture of students]. Proceedings interuniversity scientific- method. conf.. St. Petersburg: SP-bGMTU publ., 2008. 360 p.
5. Lumpova O.M., Kolokoltsev M.M. Kharakteristika fizicheskogo razviti-ya yunoshey Pribaykalya [Characteristics of the physical development of young men of the Baikal region]. Fundamentalnyye issledovaniya. 2011. No. 11 (part 2). pp. 320-324.
6. Ponomarev G.N., Bogdanov O.A., Tsipin L.L. Vliyaniye totalnykh razmerov tela i soderzhaniye zhira v organizme na pokazateli fiziches-koy podgotovlennosti studentok [Influence of total body dimensions and body fat content on female students' physical readiness indicators]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2014. No. 10. pp. 15-18.
7. Ponomarev O.I., Sivashchenko P.P. Vzaimosvyaz mezhdu inten-sivnostyu nagruzok i rezhimom pitaniya studentov pervogo kursa [The relationship between the intensity of the load and the diet of first-year students]. Izvestiya Rossiyskoy voyenno-meditsinskoy akademii. 2020. Vol. 39. No. 2. pp. 192-194.
8. Samsonova A.V., Komissarov E.N., Tsipin L.L. [Morphobiomechani-cal prerequisites for individualization of health-improving physical exercises]. Zdorovye, kak natsionalnoye dostoyaniye. St. Petersburg: NSU im. P.F. Lesgaft publ., 2010. pp. 385-442.
9. Ilyinich V.I., Evseev Yu.I. Fizicheskaya kultura [Physical culture]. Exemplary program for higher educational institutions. Moscow: GNII ITT «Informatika» publ., 2000. 72 p.
10. Slaughter M.H., Lohman T.G., Boileau R.A., Horswill C.A., Stillman R.J., Van Loan M.D., Bemben D.A. Skinfold equations for estimation of body fatness in children and youth. Hum. Biol. 1988. V. 60. No. 5. pp. 709-723.
http://www.teoriya.ru
№7^ 2022 Июль | Juli