Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕМАТИКИ НА СТОИМОСТЬ ПОЛИСОВ АВТОСТРАХОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕМАТИКИ НА СТОИМОСТЬ ПОЛИСОВ АВТОСТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страховой рынок / КАСКО / ОСАГО / телематика / insurance market / comprehensive insurance / compulsory motor liability insurance / telematics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприянов Борис Дмитриевич

В статье анализируется развитие моторных видов страхования на российском рынке, рассматриваются наиболее популярные цифровые технологии. Автор выявляет преимущества и недостатки применения телематики в страховых продуктах, а также дает оценку потенциалу развития моторных видов страхования на российском рынке. В статье представлен анализ автострахования: обязательного страхования автогражданской ответственности и КАСКО на российском страховом рынке. На основании проведенного исследования автор приходит к заключению о том, что развитие телематических устройств положительно влияет на конечную стоимость полиса для клиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TELEMATICS ON THE COST OF THE CAR INSURANCE POLICIES

The article analyzes the development of motor types of insurance on the Russian market. Analysis of the most popular digital technologies. Advantages and disadvantages of using telematics in insurance products. Potential for the development of motor types of insurance on the Russian market. Analysis of car insurance: compulsory motor third party liability and comprehensive insurance in the Russian insurance market. The development of telematics devices has a positive effect on the final cost of the policy for the client.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕМАТИКИ НА СТОИМОСТЬ ПОЛИСОВ АВТОСТРАХОВАНИЯ»

СТРАХОВОЙ БИЗНЕС

УДК: 368.2 Э01: 10.24412/2071-6435-2024-2-160-171

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕМАТИКИ НАСТОИМОСТЬ ПОЛИСОВ АВТОСТРАХОВАНИЯ

В статье анализируется развитие моторных видов страхования на российском рынке, рассматриваются наиболее популярные цифровые технологии. Автор выявляет преимущества и недостатки применения телематики в страховых продуктах, а также дает оценку потенциалу развития моторных видов страхования на российском рынке. В статье представлен анализ Б Д Куприянов автострахования: обязательного страхования автогражданской ответственности и КАСКО на российском страховом рынке. На основании проведенного исследования автор приходит к заключению о том, что развитие телематических устройств положительно влияет на конечную стоимость полиса для клиента.

Ключевые слова: страховой рынок, КАСКО, ОСАГО, телематика.

Автострахование является важным инструментом защиты автовладельцев от потенциальных рисков, связанных с эксплуатацией автомобиля. В России этот вид страхования имеет свои особенности, связанные с законодательными ограничениями, экономическими условиями и изменениями в общественных предпочтениях. В данной статье рассмотрены современные тенденции автострахования в России [14].

ОСАГО — обязательный вид страхования для всех автовладельцев в России. Его главная цель — защита от возможных финансовых потерь, связанных с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Современные тенденции в ОСАГО включают в себя ужесточение требований к страховым компаниям, введение новых страховых категорий и меры по борьбе с различными видами мошенничества. Одним из основных изменений, которые произошли в последнее время

в России, стал переход к полисам электронного ОСАГО, что снижает административные издержки и повышает удобство для страхователей. Сектор обязательного автострахования выступает в роли крупнейшего открытого рынка страхования России и сосредотачивает в себе значительную часть страховых сборов, которая составляет свыше 60% от ее общей массы [17].

КАСКО является добровольным видом страхования, который покрывает риски, связанные с повреждением, угоном или гибелью транспортного средства. Сегодня в России наблюдается рост популярности КАСКО, так как автовладельцы все больше осознают важность защиты своего имущества. Тенденции в КАСКО включают в себя внедрение новых технологий, таких как телематика и системы мониторинга, что позволяет улучшить процесс оценки рисков и определения стоимости страхования. Кроме того, современные страховые компании предлагают различные дополнительные услуги, такие как помощь на дороге и замена автомобиля в случае аварии.

Рынок телематических систем является одним из наиболее бурно развивающихся сегментов рынка информационных технологий [19]. Методами исследования в настоящей работе стали анализ статистики, изучение средств массовой информации и научной литературы. Гипотеза состоит в том, что применение телематики в такси поможет снизить стоимость полиса для конечного потребителя, так как основные затраты возьмут на себя недобросовестные водители.

В статье анализируются работы по автострахованию Туленты Д. С., Якушина А. Б., Брызгалова Д. В., Грызенковой Ю. В., Цыганова А. А. Большинство исследователей поддерживает точку зрения, что телематика помогает снизить стоимость полиса для конечного потребителя за счет увеличения количества собираемых данных.

Также в статье анализируются работы по телематике Дроменко А. Ю., Саримсакова А. М., Акбаржанова С. Б., Романовой А. В., Щукина С. Ю., Челокиди С. В., Спирина Н. Е. Публикации перечисленных выше коллег раскрывают влияние самого инструмента телематики на рынок страхования в Российской Федерации.

Развитие онлайн-страхования

С развитием интернет-технологий онлайн-страхование становится все более популярным в России. Оно позволяет страховым компаниям

упростить процесс оформления полиса для клиентов, а также снизить издержки на аренду офисов и наймперсонала. Современные тенденции в онлайн-страховании включают в себя улучшение интерфейсов и алгоритмов расчета стоимости полиса, а также разработку мобильных приложений дляудобства клнеилов.Эло позвоняетсокращаиь время оформления стрнхоиии и повышает одтдаанвойенносво клиенднв [1].

Начиная с первого полугодия 2019 года ОСАГО в России начало покнзыдотвросв, в промвжуива с в0в° по в0аигит он состниил вд%.

таюв^иои^^е^ина во ссНвевмсН преминпоатдам нанинаетьдва пвоттм в 20Т 1 гову, росе премии с ТОдЗ по2023 вве зucгaвид 7%.

Начиная с первого полугодия 2020 года КАСКО в России начало показыновь ргдв^ДС™ ну 20а3аоф он ноставиеу7%.

Такжв диннмг^к^ собрамвой зндмин по годвм внила вовноиящей в ТВНд года, рост пноыи не 2022 по 2023 год составил примерно 7%.

350 300 250 200 150 100 50 0

Рисунок1.Собраннаястраховаяпремияпо первомуполугодию/году ОСАГО

в России (млрд рублей) Источник: составлено по материалам [7].

12018 ПГ 2020 ПГ 2022 ПГ

2018 2020 2022

2019 ПГ 2021 ПГ 2023 ПГ

2019 2021

2023 (Прогноз)

292

273

Рисунок 2. Собранная страховая премия по первому полугодию / году по КАСКО в России (млрд рублей) Источник:составлено по материалам [10].

■ 2018 ФЛ

■ 2020 ФЛ

■ 2022 ФЛ

2018 ЮЛ ■ 2020 ЮЛ 2022 ЮЛ

2019 ФЛ ■ 2019 ЮЛ

2021 ФЛ ■ 2021 ЮЛ

2023 ФЛ (Прогноз) ■ 2023 ЮЛ (Прогноз)

Рисунок 3. Динамика среднейпремиидля физических/юридическихлицпо ОСАГО, такси (рублей) Источник: составлено по материалам [7]

100000

80000

60000

40000

25924

24098

21745

20000

0

Согласно динамике средней премии по ОСАГО для такси в среднем ежегодный прирост составляет 7-10%, однако в 2023 году по прогнозам ожидается увеличение на 23% цены для физических лиц и более чем в два раза для юридических лиц.

С сентября 2022 года на простые легковые автомобили действует ставка 1 646-7 535 рублей, на такси она находится в пределах 1 490-15 756 рублей. В среднем полис для такси будет примерно в полтора раза дороже обычного полиса [4].

Средний чек за услуги такси в Москве по итогам первой половины 2023 года увеличился на 15%, до 496 рублей, по всей России он вырос на 11%, до 293 рублей [21].

С 1 сентября 2023 года заработал закон, который обязал водителей указывать цель использования автомобиля как такси при оформлении ОСАГО. При отсутствии специального полиса могут аннулировать разрешение водителя на пассажироперевозки. Также закон вводит региональный реестр легковых такси и запрещает работать в этой сфере людям с уголовной судимостью, в том числе за убийство, насилие, грабеж. Кроме этого, таксистов обязали оформлять страхование ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Такие полисы они должны будут покупать с 1 сентября 2024 года, что позволит в 4 раза поднять размер выплат при авариях такси в случае причинения вреда жизни или здоровью с 500 000 до 2 млн рублей [18].

Начиная с первого полугодия 2020 года КАСКО в Москве начало показывать рост, за 2022-2023 годы он составил 19%.

С учетом увеличения стоимости полисов ОСАГО (см. Информационный доклад Центрального Банка России. URL: https://cbr. ru/press/event/?id=12589) и подорожания запчастей и автомобилей возникает необходимость поиска путем снижения или хотя бы неповышения стоимости страхового полиса для моторных видов [15]. В 2022 году страховщикам разрешили самостоятельно определять размер страховой премии (в пределах лимитов). Наиболее «пострадавшей» стороной в текущей ситуации остаются водители такси, конечный потребитель также уже ощущает увеличение стоимости поездки. Предлагается принудительно установить в автомобили такси телематическое оборудование, с его помощью аккуратные водители смогут снизить стоимость страхового полиса, для агрегатора и регулятора это возможность получить более подробную статистику по аварийности и сопоставить списки неакку-

ратных водителей. Как пример — совместная программа «Ренессанс страхования» и «Яндекс. Такси», при которой у клиента появляется возможность сэкономить на покупке полиса за счет индивидуального расчета скидки в зависимости от статуса и рейтинга в профиле вождения, сформированного на основе больших данных о фактическом использовании автомобилей (User-Based Insurance, UBI) и манере вождения [20].

Таблица 1

Преимущества и недостатки использования телематических

устройств

Преимущества Недостатки

Индивидуальное тарифицирование Низкая осведомленность потребителя

Контроль скорости и стиля вождения Технические проблемы

Профилактика и предотвращение угонов Правовое регулирование

Системы поддержки безопасности Предоставление доступа к персональным данным

Фиксирование реального пробега

Источник: составлено автором.

Традиционные страховые полисы для таксистов обычно основаны на статистических данных и общих факторах риска. Однако телематические системы собирают реальные данные о поведении водителя и эксплуатации автомобиля. Это позволяет страховым компаниям оценивать риски более точно и предлагать индивидуальные тарифы, основанные на конкретных характеристиках каждого водителя. Если таксист является безопасным и ответственным водителем, его страховая премия может быть снижена [3].

Телематика также позволяет фиксировать фактический пробег автомобиля. Это помогает избежать проблем при определении стоимости страхового полиса.

Страхование автомобилей является одной из наиболее значимых отраслей страхования, и страховая премия является ключевым фактором для владельцев автомобилей при выборе страховой компании. Снижение стоимости страхового полиса — одна из наиболее привлекательных особенностей для клиентов. Использование телематических систем и устройств может предоставить страховым компаниям дополнительные инструменты для анализа рисков и определения цены страхового полиса [5].

Телематические системы собирают данные о поведении водителя и характеристиках автомобиля, таких как скорость, ускорение, торможение, повороты и дистанция с другими автомобилями. Эти данные позволяют страховым компаниям оценить уровень риска страхователя более точно и спрогнозировать возможные потери. Подобная информация позволяет страховым компаниям разработать персонализированные страховые продукты и определить более справедливую страховую премию.

Существуют некоторые вызовы и ограничения, связанные с применением телематики в страховании автомобилей. Некоторые водители могут опасаться нарушения их прав при использовании их личных данных. Кроме того, внедрение телематических систем требует дополнительных инвестиций со стороны страховых компаний, а использование данных требует надлежащей обработки и сохранения.

Потенциал развития телематики в страховании автомобилей значителен. Системы и технологии становятся все более точными и доступными. В будущем можно ожидать, что телематика будет широко применяться страховыми компаниями для создания более точной оценки страховых рисков и персонализированных страховых продуктов, что в конечном итоге приведет к дальнейшему снижению стоимости страхового полиса [8].

Телематика играет значительную роль в снижении стоимости страхового полиса за счет более точной оценки рисков и стимулирования безопасного поведения водителей. Использование телематических данных позволяет страховым компаниям выработать справедливую и персонализированную ценовую политику. Несмотря на вызовы и ограничения, телематика имеет огромный потенциал для дальнейшего развития и улучшения страхового опыта водителей. В будущем ожидается расширение использования телематических систем и технологий в сфере страхования автомобилей.

Современные тенденции автострахования в России объединяются вокруг улучшения услуг и упрощения страховых процессов для клиентов. Российские страховые компании стремятся адаптироваться к изменяющимся потребностям автовладельцев и предлагать инновационные решения, такие как полисы электронного ОСАГО и онлайн-страхование. Дальнейшее развитие автострахования в России будет связано с внедрением новых технологий и постоянным повышением качества услуг для клиентов. Отметим, что на сегодня наибольшей популярностью у страховщиков пользуются следующие цифровые технологии [2].

• Новые производственные технологии (телематика, телемедицина) (77%).

• Технологии интернетизации бизнес-процессов (73%).

• Технологии больших баз данных (60%).

• Технологии искусственного интеллекта (47%).

Инструмент телематики способен предоставить более широкий спектр возможностей страховщику: снижение или увеличение стоимости страхового полиса, раскрытие подробной статистки по убыточности, а также дополнительный показатель для анализа статистических данных [11].

Исследование также выявило некоторые проблемы, связанные с применением телематических систем. Некоторые водители могут быть не удовлетворены идеей постоянного мониторинга своего поведения и считать это нарушением приватности. Кроме того, возникают вопросы о защите и безопасности передаваемых данных.

В целом, можно прийти к заключению, что применение телематических систем в автостраховании может быть полезным как для страховых компаний, так и для водителей. Они позволяют установить более справедливые тарифы, стимулировать безопасное вождение и обеспечивать более оперативное реагирование на аварийные ситуации. Одним из вариантов масштабного внедрения телематики может стать автопарк такси, где потребность в снижении страховых тарифов декларируется и осознается страхователями и отчасти страховщиками.

Литература

1. Бедердинова А. И.,Калайда С. А.,Прилепкина И. А. Современное онлайн страхование в России // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 12. С. 2887-2902.

2. Брызгалов Д. В., Грызенкова Ю. В., Цыганов А. А. Перспективы цифровизации страхового дела в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 76-90.

3. Дроменко А. Ю. Телематика в страховании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016.

4. Как оформлять ОСАГО, если вы планируете сделать из машины такси. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10974521 (дата обращения: 26 июля 2023 года).

5. Клишина Ю. Е., Углицких О. Н., КатеневВ. С. Страхование автотранспорта в 2022 году // Инновационная экономика:

перспективы развития и совершенствования. 2022. № 4 (62). С. 55-58.

6. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/45053/review_ insure_23Q1.pdf (дата обращения: 26 июля 2023 года).

7. Обзор показателей страхования ОСАГО легковых транспортных средств, используемых в качестве такси. URL: https://www. cbr.ru/statistics/insurance/osago_taxi/ (дата обращения: 26 июля 2023 года).

8. Романова А. В., Щукин С. Ю., Челокиди С. В., Спирина Н. Е. Страхование с телематикой как драйвер страхового рынка: регулирование и перспективы // Вестник университета. 2022. № 11. С. 153-161.

9. Саримсаков А. М., Акбаржанова С. Б. Внедрение телематической системы в автотранспортных средствах — залог решения возникающих в ней проблем // Universum: технические науки. 2022. № 2 (95) С. 55-58.

10. Статистика. URL: https://cbr.ru/insurance/reporting_stat/ (дата обращения: 26 июля 2023 года).

11. Страхование в условиях цифровой экономики: наука, практика, образование /коллектив авторов. Москва: Инфра-М, 2022. 258 с.

12. Страховой бизнес. Технологии и продукты: учебник: в 3 томах / коллектив авторов. Том 2. М.: Прометей, 2023. 452с.

13. Теория и практика цифровизации страхового рынка в Российской Федерации: монография /коллектив авторов. Москва: Прометей, 2021. 378 с.

14. Туленты Д. С. Эффективность автострахования в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 9 (252). C. 54-64.

15. Цыганов А. А. Социологическая оценка мнения граждан по основным процессам обязательного страхования автогражданской ответственности // Страховое дело. 2023. № 8(365). С. 44-54.

16. Что происходило с рынком страхования в 2022 году: исследование URL: https://www.banki.ru/news/research/?id=10982592 (дата обращения: 26 июля 2023 года).

17. Шанихина Н. Н., Окунева А. А. Проблемы и перспективы развития автострахования в РФ // International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 1. С. 169-179.

18. Шелудченко С. Каждый второй водитель такси ездит без специального полиса ОСАГО. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2023/10/06/999090-kazhdii-vtoroi-voditel-taksi-ezdit-bez-osago (дата обращения: 26 июля 2023 года).

19. Якушин А. Б. Страховая телематика и ее роль в развитии рынка добровольного страхования Российской Федерации // Страховое дело. 2016. № 5.

20. Яндекс Драйв и «Ренессанс страхование» запустили страховой продукт на базе алгоритмов. URL: https://www.renins.ru/ press/news/item/ya_drive_19102022 (дата обращения: 26 июля 2023 года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/492532-taksi-v-moskve-podorozalo-na-15-iz-za-nehvatki-voditelej-i-problem-s-gps (дата обращения: 26 июля 2023 года).

References

1. Bederdinova A. I., Kalaida S. A., Prilepkina I. A. Modern online insurance in Russia. Ekonomika, predprinimatel'stvo i parvo [Economics, entrepreneurship and law], 2021, vol. 11, no. 12, pp. 2887-2902 (in Russian).

2. Bryzgalov D. V., Gryzenkova Yu.V., Tsyganov A. A. Prospects for digitalization of insurance business in Russia. Finansovyy zhurnal [Financial Journal], 2020, vol. 12, no. 3, pp. 76-90 (in Russian).

3. Dromenko A. Y. Telematics in insurance. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2016 (in Russian).

4. How to apply for CTP if you plan to make a taxi out of a car. Available at: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10974521 (accessed: 26 July, 2023) (in Russian).

5. Klishina Yu.E., Uglitskikh O. N., Katenev V. S. Motor transport insurance in 2022. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative economics: prospects for development and improvement], 2022, no. 4 (62), pp. 55-58 (in Russian).

6. Overview of key performance indicators of insurers. Available at:

https://cbr.ru/Collection/Collection/File/45053/review_insure_23Q1.pdf (accessed: 26 July, 2023) (in Russian).

7. Overview of CTP insurance indicators for passenger vehicles used as taxis. Available at: https://www.cbr.ru/statistics/insurance/osa-go_taxi / (accessed: 26 July, 2023) (in Russian).

8. Romanova A. V., Shchukin S. Yu., Chelokidi S. V., Spirina N. E. Insurance with telematics as a driver of the insurance market: regulation and prospects. Vestnikuniversiteta [Bulletin of the University], 2022, no. 11.pp. 153-161 (in Russian).

9. Sarimsakov A. M., Akbarzhanova S. B. The introduction of a telematics system in motor vehicles is the key to solving problems arising in it. Universum: tekhnicheskie nauki [Universum: technical Sciences], 2022, no. 2 (95), pp. 55-58 (in Russian).

10. Statistics. Available at: https://cbr.ru/insurance/reporting_stat / (accessed: 26 July, 2023) (in Russian).

11. Strahovanie v usloviyah cifrovoy ekonomiki: nauka, praktika, obra-zovanie [Insurance in the digital economy: science, practice, education], team of authors. Moscow: Infra-M, 2022, 258 p. (in Russian).

12. Strahovoy biznes. Tekhnologii i produkty: uchebnik: v 3 tomah [Insurance business. Technologies and products: textbook: in 3 volumes], team of authors. Volume 2. Moscow: Prometheus, 2023, 452 p. (in Russian).

13. Teoriya i praktika cifrovizacii strahovogo rynka v Rossiyskoy Federacii: monografiya [Theory and practice of digitalization of the insurance market in the Russian Federation: monograph], team of authors. Moscow: Prometheus, 2021, 378 p. (in Russian).

14. Tulenty D. S. Efficiency of auto insurance in the Russian Federation. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiyskoy Federacii [Property relations in the Russian Federation], 2022, no. 9 (252), pp. 54-64 (in Russian).

15. Tsyganov A. A. Sociological assessment of citizens' opinions on the main processes of compulsory motor liability insurance. Strahovoe delo [Insurance business], 2023, no. 8(365), pp. 44-54 (in Russian).

16. What happened to the insurance market in 2022: research. Available at: https://www.banki.ru/news/research/?id= 10982592 (accessed: 26 July, 2023) (in Russian).

17. Shanikhina N. N., Okuneva A. A. Problems and prospects of car

insurance development in the Russian Federation. International Journal of Advanced Studies, 2018, vol. 8, no. 1, pp. 169-179 (in Russian).

18. Sheludchenko S. Every second taxi driver goes without a special CTP policy. Available at: https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2023/10/06/999090-kazhdii-vtoroi-voditel-taksi-ezdit-bez-osago (accessed: 26 July, 2023) (in Russian).

19. Yakushin A. B. Insurance telematics and its role in the development of the voluntary insurance market of the Russian Federation. Strahovoe delo [Insurance business], 2016, no. 5 (in Russian).

20. Yandex Drive and Renaissance Insurance launched an insurance product based on algorithms. Available at: https://www.renins. ru/press/news/item/ya_drive_19102022 (accessed: 26 July, 2023) (in Russian).

21. Forbes. Available at: https://www.forbes.ru/biznes/492532-taksi-v-moskve-podorozalo-na-15-iz-za-nehvatki-voditelej-i-problem-s-gps (accessed: 26 July, 2023) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.