DOI: 10.48647/IFES.2021.40.87.005
Г.А. Кочешков
ВЛИЯНИЕ ТЕКУЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА КНР И США НА СИТУАЦИЮ В ТАЙВАНЬСКОМ ПРОЛИВЕ
Аннотация. Открытый конфликт КНР и США, начавшийся с торговой войны, к 2020 г. явно вышел за её рамки, охватывая множество экономических и политических аспектов, включая Тайвань. Моментом начала как торговой войны, так и обострения ситуации в Тайваньском проливе можно обозначить март 2018 г., когда США анонсировали первый масштабный «50-миллиардный» пакет тарифов против китайских товаров, а также приняли закон Taiwan Travel Act, разрешивший визиты и встречи официальных лиц между Вашингтоном и Тайбэем.
Важность данного события стала особенно ясна к осени 2020 г., когда в ответ на ставшие возможными благодаря этому закону визиты на Тайвань министра здравоохранения США Алекса Азара и замгос-секретаря США Кейта Крача в августе и сентябре 2020 г. соответственно, Пекин провёл в регионе серию масштабных военных учений, в ходе которых самолёты НОАК десятки раз пересекали так называемую среднюю линию Тайваньского пролива, причём, по заявлению Тайбэя, число подобных пересечений выше чем в любой год после 1990, т. е. включая время Третьего кризиса в Тайваньском проливе.
Учитывая чувствительность тайваньского вопроса для Пекина, американский Закон об отношениях с Тайванем, а также стратегиче-
скую значимость данного острова, на фоне эскалации напряжённости между КНР и США Тайвань является одной из тех точек, с которой американо-китайский конфликт потенциально может перейти непосредственно в военную стадию. И поэтому ситуация в данном регионе требует особенно внимательного изучения.
Ключевые слова: Тайвань, Китай, США, Четвёртый кризис в Тайваньском проливе.
Автор: Кочешков Георгий Андреевич, выпускник магистратуры ИСААМГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: geo-kocheshkov@yandex.ru
Kocheshkov G.A.
The impact of the current US-China economic and political conflict on the situation in the Taiwan Strait
Abstract. Started as a trade war, by 2020 an open US-China conflict has covered many economic and political aspects, including Taiwan. The start of the trade war and the escalation in the Taiwan Strait both can be marked as March 2018, when the USA announced the first large-scale $ 50bln tariff package on Chinese goods and also adopted the "Taiwan Travel Act", which allows American and Taiwanese officials meet and visit each other.
The importance of this event became very clear by autumn 2020, when Beijing held a series of large-scale military exercises in the region in response to August and September visits to Taiwan by US Secretary of Health Alex Azar and US Undersecretary of State Keith Krach, which became possible by this law. During these exercises, PLA aircrafts dozens of times crossed the so-called median line of the Taiwan Strait and, according to Taipei, the number of such crossings is the highest in any year since 1990, which includes the time of the Third Taiwan Strait Crisis.
Considering the sensitivity of the Taiwan issue for Beijing, the American "Taiwan Relations Act" and the strategic importance of this island, amid the rising tensions between the PRC and the USA, Taiwan is one of those places where the US-China conflict can potentially escalate to the military stage. Therefore, the situation in this region requires a particularly careful study.
Keywords: Taiwan, China, USA, the Fourth Taiwan Strait Crisis.
Author: Georgy A. KOCHESHKOV, Graduate master of Institute of Asian and African Studies of Lomonosov Moscow State University (e-mail: geo-kocheshkov@yandex.ru).
За последние несколько лет мы стали свидетелями нарастающего конфликта между США и КНР. И хотя наиболее явно он стал проявляться при администрации Дональда Трампа, данное противостояние назревало уже давно. Так, ещё при администрации Барака Обамы США начали «разворот в Азию» («pivot to Asia»), с целью «сдерживания» Пекина.
К тому же для конфликта Соединённых Штатов и Китая существуют и очень серьёзные объективные предпосылки. Одной из главных является та, которая часто описывается как «ловушка Фу-кидида», т. е. неизбежный конфликт между страной-гегемоном и страной-претендентом. США являются сильнейшей в мире страной в экономическом, политическом и военном отношении уже много десятилетий (однозначно — с момента окончания Холодной войны и распада СССР), однако в последние годы Китай поставил под сомнение экономический статус США.
Во-первых, китайская экономика уже очень длительное время растёт быстрее, чем американская, и эта тенденция не изменилась даже несмотря на замедление экономики КНР с начала 2010-х (после всемирного экономического кризиса 2008 г.), и американское экономическое давление последних нескольких лет в рамках торговой войны.
Во-вторых, по крайней мере, в количественном отношении, уже точно можно сказать, что экономика КНР находится в одной «весовой категории» с экономикой США: по каким-то показателям (ВВП ППС и экспорт) Китай занимает 1-е место, а США — 2-е, по каким-то (номинальный ВВП и импорт), на 1-м месте США, а КНР — на 2-м месте, но, в любом случае, показатели Китая в количественном отношении, если и уступают американским, по крайней мере, сопоставимы с ними в большинстве случаев [World Bank...].
В-третьих, даже в ряде «качественных» сфер Китай начинает опережать США и становиться мировым лидером. В качестве примера, можно привести высокоскоростные железные дороги, электронную торговлю и сети 5G.
В результате, вне зависимости от желания правительств обеих стран, «естественное развитие» китайской экономики ставит под сомнение лидирующую роль американской. А, поскольку на экономи-
ческий потенциал во многом опирается лидерство США в политической и военной сферах, рост в них потенциала КНР, следующий за ростом экономики, напрямую угрожает статусу Соединённых Штатов Америки как первой мировой державы.
Помимо этого, если говорить об экономических причинах, достаточно важными являются проблемы дефицита Соединённых Штатов в торговле с Китаем, а также споры в сфере защиты американской интеллектуальной собственности в КНР. Из-за этих двух проблем, собственно, формально и началась торговая война.
И если проблемы торгового дефицита, а, следовательно, проигрыша американских производителей на собственном рынке и оттока из США рабочих мест, волнуют в первую очередь ту часть бизнеса и электората, на которые опираются республиканцы и Трамп, и в меньшей степени — американские ТНК, которые скорее поддерживают демократов и ещё при Обаме выступали за заключение Транс-Атлантического и Транс-Тихоокеанского партнёрств, проблема защиты интеллектуальной собственности волнует последние куда сильнее, так как это, собственно, их интеллектуальная собственность.
Помимо экономических существуют также и многочисленные политические факторы, способствующие росту напряжённости между Пекином и Вашингтоном.
Во-первых, вытекающее из упомянутого ранее роста экономической мощи КНР политическое соперничество между двумя державами.
Во-вторых, сказывается разница идеологий и политических систем. Пока нельзя сказать, что этот фактор настолько же значим, как в годы Холодной войны в случае СССР и США, тем более, что в экономической части «социализм с китайской спецификой» вполне похож на капитализм, однако идеологическое противопоставление видно, по крайней мере, со стороны Соединённых Штатов. Хотя условная республиканская администрация при этом будет в большей степени упирать на то, что в КНР у власти находятся коммунисты, в то время как условная демократическая — на нарушение Китаем прав человека и тому подобные вещи.
В-третьих, рост мощи КНР приводит к усилению напряжённости между Китаем и другими региональными игроками, часть кото-
рых является американскими союзниками. Одним из таких игроков, в частности, и является Тайбэй.
Помимо этого, нельзя не упомянуть как отдельный фактор пандемию COVID-19, которая также очень сильно способствовала ухудшению отношений двух стран — обе стороны даже успели обвинить друг друга в её начале. Правда, если с китайской стороны самым высокопоставленным обвинителем на сегодняшний день стал один из спикеров МИД КНР в своём твиттере, написавший про возможную вину американских военных в уханьской вспышке COVID-19 [Chinese Diplomat...], с американской стороны обвинители были самым высокопоставленными, включая лично президента Трампа — последний, в частности, сказал, что Пекин мог намеренно позволить эпидемии распространиться за границы Китая [Coronavirus: Trump...].
Вопрос Тайваня стал важен и в проблеме пандемии по той причине, что он является едва ли не единственным успешным примером демократии западного образца в борьбе с COVID-19 (на Тайване минимальное число случаев, в подавляющем большинстве, ввозных). Под этим предлогом Тайбэй при поддержке части западных стран, включая США, стал активнее добиваться членства в ВОЗ и отказ ему в этом — один из поводов для Вашингтона приостановки своего членства в данной организации.
Да и на внутриполитическом фронте администрация Трампа перед выборами активно обвиняла Китай в явно неблагоприятном для США течении пандемии и сопутствующего ей экономического кризиса.
Разыгрывание «китайской карты» вообще было характерно для республиканцев в последние годы и можно предположить, что они продолжат делать это и при демократической администрации. И более того, нельзя исключать, что как демократы, исходя из своих внутриполитических соображений, инициировали "Russiagate" на фоне озвученных намерений Трампа улучшить отношения с Россией, так и республиканцы могут попытаться инициировать условный "Chinagate", особенно если демократы станут двигаться в сторону улучшения отношений с Китаем.
И одним из козырей в этом вопросе вполне может стать Тайвань, так как поддержка Тайваня — один из немногих вопросов, по
которому между демократами и республиканцами нет серьёзных противоречий: законопроекты по тайваньскому вопросу часто выдвигаются представителями обеих партий одновременно и принимаются Конгрессом единогласно.
Одним из них стал Taiwan Travel Act, подписанный президентом Трампом 16 марта 2018 г. — за день до переизбрания на 2-й срок Председателя КНР Си Цзиньпина. Данный закон разрешил визиты и встречи официальных лиц между Вашингтоном и Тайбэем даже несмотря на формальное отсутствие дипотношений между двумя сторонами.
Интересно, что менее чем через неделю после принятия этого закона, 22 марта 2018 г., Вашингтон анонсировал первый масштабный «50-миллиардный» пакет тарифов против китайского экспорта в США, что де-факто стало объявлением торговой войны Китаю. Таким образом, март 2018 г. можно назвать точкой начала открытого обострения как американо-китайского конфликта, так и ситуации в Тайваньском проливе с участием в данном процессе не только Пекина и Тайбэя, но и США.
И, по состоянию на 2020 г., по отношению к этой ситуации, по мнению автора, уже точно можно употреблять термин «Четвёртый кризис в Тайваньском проливе» по аналогии с Третьим кризисом в Тайваньском проливе 1995—1996 гг., так как, например, активность авиации НОАК к осени 2020 г. является беспрецедентной даже не с того времени, а как минимум с 1990 г. [Chinese warplanes...].
Конкретно речь идёт о частоте вхождения самолётов НОАК в идентификационную зону ПВО тайваньской стороны и пересечения так называемой «средней линии» Тайваньского пролива, которая является неформальной границей воздушного пространства двух сторон. Возможно, что уже являлась, так как, по сообщениям СМИ, экипажи самолётов НОАК демонстративно отвечали своим тайваньским коллегам, что никакой такой линии нет, и позже этот тезис был озвучен спикером МИД КНР [Taiwan island...].
Двусторонний конфликт между КНР и США к 2020 г. также очень сильно обострился. Да, 15 января 2020 г. стороны подписали так называемую «первую фазу» торгового соглашения, поставившее торговую войну в части введения пошлин на паузу, чему также способствовала начавшаяся в 2020 г. в мировом масштабе пандемия COVID-19, однако конфликт в целом скорее только обострился.
Даже в собственно экономической сфере Соединённые Штаты, хотя и не вводили новые масштабные пакеты пошлин, усилили давление на китайские компании. Например, продолжается действие ограничений против Huawei, в основном введённых ещё в мае 2019 г., была проведена целая кампания против владельца ТикТока компании ByteDance, введены экспортные ограничения против крупнейшего производителя полупроводников в Китае — компании Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC).
Также США ввели санкции и ограничения против целого ряда китайских компаний под предлогом вопросов нарушений прав человека в Синьцзяне и строительства инфраструктуры в Южно-Китайском море. Это помимо чисто политических санкций, под которые попали, в частности глава администрации Сянгана Кэрри Лам и секретарь парткома КПК в СУАР и член Политбюро ЦК КПК Чэнь Цюаньго [U.S. Adds...].
Китай же в октябре 2020 г. принял закон об экспортном контроле, который позволяет принять ответные меры против любой страны или региона, злоупотребляющего мерами экспортного контроля и представляющего угрозу национальной безопасности и интересам Китая, что может быть использовано для ответа на американские санкции и ограничения [Чукоу...]. А также анонсировал введение санкций против ряда американских компаний, таких как Боинг и Локхид Мартин — за поставку ими оружия на Тайвань [Spokesman: ...].
Собственно, усиление американской поддержки Тайваня, в том числе в части увеличения продаж последнему оружия, и стало не только поводом для ответных китайских санкций, но и причиной усиления давления Пекина на Тайбэй. Впрочем, в этом случае даже важнее политико-дипломатические причины.
Так, если в 2018 г. после принятия Taiwan Travel Act-а встречи между американскими и тайваньскими официальными лицами были не самыми высокопоставленными, уже в мае 2019 г. состоялась встреча между тогдашним советником по национальной безопасности президента США Джоном Болтоном с его тайваньским коллегой Дэвидом Ли, что произошло как раз вскоре после срыва торговых переговоров в конце апреля — начале мая 2019 г. А в 2020 г. произошли визиты на Тайвань министра здравоохранения США
Алекса Азара и замгоссекретаря США Кейта Крача в августе и сентябре 2020 г. соответственно. Это не считая поздравления госсекретаря Помпео «президента Тайваня» Цай Инвэнь к её инаугурации в мае 2020 г.
Собственно, в ответ на это Китай и провёл целый ряд масштабных учений, в ходе которых самолёты ВВС НОАК несколько десятков раз пересекли среднюю линию Тайваньского пролива и входили в опознавательную зону ПВО Тайваня. Да и вне рамок учений подобные полёты стали де-факто регулярными.
В результате к ноябрьским выборам в США ситуация, как в отношениях между КНР и США, так и вокруг Тайваня, сложилась очень сложная и запутанная. И не совсем определённые результаты этих выборов явно не способствовали её разрешению.
Вопрос Тайваня, с одной стороны, крайне принципиальный для руководства КНР (поскольку остров считается неотъемлемой частью территории Китая), а, с другой стороны, протайваньская позиция является консенсусной среди обеих американских партий. Причём она радикализуется: при администрации Трампа мы могли видеть это на примере таких действий как упомянутые визиты и увеличение поставок оружия, а что касается демократов, то в их предвыборной программе 2020 г. впервые за долгое время отсутствовал пункт о поддержке «политики одного Китая» [2020 Democrats'...].
К тому же Тайвань имеет ненулевое значение в чисто стратегическом плане, например, как часть так называемой «первой цепи островов», запирающей для КНР беспрепятственный выход в Тихий океан и как один из важнейших в мире производителей чипов и прочей микроэлектроники.
При этом, у обеих сторон существуют обязательства военного характера в отношении Тайваня: правительство КНР по закону 2005 г. «О предотвращении сецессии» обязано применить «немирные» меры в случае независимости Тайваня или иного события, угрожающего неизбежным отрывом острова от Китая, а США по «Закону об отношения с Тайванем» 1979 г. обязаны обеспечить безопасность острова.
А поскольку на самом Тайване баланс сил склоняется в явно антикитайскую сторону и даже теоретически менее враждебный Пекину Гоминьдан в октябре 2020 г. инициировал в тайваньском пар-
ламенте резолюцию с призывом восстановления полноценных дипотношений с Вашингтоном [KMT proposals...], не исключено возникновение ситуации, когда не обострение конфликта КНР и США приведёт к обострению ситуации в Тайваньском проливе, а когда наоборот какой-то инцидент или событие вокруг самого Тайваня приведёт к резкой эскалации конфликта между Пекином и Вашингтоном. Вплоть до начала полномасштабного вооружённого конфликта.
Библиографический список
Чукоу гуаньчжи фа саньшэнь тунго Цзиньнянь 12 юэ 1 жици шисин [Закон об экспортном контроле прошёл третье чтение Вступит в силу с 1 декабря]. URL: www.xinhuanet.com/2020-10/17/c_1126624399.htm (дата обращения: 12.12.2020). (На кит.).
2020 Democrats' party platform fails to mention one-China principle. URL: news. cgtn.com/news/2020-08-21/2020-Democrats-party-platform-fails-to-mention-one-C hina-principle-T8dMdcEemk/index.html (дата обращения: 12.12.2020).
Chinese Diplomat Accuses US of Spreading Coronavirus. URL: www.voanews. com/science-health/coronavirus-outbreak/chinese-diplomat-accuses-us-spreading-co ronavirus (дата обращения: 12.12.2020).
Chinese warplanes make most median line crossings in 30 years (update) URL: focustaiwan.tw/cross-strait/202010070024 (дата обращения: 12.12.2020).
Coronavirus: Trump suggests China 'let it spread' URL: www.bbc.com/news/av/ world-us-canada-52497111 (дата обращения: 12.12.2020).
KMT proposals on Taiwan-US ties pass URL: www.taipeitimes.com/News/front/ archives/2020/10/07/2003744725 (дата обращения: 12.12.2020).
Spokesman: China to sanction US arms suppliers to Taiwan URL: apnews.com/ article/business-beijing-taiwan-china-fb1859059d4b37c5bb1d823bb56ca57c (дата обращения: 12.12.2020).
Taiwan island, US fabricate a 'median line,' sign of weakness: experts URL: www. globaltimes.cn/content/1201876.shtml (дата обращения: 12.12.2020).
U.S. Adds 24 Chinese Companies, Associated Individuals To Sanctions List URL: www.forbes.com/sites/siladityaray/2020/08/26/us-adds-24-chinese-companies-associa ted-individuals-to-sanctions-list/ (дата обращения: 12.12.2020).
World Bank Open Data URL: data.worldbank.org/ (дата обращения: 12.12.2020).
References
2020 Democrats' party platform fails to mention one-China principle URL: news. cgtn.com/news/2020-08-21/2020-Democrats-party-platform-fails-to-mention-one-C hina-principle-T8dMdcEemk/index.html (accessed: 12.12.2020).
Chinese Diplomat Accuses US of Spreading Coronavirus URL: www.voanews. com/science-health/coronavirus-outbreak/chinese-diplomat-accuses-us-spreading-co ronavirus (accessed: 12.12.2020).
Chinese warplanes make most median line crossings in 30 years (update) URL: focustaiwan.tw/cross-strait/202010070024 (accessed: 12.12.2020).
Chukou guanzhi fa sanshen tongguo Jinnian 12 yue 1 riqi shixing [Export control law passed the third reading Will go into effect on December 1] (In Chinese) URL: www.xinhuanet.com/2020-10/17/c_1126624399.htm (accessed: 12.12.2020).
Coronavirus: Trump suggests China 'let it spread' URL: www.bbc.com/news/av/ world-us-canada-52497111 (accessed: 12.12.2020).
KMT proposals on Taiwan-US ties pass URL: www.taipeitimes.com/News/front/ archives/2020/10/07/2003744725 (accessed: 12.12.2020).
Spokesman: China to sanction US arms suppliers to Taiwan URL: apnews.com/ article/business-beijing-taiwan-china-fb1859059d4b37c5bb1d823bb56ca57c (accessed: 12.12.2020).
Taiwan island, US fabricate a 'median line,' sign of weakness: experts URL: www. globaltimes.cn/content/1201876.shtml (accessed: 12.12.2020).
U.S. Adds 24 Chinese Companies, Associated Individuals To Sanctions List URL: www.forbes.com/sites/siladityaray/2020/08/26/us-adds-24-chinese-companies-associ ated-individuals-to-sanctions-list/ (accessed: 12.12.2020).
World Bank Open Data URL: data.worldbank.org/ (accessed: 12.12.2020).