Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЗАТРАТЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЗАТРАТЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЫ / COST MANAGEMENT / TECHNICAL AND ECONOMIC INDICATORS / METHODS FOR REDUCING COSTS / TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бостанджян В.К., Гордеева Е.В.

Статья посвящена проблеме управления затратами в транспортной сфере России и влиянию технико-экономических показателей на них. В статье описываются методы анализа этих показателей. Предлагаются методы снижения затрат. Рассматриваются тенденции развития транспортной сферы в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бостанджян В.К., Гордеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TECHNICAL AND OPERATIONAL INDICATORS ON THE COSTS OF TRANSPORT COMPANIES IN RUSSIA AT THE MODERN STAGE

The article is devoted to problems of cost management in Russian's transport sphere and the impact of technical and economic indicators on them. The article describes methods for analyzing these indicators. Methods for reducing costs are proposed. Trends in the development of the transport sector in the future are considered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЗАТРАТЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 338.28

Бостанджян В.К., бакалавр экономики студент магистратуры, 2 курс факультет «Экономики и процессов управления»

Гордеева Е.В., доцент ФГБОУ ВО Сочинский Государственный Университет

Россия, г. Сочи

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЗАТРАТЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: Статья посвящена проблеме управления затратами в транспортной сфере России и влиянию технико-экономических показателей на них. В статье описываются методы анализа этих показателей. Предлагаются методы снижения затрат. Рассматриваются тенденции развития транспортной сферы в будущем.

Ключевые слова: управление затратами; технико-экономические показатели; методы снижения материальных затрат;; тенденции развития транспортной сферы.

Bostandzhyan V.K. Bachelor of Economics, Master's degree student, 2year Faculty of Economics and Management Processes Gordeeva E. V., Candidate of Economic Sciences

Associate Professor Sochi State University Russia, Sochi

Annotation:

The article is devoted to problems of cost management in Russian's transport sphere and the impact of technical and economic indicators on them. The article describes methods for analyzing these indicators. Methods for reducing costs are proposed. Trends in the development of the transport sector in the future are considered.

Key words: cost management; technical and economic indicators; methods for reducing costs;; trends in the development of the transport sector.

Развитая транспортная сфера — необходимое условие эффективности российской экономики.

По данным информационной базы СПАРК, на современном этапе в стране насчитывается около 20 тысяч компаний-автоперевозчиков с выручкой более 1 млн рублей. Более 90% из них являются микропредприятиями, годовой оборот которых не превышает 120 млн руб.

[3]

Значительная доля малого и среднего бизнеса в структуре рынка автоперевозок характерна не только для России, но и для развитых рынков. По данным IBIS World, в США по состоянию на 2015 год 90% автоперевозчиков являлись индивидуальными предпринимателями, за несколько лет ситуация кардинально не изменилась. [4]

Важной задачей каждой из этих организаций рациональное управление затратами с целью получения максимально возможной прибыли без нанесения урона качеству транспортной услуги.

Управление затратами — это достаточно сложный процесс, направленный на формирование затрат по различным признакам, а также на снижение затрат без нанесения урона качеству предоставляемых товаров и/или услуг. [1]

Затраты — это показатель, ограничивающий прибыль. А прибыль — это главная цель любой коммерческой организации. Поэтому необходимо уделить должное внимание управлению затратами на предприятии. Важно отследить, какие показатели в значительной степени влияют на них. [2]

Исходя из предыдущих исследований, можно сделать вывод, что в транспортной сфере преобладают материальные затраты, следовательно необходимо провести анализ технико-эксплуатационных показателей, влияющие на них. Далее провести снижение затрат без нанесения урона качеству предоставляемых услуг.

Дни пребывания автомобиля на предприятии рассчитываются, исходя из дней пребывания автомобиля в эксплуатации, времени пребывания автомобиля в ремонте и простое путем их суммирования.

Готовность автомобилей к выполнению перевозок и выпуск их на линию характеризуются коэффициентами технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением количества автомобиле-дней АДг нахождения автомобилей в технически исправном состоянии на общее количество автомобиле-дней АДп пребывания автомобилей в автотранспортном предприятии.

Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяется отношением автомобиле-дней АДэ нахождения автомобилей в эксплуатации (в работе) к автомобиле-дням АДп пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии.

Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска подвижного состава на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материально-техническое снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества. [6]

В практике применяют коэффициент динамического использования грузоподъемности, определяя его делением фактического количества тонно -километров на количество тонно-километров, возможное при полном использовании грузоподъемности автомобиля.

Коэффициент использования пробега определяют делением пробега с грузом или пассажирами на общий пробег. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.

Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен путем правильного подбора автомобилей для перевозки соответствующих грузов, приспособления кузова к роду груза (например, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособления тары и упаковки к условиям перевозки, группировки сборных и мелких грузов в партии.

Производительностью автомобиля называется количество перевезенного груза в тоннах или количество выполненных тонно -километров в единицу времени.

Наиболее эффективным путем повышения производительности автомобиля является применение прицепов и автомобилей большой грузоподъемности, а также повышение коэффициентов использования пробега и грузоподъемности.

Особенно важно повышать коэффициент использования пробега при увеличении расстояния перевозки. Весьма ощутимо повышается производительность путем сокращения времени простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой, особенно при малых расстояниях перевозок. [1]

Также к числу наиболее масштабных инициатив, связанных с контролем материальных затрат транспортных организаций, можно отнести систему весогабаритного контроля, информационную систему «Эра-Глонасс». С помощью данной системы можно отследить манеру езды автомобиля, которая значительно влияет на расход топлива и, следовательно, на затраты данного оборотного средства.

На начало 2018 года в государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» было зарегистрировано свыше 1,5 млн автомобилей. Также эффект от установки данной системы состоит в ускорении получения экстренной помощи при возникновении Дорожных транспортных происшествий и возможности незамедлительной реакции в случае угона автотранспортного средства. [4]

Говоря о тенденциях, можно сказать, что многие разработчики планируют вывести на рынок автомобили с 4 уровнем автономности в течение ближайших 3-5 лет, а через 10 лет беспилотные автомобили, скорее всего, уже будут обслуживать значительную часть грузопотока. Автономные грузовики будут дороже, и их применение потребует вложений в инфраструктуру, но автономное вождение позволит существенно сократить расходы на зарплату и топливо (например, за счет следования грузовиков друг за другом в плотной колонне), а эти затраты составляют до 60% всех расходов на автоперевозки, включая амортизацию. Кроме того, возрастет скорость доставки: водитель должен соблюдать режим труда и отдыха и не может ехать 24 часа без перерыва, а для беспилотного автомобиля это не проблема. Со временем стоимость технологии автономного вождения будет

снижаться, кроме того, по мере совершенствования технологии беспилотники будут становиться менее требовательными к инфраструктуре, что также повысит их привлекательность. [5]

Использованные источники:

1. Вельможин С.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учебник для вузов/ С.В. Вельможин. - Волгоград: Волгогр. Гос. техн. Ун-т, 2013 -307с. [с. 65]

2. Лихачева В.Е. Управление затратами как фактор повышения эффективности деятельности транспортного предприятия - Екатеринбург -2017 г. — 122 с.;

3. Международная информационная группа СПАРК [Электронный ресурс] -- Режим доступа: http : //www.spark-interfax.ru/# top

4. Обзор российского транспортного сектора в 2017 году [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://natural-stiences.ru/ru/article/view?id=8685 https://investinrussia.com/data/files/sectors/ru-ru-transport-survey-2018.pdf

5. Об утверждении транспортной стратегии российской федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительстава от 22 ноября 2008 года № 1734-р // Собрание законодательства . - 2008.

6. Щербаков В. В. Управление цепями поставок: учебник под ред. В. В. Щербакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 387 с. (Серия: Профессиональное образование) [с. 99-104]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.