Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / ТРАНСПОРТНАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куш Евгений Иванович, Скрыпин Василий Сергеевич

В работе математически формализована зависимость постоянных затрат от грузоподъёмности транспортных средств и их количества в парке автотранспортного предприятия. Получена модель зависимости переменных затрат от грузоподъёмности транспортных средств и удельного расхода топлива. Проведена их статистическая оценка. Разработана модель определения общих затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF COSTS FREIGHT ROAD TRANSPORT

The paper presents mathematically formalized dependence of fixed costs on the load capacity and number of vehicles in the motor transport enterprise park. A model of the variable costs dependence on the load capacity of vehicles and specific fuel consumption has been deduced. Their statistical evaluation has been conducted. A model for determining the total cost of freight transportation by road has been developed.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ _АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Куш Евгений Иванович

кандидат технических наук, доцент Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А. Н. Бекетова

г. Харьков

Скрыпин Василий Сергеевич

аспирант

Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А. Н. Бекетова

г. Харьков

DETERMINATION OF COSTS FREIGHT ROAD TRANSPORT

Yevhen Kush, Ph.D., associate professor O. M. Beketov Kharkiv National University of Urban Economy Kharkiv Vasil Skrypin, PhD student O. M. Beketov Kharkiv National University of Urban Economy Kharkiv АННОТАЦИЯ

В работе математически формализована зависимость постоянных затрат от грузоподъёмности транспортных средств и их количества в парке автотранспортного предприятия. Получена модель зависимости переменных затрат от грузоподъёмности транспортных средств и удельного расхода топлива. Проведена их статистическая оценка. Разработана модель определения общих затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом. ABSTRACT

The paper presents mathematically formalized dependence of fixed costs on the load capacity and number of vehicles in the motor transport enterprise park. A model of the variable costs dependence on the load capacity of vehicles and specific fuel consumption has been deduced. Their statistical evaluation has been conducted. A model for determining the total cost of freight transportation by road has been developed.

Ключевые слова: грузовые перевозки, постоянные затраты, переменные затраты, грузоподъёмность, транспортная услуга.

Keywords: freighting, fixed costs, variable costs, load capacity, transport service.

Автомобильный транспорт занимает важное место в транспортной системе страны. Основной задачей его является своевременное и качественное удовлетворение потребностей как предприятий, так и населения. Социально-экономические преобразования, произошедшие за последние 20 лет, изменили требования к системе организации и управления транспортной сферой. Почти все крупные автотранспортные организации приватизированы. Существует большое количество индивидуальных перевозчиков и небольших частных предприятий. Конкурентоспособность каждого из них зависит от возможности предоставлять качественные транспортные услуги с наименьшими затратами. В современных условиях нет единого подхода к определению затрат. Каждое из предприятий использует свой метод определения затрат на перевозку, опираясь на собственный опыт, экономическое положение и реакцию рынка транспортных услуг. Поэтому актуальным является разработка подхода к определению затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом.

На данный момент в наиболее развитых странах 75-80% всего объема пассажирских и грузовых перевозок выполняется автомобильным транспортом [1]. Транспорт обеспечивает перемещение грузов, превращая процесс производства и сферу потребления в систему товарооборота [2]. В условиях рыночной экономики анализ финансового состояния автотранспортного предприятия имеет особое значение из-за того, что его результаты определяют управленческие реше-

ния. Разделение затрат на переменные и постоянные является основным условием для проведения данного вида анализа [3].

Вследствие замедления экономического развития и роста конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг перевозчики пытаются снизить расходы на транспортировку за счет применения современных технологий, использования экономичных и надежных транспортных средств. При этом выбранная технология перевозки оказывает наибольшее влияние на общие расходы транспортного процесса. К ним относят оплату труда, расходы на запчасти, топливо, смазочные материалы, общехозяйственные расходы, накладные расходы и другие [3-6]. Все эти расходы делятся на те, что зависят и не зависят от объема производства. Первую группу относят к переменным, вторую - к постоянным [5, 7].

Общие расходы на перевозку грузов определяются по следующей зависимости [7]:

с,

O

с L + с

nep n

T,

(1)

где Спер - переменные затраты, евро/км; Спост - постоянные затраты, евро/ч; L - длина маршрута, км; Т - время работы на маршруте, ч.

Расходы на транспортировку зависят от параметров технологического процесса перевозки. Их определение является неотъемлемым элементом процесса

управления автотранспортным предприятием.

На первом этапе исследования был проведен анализ экономической деятельности автотранспортных предприятий г. Харькова. Для этого были проанализированы отчеты о деятельности, в которых определялись статьи расходов, относящиеся к переменным и постоянным. Выборка предприятий и их автомобильных парков была такой, чтобы охватить максимальную разновидность транспортных средств по грузоподъемности. При этом исследовались те предприятия, в которых парки или бригады состоят из автомобилей одной марки.

Анализ полученных результатов позволил был сделан вывод, что на величину постоянных затрат влияют инфраструктура автотранспортного предприятия, площадь, местонахождение предприятия и другие факторы. Инфраструктура автотранспортного предприятия зависит прежде всего от количества транспортных средств, их типа и грузоподъемности. В результате можно сделать вывод, что на постоянные расходы автотранспортного предприятия наибольшее влияние оказывает состав автомобильного парка. При решении задачи определения постоянных расходы использовали следующую зависимость:

I С

с

¿=1

т

(2)

I с

перг

с = -¿=1

пер

I

(3)

где Спост - кгая статья постоянных затрат, евро, (например, СЗП - затраты на заработную плату, евро; Сн - накладные затраты, евро и другие), Т - время работы транспортного средства, ч.

Переменные затраты на транспортировку зависят от многих факторов, но наиболее влиятельным из них является расход топлива. Он зависит не только от условий эксплуатации, а и от конструктивных особенностей транспортного средства. Чем большей грузоподъемностью автомобиль, тем более мощный двигатель нужно на него устанавливать с большим расходом топлива. Однако зависимость расхода топлива от грузоподъемности транспортных средств имеет нелинейный характер. Необходимо учитывать то, что на маршруте может работать транспортное средство, являющееся устаревшей маркой с низкой экономичностью. Поэтому при определении переменных затрат целесообразно учитывать удельный расход топлива транспортного средства.

Переменные расходы определялись по следующей зависимости:

где С - кгая статья переменных затрат, евро, (например, Ст - затраты на топливо, евро; Сш - затраты на шины, евро; См - затраты на смазочные материалы, евро; и другие), Ьо - общий пробег за период, что рассматривается, км, п - количество статей переменных затрат.

Исследование зависимости расходов от параметров технологического процесса перевозки грузов проводится с использованием регрессионного и кор-

реляционного анализа [8]. Характеристики параметров моделей определялись с использованием методов математической статистики [8]. Значимость факторов моделей определялась с использованием критерия Стьюдента [9], информационная способность моделей - критерия Фишера [10]. Теснота связи между зависимой и независимой переменными определялась коэффициентом корреляции.

Задачу исследования влияния параметров технологического процесса перевозки грузов на общие расходы целесообразно решать с использованием метода множественной корреляции. Поэтому следующим этапом исследования было построение моделей переменных и постоянных затрат.

В результате было получено регрессионную модель определения постоянных затрат:

С™ = 0,0015^ 0<92 + 0,0389Л"0,095, (4)

где А - количество транспортных средств в автопарке предприятия, ед.,

qн - грузоподъёмность транспортного средства, т.

Значение коэффициента множественной корреляции полученной модели равна 0,987, что свидетельствует о достаточно высокой степени взаимосвязи между исследуемыми параметрами. Значение критерия Стьюдента для фактора «Грузоподъемность транспортного средства» равен 6,74, для фактора «Количество транспортных средств» - 16,41. При этом табличное его значение составляет 2,11. Модель имеет достаточно высокую информационную способность, о чем свидетельствует значение расчетного показателя Фишера - 862,22. Оценка адекватности проводилась по показателю средней ошибки аппроксимации. Ее значение равно 8,7% и соответствует допустимым пределам.

Далее было формализовано зависимость переменных затрат от грузоподъемности и удельного расхода топлива транспортного средства. Было получено двух-факторную модель, которая в отличие от существующих имеет нелинейный вид:

Спер = 0,113 • й339 + 0,067 • Яу-»'»»2 , (5)

где Rу - удельный расход топлива транспортного средства, (л/100 км)/т.

Значение коэффициента множественной корреляции полученной модели равна 0,991, что свидетельствует о достаточно высокой степени взаимосвязи между параметрами исследуемых. Значение критерия Стьюдента для фактора «Грузоподъемность транспортного средства» равна 53,75, для фактора «Удельный расход топлива» - 14,24. При этом табличное его значение составляет 2,01. Модель имеет достаточно высокую информационную способность, о чем свидетельствует значение расчетного показателя Фишера -42087,73. Оценка адекватности проводилась по показателю средней ошибки аппроксимации. Ее значение равно 2,38% и соответствует допустимым пределам.

Полученные результаты показали, что использование многофакторного регрессионного анализа позволило получить модели определения переменных и постоянных затрат с достаточно высокими статистическими показателями. Это позволяет сделать вывод о возможности их применения на практике.

На следующем этапе были формализованы модель

определения общих затрат на перевозки грузов автомобильным транспортом:

С0 = (0,113 • д0/39 + 0,067 • Яу-0'092) • Ь +

+(0,0015дя °'92 + 0,0389Л'0'095) • Т (6)

В результате проведенных исследований было получена модель определения общих затрат на грузовом автомобильном транспорте, в которую, в качестве переменных вошли грузоподъемность и удельный расход топлива транспортных средств, их количество в парке автотранспортного предприятия, протяженность маршрута и время работы. Результаты статистических показателей свидетельствуют о том, что ее можно использовать на практике.

Список литературы

1. Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие / М.Е. Майборода, В.В. Бернадский. -Изд. 2-е Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 442 с.

2. Эйхлер Л.В., Фалалеева О.В. Разработка модели управления постоянными затратами грузового автотранспортного предприятия: Монография. / Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. - 167 с.

3. 1. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миро-

тин, А. В. Куликов. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2006 - 560 с.

4. Winston C. Efficient Transportation Infrastructure Policy / C. Winston // Journal of Economic Perspectives. -1991. - 5 (1). - P. 113-127.

5. The economics of transportation system: a reference for practitioners / K. Kockelman, T. D. Chen, K. Larsen, B. Nichols. - Austin: University of Texas at Austin, 2014. - 316 p.

6. Bougheas S. Infrastructure, transport costs and trade / S. Bougheas, P. Demetriades, E. Morgenroth // Journal of International Economics. - 1999. - № 47 Issue 1. -

P. 169-189.

7. Kasilingam Raja G. Logistics and Transportation: Design and planning / Raja G. Kasilingam. - Jacksonville: Springer-Science + Business Media, B.V., 1999. - 297 p.

8. Галушко В. Г. Вероятностно-статистические методы на автотранспорте / В. Г. Галушко. - Киев: Вища школа, 1976. - 232 с.

9. Гутер Р.С., Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта / Р.С. Гутер, Б. В.Овчинский. - М.: Наука, 1970. - 432 с

10. Митропольский А. К. Техника статистических вычислений /

А. К. Митропольский. - Москва: Наука, 1971. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.