Ю. Е. Музалевская
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна
ВЛИЯНИЕ СЮРРЕАЛИЗМА НА ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОДЫ ХХ ВЕКА
Цель работы - проанализировать новое понимание сюрреалистами задач искусства, основы принципов их художественного мышления, обусловившие эстетическое новаторство; выявить особенности влияния стилистики сюрреализма, его тотальной переоценки всех эстетических ценностей на современную моду
Научная новизна. Автор на основе анализа творческого сотрудничества художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и создателя костюма Эльзы Скиапарелли, приходит к выводу, что решение ими художественных задач происходило в сфере воображения, создания художественных образов посредством гносеологических метафор. Метафоричность как принцип художественного мышления освещался в современной философской литературе, но взаимосвязь сюрреалистической метафоры и моды не становилась предметом исследования. Предельно обостряя парадоксальность, алогичность и соединяя принципиально несоединимое, творческий дуэт создал кардинально новый костюм. Работы сюрреалистов стимулировали иной взгляд на привычное и восприятие непривычного, инициировали игровой принцип творчества, намного опередивший свое время и явившийся предтечей постмодернизма.
Результаты исследования. Автор утверждает, что сюрреалисты изменили эстетическую парадигму искусства, предложив преднамеренно многозначную форму оказанного сюрреализмом влияния на развитие вестиментарной моды, изменилось и отношение к ней. Мода получила основание претендовать на возможность считаться частью искусства. Дизайнеры продолжили творческие поиски в направлении создания образов с новым чувственным началом, объединяя, на первый взгляд, несоедимые вещи в единое целое, и вкладывая в каждый образ смыслы, рождающие размышления. Таким образом, меняются принципы моды, отныне она служит не только утилитарным целям, а создает образы, обогащенные принципиально новыми подходами, открытыми сюрреалистами и расширяет возможности художественно-эстетического выражения заложенного в них смысла.
Ключевые слова: эстетика, сюрреализм, искусство, авангард, бессознательное, воображение, метафора, метод, костюм, мода
Yulia Ev. Muzalevskaya
Saint Petersburg State University of Industrial
Technologies and Design (Saint Petersburg, Russia)
THE INFLUENCE OF SURREALISM ON THE POSSIBILITIES OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF FASHION OF THE 20th CENTURY
The purpose of the work is to analyze the Surrealists' new understanding of the tasks of art, the fundamentals of their artistic thinking principles that led to aesthetic innovation; to identify the peculiarities of the surrealism influence, its total reassessment of all aesthetic values on modern fashion.
Scientific novelty. The author, based on the analysis of the creative collaboration of the surrealist artist Salvador Dali and the creator of the costume Elsa Schiaparelli, comes to the conclusion that their solution of artistic problems occurred in the sphere of imagination, the creation
of artistic images through epistemological metaphors. Metaphoricalness as a principle of artistic thinking has been highlighted in modern philosophical literature, but the relationship between surrealist metaphor and fashion was not the research subject. The creative duo created a radically new costume by exacerbating paradoxicality, illogic and combining the fundamentally incompatible. The Surrealists' works stimulated a different view of the familiar and perception of the unfamiliar, initiated the playful principle of creativity, which was far ahead of its time and was the forerunner of postmodernism.
The results of the study. The author claims that as a result of the influence exerted by surrealism on the development of vestimentary fashion, the attitude towards it has changed. Fashion has received a reason to claim the opportunity to be considered a part of art. The designers continued their creative search in the direction of creating images with a new sensual beginning, combining, at first glance, incompatible things into a single whole, and putting meanings into each image that give rise to reflections. Thus, the principles of fashion are changing, from now on it serves not only utilitarian purposes, but creates images enriched with fundamentally new approaches, open surrealists and expands the possibilities of artistic and aesthetic expression of the meaning inherent in them.
Keywords: aesthetics, surrealism, art, avant-garde, unconscious mind, imagination, method, costume, fashion
DOI 10.22405/2304-4772-2023-1 -4-44-51
Актуальность исследования. Мода в жизни общества имеет все возрастающее значение, неизбежно становясь средством обновления мировосприятия, эстетических идеалов и вкуса. В настоящее время огромный интерес к ней обусловлен обострением проблемы идентичности, смещением внимания с коммуникативных свойств моды на ее эстетическую составляющую, которая под влиянием сюрреализма изменила не только язык художественного выражения, но и психологию человека.
Теоретические предпосылки возникновения направления сюрреализма в искусстве. Авангардное направление в искусстве сюрреализм, возникшее во Франции как трансформация дадаизма, оказалось наиболее влиятельным явлением, преобразившем искусство, и предоставившем вестиментарной моде новый принцип творчества. Ни одно из направлений искусства не возникает вне связи с философскими воззрениями своего времени. Как одно из сложнейших, сюрреалистическое направление следует рассматривать в связи с большинством философских учений. Теоретическое обоснование возможно найти и в прошлом, обратившись к наследию Гегеля, так, гегелевский вывод о диалектическом синтезе и единстве противоположностей, как считал А. Бретон, является предпосылкой сюрреализма. На сюрреализм повлияли трансцендентальная натурфилософия (Ф. Шеллинг, Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Соловьев), развитие психологии (З. Фрейд, К. Юнг).
Сюрреализм распространил на художественную практику философию интуитивизма, восточные мистико-религиозные и оккультные науки. Расцвету сюрреализма способствовали эскапистские настроения в обществе, напряженно искавшего сущностные истины бытия, отразившиеся в творчестве художников, таких как Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст, Ив Танги, Андрэ Массон, Ренэ Магритт, Франсис Пикабиа и др., которые опирались в творчестве на опыт бессознательного выражения духа, будь то сновидения или галлюцинации,
мистические видения и т.п. «Если попытаться в самых общих чертах определить глобальный проект сюрреализма, то он заключается в том, чтобы сплавить желание с дискурсом человека, а эрос - с его жизнью..., уничтожить само понятие неподобающего или непристойного, заставить подсознание человека заговорить в полный голос., поиски правдоподобия в искусстве заменить чудесной игрой воображения, провозгласив его основным движителем человеческого духа» [7, с. 11]. Эстетика нового авангардного направления искусства изложена в «Манифестах сюрреализма» теоретиком и одним из его основателей А. Бретоном. В нем и других программных заявлениях сюрреалисты призывали к освобождению человеческого духа от всех сковывающих его оков: разума, логики, морали, государственности, сциентизма, традиционной эстетики, представляемой ими как «уродливое» порождение буржуазного общества. Открытие глубинных истин бытия возможно, согласно З. Фрейду, лишь в сновидениях, следуя ему, сюрреалисты, считавшие исчерпанным процесс познания, провозглашают главными принципами своего творчества автоматическое письмо и запись сновидений. Сюрреалист, по мнению А. Бретона, должен опираться на веру в высшую реальность, на ассоциативность, разрушить прежние психические механизмы и стремиться к «воссозданию состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием» [3, с. 333]. Возможность привести человека в такое состояние, расковывающее дух, сюрреалисты видели в искусстве, но в искусстве «обретенного царства свободы»; от прежнего провозглашался отказ: «Лучше никакого искусства, чем ложное искусство» [1, с. 47]. Представители этого направления искали пути нового толкования красоты, неожиданно выдвигая в ее качестве гротеск. Корни сюрреализма находятся в дадаизме, разрушительном, нигилистическом, но вектор его развития направлен к созидательности, конструктивности. Провозглашая приоритет парадоксальности, абсурда относительно реальности, художники нового направления используют приемы, раскрепощающие фантазию: декалькоманию, фронтаж, граттаж, коллаж, которые использовались и ранее. В сюрреализме «воссоздается мир обыденный, мир банальных вещей, «предметов», но обретающих внезапно некое новое звучание, обретающих загадочную «сюрреалистическую» сущность» [2, с. 314]. Обращение сюрреализма к миру обыденному и самым маргинальным формам искусства дало возможность освобождения от академических ярлыков и обновления, движения вперед. А. Бретон в «Пролегоменах к третьему манифесту сюрреализма» выразил озабоченность не столько проблемой эксплуатации человека человеком, сколько «проблемой отношений мужчины и женщины» [2, с. 61]. В его мечтах заменить «мужскую систему» общества «женской системой», царством любви и доброты» [2, с. 63]. Следовательно, обращение к сюрреализму модельеров как творцов мужских и женских художественных образов в костюме не случайно. Они использовали эффект эстетического воздействия произведений сюрреализма, основанный на сознательном применении принципа художественных оппозиций.
Использование сююреалистических принципов в создании костюма. Эстетический радикализм вестиментарной моды, которого придерживались сюрреалисты, заключался в алогичности, соединении принципиально несоединимого, предельном обострении парадоксальности, «а ведь именно эта парадоксальность образует жизненный нерв нового искусства» [1, с. 37]. Сюрреалистический эффект базируется на принципе оппозиции: далекие друг от друга в реальности объекты сталкиваются в произведении искусства. Парадоксальность художественного творчества сюрреалистов состоит в том, что для раскрытия глубоких, не лежащих на поверхности смыслов, они как бы «пересоздают» действительный мир, в котором обыденные вещи вступают на территории художественных произведений в непредсказуемые отношения. Разрушая традиционалистский порядок, они заменяют объективную картину мира воображаемыми образами, и не только эстетически, но и самой формой художественного сообщения - гносеологической метафорой, по мнению У. Эко, утверждают «как бы поле вероятности, «двусмысленность» ситуации, способной стимулировать каждый раз новый деятельный и интерпретативный выбор» [10, с. 86].
Успешность воплощения идей сюрреалистов в моделировании одежды обусловлена непосредственным участием в этом процессе знаменитого художника Сальвадора Дали; опираясь на фрейдизм, Дали как личность, захваченная иррациональным порывом, создавал свои парадоксальные произведения соединением существ реальной действительности и созданных его воображением, помещая их, с точки зрения обычной логики, в абсурдные ситуации. Подобный принцип был положен в основу создания костюма. Сюрреализм в моде отличается в подходе, выявляющем скрытое в подсознании, он идет от противоположного: костюм становится защитой человека. Так, в творчестве выдающейся художницы-модельера Э. Скиапарелли костюм смещает акценты с внутреннего состояния, душевных переживаний - на внешнее выражение, все художественные средства - эпатаж, иллюзии и обманки, необычные вышивки, и др. призваны скрыть внутреннюю сущность, закамуфлировать комплексы, спрятать боль. В совместном творчестве С. Дали и Э. Скиапарелли созданы в 1937 г. «Шляпа-туфля», экстравагантные модели «Платье с омаром» и «Платье с вырванными лоскутами». Э. Скиапарелли, обладающая красочным восприятием мира, пониманием красоты, особым видением человека в обществе, стала достойной выразительницей идей своего наставника и соавтора. Но и в произведениях, созданных ею самостоятельно, заметно умение соединять исторические ассоциации с современным миром; ее модели соединяют элегантность и необычность, демонстрируют обладание юмором, развивают идею видимого, «того, чего нет» или что является другим. «Мода для Скиапарелли - театр, перформанс, т.е. форма искусства. Вращаясь в бурном водовороте художественной жизни своего времени, она создала собственное направление в моде, со своими почерком, эстетикой, игрой кодами. Она стала первопроходцем пути, созданного ею самой» [7, с. 161]. «Сюрреализм предоставил эстетическое обоснование, которое оправдывало попытки изменить коннотации одежды и частей тела» [5, с. 140]. «Так,
знаменитая шляпа-туфля, кажущаяся лишь эпатирующей шуткой, имеет и другой подтекст, воплощающий сюрреалистический принцип соединения несоединимого - разума и эротики. К нему можно отнести и другие творения Скиапарелли: платье-комод с карманами в виде выдвижных ящичков, перчатки с золотыми когтями, украшение-ожерелье, наполненное яркими насекомыми, создающими впечатление ползущих вокруг шеи» [7, с. 161]. Ее лоскутное платье покрыто узором, создающим иллюзию потертости; а печатный рисунок, имитирующий газетный лист с текстом, предвосхитил внедрение в практику моделирования графических приемов поп-арта. Принцип работы модельера -«вырвать» какой-либо предмет из привычного окружения и подать его в другом контексте. Так она создала платье «Скелет», показав на лицевой стороне платья ребра и позвоночный столб. Эффект был создан при помощи подкладки и набивки нужных участков ватой. Для того времени идея была сверхреволюционная, а для последователей в профессии стала своего рода ориентиром эпатажа и ее не единожды процитировали в модном мире. Ирония плюс эротизм - вот лозунг творчества самого оригинального дизайнера костюма первой половины прошлого века. В этом она следовала за учителями-художниками, творившими в сюрреалистическом направлении С. Дали и Р. Магриттом. Так, платье комод ассоциируется с известной картиной С. Дали «Венера Милосская с ящиками», ожерелье с насекомыми, - с муравьями на его «Сюрреалистическом бюсте». С. Дали предстает и в жизни, и в творчестве «как «человек играющий» (Homo Ludens по Й. Хейзинге); игра выступает у него и как некий аналог «игре» стихийных сил, и вместе с тем она привлекает художника конструктивностью» («Искусственностью») [5, с. 11]. «Работы сюрреалистов стимулировали новый взгляд на привычное и восприятие непривычного. Игровой принцип творчества руководил и Э. Скиапарелли, в эпоху постмодернизма «человек играющий» займет ведущую роль, а тогда в тридцатые годы ХХ века модельера называли «шокирующая» Эльза, а Дали-сумасшедшим художником. Сам Дали парадоксально-критическим назовет свой «критический метод, подчеркивая этим определением, что болезненное сознание проверяется трезвым критическим умом» [5, с. 6]. Как художник, остро чувствующий нарастающее безумие мира, С. Дали до предела развивает приоритет иррационального, его сюрреалистические фантазии лишь отражают общие настроения. Для восприятия картин художника, прочтения заложенных автором смыслов, кодов необходимо включение ассоциативности зрительского воображения.
Э. Скиапарелли «была первым настоящим модельером от авангарда и пионером стратегии позднего авангарда в моде, а вернее, стратегии деконтекстуализации и реконтекстуализации объектов, смешения «высокого» и «низкого», использования неожиданных цветов и материалов и т. д.» [9, с. 144]. Плодотворное сотрудничество Дали с модельером Скиапарелли послужило дальнейшему взаимопроникновению искусства и моды, «привлечению мира моды к движению сюрреализма» [9, с. 144], которые изменили представление о моде как несущественной части культуры, и способствовали в признании ее самостоятельной формой искусства. Сюрреализм занимает особое место в ряду
многочисленных эпатажных направлений авангардного искусства, как отражающий в наиболее полной мере и ярко выраженной художественной форме всю остроту и масштабность переходного периода культуры от искусства классического к новому, принципиально отличающемуся от традиционного. В нем наметились те основные приемы, средства, методы и принципы арт-мышления, которые стали основополагающими в культуре второй половины прошлого века.
Отражение новых подходов к костюму в моде ХХ века. Как и во все времена, в веке ХХ-м «мода является подлинной ареной для таких индивидов, которые внутренне несамостоятельны, нуждаются в опоре, но которые вместе с тем ощущают потребность в отличии, внимании, в особом положении» [6, с. 277]. В переходные периоды усиливается стремление к эксперименту, поиску новых возможностей искусства, то есть, возрастает значение игрового начала, эти тенденции характерны и для моды. В прежних исторических периодах подобное состояние переходной эпохи, акцентирующее парадоксальность в восприятии действительности, вариативность форм трансформирующейся культуры наблюдалось в период романтизма и выразилось в стилевой форме барокко. Необходимо отметить, что влияние искусства и, в частности, сюрреализма имеет место преимущественно в сфере Высокой моды как формирующей концепции. Пьер Бурдьё, одним из первых обращается к проблеме Высокой моды как феномена, и в работе «Высокая мода и высокая культура» [4] поднимает вопросы положения ее в социальной иерархии ценностей, возможности оценивать ее как часть художественной системы, направленной на формирование ценностей. Именно на эту область моды, влияющую на становление вкуса и вкусового доминирования, и оказывают влияние новейшие художественные направления. Модельеры, обращающиеся к сюрреалистическим приемам, преследуют те же цели, что и художники -закладывают в костюм глубокий альтернативный смысл в закодированной форме, распознать который способен далеко не каждый» [7, с. 161-162]. Утвердилось мнение, что как художественная школа и принцип, открывающий принципиально иные горизонты выражения внутреннего мира личности и формирующий новую эстетику, сюрреализм исчерпал себя к концу 1950-х гг. Однако, в контексте следования модельеров за великими художниками, возможно рассматривать творчество Кристобаля Баленсиаги, в моделях которого обтекаемые скульптурные формы ассоциируются с картинами Жана Миро. Неожиданно принципы сюрреализма становятся актуальными через много лет, в 1970-е гг. Дизайнерский дуэт Viktor & Rolf создает коллекции в духе провокационных работ Мориса Дюшана; их оригинальное творчество отличает сочетание высокого мастерства с абстрактной визуальной эстетикой; типично сюрреалистическое решение представлено в коллекции 2022/23 «Сюрреалистические плечи», где модели одеты в костюмы с объемными подплечниками, поднимающими плечи почти до уровня ушей. Ярким примером продолжения сюрреалистических принципов в моде является коллекция Moschino, вдохновленная творчеством Дали и его «Плавящимся часовым механизмом», - эффектные черные шиньоны с шипами напоминают
замерзших в полете птиц. Авторы подчеркивают, что сегодняшнее искаженное время требует воплощения в вещах, кажущихся знакомыми, а на самом деле оказывающихся иными. Мартин Марджела, основу творчества которого составляет гротескная эстетика, также использует техники, характерные для сюрреализма, гротескного в своей основе. Так, в одной из последних его коллекций представлена шуба, сшитая из двух разнохарактерных шуб по принципу лоскутного шитья, в результате она оказывается снабженной четырьмя рукавами. При любом способе надевания, два рукава остаются лишними. Современный сюрреализм представлен в творчестве дизайнеров Демны Гвасалии, А. Микеле и многих других. Александр МакКуин во многом следовал сюрреалистическим настроениям, каждая его прижизненная коллекция наполнялась глубоким внутренним смыслом, который нуждался в проникновенном понимании сути. Продолжают следовать принципам своей основательницы и дизайнеры модного дома «Скиапарелли», в их коллекциях преобладают образы, навеянные фантазиями и снами.
«Современное искусство, опережая социальные науки и социальные преобразования, пытается найти разрешение нашему кризису, и находит его на том единственном пути, который для него открыт, в сфере воображения, предлагая нам образы мира, являющиеся как бы гносеологическими метафорами» [10, с. 8]. Характеристика современного искусства, данная Умберто Эко, в полной мере относится к его сюрреалистическому направлению. Сюрреализм, все творческие устремления которого были направлены на то, чтобы познать и передать миру скрытый смысл бытия, а познав, выйти за пределы границ дозволенного, обрести личную свободу, заложил основы экспериментальной моды. Сюрреалисты, наработавшие в моде множество принципиально новых приемов, подходов, оказали существенное воздействие на художественно-эстетическую культуру ХХ века. В настоящее время вестиментарная мода, следуя за созидательностью сюрреализма, становится своеобразной философской лабораторией, постигающей окружающий мир и раскрывающей потенциальные возможности его художественно-эстетического выражения.
Литература
1. Адорно Т. В. Эстетическая теория / пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2001. 527 с.
2. Андреев Л. Г. Сюрреализм. М.: ИД ГЕЛЕОС, 2004. 232 с.
3. Бретон А., Арагон Л. Антология французского сюрреализма. 20-е годы / под ред. С. Исаева, Е. Гальцовой. М.: ГИТИС, 1994. 392 с.
4. Bourdieu P. Haute couture et haute culture // Questions de sociologie. Paris: Editions de Minuit, 1984. P. 196-206.
5. Завадская Е. В. С. Дали. М.: Изобраз. искусство, 1992. 64 с.
6. Зиммель Г. Избранное : в 2 т. Т. 2 : Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. 277 с.
7. Мода и искусство : сборник эссе / ред. А. Гечи, В. Караминас. М.: НЛО, 2015. 272 с.
8. Музалевская Ю. Е. Образы мужественности/женственности в костюме: от эволюции в прошлых эпохах к трансформации в ХХ - начале XXI вв. : монография. СПб.: [б. и.], 2019. 256 с.
9. Свендсен Л. Философия моды / пер. с норв. А. Шипунова. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 256 с.
10. Eco U. Opera aperta. Milano: Bompiani, 1962. 370 p.
11. Шенье-Жардон Ж. Сюрреализм. М.: НЛО, 2000. 416 с.
References
1. Adorno T. V. Esteticheskaya teoriya [Aesthetic Theory], trans. by A.V. Dranov, Moscow, Respublika Publ., 2001, 527p. [In Russian]
2. Andreev L. G. Syurrealizm [Surrealism], Moscow, Izd.dom GELEOS Publ., 2004, 232 p. [In Russian]
3. Breton A., Aragon L. Antologiya frantsuzskogo syurrealizma. 20-ye gody [Anthology of French Surrealism. 1920s ] ed.by Isaev S., Galtsova E., Moscow, GITIS Publ., 1994, 392 p. [In Russian]
4. Bourdieu P. Haute couture et haute culture, Questions de sociologie, Paris, Editions de Minuit Publ., 1984, Pp. 196-206. [In French]
5. Zavadskaya Ye. V. S. Dali [S. Dali], Moscow, Izobraz. Iskusstvo Publ., 1992, 64 p. [In Russian]
6. Simmel G. Sozertsaniye zhizni [Contemplation of life], Izbrannoye [Selected writings], Vol. 2, Moscow, Yurist Publ., 1996, 277 p. [In Russian]
7. Moda I iskusstvo; sbornik esse [Fashion and art:collection of essays], ed. by Gechi A., Karaminas, Moscow, NLO Publ., 2015, 272р. [In Russian]
8. Muzalevskaya Yu. Ye. Obrazy muzhestvennosti/zhenstvennosti v kostyume: ot evolyutsii v proshlykh epokhakh k transformatsii v XX-nachle XXI vv. [Images of masculinity/femininity in costume: from evolution in past eras to transformation in the 20th and early 21st centuries] Sant-Peterburg, 2019, 256 p. [In Russian]
9. Svendsen L. Filosofiya mody [Fashion: A Philosophy], trans. by A. Shipunov, Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2007, 256 p. [In Russian]
10. Eco U. Opera aperta, Milano, Bompiani Publ., 1962, 370 p. [In Italian]
11. Chénier-Jardon J. Syurrealizm [Surrealism], Moscow, NLO Publ., 2000, 416 p. [In Russian]
Статья поступила в редакцию 18.11.2023 Статья допущена к публикации 15.12.2023
The article was received by the editorial staff18.11.2023 The article is approved for publication 15.12.2023