зтносоциология и социология культуры
(ETHNo & CULTURAL SOCIOLOGY)
Б01: 10.12731/2218-7405-2015-1-7 УДК 130.2
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВЫ СЮРРЕАЛИЗМА
Ефимова Л.В.
Для учёных и работников сервиса всегда была актуальной задача не простого информирования реципиентов, а такой подачи материала, форм и методов работы, при которых происходит формирование и совершенствование эстетического сознания людей. Экскурсии по музеям мира, реальные и виртуальные, неизбежно приводят нас к знакомству с творчеством сюрреалистов и проблеме того, как сформировать эстетическое сознание студентов так, чтобы их аксиологическая шкала не была искажённой, чтобы личность чётко выделяла главные нравственные ценности, отделяла зёрна от плевел и вместе с тем имела широкий круг эрудиции, представление о самых разнообразных явлениях искусства.
Некоторые постулаты эстетики романтизма близко перекликаются с сюрреализмом. Так, например, Новалис полагал, что только поэт с помощью интуиции может отгадать смысл жизни. Общность исходных эстетических постулатов романтизма и сюрреализма всё же весьма относительна, во многом внешняя и не захватывает их художественных концепций. В отличие от романтиков, художественная мысль сюрреалистов алогична, в ней царят произвольно-капризные ассоциации и причудливые сравнения. Сюрреализм проник во многие области нашей жизни и оказался связан со многими видами деятельности, но для большинства людей данное направление призвано удовлетворить потребность в познании.
В статье показано, что сюрреализм - интересное для творцов и психологов течение, которое в будущем имеет перспективы дальнейшего развития, но надо осторожно относиться к этическим постулатам представителей данного направления.
Ключевые слова: сюрреализм; романтизм; эстетика; творчество.
SOCIO-CULTURAL AND AXIOLOGICAL FUNDAMENTALS
OF SURREALISM
Efimova L.V.
For scientists and service workers has always been an actual the problem of not simply informing recipients, such a materialfeed, forms and methods of work at which the formation and improvement of people's aesthetic consciousness happen. Tours in the museums in the world, real and virtual, will inevitably lead us to get acquainted with the work of the Surrealists and the problem of how to generate aesthetic consciousness of students so that their axiological scale has not been distorted, and the person clearly stresses the main moral values, separated the wheat from the chaff, and at the same time has a wide range of erudition, the conception of a wide variety phenomena of art.
Some postulates of aesthetics of Romanticism are close in common with surrealism. For example, Novalis believed that only a poet through intuition can guess the meaning of life. The generality of the original aesthetic postulates of Romanticism and Surrealism is still very relative, in many aspects surface and does not capture their artistic concepts. In contrast to the romantic, artistic thought of Surrealists is illogical, random capricious associations and whimsical comparisons reign in it. Surrealism penetrated into many areas of our lives, and is associated with many activities, but for most people it is designed to meet the need for knowledge.
The article shows that surrealism is interesting for artists and psychologists current that in the future has the perspectives for further development, but we must be wary of the ethical postulates of representatives of this trend.
Keywords: surrealism; romanticism; aesthetics; creativity.
Для учёных и работников сервиса всегда была актуальной задача не простого информирования реципиентов, а такой подачи материала, форм и методов работы, при которых происходит формирование и совершенствование эстетического сознания людей. Экскурсии по музеям мира, реальные и виртуальные, неизбежно приводят нас к знакомству с творчеством сюрреалистов и проблеме того, как сформировать эстетическое сознание студентов так, чтобы их аксиологическая шкала не была искажённой, чтобы личность чётко выделяла главные нравственные ценности, отделяла зёрна от плевел и вместе с тем имела широкий круг эрудиции, представление о самых разнообразных явлениях искусства.
Один из способов правильного формирования сознания - это диалектический подход к явлению, такое его рассмотрение, при котором одна и та же сторона для какой-то одной области будет ценной, а для какой-то иной сферы - вредной. Диалектика также предполагает изучение явление в развитии и взаимосвязи с другими. Как говорил Г.В.Ф. Гегель, чтобы понять сущность явления, надо знать, как оно возникло, развивалось, какие имеет перспективы. Рассказ о каком-либо сюрреалистическом феномене искусства можно предварить справкой о течении сюрреализм и его представителях. При этом автор должен выразить свою позицию относительно того, что сюрреалисты предлагают миру в качестве ценностей. Как указывает В.В. Бычков, «эстетика сюрреализма была изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бре-тона». Творцы данного направления «призывали к освобождению человеческого «я», человеческого духа от «оков», логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможности человека. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда, выразить в своих произведениях» [4, с. 420]. Реальность мистического, чудесного, подсознательного, снящегося, инфернального - вот что хотели показать миру художники данного направления, вводя термин сюрреализма. С самого начала этого направления этика художника оказалась противопоставленной привычной этике человека. Данное художественное направление поставило в центр своего внимания смятенную личность «в таинственном и непознаваемом мире». Концепцию личности в сюрреализме можно было бы кратко выразить в формуле агностицизма: «Я человек, но принципы моей личности и мира расплылись. Я не знаю, где начинается моё «я» и где оно кончается, где мир и что он такое» [2, с. 334]. С точки зрения привычной этики беспредел начинается там, где свобода одного человека перестаёт быть ограниченной свободой другого. Есть внутренний мир личности, святая святых, который не может рассматриваться как чужая собственность, особенно без согласия владельца. Айрис Мёдок в книге «Чёрный принц» говорила о том, что человек должен знать свои границы, чтобы не блуждать комком протоплазмы по чужим жизням. Личность должна понимать, что она при всём уважении и толерантности к другим не всеядна. Но то, что в этике воспринимается иногда со знаком минус, в эстетике, напротив, даёт роскошные плоды, так предметом искусства является и наше воображаемое «я» и мир, созданный этим воображаемым «я». Для отдыха и новой работы человеку нужны разрядка, сильные эмоции, освобождение подсознания, когда из пещеры ночи могут вылететь и светлые и тёмные духи. В последнем случае искусство может быть полезно лишь, пока оно замещает действительность, предлагая виртуальное удовлет-
ворение не укладывающихся в рамки социума потребностей. Для психологии, психоанализа, антропологической гносеологии сюрреалистическое искусство оказывается очень полезным, так как оно даёт возможность изучать человека в его непосредственных проявлениях, видеть не только его Суперэго и Его, но также Ид, наблюдать истинные, а не запрограммированные моралью и законами общества отношения с микрокосмом и макрокосмом. Слияние с миром до забвения собственной личности, её растворения в первозданности бытия показано в стихотворении отдавшего дань сюрреализму Гарсиа Лорки «На иной лад». В древней первозданности не было имён, были лишь звуки, часто бессмысленные. Даже звук своего имени - примета от другого времени чужд лирическому герою, погружающемуся в первозданное бытие. Мы видим у Гарсиа Лорки много сложных сюрреалистических образов: «глаза мои бродят сами, глаза мои стали псами», зажгли золотые звёзды в глазах природы» [7, с. 22]; «паук тишины, сети тайной полны» [7, с. 27]. Моменты построения образа не менее важны, чем предмет изображения. Обычно говорят, что объекты творчества сюрреалистов - это «Сны, сверхъестественные состояния, сумасшествия. Поэзия сюрреалистов тяготеет к темам «сны и галлюцинации» («Бдение» Андре Бретона), пестрота настроений и чувств («Воскресение» Филиппа Супо)» [3, с. 360]. Но темы мало для того, чтобы определить направление произведения. Например, можно описать сон, но стихотворение будет просто лирическим. Прочитаем текст стихотворения И. Лесной-Ивановой «Как милостивы к нам бывают сны»:
Как милостивы к нам бывают сны! Убитые приходят к ним с войны И к жёнам возвращаются мужья, И к матерям забытым - сыновья. Ты двадцать лет приходишь по ночам. Сначала молодой, потом седой, И мы на кухне пьём грузинский чай, Мы ссоримся и миримся с тобой. Я свято верю этим лживым снам, Мой кареглазый, ласковый ты мой! Как хорошо порой бывает нам Бродить в полях, одетых синей мглой! Спасибо, что приходишь по ночам! Спасибо снам за ту судьбу вторую, За ту, что в жизни разломали нам, Я засыпаю снова, я ликую! [5, с. 88].
Для того, чтобы это произведение приобрело сюрреалистическую окраску, надо изобразить, что во сне является не человек, а, например, летающий человек, дракон, какое-то фантастическое существо. Сюрреалистическое стихотворение и стихотворение лирическое могут ставить разные цели. Лирическое - вызвать сочувствие, проникнуться мировидением автора, его сложной ситуацией. Сюрреалистическое - прежде всего вызвать шок, удивление, переворот в мировидении, а потом уже все остальные чувства. Для этого людям, творящим в русле сюрреализма нужны шокирующие, фантазийные образы, часто изображающие неземное существо. Конечно, действительность стремительно изменяется. То, что когда-то казалось шоком, - в сегодняшнем мире в порядке вещей. Например, поэта Поля Элюара травили за его необычные эпитеты, в частности, эпитет «оранжевые волосы». Сегодня и голубой цвет волос не шокирует людей. Мы видим в тексте и фантастический образ - «сердце твоё химерической формы». Химера - символ зла, а также необычной мечты. В контексте стихотворения появляется мысль, что любовь к музе, воплощённая в реальность, - это необычная мечта поэта. Сюрреализм по глубине образа сходен с символизмом, но разница заключается в том, что в символизме образ - это знак с предельно большим количеством значений, понятных лишь посвящённым и имеющим приращение смысла, а в сюрреализме образ - это нечто шокирующее и в целом непознаваемое, загадка Сфинкса. Художник словно говорит: «Мир сложнее, чем Вы думаете, я сложнее, чем Вы думаете». Ю. Борев указывает: «Поэтика сюрреализма зиждется на постулатах, антибанальность любой ценой, ясность граничит с глупостью. Эти постулаты находят своё воплощение в повышенной метафаричности. Метафаричность доводится до сопоставления друг с другом несопоставимых предметов... Метафора становится не средством познания мира, а способом его затемнения, придания ему загадочности и чудесности» ... Поэмы превращаются в наборы метафор, которые трудно расшифровать» [3, с. 363].
«Идеальной моделью сюрреалистического образа становится встреча на операционном столе швейной машинки и зонтика» [3, с. 338]. Метафоричность сюрреализма рождает образы внереальные, загадочные и таинственно зыбкие. Так Поль Элюар в «Объяснении в любви» пишет:
Ты единственная, и я слышу Траву твоего смеха [3, с. 338].
Трудно определить, как родится этот образ: любящие отдыхали в траве и показалось, что трава смеётся, или здесь заключена мысль поэта, что над ним смеётся тот, кто ниже по развитию, или же смех мягкий, как трава. Гипертрофированная метафора - это соединение далё-
ких ассоциаций. К сюрреалистическим образам можно отнести название произведения Л. Андреева «Красный смех», любые соединения цвета и звука в стихах. Поэты-сюрреалисты были преданы своему делу и не жалели на него ни времени, ни средств. По свидетельству Доменика Бона, автора книги «Гала. Женщина - миф», Филипп Супо принадлежал к верхушке буржуазии. Он родился в Шавиле, был родственником автомобильного магната Рено [1, с. 119]. Вместе с Андре Бретоном они задумали и издали «Litterateur» - журнал для того, чтобы печатать свои стихи и любимые стихи старых и новых авторов... Филипп Супо финансирует печатанье «Litterateur» за счёт отцовского наследства [1, с. 123]. Если художественные произведения сюрреалистов имеют большую эстетическую ценность, то их этические высказывания заставляют насторожиться. Ю. Борев перечисляет ряд из них: «Мораль противоположна счастью с тех пор, как я существую». Ф. Пиккабиа .Отвращение к социальной жизни П. Эммануэль ... И вот моему разуму открывается совершено ясно абсурдность человеческих группировок». Пьер Уник ... «Безразличие к истории (Р. Шар), нет истории, кроме истории души» (С.Ж. Перс), «Безразличие ко всему на свете» [2, с. 337]. Когда эти принципы из искусства переносятся в жизнь, корабль жизни оказывается в плачевном состоянии» (С. Есенин). Характерен пример Поля Элюара. В юности он женился по взаимной любви на подруге Марине Цветаевой Елене Дьяконовой, которая войдёт в историю искусства по именем Гала. Как свидетельствует Доминик Бона, молодые люди познакомились в санатории, где лечились от туберкулёза. Среди многих средств лечения врачи предписывали пациентам хорошее настроение. Это было не всем доступно, так как туберкулёз часто не вылечивался, несмотря на старания врачей, и люди об этом знали. Взаимная любовь Гала и Поля Элюара сотворили чудо: тяжёлая болезнь отступила. Ради Поля Элюара Гала оставила Россию. Её признание в любви, письма Полю кажутся безумными: «У меня нет никаких способностей ни ума, ни воли - ничего, ничего, ничего, кроме любви. Это ужасно. Вот почему если я потеряю тебя, то потеряю и саму себя тоже, я уже не буду больше Гала - я буду бедной женщиной, каких существует многие тысячи... Во мне нет ничего от меня самой: всем, что есть у меня, полностью владеешь ты, и если ты меня любишь, ты сбережёшь свою жизнь», - пишет она Полю на фронт в период Первой мировой войны» [1, с. 75-76]. Кажется Гала живёт только интересами Поля, пытается сделать его жизнь яркой, разнообразной, но вот появляется в их жизни друг - художник Макс Эрнст. Поль Элюар позволяет себе брак втроём и в результате «оказывается исключённым из любви Гала». «В глазах Гала и Макса он потерял все шансы на успех. Он превратился в беспомощного зрителя, жертву собственного благородства и дружеских порывов». [1, с. 226] На самом же деле он пал жертвой нарушения этических норм священного брака, поскольку одобрил жизнь
втроём и даже провоцировал Гала на измену. Вскоре у Поля Элюара появляется ещё более сильный и уже непобедимый соперник - Сальвадор Дали. Личность Сальвадора Дали обворожительна. Гарсиа Лорка, попав под влияние Дали, сочиняет ему оду в 113 строк. Лорка, которого расстреляют фашисты, не предвидит, что объект его вдохновения будет сторонником Гитлера и ярым защитником буржуазных ценностей, хотя и станет эпатировать буржуа и смеяться над этим. Дали, как указывает Доминик Бона, боготворит Гала. Эта любовь была обусловлена подсознанием: «В детстве Сальвадор любил девочку, похожую на Гала, и эту девочку он узнаёт в ней. Он зовёт её своей ... воскресшей» [1, с. 292]. Гала становится не просто женой, не просто любимой, но и вдохновительницей его картин и своего рода продюсером творчества художника. Он придаёт мистическое значение даже внешним чертам Гала. Так, например, родинки на её теле Дали воспринимает как знаки редкой личности, хранящей «внутреннее солнце, заключающееся в них божественное начало» [1, с. 465]. «Когда Дали описывает свою любовь к Гала, лучшее сравнение он находит в мифологии: «Гала становится Ледой, царицей Спарты, женой Пиндара, которая влюбилась в главного из богов. Свою жизнь художник считал реинкарнацией старшего брата. Жену он отождествлял также с матерью. Гала удовлетворяет его потребность в материнской заботе» [1, с. 495]. Чтобы понять картины Сальвадора Дали хотя бы на одну треть, надо хорошо знать историю культуры. Например, в основе картины «Леда Атомика» лежат сразу два культурных пласта: древнегреческая мифология и религия брахманизма. Само название одной из картин Дали не может не вызвать недоумения, если человек не знаком с теорией реинкарнации. Эта картина «Дали в возрасте шести лет, когда он был ещё девочкой, приподнимает море, чтобы взглянуть на беременную собаку». Люди, знакомые с религией брахманизма, понимают, что указанное в названии явление почти возможно. Сама по себе картина представляет глубокую философскую загадку, прикосновение человека к тайне, в которой море - это феномен, закрывающий ноумен. Приоткрывающийся покров найти - всего сущего, говорит о том, что сверхреальность - это воссоздание материи, постоянное воспроизведение ею самой себя. Проникновение в сверхреальность иногда несёт пророческие открытия. Например, на картине «Пейзаж с телефонной трубкой» предсказано, что Дали предвидел изображение сотового телефона. Телефонная трубка, лежащая на проводе, отдалённо напоминает изображение XXI века. Художник опрокидывает представления о живой и неживой природе, показывает, как безжизненном может быть живое и как одухотворённо неживое. На картине «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения» изображена спящая на льдине женщина. Во сне она видит фантастического слона на ходулях, двух летящих по воздуху тигров, один из которых появляется из рыбы, выплывающей из огромного
граната. В руку спящей воткнут штык. С другой стороны изображена летающая вокруг граната пчела. Данное произведение имеет несколько трактовок. Во-первых, мы можем увидеть, как подсознание, реагируя на внешние призраки, делает из мухи слона. Опасность от укуса пчелы трансформируется в образ двух тигров, которые имеют сходную с пчелой окраску, и в образ винтовки со штыком, укол которого имеет сходное с укусом пчелы болевое ощущение. Во-вторых, можно предположить, что это изображено неутолённое сексуальное желание художника. Одна трактовка не исключает другую. Например, мы можем предположить и третий вариант: женщина, знающая, что она объект чьего-то желания, во сне испытывает страх перед ним. Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» в какой-то мере напоминает об экзистенциальном и перцептуальном времени, а также о том, что предметы хранят события, относящиеся к какому-либо временному периоду. Ю. Борев указывает, что С. Дали утверждает: «Сюрреализм - это я» [3,с.366]. Его живопись не у всех получила признание. Были и критики. В отличие от Поля Элюара, тоже подвергавшегося критике, но не умевшего ответить своим врагам так, чтобы они навсегда замолчали, Дали однажды сфотографировался со стадом баранов. «Фотография была размещена в газетах с подписью: «Я и мои критики» [3, с. 369]. Чтобы понять картины Сальвадора Дали, надо отвлечься от реальности и вместе с тем знать очень хорошо культуру в целом, так как там много всевозможных иллюзий. Первоначально сюрреализм кажется многим революционным, так как вроде бы он противопоставляется мещанской пошлости и благоразумию буржуазного мира. Но это противопоставление показное. И в сюрреализме, и в жизни богатых слоёв общества царит гедонизм, который определяет и уничтожает всё, мешающее его проявлению. О живописи Сальвадора Дали критик Байард говорил: «Его живопись ... рождает психический кризис, который продуцирует весь наш сладкий рай и документирует также несомненное удовольствие жизни в нём» [3, с. 372]. Как указывает Ю. Бо-рев, первоначально под знамёна сюрреализма встали П. Пикассо, П. Неруда, Ф.Г. Лорка, П. Элюар, Л. Арагон. Однако они вскоре они отошли от сюрреализма. Но в среде учёных далеко не случайно весьма популярна и живопись Дали, и творения Марка Шагала. В учебнике П.С. Гуревича тему «Феномен Прекрасного» предворяет репродукция картины Марка Шагала «Прогулка», на которой изображено счастье взаимной любви. Мужчина идёт по земле и держит за руку женщину, которая парит в воздухе. Принцип изображения счастья как человека, летящего без крыльев, пришёл с картин Марка Шагала в современную эстетику. Сюрреализм связан и с традициями, уходящими в далёкую историю культуры, и с нашей современностью, и с нашим будущим. В психологии сюрреализм имеет корни в теориях З. Фрейда, К. Юнга, с его коллективным бессознательным, восходящим к мифу, Адлера. Некоторые по-
стулаты эстетики романтизма близко перекликаются с сюрреализмом. Так, например, Новалис полагал, что только поэт с помощью интуиции может отгадать смысл жизни. Чувство поэзии имеет для Новалиса много общего с чувством мистического, неизведанного, сокровенного. Поэт, согласно Новалису, творит в беспамятстве. Он представляет собой в собственном смысле субъект-объект, единство души и мира. По этому поводу французский критик Морис Надо в книге «История сюрреализма» пишет: «С романтизмом французским, английским и, главным образом, немецким началось вторжение в литературу и искусство вкуса не только к старинному, причудливому, неожиданному, но и к противопоставлению уродливого прекрасному, к снам, мечтаниям, меланхолии, ностальгии по потерянному раю, и в то же время возникло желание выразить невыразимое» [3 с. 358]. Общность исходных эстетических постулатов романтизма и сюрреализма всё же весьма относительна, во многом внешняя и не захватывает их художественных концепций. В отличие от романтиков, художественная мысль сюрреалистов алогична, в ней царят произвольно-капризные ассоциации и причудливые сравнения» [3, с. 357-358]. К проявлениям сюрреализма конца ХХ начала XXI века можно отнести некоторые картины Николаса Сафронова. Используются методы сюрреализма и в бизнесе. Много сюрреалистических рекламных проектов представлено в книге Х. Кафтанждиева « Образ женщины в рекламе», читать которую нужно осторожно, помня о различии ценностей этики и эстетики, о том, что целомудренные женщины, не отрицая сюрреализма в целом хотели бы видеть себя в иных не столь эротичеческих сюрреалистических образах, какие иногда можно увидеть на страницах данного произведения. Итак, сюрреализм проник во многие области нашей жизни и оказался связан со многими видами деятельности, но для большинства людей данное направление призвано удовлетворить потребность в познании. Для развития эрудиции реципиентов можно при рассказе о сюрреализме сделать акцент на те места, города, музеи мира, которые наиболее связаны с деятельностью сюрреалистов. Например, предложить им расположить картины С. Дали в соответствии с их реальным пребыванием в городах и музеях. Выяснится, что, чтобы увидеть подлинники Дали, надо объездить много стран и городов, побывать в Мадриде, Фигаресе, Барселоне, Роттердаме, Мюнхене, Глазго, Бельгии. У людей сложится впечатление, что изучение эстетики - это не накопление мёртвых знаний, а приобретение багажа, необходимого для жизни современного культурного человека, для которого реальные и виртуальные путешествия по музеям мира и страницам биографий знаменитых людей - это приятная необходимость, без которой немыслимо развитие и совершенствование личности. Вместе с тем мы не должны формировать всеядного потребителя искусства, а стремиться создать личность думающую, анализирующую, мыслящую нравственно и диалектично и для этого очень
подходят сложные направления в искусстве. Таким образом, сюрреализм - интересное для творцов и психологов течение, которое в будущем имеет перспективы дальнейшего развития, но надо осторожно относиться к этическим постулатам представителей данного направления.
Список литературы
1. Бона Доминик, Гала - Женщина -миф. Муза художников и поэтов. - Смоленск. Русич. 1996.
2. Борев Ю. Эстетика. - М.: Высшая школа, 2002.
3. Борев Ю. Эстетика. - Смоленск: Русич, 1997.
4. Бычков «Эстетика». - М. Гардарики, 2006.
5. Ефимова Л.В. Аксиологические проблемы СМИ. Сервис plus. 2014. Т. 8. № 2. С. 10-16.
6. Кортунов В.В. «Культура и цивилизация» как основной вопрос социологии культуры. Сервис plus. 2014. № 1. С. 6-14.
7. Кортунов В.В. «Третий» путь познания»: религия и искусство как социокультурные формы русского мировоззрения. Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 10 (64). С. 61.
8. Кортунов В.В. Бегство от реальности или оборотная сторона телекоммуникационных технологий. - Москва, 2003.
9. Кортунов В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Государственный институт искусствознания. - Москва, 1999.
10. Кортунов В.В. Ценности культуры и цивилизации не совпадают. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 10 (30). С. 25.
11. Кортунов В.В. Человек между реальностью и киберпространством. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21). С. 3.
12. Лесная -Иванова И. «Лики искусства». - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
13. Лорка Г. Избранное. - Москва: Просвещение, 1987.
14. Этчугуан Мара- Френкс Фредерик Ленуар Код Да Винчи. Расследование. - М., 2005.
15. Efimova L.V., Kortunov VV. Aesthetic features of the Russian national costume.
16. Kortunov V., Fedullin A., Nur-Akhmet. Socio-cultural and cultural-anthropological analysis of the categories culture and civilization. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 19. № 4. Рр. 549-553.
17. Zorina N.M., Kortunov V.V. The issues of Methodology of a discourse-analysis in teaching of professional speech to the students of non-philological specialties. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 19. № 4. Pp. 554-559.
References
1. Bona Dominique Gala - Zhenshhina - mif. Muza hudozhnikov ipojetov [Gala - Woman - a myth. Muse of artists and poets]. - Smolensk. Rusich. 1996.
2. Borev Y. Jestetika [Aesthetics]. - M.: Higher School, 2002.
3. Borev Y. Jestetika [Aesthetics]. - Smolensk: Rusich, 1997.
4. Bychkov «Jestetika» [«Aesthetics»]. - M. Gardariki, 2006.
5. Efimova L.V. Aksiologicheskieproblemy SMI [Axiological problems of the media]. Service plus. Vol. 2014. 8. № 2. Pp 10-16.
6. V.V. Kortunov «Kul'tura i civilizacija» kak osnovnoj vopros sociologii kul'tury [«Culture and Civilization» as the fundamental question of sociology of culture]. Service plus. 2014. № 1. Pp 6-14.
7. V.V. Kortunov «Tretij» put'poznanija»: religija i iskusstvo kak sociokul'turnye formy russkogo mirovozzrenija. Jetnosocium i mezhnacional'naja kul'tura [«Third» way of knowing»: religion and art as a form of Russian socio-cultural worldview. Etnosotsium and interethnic culture]. 2013. № 10 (64). P. 61.
8. V.V. Kortunov Begstvo ot real'nosti ili oborotnaja storona telekommunikacionnyh tehnologij [Escape from reality or downside telecommunication technologies]. - Moscow, 2003.
9. V.V. Kortunov Racional'noe i irracional'noe v jevoljucii kul'turno-istoricheskih tipov mirovozzrenija [Rational and irrational in the evolution of cultural-historical types worldview]. Thesis for the degree of Doctor of Philosophy / State Institute of Art. - Moscow, 1999.
10. V.V. Kortunov Cennosti kul'tury i civilizacii ne sovpadaju [Values of culture and civilization do not coincide]. Modern studies of social problems (electronic scientific journal). 2013. № 10 (30). P. 25.
11. V.V. Kortunov Chelovek mezhdu real'nost'ju i kiberprostranstvom [People between reality and cyberspace]. Modern studies of social problems (electronic scientific journal). 2013. № 1 (21). Pp 3.
12. Lesnaya-Ivanova I. «Liki iskusstva» [«Faces of art»]. - M.: IPO «Nikitsky Gate», 2010.
13. Lorca, Izbrannoe [Favorites]. - Moscow: Education, 1987.
14. Etchuguan Mara- Franks Frederic Lenoir, KodDa Vinchi. Rassledovanie [Da Vinci Code. Investigation]. - M., 2005.
15. Efimova L.V., Kortunov V.V Aesthetic features of the Russian national costume.
16. Kortunov V., Fedullin A., Nur-Akhmet. Socio-cultural and cultural-anthropological analysis of the categories culture and civilization. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 19. № 4. Pp. 549-553.
17. Zorina N.M., Kortunov V.V. The issues of Methodology of a dis-course-analysis in teaching of professional speech to the students of non-philological specialties. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 19. № 4. Pp. 554-559.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ефимова Людмила Владимировна, магистр кафедры философии и социально-гуманитарных знаний
Российский государственный университет туризма и сервиса ул. Главная, 99, г. Москва, пос. Черкизово, 141221, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Efimova Lyudmila Vladimirovna, Master of the department of philosophy and social sciences and the humanities
Russian State University of Tourism and Service
99, Glavnaya St., Moscow, Cherkizovo, 141221, Russia