Научная статья на тему 'Влияние судебной практики на показатели работы налоговых органов по взысканию налоговых платежей по результатам контрольной работы'

Влияние судебной практики на показатели работы налоговых органов по взысканию налоговых платежей по результатам контрольной работы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / «ФИРМА-ОДНОДНЕВКА» / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенко Алексей Валерьевич, Александров Александр Владимирович

В данной статье проведен анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2010 – 2012 год. Дана оценка динамике обращений налоговых органов в суды о взыскании обязательных платежей с налогоплательщиков на фоне общего количества дел с применением налогового законодательства. Особое внимание уделено арбитражной практике по вопросам рассмотрения дел, связанных с «фирмами – однодневками».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of jurisprudence on indicators of work of tax authorities on collecting tax payments by results of tax control

In this article is carried out the analysis of results of consideration of tax disputes for 2010 – 2012. The assessment is given to dynamics of appeals of tax authorities in courts about collecting obligatory payments from taxpayers against total of affairs with application of the tax legislation. The special attention is paid to arbitration practice concerning the hearing of cases, connected with short-live companies.

Текст научной работы на тему «Влияние судебной практики на показатели работы налоговых органов по взысканию налоговых платежей по результатам контрольной работы»

14. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, УЧЕТ И АНАЛИЗ

14.1. ВЛИЯНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЗЫСКАНИЮ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Грищенко Алексей Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Общественных финансов, бухгалтерского учёта и аудита

Место работы: Московский городской Университет Управления Правительства Москвы

[email protected] Александров Александр Владимирович, аспирант кафедры Общественных финансов, бухгалтерского учёта и аудита Московского городского Университета Управления Правительства Москвы

[email protected]

Аннотация: В данной статье проведен анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2010 - 2012 год. Дана оценка динамике обращений налоговых органов в суды о взыскании обязательных платежей с налогоплательщиков на фоне общего количества дел с применением налогового законодательства. Особое внимание уделено арбитражной практике по вопросам рассмотрения дел, связанных с «фирмами - однодневками».

Ключевые слова: налоговый контроль, «фирма-

однодневка», выездная налоговая проверка, камеральная налоговая проверка, анализ судебной практики, налоговое администрирование.

INFLUENCE OF JURISPRUDENCE ON INDICATORS OF WORK OF TAX AUTHORITIES ON COLLECTING TAX PAYMENTS BY RESULTS OF TAX CONTROL

Grishchenko Alexey. candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of Public finance, accounting and auditing

Place of employment: Moscow University of Management of the Government of Moscow

[email protected]

Alexandrov Alexander, post-graduate student of the Department of public finance, accounting and auditing of the Moscow University of Management of the Government of Moscow.

[email protected]

Annotation: In this article is carried out the analysis of results of consideration of tax disputes for 2010 - 2012. The assessment is given to dynamics of appeals of tax authorities in courts about collecting obligatory payments from taxpayers against total of affairs with application of the tax legislation. The special attention is paid to arbitration practice concerning the hearing of cases, connected with short-live companies.

Keywords: tax controlling, short-live company, field tax audit, cameral tax audit, tax authority, arbitrary practice. tax administration.

В условиях современной российской действительности судебный порядок рассмотрения спора является наиболее предпочтительным ввиду его разрешения независимым и беспристрастным арбитром - судом в соответствии с четко установленными нормами судопроизводства.

ВАС и ФНС России почти одновременно привели анализ судебной практики по налоговым спорам за 2011 год. И оказалось, что судьи и сотрудники налогового ведомства по-разному оценивают деятельность в этой сфере.

По данным ФНС налогоплательщики предпочитают решать налоговые споры, не доводя их до суда. Об этом говорят данные статистики ФНС России.

В 2011 году в налоговые органы России поступило 54 676 жалоб налогоплательщиков, что меньше на 9% по сравнению с 2010 годом (поступило 60 267 жалоб). В 2011 году налоговыми органами России рассмотрено 48 708 жалоб, что на 11% меньше по сравнению с 2010 годом (рассмотрено 54 677 жалоб).

Одновременно с сокращением количества поступивших жалоб в 2011 году уменьшилась сумма требований налоговых органов, оспариваемая налогоплательщиками по жалобам. Так, в 2011 году оспариваемая налогоплательщиками сумма заявленных требований по жалобам в размере 322 млрд. рублей сократилась на 26% (в 2010 году оспариваемая сумма составила 435 млрд. рублей). В 2011 году 41% жалоб налогоплательщиков были удовлетворены. 25% от общей суммы заявленных требований налогоплательщиков признаны

обоснованными (в 2011 году сумма удовлетворенных требований налогоплательщиков составила 79 млрд. рублей, что на 21,5% больше, чем в 2010).

Эффективная работа системы досудебного урегулирования налоговых споров, улучшение качества налогового администрирования позволили сократить количество судебных споров, оставив для судебного разбирательства дела с перспективой рассмотрения в пользу налогового органа.

Анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2011 год показал, что количество судебных дел по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 20,5%.

В том числе, в отношении юридических лиц количество судебных дел уменьшилось на 18% (в 2010 году количество дел составляло 74 439, в 2011 г. - 61 387), в отношении индивидуальных предпринимателей - на 12,5% (в 2010 году количество дел составляло 7088, в 2011 г - 6 201).

Уменьшение количества судебных споров с налогоплательщиками по сравнению с 2010 годом обусловлено, в том числе, следующими факторами:

- применение налоговыми органами при проведении налоговых проверок результатов сложившейся судебной арбитражной практики по аналогичным вопросам;

- урегулирование налоговых споров в досудебном порядке на стадии рассмотрения жалоб.

Данные подходы в работе налоговых органов позволили перейти от количественных характеристик к качественным.

Так, соотношение сумм требований, удовлетворенных в пользу налоговых органов в 2011 году, к общей сумме заявленных требований составила 64,5% (сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов требований составила 211 950 471 тыс. рублей), что на 20,4% выше

показателя предыдущего года (сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов требований в 2010 году составила 172 385 692 тыс. рублей) (рис. 1).

Таким образом, данная законодательная инициатива работает, так как на практике до вступления в силу поправок, налогоплательщики редко использовали право на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, а сразу обращались с исками в суды соответствующей компетенции.

Однако из данной статистики видно и то, что общее количество дел с применением налогового законодательства с 2008 года практически не изменилось: 99 681 (2008), 98 313 (2011), в первом полугодии 2012 года рассмотрено 52 375 дел. Показатели остались неизменными за счет увеличения количества исков со стороны налоговой инспекции к налогоплательщикам о взыскании обязательных платежей и санкций: 43 565 (2008) - 69 795 (2011) дел (рис. 2).

Рис. 1. Результаты судебных споров с участием налоговых органов в 2008-2011 годах

По спорам с юридическими лицами указанное соотношение составило 63,3% (сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов требований составила 188 797 557 тыс. рублей из общей суммы рассмотренных требований - 298 490 000 тыс. рублей), что на 22,3% выше показателя за 2010 год (сумма рассмотренных в пользу налоговых органов требований по спорам с юридическими лицами в 2010 году составила 147 730 544 тыс. рублей из общей суммы рассмотренных требований по спорам с юридическими лицами - 360 141 776 тыс. рублей).

Такой высокий процент удовлетворения судами дел в пользу налоговых органов связан с улучшением сбора доказательственной базы в ходе проведения контрольных мероприятий, переходом к более качественному досудебному аудиту и профессиональному представлению интересов налоговых органов в судах, а также с повышением уровня доверия со стороны налогоплательщиков к системе досудебного обжалования.

Так, в первом полугодии 2012 года рассмотрено 12 842 дела, при этом в первом полугодии 2011-го было рассмотрено 13 162 дела.

Параллельно из года в год уменьшается количество дел об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности: 10 551 (2008) против 2 292 (2011). Одной из главных причин такой тенденции явилось принятие в 2009 году поправок к Налоговому кодексу, в соответствии с которыми установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового

правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового

правонарушения может быть обжаловано в судебном

порядке только после обжалования этого решения в

1

вышестоящем налоговом органе .

Целью принятия данных поправок явилась необходимость снижения нагрузки на суды. Что также совпадает с общим стремлением законодателя поддержать досудебный порядок разрешения споров, в том числе и в спорах с государственными органами.

100000 80000 60000 40000 20000 0

її

2008 2011

□ общее кол-во дел с при менени ем налогового законодательства

■ кол-во исков со стороны налоговых органов к налогоплательщикам

Рис. 2. Динамика обращений налоговых органов в суды о взыскании обязательных платежей с налогоплательщиков на фоне общего количества дел с применением налогового законодательства.

Оценить результат обращений налоговых органов в арбитражные суды с требованием о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций труда не составит. Если в 2008 году из 43 565 дел судом первой инстанции было удовлетворено 56% (24 426) исков, то в 2011 году из 69 795 удовлетворено лишь 42% (29 251) исков. При этом если в 2008 году общая сумма удовлетворенных требований составила 4 683 млн рублей, то в 2011-м, несмотря на значительное увеличение числа поданных исковых заявлений, судами первой инстанции в пользу налоговых органов взыскано 3 581 млн руб. (рис. 3).

] общая сумма удовлетворенных требований, млн. руб. 2011 I □ удовлетворено исков в|

судах первой и нстанции

2008

1 Пункт 5 ст. 101.2 НК РФ

0 10000 20000 30000 40000

Рис. 3. Динамика обращений налоговых органов о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей удовлетворенных в арбитражных судах На протяжении с 2008 по 2012 год показатель по признанию решений налоговых органов недействительными или об отказе в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к административной ответственности сохранялся неизменным и был более 60% не в пользу налоговой инспекции.

По данным ВАС в 2011 году по сравнению с 2010 годом с применением налогового законодательства рассмотрено на 6,4% больше дел. В спорах о нормативных актах налогоплательщики выигрывают 51% процессов, а о

ненормативных актах и того больше - 62%. Если же брать статистику по судебным делам о возврате переплат, то она здесь также не в пользу ФНС - 59% в пользу налогоплательщиков.

Различие в статистических данных ВАС РФ и ФНС РФ заключается в методике учета налоговых споров, рассмотренных в судебном порядке. ФНС оценивает суммовые показатели доначисленных по решениям налоговых органов сумм налогов, пени, штрафов для того, чтобы оценить после рассмотрения дела в суде, какая сумма будет взыскана в бюджет РФ. Результат взыскания в бюджет - это важный фактор, который учитывается при оценке эффективности деятельности налоговых органов, согласно критериям, содержащимся в методике, разработанной правительством РФ.

ВАС РФ разделяет иски на имущественные и неимущественные (например, о признании незаконными решений налоговых органов). Согласно статистике ФНС, около 60% оспариваемых в суде сумм рассматривается в пользу бюджета, что говорит об эффективности работы налоговых органов по урегулированию налоговых споров до суда. Ведь рассмотрение споров самой налоговой службой - это некий фильтр, который позволяет доводить до суда обоснованные решения налоговых органов.

Вопрос об информационной открытости ФНС в части урегулирования налоговых споров до суда очень актуален. С 3 июля 2012 года на официальном сайте ФНС РФ запущен новый интернет-сервис «Узнать о жалобе». С его помощью любой желающий может получить информацию о дате поступления своего обращения в фНс, его входящем номере, а также о дате и результатах рассмотрения обращения. Это позволит налогоплательщикам не только формировать свою налоговую политику и избегать налоговых рисков, но и понимать, в каких случаях они могут найти поддержку в вышестоящих налоговых органах, когда допускается незаконное нарушение их прав или налоговые органы по проверкам не учитывают единую позицию ФНС по каким-то вопросам или складывающуюся судебную практику.

По статистике ФНС за 2011 год, примерно в 30% налоговых споров, рассмотрение которых доходит до суда, фигурируют «фирмы - однодневки»2.

Судебная практика по спорам в отношении фирм -«однодневок» чрезвычайно богата. Каждое дело решается путем исследования его обстоятельств на основе состязательности сторон процесса. Даже похожие дела решаются по-разному, поскольку в таких процессах велика доля субъективной оценки.

В 2011 году ФНС России выпустила письмо, в котором на основании судебной практики привела ряд аргументов, свидетельствующих о недобросовестности компании и получении ей необоснованной налоговой выгоды3.

Как указывается в письме, если проверяющие заявляют о фиктивности сделки, им следует более убедительно доказывать, что документы, представленные налогоплательщиком, в действительности не подтверждают факты (реальность) совершения хозяйственных операций.

2 Джальчинов Д. С 1 января 2012 года использование фирм-однодневок может обернуться для бизнесменов пятью годами тюрьмы. [Электронный ресурс]/Сайт: Ь|йр://911 pravo.ru. - Режим доступа:

Ь|йр://911 pravo.ru/biblioteka/novosti-zakonodatelstva/s-1-yanvarya-2012-

goda-ispolzovanie-firrтк>dnodnevok-rтюzhet-obemutsya-dlya-Ыznesmenov-

pyatyu-godami-tyurmy.html

3 Письмо ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250.

При этом к значимым доказательствам фиктивности (имитации) сделок отнесены данные о налоговой нелегитимности и недобросовестности контрагента. К их числу, по мнению специалистов налогового ведомства, относятся:

- недостоверность документов в связи с их подписанием от лица несуществующей организации - фиктивного контрагента;

- недостоверность документов в связи с их подписанием неустановленными лицами от имени контрагента.

Основываясь на постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 ВАС РФ разъяснил, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Кроме того, налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если налогоплательщик получил ее не в результате осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 декабря 2009 г. по делу № А29-2365/2009 суд также сделал вывод, что налогоплательщиком была получена необоснованная налоговая выгода, так как он принял в расходы затраты по операциям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Еще одной категорией дел является создание искусственного документооборота. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22 августа 2011 г. по делу № А13-5090/2008 суд указал, что искусственное создание документооборота без осуществления реальных хозяйственных операций с контрагентами свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАС Уральского округа от 12 января 2011 г. № Ф09-11090/10-С3 по делу № А76-4895/2010-42-175, в котором суд отказал в признании расходов на том основании, что между налогоплательщиком и его контрагентами был создан формальный документооборот.

Налоговая выгода может быть признана

необоснованной, в частности, в случае невозможности реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества. Причем налоговые органы могут представить претензии к тому, что:

- контрагенты расположены в различных местах;

- численность персонала небольшая;

- компания не могла яко бы выполнять работы в данное время и в данном месте.

Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2011 г. по делу № А53-11141/2010 (определением ВАС РФ от 3 июня 2011 г. № ВАС-7100/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд пришел к выводу, что контрагенты налогоплательщика одновременно должны были выполнить работы на объектах, расположенных в значительной территориальной удаленности.

В доказательство своей осмотрительности

налогоплательщику при выборе контрагента следует проверять наличие необходимого персонала у контрагента. Эти данные можно получить:

- путем письменного запроса контрагенту;

- путем проведения конкурса и включения данных условий в условия конкурса.

Например, ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июня 2011 г. по делу № А03-8262/2010 указал на неправомерность расходов налогоплательщика в том числе и потому, что у контрагентов отсутствовал необходимый персонал.

Отсутствие имущества также может говорить не в пользу налогоплательщика. В постановлении ФАС ЗападноСибирского округа от 29 июня 2011 г. по делу № А03-8262/2010 суд отказал в признании расходов, в частности, на том основании, что контрагент общества не имел движимого и (или) недвижимого имущества.

Если отсутствует оборудование необходимое для выполнения условий по договору, то налоговый орган может отказать в признании расходов. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 14 января 2011 г. № КА-А40/16143-10 по делу № А40-5822/10-99-27 суд отказал в признании расходов в том числе на том основании, что у контрагентов отсутствовали производственные активы. В другом постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июня 2011 г. по делу № А03-8262/2010 суд отказал налогоплательщику в признании расходов, так как у его контрагентов отсутствовали необходимые транспортные средства. Аналогичный вывод сделан по вопросу отсутствия материально-технической базы в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19 июля 2011 г. по делу № А11-7214/2010.

В случае различных нестандартных расчетов (расчеты векселями, расчеты бартером) налоговая инспекция может доначислить налоги.

ФАС Уральского округа от 19 мая 2010 г. № Ф09-3562/10-С3 по делу № А34-4677/2009 признал налогоплательщика недобросовестным, в частности, потому, что он производил расчеты с контрагентами в наличной форме.

Кроме того, взаимозачеты и расчеты наличными денежными средствами также могут быть признаны рискованными операциями.

Например, в решении ФАС Уральского округа от 4 марта 2010 г. № Ф09-1312/10-С2 по делу № А50-21156/2009 суд отказал в признании расходов, в частности, на том основании, что взаиморасчеты налогоплательщика с контрагентами осуществлялись векселями и наличными денежными средствами.

Кроме того, подозрение могут вызвать следующие факты осуществления расходов:

- наличие счетов в одном банке;

- быстрое проведение операций за 1-3 дня.

В качестве примера судебной практики можно назвать постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2011 г. по делу № А27-8436/2010 (определением ВАС РФ от 23 июня 2011 г. № ВАС-8057/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). В данном судебном разбирательстве суд посчитал, что налогоплательщик умышленно занизил налоговую базу. Об этом свидетельствует, в частности, то, что все участники сделок имели счета в одном банке.

Расходы между взаимозависимыми лицами являются также сомнительными расходами. В постановлении ФАС Уральского округа от 12 января 2011 г. № Ф09-11090/10-С3 по делу № А76-4895/2010-42-175 суд указал на признаки недобросовестности в действиях налогоплательщика на основании установленного факта взаимозависимости между ним и контрагентами по договору.

Отсутствие контрагента в ЕГРЮЛ также является признаком получения необоснованной налоговой выгоды (недобросовестности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2011 г. по делу № А03-12501/2010 суд указал на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, так как сделки были заключены до регистрации контрагента.

Однако имеется и иная судебная практика, сформировавшаяся также в 2011 году. В постановлении ФАС Центрального округа от 17 июня 2011 г. по делу № А68-14046/09, несмотря на противоречия в записи в ЕГРЮЛ суд встал на сторону налогоплательщика. Суд указал, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Президиум ВАС РФ по делу ОАО «Камский завод железобетонных изделий и конструкций» вынес прецедентное Постановление от 03.07.2012 № 2341/12, которое изменило судебную практику рассмотрения налоговых споров по фирмам - «однодневкам» (необоснованной налоговой выгоде).

ВАС РФ считает, что если налоговой инспекцией была установлена недостоверность представленных налогоплательщиком документов и есть предположения о наличии в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

Иной правовой подход, по мнению суда, влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль.

Таким образом, ВАС РФ предлагает налоговым органам, в случае если они считают контрагента фирмой -«однодневкой» (подставной организацией,

недобросовестным налогоплательщиком), но не могут доказать отсутствие товаров (работ, услуг) по договору с данным контрагентом исчислять налоги на основании сложившихся цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги).

Практика разрешения налоговых споров показывает, что сбор информации о потенциальном контрагенте, выбор его по итогам конкурсов (тендеров) во многих случаях рассматривается судами как проявление должной осмотрительности и учитывается наряду с другими обстоятельствами, подтверждающими, что действия налогоплательщика не были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды4.

Проведенный анализ судебной практики по взысканию налоговых платежей по результатам контрольной работы налоговых органов показал, что в течение двух последних лет отчетливо прослеживается тенденция снижения количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, и это не случайно.

4 Определение ВАС РФ от 14.12.2007 № 16521/07; постановление ФАС МО от 19.06.2008 № КА-А40/5104-08.

Во-первых, такой статистике способствовал введенный на законодательном уровне обязательный досудебный порядок обжалования некоторых решений налоговых органов.

Во-вторых, налоговые органы стали относиться с большим вниманием к судебной практике. ФНС России направляет в территориальные налоговые органы информацию о состоявшихся судебных решениях по вопросам, судебную практику по которым можно признать устоявшейся (по крайней мере в ситуациях, по которым высказался ВАС РФ).

И, наконец, в-третьих, налоговые органы стали отдавать себе отчет, что разрешение спора судом в пользу налогоплательщика может оказаться для них невыгодным в материальном смысле. Этому способствовало Постановление Президиума ВАС РФ о взыскании судебных расходов .

Однако в череде победных реляций следует обратить внимание на следующее, по-прежнему, несмотря на прогресс новой политики ФНС, соотношение сумм требований, удовлетворенных в пользу налогоплательщиков и иных обязанных лиц составило 36,5 %, или порядка 120 млрд. рублей. Иными словами, каждое третье решение налоговых органов признается судами незаконным.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям / Под ред. Г.Ю. Касьяновой (11-е изд., перераб. И доп.). - М.: АБАК, 2011. - 784 с.

2. Определение ВАС РФ от 14.12.2007 № 16521/07;

3. Постановление ФАС МО от 19.06.2008 № КА-А40/5104-08.

4. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 № 6284/07.

5. Джальчинов Д. С 1 января 2012 года использование фирм-

однодневок может обернуться для бизнесменов пятью годами тюрьмы. [Электронный ресурс]/ Сайт: Ийр://911 pravo.ru. - Режим доступа:

Ийр://911 pravo.ru/biblioteka/novosti-zakonodatelstva/s-1-yanvarya-2012-goda-ispolzovanie-firm-odnodnevok-mozhet-obernutsya-dlya-biznesmenov-pyatyu-godami-tyurmy.html

6. Колесниченко Т.В. Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок: научно-практическое пособие - М.: Юстицинформ, 2012.

7. Орлова О.Е. Эти вечные фирмы-

«однодневки»...//Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, № 2, январь 2011.

8. Хаванова И.А. Особенности производства по налоговым спорам в арбитражных судах - актуальные вопросы теории и практики // Налоги. 2010. № 5. С. 10.

9. Национальный налоговый портал. [Электронный

ресурс]/Сайт: http://taxbook.ru. - Режим доступа:

http://taxbook.ru/news/953-u-fns-i-vas-sovershenno-raznye-dannye-po-statistike-nalogovyh-del.html

10. Официальный сайт ФНС России [Электронный

ресурс]/Сайт: www.nalog.ru - Режим доступа:

http://www.nalog.ru/rub_mns_news/3890463

11. Грищенко А. В. Необоснованная налоговая выгода, получаемая некоммерческими организациями // Бизнес в законе №1, 2013, с. 177-180

5 Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 № 6284/07. В нем поддержано решение суда кассационной инстанции в части взыскания судебных расходов с налогового органа в пользу налогоплательщика на сумму более 1,6 млн руб., в том числе более 1,2 млн руб. - на оплату услуг представителей налогоплательщика.

Reference list:

1. Tax Code of the Russian Federation: Parts first and second -Moscow: Omega-L, 2008.- p. 824.

2. Resolution of Supreme Arbitrary Court Plenum of the Russian Federation dated 12.10.2006 N 53 'On arbitrary courts' evaluation of preferential tax terms obtainment by tax bearers'.

3. Resolution of Supreme Arbitrary Court Plenum of the Russian Federation dated 09.04.2009 № 6284/07.

4. Resolution of Supreme Arbitrary Court Plenum of the Russian Federation dated 14.12.2007 № 16521/07

5. Dzhalchinov D. Since January 1, 2012 use of short-lived firms

can turn back for businessmen five years of prison. [Electronic resource] / Site: http://911 pravo.ru. - Access mode:

http://911 pravo.ru/biblioteka/novosti-zakonodatelstva/s-1-yanvarya-2012-goda-ispolzovanie-firm-odnodnevok-mozhet-obernutsya-dlya-biznesmenov-pyatyu-godami-tyurmy.html

6. Kolesnichenko T.V. Pre-judicial and judicial order of settlement of disputes by results of tax checks: scientific and practical grant -M: Yustitsinform, 2012.

7. Orlova O. E. This eternal short-lived firms... // Topical issues of accounting and taxation, No. 2, January 2011.

8. Havanova I.A. Features of production on tax disputes in arbitration courts - topical issues of the theory and practice//Taxes. 2010 . No. 5. Page 10.

9. National tax portal. [Electronic resource] / URL: http://taxbook.ru.

- Access mode: http://taxbook.ru/news/953-u-fns-i-vas-

sovershenno-raznye-dannye-po-statistike-nalogovyh-del.html

10. Official site of FNS of Russia [Electronic resource] / URL:

www.nalog.ru - an access Mode:

http://www.nalog.ru/rub_mns_news/3890463

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Влияние судебной практики на показатели работы налоговых органов по взысканию налоговых платежей по результатам контрольной работы» Александрова А. В., Грищенко А. В.

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку

количество арбитражных дел, в которых сотрудники налоговых органов указывают на необоснованность заявленных вычетов, ссылаясь на недобросовестность поставщиков, неуклонно растет. Арбитражная практика по вопросам рассмотрения дел, связанных с фирмами - «однодневками» достаточно обширна, сложна и динамична.

Анализ судебной практики по взысканию налоговых платежей по результатам контрольной работы налоговых органов

рассматриваемой в данной статье способствует обобщению судебной практики, совершенствованию налогового контроля и улучшению взаимопонимания в налоговой сфере. Автор на основе большого фактического материала рассматривает арбитражную практику по вопросам использования в хозяйственной деятельности организациями схем уклонения от уплаты налогов с использованием фирм - однодневок.

В основе статьи Александрова А. В., Грищенко А. В. лежит сравнительный анализ статистических данных Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые как показывают результаты, сильно различаются. Особый интерес представляют результаты проведенного анализа и раскрытие причин данного расхождения. Кроме того, в научной статье проведен сравнительный анализ показателей контрольной работы налоговых органов по рассмотрению налоговых споров за 20102012 года.

Научная статья Александрова А. В., Грищенко А. В. «Влияние судебной практики на показатели работы налоговых органов по взысканию налоговых платежей по результатам контрольной работы» соответствует установленным требованиям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

к.э.н., профессор кафедры общественных

финансов, бухгалтерского учета и аудита

МГУУ Правительства Москвы

Мигашкина Е. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.