Научная статья на тему 'Влияние студенческой миграции на формирование экономики знаний'

Влияние студенческой миграции на формирование экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние студенческой миграции на формирование экономики знаний»

АЛИЕВ О.М., ВИДИНА Е.В.

Влияние студенческой миграции на формирование экономики знаний

Хотя на долю иностранных студентов приходится всего 3 % от общемирового числа студентов, их миграции оказывает заметное воздействие как на страны их происхождения, так и приема. Как отмечает С. Винсент-Панкрин, «сегодня трансграничное образование ... воспринимается как средство, способствующее экономическому развитию» [2, с. 71]. Прием иностранных студентов служит важным каналом привлечения высококвалифицированных специалистов, являющихся одним из важнейших ресурсов развития экономики знаний.

Так называемая «иммиграция через образование» особенно широко распространена в США. Как показывают исследования, примерно четверть высококвалифицированных мигрантов, которым предоставляется виза для временной работы в США, прежде обучались в этой стране [4, с. 43]. Значительная часть студентов остается в этой стран после завершения обучения. Например, 75 % китайских студентов, которые обучались в США в 1978-99 гг., так и не вернулись на родину. Особенно велика доля остающихся среди выпускников аспирантуры / докторантуры. Причем удельный вес иностранцев, продолжавших проживать в США по истечении 4-5 лет после получения ученой степени (PhD) в сфере естественных и технических наук, возрос за 1992-2001 гг. с 41 % до 56 %. Более того, этот показатель увеличился среди выходцев из Китая с 65 % до 96%, Индии - с 72 % до 86 %. Высокие значения данного показателя, превышающие 50%, также наблюдаются среди уроженцев Ирана, Израиля, Греции, Аргентины, стран Восточной Европы, Новой Зеландии и Великобритании [2, с. 82-83].

Подобная тенденция отмечается и в других развитых странах, хотя она и не приняла столь впечатляющих, как в США, масштабов. В Австралии примерно половина высококвалифицированных специалистов, подающих заявление об иммиграции в эту страну, имеют дипломы австралийских учебных заведений. В Канаде 15-20 % бывших иностранных студентов остаются в этой стране. В Новой Зеландии примерно 13% иностранных студентов получают вид на постоянное местожительство. В Великобритании в 2005 г. 27 % выпускников вузов этой страны спустя полгода после окончания учебы работали там [1, с. 94-95].

О вкладе иностранных выпускников американских вузов, оставшихся после окончания учебы в США, в инновационное развитие экономики этой страны свидетельствуют результаты исследования Г. Челларах, К. Маскус и А. Мату. Согласно их подсчетам, увеличение на 10 процентных пунктов доли иностранцев среди выпускников вузов вызывает рост числа патентов, полученных университетами, на 6 пунктов, а патентов, выданных неуниверситетскому сектору (в основном коммерческими фирмами) - на 6,8 пункта [5, с. 252].

Иностранные студенты приносят принимающим странам немалые доходы, главным источником которых является платное тьюторство. Примерно две трети

иностранных студентов полностью оплачивают обучение из своих средств или за счет посылающего их государства. Особенно от приема иностранных студентов выигрывают США, Великобритания и Канада, где много частных вузов и вузов, основанных на платном тьюторстве. Однако и в континентальной Европе, где тьюторство субсидируется из бюджета, иностранные студенты оплачивают его по более высоким ставкам, нежели местные учащиеся, особенно на высших ступенях образования. Причем особенно дорого стоит обучение на высших ступенях, в частности по программам, которыми предусматривается получение степени PhD.

Помимо платы за обучение, студенты расходуют немалые средства на проживание в стране обучения. Так, в начале 2000-х годов общие расходы (на обучение и проживание) иностранного студента, получающего образование в сфере бизнеса, составляли в Австралии в среднем 12,3 тыс. долл. США в год, в Канаде - 13,8 тыс. долл., Великобритании - 19 тыс. долл., а в США варьировались от 20,2 тыс. долл. (в государственных вузах) до 34,3 тыс. долл. (в частных вузах) [1, с. 73-74].

В результате экспорт образовательных услуг стал заметным источником внешних поступлений финансовых средств многих развитых государств. В 1998 г. мировой рынок образовательных услуг для иностранных студентов оценивался в 30 млрд. долл. и на его долю приходилось 3 % мирового экспорта услуг. В 2001 г. доходы США по этой статье экспорта достигали 11,5 млрд. долл. (вдвое превышая расходы вузов на обучение и коммунальное обслуживание студентов), Великобритании - 11,1 млрд. долл., Австралии - 2,1 млрд. долл., Италии - 1,2 млрд. долл., Канаде - 727 млн. долл., Новой Зеландии - 353 млн. долл., а доля указанных доходов в экспорте услуг доходила до 13 % в Австралии, 8,1 % - Новой Зеландии, 4,2 % - США, 2,1 % - Италии и 2 % - Канаде [6, с. 31-32].

Австралия и Новая Зеландия сделали обучение иностранных студентов частью стратегии своего социально-экономического развития и проводят политику привлечения зарубежных студентов на выгодной для себя основе или, по крайней мере, на основе самофинансирования обучаемых студентов. В 2005 г. доходы от торговли образовательными услугами достигали в Австралии 7,2 млрд. австрал. долл. и являлись третьим по значимости источником доходов от экспорта услуг [2, с. 80].

Иностранные студенты не только служат источником дополнительного финансирования вузов, но и способствуют модернизации и развитию их структуры, появлению новых учебных направлений и отделений, сохранению относительно небольших, но важных программ и т. п. Примером тому - отмечавшаяся выше высокая доля иностранцев среди аспирантов по наиболее дефицитным для общества специальностям - в области естественных и технических наук, где отмечается стабилизация и даже снижение численности местных студентов.

Вместе с тем, прием иностранных студентов может ограничивать доступ местной молодежи к высшему образованию. Обследование М. Регетса в США показало, что при увеличении числа иностранных студентов на 100 чел. число белых американских студентов увеличивалось на 33, тогда как число американских студентов азиатского происхождения сокращалось на 7 [4, с. 89].

Для стран, посылающих своих граждан обучаться за рубежом, особенно для развивающихся, студенческая миграция, учитывая высокую долю остающихся в странах обучения, нередко создает определенную угрозу утечки умов. Вместе с тем обучение за рубежом способствует расширению охвата населения стран происхождения студентов высшим образованием, а возвращение учебных мигрантов - накоплению человеческого капитала, являющегося одним из ключевых факторов современного развития экономики. Известно, что увеличение продолжительности обучения населения на 1 год в долгосрочной перспективе способствует росту ВВП на 3-6 % [1, с. 62].

Посылающие страны ценой меньших расходов (а иногда и на безвозмездной основе, в рамках программ внешней помощи, оказываемой развитыми странами) осуществляют подготовку высококвалифицированной рабочей силы по отсутствующим или недостаточно развитым в них направлениям. Т. е. студенческая мобильность служит фактором преодоления ограниченности систем образования в малых странах, например таких, как Люксембург и Исландия, восполнения нехватки определенных категорий специалистов, особенно в таких областях, как сельское хозяйство, инженерные и бизнес-специальности, повышения качества образования, получаемого их гражданами.

По возвращении мигрантов происходит трансферт не только индивидуального образования, но и технологий и ноу-хау из передовых областей. По данным Министерства науки и технологий Китая, большая часть венчурных предприятий, связанных с Интернет-услугами, была основана в стране китайскими студентами, обучавшимися прежде за рубежом и вернувшимися на родину.

Вместе с тем, эти мигранты, даже если они и не возвращаются на родину, могут содействовать развитию экономических связей, трансферту технологий и пр. В Индии создана специальная сеть для связи с эмигрантами, благодаря которой осуществляется не только репатриация специалистов, но и приток технологий, ноу-хау, денежных переводов и инвестиций от индусов, проживающих в других странах, которые поощряются правительственными законодательными и налоговыми мерами. В ЮАР также налажены связи с высококвалифицированными соотечественниками, проживающими за рубежом. Экспатрианты принимают студентов с родины на стажировку в свои лаборатории, участвуют в совместных исследованиях с учеными ЮАР, содействуют передаче информации и технологий ее институтам.

Таким образом, в получении образования за границей заинтересованы не только студенты, которым оно необходимо для последующего трудоустройства за рубежом и профессионального роста на родине, - о чем свидетельствует увеличение численности иностранных слушателей, обучающихся за собственный счет. Так, согласно данным опроса, проведенного Министерством образования РФ в 2002-2003 гг. среди российских студентов, аспирантов, докторантов, а также научно-педагогических работников, стажировавшихся за рубежом, в результате стажировок 80 % опрошенных повысили квалификацию и приобрели новые знания, 26 % получили повышение по службе, около 7 % заключили контракты для работы за рубежом, трудоустроились в инофирмы на родине и т. п. [7, с. 145].

По большому счету, в обучении своих граждан за рубежом и приеме иностранных студентов заинтересованы как посылающие, так и принимающие страны, берущие на себя часть издержек по их обучению. Следует подчеркнуть, что практические меры по стимулированию студенческой миграции стали предприниматься сравнительно недавно. С. Винсент-Ланкрин пишет: «Всего лишь двадцать лет назад страны считали, что студенческая мобильность - это лишь способ посмотреть мир... Университеты приветствовали иностранных студентов, но сами редко делали первый шаг, чтобы набрать таковых» [2, с. 71].

Для привлечения иностранных студентов развитые страны используют комплекс разнообразных мер. Они предоставляют гранты иностранным студентам для учебы на своей территории и субсидируют их обучение, осуществляют программы обмена студентами между крупными учебными заведениями. Так, общее число студентов, приехавших с 1946 г. на учебу в США в рамках программы стипендий Фулбрайта, превысило 250 тыс. человек, которые были родом из 185 стран мира [3, с. 47]. Американские организации финансируют и курируют свыше 20 смешанных российско-американских программ, предлагающих обучение и стажировки в американских колледжах, университетах, научно-исследовательских центрах сроком от 1 до 4 лет [8, с. 93]. Весьма показательно, что 55,8 % опрошенных в 2002-2003 гг. российских студентов, аспирантов, докторантов и научно-педагогических работников, стажировавшихся за рубежом, назвали иностранные гранты в качестве основного источника финансирования зарубежных стажировок [8, с. 100].

Для обучения и проживания иностранных студентов в странах их приема создается специальная инфраструктура. Целый ряд неанглоговорящих стран предлагают программы обучения на английском языке. В Дании, Финляндии, Нидерландах и Швеции подобным образом адаптирована значительная часть программ, что, как отмечалось, позволяет привлекать существенную часть студентов из-за рубежа. Такие программы есть также и во Франции, Германии, Швейцарии и Японии, однако их число довольно невелико. В России практически полное отсутствие программ на английском языке сказывается в том, что в нашу страну едут учиться преимущественно русскоговорящие выходцы из стран СНГ.

На территории ЕС в рамках программы «Эразм-Сократ» идет активный обмен студентами и преподавателями. Законодательством ЕС предусматривается ускоренная и упрощенная процедура выдачи виз иностранным студентам, обеспечение возможностей их трудовой деятельности в период обучения [9].

Все увеличивающееся число государств (США, Канада, Швейцария, Франция, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Германия и др.) обеспечивают иностранным выпускникам возможность остаться работать на своей территории после окончания учебы, выдавая им после окончания студенческой визы рабочую. Причем европейские страны продляют период, в течение которого иностранные студенты могут искать работу после завершения учебы. Для иностранных выпускников вузов создаются специальные языковые курсы, чтобы облегчить процесс их вхождения в трудовую жизнь в новой стране. А в Австралии, Новой Зеландии и Канаде выпускники

университетов получают дополнительные баллы за обучение в этих странах при рассмотрении их заявлений об иммиграции.

С другой стороны, страны происхождения зарубежных студентов нередко выделяют последним гранты и стипендии для обучения. Однако, чтобы минимизировать потери в интеллектуальных ресурсах, эти государства стараются увязывать предоставление материальной поддержки с обязательствами студентов вернуться на родину после завершения образования и определенное количество лет там проработать. Тайвань, Сингапур и Республика Корея стремятся стимулировать возврат на родину своих граждан, получивших образование за рубежом, в особенности научных работников и специалистов в области высоких технологий, привлекая их высокой зарплатой и перспективами быстрого профессионального роста, и добились в этом заметных успехов.

Таким образом, усилившаяся интернационализация процесса образования и расширение торговли услугами в этой сфере сопровождаются активизацией студенческой миграции, относящейся к числу наиболее динамично растущих потоков меж-страновых людских передвижений. Прием иностранных студентов оказывает существенное позитивное воздействие на страны их обучения, обеспечивая эти страны высококвалифицированными кадрами и повышая их доходы за счет экспорта образовательных услуг. Поэтому на рынке образовательных услуг между развитыми странами развернулась настоящая конкуренция за привлечение иностранных студентов. Многие страны происхождения студентов также оказываются в выигрыше от обучения своих граждан за границей, однако немалая их часть все же в той или иной мере страдает от утечки умов. Политика целого ряда таких стран не ограничивается содействием обучению своих граждан за рубежом. В ней все четче прослеживается направленность на создание условий для возвращения таких мигрантов на родину и использование позитивного потенциала взаимодействия с соотечественниками, оставшимися после завершения обучения за рубежом.

Литература

1. Cross-border Tertiary Education: a Way towards Capacity Development. Paris: OECD, 2007.; 2. Education Policy and Analysis: Focus on Higher Education. 2005-2006 Edition. Paris: OECD, 2006.; 3. Миграционные процессы: социально-экономический аспект. М.: ИМЭМО, 2007.; 4. International Mobility of the Highly Skilled. P.: OECD, 2002.; 5. Chellaraj G., Maskus K., Mattoo A. Skilled Immigrants, Higher Education, and U.S. Innovation // International Migration, Remittances, and the Brain Drain. Wash.: World Bank, 2006, Р. 245-259.; 6. Internalization and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. Paris: OECD, 2004.; 7. Арефьев А. Зарубежные стажировки: социологический анализ (2) // Высшее образование в России. 2004. № 2. C. 139-153.; 8. Арефьев А. Зарубежные стажировки: социологический анализ (1) // Высшее образование в России. 2003. № 5. C. 92-106.; 9. Council Directive 2004 /114/ EC of 13 December 2004 on the conditions of admission of third-country nationals for the purposes of studies, pupil exchange, unremunerated training or voluntary service //http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/oj//2004/ l_375/l_37520041223en00120018. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.