Научная статья на тему 'Миграционная политика зарубежных стран в сфере образования'

Миграционная политика зарубежных стран в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Письменная Елена Евгеньевна

The article considers trends in youth migration under the present conditions. It analyses the approaches to migration policies concerning attraction of students, post-graduate students and high-skilled professionals, which are practiced in other countries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration policy of foreign countries in the field of educational migration

The article considers trends in youth migration under the present conditions. It analyses the approaches to migration policies concerning attraction of students, post-graduate students and high-skilled professionals, which are practiced in other countries

Текст научной работы на тему «Миграционная политика зарубежных стран в сфере образования»

Е.Е.ПисьМенная

Миграционная политиьа зарубежным стран 6 сфере образования

В международной классификации миграции и мигрантов студенты и стажеры выделяются в самостоятельную категорию, поскольку они выполняют социальную функцию, связанную с интернационализацией образования и процесса развития высокопрофессиональных ресурсов, представляющих, по сути, глобальный интеллектуальный капитал общества.

ЮНЕСКО определяет категорию иностранных студентов как лиц, допущенных для прохождения конкретной программы обучения в учреждениях высшей школы страны, гражданами которой они не являются. Эта миграция классифицируется как временная, ограниченная периодом, необходимым для прохождения учебного курса. Такие мигранты, как правило, получают специальные студенческие (не иммиграционные) визы, которые часто предусматривают право въезда с сопровождающими членами семьи и ограниченные возможности трудоустройства.

Интенсификации миграции специалистов и студентов способствуют и глобализационные тенденции в сфере бизнеса, образования и НИОКР.

Глобализация в сфере образования проявляется в гармонизации образовательных стандартов и программ, особенно на уровне бакалавров и магистров. Болонский процесс, являющийся одним из ключевых звеньев европейской интеграции в сферах образования и науки, призван способствовать созданию пространства, в границах которого будут действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан. Подобные процессы намечаются и в других регионах. Так, число соглашений о сотрудничестве, заключенных между университетами Австралии и стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, в первую очередь США, Японии, Кореи и Китая, достигло в 2000 г. 466, практически удвоившись по сравнению с 1993 г. [1].

Миграции специалистов благо -приятствует политика как принимающих, так и отдающих стран. В частности, изменения в миграционной политике усилили ее селективный характер и ориентацию на определенные образовательные и профессиональные характеристики прибывающих

иностранцев в пользу дефицитных категорий высококвалифицированных специалистов и студентов, въезд которых стал всячески стимулироваться одновременно с облегчением их доступа на рынок труда. Ряд стран-доноров — Китай, Корея, Япония, Чили и Бразилия — поощряют учебу и стажировку своих граждан за рубежом, в особенности обучение в аспирантуре и получение степени PhD. Вместе с тем в отдающих странах активно реализуются программы, стимулирующие возвратную миграцию научно-технических кадров.

Усилившаяся интернационализация процесса образования и расширение торговли услугами в этой сфере сопровождаются активизацией студенческой миграции. В обучении своих граждан за рубежом и, напротив, в приеме иностранных студентов заинтересованы как посылающие, так и принимающие страны, берущие на себя часть издержек по их обучению. Однако в первую очередь в получении образования за границей заинтересованы сами студенты [2. С. 145], о чем свидетельствует увеличение численности иностранных слушателей, обучающихся за собственный счет.

Статистика показывает, что образовательная миграция (передвижения студентов и молодых специалистов с целью продолжения образования) — это один из динамично развивающихся миграционных потоков. В середине 1980-х годов общее число иностранных студентов университетского уровня в мире оценивалось в пределах 800 тыс. человек, к 1990 г. — более 1 млн. [3. С. 233]. К концу XX в. общая численность студентов, обучающихся за рубежом, составляла уже 1,5 млн. человек [4].

Хотя масштабы миграции специалистов и студентов относительно невелики, она оказывает важное воздействие как на принимающие, так и на отдающие общества. Приток высококвалифицированных специалистов и студентов играет огромную роль в развитии инновационного потенциала, высокотехнологичных отраслей и «знаниеёмких» секторов сферы услуг, таких, как образование, здравоохранения, связь, и экономики в целом.

При этом иностранные выпускники вузов рассматриваются как особо ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для нужд экономики знаний, поскольку на учебу за рубеж едут, как правило, лучшие и наиболее мотивированные студенты. В глазах работодателей дополнительную привлекательность им придает и то обстоятельство, что, в отличие от многих вновь принимаемых мигрантов, иностранные студенты к моменту завершения учёбы уже владеют языком страны приёма, знакомы с её законами и обычаями, а также правилами и условиями работы. Поэтому многие иностранные выпускники приглашаются на работу в местные организации.

Прием иностранных студентов стал заметным источником внешних поступлений финансовых средств во многих развитых странах. В 1998 г. экспорт образовательных услуг принес странам ОЭСР 30 млрд. долл., составив 3% общего объема торговли услугами. В Австралии доходы от торговли услугами и товарами, связанными с образованием, являются третьей по важности статьей экспорта услуг, на долю которой приходится 12% его объема. В 1999 г. иностранные студенты принесли амери-

канской экономике 12,3 млрд. долл. Размер выплат иностранного студента за обучение в США, составляющий в конце 1990-х годов в среднем 11 тыс. долл. в год, вдвое превышал реальные расходы на него.

Прием иностранных студентов и преподавателей дает позитивные импульсы развитию системы высшего образования. На долю иностранцев приходится, например, в Швейцарии - 13%, в США - 8,3% профессорско-преподавательского состава университетов, и их приток в определенной мере нейтрализует старение вузовских кадров. Иностранные студенты не только являются источником дополнительного финансирования вузов, но и способствуют модернизации их структуры, появлению новых учебных программ, направлений и отделений.

Если последствия приема иностранных специалистов и студентов практически однозначно позитивные, то дивиденды посылающих стран не столь очевидны. В то же время в исследованиях последних лет, учитывающих высокий процент возвращающихся мигрантов, подчёркивается благотворное воздействие миграции студентов и специалистов на государства-доноры. Посылающие страны ценой меньших расходов осуществляют подготовку высококвалифицированной рабочей силы по отсутствующим или недостаточно развитым в них направлениям. По возвращении мигрантов происходит трансферт не только индивидуального образования, но технологий и ноу-хау из передовых областей.

В мире развернулась настоящая конкурентная борьба за привлечение определённых категорий специалистов и студентов. Особенно активно

участвуют в ней университеты, исследовательские центры и наукоемкие предприятия США, Канады и Великобритании. Чтобы привлечь зарубежные кадры, стимулировать возврат выехавших для обучения за рубеж студентов, а также эмигрировавших высококвалифицированных соотечественников и мотивировать находящихся на родине специалистов не покидать ее, правительства многих государств стремятся сделать условия их проживания и перспективы профессионального роста на своей территории более привлекательными. Для расширения притока зарубежных специалистов в высокотехнологичные сектора применяется целый комплекс мер из арсенала миграционной политики.

Во-первых, используется гибкая система квот для временной иммиграции специалистов. На фоне ограничения приёма иностранцев расширяются возможности въезда для временной работы дефицитных специалистов.

Во-вторъх, осуществляются специальные программы, стимулирующие приток дефицитных категорий специалистов.

В-третьих, упрощаются процедура и условия найма для высококвалифицированных специалистов. Согласно законодательству, во Франции, Ирландии, Нидерландах и Великобритании наем иностранных работников осуществляется на основе определенной процедуры, включающей анализ состояния рыка труда (обоснование невозможности заполнения вакансии соотечественниками, получение разрешения на наем конкретного иностранца на конкретную позицию и т.п.), однако высококвалифицированные специалисты, на которых имеется повышенный спрос

в сфере ИКТ, биотехнологий, образования, медицины и др., принимаются по упрощенной схеме.

В-четвертых, в отличие от стран, не предоставляющих студентам права остаться в стране после завершения образования и принимающих у них заявки на работу лишь после отъезда, все больше государств обеспечивают иностранным выпускникам возможность работать на своей территории после окончании учебы. К их числу относятся Япония, США, Франция, Австралия и Германия.

В увязке с миграционными мерами осуществляются специальные мероприятия, относящиеся к области инновационной политики и призванные содействовать высококвалифицированным мигрантам, обучавшимся и работавшим за границей, а также заинтересовать проживающих в стране специалистов в работе на родине. В этих целях развивается инфраструктура для инновационного предпринимательства.

Повышается привлекательность и государственного сектора НИОКР. В западноевропейских странах ученым, особенно низкооплачиваемым, предоставляется финансовая поддержка. В Великобритании Королевское научное общество выделяет специальные средства для оплаты труда выдающихся ученых, в том числе иностранных. Тайвань, Сингапур и Южная Корея привлекают экспатриантов, получивших образование за рубежом, особенно научных работников и специалистов в области высоких технологий, высокой зарплатой и перспективами быстрого профессионального роста. Для иностранного персонала создаются налоговые стимулы. В Швеции, Дании, Нидерландах и

Бельгии предоставляются налоговые льготы иностранным экспертам, проживающим в стране не менее 5 лет. В канадской провинции Квебек действуют 5-летние «налоговые каникулы» для высокостатусных иностранных ученых, работающих в университетах провинции в сферах ИТ, инженерного дела, медицины и финансов. Осуществляются программы содействия переселению ученых-эмигрантов. В Швейцарии реализуется про грамма «Ребрайн», адресованная швейцарским ученым-докторам, находящимся в США и Японии, планирующим вернуться на родину. Она предусматривает возмещение транспортных издержек репатриантов и их расходов в связи с поиском работы после переезда. В Финляндии, Германии, Канаде, Ирландии и некоторых других странах также принимаются меры, содействующие возращению ученых-соотечественников, проживающих за рубежом. В Австралии молодым талантливым ученым выплачивается специальная стипендия, чтобы стимулировать их работу в институтах страны.

Для обучения и проживания иностранных студентов в странах их приема создается специальная инфраструктура. С учетом особой предпочтительности англоговорящих стран ино языч ные страны, например, Финляндия, Норвегия и Швеция, организуют курсы для студентов на английском языке.

Росту экспорта образовательных услуг способствуют заключение кооперативных соглашений между университетами и создание их зарубежных филиалов. Страны, посылающие студентов для обучения за границу, нередко обусловливают предоставле-

ние им стипендий обязательствами вернуться на родину после заверше-

ния образования и несколько лет там проработать.

Литература

1. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2002. www.oecd.org

2. Высшее образование в России. 2004. № 2.

3. International Migration system. A Global Approach / Ed. Bt M. Kritz, L. Lean Lim,

H. Zlotnik. Oxford: Clarindon press, 1992. 4. Salt J. Reconceptualising Migration and Migration Space. Paper Presented at the International Conference «Central and Eastern Europe: New Migration Space», Pultusk, Poland. December 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.