Научная статья на тему 'Влияние строительства трассы Меридиан на пространственно-планировочную структуру прилегающих территорий'

Влияние строительства трассы Меридиан на пространственно-планировочную структуру прилегающих территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / TRANSPORT AND SOCIAL INFRASTRUCTURE / PENDULUM MIGRATION / AGRICULTURAL CLUSTER / CIRCULAR ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Усманова Зухра Рустамовна

Статья описывает существующие предпосылки к созданию и развитию линейной агломерации вдоль строящейся трансконтинентальной автомобильной трассы «Меридиан» на основе экономической и сельскохозяйственной общности; приведены доводы к созданию агропромышленных кластеров, работающих как единый комплекс и объединяющих предприятия различной формы собственности; обоснованы необходимость развития транспортной и инженерной инфраструктуры и содействия предпринимательству и бизнесу. Более подробно рассмотрены задачи по восстановлению льнопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE CONSTRUCTION OF THE MERIDIAN HIGHWAY ON THE SPATIAL PLANNING STRUCTURE OF ADJACENT TERRITORIES

This article describes the existing preconditions for the establishment and development of linear conurbation built along the transcontinental highway "Meridian" on the basis of economic and agricultural similarities, the arguments given to creating agro-industrial clusters, operating as a single complex, which unites enterprises of different ownership forms; the necessity of development of transport and engineering infrastructure and promoting entrepreneurship and business. The tasks of restoring flax production are considered in more detail.

Текст научной работы на тему «Влияние строительства трассы Меридиан на пространственно-планировочную структуру прилегающих территорий»

АРХИТЕКТУРА

ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАССЫ МЕРИДИАН НА ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНУЮ СТРУКТУРУ ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ Усманова З.Р. Email: Usmanova693@scientifictext.ru

Усманова Зухра Рустамовна - магистрант, кафедра градостроительства, Московский архитектурный институт (государственная академия), г. Москва

Аннотация: статья описывает существующие предпосылки к созданию и развитию линейной агломерации вдоль строящейся трансконтинентальной автомобильной трассы «Меридиан» на основе экономической и сельскохозяйственной общности; приведены доводы к созданию агропромышленных кластеров, работающих как единый комплекс и объединяющих предприятия различной формы собственности; обоснованы необходимость развития транспортной и инженерной инфраструктуры и содействия предпринимательству и бизнесу. Более подробно рассмотрены задачи по восстановлению льнопроизводства.

Ключевые слова: транспортная и социальная инфраструктура, маятниковая миграция, сельскохозяйственный кластер, циркулярная экономика, устойчивое развитие.

INFLUENCE OF THE CONSTRUCTION OF THE MERIDIAN HIGHWAY ON THE SPATIAL PLANNING STRUCTURE OF ADJACENT TERRITORIES Usmanova Z.R.

Usmanova Zukhra Rustamovna - master's Student, DEPARTMENT OF URBAN PLANNING, MOSCOW ARCHITECTURAL INSTITUTE (STATE ACADEMY), MOSCOW

Abstract: this article describes the existing preconditions for the establishment and development of linear conurbation built along the transcontinental highway "Meridian" on the basis of economic and agricultural similarities, the arguments given to creating agro-industrial clusters, operating as a single complex, which unites enterprises of different ownership forms; the necessity of development of transport and engineering infrastructure and promoting entrepreneurship and business. The tasks of restoring flax production are considered in more detail.

Keywords: transport and social infrastructure, pendulum migration, agricultural cluster, circular economy, sustainable development.

УДК 711-1

Трасса «Меридиан» - это проект транспортного коридора Гамбург - Шанхай, направлен на удовлетворение потребностей Европейских и Китайских компаний в грузоперевозках. Иными словами это проект, ориентированный на монетизацию транзитного потенциала нашей страны. «Меридиан» был включен в план комплексной модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В июле 2019 года также сообщалось, что правительство одобрило проект ее строительства [9].

Рис. 1. Схема трансконтинентальной частной автомобильной трассы «Меридиан» с показом основных городов, через которые она должна пройти

Источник: «Российский участок трассы «Меридиан» Шанхай - Гамбург начнут строить в июне» // Сайт «Око Планеты». 02.04.2019 // [Электронный ресурс] URL: https://okoplanet.su/fmances/fmancesnews/490012-rossiyskiy-uchastok-avtodorogi-meridian-shanhaygamburg-nachnut-stroit-v-iyune.html.

Рассмотрение территории только с точки зрения выгоды пространственного размещения того или иного предприятия или инфраструктурного объекта, учитывая их цели, задачи, функции предприятия, спрос, издержки, рациональный объем производства и пр., но не рассматривая выгоды территории и поселений от размещения этого предприятия, в частности влияние на качество жизни местного населения представляется в корне неправильным.

Строительство трассы «Меридиан» повлечет значительные изменения для всех территорий, через которые она проследует. От того каким образом будет модернизирована и реструктурирована территория прилегания к магистрали и будет зависеть, какими будут эти изменения.

Первым этапом дорога будет построена в Оренбургской и Самарской областях, вторым - по Саратовской, Тамбовской и Липецкой и третьим по Орловской, Брянской и Смоленской. Расстояние, которое можно будет преодолеть по трассе «Меридиан» по территории Российской федерации, составит более 2200 км из 8445 км общей ее протяженности.

Помимо того, что Смоленская, Брянская и Орловская области имеют соседствующее положение, они также характеризуются рядом факторов, придающих общность их экономической специализации. Располагаясь вдоль государственной границы, все три региона имеют статус льно-животноводческого сельскохозяйственного региона. Несмотря на тот факт, что муниципальным образованиям требуется государственная поддержка, дотации и субсидии, потенциал территории высок, при условии развития транспортной и социальной инфраструктуры.

Территории Смоленской, Брянской и Орловской областей наиболее благоприятны для возделывания льна-долгунца и конопли. Исторически именно эта отрасль определяла социально-экономическое состояние региона. На сегодняшний день льнопроизводство попало в программу восстановления льнопроизводств -министерство промышленности и торговли совместно с министерством сельского хозяйства при участии бизнес-сообщества в 2018 году разработали стратегию развития льняной отрасли [6]. Лен и товары, производимые из него, являются экспортной позицией, поставки сырья и готовой продукции на мировой рынок представляются перспективным направлением.

Дефицит льносеющей и уборочной техники, оборудование для обработки тресты, а также необходимость реновации существующих льнозаводов - задачи отрасли,

которые необходимо решить в ближайшей перспективе. Высокотехнологичное льнообрабатывающее оборудование и льноуборочные машины могут помочь повысить производительность отрасти в 3 раза. Министерство сельского хозяйства внедрило федеральные субсидии на покупку сельскохозяйственной техники - такая мера должна способствовать развитию льноводства, которое будет развиваться лишь в том случае, когда сельскохозяйственное и промышленное производства будут работать как единый комплекс. Таким образом, именно кластеризация позволит повысить эффективность отрасли и способствовать созданию основы для формирования его нематериальных активов - сохранение традиций, а также уважительного отношения к произведенным в России товарам.

Животноводство, овоще- и растениеводство также необходимо объединить в кластер. Производство кормов и органических удобрений традиционно связывали эти 2 сектора производства между собой. Для предотвращения глобальных вызовов в сфере продовольственной и биологической безопасности человечеству необходимо сельское хозяйство нового типа, соответствующее модели циркулярной (безотходной) экономики и принципам устойчивого развития [8].

Сельское хозяйство является главным поставщиком продуктов питания. При современной тенденции стремительного увеличения численности населения Земли значение сельского хозяйства со временем будет только расти. По прогнозам экспертов, количество продовольствия необходимого населению планеты возрастет на 70 - 100% уже к 2050 году [1].

Исходя из вышеупомянутых предпосылок формирование Смоленско-Брянско-Орловской линейной агломерации на основе кластерного объединения и общности рынка труда представляется более чем вероятным.

Тот факт, что агломерация являются предметом междисциплинарного изучения, ее необходимо выделить различные ее границы: административная или юридическая граница, то есть граница муниципального образования; географическая граница охватывает зону сплошной городской застройки и экономическая граница, которая определяется зоной экономического влияния ее центров. Все три структуры неразрывно связаны, однако для нас наиболее приоритетным для изучения является именно социально-экономические границы агломерации. Общепринятой мерой принята граница полуторачасовой изохроны. Именно такая величина определена для ежедневной маятниковой миграции между взаимозависимыми населенными пунктами, которые являются частями экономического, социального и политического целого.

Смоленско-Брянско-Орловская агломерация, имеющая сельскохозяйственную специализацию, не нуждается в непрерывной застройке и высокой плотности населения может и не иметь. Трудовая, социальная и культурно-бытовая маятниковая миграция между населенными пунктами осуществляется благодаря развитой транспортной системе и будет еще более выраженной после строительства высокоскоростной полимагистрали Меридиан. Мощный транспортный коридор определяет не только линейную форму системы расселения, вдоль которого она вытягивается, но и структуру взаимодействий как внутри, между поселками, городами и «локомотивами - точками роста», так и с внешними партнерами -крупными Российскими, Европейскими и Азиатскими центрами.

Смоленская, Брянская и Орловская области занимают выгодное географическое положение. Внешние границы с Белоруссией и Украиной, а также близость к федеральному центру создают преимущества для развития экономики и социальной сферы региона.

Все три области имеют на своих территориях ряд льнообрабатывающих заводов. Совершенствование производственных связей между ними позволит укрепить позиции отрасли. Легкая промышленность представлена целым рядом предприятий. Самым крупным из них на сегодняшний день является ОАО «Гамма» - фабрика чулочно-носочных изделий расположенная в Орле. Фабрика производит продукцию,

обеспечивающую 16% объема внутреннего рынка. Другие предприятия отрасли, Дмитровская фабрика нетканых материалов, ОАО Текстильщик, Брянская швейная фабрика, Смоленская трикотажная фабрика «Стиль Юнитэ», Рославльская швейная фабрика заинтересованы в поставках сырья напрямую без посредников. Создание агропромышленного кластера на основе предшествующего пути развития льнопроизводств и с учетом современного состояния экономики региона позволит говорить о единой структуре, способной эффективно решать производственные задачи и формировать благоприятный инвестиционный климат в регионе.

Форма собственности отдельных элементов кластера не имеет никакого значения, так как взаимодействие и сотрудничество происходят по принципам некоммерческого партнерства. Важным фактором становится лишь роль каждого участника в достижении общей цели. Кластерная система на сегодняшний день получила самое широкое распространение, однако для нас наиболее существенным являются ее градостроительные и экономические характеристики. Агропромышленный кластер, который способен вырасти на территории Смоленско-Брянско-Орловской агломерации, должен объединить производителей сельскохозяйственного сырья и производителей готовой продукции, а также техники и оборудования для ее выращивания и обработки.

Агропромышленный кластер - это «территориальное образование, представляющее собой достаточно автономно существующую систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, связанных общими инфраструктурными и производственными каркасами, опираясь на которые формируется самостоятельная система расселения» [7]. Таким образом, важную роль в эффективной работе кластера играет территориальная общность, а также наличие необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры.

Территория Сменско-Брянско-Орловской линейной агломерации характеризуется высокой степенью развитости транспортной инфраструктуры. Строительство магистрали «Меридиан» сделает эту связанность еще более выраженной. На территории региона существуют или существовали и приостановили свою деятельность несколько льноперерабатывающих заводов. В Брянской области успешно функционируют 2 завода: «Деснянский лен» в городе Трубчевск и «Брянский лен» в поселке Дубровка. На территории Смоленской области в последние 2 года произошли положительные изменения -льнопромышленность получила значительную федеральную и областную поддержку. Сегодня в области работает 8 льнозаводов: в деревнях Капыревщина, Петушки, Гусино, Андрейково, Рай, Починок, в городе Гагарин и самый крупный и производительный завод в Рославле [3]. В Орловской области работает «Дмитровский пенькозавод» в городе Дмитровске-Орловском.

Содействие росту предпринимательства и бизнеса в сфере производства экологичных продуктов и изделий из конопли и льна - это и есть задача кластера. Предпринятые меры должны повысить не только конкурентоспособность, но и востребованность на внутреннем и международном рынках готовой продукции и выработанного сырья.

Отрасль остро нуждается в качественной сеющей и уборочной технике, современных молотилках и теребилках, станках для производства длинного волокна и изделий из него. Многие предприятия машиностроительной направленности существующих на территории региона нуждаются в крупных заказах. Этими заказами могут их обеспечить льнопроизводители. Сегодня потребность в технике по разным подсчетам от 600 до 100 единиц в год [5]. В России существует всего 2 завода, которые производят специализированную сельхозтехнику для работы со льном. Оба завода — «Тверьсельмаш» и «Бежецксельмаш» - находятся в Тверской области. К сожалению, далеко не все хозяйства имеют финансовую возможность приобрести полный спектр сельхозтехники для выращивания льна. В ближайшем времени

Вяземский машиностроительный завод начнет производство льнотехники. Причем профиль завода расширяют именно для решения этой задачи. Этот опыт необходимо перенимать и внедрять в другие машиностроительные производства региона.

На территории агломерации на сегодняшний день существует значительное количество машиностроительных предприятий. Это и крупнейшие предприятия, такие как Брянский машиностроительный завод, специализирующийся на производстве маневровых и магистральных тепловозов, и Орловский машиностроительный завод, производящий строительные краны, и такие предприятия, как Болховский экскаваторный завод, который уже сейчас производят уникальный продукт для нашего рынка - тракторы с различными навесками для нефтедобывающих и строительных площадок, для решения самых разных сельскохозяйственных задач. Однако, пока в его арсенале нет оборудования, необходимого льнопроизводителям.

Ценность пеньки или ненаркосодержащей конопли и ее перспективность для экономики страны сложно переоценить. Ее используют и в фармацевтике и в пищевом производстве и в производстве самых различных тканей как технического, так и бытового назначения. На сегодняшний день переработка волокна технической конопли вообще не имеет специализированного оборудования. Конопля наиболее близка по своим свойствам к льну-долгунцу и относится к тому же классу лубяных культур. Поэтому для переработки пенькового волокна используется то же оборудование, что и для льна-долгунца, однако необходима его адаптация с учетом его специфики. Такой подход открывает перспективу выпуска новых видов текстильной продукции [4].

По этой причине представляется разумным и взаимовыгодным для всех участвующих сторон включение в кластер не только предприятий, участвующих в разных этапах производства льно- и пенокопродукции, но и предприятий машиностроения, обеспечивающих сектор необходимым оборудованием. Такая консолидация обеспечит прямой диалог, безопасность и взаимовыгодность сотрудничества, а также приведет к существенному снижению издержек.

Известны и другие способы использования льносырья. «Лен можно применять в композитных материалах, нанотехнологиях, в производстве взрывчатых веществ. Но беда в том, что в России это развивается очень медленно, так как отсутствуют экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности бизнеса» [2].

Список литературы /References

1. Вавилов С. Новые технологии в сельском хозяйстве могут оказаться тупиком. Газета.ги. [Электронный ресурс]. 28.04.2012 г. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2012/04/28_a_456686 l.shtml/ (дата обращения: 21.04.2020).

2. Лягушкин И.Н. Нерентабельный лен. [Электронный ресурс]. 18.08.2009 г. Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/technologies/article/14885-nerentabelnyy-len/ (дата обращения: 12.12.2019).

3. Перечень льноперерабатывающих предприятий (льнозаводов) льняного комплекса. [Электронный ресурс]. 18.07.2019. Режим доступа: http://agentstvo-len.ru/perechen-lnopererabatyvayushchikh-predpriyatiy-lnozavodov-lnyanogo-kompleksa-na-01-01-2015-g/ (дата обращения: 10.12.2019).

4. Привалов А.В. Методы и модели адаптации льноперерабатывающего оборудования под производство тканей из конопли. Вестник КГУ им. Некрасова № 1, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-modeli-adaptatsii-lnopererabatyvayuschego-oborudovaniya-pod-proizvodstvo-tkaney-iz-konopli/viewer/ (дата обращения: 11.12.2019).

5. Смоленскую область назвали льняной столицей России. [Электронный ресурс]. 31.07.2018. Режим доступа: https://smolensk-i.ru/business/smolenskuyu-oblast-nazvali-lnyanoy-stolitsey-rossii_249873/ (дата обращения: 12.12.2019).

6. Стратегия развития льняного комплекса. Росленконопля. [Электронный ресурс]. 04.04.2018 г. Режим доступа: https://www.rosflaxhemp.ru/news.html/id/2251/ (дата обращения 20.03.2020).

7. Тимофеева А.С. Создание агропромышленного кластера как путь ревитализации территорий, прилегающих к малым городам ЦФО, на примере Кашинского и Калязинского районов // ВКР на соискание квалификации магистра архитектуры. Научный руководитель - проф. Долинская И.М. М.: МАрхИ, 2019. 148 с.

8. Рациональное природопользование. «Умное» сельское хозяйство для циркулярной экономики. Глобальные технологические тренды. Трендлеттер № 7. [Электронный ресурс], 2016. Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2016/08/03/1119493935/%E2%84%96%207_Trendletter_%D0 %A0%D0%B0%D1%86%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D 0%B0.pdf/ (дата обращения: 02.05.2020).

9. Решение по частной трассе «Меридиан» должны принять в I квартале 2020 года. [Электронный ресурс]. 2.12.2019 г. Режим доступа: https://trans.ru/news/reshenie-po-chastnoi-trasse-meridian-dolzhni-prinyat-v-i-kvartale-2020-goda/ (дата обращения 27.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.