Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА ПО ТИПУ ИСТОЩЕНИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ЖАЛОБ РОДИТЕЛЯ (МАТЕРИ)'

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА ПО ТИПУ ИСТОЩЕНИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ЖАЛОБ РОДИТЕЛЯ (МАТЕРИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА / ГАРМОНИЧНЫЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ / ДИСТАНТНЫЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забоева М.А., Басова Е.П., Сивак Н.С., Сергейчик Ю.В., Кириллова О.В.

В данной статье рассматриваются гипотезы влияния стиля воспитания матери на соматические жалобы на здоровье ребенка. В качестве методологического материала приведены 4 теории: К.Хорни (1997), Митшерлиха (1953), Фрайбергера (1976), Теория стресса Кеннона (1975), Селье (1991). Использованы 2 методики: родительское сочинение и жалобы на здоровье ребенка. В итоге получены данные по 23-ем связкам «мать-ребенок», только в 2-ух связках диагностированы гармоничные взаимоотношения и отсутствие соматических заболеваний. Выдвинутые гипотезы подтверждены частично и требуют подтверждения за счет проведения дополнительных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забоева М.А., Басова Е.П., Сивак Н.С., Сергейчик Ю.В., Кириллова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE STYLE OF PARENTAL EDUCATION ON THE SOMATIC HEALTH OF THE CHILD ON THE TYPE OF EXTINCTION AND INTENSITIVITY BASED ON MOTHERS'' COMPLAINTS

In this article, the hypotheses of the influence of the parenting education style on somatic complaints about the child's health are examined. As a methodological material, four theories are presented: K. Horney (1997), Mitscherlich (1953), Freiberger (1976), Theory of stress of Cannon (1975), Selye (1991). Two methods were used: the parental composition and complaints about the health of the child. As a result, data on 23 «mother-child» ligaments were obtained, only in 2 ligaments was diagnosed a harmonious relationship and the absence of somatic diseases. The hypotheses advanced are partially confirmed and require confirmation by additional methods.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА ПО ТИПУ ИСТОЩЕНИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ЖАЛОБ РОДИТЕЛЯ (МАТЕРИ)»

УДК 159.922.761:159.923.2

Забоева М.А. студент магистрант 1 курса

Басова Е.П. студент магистрант 1 курса

Сивак Н.С. студент магистрант 1 курса Сергейчик Ю.В. студент магистрант 1 курса Кириллова О.В. студент магистрант 1 курса научный руководитель проекта: Кузенко С.С., к.психол.н.

доцент

кафедра психофизиологии и клинической психологии

Академия психологии и педагогики Южный федеральный университет Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА ПО ТИПУ ИСТОЩЕНИЯ И

ИНТЕНСИВНОСТИ ЖАЛОБ РОДИТЕЛЯ (МАТЕРИ) Аннотация:

В данной статье рассматриваются гипотезы влияния стиля воспитания матери на соматические жалобы на здоровье ребенка. В качестве методологического материала приведены 4 теории: К.Хорни (1997), Митшерлиха (1953), Фрайбергера (1976), Теория стресса Кеннона (1975), Селье (1991). Использованы 2 методики: родительское сочинение и жалобы на здоровье ребенка. В итоге получены данные по 23-ем связкам «мать-ребенок», только в 2-ух связках диагностированы гармоничные взаимоотношения и отсутствие соматических заболеваний. Выдвинутые гипотезы подтверждены частично и требуют подтверждения за счет проведения дополнительных методик.

Ключевые слова: стиль воспитания, соматическое здоровье ребенка, гармоничный тип воспитания, гиперопека, дистантный тип воспитания, тревожность.

Zaboeva M.A. Basova E.P.

Sivak N.S.

Sergeychik Y. V.

Kirillova O. V.

1st year students of a master's degree Scientific adviser of the project: Kuzenko S.S.

Associate Professor of Psychophysiology and Clinical Psychology Candidate of Psychological Sciences Academy of Psychology and Pedagogy

Southern Federal University Russia, Rostov Region, Rostov-on-Don INFLUENCE OF THE STYLE OF PARENTAL EDUCATION ON

THE SOMATIC HEALTH OF THE CHILD ON THE TYPE OF

EXTINCTION AND INTENSITIVITY BASED ON MOTHERS'

COMPLAINTS.

Abstract:

In this article, the hypotheses of the influence of the parenting education style on somatic complaints about the child's health are examined. As a methodological material, four theories are presented: K. Horney (1997), Mitscherlich (1953), Freiberger (1976), Theory of stress of Cannon (1975), Selye (1991). Two methods were used: the parental composition and complaints about the health of the child. As a result, data on 23 «mother-child» ligaments were obtained, only in 2 ligaments was diagnosed a harmonious relationship and the absence of somatic diseases. The hypotheses advanced are partially confirmed and require confirmation by additional methods.

Key words: style of education, physical health of the child, harmonious type of upbringing, hyperopeak, distant type of upbringing, anxiety.

Привязанность, возникающая между матерью и ребенком, начиная с периода новорожденное™, имеет колоссальное значение в формировании будущей личности. В тех случаях, когда родительская забота недостаточна, социальные отношения нарушаются или отсутствуют, у детей может наблюдаться недостаток необходимых жизненных социальных качеств. Эти чувства беззащитности и неспособности оградить себя от опасности приводят к возникающим тревожным реакциям и почти постоянным нейроэндокринным изменениям. Такое психологическое и физиологическое состояние повышает риск неблагоприятного воздействия эмоционального стресса [1][3]. Ребенок - это симптом семьи. Изучение типов взаимодействия «мать - ребенок» является актуальной проблематикой современного общества. Подходов много, влияние их на формирование зрелой личности ребенка постоянно пересматривается. Одни родители придерживаются «либеральных» взглядов и методов воспитания, пропагандируют свободу во всех начинаниях, другие являются сторонниками строгой дисциплины и границ в общении.

Цель данного исследования заключалась в выявлении корреляции стиля воспитания ребенка и наличия соматических жалоб (со стороны матери). В ходе проектной работы выделились следующие гипотезы исследования:

• Влияние стиля родительского воспитания на соматическое здоровье ребенка по типу истощения и интенсивности жалоб родителя (матери).

• Эмоциональные проявления «состояния ребенка» усиливают проявления соматики.

Объектом исследования выступили 16 женщин, в возрасте от 30 до 34-ех лет, имеющие 1-2 детей. Суммарно в выборке получены результаты по

23-ем детям в двух возрастных категориях: 1) 2,5 - 4 года (15 человек); 2) 4-7 лет (8 человек). Стоит отметить, что только одна из опрошенных женщин в разводе, остальные респонденты либо состоят в официальном браке, либо имеют партнера. Респондентам было предложено заполнить методику незаконченных предложений «Родительское сочинение» [4] и в свободной форме обозначить соматические жалобы на здоровье ребенка. Интересным оказался факт, что практически 80% матерей ответили, что жалоб нет, но при последующей беседе, жалобы обозначили (запоры, аллергические реакции и др.). Предметом исследования явилось изучение типа взаимодействия «мать-ребенок». Страхи родителя. Соматические жалобы на здоровье ребенка. При выполнении работы группа обозначила следующие задачи:

• изучение литературы по заявленной тематике;

• иллюстрация теоретического материала примерами реальных ответов родителя;

• опрос респондентов и анализ полученных данных;

• выводы и проверка гипотез исследования.

• написание статьи и оформление отчета о проделанной работе.

В ходе работы над проектом и изучении теоретического материала, выделилось 4 основных теории, которые иллюстрирует проведенная методика «Родительское сочинение». По сути, многие проявления психосоматических расстройств являются телесным отражением хронической тревоги. В этой связи необходимо в первую очередь упомянуть об описанном К. Хорни (1997) базовом чувстве тревоги, которое по ее мнению лежит в основе всех неврозов и под которым подразумевается «чувство, которым обладает ребенок, будучи изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире» [5]. Очевидно, что подобная тревожность у зрелого человека является перенесенным во взрослый возраст переживанием ребенка и тем самым представляет собой еще одно проявление описанного ранее универсального, регрессионного механизма формирования психосоматических расстройств. Карен Хорни приводит большой перечень источников детских тревог. Ряд из них иллюстрирует проведенная методика. Матери, у которых выявился дистантный тип взаимодействия с ребенком отмечали:

• Неустойчивое поведение: «неусидчивый, ведомый, ноет без дела, капризничает».

• Недостаток внимания к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка: «приходится повторять просьбы по 100 раз, страх допустить ошибку, не спит в дневной сон, бесится»

• Подчинение: «не желает делать простые вещи самостоятельно, не убирает за собой, лень и нерешительность, он совершенно меня не слушается»

• Унижение: «он говорит ерунду»

Вторая теория - концепция двухфазной защиты или двухфазного вытеснения Митшерлиха (1953-1954) (диктаторские отношения). Согласно этой теории, первая фаза существования неразрешенного внутрипсихического конфликта — психическая. При этом вследствие вытеснения или других форм психологической защиты происходит формирование эмоциональных, поведенческих расстройств и других невротических симптомов. Если же эти все средства оказываются недостаточными, наступает вторая — телесная фаза конфликта, в которой на первый план выступают вызванные им соматические нарушения. При длительном существовании конфликта описанные фазы могут повторно сменять друг друга, что, по мнению Б. Любан-Плюцца и др. (1984), объясняет часто наблюдаемую в психосоматической клинике смену невротических симптомов и телесных расстройств: «Невротические симптомы отчетливо отступают при формировании телесной болезни и часто возвращаются при выздоровлении от нее».

Та же картина может возникнуть у ребенка, растущего в семье с авторитарными родителями. Множественные запреты и правила вызывают состояние смятения: ребенок находится в ситуации, когда постоянно приходится делать выбор между «хочу» и «надо». Вследствие этого возникает внутренний, и, порой, внешний конфликт. Под действием конфликтов срабатывает механизм двухфазной защиты и двухфазного вытеснения. На практике понимание этой закономерности исключительно важно для обеспечения преемственности психологической (психокоррекционной) и медицинской помощи лицам, страдающим психосоматическими заболеваниями [2].

Третья теория - концепция потери объекта Фрайбергера (1976) (дистантные отношения/гипоопека, гиперопека). При дистантных отношениях в семье ранние доэдипальные нарушения в развитии приводят к психосоматическим расстройствам. Первичный нарциссизм существует в норме (это основа для устойчивой самооценки и уверенности в себе). Ребенок интериоризирует образ любящей, поддерживающей матери и может затем сам себе помогать, при наличии кризиса способен к самоподдержке.

Гиперопека, потакающий контроль не дают тепла - формируется уязвимость. Если родители не дают проявлять самостоятельность, формируется беспомощность, несамостоятельность.

2 базисных конфликта, которые обычно проявляются вместе:

1. Конфликт зависимости-независимости (универсальный).

2. Конфликт близости-дистанцированности - формируют дистантные отношения, т.к. боится близости из-за возможности отвержения.

В связи с этим выделяются 4 психодинамических фактора:

1. Появляется эмоциональная недостаточность, ограничение интроспекции и саморефлексии (чувства нельзя проявлять, если ты в зависимости или независимости)

2. Нарциссическая дизрегуляция. Нарциссическая обида. Если человек

делает критические замечания, то возникает очень сильная обида, внутри нет части, на которую можно опереться.

3. Агрессивное торможение. Есть обида, но злость нельзя выражать, что приводит к аутоагрессии.

4. Вследствие этого - депрессия, безнадежность, беспомощность, что приводит к изменению обмена, иммунитета. Повышается уязвимость и склонность к психосоматическим расстройствам [2].

Четвертая теория - Теория стресса (Кеннон, 1975, Селье, 1982, 1991). экспериментально-психологические, клинико-физиологические,

биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса, устанавливающие влияние экстремальных и хронических стрессовых ситуаций на восприимчивость и особенности патогенеза, течения и терапии психосоматических заболеваний. В данное направление входит большое число отдельных направлений изучения психосоматической патологии (например, стресс и адаптационные реакции, стресс и стрессорные повреждения, стресс-факторы и картина их субъективного переживания.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

• первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги;

• вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления;

• третья стадия — стадия истощения.

Для ребенка с раннего возраста существует множество стрессогенных факторов. Их количество и длительность воздействия имеют большую роль в формировании психики ребенка, его модели поведения и восприятия мира. Интенсивные стрессы поглощают адаптационную энергию [2].

Анализ данных исследования представлен в таблице №1

№ Оцениваемые критерии Количество детей, у которых данных

п/п критерии

присутствует отсутствует

1 Соматические жалобы 16 7

2 Стиль воспитания:

Дистантный 7

Родитель-диктатор 2

Ребенок-диктатор 2

Слияние и гиперопека 10

Гармоничный 2

В ходе анализа полученных данных, авторы пришли к следующим выводам. В семьях с дистантным типом взаимодействия (7 связок «мать-ребенок») - ребенок пытается привлечь внимание взрослых (концепция потери объекта Фрайбергера): нервничает, капризничает, ленится, упрямится. Ребенок не может выразить свои чувства, появляется гнев и агрессия. У таких детей наблюдаются проблемы с прикусом, логопедические проблемы.

В тех связках «мать-ребенок», где диагностируется стиль воспитания

гиперопека, слияние (10 случаев), выявлены жалобы на следующие заболевания: частые простуды, ОРВИ, ОРЗ, боль в горле, ринит, аллергические реакции и плоскостопие. Организм ребенка находится в состоянии стресса, энергия постоянно исчерпывается, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными (теория стресса (Кеннон, 1975, Селье, 1982, 1991)). Простуда развивается на фоне нарушенных отношений «мать-ребенок». Например, кашель или бронхит может быть связан с завышенными требованиями и чрезмерной опекой со стороны взрослых, с резко выраженной и несправедливой критикой. Психосоматика плоскостопия или деформации стопы, возможно, происходит ввиду того, что гиперопекаемый ребенок не может обрести уверенность в себе, понять, куда ему двигаться, он не принимает самостоятельных решений и не учится этому, за него это делает родитель (мать).

При гармоничном типе взаимоотношений в связке родитель -ребёнок (2 случая) проявление психосоматических расстройств минимально. Гармоничная семья положительно влияет на развитие ребёнка, он проявляет себя во всех сферах жизнедеятельности: закладывается доверие к миру, чувство привязанности, потребности в общении. Ребёнок развивается эмоционально и психологически здоровым, умеющим хорошо адаптироваться в социуме.

Таким образом, на основе проведенной методики, авторы выделяют 2 группы родительского воспитания. Идеальная модель - гармоничный тип взаимодействия - 2 связки, т.е. менее 10% респондентов, и остальные модели поведения с разной степенью выраженности отклонений (дистантный тип, гипер- или гипоопека, ребенок-диктатор, родитель-диктатор) - 21 связка «мать-ребенок».

Результаты исследования показали, что поведение в детско-родительской системе тесно связано с соматикой. В перспективах исследования проведение дополнительных методик для более глубокого анализа влияния отношений «мать-ребенок» на проявление психосоматических заболеваний. Возможно, изучение перинатального периода и самих родов у данной группы матерей, выявление причин отклоняемого от нормы (гармоничный тип) поведения. Данные выводы могут помочь родителям разобраться с личными проблемами, пересмотреть свое отношение к ребёнку, ведь именно родители знакомят этого маленького человека со взрослым миром и помогают в формировании зрелой личности.

Использованные источники:

1. J. P. Henry und P. M. Stephens: Stress, Health and the Social Environment, A Sociobiologic Approach to Medicine. 282 Seiten, Springer Verlag, New York, Heidelberg, Berlin 1977

2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. Текст. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

3. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей Текст. / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2005.

4. Шведовская А.А. «Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте». Психологическая диагностика, 2005, №4, с.70-103

5. Хорни К. Тревожность // Хорни К. Собр. соч. в 3-х т. — М. : Смысл, 1997. — Т. 2. — С. 174—180.

УДК 61

Зайдуллаева М. О.

Нукусский филиал

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Республика Узбекистан, г. Нукус

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследование состояния здоровья и оценка уровня заболеваемости студентов в условиях Республики Каракалпакстан.

Ключевые слова: органы дыхания, эндокринные болезни, обмен веществ, кроветворные органы.

Zaydullayeva M.O.

Nukussky branch of the Tashkent pediatric

medical institute Nukus, Republic of Uzbekistan

RESEARCH OF THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS IN THE

CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN

Summary

In article results research of a state of health and an assessment of an incidence of students in the conditions of the Republic of Karakalpakstan are considered.

Keywords: respiratory organs, endocrine diseases, metabolism, haematogenic bodies.

Молодежь играет особую роль в формировании трудового потенциала страны. Это наиболее мобильная часть трудовых ресурсов. Именно за ее счет обновляется рабочая сила, изменяется профессиональный и образовательный состав работников, в значительной мере обеспечиваются кадрами новые производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К негативным тенденциям в состоянии здоровья населения экономически развитых стран относится тенденция «омоложения» заболеваний: те болезни, которые сравнительно недавно встречались лишь в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.