Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО МЫШЛЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА'

ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО МЫШЛЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЫШЛЕНИЕ / МНЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ВЗАИМООБМЕН / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Выборнова Е.А., Хамзяева П.Д., Школьная В.В.

В статье описывается влияние стереотипов и межличностных отношений, культурные отношения России и Азербайджана. А так же рассматривается влияние некоторых стереотипов и пути их формирования. Потребность в межнациональных отношениях и влияние на государственные. Цель данного исследования заключается в выяснении проблем в стереотипизации отношений Прикаспийский стран и установление особенностей поведения. Актуальность статьи обусловлена внешним влияние Прикаспийских стран на культурную особенность РФ. В статье применены эмпирический и аналитический метод исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF STEREOTYPICAL THINKING ON INTERNATIONAL RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND AZERBAIJAN

The article describes the influence of stereotypes and interpersonal relations, cultural relations between Russia and Azerbaijan. The influence of some stereotypes and the ways of their formation are also considered. The need for interethnic relations and influence on the state. The purpose of this study is to clarify the problems in the stereotyping of relations of the Caspian countries and to establish the characteristics of behavior. The relevance of the article is due to the external influence of the Caspian countries on the cultural peculiarity of the Russian Federation. The article uses an empirical and analytical research method.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО МЫШЛЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008

ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО МЫШЛЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА

Выборнова Е.А.

студент магистрант 2 курса АГУ им. В.Н. Татищева,

г. Астрахань, РФ Хамзяева П.Д.

студент магистрант 2 курса АГУ им. В.Н. Татищева,

г. Астрахань, РФ Школьная В.В.

студент магистрант 2 курса АГУ им. В.Н. Татищева,

г. Астрахань, РФ

THE INFLUENCE OF STEREOTYPICAL THINKING ON INTERNATIONAL RELATIONS

BETWEEN RUSSIA AND AZERBAIJAN

Vybornova E.A.

2nd year undergraduate student of ASU named after V.N. Tatishchev,

Astrakhan, Russia Khamzyaeva P.D.

2nd year undergraduate student of V.N. Tatishchev ASU,

Astrakhan, Russia Shkolnaya V.V.

2nd year undergraduate student of ASU named after V.N. Tatishchev,

Astrakhan, Russia

Аннотация. В статье описывается влияние стереотипов и межличностных отношений, культурные отношения России и Азербайджана. А так же рассматривается влияние некоторых стереотипов и пути их формирования. Потребность в межнациональных отношениях и влияние на государственные. Цель данного исследования заключается в выяснении проблем в стереотипизации отношений Прикаспийский стран и установление особенностей поведения. Актуальность статьи обусловлена внешним влияние Прикаспийских стран на культурную особенность РФ. В статье применены эмпирический и аналитический метод исследования.

Abstract. The article describes the influence of stereotypes and interpersonal relations, cultural relations between Russia and Azerbaijan. The influence of some stereotypes and the ways of their formation are also considered. The need for interethnic relations and influence on the state. The purpose of this study is to clarify the problems in the stereotyping of relations of the Caspian countries and to establish the characteristics of behavior. The relevance of the article is due to the external influence of the Caspian countries on the cultural peculiarity of the Russian Federation. The article uses an empirical and analytical research method.

Ключевые слова: стереотип, межличностные отношения, мышление, мнение, культура, взаимообмен, проблема.

Keywords: stereotype, interpersonal relations, thinking, opinion, culture, interchange, problem.

Введение

Одним из главных аспектов успешного межгосударственного взаимодействия, является личностные отношения населения к правительству чужой страны и на оборот. В качестве основных элементов в формировании взаимопонимания служит совокупность интеграционных экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и других связей и отношений между государствами.

Межличностные отношения на государственном уровне закладываться на основе культурных ценностей, любопытства, эмоции и чувств, которые свойственно испытывать людям. Здесь же, закладывается умение адекватно и рационально оценивать не только транснациональные отношения с другими странами, но и восприятие другой, не всегда корректной информации исходящих за пределами двухсторонних отношений.

Потребность в такого рода отношениях регламентируется самим государством и обществом на основе ценностей, и потребностей соответственно [2]. Более позитивный расклад на долгосрочные и непрерывные отношения дают решения вопросов экономического и военного характера. Так же изучение

и внедрение культурных ценностей другого народа, могут положительно влиять на восприятие картины миры.

В свою очередь, уже в негативную сторону могут привести и стереотипное мышление, которое формируется за счет неверных суждения или догадок [3].

Изначально "стереотипы" не имели негативного значения. За счет них человек мог определить значение предметов за счет "ярлыков безопасности". Это помогало в правильном восприятии внешней среды и ориентации в мире [13].

В ходе эволюции стереотипное мышление приобрело особое значение и современный человек воспринимает стереотипы через призму своей семьи, профессии, экономических особенностей и информационного поля в котором он находиться. За частую стереотипы приобретаю искажённый и порой негативный образ [15].

Социальный стереотип - значимо сложившиеся мнение в котором производиться шаблонные образы и оценочное мнение друг о друге. Если восприятие человека строиться на прошедшем опыте и опыт был негативным, то и последующее восприятие будет окрашено критически [4].

Основная часть

Дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном длятся на протяжении более 20 лет [1]. В основе отношений двух стран - принципы равноправия и добрососедства, вековые традиции дружбы и взаимного уважения. Развитие взаимодействия между странами объективно способствует укреплению стабильности и безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе.

Культурные и духовные связи между Российской Федерации и Азербайджаном обусловлены совместным историческим прошлым. В ходе развития взаимоотношений двух стран произошел благоприятный культурный взаимообмен. Это сказалось на развитие классической русской педагогики в стенах Азербайджанских школ и университетов. Ректор Азербайджанского университета языков Кямал Абдуллаев на примере возглавляемого учреждения образования рассказал о сотрудничестве с российскими вузами.

"Мы продолжаем дружить, сотрудничать с российским университетами, и не только с центральными, столичными. Я рад тому, что эти связи затрагивают несколько регионов России -Ярославский, Самарский, Екатеринбургский университеты, с которыми мы имеем очень хорошие отношения. Проводим совместные конференции, совместный обмен студентами и педагогами, нашими сотрудникам. И все это дает очень хороший, добрый результат. Надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжаться и углубляться", - рассказал Абдуллаев.

Азербайджан в свою очередь подарил укрепление литературных и творческих связей, в лице философа-просветителя Мирзы Фатали Ахундова и эстрадно-оперного певца Муслима Магомаева [7]. Написанные Ахундовым комедии были лично переведены им на русский язык и изданы в качестве сборника в РСФСР, а Муслим Магомаев стал настоящим феноменом и принес значительный вклад в музыку РФ [5]. Не малое значении и внесли научные деятели Азербайджана в науку и культуру России [6]. Имран Акперов основатель и ректор негосударственного университета "Южный Университет (Институт Управления, Бизнеса и Права)" на территории России. Алиев Мамед Багир Джавад оглы Доктор медицинских наук, профессор, академик Российской Академии Наук и Российской Медицинской Академии, член Президиума РАН, заслуженный деятель науки РФ. Тагиев Алескер доктор юридических наук, автор более 20 работ, вице-призедент Союза юристов России [9].

Даже плотное культурное взаимодействие между странами не помогает от деформации и искажении информации, тем самым создавая стереотипное мышление. Отмечается, что стереотип что в России, что в Азербайджане формируется на базе культурологической миграции, языкового барьера и борьбы с шовинизмов.

Следует заметить, что основное количество стереотипов связанны с бихевиоризмом, потому что анализировать поведение на много проще и это первое, что попадает в поле зрения человека [8].

Самый распространенный в РФ стереотип касаемо Азербайджана, это мнение о радикальном характере. Сложно ответить на это вопрос однозначно, но то что радикальность присуще любому народу - факт. Это мнение могло сформироваться на фоне «восстановление» независимости, со стремлением к формированию национального самосознания азербайджанцев и азербайджанского национального государства [10].

Этот стереотип легко развенчивается высоким уровнем гостеприимства азербайджанского народа, который славиться на весь мир. Будучи гостем в этой стране, вы получите наивысший статус, как деловой партнер или как просто турист.

Следующий распространенный стереотип о Азербайджане, то что женщины не имеют прав. Этот стереотип так же навеян духом патриархата на фоне традиционных мотивов [11]. Но он так же легко развенчивается даже по одному признаку - "Материнский вопрос". Матеря в Азербайджане имеют не последнее и самое веское слово. Именно женщины распоряжаются судьбой своих детей, активно учувствуют в воспитании детей. Даже выбор невесты может ограничиться мнением матери.

Существуют и стереотипы направленные в сторону России. Множество азербайджанцев считают русскими конфликтными людьми. Это обусловлено наличием в истории России множеством военных

действий, а так же этот стереотип подкреплен клишированием русских в иностранном кинематографе [12].

Но так же и существует и более приятный стереотип, касаемо России. Он заключается в том, что азербайджанцы считают, что россияне очень любят детей. Это мнение сложилось на фоне принятия законов в РФ связанные с материнским капиталом и прочими выплатами.

Выводы

Успешное взаимопонимание стран лежит в основе доверительных отношений на всех уровнях жизни. России и Азербайджана тесно связаны между собой не только общей историей, но и культурными отношениями. Это и порождает собой корреляционные отношения на международной арене.

Стереотипизации мышления двух стран по отношению друг к другу тесто связана с личностными, историческими и тесными связями. Сюда можно и отнести факторы влияния внешней политики стран и культурным обобщением [14].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Поздняков Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения / Поздняков Э.А.; Отв. ред.: Томашевский Д.Г. - М.: Наука, 1986. - 184 c.

2.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком - М.: Изд -во Моск. Ун-та, 1982. - 200с.

3.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений // Ильин Е.П. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

4.Каган М.С. Философская теория ценности /Каган М.С - СПб.: ТОО Т. К. «Петрополис», 1998. - 205 с.

5.Ахундова Н. Третьи Всероссийские (с международным участием) историко-этнографические чтения, посвященные памяти профессора М. Р. Магомедовича. Сборник статей. Ч.1. /Ахундова Н. -Махачкала: ДГУ, 2016. - 255 с.

6.Гусейнов Г. Н. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX в. Баку: Азернешр, 1958. - 430 с.

7.Дадашзаде М. А. История азербайджанской литературы (с древнейших времен до середины 70-х гг. X X в.). Баку: Маариф, 1987. 178 с.

8. Азербайджан - Россия: новые взаимоотношения, новые горизонты. - Баку: Nurol, 2002 - 574 с.

9.Культура и культурные шедевры Азербайджана - уникальное послание будущим поколениям. -Баку: Чинар-чап, 2009. - 798 с.

10.Сорокин Ю. А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Общение: Теоретические и прагматические проблемы. - М., 1978. - С. 133 - 138.

11.Стернин И.А. Структура концепта / Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспект. Вып. 10. - Барнаул, 2006. - С. 218- 229.

12. Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. -М.: ПЕР СЭ, 2002.

13.Федотова С.В. Библейский миф как конвенциональный стереотип: экспериментальное исследование: автореф. дис. канд. филол. наук. - Барнаул, 2000.

14.Шихирев П.Н. Социальные стереотипы / Рос. социологич. энцикл. / под ред. Г. В. Осипова. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. - С. 538.

15.Пищальникова В. А., Дмитриева Н. Л. Конвенциональный стереотип: сущность, структура, функционирование / Изв. АГУ, 1997. -№ 2 (4). - С. 80-84.

References:

1. Pozdnyakov E.A. Vneshnepoliticheskaya deyatel'nost' i mezhgosudarstvennyye otnosheniya / Pozdnyakov E.A.; Otv. red.: Tomashevskiy D.G. - M.: Nauka, 1986. - 184 c (In Russian).

2. Bodalev A.A. Vospriyatiye i ponimaniye cheloveka chelovekom - M.: Izd-vo Mosk. Un-ta, 1982. - 200s (In Russian).

3. Il'in Ye. P. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy // Il'in Ye.P. - SPb.: Piter, 2009. -576 s (In Russian).

4. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennosti /Kagan M.S - SPb.: TOO T. K. «Petropolis», 1998. - 205 s (In Russian).

5. Akhundova N. Tret'i Vserossiyskiye (s mezhdunarodnym uchastiyem) istoriko-etnograficheskiye chteniya, posvyashchennyye pamyati professora M. R. Magomedovicha. Sbornik statey. CH.1. /Akhundova N. -Makhachkala: DGU, 2016. - 255 s (In Russian).

6. Guseynov G. N. Iz istorii obshchestvennoy i filosofskoy mysli v Azerbaydzhane XIX v. Baku: Azerneshr, 1958. - 430 s (In Russian).

7. Dadashzade M. A. Istoriya azerbaydzhanskoy literatury (s drevneyshikh vremen do serediny 70-kh gg. X X v.). Baku: Maarif, 1987. 178 s (In Russian).

8. Azerbaydzhan - Rossiya: novyye vzaimootnosheniya, novyye gorizonty. - Baku: Nurol, 2002 - 574 s (In Russian).

9. Kul'tura i kul'turnyye shedevry Azerbaydzhana - unikal'noye poslaniye budushchim pokoleniyam. -Baku: Chinar-chap, 2009. - 798 s (In Russian).

10. Sorokin YU. A. Stereotip, shtamp, klishe: K probleme opredeleniya ponyatiy / Obshcheniye: Teoreticheskiye i pragmaticheskiye problemy. - M., 1978. - S. 133 - 138 (In Russian).

11. Sternin I.A. Struktura kontsepta / YAzykovoye bytiye cheloveka i etnosa: psikholingvisticheskiy i kognitivnyy aspekt. Vyp. 10. - Barnaul, 2006. - S. 218- 229 (In Russian).

12. Sudakov K. V. Dinamicheskiye stereotipy, ili Informatsionnyye otpechatki deystvitel'nosti. - M.: PER SE, 2002 (In Russian).

13. Fedotova S.V. Bibleyskiy mif kak konventsional'nyy stereotip: eksperimental'noye issledovaniye: avtoref. dis. kand. filol. nauk. - Barnaul, 2000 (In Russian).

14. Shikhirev P.N. Sotsial'nyye stereotipy / Ros. sotsiologich. entsikl. / pod red. G. V. Osipova. - M.: Norma-Infra-M, 1998. - S. 538 (In Russian).

15. Pishchal'nikova V. A., Dmitriyeva N. L. Konventsional'nyy stereotip: sushchnost', struktura, funktsionirovaniye / Izv. AGU, 1997. -№ 2 (4). - S. 80-84 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.