УДК 316.356.2
Тулегенова Альбина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики Таврической академии КФУ им. В.И.Вернадского e-mail: tylegenov@rambler.ru
Васильева Виктория Валентиновна, магистрант 1-го курса Института радиоэлектроники и информационной безопасности СГУ e-mail: teachery.vvv@mail.ru
ВЛИЯНИЕ СТАРШИХ СИБЛИНГОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Аннотация: статья рассматривает проблему социализации подрастающего поколения в условиях семейного воспитания. В качестве ведущего фактора такой социализации, по отношению к младшим детям в семье, по мнению авторов, следует рассматривать влияние старших сиблингов. При этом, система взаимоотношений братьев и сестер выступает значимым компонентом социальной ситуации развития детей, а стереотипы взаимодействия, сформированные в семейной группе равных, будут являться основой вхождения повзрослевшего ребенка в большой миротношений вне семьи.
Ключевые слова: сиблинги, процесс социализации, братско-сестринские отношения.
Tulegenova A. G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy Taurian academy CFUof V. I. Vernadsky e-mail: tylegenov@rambler.ru
Vasilyeva Victoria Valentinovna, undergraduate of the 1st course of Institute of radio electronics and information security of SGU e-mail: teachery.vvv@mail.ru
THE INFLUENCE OF OLDER SIBLINGS IN THE SOCIALIZATION PROCESS
YOUNGER CHILDREN IN THE FAMILY
Annotation: Article considers a problem of socialization of younger generation in the conditions of family upbringing. As the leading factor of such socialization in relation to younger children in the family, according to authors, should consider the influence of the senior siblings. At the same time, the system of relationship of brothers and sisters acts as significant component of a social situation of development of children, and the interaction stereotypes created in family group of equal will be a basis of entry of the matured child into the big world of the relations out of family.
Keywords: siblings, socialization process, brother and sisterly relationship.
Становление ребенка как личности начинается в семье, выступающей первым и определяющим внешним условием в жизни ребенка. Близкие ребенку люди не только осуществляют уход за ребенком, но и вводят его в культуру определенного социума. В семье ребенок начинает взаимодействовать с окружающей действительностью и строить свое отношение к ней. Семья - это не просто малочисленная группа людей, но та социальная среда, в которой каждый ее член стремится реализовать себя и одновременно с этим выстроить определенную систему отношений с родственниками.
Характеристика семьи, как социальной среды помимо партнерских (отношения между родителями) и детско-родительских отношений включает в себя отношения детей между собой, так называемые сиблинговые отношения. В последнее время термин «сиблинги» приобретает все большую популярность. Он означает родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи. Отсюда, под сиблинговыми отношениями понимаются взаимоотношения между родными братьями и сестрами, занимающими различные порядковые позиции. Эти отношения реализуют «программу скрытой социализации» [1], которая проявляет себя в восприятии других
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 людей, прежде всего сверстников. В качестве таковых в семье выступают сиблинги.
Тесные и долговременные привязанности между братьями и/или сестрами начинаются еще в младенчестве. Старшие дети выступают для малышей образцом социального поведения, а иногда и лицом более авторитетным, нежели родители [9]. Как отмечает ряд авторов (Сайфутдиярова В.Ф., Апсатаров А.В., Кучер И.В. и др.), наличие сиблингов в семье, их гендерные и возрастные особенности, являются особым фактором психического развития ребенка. Система взаимоотношений братьев и сестер является, по мнению целого ряда исследователей (Курешевой О.В., Якимовой Т.В., Малкиной-Пых И.Г. и др.), значимым компонентом социальной ситуации развития. Сиблинги образуют первую группу равных, в которую вступает ребенок и в которой они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия [Якимовой Т.В., Малкиной-Пых И.Г.]. Эти стереотипы впоследствии приобретут для детей огромное значение: они помогут им перейти во внесемейные группы равных[4].
Изучая особенности отношений между сиблингами, французский психотерапевт М. Руфо писал, что «сообщество братьев и сестер — это общество в миниатюре: как и настоящее общество, оно нуждается в правилах, которые не позволяли бы страстям брать верх над разумом» [6,с. 215]. Таким образом, становится очевидной социализирующая роль сиблинговых отношений. И, если для старшего сибса, механизмом социализации является идентификация с родителем того или иного пола, то младший сиблинг, помимо родителей идентифицирует себя еще и со старшим братом или сестрой [2].
Несмотря на теоретическую и практическую значимость вопроса о социализирующей роли старших сиблингов, проблема их влиянии на процесс становления личности младших детей в семье в научной литературе представлена фрагментарно. Большинство современных исследований в области сиблинговых отношений были направлены на изучение факторов, определяющих их специфику: сиблинговой позиции (Ф. Гальтон, А. Адлер, М. Боуэн, В. Томан, А.Захаров, И. Никольская, Е. Карпунина, И. Карепанова и
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 др.); материнского отношения (А. Фромм, Г. Хоминтаускас, Л. Шнейдер, О.В. Алмазоваи др.); влияния пола сиблингов на формирование их идентичности (С. Васюра, Г.Абрамович, Ф.Дж. Саллоуэй, Д.И.Ухова, О.В. Утенышева, А.Ю. Малевана и др. ) и пр. При этом вопрос влияния авторитета старших сиблинговна процесс социализации младших детей в семье остается открытым, хотя, как уже говорилось ранее, нередко старшие дети превосходят родителей по силе своего авторитета перед младшими. Это особенно заметно, когда разница в возрасте сиблингов свыше трех лет. В этом случае младшие видят в старших более понимающих, нежели родители, и более близких к их еще детскому, наивному взгляду на жизнь, наставников. Безусловно, при положительном варианте сиблинговых отношений в семье, это придает малышам чувство уверенности и комфорта, формирует опыт общения и развивает у них умение строить взаимоотношения с окружающими. Вместе с тем, младшие сиблинги, в противоположность от родителей, которые могут не понять, выругать или еще хуже - наказать, с большей охотой делятся своими открытиями, впечатлениями, приключениями, проблемами со старшими братьями и сестрами. Сверх того, с некоторыми вопросами, вызывающими неловкость или стыд, младшие, как правило, обращаются за советом к старшим. В свою очередь, «наступая» старшим на пятки, младшие дети стимулируют их развитие: иначе рухнет авторитет!
Все это создает атмосферу здорового, доброжелательного соперничества, мотивирует детей к самосовершенствованию. Помощь в учебе, совместное времяпровождение, общий быт укрепляют отношения между детьми, делают их не только родственниками, но и лучшими друзьями. При этом, старшие дети направляют развитие интересов, увлечений младших братьев и сестер, и нередко влияют на сознательный выбор ими будущей профессии, повторяющей тоже профессиональное направление, что и у старших сиблингов. Более того именно личностные особенности старшего ребенка определяют характер отношений в сиблинговой паре [3].
С целью детального изучения вопроса влияния старших сиблингов на процесс социализации подрастающего поколения в семье, в октябре-ноябре 2016 года, было проведено социально-педагогическое исследование, основным методом которого выступило анкетирование. В опросе приняли участие 60 человек, 93 % которых жители Симферополя, оставшиеся 7 % с других областей России. Возрастная группа участников от 15 до 25 лет, что придает исследованию молодежный характер. 54 % всех опрошенных - девушки, 46 % -юноши.
На вопрос «Хорошие ли у вас отношения со старшим братом/сестрой?» абсолютное большинство респондентов дали положительный ответ - 97 %. Оставшиеся 3 % охарактеризовали свои отношения, как негативные. Из чего можно сделать вывод, что родственные связи у большинства участников эксперимента переросли в крепкую дружбу.
Анализируя ответы респондентов на вопрос «Оказывает ли он/она вам поддержку (материальную; моральную; помощь при выполнении заданий по учебе/работе?)» мы наблюдали следующую картину (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Результаты ответа на вопрос: «Оказывает ли старший брат/сестра
Вам поддержку?».
Как видно из диаграммы, почти половина респондентов (43 % опрошенных) получают разнообразные виды поддержи от старшего брата или
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 сестры: материальную и моральную помощь; содействие в учебе или работе. 10 % участников экспериментального исследования имеют только материальную помощь; 19 % чувствуют моральное и деловое содействие. Из чего следует, что у 72 % респондентов старший брат (сестра) играют значительную роль в их жизни, что проявляется как материальная помощь или психологическая поддержка для выхода из трудных ситуаций. Данный факт, несомненно, придает младшим сиблингам уверенность в будущем дне.
При ответе на вопрос «Подражали ли вы своему старшему брату/сестре в детстве? Хотели ли вы быть похожими на него?» большинство участников (70 %) подтвердили своё стремление походить на старшего брата /сестру. Кроме того, некоторые респонденты подчеркнули, что они и сейчас склонны подражать старшим сиблингам. И только 30 % опрошенных не замечали за собой склонности к подражанию. Таким образом, полученные данные позволяют утверждать правомерность положения о том, что авторитет старшего брата или сестры выступает в качестве одного из ведущих факторов развития и социализации личности ребенка. При этом старшие дети представляют собой некий образец, являются примером для подражания.
На вопрос «Возникало ли у вас с ним/ней соперничество, борьба за первенство в чем-либо?» ответы разделились следующим образом (диаграмма 2): 66 % подтвердили соперничество, 34 % не наблюдали его. В результате, полученные данные подтверждают распространенное среди большинства психологов и психиатров суждение о том, что соперничество и конкуренция старшего и младшего ребенка в семье - явление неизбежное. Так, например, по мнению Д. Холта [7,8] и Г. Хоментаускаса, «...соперничество - естественная реакция самоутверждения детей. Оно исчезает лишь в том случае, когда один ребенок приказывает, а прочие подчиняются» [9, с. 125].
В итоге, соперничество, если его не контролировать, - опасное явление, которое может привести к плачевным результатам и полному разрушению отношений. Однако, анализ ответов респондентов на данный вопрос, позволил сделать вывод о том, что в большинстве эпизодов (66 %) родители, как главные
регулировщики ситуаций соперничества между детьми, отлично справились со своей задачей и помогли сохранить хорошие отношения между сиблингами. Следовательно, в этих случаях имело место быть здоровое соперничество, которое привело к воспитанию целеустремленности, устойчивости и стремлению к самосовершенствованию у обоих поколений детей.
Диаграмма 2. Результаты ответа на вопрос: «Возникало ли у вас с ним/ней
соперничество?».
На магистральный вопрос исследования «Замечали ли вы влияние старшего брата/сестры на ваше мировоззрение, жизненную позицию?» 78 % опрошенных ответили «да», и только 22 % - «нет». Отсюда безоговорочно следует, что это влияние присутствует, и играет свою немаловажную, особую роль в процессе социализации личности ребенка. На следующий вопрос, который был тесно связан с предыдущим: «Повлиял ли старший брат/сестра на ваш профессиональный выбор?», чуть больше половины респондентов (53 %) ответили отрицательно. Но оставшиеся 47 % подтвердили, что их профессиональный выбор был сделан под воздействием старшего брата (сестры). Как правило, в основе такого выбора лежали общие интересы и увлечения детей, определявшие профессиональную направленность личности сиблингов и формировавшие у них успешность в определенной области
человеческой деятельности. Ниже, на сравнительной диаграмме (диаграмма 3) представлены результаты ответов на вопросы, позволяющие изучить влияние старших братьев/сестер на формирование жизненной позиции и выбор будущей профессии.
Диаграмма наглядно показывает, что степень влияния старших сиблинговна профессиональный выбор младших детей значительно ниже степени влияния тех же сиблингов на формирование мировоззренческой позиции младших братьев/сестер. То есть, выбор будущей профессии не является главным и единственным фактором, определяющим вхождение ребенка в социум.
Отвечая на вопрос: «Приобрели ли вы вредные привычки, черты характера вследствие этого влияния?», 75 % испытуемых ответили «нет». Это подтверждает положение Р. Пломина об уникальности личного опыта, дополняющего и координирующего фактор наследственности [5].
Диаграмма 3. Сравнение общего влияния и воздействие сиблингов на
профессиональную ориентацию. На завершающий вопрос «Хотели бы вы изменить/убрать это влияние?» 99 % участников ответили отрицательно. Из этого следует, что влияние старших братьев/сестер младшие дети принимают за благо, и не хотят ничего
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 менять. И это вместе с тем, что 25 % опрошенных осознают отрицательное влияние своего старшего брата (сестры), которое чаще всего проявляет себя как вредные привычки, например, курение.
Таким образом, полученные в работе данные позволяют сделать вывод о безусловном влиянии старших сиблингов на процесс социализации младшего поколения. При этом одним из условий обозначенного процесса выступает заложенный в детстве опыт братско-сестринских отношений. Данное положение подтверждает мнение Г. Хоментаускаса о том, что именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют поведение ребенка и формируют его личность [9]. Понимание детерминирующего значения социального контекста взаимодействия сиблингов позволит прогнозировать направленность процесса формирования их личности и предупреждать нежелательные тенденции социального развития детей в условиях института семейного воспитания.
Список литературы
1. Волков, Ю.Г. Социология молодёжи: учебное пособие [Текст] / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков и др. / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
2. Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами [Электронный ресурс] // https://www.studsell.com/view/31699/140000.
3. Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн.-2010.- N0 4(12)-ЦКЬ: http://www.psystudy.ru.
4. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии[Текст] / С.Минухин, Ч.Фишман/Пер. с англ. А.Д. Иорданского.-М.: Независимая фирма "Класс", 1998. — 304 с.
5. Пломин Р. Наследственность и воспитание. Среда и гены: что определяет поведение? // Детство идеальное и настоящее. [Текст] сборник
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 работ современных западных ученых: [пер. с англ.] / отв. ред. Е. Р. Слободская; Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение, Институт физиологии. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. - 271 с.
6. Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви: дети в семье - сложности роста[Текст] /М.Руфо [пер. с фр. О. Давтян].- Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 288 с.
7. Холт Д. Залог детских успехов [Текст] / Д. Холт. - Санкт-Петербург: Дельта, 1996. - 480 с.
8. Холт Д.Причины детских неудач [Текст] / Д. Холт. - Пер. с англ. -Санкт-Петербург: "Кристалл" ; "Дельта", 1996. - 448 с.
9. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. [Текст] / Г.Т. Хоментаускас; М.: Педагогика, - 1989. - 160 с.