Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРА КЛЮШКОЙ ЮНЫМИ ГОЛЬФИСТАМИ'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРА КЛЮШКОЙ ЮНЫМИ ГОЛЬФИСТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЬФ / ТЕСТИРОВАНИЕ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОДИКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкашина Е.В., Нин Ц., Баишев А.А., Бессонова В.П.

Цель исследования - разработка методики общей физической подготовки игроков в гольф на начальном этапе и оценка ее эффективности в ходе педагогического эксперимента. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали 60 мальчиков, занимающихся гольфом, возраст которых составил 9,00±0,82 года. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах по 30 человек в каждой. На протяжении четырехмесячного мезоцикла в тренировочный процесс ЭГ внедрена разработанная методика физической подготовки. Представители КГ тренировались по другой методике, которая заключалась только в игре в гольф в полевых условиях или с применением гольф-симуляторов. Дважды (до и по прошествии четырехмесячного тренировочного мезоцикла) в обеих группах проведено педагогическое тестирование, определены показатели кистевой динамометрии, проприоцептивной чувствительности, биомеханические показатели выполнения удара клюшкой с применением гольф-симулятора для помещения Ruge. Исследования проводились на базе гольф-клуба г. Шэньчжэнь, КНР. Результаты исследования и вывод. Оценена эффективность разработанной методики общей физической подготовки мальчиков 8-10 лет, занимающихся гольфом, в процессе педагогического эксперимента. Анализ межгрупповых отличий результатов педагогического тестирования продемонстрировал, что у ЭГ на статистически значимом уровне относительно исходных данных в сравнении с представителями КГ достоверно выросли 14 параметров из 15 изучаемых (р<0,01). Показатели прироста, выраженные в процентах, варьировались от 4% до 48,9% (р < 0,01). Также у представителей ЭГ относительно спортсменов КГ на достоверно значимом уровне изменились пять показателей биомеханического анализа удара клюшкой, выполненного с применением гольф-симулятора: расстояние, которое пролетел и прокатился по земле мяч (ярд), расстояние полета мяча (ярд), угол вылета мяча и угол шафта (стержня) клюшки (0), скорость головки клюшки (миль·час-1) (р < 0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MEANS OF GENERAL PHYSICAL TRAINING ON THE BIOMECHANICAL INDICATORS OF PERFORMING A HIT WITH A CLUB BY YOUNG GOLFERS

Objective of the study was to develop a methodology for the general physical training of golfers at the initial stage and evaluate its effectiveness in the course of a pedagogical experiment. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment involved 60 golfing boys, whose age was 9.00±0.82 years. In the experimental (EG) and control (CG) groups of 30 people each. During the four-month mesocycle, the developed methodology of physical training was introduced into the training process of the EG. Representatives of the CG trained according to a different methodology, which consisted only of playing golf in the field or using golf simulators. Twice (before and after a four-month training mesocycle) in both groups, pedagogical testing was carried out, indicators of carpal dynamometry, proprioceptive sensitivity, biomechanical indicators of the performance of a blow with a club using a Ruge indoor golf simulator were determined. The studies were carried out on the basis of the golf club in Shenzhen, China. Results and conclusion. The effectiveness of the developed method of general physical training of 8-10 year old boys involved in golf was assessed in the process of a pedagogical experiment. The analysis of intergroup differences in the results of pedagogical testing showed that in the EG at a statistically significant level relative to the initial data, in comparison with the representatives of the CG, 14 parameters out of 15 studied significantly increased (p<0.01). Growth rates, expressed as a percentage, ranged from 4% to 48.9% (p<0.01). Also, in the representatives of the EG relative to the athletes of the CG, five indicators of the biomechanical analysis of the club stroke performed with the use of a golf simulator changed at a significantly significant level: the distance that the ball flew and rolled on the ground (yard), the distance of the ball flight (yard), the angle of the ball departure and club shaft angle (0), club head speed (miles·hour-1) (p < 0.01).

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРА КЛЮШКОЙ ЮНЫМИ ГОЛЬФИСТАМИ»

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ НА БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРА КЛЮШКОЙ ЮНЫМИ ГОЛЬФИСТАМИ

УДК/UDC 796.32/796.01

Поступила в редакцию 15.02.2023 г.

Информация для связи с автором: churapcha_lena@mail.ru

Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, профессор Е.В. Черкашина1 Нин Цзи2

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Баишев3 Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Бессонова3 1Хайнаньский педагогический университет, Хайкоу, КНР 2Шэньчжэньский университет, Шэньчжэнь, КНР

3Арктический государственный агротехнологический университет, Якутск, Россия

THE INFLUENCE OF THE MEANS OF GENERAL PHYSICAL TRAINING

ON THE BIOMECHANICAL INDICATORS OF PERFORMING A HIT WITH A CLUB BY

YOUNG GOLFERS

PhD, Professor E.V. Cherkashina1 Ning Ji2

PhD, Associate Professor A.A. Baishev3 PhD, Associate Professor V.P. Bessonova3 1Hainan Normal University, Haikou, China 2Shenzhen University, Shenzhen, China 3Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Аннотация

Цель исследования - разработка методики общей физической подготовки игроков в гольф на начальном этапе и оценка ее эффективности в ходе педагогического эксперимента.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали 60 мальчиков, занимающихся гольфом, возраст которых составил 9,00±0,82 года. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах по 30 человек в каждой. На протяжении четырехмесячного мезоцикла в тренировочный процесс ЭГ внедрена разработанная методика физической подготовки. Представители КГ тренировались по другой методике, которая заключалась только в игре в гольф в полевых условиях или с применением гольф-симуляторов. Дважды (до и по прошествии четырехмесячного тренировочного мезоцикла) в обеих группах проведено педагогическое тестирование, определены показатели кистевой динамометрии, проприоцеп-тивной чувствительности, биомеханические показатели выполнения удара клюшкой с применением гольф-симулятора для помещения Ruge. Исследования проводились на базе гольф-клуба г. Шэньчжэнь, КНР. Результаты исследования и вывод. Оценена эффективность разработанной методики общей физической подготовки мальчиков 8-10 лет, занимающихся гольфом, в процессе педагогического эксперимента. Анализ межгрупповых отличий результатов педагогического тестирования продемонстрировал, что у ЭГ на статистически значимом уровне относительно исходных данных в сравнении с представителями КГ достоверно выросли 14 параметров из 15 изучаемых (р<0,01). Показатели прироста, выраженные в процентах, варьировались от 4% до 48,9% (р < 0,01). Также у представителей ЭГ относительно спортсменов КГ на достоверно значимом уровне изменились пять показателей биомеханического анализа удара клюшкой, выполненного с применением гольф-симулятора: расстояние, которое пролетел и прокатился по земле мяч (ярд), расстояние полета мяча (ярд), угол вылета мяча и угол шафта (стержня) клюшки (0), скорость головки клюшки (мильчас-1) (р < 0,01).

Ключевые слова: гольф, тестирование, биомеханический анализ, методика, тренировочный процесс.

Abstract

Objective of the study was to develop a methodology for the general physical training of golfers at the initial stage and evaluate its effectiveness in the course of a pedagogical experiment.

Methods and structure of the study. The pedagogical experiment involved 60 golfing boys, whose age was 9.00±0.82 years. In the experimental (EG) and control (CG) groups of 30 people each. During the four-month mesocycle, the developed methodology of physical training was introduced into the training process of the EG. Representatives of the CG trained according to a different methodology, which consisted only of playing golf in the field or using golf simulators. Twice (before and after a four-month training mesocycle) in both groups, pedagogical testing was carried out, indicators of carpal dynamometry, proprioceptive sensitivity, biomechanical indicators of the performance of a blow with a club using a Ruge indoor golf simulator were determined. The studies were carried out on the basis of the golf club in Shenzhen, China. Results and conclusion. The effectiveness of the developed method of general physical training of 8-10 year old boys involved in golf was assessed in the process of a pedagogical experiment. The analysis of intergroup differences in the results of pedagogical testing showed that in the EG at a statistically significant level relative to the initial data, in comparison with the representatives of the CG, 14 parameters out of 15 studied significantly increased (p<0.01). Growth rates, expressed as a percentage, ranged from 4% to 48.9% (p<0.01). Also, in the representatives of the EG relative to the athletes of the CG, five indicators of the bio-mechanical analysis of the club stroke performed with the use of a golf simulator changed at a significantly significant level: the distance that the ball flew and rolled on the ground (yard), the distance of the ball flight (yard), the angle of the ball departure and club shaft angle (0), club head speed (miles-hour-1) (p < 0.01).

Keywords: golf, testing, biomechanical analysis, methodology, training process.

10

http://www.teoriya.ru

№7 • 2023 Июль | July

Введение. Гольф является популярным видом спорта в мире, разновидностью рекреационной деятельности и физической активности, средством повышения уровня физических качеств и способностей, функционального состояния занимающихся [1-3]. В учебно-тренировочном процессе гольфистов делается акцент в большей степени на развитие силы отдельных мышечных групп, скоростно-силовых способностей, а также гибкости, в меньшей степени - на координационные способности [4-6]. Для контроля общей физической подготовленности спортсменов разной квалификации широко применяют упражнения для определения показателей скоростно-силовых способностей, гибкости, силы [1, 2, 6]. Большинство представленных исследований содержат данные обследований гольфистов в возрасте от 13 лет и старше (вплоть до 70 лет) [5-7]. Выявлен дефицит научных данных относительно физической подготовки детей, занимающихся гольфом, на начальном этапе.

Цель исследования - разработка методики общей физической подготовки игроков в гольф на начальном этапе и оценка ее эффективности в ходе педагогического эксперимента.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали 60 мальчиков, занимающихся гольфом, возраст которых составил 9,00±0,82 года. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах по 30 человек в каждой, при этом в каждой группе было по 10 человек в возрасте 8, 9 и 10 лет соответственно. Стаж занятий гольфом - 1,62±0,36 года. На протяжении четырех месяцев мальчики ЭГ тренировались по разработанной методике физической подготовки. Они тренировались четыре раза в неделю (понедельник, среду, четверг и субботу), при этом четверг у них был только игровым днем, когда дети в основной части учебно-тренировочных занятий играли в гольф в полевых условиях или на гольф-симуляторе. Представители КГ тренировались по другой методике, которая заключалась только в игре в гольф в полевых условиях или с применением гольф-симуляторов. Дважды (до и по прошествии четырехмесячного тренировочного мезоцикла) в обеих группах проведено педагогическое тестирование, определены показатели кистевой динамометрии, проприоцептивной чувствительности, биомеханические показатели выполнения удара клюшкой с приме-

нением гольф-симулятор для помещения Ruge. Исследования проводились на базе гольф-клуба г. Шэньчжэнь, КНР.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ межгрупповых отличий результатов педагогического тестирования мальчиков 8-10 лет, занимающихся гольфом, после проведенного четырехмесячного эксперимента продемонстрировал, что в ЭГ на статистически значимом уровне в сравнении с представителями КГ достоверно выросли 14 параметров из 15 изучаемых (р<0,01). Показатели прироста, выраженные в процентах, варьировались от 4% до 48,9% (р<0,01).

Анализ биомеханических показателей удара клюшкой позволил выявить достоверно значимые отличия от исходных данных по прошествии эксперимента как в ЭГ, так и в КГ, однако эти изменения носят разный характер (табл. 2). В ЭГ значительно вырос показатель расстояния полета мяча, который увеличился на 12,49 ярд, что составило 33,88% (р<0,01). Показатель расстояния, которое пролетел и прокатился по земле мяч, на достоверно значимом уровне увеличился по окончании эксперимента, величина различий составила 12,46 ярдов, что соответствовало 26,37% (р<0,01). Значительно изменился после эксперимента в среднем по группе угол вылета мяча. Исходя из анализа научной литературы, для эффективного выполнения удара оптимальный угол мяча должен находиться в диапазоне от 40 до 60° [1, 2, 6]. У спортсменов ЭГ по окончании педагогического эксперимента данный биомеханический показатель увеличился на 6,63°, что составило 30% (р<0,01). Угол шафта (стержня) клюшки, который при эффективном выполнении удара должен быть равен нулю, у мальчиков по прошествии эксперимента значительно снизился на статистически значимом уровне, величина различий составила 0,34°, что соответствовало 45,9% (р<0,01). Еще один показатель эффективного выполнения удара - скорость головки клюшки вырос - на 6,31 миля-ч-1 (р<0,01). Величина различий, выраженная в процентах, в среднем по группе составила 17,7%.

В результате анализа межгрупповых отличий выявили, что по прошествии эксперимента на достоверно значимом уровне изменились 5 из 10 изучаемых биомеханических показателей выполнения удара клюшкой у представителей ЭГ относительно спортсменов КГ (табл. 2).

Таблица 1. Изменение биомеханических показателей выполнения удара клюшкой мальчиков 8-10 лет, занимающихся гольфом, в процессе педагогического эксперимента

Тест Статистический показательx± а

Экспериментальная группа (n = 30) Контрольная группа (n = 30)

До эксперимента По окончании эксперимента t До эксперимента По окончании эксперимента t

Расстояние, которое пролетел и прокатился по земле мяч, ярд 47,26±21,89 59,72±21,19 -9,79" 48,95±22,94 44,83±21,45 3,05'

Расстояние полета мяча, ярд 36,86±22,27 49,35±21,32 -9,66" 36,04±23,68 31,88±20,78 2,77'

Расстояние, которое мяч прокатился по земле, ярд 10,38±11,30 10,36±11,07 0,09 12,88±13,72 12,95±12,31 0,07

Угол вылета мяча, ° 22,01±12,02 28,63±8,52 -6,71" 19,36±10,29 20,44±9,74 -1,03

Средний показатель скорости мяча в полете, миля-ч-1 52,02±15,52 53,35±14,55 -7,07" 53,65±16,84 54,81±15,97 -0,61

Количество поворотов мяча вокруг вектора, об-мин-1 2341,34±988,94 2423,40±943,99 -1,78 2147,18±1123,66 2307,88±1088,13 -1,18

Количество поворотов мяча вокруг вертикальной оси, об-мин-1 0,42±288,68 0,91±288,46 -0,29 36,16±358,32 32,82±354,21 0,72

Угол наконечника клюшки во время удара, ° -0,92±12,19 -0,69±11,64 -1,31 -1,19±12,01 -1,43±11,32 0,35

Угол шафта (стержня) клюшки, ° 0,74±13,76 0,40±13,41 2,12" -0,30±13,58 -1,44±14,23 1,08

Скорость головки клюшки, миль-ч-1 35,68±9,94 41,98±11,29 -5,64" 36,73±10,94 37,62±10,62 1,09

Примечание: * - р<0,01, ** - р<0,05, t-критерий Стьюдента.

№7 • 2023 Июль | July

http://www.teoriya.ru

11

Таблица 2. Показатели биомеханических показателей выполнения удара клюшкой мальчиков 8-10 лет, занимающихся гольфом, после педагогического эксперимента (экспериментальной и контрольной групп)

Тест Результат в тестировании, x ± а

Экспериментальная группа (n= 30) Контрольная группа (n= 30) Величины различий t

Расстояние, которое пролетел и прокатился по земле мяч, ярд 59,72±21,19 44,83±21,45 14,89 2,73"

Расстояние полета мяча, ярд 49,35±21,32 31,88±20,78 17,48 3,22"

Расстояние, которое мяч прокатился по земле, ярд 10,36±11,07 12,95±12,31 -2,59 -0,86

Угол вылета мяча, ° 28,63±8,52 20,44±9,74 8,20 3,47"

Средний показатель скорости мяча в полете, миля-ч-1 53,35±14,55 54,81±15,97 -1,46 1,43

Количество поворотов мяча вокруг вектора, об-мин-1 2423,40±943,99 2307,88±1088,13 115,53 0,44

Количество поворотов мяча вокруг вертикальной оси, об-мин-1 0,91±288,46 32,82±354,21 -31,91 0,38

Угол наконечника клюшки во время удара, ° -0,69±11,64 -1,43±11,32 0,74 1,03

Угол шафта (стержня) клюшки, ° 0,40±13,41 -1,44±14,23 1,84 3,17"

Скорость головки клюшки, миль-ч-1 41,98±11,29 37,62±10,62 4,36 2,68"

Примечание: * - р<0,01, t-критерий Стьюдента.

Следует отметить, что в ЭГ показатель расстояния, которое пролетел и прокатился по земле мяч, относительно среднего показателя КГ вырос по окончании эксперимента на 24,93%, что статистический достоверно отличается (р<0,01). Также значительно вырос показатель расстояния полета мяча, разница между данными контрольной и экспериментальной группы составила 35,4% (р<0,01). Еще один показатель, от которого зависит результат удара в гольфе, - угол вылета мяча - вырос у ЭГ и отличается от данных спортсменов КГ на 28,6% (р<0,01). Показатель скорости головки клюшки также на статистически значимом уровне отличается у представителей ЭГ, у которых в среднем по группе он вырос сравнительно с данными гольфистов КГ на 10,4% (р<0,01). Следовательно, внедренная в тренировочный процесс мальчиков 8-10 лет, занимающихся гольфом, разработанная методика физической подготовки положительно сказалась на угловых и скоростных параметрах удара клюшкой.

Вывод. Оценена эффективность разработанной методики общей физической подготовки мальчиков 8-10 лет, занимающихся гольфом, в процессе педагогического эксперимента. Анализ межгрупповых отличий результатов педагогического тестирования продемонстрировал, что у мальчиков ЭГ на статистическом значимом уровне относительно исходных данных в сравнении с представителями КГ достоверно выросли 14 параметров из 15 изучаемых (р<0,01). Показатели прироста, выраженные в процентах, варьировались от 4% до 48,9% (р<0,01).

В результате анализа межгрупповых отличий биомеханического анализа удара клюшкой, выполненного с применением гольф-симулятора, выявили, что по прошествии экспе-

римента пять показателей на достоверно значимом уровне изменились у представителей ЭГ относительно спортсменов КГ (р<0,01). К ним относятся такие показатели, как расстояние, которое пролетел и прокатился по земле мяч (ярд), расстояние полета мяча (ярд), угол вылета мяча и угол шафта (стержня) клюшки (°), скорость головки клюшки (миль-ч-1).

Литература

1. Корольков А.Н. Содержание многолетней подготовки юных игроков в гольф: монография / А.Н. Корольков, В.В. Верченов. - Воронеж: Науч. кн., 2014. - 403 с.

2. Корольков А.Н. Содержание спортивной подготовки в гольфе: учебное пособие / А.Н. Корольков. - Москва: Эдитус, 2018. - 144 с.

References

1. Korolkov A.N., Verchenov V.V. Soderzhaniye mnogoletneiy podgotovki yunykh igrokov v golf [The content of the long-term training of young golfers]. Voronezh: Nauchnaya kniga publ., 2014. 403 p.

2. Korolkov A.N. Soderzhaniye sportivnoiy podgotovki v golfe [The content of sports training in golf]. Study guide. Moscow: Editus publ., 2018. 144 p.

3. Coughlan D., Taylor M.J., Jackson J. The impact of warmup on youth golfer clubhead speed and selfreported shot quality. International journal of sports physical therapy, 2018; 13(5): 828-834.

4. Coughlan D., Taylor M.J.D., Wayland W., Brooks D., Jackson J. The effect of a 12-week strength and conditioning programme on youth golf performance. International Journal of Golf Science, 2019; 8(1): 1-13.

5. Doan B.K., Newton R.U., Kwon Y., Kraemer W.J. Effects of physical conditioning on intercollegiate golfer performance. Journal of Strength and Conditioning Research, 2006; 20(1): 62-72.

6. Gordon B., Moir G., Davis S., Witmer C., Cummings D. An investigation into therelationship of flexibility, power, and strength to club head speed in male golfers. Journal of Strength and Conditioning Research, 2009; 23(5): 1606-1610.

7. Smith C. J., Callister R., Lubans D. R. A systematic review of strength and conditioning programs designed to improve fitness characteristics in golfers. Journal of Sports Sciences, 2011; 29(9): 933-943.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.