Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на институциализацию социально-политических конфликтов'

Влияние средств массовой информации на институциализацию социально-политических конфликтов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
235
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимов В. А.

Автор анализирует последствия нарушения масс-медиа баланса в политическом процессе, который находится в состоянии постоянной модернизации, и предлагает конкретные меры по деэскалации и предупреждению деструктивного развития социально-политических конфликтов. Исследование носит комплексный характер и может быть использовано при изучении политологии и журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на институциализацию социально-политических конфликтов»

УДК 070 + 32.001

В.А. ЕВДОКИМОВ,

д-р полит. наук, профессор ОГИ

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Автор анализирует последствия нарушения масс-медиа баланса в политическом процессе, который находится в состоянии постоянной модернизации, и предлагает конкретные меры по деэскалации и предупреждению деструктивного развития социально-политических конфликтов. Исследование носит комплексный характер и может быть использовано при изучении политологии и журналистики.

Influence of mass media on institutiolisation of sociopolitical conflicts

The author analyzes consequences of infringement mass-media of balance in political process which is in a condition of constant modernization, and offers concrete measures on a de-escalation and the prevention of destructive development of sociopolitical conflicts. Research has complex character and can be used at studying political science and journalism.

Mass media (MM). Mass-media. An information policy.

Может ли журналистика содействовать институциализации социально-политических конфликтов? Поиск ответа на этот вопрос актуален, так как для масс-медиа в условиях острой конкуренции на информационном рынке и борьбы за аудиторию, как правило, привлекательны конфликтные ситуации, сенсации, вследствие этого не уделяется сколько-нибудь значимого внимания возможности выполнения миротворческих функций. Однако, несмотря на то, что средства массовой информации (СМИ) чаще всего способствуют деструктивному развитию социально-политических конфликтов, возможно и проявление масс-медиа конструктивной позиции, связанной с раскрытием важности соблюдения норм, определенных социальными институтами, или формированием новых, а также выработкой различных форм сотрудничества.

Проявление СМИ конструктивной позиции вызывает интерес в связи с тем, что в результате слома советской системы и перехода к демократическим общественным ценностям, осуществления процессов идентификации граждан, формирования мобильной социальной структуры, становления гражданского общества в России произошло резкое усиление социальной конфликтогенности, т.е. процесса нарастания противоречий в связи с изменением экономической, политической жизни, сменой приоритетов, ценностей и нарушением традиций. Все эти противоречия отражаются в масс-медиа. Разрыв в доходах и качестве жизни, недостаточная эффективность системы управления служат постоянным источником социально-политических конфликтов.

В связи с необходимостью их урегулирования, обеспечения устойчивого развития страны немаловажно участие масс-медиа в институциализации конкурентных взаимодействий. По степени и характеру нормативной регуляции социально-политические конфликты подразделяются на институциализированные и неинституциализированные. О принадлежности взаимодействия к тому или иному виду можно судить по способности или неспособности людей (институтов) следовать действующим правилам политической игры [1].

Неинституциализированные конфликты чреваты непредсказуемым развитием событий. Может быть нарушено равновесие в политическом процессе, который находится в состоянии постоянной модернизации, непрерывного развития, каждый участник политического процесса одновременно выступает объектом воздействия других субъектов политики. Сохранение равновесия в политическом процессе необходимо для того, чтобы каждый субъект мог действовать в единстве с другими, подвергая постоянной корректировке собственное политическое поведение. Нарушение равновесия ведет к тому, что один из субъектов политического процесса утрачивает возможность влиять на его развитие и выступает лишь как объект воздействия [2, с. 14].

Баланс нарушается, когда в процессе политического взаимодействия один из субъектов лишается информационных ресурсов или добровольно отказывается от их применения. В 2004 году эскалация политического конфликта, возникшего между администрациями Краснодарского края и Краснодара, достигла такой высокой степени, что руководитель городской администрации Н. Приз обратился за поддержкой к федеральным органам государственной власти. Информационная кампания против мэра Н. Приза была прекращена после того, как прессе, подконтрольной администрации края, была дана соответствующая команда [3]. Естественно, резкие изменения, происходящие в информационной политике органов государственной власти, действиях печатных изданий, телевидения и радио, не остаются не замеченными аудиторией. Если журналисты не объясняют причину основательной коррекции редакционной политики «потребителям», то авторитет прессы снижается.

Содействуя институциализации политических конфликтов, масс-медиа разъясняют важность соблюдения норм, определенных социальными институтами (право, государство и т. д.), или формирования новых норм, необходимых для налаживания диалога, урегулирования разногласий, достижения согласия сторон. Такой подход не без успеха применяется прессой, информирующей граждан с целью поддержания единства общества.

Журнал «Российская Федерация сегодня», сообщив о политическом конфликте, возникшем в городе Кемерово между администрацией города и городским Советом по поводу размеров тарифов на коммунальные услуги, привлек внимание субъектов взаимодействия и аудитории к необходимости проводить социальную экспертизу тех или иных решений либо намерений органов государственной или муниципальной власти [4]. А в одном из номеров «Российской газеты» читателям рассказано о социальном конфликте, возникшем между группой интересов - владельцами и продавцами автомобилей с правосторонним рулевым управлением, с одной стороны, и Дальневосточным таможенным управлением, с другой стороны, в связи с введением мини-каталогов и удорожанием подержанных машин [5]. В публикации газеты приводятся слова эксперта, депутата Государственной думы РФ В. Драганова, о том, что для снижения напряженности таможенники должны заключить с автомобилистами «некий социальный контракт», «подписать с дилерами некий протокол».

В 2007 году российские СМИ (телеканалы НТВ, Рен-ТВ, газета «Коммерсант» и др.) затронули в ряде программ и публикаций тему обсуждения в Государственной думе РФ законопроекта, связанного с ужесточением санкций за нарушение правил дорожного движения. Между разработчиками документа и общественными организациями автомобилистов возник конфликт - последние обещали провести масштабные акции протеста. В результате проведения переговоров, подробно, объективно освещавшихся масс-медиа, отдельные статьи законопроекта были скорректированы, что с удовлетворением воспринято группой интересов. Напряженность в отношениях субъектов конфликта резко пошла на убыль.

На институциализацию отношений субъектов политического процесса масс-медиа способны влиять и в доконфликтной ситуации. Пресса, радио и телевидение могут содействовать налаживанию конструктивного диалога власти и групп интересов, созданию постоянных или временных форм сотрудничества (штабов, комиссий и т.д.), поддерживать стремление сторон предконфликтной ситуации к совместной разработке и принятию решений в интересах социально-экономического развития территорий.

В 90-х годах ХХ века, когда на ряде промышленных предприятий Омской области сложилась напряженная обстановка в связи с отсутствием государственного заказа и были регулярными сокращения кадров, задержки зарплаты, в регионе была создана и успешно действовала трехсторонняя комиссия, в которую вошли представители администрации области, объединений работодателей и профсоюзов. Комиссия действовала в конструктивном ключе, ее решения регулярно освещались СМИ, благодаря этому были предотвращены акции протеста.

Новым автор считает выявление реальных возможностей СМИ как социального института содействовать институциализации социально-политических конфликтов. Результативность анализа определяется использованным разнообразным эмпирическим

материалом, раскрывающим опыт выполнения российскими масс-медиа миротворческих функций. Вывод заключается в том, что конструктивным и полезным обществу может быть функционирование СМИ, нацеленных на формирование гражданской позиции людей, налаживание диалога в рамках действующих правил политической игры, сохранение равновесия в политическом процессе в условиях его постоянной модернизации.

Библиографический список

1. Соловьев, А. И. Политология. Политические теории. Политические технологии /

A.И. Соловьев. - М., 2001.

2. Лунцова, Н. Р. Функционирование СМИ в политическом процессе (на материале федеральных печатных СМИ) : автореф. дис.... канд. полит. наук / Н.Р. Лунцова. -Екатеринбург, 2003.

3. Турьялай, С. Мэр Краснодара меняет профессию / С. Турьялай. // Коммерсант. -2004. - № 172.

4. Попок, В. Депутаты не согласились с мэром и защитили интересы избирателей /

B. Попок. // Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 21.

5. Журман, О. Владивосток снова бурлит вправо / О. Журман, Е. Арсюхин, Т. Зыкова. // Российская газета. - 2005. - № 226.

Рецензент: О.В. Волох, д.полит.н., проф. ОГИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.