В. А. ЕВДОКИМОВ, д-р полит. наук, профессор НОУ ВПО «ОмГА»
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ОТРАЖЕНИЯ
В МЕДИАСФЕРЕ
Автор анализирует типологию конкурентных взаимодействий и предлагает выделить политические конфликты с точки зрения их отражения в медиасфере. Исследование носит комплексный характер и может быть использовано при изучении политологии и журналистики.
Political conflicts from the point of view of their reflection in mass-media field
The author analyzes typology of competitive interactions and suggests to allocate political conflicts from the point of view of their reflection in mass-media field. Research has complex character and can be used at studying political science and journalism.
Mass-media field. Competitive interactions. Political conflicts.
Специфика изменений, свойственных политическим процессам, темпы и направленность трансформации системы правления находятся в прямой зависимости от типа преобладающих политических конфликтов. Их соотношение зависит от изменений, происходящих в современном российском обществе и связанных с политизацией социальных конфликтов, обострением социальных контрастов, идентификацией по национальным, религиозным и иным признакам, утверждением ценностей индивидуализма, недостаточной эффективностью системы управления, неравенством возможностей в политике. Представляется необходимым выяснить, учтены ли в классификации конфликтов многообразные факторы, сопряженные с политизацией социальных конфликтов при участии масс-медиа.
Существует традиционная классификация политических конфликтов. Согласно ей типы и виды конфликтов находятся в тесной связи друг с другом - эволюционной, т.е. с точки зрения их происхождения и развития как явления социальной сферы, а также в системной связи, так как в структуре более сложных всегда имеются элементы более простых [1, с. 8].
В 60-е годы ХХ века была распространена типология конфликта, разработанная К. Боулдингом, Д. Галтунгом, Л. Козером и другими. Она была сведена к определенным дихотомиям: по типам участников (отдельные индивиды и групповые объединения), по типам отношений (причастность к большей системе или автономия участника в рамках социальной среды). Например, классификация, предложенная К. Боулдингом, основана на учете специфики природы и взаимоотношений участников. Он выделяет три типа участников: личность, группу и организацию - и восемь типов социальных конфликтов -межличностный, маргинальный, межгрупповой, между личностью и группой и т. д. (цит. по [2], с. 79). Учитывая структурно-динамические показатели конфликтного взаимодействия, Л. Козер предлагает дихотомию «реалистические и нереалистические» конфликты.
Исследователем М. Дойчем предпринята попытка учесть данные особенности конфликтов. Им предложена следующая типология: внутри- и межличностные
(индивидуально-психологический уровень), внутри- и межгрупповые (социальнопсихологический уровень), внутринациональные и международные конфликты (социальный уровень) (цит. по [2], с. 79).
Возможны и другие классификации: по числу участников, по мотивам, степени урегулированности и т.д. Так, Р. Дарендорф на основе анализа уровня социальной структуры выделяет пять категорий (роли, группы, сектора, общества, высший
социетальный уровень), а также три категории по уровню отношений (равный против равного, сильный против слабого, целое против части). Исследователем определены шесть основных типов конфликтов - ролевые, конкуренция, пропорциональная борьба, классовые конфликты, конфликты меньшинств и международные (цит. по [2], с. 79). Однако ни в одной классификации не отражена роль масс-медиа в политических конфликтах.
В связи с повышением роли средств массовой информации (СМИ) в политизации социального конфликта правомерно, на наш взгляд, выделить политические конфликты с точки зрения отражения их в медиасфере: конфликты умолчания (субъекты
намереваются урегулировать конкурентное взаимодействие самостоятельно, в пределах своей компетенции, с помощью закулисных маневров, не привлекая внимание широкой общественности, вынуждают контролируемые СМИ игнорировать общественно значимые политические конфликты), субъективные (одностороннее освещение спора, категоричность в суждениях, готовность к нападению на соперника), объективные (разностороннее освещение позиций сторон, показ не только сути расхождений, но и положительных действий противоположной стороны; усилия, направленные на урегулирование конкурентного взаимодействия).
Конфликтами умолчания нередко становятся социальные взаимодействия, политизацию которых стремятся предотвратить субъекты политики. Они обладают необходимыми для этого ресурсами. Аморфным, неконсолидированным «народным массам» противостоит новый правящий класс, сосредоточивший в своих руках все мыслимые ресурсы - власть, собственность, управляемые партии и профсоюзы, а также такой мощный инструмент социального контроля, как масс-медиа [3, с. 128]. Так, конфликтом умолчания стало для СМИ Омской области взаимодействие, возникшее между группой интересов - детьми-инвалидами и их родителями, с одной стороны, и федеральной властью в связи с введением в действие в России в начале 2005 года закона о замене натуральных льгот денежными компенсациями. Согласно ему отменены почти все натуральные льготы, предусмотренные ранее для детей-инвалидов, сохранен лишь бесплатный проезд в электропоездах.
В первые дни мая 2005 года в Сибири прошла акция «Защитим интересы наших детей». Дети-инвалиды и их матери отправились из сибирских городов в Москву на электропоездах, чтобы добиться встречи с президентом России. Государственные компании «Иртыш» и «Омск», областные и городские газеты не уделили внимания данной акции как не имеющей большого общественного значения, хотя инвалиды - это представители одной из малообеспеченных категорий населения России. Но попытка скрыть информацию от аудитории во избежание политизации социального конфликта оказалась безуспешной. Об акции детей-инвалидов сообщили некоторые федеральные телеканалы, например НТВ.
Конфликтом умолчания стал для подавляющего большинства масс-медиа Омской области и спор, возникший между областной организацией ветеранов войны и военной службы и редакцией городской газеты «Третья столица». В ноябре 2005 года ею был перепечатан из журнала «Коммерсант-власть» основанный на архивных данных материал «Они пришли с войны с потрепанными нервами». В нем рассказывалось о преступлениях, совершенных пришедшими с фронтов Великой Отечественной войны офицерами и солдатами.
По предложению городского Совета редактор газеты В.Р. Кем был уволен мэром Омска В.Ф. Шрейдером, о чем было заявлено на заседании органа представительной власти Омска сразу после рассмотрения данной публикации. Это вызвало бурную реакцию в журналистской среде. В целом не оправдывая редактора газеты, многие журналисты сочли решение мэра неправильным. Однако СМИ, учрежденным органами государственной власти региона или администрацией Омска (газеты «Омская правда», «Омский вестник», «Вечерний Омск», гостелерадиокомпания «Омск» и другие), а также ряду частных газет и телекомпаний было настоятельно рекомендовано воздержаться от любых комментариев по поводу данного решения.
В марте 2008 года из-за нарушений, допущенных при строительстве бизнес-центра, в центре Омска произошло сползание грунта и в зданиях, прилегающих к вырытому котловану, образовались трещины, просел пол, обвалилась штукатурка. Сюжеты о происшедшем в Омске были показаны телеканалом «Россия», новосибирским телевидением. Однако ни один региональный телеканал, за исключением гостелерадиокомпании «Иртыш», не сообщил о случившемся [4].
Стремясь отстоять свои права, гражданин обращается в органы государственной или муниципальной власти, прокуратуру, суд, масс-медиа. Отстаивание личностью своих прав есть не что иное, как проявление борьбы за нормальное функционирование гражданского общества с его развитыми механизмами саморегуляции и самоуправления во всех основных сферах жизни. Однако в большинстве случаев органы власти, другие социальные институты воспринимают интересы индивида как второстепенные по отношению к общественным. Это подтверждается результатами изучения общественного мнения. Так, в 2001 году 87 процентов граждан страны, опрошенных сотрудниками Аналитического центра стратегических социальных и политических исследований Института социально-политических исследований Российской Академии наук, заявили, что в России не соблюдаются права человека [5, с. 47].
Ориентация субъектов политики - региональных органов государственной власти, органов муниципальной власти, политических партий, объединений предпринимателей и т. д., являющихся учредителями масс-медиа, на замалчивание конфликтных отношений в целях предотвращения их политизации представляется ошибочной. Отсутствие у граждан возможности выразить свои претензии, неудовлетворенность по поводу своего положения, нерешенных проблем, установить диалог с властью с помощью прессы может привести к накоплению отрицательных эмоций и, в конечном счете, - к прекращению взаимоотношений с соперничающей стороной. Такое отношение к власти уже сформировано у многих людей. Согласно данным опроса, проведенного ВЦИОМ в октябре 2006 года, практически не фиксируется действенная помощь россиянам со стороны органов власти, призванных защищать права граждан. 46 процентов опрошенных констатируют «бесполезность» обращений за помощью в органы власти [6].
Несмотря на усилия по предотвращению политизации социального конфликта, часто заинтересованным сторонам все-таки не удается скрыть от общества информацию о нем. Однако отражение социального конфликта в СМИ может быть не адекватным и носить субъективный характер, что содействует либо сохранению политической специфики конкурентного взаимодействия, на деле же теряющего остроту и напряженность, либо его политизации. Например, весной 1998 года в остром политическом конфликте, возникшем между администрациями Омской области и города Омска, по согласию обеих сторон было объявлено перемирие. В связи с этим большинство областных и городских масс-медиа, ранее участвовавших в информационной борьбе, проявили себя в качестве миротворцев и распространили сообщения о совместных акциях, предпринятых исполнительными органами областной и городской власти в целях реализации социально-экономических программ развития региона. Однако городская газета «Зеркало» игнорировала проявления сторонами миролюбия, их стремление добиться снижения остроты и напряженности политического конфликта и не прекратила нападки на губернатора Омской области Л.К. Полежаева.
Аналогичную позицию в преддверии выборов мэра города Иркутска, прошедших в сентябре 2005 года, заняла редакция городской газеты «Байкальские вести». Данным печатным изданием подготовлены и выпущены в свет несколько специальных выпусков, посвященных «разоблачению» действующего мэра города В. Якубовского. Всем социальным конфликтам, возникшим в Иркутске, газета намеренно придала политическую окраску. Через материалы специальных выпусков проходит субъективная мысль о том, что будто бы «все устали от такого мэра», «наш город у нас украли» и «команда мэра пудрит мозги иркутянам» (специальный выпуск № 2). Налицо -деструктивная журналистская оппозиция, которая не содействует налаживанию диалога участников политического процесса. В материалах обеих газет не представлены
альтернативные точки зрения, журналистами не использованы конкурирующие источники информации, а выводы не обоснованны.
Крайне редко отражение политических конфликтов в прессе носит объективный характер. Как правило, государственные масс-медиа отстаивают интересы органов власти. К этой же позиции тяготеет большинство СМИ смешанной формы учредительства. Независимая от власти пресса, наоборот, чаще всего благосклонна к той стороне конфликта, которая соперничает с властными структурами. Между тем благодаря объективному освещению политического конфликта масс-медиа могут привлечь внимание органов власти к острым ситуациям, возникшим в той или иной сфере жизни. Как отмечено выше, в марте 2008 года сюжет о том, что из-за нарушений, допущенных при строительстве бизнес-центра в центре Омска, произошло сползание грунта и в зданиях, прилегающих к вырытому котловану, образовались трещины, просел пол, был показан государственным телеканалом «Россия». Случившееся проанализировано (в публикациях представлены конкурирующие источники информации, альтернативные точки зрения) некоторыми независимыми от власти газетами (например, газетой «Коммерческие вести»). Именно после сообщений СМИ городская прокуратура провела проверку соблюдения законодательства строителями и пришла к выводу, что они не имели разрешения на проведение работ и правоустанавливающих документов на земельный участок. На основании результатов данной проверки Центральный суд Омска приостановил строительство бизнес-центра. Научно-производственное объединение «Мостовик» заявило о готовности выполнить решение суда [7]. Таким образом масс-медиа помогают гражданам осознать, что исполнение законов обязательно для субъектов экономики.
Политизация социального конфликта - объективный фактор. Как правило, усилия субъектов политики, направленные на ее предотвращение, не достигают успеха. Объективное освещение в масс-медиа политического конфликта, изложение различных позиций, глубокий анализ ситуации (постановка проблемы, аргументация, обоснованность выводов) способствуют установлению диалога, снижению остроты и напряженности конкурентного взаимодействия.
Библиографический список
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология : междисциплинарный подход, обзор
диссертационных исследований / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. - М., 1997.
2. Васильева, Е. И. Методология анализа социальных конфликтов / Е.И. Васильева. // Конфликты в современной России (Проблемы анализа и регулирования) / Е.И. Васильева, Е.И. Степанов ; под ред. Е.И. Степанова. - М., 2000.
3. Чувашова, Н. И. Факторы нереализованности потенциала социального протеста в российском обществе / Н.И. Чувашова. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12 «Политические науки». - 2007. - № 2.
4. Кривощекова, Е. Фекальная логика / Е. Кривощекова. // Коммерческие вести. -2008. - 2 апреля.
5. Реформирование России : реальность и перспективы. Социальная и социальнополитическая ситуация в России в 2001 году / под ред. Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Лекосова. - М., 2003.
6. http : // www. wciom. ru
7. Липатова, Г. «Мостовик» докопался до суда / Г. Липатова. // Коммерсант. - 2008. - №
Рецензент: А. Э. Еремеев, д-р филол. наук, профессор НОУ ВПО «ОмГА»