Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ / НАГРУЗКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горобий Алевтина Юрьевна, Годунова Надежда Ивановна, Ежова Алла Витальевна

Статья посвящена изучению использования гимнастических упражнений на занятиях по физическому воспитанию для повышения уровня физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния организма студентов младших курсов. Частными задачами исследования являлись: разработать методику применения средств гимнастики для студентов на занятиях физической культуры; экспериментально проверить эффективность разработанной методики для повышения уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горобий Алевтина Юрьевна, Годунова Надежда Ивановна, Ежова Алла Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GYMNASTIC MEANS ON THE LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL READINESS OF STUDENTS

The article is devoted to the study of the use of gymnastic exercises in physical education classes to increase the level of physical development, motor readiness and the functional state of the body of junior students. Particular objectives of the research were: to develop a methodology for the use of gymnastics means for students in physical education classes; experimentally test the effectiveness of the developed methodology for increasing the level of physical development, physical fitness and functional state of the body. Revealed and substantiated the expediency of using directed pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

5. Оконечникова Л.В. Исследование личностной и групповой компоненты социально-психологической адаптации у суворовцев / Л.В. Оконечникова, Э.Э. Сыманюк, Н.В. Усольцева // Педагогическое образование в России. - 2017. - №11. - С. 102-108.

6. Анализ психологической адаптированности студентов первого курса на начальном этапе обучения в вузе / О.Е. Пискун, А.А. Паульс, В.А. Чистяков, Н.А. Багин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 198-203.

7. Румба О.Г. Интеллектуальный биатлон как средство формирования навыков у кадет / О.Г. Румба, А.В. Кузьменко, Б. Д. Болотов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 3. - С. 48-54.

8. Яковлев В.В. Методические аспекты адаптации курсантов-первокурсников в военном вузе / В.В. Яковлев, Т.А. Селитреникова // Вестник Тамбовского государственного университета. -2017. - №5 (169). - С. 105-110.

REFERENCES

1. Abapolov, Yu.V., Lotonenko, A.A. and Gorelov, A.A. (2012), "Comparative characteristics of primary adaptation of students and cadets of the military civic education", Kultura fizicheskaya i zdorove, Vol. 37, No. 1, pp. 40-44.

2. Aksenova, A.N., Barinovm V.V. and Pichuginm M.B. (2019), "Adaptation, physical operabil-ity and physical fitness of the first year students-cadets of the Kuzbass institute of FSIN of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 6-11.

3. Alekseevm N.A., Kutergin, N.B., Gorbatenko, A.V. and Apalkov, A.V. (2016), "Adaptation of the cadets by means of physical preparation to the educational process in higher educational institutions of the system of the MIA of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 9-13.

4. Marin Д.Р. (2019), Physical culture as a means of socialization of students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, dissertation, St. Petersburg.

5. Okonechnikova, L.V., Symaniuk, E.E. and Usoltseva, N.V. (2017), "The study of the personal and group components of socio-psychological adaptation among Suvorov military college students", Pedagogical education in Russia, No. 11, pp. 102-108.

6. Piskun, O.E., Pauls, A.A., Chistyakov, V.A. and Bagin, N.A. (2014), "Analysis of the psychological adaptedness of the first-year students at the initial stage of training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 198-203.

7. Rumba, O.G., Kuzmenko, A.V and Bolotov, B.D. (2017), "Intellectual biathlon as a means of shooting skill formation", Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 3, pp. 48-54.

8. Yakovlev, V.V. and Selitrenikova, T.A. (2017), "Methodical aspects of first year cadets' adaptation in military university", Vestnik Tambovskogo universiteta. Series: Humanities, Vol. 169, No. 5, pp. 105-110.

Контактная информация: ivanzmeeff@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Алевтина Юрьевна Горобий, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Ивановна Годунова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

Статья посвящена изучению использования гимнастических упражнений на занятиях по физическому воспитанию для повышения уровня физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния организма студентов младших курсов. Частными задачами

исследования являлись: разработать методику применения средств гимнастики для студентов на занятиях физической культуры; экспериментально проверить эффективность разработанной методики для повышения уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия.

Ключевые слова: упражнения, нагрузка, функциональные возможности, антропометрические показатели, силовая выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p133-137

INFLUENCE OF GYMNASTIC MEANS ON THE LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL READINESS OF STUDENTS

Alevtina Yurievna Gorobij, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Voronezh State Institute of Physical Education; Nadezhda Ivanovna Godunova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer Voronezh State Institute of Physical Education; Alla Vitalyev-na Ezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of

Physical Education

Abstract

The article is devoted to the study of the use of gymnastic exercises in physical education classes to increase the level of physical development, motor readiness and the functional state of the body of junior students. Particular objectives of the research were: to develop a methodology for the use of gymnastics means for students in physical education classes; experimentally test the effectiveness of the developed methodology for increasing the level of physical development, physical fitness and functional state of the body. Revealed and substantiated the expediency of using directed pedagogical influence.

Keywords: exercises, load, functionality, anthropometric indicators, strength endurance.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание мотивации к двигательному развитию и физическому совершенствованию организма предполагает усвоение студентам свободы спортивного и физкультурно-оздоровительного выбора видов физических нагрузок различной направленности, веру в собственные физические возможности на основе усвоения новой разнообразной информации в виде двигательных умений, богатства и многообразия эмоционального отклика на их выполнение [1, 2, 4, 5].

Проведенный анализ литературных источников свидетельствует о том, что именно применение физических упражнений гимнастической направленности в учебном процессе значительно повышает его эффективность. Большой выбор средств и методов подготовки из арсенала гимнастики дает возможность преподавателям учитывать физические возможности организма студента и его мотивационные стремление при внедрении силовых нагрузок в систему занятий по физическому воспитанию [3, 6, 7].

Цель исследования - повышение эффективности физического воспитания студентов младших курсов на основе их обучения применению гимнастических упражнений в соответствии с физическими возможностями организма.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для практической реализации поставленной цели и задач исследования нами были применены следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; антропометрия и соматометрия, метод исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы; педагогический эксперимент; тестирование; математическая обработка полученных данных.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности предлагаемой экспериментальной методики обучения студентов использования гимнастических упражнений на занятиях по физическому воспитанию. В эксперименте приня-

ли участия студенты младших курсов Воронежского государственного технического университета в количестве 50 человек (24 юноши и 26 девушек), которые по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе. Студенты были распределены в две группы - экспериментальную (25 человек - 13 девушек и 12 юношей) и контрольную (25 человек - 13 девушек и 12 юношей). В контрольную группу входили юноши и девушки, которые занимались по традиционной программе физического воспитания для ВУЗов. В экспериментальной группе студенты занимались по методике, которую мы разработали. Количество занятий в течение недели и их продолжительность в группах была идентичной. Занятия в обеих группах проводились 3 раза в неделю, согласно, одно занятие в неделю - факультативное, продолжительностью 60 минут. Экспериментальная методика применялась на двух занятиях по расписанию и одном факультативе, первое занятие недели проводилось по традиционной программе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

При построении учебного процесса с использованием гимнастических упражнений мы учитывали ряд важных факторов, таких как пол, тип телосложения и уровень физической подготовленности студентов. В зависимости от этих факторов осуществлялось планирования компонентов нагрузки по таким показателям, как: вид и характер упражнений, объем и интенсивность занятий, количество повторений и величина отягощения, частота учебных занятий и продолжительность силовой работы, интервалы отдыха, количе -ство и очередность выполнения гимнастических упражнений на снарядах.

Планирование нагрузок для студентов происходило с учетом особенностей их строения тела. Такой подход обусловлен тем, что люди с различными типами телосложения по-разному реагируют на физическую нагрузку.

Эффективность разработанной нами методики проверялась на основе тестирования юношей и девушек контрольной и экспериментальной групп. Для определения однородности контрольной и экспериментальной групп юношей и девушек сравнивались все показатели, которые были сняты до начала педагогического эксперимента. Занимающиеся характеризовались по физической подготовленности, физическому развитию, особенностям телосложения и функциональным возможностям сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма студентов. Экспериментальные и контрольные группы юношей и девушек однородные (р>0,05).

В результате внедрения в учебный процесс разработанной нами методики произошли положительные изменения в результатах двигательных тестов.

Под влиянием авторской методики у юношей экспериментально статистически достоверно (р<0,05-0,001) улучшились показатели по большинству видов испытаний: подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на полу; поднимание туловища в сед за 1 мин.; прыжок в длину с места; бег на 100 м и челночный бег 4*9 м. Показатели тестирования гибкости тоже имели тенденцию к росту, однако они были статистически не достоверными (р>0,05). В то же время, у юношей контрольной группы статистически достоверные улучшения результатов двигательных испытаний произошли только из бега на 100 м и челночного бега 4*9 м (р<0,05-0,001).

Аналогичная ситуация наблюдается у девушек экспериментальной группы У них тоже статистически достоверно (р<0,05-0,001) улучшились показатели из всех видов испытаний, за исключением наклона туловища вперед из положения сидя (р>0,05). У девушек контрольной группы статистически достоверные улучшения результатов двигательных испытаний произошли в беге на 100 м и челночного бега 4*9 м (р < 0,05-0,001).

Установлено, что применение физических упражнений гимнастической направленности в учебном процессе физического воспитания положительно повлияло на отдельные антропометрические показатели студентов экспериментальной группы. Так, у юношей статистически достоверно увеличилась масса тела (р<0,05) и обхват грудной

клетки (р< 0,001). У девушек экспериментальной группы обхват грудной клетки увеличился достоверно (р<0,05), однако масса тела, напротив, уменьшилась (р<0,001). Длина тела юношей и девушек осталась почти без изменений (р>0,05). В то же время динамика всех антропометрических показателей студентов контрольной группы статистически не достоверна (р>0,05).

Динамика показателей массы тела и обхвата грудной клетки студентов экспериментальной группы зависела от направленности занятий на развитие того или иного физического качества. Так, при развитии максимальной силы за счет увеличения мышечных объемов возрастала масса тела; при развитии силовой выносливости уменьшается подкожно-жировой слой. У юношей занятия были направлены преимущественно на увеличение мышечных объемов, а у девушек - на уменьшение жировой ткани.

Изменения в массе тела и обхват грудной клетки юношей и девушек экспериментальной группы привели к изменениям показателей индексов, характеризующих особенности строения тела студентов: у юношей произошло статистически достоверное улучшение индексов Бругша (р<0,001), Пинье (р<0,05); у девушек - индекс Пинье (р<0,05). У студентов контрольной группы динамика показателей, характеризующих особенности строения тела, статистически не достоверна (р>0,05).

В результате анализа полученных данных было выяснено, что под действием занятий с использованием средств гимнастики у юношей экспериментальной группы увеличился (р<0,01) показатель активной массы тела (АМТ) и незначительно уменьшился уровень жирового слоя (р>0,05). Изменения вышеуказанных показателей у юношей контрольной группы статистически не достоверны (р>0,05).

Увеличение показателя АМТ у юношей экспериментальной группы обусловлено тем, что нагрузки было направлены на увеличение мышечных объемов, что привело к одновременному увеличению мышечной массы у студентов. У девушек экспериментальной группы методика, разработанная нами, способствовала значительному уменьшению жирового слоя в организме (р<0,01), в то же время изменения показателя активной массы тела не достоверны (р>0,05). По нашему мнению, это обусловлено тем, что для девушек занятия с использованием гимнастических упражнений были направлены преимущественно на развитие силовой выносливости. У девушек контрольной группы изменения в упомянутых выше показателях не существенны (р>0,05).

Применение экспериментальной методики привело к статистически достоверному (р<0.05) улучшению показателя функционального состояния сердечно-сосудистой системы - индекса Руфье-Диксона у девушек и юношей экспериментальной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию разработанной нами методики применения гимнастических упражнений произошло статистически достоверное (р<0,05-0,001) улучшение большинства антропометрических, функциональных показателей и результатов двигательных тестов студентов экспериментальной группы.

В результате реализации в учебном процессе по физическому воспитанию нашей методики значительно повысилось мотивационное отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежова, А.В. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физического воспитания в вузе / А.В. Ежова, С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Проблемы высшего образования. - 2017. - № 3. - С. 37-39.

2. Использование утяжелённой скакалки в тренировке баскетболистов студенческих команд / О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова, Н.И. Зиземская, А.В. Доронкин // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 4. - С. 93-96.

3. Киселева, Л.Е. Применение гимнастических упражнений на занятиях физической культурой в вузе / Л.Е. Киселева, И.Ю. Стращенко, В.В. Мноян // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2018. - № 2. - С. 85-87.

4. Козлов, Я.Е. Динамика показателей физической подготовленности юных футболистов 11-14 лет при совершенствовании техники владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции / Я.Е. Козлов, А.В. Ежова // Культура физическая и здоровье. - 2013. - №2. - С. 72-75.

5. Организация занятий оздоровительной направленности со студентками 18-22 лет / Я.В. Сираковская, О.В. Ильичева, А.В. Ежова, Н.В. Чекалина, Л.В. Яковлева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (180). - С. 300-303.

6. Применение шейпинга на занятиях по физической культуре у студенток вуза / Н. В. Че-калина, Л.В. Яковлева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 4. - С. 100-109.

7. Семенов, Д. В. Проявление силовых качеств в процессе выполнения гимнастических упражнений / Д.В. Семенов, В.Н. Шляхтов, А.А. Румянцев // Теория и практика физической культуры. - 2015.- №6. - С. 55-58.

REFERENCES

1. Yezhova, A.V., Artemyeva. S.S. and Kryukova. O.N. (2017), "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

2. Ilicheva, O.V., Sirakovskaya, Y.V., Yezhova A.V., Zizemskaya, N.I. and Doronkin, A.V.

(2018) "The use of a weighted rope in the training of student basketball players", Physical Culture and Health, No. 4, pp. 93-96.

3. Kiseleva, L.E., Strashchenko, I.Y. and Mnoyan, V.V. (2018), "The use of gymnastic exercises in physical culture lessons at the university", Proceedings of the Rostov State Transport University, No. 2, pp. 85-87.

4. Kozlov Y.E. and Yezhova A.V. (2013), "Dynamics of physical readiness indicators of young football players aged 11-14 years with the improvement of the technique of ball possession on the basis of the asymmetry of the development of the motor function", Culture is physical and health, No. 2, pp. 72-75.

5. Sirakovskaya, Y.V., Ilicheva, O.V., Yezhova, A.V., Chekalina, N.V. and Yakovleva, L.V.

(2019) "Organization of recreational classes with students aged 18-22", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (180), pp. 300-303.

6. Chekalina, N.V., Yakovleva, L.V., Sirakovskaya, Y.V. and Yezhova, A.V. (2017), "Application of shaping in physical culture lessons for university students", Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 4, pp. 100-109.

7. Semenov, D.V., Shlyakhtov, V.N. and Rumyantsev, A.A. (2015), "Manifestation of strength qualities in the process of performing gymnastic exercises", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 55-58.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.11.2020

УДК 796.332

ЗНАЧИМОСТЬ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ (ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛИИ ПРАКТИКИ)

Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Григорий Станиславович Баймаков, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Игорь Валерьевич Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Баумана, Москва

Аннотация

Цель исследования - анализ действующих подходов к координационной подготовке в футболе (выявление проблемных аспектов). В статье представлен анализ результатов анкетирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.