Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА'

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / СПАРТАКИАДА / СПОРТИВНОМАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Купцова В.Г., Боброва Г.В., Павлов С.П.

Проведение различного рода спортивно-массовых мероприятий в обществе стало традиционным, каждое мероприятие имеет свою историю и корпоративную культуру. Условно спортивномассовые мероприятия можно разделить на широкомасштабные, которые проводятся по всей стране в назначенное время, и мероприятия, устраиваем определенной организацией для своих работников. В Оренбургском государственном университете ежегодно проводится Спартакиада среди профессорско-преподавательского состава «Бодрость и здоровье». Соревнования объединяют педагогов вуза, мужчин и женщин разного возраста и разного уровня физической и спортивной подготовленности. В статье авторами представлены результаты исследования направленные на изучение отношения профессорско-преподавательского состава к проводимому спортивно-массовому мероприятию, а также влияние этого мероприятия на их увлечения физической культурой и спортом. Целью исследования стало выявить степень влияния соревнований на активность в физкультурно-спортивной деятельности профессорско-преподавательского состава ОГУ Для получения результатов исследования применялись эмпирические методы - опрос, беседа, анкетирование, анализ полученных результатов методами математической статистики. Исследование показало, что подавляющее большинство участников Спартакиады ранее занимались спортом и имеют опыт регулярных тренировочных занятий. Тем не менее, привлечение сотрудников вуза к соревновательной деятельности способствует повышению их мотивации к регулярным занятиям спортом, и заставляют активизировать свою физкультурноспортивную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Купцова В.Г., Боброва Г.В., Павлов С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MASS SPORTS EVENTS ON THE ATTITUDE OF UNIVERSITY TEACHERS TO PHYSICAL ACTIVITY

Holding various kinds of mass sports events in society has become traditional; each event has its own history and corporate culture. Conventionally, mass sports events can be divided into large-scale ones, which are held throughout the country at the appointed time, and events organized by a certain organization for its employees. Orenburg State University annually hosts a sports contest among the teaching staff "Cheerfulness and health". Competitions unite university teachers, men and women of different ages and different levels of physical and athletic fitness. In the article, the authors present the results of a study aimed at studying the attitude of the teaching staff to the mass sports event being held, as well as the impact of this event on their hobbies in physical culture and sports. The aim of the study was to identify the degree of influence of competitions on the activity in the physical culture and sports activities of the teaching staff of OSU. To obtain the results of the study, the empirical methods were used - a survey, a conversation, a questionnaire, an analysis of the results obtained by methods of mathematical statistics. The study showed that the vast majority of the participants of the Sports Contest had previously been involved in sports and had experience of regular training sessions. Nevertheless, the involvement of university employees in competitive activities helps to increase their motivation for regular sports, and force them to intensify their physical culture and sports activities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА»

omarkers and neurocognitive outcomes", Brain Injury, No. 28(3), pp. 271-285, DOI: 10.3109/02699052.2013.865269.

Контактная информация: ameerhattab@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.08.2022

УДК 796.062.4

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА

Валентина Григорьевна Купцова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Петрович Павлов, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Аннотация

Проведение различного рода спортивно-массовых мероприятий в обществе стало традиционным, каждое мероприятие имеет свою историю и корпоративную культуру. Условно спортивно-массовые мероприятия можно разделить на широкомасштабные, которые проводятся по всей стране в назначенное время, и мероприятия, устраиваем определенной организацией для своих работников. В Оренбургском государственном университете ежегодно проводится Спартакиада среди профессорско-преподавательского состава «Бодрость и здоровье». Соревнования объединяют педагогов вуза, мужчин и женщин разного возраста и разного уровня физической и спортивной подготовленности. В статье авторами представлены результаты исследования направленные на изучение отношения профессорско-преподавательского состава к проводимому спортивно-массовому мероприятию, а также влияние этого мероприятия на их увлечения физической культурой и спортом. Целью исследования стало выявить степень влияния соревнований на активность в физкультурно-спортивной деятельности профессорско-преподавательского состава ОГУ Для получения результатов исследования применялись эмпирические методы - опрос, беседа, анкетирование, анализ полученных результатов методами математической статистики. Исследование показало, что подавляющее большинство участников Спартакиады ранее занимались спортом и имеют опыт регулярных тренировочных занятий. Тем не менее, привлечение сотрудников вуза к соревновательной деятельности способствует повышению их мотивации к регулярным занятиям спортом, и заставляют активизировать свою физкультурно-спортивную деятельность.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, спартакиада, спортивно-массовые мероприятия, отношение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p175-178

INFLUENCE OF MASS SPORTS EVENTS ON THE ATTITUDE OF UNIVERSITY TEACHERS TO PHYSICAL ACTIVITY

Valentina Grigoryevna Kuptsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Galina Vladi-mirovna Bobrova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sergey Petrovich Pavlov, the docent, Orenburg State University, Orenburg

Abstract

Holding various kinds of mass sports events in society has become traditional; each event has its own history and corporate culture. Conventionally, mass sports events can be divided into large-scale ones, which are held throughout the country at the appointed time, and events organized by a certain organization for its employees. Orenburg State University annually hosts a sports contest among the teaching staff "Cheerfulness and health". Competitions unite university teachers, men and women of different ages and different levels of physical and athletic fitness. In the article, the authors present the results of a study aimed at studying the attitude of the teaching staff to the mass sports event being held, as well as the impact of this event on their hobbies in physical culture and sports. The aim of the study was to identify the degree of influence of competitions on the activity in the physical culture and sports activities of the teaching staff of

OSU. To obtain the results of the study, the empirical methods were used - a survey, a conversation, a questionnaire, an analysis of the results obtained by methods of mathematical statistics. The study showed that the vast majority of the participants of the Sports Contest had previously been involved in sports and had experience of regular training sessions. Nevertheless, the involvement of university employees in competitive activities helps to increase their motivation for regular sports, and force them to intensify their physical culture and sports activities.

Keywords: faculty, sports contest, mass sports events, attitude.

На протяжении многих лет в обществе формировалась традиция проведения спортивно-массовых мероприятий, привлекающих различные группы населения. Целью проведения спортивно-массовых мероприятий является оздоровление населения, приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом людей, как ранее занимавшихся спортом, так и людей, не имеющих опыта спортивной деятельности. Условно спортивно-массовые мероприятия можно разделить на широкомасштабные, которые проводятся по всей России, такие как «Кросс наций» и «Лыжня России», корпоративные мероприятия, организующиеся для работников отрасли, например Спартакиада работников Газпрома и спортивно-массовые мероприятия, которые организация проводит строго для своих служащих. Любое мероприятие, вне зависимости от масштаба и уровня проведения, отличается своей корпоративной культурой, которая включает традиции, ценности, коммуникации, определенные правила, принятые в конкретной общественной группе.

В Оренбургском государственном университете наиболее популярным спортивно-массовым мероприятием, отличающимся количественным привлечением профессорско-преподавательского состава, является традиционная ежегодная Спартакиада «Бодрость и здоровье». В данном мероприятии соревнуются команды факультетов. Спартакиада включает в себя соревнования по шести видам спорта - волейбол, шахматы, мини-футбол, настольный теннис, дартс, многоборье ГТО, перетягивание каната. На Спартакиаде, как правило, представлено 16 команд, а многообразие видов спорта ежегодно собирает до трехсот участников. Спартакиада проводится в период зимних каникул, что позволяет привлечь большее число преподавателей.

Анализируя эффективность выполнения задач по привлечению профессорско-преподавательского состава к занятиям спортом в период проводимого мероприятия, нами была проделана работа по сбору информации, отражающей практику проведения корпоративных соревнований. Анализ литературных источников показал отсутствие работ по интересующей нас теме. Как правило, авторами рассматривается тема физкультурно-спортивных массовых мероприятий в аспекте организации соревнований, фестивалей или спортивных праздников, а также по вопросы безопасности их проведения [1, 3]. Многие исследователи изучают проблему привлечения студенческой молодежи к спортивно-массовым мероприятиям, как одно из средств популяризации занятий спортом и физической культурой и становления здорового образа жизни. Ряд работ посвящены значимости спортивно-массовых мероприятий в формировании мотивации к занятиям спортом у студенческой молодежи [2, 4]. В тоже время отсутствуют исследования, характеризующие корпоративные спортивно-массовые мероприятия, недостаточно работ, отражающих отношение к регулярным занятиям спортом в постобразовательный период.

Цель исследования - определить влияние спортивно-массовых мероприятий на формирования активного отношения к физической культуре у профессорско-преподавательского состава Оренбургского государственного университета.

В рамках исследования проводился сбор информации по интересующей теме: анализ литературных источников по интересующей нас теме, опрос, анкетирование. Полученные результаты были обработаны методами математической статистики.

В исследованиях принимали участие 32 человека из числа профессорско-преподавательского состава Оренбургского государственного университета, в возрасте от 28 до 65 лет, разной половой принадлежности. В ходе анкетирования были заданы вопросы

по темам:

- по отношению к Спартакиаде «Бодрость и здоровье» в целом;

- по выбору вида состязаний: «В каких соревнованиях Вы участвуете? в одном виде соревнований или нескольких»;

- по подготовке к соревнованиям: «Готовитесь ли Вы к Спартакиаде?», «По окончанию соревнований продолжаете ли Вы заниматься физкультурно-спортивной деятельностью?»;

- по наличию опыта физкультурной спортивной деятельности: «Занимались ли Вы раньше спортом?», «Имеете ли Вы опыт спортивных тренировок?».

Результаты исследования показали, что 28.13 %, от числа респондентов занимались в детско-юношеской спортивной школе и имеют массовые разряды. Еще 34.38 % занимались спортом время от времени в спортивных секциях. 12 человек (37.5 %) никогда не занимались видами двигательной активности под руководством инструктора, опыт занятий физической культурой связан исключительно с уроками физической культуры в школе. В ходе проведенного опроса респонденты подчеркнули положительное отношение к Спартакиаде, они отметили, что соревнования объединяют коллектив, заставляют заранее готовиться к соревнованиям, являются темой для обсуждения. Опрашиваемые отметили, что во время участия в соревнованиях у них повышается настроение, появляется предсоревнова-тельное волнение, они испытывают чувство удовлетворения после состязаний. 12 человек (32.5 %) занимаются разными видами двигательной активности регулярно: посещают фит-нес центры, занимаются лыжами, скандинавской ходьбой, играют волейбол. При этом они отметили, что Спартакиада позволяет им показать себя, заставляет стремиться к улучшению результата. Еще 8 человек (25%) отметили, что занимаются спортом время от времени по мере возможности, но, тем не менее, к соревнованиям готовятся. 6 человек (18.7%) отметили, что занимаются спортом только во время подготовки к соревнованиям, но не ранее чем за две недели. Следует отметить, что 6 человек абсолютно не готовятся к соревнованиям, они склонны думать, что полученных в детстве навыков достаточно, чтобы участвовать в Спартакиаде. Тем не менее, педагоги убеждены, что Спартакиада оказывает положительное влияние на мотивацию к занятиям спортивными видами двигательной активности (100%).

ВЫВОД

Исследования показали, что внедрение в будни коллектива спортивно-массовых мероприятий способствуют повышению интереса к физической культуре и спорту среди сотрудников вуза. Если часть педагогов занимается спортом регулярно, то более половины участников опроса подтвердили, что выступление на Спартакиаде заставляет их готовиться к соревнованиям. Они отметили, что без возможности проявить себя на соревнованиях они занимались бы спортом крайне редко или не занимались вообще. Следовательно, проведение корпоративных спортивно-массовых мероприятий заставляют людей включаться в занятия физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батаева С.С. Стадии подготовки и проведения спортивно-массового мероприятия / С.С. Батаева, Г.Ф. Агеева. / Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань : Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2017. - С. 26-28.

2. Боброва Г.В. Физическая активность студентов гуманитарного факультета как фактор готовности к физкультурно-спортивной деятельности / Г.В. Боброва // Вестник Псковского государственного университета. Серия : Психолого-педагогические науки. - 2021. - Вып. 13. - С. 25-29.

3. Клименко С.В. Меры безопасности при организации занятий по физической подготовке и проведении спортивно-массовых мероприятий / С.В. Клименко // Физическое воспитание и спорт в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.