Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА / СТУДЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Левушкин Сергей Петрович, Мамай Игорь Николаевич

В статье раскрывается актуальная тема организации физкультурнооздоровительной деятельности студенческой молодежи в условиях аграрного вуза. Данная система призвана сохранить и укрепить здоровье студентов, способствовать развитию их человеческого потенциала посредством формирования потребности в регулярных за нятиях физическими упражнениями и, таким образом, обеспечить в течение жизни полноценную социальную и профессиональную деятельность. Система физкультурнооздоровительной деятельности в Самарском ГАУ включает в себя аудиторные лабораторно-практические и лекционные занятия по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», секционные занятия по видам спорта, самостоятельные занятия обучающихся, спортивные соревнования, как в рамках спартакиад, так и отдельных соревнований, сдачу норм ВФСК ГТО. Предложена модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности с аграрном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Левушкин Сергей Петрович, Мамай Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES IN AGRICULTURAL UNIVERSITY

The article reveals the actual topic of the organization of sports and recreation activities of students in the conditions of the agricultural university. This system is designed to preserve and strengthen the health of students, to promote the development of their human potential by forming the need for regular physical exercise and, thus, to ensure the full-fledged social and professional activity throughout life. System of physical activity in Samara GAU includes classroom laboratory and lectures on the subject "Physical culture and sport" and "Elective course in physical culture and sport", the breakout sessions on sports, independent over-enrolled classes, sports competitions as part of the Olympics, and individual competition, WFSK delivery of GTO standards. The model of the organization of physical culture and recreation activities with the agricultural university has beeb proposed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

5. Нуцалов Н.М. Пути активизации двигательной активности студентов и приобщения к самостоятельным тренировкам / Н.М. Нуцалов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 263-266.

6. Цырков А.П. Помехоустойчивость компьютерных экзаменаторов по теории физической культуры в условиях поточного метода / А.П. Цырков, В.В. Агеев, С.В. Белецкий // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 2 (66). - С. 168-171.

7. Модель психологического сопровождения спортивной подготовки гимнастов / В.А. Якушев, О.С. Михно, А.В. Криворот, С.В. Белецкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 429-434.

REFERENCES

1. Barkovsky, E.S. and Vukolov V.V. (2020), "Evaluation of distance learning of students of the University of Economics in the period Мarch-April 2020", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 14-17.

2. Beletsky, S.V. (2018), "Development of electronic educational materials for distance learning in physical culture for university students", Pedagogical and sociological aspects of education. Materials of the international scientific and practical conference, Cheboksary, pp. 249-250.

3. Beletsky, S.V., Dobrynin S.V. and Yakushev V.A. (2017), "Monitoring the formation of students ' knowledge in the field of physical culture with the use of computer testing", Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Series: Education and pedagogical Sciences, No. 6 (785), pp. 20-26.

4. Beletsky, S.V. Makarenko A.V., Ponkratov V. N. and Averina D.V. (2019), "Express control of basic knowledge on the theory of physical culture in higher education", Physical culture, sports, tourism: innovative projects ofpractice. Materials of the International scientific and practical conference, Moscow, pр. 41-44.

5. Nutsalov, N.M. (2020), "Ways of activating the motor activity of students and introducing them to independent training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), рр. 263266.

6. Tsyrkov, A.P., Ageev V.V. and Beletsky S.V. (2017), "Noise immunity of computer examiners on the theory of physical culture in the conditions of the flow method", The world of education-education in the world, No. 2 (66), pp. 168-171.

7. Yakushev, V.A., Mikhno O. S., Krivorot A.V. and Beletsky S.V. (2018), "Model of psychological support of sports training of gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), рp. 429-434.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2021

УДК 796.011.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

АГРАРНОМ ВУЗЕ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Самарский государственный аграрный университет; Сергей Петрович Ле-вушкин, доктор биологических наук, профессор, ВРИО директора, Институт Возрастной физиологии Российской академии образования, директор, НИИ Спорта и спортивной медицины Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Игорь Николаевич Мамай, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный аграрный университет

Аннотация

В статье раскрывается актуальная тема организации физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи в условиях аграрного вуза. Данная система призвана сохранить и укрепить здоровье студентов, способствовать развитию их человеческого потенциала посредством формирования потребности в регулярных за-

нятиях физическими упражнениями и, таким образом, обеспечить в течение жизни полноценную социальную и профессиональную деятельность. Система физкультурно-оздоровительной деятельности в Самарском ГАУ включает в себя аудиторные лаборатор-но-практические и лекционные занятия по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», секционные занятия по видам спорта, самостоятельные занятия обучающихся, спортивные соревнования, как в рамках спартакиад, так и отдельных соревнований, сдачу норм ВФСК ГТО. Предложена модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности с аграрном вузе.

Ключевые слова физкультурно-оздоровительная деятельность, система, студенты, организация, аграрный университет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p29-34

IMPLEMENTATION OF SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES IN AGRICULTURAL UNIVERSITY

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored Teacher of the Russian Federation, Samara State Agrarian University, Sergey Petrovich Le-vushkin, the doctor of biological sciences, professor, substitute director, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Igor Nikolaevich Mamay, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State Agrarian University

Abstract

The article reveals the actual topic of the organization of sports and recreation activities of students in the conditions of the agricultural university. This system is designed to preserve and strengthen the health of students, to promote the development of their human potential by forming the need for regular physical exercise and, thus, to ensure the full-fledged social and professional activity throughout life. System of physical activity in Samara GAU includes classroom laboratory and lectures on the subject "Physical culture and sport" and "Elective course in physical culture and sport", the breakout sessions on sports, independent over-enrolled classes, sports competitions as part of the Olympics, and individual competition, WFSK delivery of GTO standards. The model of the organization of physical culture and recreation activities with the agricultural university has beeb proposed.

Keywords: sports and recreation activities, system, students, organization, agricultural university.

ВВЕДЕНИЕ

Физкультурно-оздоровительная деятельность является наиважнейшим направлением формирования человеческого потенциала учащейся молодежи [1-5, 7, 10]. В системе, в отличие от образования, внутренние факторы играют более значимую роль, чем внешние. То есть система, используя разнообразные ресурсы, организация внутренне является самодостаточной. Система физкультурно-оздоровительной деятельности призвана формировать и укреплять физическое здоровье и повышать уровень физической подготовленности обучающихся посредством урочных и секционных занятий, соревновательной деятельности и самостоятельных занятий физическими упражнениями. В каждом образовательном учреждении и организации есть свои особенности организации ФОД, зависящие от кадрового потенциала, материально-технических условий, интересов занимающихся, финансовых возможностей той или иной образовательной организации или учреждения [1-2, 5]. В настоящее время, в связи с низким уровнем физической подготовленности и связанным с ним уровнем физического здоровья студентов стоит задача оптимизации физического состояния средствами физической культуры [6, 8-9]. Для решения данной актуальной задачи нами спроектирована модель системы ФОД, позволяющая позитивным образом влиять на уровень физического здоровья и физической подготовленности студентов Самарского аграрного вуза.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило в Самарском государственном аграрном университете. Целью нашего исследования являлась разработка и реализация системы физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях аграрного вуза. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение, анализ структурно-функциональной модели Самарского государственного аграрного университета, анализ протоколов Спартакиад среди факультетов, первокурсников, общежитий и профессорско-преподавательского состава вуза.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В Самарском ГАУ система физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя ряд мероприятий, а именно:

- диспансеризацию первокурсников с выявлением хронической заболеваемости среди обучающихся, распределением на физкультурные группы;

- учебные занятия по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»;

- секционные занятия по видам спорта по линии студенческого спортивного клуба;

- самостоятельные тренировочные занятия обучающихся, в том числе по общей физической подготовке, а также соревнования как в рамках Спартакиады первокурсников, общежитий и факультетов, так и по отдельным видам спорта.

Мероприятия недельного объема двигательной активности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Мероприятия двигательной активности студентов Самарского ГАУ_

Курс Занятия ФК в неделю (ч.) Различные формы занятий в неделю (секции по ОФП и видам спорта), ч. Общеву мероп зовские риятия Самостоятельные занятия ФК не менее (мин) в день

Участие в соревнованиях в год Дни здоровья и спорта

I 2-4 4-6 8-10 - 30-35

II 2-4 4-6 8-10 - 30-35

III 2-4 4-6 8-10 - 30-35

IV 2-4 4-6 8-10 - 45-50

V - 4-6 8-10 - 50-60

Данные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности призваны обеспечить выполнение минимального объема двигательной активности студентов в объеме 8-10 часов в неделю. Предложенная модель ФОД позволит повысить количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом студентов до планового норматива в 80,0%, обозначенного в стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года.

Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в неделю для обучающихся включает в себя одно или двухразовые занятия физическими упражнениями в рамках дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», утреннюю гимнастику, динамические паузы (чаще всего это пеший переход от одного учебного корпуса к другому), организованные занятия в секциях по видам спорта, самостоятельные занятия физической культурой.

Сложившаяся система физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД) среди обучающихся Самарского ГАУ представлена на рисунке 1. Общее руководство всей системой ФОД осуществляет ректор Самарского ГАУ Непосредственное руководство осуществляется по двум направлениям, а именно, проректор по учебной и воспитательной работе курирует воспитательную работу, куда в структуру ФОД в качестве соподчинения входит начальник управления по воспитательной и социальной работе (ВССР).

Непосредственно начальнику управления по ВССР подчиняется председатель спортивного клуба, который в свою очередь осуществляет контроль и руководство тренерским составом вуза по видам спорта. В задачи спортивного клуба и соответственно тренерского состава входит подготовка спортсменов к соревнованиям различного уровня и формирование сборных команд по видам спорта.

Рисунок 1 - Структура физкультурно-оздоровительной деятельности в Самарском аграрном вузе

Под непосредственным руководством начальника управления по ВССР и председателя спортивного клуба проводится Спартакиада среди обучающихся и профессорско-преподавательского состава (III 1С) с привлечением тренерского состава. В подготовке и проведении соревнований Спартакиады среди обучающихся непосредственное участие принимает преподавательский состав кафедра «Физическая культура и спорт», осуществляющий практико-методическую помощь спортивному клубу. В практике Самарского аграрного вуза так сложилось, что Заведующий кафедрой «ФК и С» является главным судьей как Спартакиады обучающихся и III 1С. так и соревнований по отдельным видам спорта. В проведении большинства соревнований аграрного вуза задействован ресурс культурно-спортивного центра при доме культуры, который оказывает практическую помощь в освещении самих соревнований, в том числе в СМИ, так и на этапе награждения.

Прослеживаются горизонтальные связи во взаимодействии между Заведующим кафедрой «Физическая культура и спорт» как с начальником управления ВССР, директором культурно-спортивного центра, так и с председателем спортивного клуба в вопросах проведения соревнований. С января 2021 года в структуру Самарского ГАУ были внесены

изменения в части, касающиеся переподчинения кафедр. Теперь кафедру «Физическая культура и спорт» курирует инженерный факультет в лице декана (рисунок 1).

Самарский ГАУ располагает большим количеством площадей, предназначенных для занятий физической культурой и спортом. Так, университет располагает футбольным полем (100^60 метров) с четырьмя беговыми дорожками и двумя площадками (60*30 метров) для игры в мини-футбол. Среди плоскостных спортивных сооружений имеется спортивный зал для игры в гандбол (45*25 м), спортивный зал для игры в баскетбол и волейбол (*18 метров), спортивный зал для игры в волейбол (24*12 метров), хоккейный корт (60*30 метров), лыжная трасса протяженностью 1 км для занятий лыжными гонками. Кроме того, в здании спортивного комплекса есть зал для занятий шейпингом, тренажерный зал, зал для занятий настольным теннисом. Внеучебные (секционные) занятия со студентами проводят тренеры-совместители спортивного клуба Самарского ГАУ В вузе культивируются такие виды спорта как легкая атлетика, волейбол, баскетбол, мини-футбол, тяжелая атлетика, бокс, настольный теннис, дартс, шахматы, борьба, хоккей с шайбой, лыжные гонки. Команда Самарского ГАУ является постоянным участником большинства соревнований по видам спорта Спартакиады вузов Самарской области, а также принимает участие во Всероссийской студенческой универсиаде в отдельных видах спорта и добивается, в том числе призовых результатов, как в командном, так и в индивидуальном зачете. Самарский ГАУ в последние годы неоднократно становился победителем и призером конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы среди вузов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Основополагающей составляющей физкультурно-оздоровительной деятельности в аграрном вузе является проведение лабораторно-практических и лекционных занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», так как данные дисциплины в первую очередь призваны формировать общекультурную компетенцию: способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Учебные практические занятия по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «элективные курсы по физической культуре и спорту» проводят семь преподавателей кафедры «Физическая культура и спорт».

В Самарском аграрном вузе ежегодно проводятся соревнования среди первокурсников, общежитий и факультетов, как в рамках Спартакиады среди обучающихся, так и по отдельным видам спорта. Так, по сложившейся традиции проводится ежегодная Спартакиада среди первокурсников по таким видам спорта, как: шахматы, легкая атлетика, Дартс, волейбол, баскетбол, настольный теннис, мини-футбол, пауэрлифтинг (жим штанги лежа), перетягивание каната, комплексная эстафета.

Стало доброй традицией, в преддверии проведения Спартакиады профессорско-преподавательского состава (III 1С) вузов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, проводить внутри вузовскую Спартакиаду НС среди факультетов и подразделений Самарского ГАУ. В зачет Спартакиады 1ШС включены такие виды спорта, как: настольный теннис, шашки, шахматы, лыжные гонки, гимнастика (тесты ВФСК ГТО -отжимания от пола, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье), рыбная ловля, волейбол, бильярд, стрельба из пневматической винтовки, Дартс и комплексная эстафета. К проведению Спартакиады, как со стороны руководства вуза, так и среди Ш1С отношение самое серьезное.

Результатом хорошо поставленной физкультурно-оздоровительной работы в аграрном вузе является сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава, повышение количества лиц, активно занимающихся физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек и позитивный настрой на всю дальнейшую жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Взаимосвязь системы физкультурно-оздоровительной работы с развитием человеческого капитала сельских школьников / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 34-39.

2. Блинков, С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2012. - 191 с.

3. Галеева, Е.И. К вопросу об оценке стоимости человеческого капитала / Е.И. Галеева, И.З. Гафиятов // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 2 (46). - С. 48-51.

4. Изаак, С. И. Актуальные проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи в России и Белоруссии / С.И. Изаак, С. Л. Володкович // Человеческий капитал. - 2016. - № 5 (89). - С. 8-10.

5. Киреева, А.В. Состояние физкультурно-оздоровительной работы в организации как фактор, определяющий интерес сотрудников к занятиям физической культурой / А.В. Киреева, И.В. Антипенкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 138-141.

6. Кучма, В. Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в десятилетие детства в России (2018-2027) / В. Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. -2018. - № 1 (21). - С. 31-37.

7. Лаврентьева, И. В. Физкультурно-оздоровительные услуги в системе оценочных показателей процесса воспроизводства человеческих ресурсов / И.В. Лаврентьева, Г.Б. Белова, Л.И. Мосе-ева // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 6. - С. 102-105.

8. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков, Ф.М. Кодолова // Экология человека. - Приложение 1. - 2006. - С. 65-66.

9. Левушкин, С. П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков ; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск : [б.и.], 2013. - 162 с.

10. Столяров, В. И. Современная теория физического воспитания / В. И. Столяров // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - Т. 10, № 1 (10). - С. 13-25.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2014), "Correlation of system of sports and health-improving work with development of the human capital of the rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.

2. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2012), Organization and the content of sports and improving work at rural school: monograph, publishing house the Ulyanovsk State technical University, Ulyanovsk.

3. Galeyeva, E.I. and Gafiyatov, I.Z. (2013), "To a question of estimation of cost of the human capital", Problems of modern economy, No. 2 (46), pp. 48-51.

4. Izaak, S.I. and Volodkovich, S.L. (2016), "Actual problems of preserving the health of student youth in Russia and Belarus", Human capital, No. 5 (89), pp. 8-10.

5. Kireeva, A.V. and Antipenkova, I.V. (2019), "The State of physical culture and health work in the organization as a factor determining the interest of employees in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 138-141.

6. Kuchma, V.R. (2018), "Medical and preventive foundations of health preservation of students in the decade of childhood in Russia (2018-2027)", Russian Pediatric Journal, No. 1 (21), pp. 31-37.

7. Lavrentyeva, I.V., Belov G.B. and Moseev, L.I. (2013), "Sports and improving services in system of estimated indicators of process of reproduction of human resources", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 102-105.

8. Levushkin, S.P., Zhukov, О.Е, Blinkov, S.N., Kodolova, F.M. (2006), "The use of computer technology in the professional activity of a specialist in physical culture", Human Ecology, Appendix 1, pp. 65-66.

9. Levushkin, S.P., Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

10. Stoliarov, V.I. (2016), "Modern theory of physical education", Science and sport: current trends, Vol. 10, No. 1, pp. 13-25.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.