Научная статья на тему 'Влияние спелеоклиматотерапии на показатели простой и сложной зрительно-моторной реакции у детей младшего школьного возраста в зависимости от их исходного вегетативного статуса'

Влияние спелеоклиматотерапии на показатели простой и сложной зрительно-моторной реакции у детей младшего школьного возраста в зависимости от их исходного вегетативного статуса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТАЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / СЛОЖНАЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / СПЕЛЕОКЛИМАТОТЕРАПИЯ / SIMPLE VISUAL-MOTOR REACTION / COMPLEX VISUAL-MOTOR REACTION / PRIMARY SCHOOL AGE / HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS / SPELEOCLIMATOTHERAPY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Комиссарова О. В., Дорохов Е. В.

В статье приведены результаты исследования простой и сложной зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от их вегетативного статуса при посещении спелеоклиматической камеры. В ходе работы было обследовано 322 ребенка обоего пола. На первом этапе определяли исходный вегетативный статус у детей с помощью вариационной кардиоинтервалометрии, использую показатель LF/HF. Далее исследовали простую и сложную зрительно моторную реакцию. После этого распределили детей по группам в зависимости от их вегетативного статуса и пола. При анализе исходного состояния отмечали, что нормотоники допускали большее количество ошибок, чем ваготоники при выполнении теста ПЗМР, подвижность и скорость проведения возбуждения в ЦНС у девочек слабее, чем у мальчиков. Однако после прохождения спелеоклиматотерапии у мальчиков увеличивалось количество ошибок и увеличивалось среднее время скорости реакции в сравнении с девочками. У симпатотоников после прохождения курса спелеоклиматотерапии отмечалось снижение уровня активации ЦНС, а у нормотоников и ваготоников статистически значимых изменений выявлено не было. Следовательно, применение спелеоклиматотерапии в комплексе немедикаментозных оздоровительных мероприятий должно назначаться детям индивидуально с учетом вегетативного статуса и индивидуальных особенностей ЦНС ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Комиссарова О. В., Дорохов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SPELEOCLIMATOTHERAPY ON SIMPLE AND COMPLEX VISUAL-MOTOR REACTIONS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE ACCORDING TO THEIR ORIGINAL VEGETATIVE STATUS

The article presents result of the study of simple and complex visual-motor reaction in children depending on their vegetative status the influence of speleoclimatotherapy During the work, 322 children of both sexes were examined. At the first stage, the initial vegetative status in children was determined using variational cardiointervalometry using the LF/HF index. А simple and complex visual motor reaction was investigated. After that, the children were divided into groups depending on their vegetative status and gender. When analyzing the initial state, it was noted that normotonics allowed more errors than vagotonics when performing the simple visual motor reaction test, the mobility and speed of excitation in the Central nervous system in girls is weaker than in boys. However, after the passage of speleoclimate boys have increased the number of errors and increased average speed of response in comparison with girls. Sympathotonics after completing the course of speleoclimate the observed decrease in the level of activation of the CNS.

Текст научной работы на тему «Влияние спелеоклиматотерапии на показатели простой и сложной зрительно-моторной реакции у детей младшего школьного возраста в зависимости от их исходного вегетативного статуса»

УДК 615.834+615.847.8:612.84-053.5

ВЛИЯНИЕ СПЕЛЕОКЛИМАТОТЕРАПИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ИСХОДНОГО ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА

Комиссарова О. В., Дорохов Е. В.

Кафедра нормальной физиологии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», 394036, ул. Студенческая, д. 10, Воронеж, Россия

Для корреспонденции: Комиссарова Ольга Валерьевна, ассистент кафедры нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», e-mail: ov-komissarova@ yandex.ru

For correspondence: Komissarova O.V., assistant of the Department of normal physiology, Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, e-mail: [email protected]

Information about authors:

Komissarova O. V., https://orcid.org/0000-0002-8801-0347 Dorohov E. V., https://orcid.org/0000-0002-2096-411X

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты исследования простой и сложной зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от их вегетативного статуса при посещении спелеоклиматической камеры. В ходе работы было обследовано 322 ребенка обоего пола. На первом этапе определяли исходный вегетативный статус у детей с помощью вариационной кардиоинтервалометрии, использую показатель LF/HF. Далее исследовали простую и сложную зрительно моторную реакцию. После этого распределили детей по группам в зависимости от их вегетативного статуса и пола. При анализе исходного состояния отмечали, что нормотоники допускали большее количество ошибок, чем ваготоники при выполнении теста ПЗМР, подвижность и скорость проведения возбуждения в ЦНС у девочек слабее, чем у мальчиков. Однако после прохождения спелеоклиматотерапии у мальчиков увеличивалось количество ошибок и увеличивалось среднее время скорости реакции в сравнении с девочками. У симпатотоников после прохождения курса спелеоклиматотерапии отмечалось снижение уровня активации ЦНС, а у нормотоников и ваготоников статистически значимых изменений выявлено не было. Следовательно, применение спелеоклиматотерапии в комплексе немедикаментозных оздоровительных мероприятий должно назначаться детям индивидуально с учетом вегетативного статуса и индивидуальных особенностей ЦНС ребенка.

Ключевые слова: простая зрительно-моторная реакция, сложная зрительно-моторная реакция, младший школьный возраст, здоровье детей и подростков, спелеоклиматотерапия.

THE INFLUENCE OF SPELEOCLIMATOTHERAPY ON SIMPLE AND COMPLEX VISUAL-MOTOR REACTIONS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE ACCORDING TO THEIR ORIGINAL VEGETATIVE STATUS

Komissarova O. V., Dorohov E. V.

Voronezh State N. N. Burdenko Medical University, Voronezh, Russia

SUMMARY

The article presents result of the study of simple and complex visual-motor reaction in children depending on their vegetative status the influence of speleoclimatotherapy During the work, 322 children of both sexes were examined. At the first stage, the initial vegetative status in children was determined using variational cardiointervalometry using the LF/HF index. А simple and complex visual motor reaction was investigated. After that, the children were divided into groups depending on their vegetative status and gender. When analyzing the initial state, it was noted that normotonics allowed more errors than vagotonics when performing the simple visual motor reaction test, the mobility and speed of excitation in the Central nervous system in girls is weaker than in boys. However, after the passage of speleoclimate boys have increased the number of errors and increased average speed of response in comparison with girls. Sym-pathotonics after completing the course of speleoclimate the observed decrease in the level of activation of the CNS.

Key words: simple visual-motor reaction, complex visual-motor reaction, primary school age, health of children and adolescents, speleoclimatotherapy

Функциональное состояние центральной нервной системы человека - это результат сложного динамического взаимодействия организма с внешней средой, а также внутрицентрального взаимодействия между отдельными нейронами,

их ансамблями, разными уровнями и структурами ЦНС. Это состояние можно охарактеризовать, как прогностический показатель отражения работоспособности, мотивации, эмоционального состояния, утомления и т. д. [2; 3; 5;

9] Дети младшего школьного возраста находятся в периоде сложных морфофункциональных изменений в организме. Одним из которых является повышенный уровень обменных процессов, который в свою очередь может привести к повышению активации в нервной системе, неустойчивости нервных процессов, снижению управляющих функций. Функциональное состояние ЦНС и её возможности можно определить по параметрам простой (ПЗМР) и сложной зрительно-моторных реакций (СЗМР), отражающих скорость нервных процессов, переключение и обработку информации, общий уровень работоспособности и активности ЦНС [2; 3; 5].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на базе БУЗ ВО «Сомовский санаторий для детей» в период с 2013-2016 гг. Нами было обследовано 322 ребенка в возрасте от 7 до 10 лет (девочки - 155 человек и мальчики - 167 человек).

В ходе работы соблюдались этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной Медицинской Ассоциации биомедицинских исследований. Нами подготовлены и предоставлены родителям или законным представителям детей, принимавших участие в исследовании письменные информированные согласия, в которых были указаны цель и методы исследования, противопоказания к участию. Исключением из исследования служили общие критерии, исключающие направление детей на климатическое и общее оздоровительное лечение.

Для решения задач исследования нами были сформированы группы детей по следующим признакам:

• по величине вагосимпатического индекса (ваготоники - 41 человек, норматони-ки - 124 человека, симпатотоники - 157 человек);

• по полу (девочки - 155 человек и мальчики - 167 человек).

Для оценки исходного вегетативного статуса у детей применялась методика вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ) с использованием устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 - «ПСИХОФИЗИОЛОГ» на котором регистрировали сигнал электрокардиограммы (ЭКГ) в 1-м стандартном отведении. Стандартное время регистрации ЭКГ составляло 5 минут. [7]. Исследование проводилось дважды: на второй день пребывания детей в санатории и после 10-ти дневного курса спелеоклиматотерапии. Перед исследованием были устранены факторы, которые могли бы

привести к эмоциональному возбуждению. Запись ВКМ проводилась не ранее чем через 1,52 часа после приема пищи, в тишине, в затемненном помещении и при температуре воздуха в пределах 18-24 0С. Исходный вегетативный статус оценивали по величине вагосимпати-ческого индекса (ЬБ/ИБ, усл.ед.) [1; 7]. Детей распределяли на 3 подгруппы по величине ЬБ/ ИБ (данный коэффициент характеризует сим-пато-парасимпатический баланс). Девочки и мальчики с ЬБ/ИБ>1,3 составили группу сим-патотоников с преобладанием симпатических влияний на ритм сердца; девочки и мальчики с ЬБ/ИБ в пределах 0,5-1,3 составили группу нор-мотоников, со сбалансированной регуляцией ритма сердца; девочки и мальчики с ЬБ/ИБ <0,5 составили группу ваготоников с преобладанием парасимпатических влияний на ритм сердца.

Для исследования простой и сложной зрительно-моторной реакции использовалось устройство психофизиологического тестирования УПФТ - 1/30 «Медиком МТД», Россия, г. Таганрог [7]. Во ходе регистрации простой и сложной зрительно моторной реакции предъявлялось 30 стимулов. Данная методика включала 2 серии регистрации времени реакции:

• в 1-й серии (регистрация времени простой зрительно-моторной реакции) ребенок должен был как можно быстрее реагировать нажатием одной клавиши на появление цветового стимула;

• во 2-й серии (регистрация времени сложной зрительно-моторной реакции) ребенок должен был реагировать на появление стимула зеленого цвета кнопкой «Да», а на появление красного светового стимула - кнопкой «Нет» [7].

При анализе простой и сложной зрительно-моторной реакции использовались показатели: среднее время реакции и суммарное число ошибок.

Курс спелеоклиматотерапии, который дети проходили в ходе санаторно-курортного лечения, в соответствии с методическими рекомендациями составил десять сеансов продолжительностью один час в первой половине дня в одно и то же время. Спелеоклиматотерапия-это метод профилактики и повышения функциональных резервов организма с использованием искусственно пройденных горных выработок соляных калийных рудников. Важнейшим фактором для формирования микроклимата является химический состав соляного массива. Соляной пласт представлен минералами: гали-том, сильвином (97-98%) и карналлитом. За счет стен, облицованных солеблоками, и системы подготовки воздуха в спелеокамере формиру-

ется комплекс следующих лечебных факторов: мелкодисперсный соляной аэрозоль; низкое бактериальное загрязнение; отсутствие аллергенов; высокое содержание аэроионов с преобладанием отрицательно заряженных; стабильный температурно-влажностный режим; присутствие некоторых микроэлементов; психоэмоциональное воздействие. Поддержание лечебной воздушной среды в спелеокамере обеспечивается в пределах: температура воздуха - 17-21оС; относительная влажность воздуха - в диапазоне 45-75%; подвижность воздуха - порядка 0,01-0,1 м/с; содержание отрицательных легких аэроионов - от 1000 до 2500 е/см3; содержание биоаэрозолей (микроорганизмов) - не более 1000 КОЕ/ м3;содержание соляных аэрозольных частиц с эффективными диаметрами более 0,3 мкм - не менее 5000 шт/л; уровни бета- и гамма-излучения с поверхностей не превышают уровней естественного фона; уровни альфа-излучения дочерних продуктов распада радона не превышают норм для жилых помещений [4,6,8].

Результаты исследования были статистически обработаны с использованием программы IBM SPSS Statistics v.23 (разработчик - IBM Corporation). Накопление, компоновку и систематизацию исходной информации, а также визуализацию полученных результатов проводили в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Определялись основные статистические характеристики. Количественные данные представлены в виде: Ме - медиана, Q1-Q3 - 1-3 квартили, n - объем выборки. Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Колмогорова-Смирнова при числе исследуемых более 50, а при числе исследуемых менее 50 использовался критерий Шапиро-Уилка. Анализ парных выборок

осуществляли с помощью '-критерий Уил-коксона. При сравнении нескольких выборок количественных данных, имеющих распределение, отличное от нормального, использовался критерий Краскела-Уоллиса. Анализ не парных выборок в случаях отсутствия признаков нормального распределения данных проводили с помощью и-критерия Манна-Уитни. Критический уровень значимости принимали за р < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В зависимости от величины вагосимпа-тического индекса дети были распределены на три группы: I группа-ваготоники включала 41 ребенка (12,7%) с преобладанием парасимпатических влияний на ритм сердца (ЬБ/ ИБ <0,5); II группу-нормотоники составили 124 ребенка (38,5%) со сбалансированной регуляцией ритма сердца (ЬБ/ИБ в пределах 0,51,3); III группа - симпатотоников включала 157 детей (48,8%) с преобладанием симпатических влияний на ритм сердца (ЬБ/ИБ>1,3).

В ходе анализа результатов исследования простой зрительно-моторной реакции в зависимости от величины вагосимпатического индекса (табл.1) нами были получены следующие данные: у ваготоников медиана среднего времени реакции составила 312,00 мс (01-03 244,00-425,00), у нормотоников - 307,00 мс (0103 262,25-377,00) и у симпатотоников - 310,00 мс (01-03 245,00-394,00). Медиана суммарного количества ошибок у ваготоников - 1шт (01-03 0-2), у нормотоников - 2 шт (01-03 1-5) и у симпатотоников - 2 шт (01-03 1-5). Нами были отмечены статистически значимые различия среднего времени реакции в зависимости от величины вагосимпатического индекса (р=0,01), у нормотоников было большее количество ошибок, чем у ваготоников.

Таблица 1

Показатели простой зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от величины вагосимпати-

ческого индекса

ПЗМР Ваготоники, n=41 Нормотоники, n=124 Симпатотоники, n=157 P

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 312,00 244,00425,00 307,00 262,25377,00 310,00 245,00394,00 0,72

Суммарное количество ошибок, шт 1 0-2 2 1-5 2 1-5 0,01* P1-2-0,003*

Примечание: * различия показателей статистически значимы (р<0,05); п - количество детей в группе.

При сравнении результатов исследования сложной зрительно-моторной реакции в зависимости от величины вагосимпатического индекса (табл.2) были получены следующие данные: у ваготоников медиана среднего времени реакции составила 496,00 мс ^1^3 392,00562,00), у нормотоников - 466,00 мс ^1^3 393,00-541,00) и у симпатотоников - 455,00 мс

^1^3 385,00-547,00). Медиана суммарного количества ошибок у ваготоников - 2 шт ^1-Q3 1-5), у нормотоников - 3 шт ^1^3 1-6) и у симпатотоников - 3 шт ^1^3 1-5). В ходе проведенного анализа статистически значимых различий показателей сложной зрительно-моторной реакции у детей с различным ва-госимпатическим индексом выявлено не было.

Таблица 2

Показатели сложной зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от величины вагосимпатического индекса

СЗМР Ваготоники, п=41 Нормотоники, п=124 Симпатотоники, п=157

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 496,00 392,00-562,00 466,00 393,00-541,00 455,00 385,00-547,00

Суммарное количество ошибок, шт 2 1-5 3 1-6 3 1-5

Примечание: п - количество детей в группе.

При сравнении показателей простой зрительно-моторной реакции в зависимости от пола (табл.3) нами были получены следующие данные: у девочек медиана среднего времени реакции составила 301,00 мс ^1^3 245,50-379,50),

у мальчиков - 313,00 мс ^1^3 247,00-400,00). Медиана суммарного количества ошибок у девочек - 2 шт ^1^3 1-4,5), у мальчиков -2 шт ^1^3 1-5). Статистически значимые различия показателей установлены не были.

Таблица 3

Показатели простой зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от пола

ПЗМР Девочки, п= 155 Мальчики, п= 167

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 301,00 245,50-379,50 313,00 247,00-400,00

Суммарное количество ошибок, шт 2 1-4,5 2 1-5

Примечание: п - количество детей в группе.

Анализируя показатели сложной зрительно-моторной реакции в зависимости от пола (табл.4) нами были получены следующие данные: у девочек медиана среднего времени реакции составила 487,00 мс ^1^3 401,50-559,00), у мальчиков - 444,00 мс ^1^3 382,00-533,00). Медиана суммарного количества ошибок у девочек - 3 шт ^1^3 2-5), у мальчиков - 2 шт ^1-Q3 1-5). При сравнении мальчиков и девочек нами был отмечены статистически значимые различия среднего времени реакции (р= 0,029) и суммарного количества ошибок (р= 0,004).

В результате анализа простой зрительно-моторной реакции до и после курса СКТ (табл. 5) нами установлено, что у ваготоников медиана

среднего времени реакции до СКТ составила 254,00 мс ^1^3 235,50-319,50), после СКТ 289,00 мс ^1^3 254,00-332,00); у нормотоников - до СКТ 311,00 мс ^1^3 244,50-376,00), после СКТ 308,00 мс ^1^3 249,00-379,25); у симпатотоников - до СКТ 280,50 мс ^1^3 228,75-377,00), после СКТ 312,50 мс ^1^3 245,00-436,00). Медиана суммарного количества ошибок у ваготоников - до СКТ 1 шт ^1^3 0-2), после СКТ 2 шт ^1^3 1-2); у нормотоников - 2 шт ^1^3 1-5), после СКТ 2 шт ^1^3 1-4); у симпатотоников - до СКТ 2 шт ^1^31-4,25), после СКТ 3 шт ^1^3 1-6). Проведенный анализ показал, у симпатотоников статистически значимо увеличивалось суммарное число оши-

2019 т 9 № 4 крымскии журнал экспериментальной и клиническои медицины

Таблица 4

Показатели сложной зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от пола

Девочки, n= 155 Мальчики, n= 167 P

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 487,00 401,50-559,00 444,00 382,00-533,00 0,029*

Суммарное количество ошибок, шт 3 2-5 2 1-5 0,004*

Примечания: * различия показателей статистически значимы (р<0,05); п - количество детей в группе.

бок после прохождения курса спелеоклиматоте-рапии (p= 0,05), а в остальных группах статистически значимых изменений не было выявлено.

При анализе показателей сложной зрительно-моторной реакции до и после курса СКТ (табл. 6) нами установлено, что у ваготоников медиана среднего времени реакции до СКТ составила 547,00 мс (Q1-Q3 448,00-680,00), после СКТ 486,00 мс (Q1-Q3 419,00-618,00); у нормотоников - до СКТ 494,00 мс (Q1-Q3 416,25-610,75), после СКТ 484,00 мс (Q1-Q3 378,00-644,25); у симпатотони-

ков - до СКТ 436,00 мс (Q1-Q3 376,25-539,25), после СКТ 461,00 мс (Q1-Q3 398,25-587,25). Медиана суммарного количества ошибок у ваготоников - до СКТ 3 шт (Q1-Q3 1-5), после СКТ 3 шт (Q1-Q3 2-5); у нормотоников - 2 шт (Q1-Q3 1-5), после СКТ 2 шт (Q1-Q3 1-5); у симпатотоников -до СКТ 3 шт (Q1-Q3 1-5,25), после СКТ 2 шт (Q1-Q3 1-4). Проведенный анализ показал, что у симпатотоников статистически значимо увеличивалось среднее время реакции после прохождения курса спелеоклиматотерапии (p= 0,041).

ПЗМР Ваготония, n= 19 P

До СКТ До СКТ

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 254,00 235,50-319,50 289,00 254,00-332,00

Суммарное число ошибок, шт 1 0-2 2 1-2

ПЗМР Нормотония, n= 72

До СКТ До СКТ

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 311,00 244,50-376,00 308,00 249,00-379,25

Суммарное число ошибок, шт 2 1-5 2 1-4

ПЗМР Симпатотония, n= 84

До СКТ До СКТ

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 280,50 228,75-377,00 312,50 245,00-436,00

Суммарное число ошибок, шт 2 1-4,25 3 1-6 *0,05

Примечания: * различия показателей статистически значимы (р<0,05); п - количество детей в группе.

Таблица 6

Показатели сложной зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от величины вагосимпати-

ческого индекса до и после СКТ

ПЗМР Ваготония, п= 19 Р

До СКТ До СКТ

Ме 01-03 Ме 01-03

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее время реакции, мс 547,00 448,00-680,00 486,00 419,00-618,00

Суммарное число ошибок, шт 3 1-5 3 2-5

ПЗМР Нормотония, п= 72

До СКТ До СКТ

Ме 01-03 Ме 01-03

Среднее время реакции, мс 494,00 416,25-610,75 484,00 378,00-644,25

Суммарное число ошибок, шт 2 1-5 2 1-5

ПЗМР Симпатотония, п= 84

До СКТ До СКТ

Ме 01-03 Ме 01-03

Среднее время реакции, мс 436,00 376,25-539,25 461,00 398,25-587,25 *0,041

Суммарное число ошибок, шт 3 1-5,25 2 1-4

Примечание: * различия показателей статистически значимы (р<0,05); п - количество детей в группе.

При сравнении показателей простой зрительно-моторной реакции до и после курса СКТ (табл.7) нами были получены следующие данные: у девочек медиана среднего времени реакции до СКТ составила 286,50 мс (01-03 233,50-380,75), после СКТ 315,00 мс (01-03 232,50-413,00); у мальчиков до СКТ 283,00 мс (01-03 232,00-370,00), после СКТ 296,00 мс (01-03 253,00-374,00). Медиана суммарного количества ошибок у девочек до СКТ 2 шт (01-03 1-4,75), после СКТ 2 шт (01-03 1-4); у мальчиков до СКТ 2 шт (01-03 0-4), после СКТ 2 шт (01-03 1-6). Статистически значимые различия показателей были установлены в группе мальчиков (суммарное количество ошибок р=0,003).

Анализируя показатели сложной зрительно-моторной реакции после курса СКТ (табл.8) нами были получены следующие данные: у девочек медиана среднего времени реакции до СКТ составила 494,00 мс (01-03 407,50566,50), после СКТ 445,50 мс (01-03 385,00-

573,50); у мальчиков до СКТ 448,00 мс (01-03 383,00-559,00), после СКТ 493,00 мс (01-03 410,00-640,00). Медиана суммарного количества ошибок у девочек до СКТ 3 шт (01-03 1-6), после СКТ 2 шт (01-03 1-5); у мальчиков до СКТ 2 шт (01-03 1-4), после СКТ 2 шт (01-03 0-4). Проведенный анализ показал, что у мальчиков статистически значимо увеличивалось среднее время реакции после прохождения курса спелеоклиматотерапии (р= 0,018).

ВЫВОДЫ

1. Дети со сбалансированной регуляцией ритма сердца (нормотоники) допускали большее количество ошибок, чем дети с преобладанием парасимпатических влияний на ритм сердца (ваготоники) при выполнении теста ПЗМР.

2. Девочки при выполнении теста СЗМР допускали большее количество ошибок и имели более высокий показатель среднего времени реакции, чем мальчики. Вероятно, это

Таблица 7

Показатели простой зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от пола до и после СКТ

ПЗМР Девочки, п= 86 Р

До СКТ До СКТ

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 286,50 233,50-380,75 296,00 232,50-413,00

Суммарное число ошибок, шт 2 1-4,75 2 1-4

ПЗМР Мальчики, п= 89

До СКТ До СКТ

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 283,00 232,00-370,00 315,00 253,00-374,00

Суммарное число ошибок, шт 2 0-4 2 1-6 *0,003

Примечания: * различия показателей статистически значимы (р<0,05); п - количество детей в группе.

Таблица 8

Показатели сложной зрительно-моторной реакции у детей в зависимости от пола до и после СКТ

ПЗМР Девочки, п= 86 Р

До СКТ До СКТ

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 494,00 407,50-566,50 445,50 385,00-573,50

Суммарное число ошибок, шт 3 1-6 2 1-5

ПЗМР Мальчики, п= 89

До СКТ До СКТ

Ме Q1-Q3 Ме Q1-Q3

Среднее время реакции, мс 448,00 383,00-559,00 493,00 410,00-640,00

Суммарное число ошибок, шт 2 1-4 2 0-4 *0,003

Примечания: * различия показателей статистически значимы (р<0,05); п - количество детей в группе.

связано с тем, что у девочек препубертатный период наступает немного раньше, чем у мальчиков, следовательно, у девочек отмечается более высокий уровень психоэмоционального напряжения, что способствует генерации возбуждения в ЦНС с последующим развитием

тормозных процессов и ослаблению координирующей деятельности нервной системы.

3. У симпатотоников после курса СКТ возрастало суммарное количество ошибок при прохождении теста ПЗМР. Анализируя показатели сложной зрительно-моторной

реакции у симпатотоников отмечалось возрастание среднего времени реакции, что на наш взгляд может быть связано с истощением деятельности симпато-адреналовой системы под влиянием спелеоклиматотерапии.

4. После прохождения СКТ у мальчиков отмечалось увеличение количества ошибок при выполнении теста ПЗМР и увеличения среднего времени реакции при выполнении теста СЗМР по сравнению с исходным уровнем.

5. Данные полученные в ходе обследования детей свидетельствуют о том, что применение спелеоклиматотерапии в комплексе немедикаментозных оздоровительных мероприятий должно назначаться детям индивидуально с учетом вегетативного статуса и индивидуальных особенностей ЦНС ребенка.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors have no conflict of interests to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабунц И. В., Мириджанян Э.М., Машаех Ю.А. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма. Ставрополь; 2011.

2. Дорджиева Д.Б., Бадмаева И.А., Карлова С.В., Лиджигоряева Ц.В. Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников. Наука вчера, сегодня, завтра. 2017;41(7): 6-10.

3. Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Яковлева К.Н., Аксенова А.В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы. Ульяновский медико-биологический журнал. 2019;(3):38-51.

4. Комиссарова О.В., Дорохов Е.В. Влияние спелеоклиматотерапии на вегетативный гомеостаз детей различных возрастных групп. Прикладные информационные аспекты медицины. 2015;18(1):114-120.

5. Корельская И.Е., Кузнецов А.А. Экспресс-оценка состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой зрительно-моторной реакции. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 8-2:194-197.

6. Косяченко Г.Е. Особенности формирования лечебного эффекта от пребывания в наземных спелеоклиматических камерах с применением в конструкции соляных материалов Косяченко Г.Е., Николаева Е.А., Тиш-кевич Г.И. Республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр гигиены» г. Минск, республика Беларусь, 2016.

7. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30-«ПСИХОФИЗИОЛОГ»: метод.справочник. Таганрог; 2014.

8. Файнбург Г. З. Спелеотерапия в калийном руднике и спелеоклиматотерапия в сильвинитовых спелеокамерах. Теоретические основы и практические достижения/Г. З. Файнбург. Пермский НИТУ, 2017:12-100.

9. Savion-Lemieux T., Bailey J.A., Penhune V.B. Developmental Contributions to Motor Sequence learning. Exp. Brain Res. 2009;2:293-306.

REFERENCES

1. Babunc I.V. Azbuka analiza variabel'nosti serdechnogo ritma / I.V. Babunc, E.M. Miridzhanyan, YU.A. Mashaekh. Stavropol'; 2011.. (In Russ)

2. Dordzhieva D.B., Badmaeva I.A., Karlova S.V., Lidzhigoryaeva C.V. Vozrastnye razlichiya vremeni zritel'no-motornoj reakcii u shkol'nikov. Nauka vchera, segodnya, zavtra. 2017; 41(7):6-10. (In Russ)

3. Ignatova YU.P., Makarova I.I., YAkovleva K.N., Aksenova A.V. Zritel'no-motornye reakcii kak indikator funkcional'nogo sostoyaniya central'noj nervnoj sistemy. Ul'yanovskij mediko-biologicheskij zhurnal. 2019;(3):38-51. (In Russ)

4. Komissarova O.V., Dorohov E.V. Vliyanie speleoklimatoterapii na vegetativnyj gomeostaz detej razlichnyh vozrastnyh grupp // Prikladnye informacionnye aspekty mediciny. 2015; 18( 1 ) : 114-120. (In Russ)

5. Korel'skaya I.E., Kuznecov A.A. Ekspress-ocenka sostoyaniya central'noj nervnoj sistemy cheloveka po parametram prostoj zritel'no-motornoj reakcii. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016;8-2:194-197. (In Russ)

6. Kosyachenko G.E. Osobennosti formirovaniya lechebnogo effekta ot prebyvaniya v nazemnyh speleoklimaticheskih kamerah s primeneniem v konstrukcii solyanyh materialov Kosyachenko G.E., Nikolaeva E.A., Tishkevich G.I. Respublikanskoe unitarnoe predpriyatie «Nauchno-prakticheskij centr gigieny» g. Minsk, respublika Belarus'; 2016. (In Russ)

7. Ustrojstvo psihofiziologicheskogo testirovaniya UPFT-1/30-«PSIHOFIZIOLOG»: metod.spravochnik. Taganrog; 2014.(In Russ)

8. Fajnburg G. Z. Speleoterapiya v kalijnom rudnike i speleoklimatoterapiya v sil'vinitovyh speleokamerah. Teoreticheskie osnovy i prakticheskie dostizheniya/G. Z. Fajnburg. -Permskij NITU; 2017:12-100. (In Russ)

9. Savion-Lemieux T., Bailey J.A., Penhune V.B. Developmental Contributions to Motor Sequence learning. Exp. Brain Res. 2009;2:293-306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.