месяцев после аборта определена разнонаправленная динамика их клинико-лабораторных показателей. В группе высокого риска реализации МС в послеабортном периоде отмечается возрастание уровней глюкозы (натощак и после глюкозотолераноного теста), ЛПНП, холестерина, триглицеридов и снижение уровня ЛПВП. В группе низкого риска развития МС показатели углеводного и жирового обмена остаются стабильными.
Установлено, что метаболические нарушения прогрессируют при наличии специфических предпосылок к их развитию.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что реактивность организма женщин высокого риска реализации МС в ответ на прерывание беременности существенно отличается от реактивности здоровых пациенток.
Опираясь на полученные результаты, следует отметить, что необходимо выделять группу женщин высокого риска развития МС, проводить им комплекс мероприятий, позволяющих снизить негативное воздействие стресса, а также принимать меры, повышающие устойчивость женщины к влиянию неблагоприятных факторов.
Литература
1. Айламазян, Э.К. Гинекология: от пубертата до постменопаузы. Практическое руководство для врачей / Э.К.Айламазян.-М.: «МЕД пресс-информ», 2004.- 448 с.
2. Балюк, М.А. Особенности клинического течения ожирения у женщин репродуктивного возраста с нейроэндокринным гипоталамическим синдромом / М.А.Балюк // Проблемы эндокринной патологии, 2004.- №1.- С. 44-48.
3. Метаболический синдром у женщин (Патофизиология и клиника) / Н.А.Беляков [и др.].- СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2005.- 440 с.
4. Бутрова, С.А. Метаболический синдром: патогенез, клиника, диагностика, подходы к лечению / С.А.Бутрова // Русск. межд. журн., 2001.- Т. 9.- С. 56-60.
5. Гатина, Т.А. Современные подходы к проведению искусственного прерывания беременности в первом треместре и профилактике осложнений аборта: дис.канд.мед.наук. / Т.А.Гатина.- НЦАГиП РАМН, 2001.- 150 с.
6. Болезни органов эндокринной системы: Руководство для врачей / И.И.Дедов [и др.] // Под ред. акад. РАМН И.И.Дедова.-М.: Медицина, 2000.- 352 с.
7. Современные методы профилактики абортов. Научно-практическая программа. Министерство здравоохранения РФ. Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка.- М., 2004.- 83 с.
8. Аборт (Медико-социальные и клинические аспекты) / О.Г.Фролова [и др.] М.: «Триада-Х», 2003.- 160 с.
9. Юсупова, А.Н. Аборты в России / А.Н.Юсупова Под ред. В.Ю.Альбицкого. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.- 208 с.
10. Wang, J.X. Polycystic ovarian syndrome and the risk of spontaneous abortion following assisted reproductive technology treatment / J.X. Wang, M.J. Davies, R.J. Norman // Hum. Reprod. 2001.- Vol. 16.- № 12.- P. 2606-2609.
11. The metabolic syndrome in the west bank population / Abdul - Rahim H.F. [et al.]// Diabetes Care.- 2001.- Vol. 24.- P. 275279.
ANALYSIS OF DYNAMICS OF LIPID EXCHANGE AND CARBOHYDRATE METABOLISM RATES IN POST-ABORTION
PERIOD OF WOMEN WITH HIGH AND LOW LEVEL OF RISK OF METABOLIC SYNDROME DEVELOPMENT
A.ZAVALKO
Samara Medical University, Municipal Medical Institution City Hospital №10, Samara
The article analyses the dynamics of cholesterol, LDL, HDL, triglycerides, fasting plasma glucose, after glucose loading before and after an artificial abortion of women with high and low risk of metabolic syndrome development. Bidirectional dynamics of the indices in question has been found out. The high-risk group in the post-abortion period is characterized by the changes typical of the progressing metabolic syndrome. In the low-risk group the indices of carbohydrate metabolism and lipid exchange remain stable. It is discovered that an artificial abortion initiates metabolic disorder if there are any specific conditions for its development.
Key words: metabolic syndrome, abortion.
УДК [616.89-008.441:612.84:612.85]-053.2
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
А.Н. НЕХОРОШКОВА*
В статье представлены результаты исследования зрительно-моторных реакции у 157 детей 10-11 лет с нормальным (103 человека) и высоким (54 человека) уровнем тревожности. Установлено, что латентное время простой и сложной зрительно-моторных реакций у тревожных детей достоверно больше, чем у их сверстников из контрольной группы, что приводит к увеличению общего времени реакций. Дети с высоким уровнем тревожности допускают большее количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных тестов.
Ключевые слова: дети, тревожность, зрительно-моторные реакции, время реакции.
Тревожность - это многозначный термин, которым обозначают как определенное эмоциональное состояние человека в текущий момент времени (ситуативная тревожность), так и свойство личности постоянно проявлять данное состояние (личностная тревожность) [2]. В целом тревожность играет положительную роль в плане мобилизации сил для достижения конечной цели и повышения ответственности перед грядущими событиями. Но если она становится устойчивой личностной характеристикой, это приводит к негативным последствиям: стабильно высокому уровню эмоционального возбуждения, разнообразным психосоматическим заболеваниям. Выраженная тревожность препятствует эффективному обучению, снижает способность к концентрации внимания, ухудшает воспроизведение информации и ассоциативное мышление [8].
К настоящему времени накоплен достаточно большой объем исследований, посвященных анализу физиологических и психофизиологических изменений в организме при высоком уровне тревожности. Однако в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования детской тревожности описываются достаточно редко. В этой связи представляется актуальным изучение данного вопроса у детей младшего школьного возраста.
В современных психофизиологических исследованиях все более широкое применение находит метод измерения времени зрительно-моторных реакций [3,6]. Благодаря своей простоте и информативности этот метод с успехом может применяться для оценки физиологических процессов детского организма. В этой связи исследование характеристик зрительно-моторных реакций у младших школьников с высоким уровнем тревожности является весьма актуальным в выявлении психофизиологических проявлений данного состояния, кроме того оно может быть информативным для более объективной диагностики тревожности. Отсутствие этих научных данных и предопределило проведение нашего исследования.
Цель исследования — определение времени простой и сложной зрительно-моторных реакций у детей 10-11 лет с высоким уровнем личностной тревожности.
Материалы и методы исследования. В поперечном (одномоментном) исследовании принимали участие 157 детей 10-11 лет, из них 79 мальчиков и 78 девочек. Все дети обучались в 3 и 4 классах общеобразовательных школ города Архангельска и Архангельской области. Обследование детей проводилось с информированного согласия родителей.
На первом этапе исследования оценивался уровень личностной тревожности детей, который определялся по тесту «Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет» (СМАЗ) в адаптации А.М. Прихожан [11], тесту «Многомерной оценки детской тревожности» [9], тесту Люшера [10]. Школьники были разделены на группы с высоким уровнем личностной тревожности (25 мальчиков и 29 девочек) и с нормальным уровнем тревожности -контрольные группы (54 мальчика и 49 девочек).
На втором этапе исследования проведена оценка показателей времени простой и сложной зрительно-моторных реакций. Исследование проводилось на основе данных, полученных с помощью компьютерной методики регистрации времени зрительно-моторных реакций 020, разработанной на базе Уральского государственного университета им. М. Горького [6]. Суть методики заключалась в следующем: в центре темного экрана монитора ребенку предъявлялись изображения двух видов (белый круг и белый квадрат). Испытуемый в соответствии с инструкцией должен был как можно быстрее реагировать на эти изображения нажатием определенных клавиш, стараясь в то же время сделать как можно меньше ошибок. В методике использовалось 2 серии регистрации времени реакции.
* Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д.3, тел.: (8182) 24-09-06; e-mail: [email protected]
В 1 серии (регистрация времени простой зрительно-моторной реакции) ребенок должен был как можно быстрее реагировать нажатием одной клавиши на появление любого типа изображения.
Во 2 серии (регистрация времени сложной зрительно-моторной реакции) применялось два типа заданий:
1) испытуемый нажимал пальцем левой руки одну клавишу при появлении изображения круга, пальцем правой руки - другую клавишу при появлении изображения квадрата;
2) изменение способа реагирования: испытуемый нажимал пальцем левой руки одну клавишу при появлении изображения квадрата, пальцем правой руки - другую клавишу при появлении изображений круга.
Последовательность предъявления изображений в каждой серии случайная, но число предъявлений того и другого вида изображения постоянное и равно 10.
Во всех группах были исследованы следующие показатели времени простой и сложной зрительно-моторных реакций:
- латентное время реакции;
- моторное время реакции;
- общее время реакции;
- количество ошибочных реакций.
Время всех реакций регистрировалось с точностью до 1 мс.
Показатели латентного, моторного и общего времени зрительно-моторных реакций у мальчиков и девочек не обнаружили статистически достоверных отличий, что позволило при анализе данных параметров объединить детей в одну возрастную группу.
Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программ «SPSS 17 for Windows». Производилась оценка распределения признаков на нормальность с использованием критериев Шапиро-Уилка и Колмогорова-Смирнова, которые показали существенное отклонение от нормального закона. Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп детей применяли непараметрический критерий Манна-Уитни. Критический уровень значимости (p) при проверке статистических гипотез в исследовании принимали равным 0,05. Для описательной статистики признаков использовали медиану (Me) и интервал значений от первого (Q1) до третьего (Q3) квартиля.
Результаты и их обсуждение. Известно, что высокий уровень личностной тревожности обусловливает формирование разнообразных негативных изменений функционального состояния, которые оказывают дезорганизующее влияние на деятельность человека [1,2,7,8]. На это указывают и результаты проведенного нами исследования. Как видно из табл.1 между тревожными детьми и детьми контрольной группы выявлены достоверные различия в величине общего времени как простой (р=0,028), так и сложных зрительно-моторных реакций первого (р=0,031) и второго (р=0,052) типа.
Таблица 1
Общее время зрительно-моторных реакций у детей 10-11 лет в мс, Ме (Q1-Q3)
Группы Простая зрительно-моторна я реакция Сложная зрительно-моторная реакция 1 тип Сложная зрительно-моторная реакция 2 тип
Контрольная (n=103) 448 (408-494) 773 (712-898) 866 (763-992)
Тревожные дети (n=54) 490 (438-530) 834 (746-937) 919 (792-1060)
р-уровень 0,028 0,031 0,052
Общее время простой зрительно-моторной реакции у детей обеих групп существенно ниже по сравнению с общим временем сложных реакций. Это объясняется просто: время реакции с выбором значимых сигналов затрачивается не только на преобразование сигналов в рецепторах, их перемещение по нервным проводникам, но и на анализ приходящих извне сигналов, на принятие решения о необходимости моторных действий. Наибольшее время было затрачено детьми при выполнении сложной реакции 2 типа, что связано с изменением привычных условий способа реагирования.
Показатели общего времени как простой, так и сложных зрительно-моторных реакций тревожных детей достоверно выше, чем у их сверстников с нормальным уровнем тревожности. На наш взгляд, объяснением этого может служить положение о трансформации мотивационной структуры деятельности при тревожности. Характер деятельности при высокой тревожности превращается в поисковую активность факторов потенциальной угрозы, что проявляется в навязчивой тенденции контролировать ситуацию (в нашем случае - ситуацию обследования), которая может нести опасность и порождает напряженность. Реализация основной цели деятельности (в нашем случае - нажимать на кнопку как можно быстрее) при этом отходит на второй план.
Поскольку при этом любая поступающая информация оценивается как важная, уменьшаются процессы торможения сенсорного потока, что и приводит к увеличению времени реакции на заданный стимул [1].
Известно, что чем выше фоновая активированность, тем большим по физиологической силе становится раздражитель. Соответственно, реактивность детей с повышенной тревожностью на одинаковые по внешней величине воздействия больше, чем у детей с нормальным уровнем тревожности. Однако тревожные дети быстрее достигают и предельного уровня активации, что приводит к снижению эффективности деятельности. Это, по-видимому, обусловлено более выраженным повышением активности модулирующей системы мозга за счет нарастания вклада подсистемы непродуктивной активации, связанной с оборонительным поведением, приводящим к подавлению активности человека [12].
Достоверная разница между тревожными детьми и их сверстниками с нормальным уровнем тревожности выявлена и в показателях латентного времени простой (р=0,008) и сложных зрительно-моторных реакций обоих типов (р=0,016; р=0,044) (табл. 2).
Таблица 2
Латентное время зрительно-моторных реакций у детей 10-11 лет в мс, Ме (Q1-Q3)
Группы Простая зрительно-моторная реакция Сложная зрительно-моторная реакция 1 тип Сложная зрительно-моторная реакция 2 тип
Контрольная (n=103) 328 (302-361) 641 (581-741) 720 (626-842)
Тревожные дети (n=54) 352 (316-401) 708 (620-787) 763 (673-889)
р-уровень 0,008 0,016 0,044
Латентное время простой и сложных зрительно-моторных реакций тревожных младших школьников также достоверно выше, чем у детей с нормальным уровнем тревожности Вероятнее всего, это связано с увеличением времени центральных процессов при повышенной тревожности. Иными словами, тревожным детям необходимо больше времени для опознания зрительного стимула и выбора правильного ответа, чем детям с нормальным уровнем тревожности. Это согласуется с представлением о повышенной эмоциональной активации у тревожных лиц, вследствие чего для них может быть характерно наличие непродуктивной напряженности, не соответствующей реальной сложности ситуации [7,12].
Как видно из табл.3 достоверной разницы в показателях моторного времени простой (р=0,843)и сложных зрительно-моторных реакций первого (р=0,884) и второго (р=0,631) типов у тревожных детей и детей контрольной группы выявлено не было.
Таблица 3
Моторное время зрительно-моторных реакций у детей 10-11 лет в мс, Ме (Q1-Q3)
Группы Простая зрительно-моторная реакция Сложная зрительно-моторная реакция 1 тип Сложная зрительно-моторная реакция 2 тип
Контрольная (n=103) 130 (113-171) 137 (120-153) 135 (121-162)
Тревожные дети (n=54) 133 (117-160) 134 (122-152) 138 (122-160)
р-уровень 0,843 0,884 0,631
Эти данные позволяют судить о большем негативном влиянии тревожности именно на центральный уровень: увеличение общего времени реакции у тревожных детей происходит за счет увеличения латентного компонента зрительно-моторной реакции. Известно, что для тревожных школьников характерна повышенная симпатическая и сниженная парасимпатическая реактивность гипоталамических структур. В свою очередь, в литературе имеются данные о том, что избыточный тонус симпатического отдела ВНС оказывает сильное отрицательное влияние на обучение, нарушает устойчивость внимания [1]. Такие особенности, несомненно, влияют и на увеличение времени центральных процессов при опознании зрительного образа и при выборе необходимой программы поведения.
Анализ количества ошибок в ходе выполнения сложных зрительно-моторных тестов также позволил выявить различия между тревожными детьми и их сверстниками с нормальным уровнем тревожности (рис.).
Рис. Количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных тестов у детей 10-11 лет
Примечание: ** - статистическая значимость различий между группами р<0,01
Количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных реакций 2 типа у всех групп детей несколько выше, чем при выполнении 1 типа заданий. Это связано с большей трудностью задания при изменении условий и способов реагирования. По данным большинства исследователей количество ошибок при выполнении сенсомоторных тестов, прежде всего, связано с концентрацией внимания. Оно также может зависеть и от других факторов, например таких, как переключение и объем внимания.
Количество ошибочных реакций, совершаемых мальчиками больше, чем у девочек. На наш взгляд это обусловлено половыми различиями в когнитивной деятельности, свойственными данному возрасту: поскольку к 10 годам у девочек, по сравнению с мальчиками преобладает улучшение показателей, характеризующих когнитивную деятельность, концентрацию внимания, оперативную память [5,6].
У тревожных мальчиков (п=25) количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных реакций первого типа достоверно выше, чем у мальчиков из контрольной группы (п=54): 4,0 (1,5-6,0) и 2,0 (0,0-3,0) соответственно (р=0,002). При выполнении второго типа сложных реакций тревожные мальчики также совершают достоверно большее количество ошибок, чем их сверстники с нормальным уровнем тревожности: 5,0 (3,0-7,0) и 2,5 (1,0-4,3) соответственно (р=0,009). Как видно из данных рисунка, тревожные девочки (п=29) тоже совершают больше ошибок, но достоверной разницы между ними и девочками контрольной группы (п=49) не выявлено ни при выполнении первого (р=0,951), ни при выполнении второго (р=0,281) типа сложных зрительно-моторных тестов.
Ошибки при выполнении зрительно моторных тестов могут быть связаны с неправильным принятием решения в процессе выбора, что в свою очередь может быть обусловлено как нарушением непосредственно самих когнитивных процессов, так и проблемами в регуляции психофизиологических процессов, обеспечивающих когнитивную деятельность [8]. Увеличение количества ошибок, совершаемых тревожными детьми, подтверждает дезорганизующее влияние высокой тревожности на процессы когнитивной деятельности в целом, а в первую очередь -на процессы внимания. Очевидно, при высоком уровне тревожности формируется состояние перевозбуждения в центральной нервной системе, которое и оказывает влияние на изменение свойств направленного внимания. Поскольку при повышении уровня тревоги любая информация может оцениваться как важная, уменьшаются процессы торможения сенсорного потока, при этом снижаются избирательность и концентрация внимания. Кроме того, вероятно, у детей с высокой тревожностью несбалан-сированны отношения регуляторных подкорково-стволовых структур, что проявляется в низкой устойчивости внимания [4].
Выводы.
1. У высокотревожных детей 10-11 лет, по сравнению с их сверстниками с нормальным уровнем тревожности, фиксируется достоверно более длинный латентный период простой и сложных зрительно-моторных реакций, что приводит к увеличению общего времени реакций.
2. Дети с высоким уровнем тревожности по сравнению с детьми контрольной группы допускают большее количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных тестов.
3. Результаты исследования свидетельствуют о снижении эффективности деятельности при высокой тревожности, низкой избирательности, устойчивости внимания и дезорганизации когнитивной деятельности.
Литература
1. Астапов, В.М Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей / В.М. Астапов, Т.В. Дробышева, В.В.Викторова // Психологический журнал, 2007.- Т.28.- № 6.- С. 91-100.
2. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ / Л.И. Афтанас.- Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2005.- 126 с.
3. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизтческих исследованиях / С.Н. Ендриховский [и др.] // Сенсорные системы, 1996.- Т. 10.- №2.- С. 13-16.
4. Гордеев, С.А. Изменения спонтанной и вызванной электрической активности мозга при тревожно-фобических расстройствах / С.А. Гордеев // Неврологический вестник.- 2008. Т. XL, Вып. 1.- С. 81-87.
5. Грибанов, А.В. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ / Грибанов А.В., Канжин А.В., Подоплекин Д.Н.Архангельск: Поморский университет, 2006. -118 с.
6. Зайцев, А.В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. // Физиология человека. -1999. Т. 25.- №6.- С. 34-37.
7. Криволапчук, И.А. Психофизиологические показатели у детей 6-8 лет при информационной нагрузке в зависимости от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики / Кри-волапчук И. А.// Физиология человека. 2006.- Т. 32.- №6.- С. 13-18.
8. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Прихожан А.М.-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2007.- 304 с.
9. Ромицина, Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Ромицина Е.Е.- СПб.: Речь, 2006.- 112 с.
10. Собчик, Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство / Собчик Л.Н.- СПб.: Изд-во «Речь», 2001.- 112 с.
11. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан) // Диагностика эмоционально-нравственного развития /под ред. И.Б. Дерманова. СПб., 2002.- 373 с.
12. Strelay, J. The concepts of arousal and arousability as used in temperaments studies / J. Strelay // Temperament individual differences at the interface of biology and behavior / Eds. Y.E. Bates, T.D. Wachs. Waschington, 1994.- P. 117.
FEATURES OF VISUAL-MOTOR REACTIONS IN CHILDREN AGED 10-11 YEARS WITH HIGH LEVEL OF ANXIETY
A.N.NEKHOROSHKOVA Pomor State University afterM.V. Lomonosov, Arkhangelsk
The article presents the results of studying visual and motor reaction in 157 children aged 10-11 years with normal (103 children) and high level of anxiety (54 children). It has been established that latent time of simple and complex visual and motor reactions in anxious children was reliably longer than in their coevals from the control group, which leads to increasing the total reaction time. Children with a high level of anxiety made more mistakes during the performance of complicated visual and motor tests.
Key words: children, anxiety, visual and motor reactions, reaction time.
УДК 611.314
КЛИНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ОСИ ЗУБА
А.В. МАШКОВ*, В.В. ЧЕРНЫШЕВ**, В.И. ШЕМОНАЕВ*
Использованный комплекс биометрических, клинических и математических методов исследования и расчётов позволил разработать алгоритм определения функциональных осей зубов. Полученные данные и математические модели позволяют проводить конструирование искусственной окклюзионной поверхности таким образом, чтобы вектор жевательной нагрузки был направлен вдоль оси опорного зуба.
Ключевые слова: ось зуба, окклюзионная поверхность, характерные точки контактов.
Общепринятым считается мнение, что при интактных зубных рядах в ортогнатическом прикусе окклюзионные поверхности имеют функционально-сбалансированное соотношение буг-
* Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра ортопедической стоматологии, г. Волгоград, 400131, пл. Павших Борцов д.1, эл. почта: [email protected]
** Волгоградский государственный технический университет, кафедра теоретической механики, г. Волгоград, 400066, пр. Ленина д.28