СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ У ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
А.В. Грибанов1, А.Н. Нехорошкова Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск
В статье представлены результаты исследования зрительно-моторных реакций у 118 детей 8-9 лет с нормальным (68 человек) и высоким (50 человек) уровнем тревожности. Установлено, что моторное время простой и сложной зрительно-моторных реакций у тревожных детей достоверно больше, чем у их сверстников из контрольной группы, что приводит к увеличению общего времени реакций. Дети с высоким уровнем тревожности допускают большее количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных тестов.
Ключевые слова: дети, тревожность, зрительно-моторные реакции, время реакции.
Sensorimotor reactions in 8 - 9 year old children with high level of anxiety. The
article presents the research results of visually-motor reaction in 118 children aged 8-9 years old with normal (68 persons) and high (50 persons) level of anxiety. It has been established that motor time of simple and complex visual-motor reactions in children with high anxiety level was reliably longer than in their peers from the control group, which leads to an increase in the total reaction time. Children with a high anxiety level made more mistakes when performing complex visual-motor tests.
Key words: children, anxiety, visual-motor reactions, reaction time.
Напряженный ритм современной жизни, высокие психоэмоциональные и учебные нагрузки создают факторы риска для здоровья и развития человека. Особенно часто различные неблагоприятные реакции на стрессовые ситуации, связанные с обстоятельствами публичной оценки, письменными контрольными работами, ответами у доски отмечаются на начальных этапах систематического обучения [9].
Известно, что воздействие неблагоприятных факторов в значительной степени опосредуется личностными особенностями школьников, в первую очередь -уровнем тревожности [10]. Тревожность - это многозначный термин, которым обозначают как определенное эмоциональное состояние человека в текущий момент времени (ситуативная тревожность), так и свойство личности постоянно проявлять данное состояние (личностная тревожность) [2]. В целом тревожность играет положительную роль в плане мобилизации сил для достижения конечной цели и повышения ответственности перед грядущими событиями. Но если она становится устойчивой личностной характеристикой, это приводит к негативным последствиям: стабильно высокому уровню эмоционального возбуждения, разнообразным психосоматическим заболеваниям. Выраженная тревожность препятствует эффективному обучению, снижает способность к концентрации внимания, ухудшает воспроизведение информации и ассоциативное мышление [10].
Контакты: 1 Грибанов А.В. - E-mail: [email protected]
На сегодняшний день проблеме тревожности посвящено большое количество исследований в области физиологии и психофизиологии. Однако в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования детской тревожности описываются достаточно редко. Вместе с тем, тревожные расстройства, наблюдаемые у детей, не похожи ни на одну из категорий, пригодных для описания нарушений, отмечаемых у взрослых [1,7, 8, 9,10].
Одним из перспективных направлений в изучении функционального состояния организма является исследование характеристик сенсомоторных реакций [4,
5, 7]. В этой связи представляется актуальным определение изменений сенсомо-торной деятельности у детей при высокой тревожности. Отсутствие этих научных данных и предопределило проведение нашего исследования, целью которого являлось определение времени простой и сложной зрительно-моторных реакций у детей 8-9 лет с высоким уровнем личностной тревожности.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В поперечном (одномоментном) исследовании принимали участие 118 детей 8-9 лет, из них 54 мальчика и 64 девочки. Все дети обучались в 1-х и 2-х классах общеобразовательных школ города Архангельска и Архангельской области. Обследование детей проводилось с информированного согласия родителей.
На первом этапе исследования оценивался уровень личностной тревожности детей, который определялся по тесту «Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет» (CMAS) в адаптации А.М.Прихожан [14], тесту «Многомерной оценки детской тревожности» [11], тесту Люшера [12]. Школьники были разделены на группы с высоким уровнем личностной тревожности (25 мальчиков и 25 девочек) и с нормальным уровнем тревожности - контрольные группы (29 мальчиков и 39 девочек).
На втором этапе исследования проведена оценка показателей времени простой и сложной зрительно-моторных реакций. Исследование проводилось на основе данных, полученных с помощью компьютерной методики регистрации времени зрительно-моторных реакций OZO [7]. Суть методики заключалась в следующем: в центре темного экрана монитора ребенку предъявлялись изображения двух видов (белый круг и белый квадрат). Ребенок в соответствии с инструкцией должен был как можно быстрее реагировать на эти изображения нажатием определенных клавиш, стараясь в то же время сделать как можно меньше ошибок. В методике использовалось 2 серии регистрации времени реакции.
В 1-й серии (регистрация времени простой зрительно-моторной реакции) ребенок должен был как можно быстрее реагировать нажатием одной клавиши на появление любого типа изображения.
Во 2-й серии (регистрация времени сложной зрительно-моторной реакции) применялось три типа заданий:
1) регистрация дифференцировочной реакции: испытуемый нажимал на клавишу только при появлении изображения круга;
2) регистрация реакции выбора: испытуемый нажимал пальцем левой руки одну клавишу при появлении изображения круга, пальцем правой руки -другую клавишу при появлении изображения квадрата;
3) регистрация реакции выбора с изменением способа реагирования: испытуемый нажимал пальцем левой руки одну клавишу при появлении изображения квадрата, пальцем правой руки - другую клавишу при появлении изображений круга.
Последовательность предъявления изображений в каждой серии случайная, но число предъявлений того и другого вида изображения постоянное и равно 10.
Во всех группах были исследованы следующие показатели времени простой и сложных зрительно-моторных реакций:
- латентное время реакции - время, необходимое для поступления сенсорной информации в центральную нервную систему, время центральных процессов (перекодирование, опознание, формирование образа, сличение его с эталонами памяти, принятие перцептивного решения, формирование программы двигательного действия), время прохождения импульса по нисходящим путям к соответствующим мышцам - определялось как интервал времени с момента предъявления стимула до момента начала движения (отрыва пальца от клавиши);
- моторное время реакции - время непосредственной реализации движения в пространстве - определялось как интервал времени от момента начала (отрыва пальца от одной клавиши) до момента окончания (нажатия пальцем другой клавиши) движения;
- общее время реакции - совокупность латентного и моторного времени реакции - определялось как интервал времени с момента начала предъявления стимула до момента окончания движения;
- количество ошибочных реакций.
Время всех реакций регистрировалось с точностью до 1 мс.
Показатели латентного, моторного и общего времени зрительно-моторных реакций у мальчиков и девочек не обнаружили статистически достоверных отличий, что позволило при анализе данных параметров объединить детей в одну группу без учета полового признака.
Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программ «SPSS 17 for Windows». Оценка распределения признаков на нормальность с использованием критериев Шапиро-Уилка и Колмогорова-Смирнова показала, что распределение не соответствовало критериям нормальности, поэтому для выявления различий между показателями у сравниваемых групп испытуемых использовали критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Критический уровень значимости (p) при проверке статистических гипотез в исследовании принимали равным 0,05. Для описательной статистики признаков использовали медиану (Me) и интервал значений от первого (Q1) до третьего (Q3) квартиля.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты проведенного нами исследования позволяют судить о неблагоприятном влиянии высокой тревожности на зрительно-моторное реагирование детей 8-9 лет. Показатели общего времени как простой, так и сложных зрительно -моторных реакций тревожных детей достоверно выше, чем у их сверстников с нормальным уровнем тревожности (табл. 1).
Показатели времени зрительно-моторных реакций у детей ____________________(Me ^1 - Q3)), мс_____________________________
Показатели Контрольная группа Тревожные дети
ПЗМР 535 580*
Общее время (491-638) (517-652)
ДЗМР 814 (750-887) 874** (812-925)
РВ 1 919 (795-1026) 981* (891-1055)
РВ 2 1052 1094
(926-1166) (1004-1190)
Моторное время ПЗМР 171 (135-201) 195* (163-222)
ДЗМР 170 (145-200) 209** (177-230)
РВ 1 159 164
(137-189) (152-207)
РВ 2 161 176*
(145-189) (150-213)
Латентное время ПЗМР 368 (340-420) 396 (338-450)
ДЗМР 628 (572-703) 666 (614-719)
РВ 1 754 (627-856) 789* (740-870)
РВ 2 879 906
(764-958) (819-1025)
Примечание: ПЗМР - простая зрительно-моторная реакция; ДЗМР - диф-ференцировочная зрительно-моторная реакция; РВ 1 - реакция выбора; РВ 2 -реакция выбора с изменением способа реагирования
Звездочкой справа * обозначена достоверная разница между контрольной группой и тревожными детьми (* -p<0,05; ** -p<0,01)
Энергетические ресурсы тревожного поведения, как и любой функциональной системы, организуются общими активирующими системами. Характер деятельности при высокой тревожности превращается в поисковую активность факторов потенциальной угрозы, что проявляется в навязчивой тенденции контролировать ситуацию (в нашем случае - ситуацию обследования), которая может нести опасность и порождает напряженность [1]. Известно, что чем выше фоновая активированность, тем большим по физиологической силе становится раздражитель [17]. Соответственно, реактивность детей с повышенной тревожностью на одинаковые по внешней величине воздействия больше, чем у детей с нормальным уровнем тревожности. Каждая форма поведения может быть организована по принципу доминанты, когда при усилении общей вегетативной или двигательной
активности, деятельность, относящаяся к другой функциональной системе, тормозится [13]. Таким образом, проявление сильной эмоциональной реакции вследствие непродуктивной напряженности в состоянии высокой тревожности может приводить к торможению поведенческой и когнитивной активности. Это, по-видимому, обусловлено более выраженным повышением активности модулирующей системы мозга за счет нарастания вклада подсистемы непродуктивной активации, связанной с оборонительным поведением, приводящим к подавлению активности человека [17].
Компонентный анализ времени реакции показал, что увеличение общего времени зрительно-моторного реагирования у тревожных детей 8-9 лет происходит преимущественно за счет удлинения его моторной составляющей. При этом статистически достоверные отличия обнаруживаются как при выполнении простой, так и сложных реакций: дифференцировочной и реакции выбора при изменении условий реагирования.
Как известно, моторный и латентный компоненты времени зрительномоторных реакций меняются в онтогенезе по-разному [7, 15, 16]. Это обусловлено разницей морфофункционального созревания отдельных структур, определяющих специфику осуществления сенсомоторных реакций. На этапе от 7 до 9 лет претерпевают существенные изменения как мозговые механизмы, обеспечивающие выполнение произвольных действий, так и периферические структуры - происходит активный рост терминальных веточек моторных окончаний [15]. Исследования А.В.Зайцева показали, что в период с 7 до 10 лет происходят существенные изменения в организации моторного компонента зрительно-двигательных реакций [7]. По данным Д.А.Фарбер возраст от 7 до 9 лет является сензитивным для развития таких психомоторных способностей как частота движений и простые координации [15]. А именно эти способности имели особое значение при осуществлении моторного ответа в предлагаемой нами методике.
Известно также, что функции, находящиеся в сензитивном периоде развития обладают особой чувствительностью как к благоприятным, так и к неблагоприятным влияниям окружающей действительности [3]. Следовательно, можно предполагать, что формирование личностной тревожности у детей 8-9 лет в первую очередь неблагоприятно сказывается на моторном компоненте зрительномоторных реакций детей, находящемся в это время в сензитивной стадии развития.
Иная картина наблюдается при анализе показателей латентного компонента зрительно-моторных реакций. Несмотря на некоторую тенденцию к увеличению у тревожных младших школьников латентного времени реагирования, статистически достоверные отличия между детьми экспериментальной и контрольной группы обнаруживаются лишь при выполнении зрительно-моторной реакций выбора первого типа.
Латентное время всех типов реакций закономерно уменьшается в восходящем онтогенезе ввиду увеличения скорости обработки информации в нервной системе и созревания психофизиологических функций, обеспечивающих протекание сен-сомоторной деятельности. Критическим периодом в развитии перцептивной деятельности, который обычно связывают с нарастающей специализацией переднеассоциативных отделов коры, является возраст 9-11 лет [16]. Уменьшение латентного времени более сложных реакций (в нашем исследовании - дифференци-
ровочных реакций и реакций выбора с изменением способа реагирования) начинается несколько позже, что обусловлено необходимостью зрелости корковых механизмов оценки информационной составляющей среды для осуществления данных видов реагирования [4, 7]. Совершенствование управления активационными процессами, приводящее к качественным сдвигам в организации процесса внимания и его кортикализации происходит в возрасте 9-10 лет [6, 16]. Вероятно, именно поэтому высокий уровень личностной тревожности не оказывает существенного негативного влияния на латентный компонент зрительно-моторного реагирования в данных типах реакций у детей 8-9 лет.
Достоверные различия между тревожными детьми и их сверстниками с нормальным уровнем тревожности получены при анализе количества ошибок в ходе выполнения заданий (табл. 2).
Таблица 2
Количество ошибок у детей при выполнении зрительно-моторных тестов (Me ^1^3))
Параметр девочки мальчики
контрольная группа (п=88) тревожные дети (п=54) контрольная группа (п=83) тревожные дети (п=50)
ДЗМР 2,0 (1,0-3,0) 2,5 (1,5-4,0)** 2,5 (1,5-3,5) 4,0 (2,5-6,0)**
РВ 1 1,0 (0,0-2,0) 1,5 (1,0-3,0) 2,0 (1,0-3,0) 3,5 (1,0-5,3)**
РВ 2 2,0 (1,0-3,8) 3,0 (1,0-6,3)* 3,0 (2,0-5,0) 5,0 (2,0-10,0)**
Примечание: ДЗМР - дифференцировочная зрительно-моторная реакция; РВ 1 - реакция выбора; РВ 2 - реакция выбора с изменением способа реагирования
Звездочкой справа * обозначена достоверная разница между контрольной группой и тревожными детьми (* -p<0,05; ** -p<0,01)
Количество ошибок, допущенных в процессе выполнения сложных зрительно-моторных реакций у тревожных младших школьников достоверно больше по сравнению с детьми с нормальным уровнем тревожности.
По данным исследователей количество ошибок при выполнении сенсомотор-ных тестов, прежде всего, связано с концентрацией внимания. Оно также может зависеть и от других факторов, например таких, как переключение и объем внимания [4, 7]. Наибольшая концентрация внимания требуется для выполнения реакций выбора при смене условий и способов реагирования, так как в этом случае необходимо изменить выработанную ранее программу ответа. Высокая концентрация внимания необходима и при выполнении дифференцировочных реакций, так как в этом случае зрительные стимулы имеют разный функциональный смысл: один связан с психическим процессом инициации программы движения, а второй ассоциируется с процессом подавления подготовленного движения [5]. Увеличение количества ошибок, совершаемых тревожными детьми при выполне-
нии сложных зрительно-моторных тестов, подтверждает дезорганизующее влияние высокой тревожности на процессы когнитивной деятельности в целом, а в первую очередь - на процессы внимания.
В результате исследования было установлено, что количество ошибочных реакций у тревожных мальчиков достоверно больше по сравнению с мальчиками контрольной группы во всех видах сложных зрительно-моторных тестов. У тревожных девочек по сравнению с девочками контрольной группы статистические различия в количестве ошибок выявлены только при выполнении дифференциро-вочных реакций и реакций выбора с изменением способа реагирования. На наш взгляд, это можно объяснить половыми различиями в когнитивной деятельности. Известно, что с 7 до 10 лет показатели, характеризующие оперативную память, концентрацию внимания, у девочек улучшаются, в то время как у мальчиков отмечается отрицательная динамика [4].
ВЫВОДЫ
1. У высокотревожных детей 8-9 лет, по сравнению с их сверстниками с нормальным уровнем тревожности, фиксируется достоверно более длинный моторный период простой и сложных зрительно-моторных реакций, что приводит к увеличению общего времени реакций.
2. Дети с высоким уровнем тревожности по сравнению с детьми контрольной группы допускают большее количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных тестов.
3. Результаты исследования свидетельствуют о снижении эффективности сенсомоторной деятельности у детей 8-9 лет при высоком уровне личностной тревожности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов В.М. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей / В.М. Астапов, Т.В. Дробышева, В.В. Викторова // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 6. - С. 91-100.
2. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ / Л.И. Афтанас. - Новосибирск: Издательство СО РАМН, 2000.126 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / М.Г. Ярошевский. - М.: Педагогика, 1984.- 400 с.
4. Грибанов А.В. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ / А.В. Грибанов, А.В. Канжин, Д.Н. Подоплекин. - Архангельск: Поморский университет, 2006. - 118 с.
5. Детская поведенческая неврология: Руководство для врачей / Л.С. Чутко. -СПб.: Наука, 2009. - 288 с.
6. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование / Н.В. Дубровинская. - Л.: Наука, 1985. - 144 с.
7. Зайцев А.В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А.В. Зайцев, В.И. Лупандин, О.Е. Сурнина // Физиология человека. - 1999. - Т. 25, № 6.- С. 34-36.
8. Канжина Н.Н. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности / Н.Н. Канжина, А.В. Грибанов // Экология человека. - 2009. - № 10. - С. 19-22.
9. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности / Л.М. Костина // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 137143.
10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан.- М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2000.- 304 с.
11. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е.Е. Ромицина.- СПб.: Речь, 2006. - 112 с.
12. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.
13. Ухтомский А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. - М.: Наука, 1966. - 273 с.
14. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. - СПб., 2002.- С. 60-64.
15. Фарбер Д.А. Взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов развития. Сенситивные и критические периоды / Д.А. Фарбер // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. Коллективная монография. - СПб, 1999. -С. 117-121.
16. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности / Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, А.С. Горев и др. // Физиология развития ребенка. - М.: РАО, 2000. - С. 82-103.
17. Strelay J. The concepts of arousal and arousability as used in temperaments studies // Temperament individual differences at the interface of biology and behavior / Eds. Y.E. Bates, T.D. Wachs. - Waschington. - 1994. - P. 117.
Работа выполнена при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (шифр заявки 2011-1.3.2-141-005-23) и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» (№ 2.2.3.3/9711).