Научная статья на тему 'Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка'

Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ В ТОРГОВЛЕ / BUSINESS ACTIVITY IN THE TRADE MANAGEMENT SOLUTIONS / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / CONSUMER PRICE INDEX / КОНЪЮНКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / CONJUNCTURE OF THE CONSUMER MARKET / VOLUME OF SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А.

В статье проводится анализ динамики основных показателей развития торговли, в том числе оборота розничной торговли, его структуры, товарных ресурсов, индекса потребительских цен. Представлена оценка деловой активности, а также современного состояния отрасли. Авторами оценивается влияние выявленных тенденций на изменение конъюнктуры потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of current trends of development of retail on change of the conjuncture of the consumer market

The article analyzes the dynamics of the main indicators of the development of trade, including retail trade, its structure, commodity resources, the consumer price index. There is the estimation of business activity and the current situation of the industry. Make informed managerial decisions, especially in times of intense competition, can only be based on general economic trends that are identified as a result of a study presented by the authors. The authors assess the influence of the revealed trends on the changes in conjuncture of the consumer market.

Текст научной работы на тему «Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка»

Чернухина Г. Н., канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой коммерции и торгового дела, Университет «Синергия», г. Москва, ggi604@maii.ru

Красильникова Е. А., канд. экон. наук, доцент кафедры коммерции и торгового дела, Университет «Синергия», г. Москва, eiena2015kr@maii.ru

Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка

В статье проводится анализ динамики основных показателей развития торговли, в том числе оборота розничной торговли, его структуры, товарных ресурсов, индекса потребительских цен. Представлена оценка деловой активности, а также современного состояния отрасли. Авторами оценивается влияние выявленных тенденций на изменение конъюнктуры потребительского рынка.

Ключевые слова: оборот розничной торговли, индекс потребительских цен, деловая активность в торговле, конъюнктура потребительского рынка.

Введение

Конъюнктура потребительского рынка на сегодняшний день оценивается экономистами неоднозначно. Федеральная служба государственной статистики конъюнктурные обследования организаций розничной торговли проводит по ряду показателей, а именно: оцениваются индексы предпринимательской уверенности, уровень складских запасов, оборот розничной торговли, цены реализации, факторы, ограничивающие деятельность. Также даются балансовые оценки экономической ситуации.

Уровень и динамика развития розничного товарооборота, оборот в расчете на душу населения, доля товарооборота в доходах населения являются значимыми показателями для оценки уровня жизни населения и поступления налогов в бюджетную систему страны. При этом торговля создает канал сбыта и продвижения продукции отечественных производителей и ее значение в условиях выполнения программ импорто-замещения возрастает [2].

В условиях экономических санкций, существенно повлиявших на формирование товарных ресурсов для розничной торговли, и снижения курса национальной валюты, стимулирующей повышение розничных цен, изменилась ситуация и в розничной торговле [7]. Цены на основные пищевые и непродовольственные товары выросли, а доходы основных групп населения заморожены или снижаются. В бюджете на 2016 г. была предусмотрена индексация доходов пенсионеров и социально незащищенных слоев населения в размере существенно ниже инфляции. В складывающихся условиях значимыми показателями становятся предпринимательские настроения хозяйствующих субъектов розничной торговли и их оценка рисков ведения бизнеса [4], поскольку только наличие достаточности товарных ресурсов в розничной торговой сети и товарного предложения в целом по отрасли создает условия для физической доступности товаров для населения.

С опорой на актуальность вышеобозна-ченных проблем объектом исследования выбран оборот розничной торговли Рос-

сийской Федерации, его динамика, структура, факторы развития в целом по стране и в разрезе федеральных округов. Также авторами рассматривался уровень предпринимательской активности в отрасли, его влияние на развитие торгового дела и принятие управленческих решений в условиях жесткой конкуренции.

Цель исследования — выявление тенденций развития розничного товарооборота в сложившейся экономической ситуации. При этом объем товарооборота рассматривался как результат влияния на него разнонаправленных факторов: инфляции, уровня доходов разных дифференцированных групп населения, внешнеэкономических санкций, влияющих на торгово-технологи-ческие процессы, товароснабжение и товародвижение в отрасли.

В соответствии с вышеизложенным обозначены задачи работы:

1. Провести анализ динамики и структуры оборота розничной торговли Российской Федерации за 2015-2016 гг., начало 2017 г. и дать сравнительную характеристику тенденций развития торговли анализируемого периода с предыдущими периодами.

2. Оценить структуру товарных ресурсов в 2015-2017 гг., на основании чего рассмотреть предпосылки реализации концепции импортозамещения.

3. Изучить динамику потребительских цен, а также уровень деловой активности в торговле.

4. Обосновать влияние оценки макроэкономических показателей развития отрасли на принятие управленческих решений в микроэкономиках.

Оценка динамики оборота розничной торговли в России в 2015-2017 гг.

Анализ динамики оборота розничной торговли (табл. 1) показывает, что этот показатель в феврале 2017 г. снизился на 2,6% по сравнению с февралем 2016 г. и соста-

вил 2 158 млрд руб. В январе 2017 г. оборот розничной торговли также снизился на 2,3% по сравнению с январем 2016 г. и составил 2 205 млрд руб.1

Сравнение данного показателя с показателем декабря 2016 г. свидетельствует о существенном уменьшении оборота (на 24,5%). Анализируя динамику оборота розничной торговли в течение 2016 г., можно сделать вывод о том, что и по кварталам, и в целом за год наблюдается падение показателя.

В разрезе кварталов 2016 г. ситуация следующая. В первом квартале 2016 г. темп роста по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. составил 94,2%, соответственно, снижение составило 5,8% [9]. Во втором квартале 2016 г. падение составило 5,9%, что привело к отрицательной динамике оборота розничной торговли в первом полугодии 2015 г. — 5,9% (по сравнению с первым полугодием 2015 г.).

Подобная тенденция наблюдалась в третьем, четвертом квартале 2016 г.: 4,5%, 4,8%, соответственно (по сравнению с соответствующим периодом 2015 г.).

Анализируя динамику розничного товарооборота в течение 2016 г., можно сделать вывод о несущественных колебаниях значения данного показателя от месяца к месяцу. Так, в январе 2016 г. по сравнению с декабрем 2015 г. наблюдалось падение оборота ритейла на 27,2%.

В феврале 2017 г. по сравнению с январем этого же года снижение было на уровне 2,6%. Дальнейший анализ показателя фиксирует его падение в феврале, апреле, сентябре, ноябре (по сравнению с январем, мартом, августом и октябрем) на 2%, 1,3%, 1,4% и 0,9%, соответственно. Оборот в остальных месяцах 2016 г. рос в сравнении с предыдущими. Максимальное значение прироста составило 18,3% в декабре, минимальное — 0,6% в июне. Выявленная тенденция характерна для динамики иссле-

URL: www.gks.ru.

Таблица 1. Динамика оборота розничной торговли РФ за период с января 2016 г. по февраль 2017 г.

Table 1. Dynamics of retail turnover of Russia for the period from January 2016 to February 2017

Период Оборот, трлн руб.2 Темп роста, % (к соответствующему периоду 2015 г.) Темп роста, % (к предыдущему месяцу)

Январь 2,126 93,6 72,8

Февраль 2,099 95,3 98,0

Март 2,222 93,8 105,1

Апрель 2,204 94,9 98,7

Май 2,233 93,6 100,8

Июнь 2,256 93,8 100,6

Июль 2,363 94,9 104,4

Август 2,440 95,0 103,2

Сентябрь 2,411 96,6 98,6

Октябрь 2,447 95,8 100,8

Ноябрь 2,440 95,9 99,1

Декабрь 2,899 94,1 118,3

2016 г. 28,137 94,8 —

Январь 2017 г. 2,205 97,7 75,5

Февраль 2017 г. 2,158 97,4 97,7

Источник: исследование авторов.

Динамика оборота розничной торговли1

в % к среднемесячному значению 2014г.

II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

2015 г. ■ по общему обороту

2016 г.

» с исключением сезонного фактора

тренд

1) Оценки данных с исключением сезонного и календарного факторов осуществлены с использованием программы "DEMETRA 2.2". При поступлении новых данных статистических наблюдений динамика может быть уточнена.

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли РФ за 2015-2017 гг. Fig. 1. Dynamics of retail turnover of the RF in 2015-2017

дуемого показателя в течение года, что связано с сезонными колебаниями продаж, погрешностями отчетных данных и другими факторами. В январе 2017 г. по сравнению с декабрем 2016 г. оборот розничной

торговли снизился на 24,5%3, что в целом соответствует тенденции динамики ритейла.

Графически тренд оборота розничной торговли по России в 2015-2017 гг., представленный на рис. 1, иллюстрирует тенден-

II

2017 г

URL: www.gks.ru. 3 Там же.

цию к дальнейшему снижению объемов продаж [9].

Исследуя структуру оборота розничной торговли, можно выявить, что меняются соотношения между пищевыми продуктами и непродовольственными товарами. В феврале 2017 г. удельный вес продовольственных товаров составил 48,9%, непродовольственных — 51,1% [9].

Оценка структуры оборота розничной торговли в России в 2014-2016 гг.

Анализ структуры розничных продаж в разрезе хозяйствующих субъектов (табл. 2) свидетельствует о том, что более высокими темпами развивается торговля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка. В феврале 2017 г. оборот розничной торговли на 93,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 6,6% (в феврале 2016 г. — 92,8% и 7,2%, соответственно) [9].

Обследование конъюнктуры и деловой активности, проведенное Росстатом в 3 квартале 2016 г., в котором приняли участие руководители 4022 организаций розничной торговли, включая малые предприятия (без микропредприятий), позволило выявить некоторые закономерности и тенденции.

Так, доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в розничной торговле по сравнению с предыдущим кварталом осталась без изменений, увеличилась с 68 до 70%, доля тех, кто отметил ухудшение ситуации, уменьшилась с 19 до 16%.

Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое балансов оценок изменения экономического положения в текущем квартале и ожидаемых изменений в следующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (последний — с обратным знаком) в процентах. В целом рассчитанный по итогам обследования индекс предпринимательской уверенности (табл. 3), характеризующий деловой климат в розничной торговле, в I квартале 2017 г. сохранил положительное значение и составил 2%, что выше уровня IV квартала 2016 г.

Таблица 2. Оборот розничной торговли РФ торгующих организаций и продажа товаров

на розничных рынках и ярмарках в 2016-2017 гг.4

Table 2. Retail turnover of the Russian Federation in 2016-2017

Февраль 2017 г., млрд руб. % к Справочно:

февралю 2016 г. январю 2016 г. февраль 2016 г., % к

февралю 2015 г. январю 2016 г.

Всего 2158,1 97,4 97,7 95,3 98,0

в том числе: оборот розничной торговли торгующих организаций 2015,8 98,0 97,7 96,4 98,1

продажа товаров на розничных рынках и ярмарках 142,3 88,8 97,2 82,6 97,6

Источник: Росстат.

4 URL: www.gks.ru.

Таблица 3. Индекс предпринимательской активности в 2013-2017 гг.5 Table 3. Index of entrepreneurial activity in 2013-2017

Квартал Г.

2013 2014 2015 2016 2017

I 7 8 8 -2 2

II 8 6 2 2 —

III 8 6 3 2 —

IV 6 3 0 1 —

Источник: составлено авторами на основании данных Росстата.

Основными факторами, повлиявшими на активность организаций розничной торговли в I квартале 2017 г., остаются высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли и недостаточный платежеспособный спрос. По сравнению с IV кварталом 2016 г. доля руководителей организаций розничной торговли, выделяющих в качестве основного ограничивающего фактора недостаток финансовых средств, снизилась с 32 до 28%, доля респондентов, считающих основным фактором высокий уровень налогов, снизился с 49 до 46%6 (табл. 4).

Баланс оценок изменения значения показателя «экономическая активность» определяется как разность долей респондентов, отметивших улучшение и ухудшение показателя по сравнению с предыдущим кварталом. При этом тенденции развития экономики предпринимателями представлены показателем «перспективы изменений», который рассчитывается на основании компонентов: «индекса предпринимательской уверенности» и «прогноза, сделанного в предыдущем квартале» (табл. 5).

Существенная пространственная дифференциация экономики проявляется в большой разнице доходов населения наиболее и наименее развитых реги-

5 URL: www.gks.ru.

6 Там же.

онов — в 60 раз по показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и в 150 раз по объему инвестиций [5]. Современное финансовое состояние субъектов Федерации и в еще большей степени муниципалитетов (в лице органов местного самоуправления) практически исключает даже проработку серьезных проектов развития, если они не предусматривают внешней

Таблица 4. Факторы, ограничивающие развитие розничной торговли в России в 2006-2017 гг.

Table 4. Factors limiting the development of retail trade in Russia in 2006-2017

Фактор Г. Квартал

I II III IV

Недостаточный платежеспособный спрос 2006 51 54 52 53

2007 49 49 49 49

2008 43 43 43 46

2009 56 55 57 57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 56 55 53 54

2011 52 54 50 51

2012 48 49 47 48

2013 48 47 47 48

2014 48 47 47 48

2015 53 54 55 55

2016 56 57 58 57

2017 55 — — —

Недостаток финансовых средств 2006 46 46 46 45

2007 42 43 43 44

2008 38 37 38 39

2009 42 40 42 40

2010 39 39 38 38

2011 35 38 35 36

2012 33 33 33 33

2013 30 31 30 31

2014 30 29 29 30

2015 31 32 33 34

2016 31 32 31 32

2017 28 — — —

Фактор Г. Квартал

I II III IV

Высокий уровень 2006 49 50 49 48

налогов 2007 46 46 46 46

2008 44 43 43 43

2009 43 40 40 40

2010 41 41 40 42

2011 58 62 63 63

2012 60 59 58 58

2013 55 56 56 55

2014 55 53 53 53

2015 51 50 51 51

2016 50 50 50 49

2017 46 — — —

Высокая 2006 30 31 30 30

арендная плата 2007 30 30 31 31

2008 30 30 30 30

2009 31 30 30 29

2010 29 29 28 28

2011 28 28 28 28

2012 28 29 28 28

2013 27 27 27 28

2014 28 28 28 28

2015 26 27 27 27

2016 26 26 27 27

2017 28 _ _ _

Окончание табл. 4

Фактор Г. Квартал

I II III IV

Высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли 2006 — — — —

2007 — — — —

2008 71 73 72 73

2009 65 60 62 62

2010 62 65 64 65

2011 55 57 60 62

2012 64 65 66 67

2013 67 68 68 69

2014 70 70 70 71

2015 69 69 69 69

2016 69 70 70 71

2017 68 — — —

Высокие транспортные расходы 2006 31 31 32 32

2007 30 30 29 31

2008 29 30 32 31

2009 26 25 25 24

2010 25 25 25 24

2011 25 26 25 26

2012 25 25 25 25

2013 27 23 23 24

2014 25 24 25 25

2015 24 24 24 24

2016 23 24 24 24

2017 21 _ _ _

Таблица 5. Оценка экономической ситуации в РФ предпринимателями в 2013-2017 гг. Table 5. Assessment of the economic situation in Russia entrepreneurs in 2013-2017

финансовой поддержки со стороны федерального правительства или, в очень редких случаях, крупного бизнеса. Пространственные разрывы не позволяют использовать потенциал имеющейся российской территории. Ликвидация межрегиональных различий требует анализа региональных связей, поэтапного выстраивания стратегии развития отдельных территорий. Эта задача не может быть решена без ведения комплексной экономической политики, позволяющей связать цели развития отдельных регионов с задачами, стоящими перед всей страной.

Квартал Г.

2013 2014 2015 2016 2017

I 10 10 6 2 3

II 18 16 5 6 11

III 17 15 8 9 —

IV 16 13 6 3 —

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Оценка динамики оборота розничной торговли свидетельствует о том, что этот показатель в феврале 2017 г. снизился на 2,6% по сравнению с февралем 2016 г. и составил 2 158 млрд руб. В январе 2017 г. оборот розничной торговли также снизился на 2,3% по сравнению с январем 2016 г. и составил 2 205 млрд руб. Анализ структуры розничных продаж в разрезе хозяйствующих субъектов свидетельствует о том, что более высокими темпами развивается торговля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка. При этом снижается доля субъектов малого и среднего предпринимательства, растет доля индивидуальных предпринимателей при увеличении продаж по крупным предприятиям. В январе 2016 г. оборот розничной торговли на 92,7% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 7,3% (в январе 2015 г. — 91,1% и 8,9%, соответственно).

Изучение общего тренда розничных цен позволяет сделать вывод о том, что при формировании цен в сфере обращения предприниматели страхуют валютные риски, заранее закладывая их в цены. Так, в январе 2017 г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 101%.

Построение эффективного механизма управления невозможно без использования актуальных оценок тенденций экономического развития отрасли на современном этапе. Данные тенденции оказывают непосредственное влияние на конъюнктуру потребительского рынка.

Список литературы

1. Баскаков В. А, Красильникова Е. А. FMCG-рынок:

двухлетние последствия эмбарго // Вестник Академии.

2016. № 3. С. 46-49.

2. Красильникова Е. А. Особенности развития торговых организаций в регионах с учетом проблем и тенденций экономического развития страны // Торгово-экономический журнал. 2015. Т. 2. № 4. С. 233-246.

3. Красильникова Е. А., Карпова Е. В. Социально-экономические тенденции развития России на современном этапе // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли РФ: коллективная монография. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. — 210 с.

4. Красильникова Е. А. Франчайзинг: новые правила игры в условиях экономического кризиса // Развитие российской торговли в современных условиях: Сборник научных трудов кафедры Коммерции и торгового дела. М: МФПУ «Синергия», 2015. С. 60-69.

5. Чернухина Г. Н., Красильникова Е. А. Роль торгового предпринимательства в социально-экономическом развитии страны // Материалы международной научно-практической конференции. VIII Найденовские чтения. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2016. С. 67-69.

6. Чернухина Г. Н., Красильникова Е. А. Современные тенденции развития торговли как фактор принятия управленческих решений в условиях жесткой конкуренции // Вестник Академии. 2016. № 3. С. 49-58.

7. Чернухина Г. Н. Реализация стратегии импортозаме-щения в контексте факторной теории // Вестник Академии. 2015. № 2. С. 166-170.

8. Чернухина Г. Н, Чернухин А. М. Реализация стратегии импортозамещения в сфере агропромышленного комплекса // VII Найденовские чтения. Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия импортозамещения». Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и студентов М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2015. С. 11-13.

9. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru.

References

1. Baskakov V. A., Krasilnikova E. A. FMCG-rynok: dvuhletnie posledstviya Embargo [FMCG Market: Two-Year Effects of the Embargo]. VestnikAkademii, 2016, no. 3, pp. 46-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Chernuhina G. N. Realizaciya srategii importozamesh-cheniya v kontekste factornoy teorii [The implementation of the import substitution strategy in the context of factor theory]. Vestnik Akademii, 2015, no 2, pp. 166-170.

3. Chernuhina G. N., Chernuhin A. M. Realizaciya srategii im-portozameshcheniya v sfere agropromyshlennogo kom-pleksa [Implementation of the strategy of import substitution in the agro-industrial complex]. VII Najdenovskie chtenija. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii «Strategija importozameshhenija» [Materials of international scientific-practical conference. VIII Na-jdenovski reading]. Moscow Academy of entrepreneurship under Government of Moscow. Мoscow, Publishing house «Research library», 2015, pp. 11-13.

4. Chernuhina G. N., Krasilnikova E. A. Sovremennye tenden-cii razvitiya torgovly kak factor prinyatiya upravlencheskih resheniy v usloviyah zheskoy konkurencii. [Modern tendencies of development of trade as a factor of managerial decision-making in tough competition]. Vestnik Akademii, 2016, no. 3, pp. 49-58.

5. Chernuhina G. N., Krasilnikova E. A. Rol torgovogo pred-prinimatelstva v socialno-economicheskom razvitii stra-ny. [The role of trade and entrepreneurship in socio-economic development of the country]. VII Najdenovskie chtenija. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii «Strategija importozameshhenija». [Materials of international scientific-practical conference. VIII Na-jdenovski reading]. Moscow Academy of entrepreneurship under Government of Moscow. Moscow, Research library Publ., 2016, pp. 67-69.

6. Krasilnikova E. A. Franchising: novye pravila igry v uslovi-yah economicheskogo krizisa [Franchising: the new rules of the game in the economic crisis]. Razvitie rossijskoj tor-govli v sovremennyh uslovijah: Sbornik nauchnyh trudov kafedry Kommercii i torgovogo dela. [The development of Russian trade in modern conditions: Collection of scientif-

ic works of the Department of Commerce and trade business]. Moscow, Synergy, 2015, pp. 60-69.

7. Krasilnikova E. A. Osobennosti razvitiya torgovyh organizaciy v regionah s uchetom problem I tendenciy economicheskogo razvitiya strany [Special Aspects of Trading Company Development in Russian Regions in the Context of Problems and Trends of the Country's Economic Development]. Torgovo-ecnomicheskiyzhurnal, 2015, no 4, pp. 233-246.

8. Krasilnikova E. A., Karpova E. V. Socialno-economicheskie tendenciy rezvitia Rossii na sovremennom etape. [Socioeconomic development trends in Russia at the present stage]. Sovremennye tendencii i perspektivy razvitija tor-govoj otrasli RF: kollektivnaja monografija. [Modern tendencies and prospects of development of trade sector in Russia]. Ufa, AETERNA, 2016, pp. 3-63.

9. Available at: www.gks.ru.

G. Chernuhina, University «Synergy», Moscow, Russia, gg1604@mail.ru E. Krasilnikova, University «Synergy», Moscow, Russia, elena2015kr@mail.ru

Influence of current trends of development of retail on change of the conjuncture of the consumer market

The article analyzes the dynamics of the main indicators of the development of trade, including retail trade, its structure, commodity resources, the consumer price index. There is the estimation of business activity and the current situation of the industry. Make informed managerial decisions, especially in times of intense competition, can only be based on general economic trends that are identified as a result of a study presented by the authors. The authors assess the influence of the revealed trends on the changes in conjuncture of the consumer market.

Keywords: volume of sales, the consumer price index, business activity in the trade management solutions, conjuncture of the consumer market.

About authors:

G. Chernuhina, c. e. s., docent; E. Krasilnikova, c. e. s., docent

For citation:

Chernuhina G., Krasilnikova E. Influence of current trends of development of retail on change of the conjuncture of the consumer market. Journal of Modern Competition, 2017, vol. 11, no. 2 (62), pp. 64-71 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.