Mayorova Elena Aleksandrovna ANALYSIS OF CHANGES ...
economic sceinces
УДК 338
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ РФ
© 2018
Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность темы статьи связана с тем, что понимание потребительских ожиданий населения позволяет охарактеризовать общее экономическое состояние и развитие государства, объяснить отдельные социально-экономические процессы, создать аналитическую основу для принятия управленческих решений в сфере торговли, а также создать предпосылки для формирования комфортной потребительской среды. Цель статьи - представить результаты анализа изменения потребительских ожидания населения РФ в 2000-2018 гг. При проведении анализа были использованы общие и частные индексы, характеризующие потребительские ожидания российского населения, за период с начала 2010 г. до конца третьего квартала 2018 г. Результаты показали, что в целом ожидания потребителей негативны, соответствующие индексы в абсолютном большинстве рассмотренных периодов имеют отрицательные значения. Потребительская уверенность в России ниже, чем в большинстве стран Европы. В 2000-2008 гг. наблюдался рост потребительской уверенности населения РФ, к 2008 г. соответствующий индекс приблизился к нулевому значению. В последующий период произошло резкое ухудшение потребительских ожиданий - в 2009 г. в связи с мировым и российским финансовым кризисом и в 2015-2016 гг. после введения западных экономических санкций и ответного продовольственного эмбарго. Однако с конца 2016 г. наметилась положительная тенденция постепенного улучшения потребительских ожиданий населения РФ.
Ключевые слова: потребительские ожидания, потребительская уверенность, индекс потребительской уверенности, личное материальное положение, индекс личного материального положения, население, сбережения.
ANALYSIS OF CHANGES IN CONSUMER EXPECTATIONS OF THE POPULATION OF THE RUSS IAN FEDERATION
© 2018
Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the article's topic is related to the fact that the understanding of consumer expectations of the population makes it possible to characterize the general economic state and development of the state, explain certain socio-economic processes, create an analytical basis for making management decisions in the trade sector, and create prerequisites for creating a comfortable consumer environment. The purpose of the article is to present the results of the analysis of changes in consumer expectations of the population of the Russian Federation in 2000-2018. In the analysis the author used general and particular indices characterizing consumer expectations of the Russian population from the beginning of 2010 to the end of the third quarter of 2018. The results showed that, in general, consumer expectations are negative, the corresponding indices in the absolute majority of the considered periods are negative. Consumer confidence in Russia is lower than in most European countries. In 2000-2008 there was an increase in consumer confidence in the population of the Russian Federation; by 2008, the corresponding index was close to zero. In the next period, there was a sharp deterioration in consumer expectations - in 2009 due to the global and Russian financial crisis, and in 2015-2016 after the introduction of Western economic sanctions and counter-food embargo. However, since the end of 2016, there has been a positive trend of gradual improvement in consumer expectations of the population of the Russian Federation.
Keywords: consumer expectations, consumer confidence, consumer confidence index, personal financial standing, personal financial standing index, population, savings.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из основных стратегических целей развития современной розничной торговли является создание комфортной среды для потребителей [1]. Достижение этой цели требует понимания потребительских ожиданий. Кроме того, результаты исследований потребительских ожиданий позволяют охарактеризовать общее экономическое состояние и развитие государства, объясняют отдельные социально-экономические процессы, формируют аналитическую основу для принятия управленческих решений в сфере торговли. Таким образом, анализ изменений потребительских ожиданий российского населения является актуальным и имеет практическое значение.
Анализ последних исследований и публикаций. В современных научных исследованиях (авторы Е.Ю. Алек-сейчева [2], И.А. Рамазанов и др. [3], Г.Н. Чернухина и Е.А. Красильникова [4], Е.Ю. Депутатова [5], Е.Ю. Де-путатова и В.А. Баскаков [6] и др.) потребительские ожидания рассматриваются в основном во взаимосвязи с потребительским поведением. Интересны результаты исследований, характеризующие потребительские предпочтения на каких-либо отдельных рынках. Например, Н.С. Белогина и др. [7] анализируют предпочтения потребителей на рынке автоматизированной торговли, И.А. Рамазанов и М.А. Перельман [8] затрагивают во-
просы ожиданий потребителей и их покупательской активности на рынке рыбных товаров.
Потребительские ожидания рассматриваются как фактор, влияющий на самые разные аспекты торговой деятельности. Л.А. Брагин и др. [9], О.С. Каращук и С.С. Шипилова [10], Т.И. Урясьева и др. [11] затрагивают потребительские ожидания в контексте исследований качества торгового обслуживания. И.П. Комиссарова и А.Н. Майорова [12], О. Корнилова и О. Каращук [13], О.В. Шинкарева и А.Н. Майорова [14], В.П. Ку-ренкова [15] отмечают, что соответствие торговой деятельности ожиданиям потребителей является одним и ключевых компонентов социальной ответственности и, соответственно, деловой репутации торговых организаций. А.В. Бойкова и др. [16,17] учитывают значение потребительских ожиданий в формировании ассортимента и ценовой политики торговых организаций. О.Р. Тюник и Т.В. Панкина [18], анализируя возможности принятия решений в хозяйственной деятельности субъектов торговли в условиях риска, отмечают изменение сознания покупателей, в том числе в части увеличения их лояльности к товарам российского производства.
Изменение потребительских ожиданий и потребительского поведения часто рассматривается в контексте более общих исследований, посвященных состоянию, тенденциям, проблемам и перспективам развития тор-
экономические науки
Майорова Елена Александровна АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ...
говли, эффективности и конкурентоспособности торговых структур, управлению торговыми организациями. Среди подобных исследований можно выделить, например, работы М.А. Перельмана [19], С.Б Алексиной [20], В.П. Куренковой [21], О.Р. Тюник и А.Ф. Никишина [22], В.А. Кишко и др. [23], С.В. Панасенко и др. [24,25] и др. Таким образом, несмотря на то, что потребительским ожиданиям придается большое значение в работах, посвященных самым разным проблемам торговой деятельности, в настоящее время остается мало исследований, направленных непосредственно на анализ потребительских ожиданий. Наиболее значимыми и в то же время наименее изученными являются изменения потребительских ожиданий, произошедшие в 2014-2018 гг. и вызванные новой экономической и политической ситуацией.
Формирование цели статьи. Цель статьи - представить результаты анализа изменения потребительских ожидания населения РФ в 2000-2018 гг.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для анализа изменения потребительских ожиданий населения РФ были использованы индексы, представленные в одноименном разделе официального сайта Росстата [26]. Рассматривались ежеквартальные данные за период с начала 2010 г. до конца третьего квартала 2018 г.
Индекс уверенности потребителя, который является основным обобщающим индексом, характеризующим потребительские ожидания, на протяжении всего исследуемого периода имел отрицательные значения. Исключения составили первый и третий квартал 2018 г., когда индекс равнялся, соответственно, 0,4 и 1. В 20002008 г. индекс уверенности потребителя демонстрировал тенденцию роста, в первом квартале 2009 г. снизился до -35 и тем самым достиг своего минимума. В течение 2010-2014 гг. значения показателя изменялись в пределах от -4 во втором квартале 2012 г. до -18 в четвертом квартале 2014 г. В 2015-2016 гг. индекс уверенности потребителя снова снизился и достиг -32 в первом квартале 2015 г. и -30 в первом квартале 2016 г. В 2017-2018 гг. рассматриваемый показатель устойчиво увеличивался, однако в 3 квартале 2018 г. снова снизился на 6 п.п. и составил -14 (рисунок 1). Снижение потребительской уверенности в 2009 г. связано с кризисными явлениями в российской и мировой экономике, в 2015-2016 гг. - сложной экономической и политической ситуацией. Потребительская уверенность мужчин в большинстве рассматриваемых периодов оказалась выше, чем потребительская уверенность женщин. Наиболее ярко эта разница проявлялась до 2008 г., однако с 2014 г. она почти незаметна.
ных групп. Жители в возрасте 50 лет старше, напротив, имеют низкую потребительскую уверенность - на протяжении всего рассматриваемого периода соответствующий индекс ни разу не принял положительного значения. Индексы уверенности потребителей в возрасте от 30 до 40 лет близки к средним значениям. Таким образом, уровень потребительской уверенности населения находится в обратной зависимости от возрастной группы.
В сравнении со странами Европы потребительская уверенность в России является низкой. В настоящее время индекс уверенности потребителя в России превышает аналогичные индексы только четырех европейских стран - Греции, Турции, Болгарии и Румынии. Тем не менее, в большинстве стран Европы индекс потребительской уверенности тоже имеет отрицательные значения. Существенное превышение положительных оценок над отрицательными (более 10 п.п.) наблюдается только в Люксембурге, Нидерландах, Швеции, Дании, Финляндии и Мальте (таблица 1).
Таблица 1 - Индекс уверенности потребителя в РФ и странах Европы в сентябре 2018 г., %*
Страна Индекс уверенности Страна Индекс увер енности
потр еоителя потр еоителя
Россия -14,0 Люксембург 14,8
Бельгия 0,6 Венгрия -3,4
Болгария -24,4 Мальта 23,6
Чехия 3,1 Нидерланды 15,4
Дания 16,0 Австрия 9,9
Германия 4,5 Польша -0,9
Эстония 0,1 Португалия -и
Ирландия 7,0 Румыния -19,9
Греция -44,9 Словения -8,9
Испания -3,0 Словакия -43
Франция -13,4 Финляндия 232
Хорватия -12,1 Швеция 15,6
Италия -6,1 Великобритания -5,8
Кипр -5,6 Черногория -12,5
Латвия -5,4 Турция -33,2
Литва -1Д Сербия 1А
* составлено по [26,27]
Индекс уверенности потребителя формируется на основе частных индексов, характеризующих изменение материального положения респондентов, изменение экономической ситуации по стране в целом и условия для совершения крупных покупок [26]. На рисунке 2 представлены частные индексы, характеризующие личное материальное положение граждан, а также конъюнктуру рынка товаров и сбережений. На протяжении всего рассматриваемого периода потребители считают неблагоприятными условия ни для сбережений, ни для совершения крупных покупок. Текущее личное материальное положение потребители также оценивают негативно.
Рисунок 1 - Динамика индекса уверенности потребителя в РФ, % (построено по [26]).
Более существенными являются различия в потребительской уверенности населения различных возрастных групп. Население в возрасте до 30 лет в целом настроено более оптимистично, чем представители других возраст-
Рисунок 2 - Динамика частных индексов, характеризующих мнение потребителей о материальном положении и конъюнктуре рынка товаров и сбережений, % (построено по [26]).
При этом ожидаемые изменения материального по-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)
195
Mayorova Elena Aleksandrovna
ANALYSIS OF CHANGES ...
economic sceinces
ложения оцениваются населением выше, чем уже произошедшие. Тенденции изменения указанных частных индексов соответствуют изменению общего индекса уверенности потребителя. Наиболее резкое снижение отдельных индексов аналогично произошло в 2009 г. и в 2015-2016 гг.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе результатов анализа общих и частных индексов потребительской уверенности можно сделать следующие выводы об изменении потребительских ожиданий населения РФ. В целом ожидания потребителей негативны, соответствующие индексы в абсолютном большинстве рассмотренных периодов имеют отрицательные значения. Потребительская уверенность в России ниже, чем в большинстве стран Европы. В 2000-2008 гг. наблюдался рост потребительской уверенности населения РФ, к 2008 г. соответствующий индекс приблизился к нулевому значению. В последующий период произошло резкое ухудшение потребительских ожиданий - в 2009 г. в связи с мировым и российским финансовым кризисом и в 2015-2016 гг. после введения западных экономических санкций и ответного продовольственного эмбарго. Однако с конца 2016 г. наметилась положительная тенденция постепенного улучшения потребительских ожиданий населения РФ. Перспективными направлениями дальнейших исследований в рассматриваемой области могут стать прогнозирование потребительских ожиданий российского населения, анализ влияния потребительских ожиданий на спрос и потребительское поведение и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кишко В.А., Малинин С.А., Майорова А.Н. Стратегические аспекты развития торговли в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-2 (89). С. 159-163.
2. Алексейчева Е.Ю. Основные тренды потребительского поведения в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 453-456.
3. Рамазанов И.А., Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И., Сидорчук Р.Р., Мусатова Ж.Б. Цены и потребительские настроения населения России в кризисный период // Инициативы XXI века. 2015. № 1-2. С. 13-20.
4. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2 (62). С. 64-71.
5. Депутатова Е.Ю. Вопросы влияния глобальных изменений на покупательское поведение // Системная инженерия. 2017. № 1-1 (5). С. 22-26.
6. Депутатова Е.Ю., Баскаков В.А. Факторы потребительского спроса в условиях экономической рецессии // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 639-643.
7. Белогина Н.С., Майорова А.Н., Майорова Е.А. Анализ потребительских предпочтений на рынке автоматизированной торговли // Российский экономический интернет-журнал. 2017. № 4. С. 9.
8. Рамазанов И.А., Перельман М.А. Прогнозирование емкости и розничных цен на российском B2C рынке рыбных товаров //Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 825-840.
9. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания организаций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87-2). С. 474-477.
10. Каращук О.С., Шипилова С.С. Повышение качества торгового обслуживания и развитие управления качеством в торговле // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. Уфа, 2016. С. 55-84.
11. Урясьева Т.И., Калугина С.А., Чеглов В.П. Дифференциация подходов к оценке удовлетворенности потребителя качеством торгового обслуживания и механизмы его поддержания // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 643-656.
12. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Проблемы и перспективы развития корпоративной социальной ответственности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85). С. 903-906.
13. Kornilova O., KarashchukO. Socially responsible business in trade: further development in Ukraine and Russia. Problems and Perspectives in Management. 2017. Т. 15. № 3. С. 445-452.
14. Шинкарёва О.В., Майорова А.Н. Методические аспекты оценки влияния деловой репутации на эффективность торговли // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2017. № 2-3. С. 106-114.
15. Куренкова В.П. О социальной роли розничных предприятий на потребительском рынке /Развитие предпринимательства в торговле и услугах: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции // под ред. Рагулиной Ю.В. М.: Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, 2013. С. 33-36.
16. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособности организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 419-422.
17. Бойкова А.В. Формирование ценовой политики торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 636-638.
18. Тюник О.Р., Панкина Т.В. Принятие решений в хозяйственной деятельности торговых организаций в условиях риска // Торгово-экономический журнал. 2015. Т. 2. № 3. С. 141-150.
19. Перельман М.А. Актуальные вопросы управления торговой организацией, возникающие на постоянно изменяющемся рынке // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79). С. 760-763.
20. Алексина С.Б. Сценарии развития стратегии дистрибьюции на рынке FMCG в условиях усиления давления федеральных торговых сетей // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 709724.
21. Куренкова В.П. Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1542-1556.
22. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях Интернет экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 589-592.
23. Кишко В.А., Матвеева С.В., Майорова А.Н. Формирование конкурентоспособности розничной торговой организации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 1189-1193.
24. Панасенко С.В., КрасильниковаЕ.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг №1. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 11 с.
25. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 599-608.
26. Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат). Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/level/# (дата обращения: 20.11.2018)
27. Eurostat. Confidence indicators by sector [Online resource]. Retrieved from: https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction. do?tab=table&plugin=1&pcode=teibs020&language=en (accessed 20.11.2018)
Статья поступила в редакцию 03.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018