Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ МОДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ МОДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МОДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зацепина Н.А.

В статье рассмотрено туризм как перманентно обновленный культурный контент, который становится распространенной социальной практикой, способом формирования идентичности. Исследованы современные тенденции моды в туризме, которые становятся фактором влияния моды на конструирование культуры туристского потребления, основанное на анализе экспертных интервью, интервью с туристами, данных анкетного опроса клиентов туристических фирм. Определено, что туризм в условиях глобализации, интенсификации межличностных коммуникаций и виртуализации становится важным фактором конструирования идентичности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CURRENT FASHION TRENDS ON THE FORMATION OF CULTURAL PRACTICES OF DOMESTIC TOURISM UNDER THE INFLUENCE OF GLOBAL SOCIAL CHANGE

The article deals with tourism as a permanent updating of cultural content, which is becoming a common social practice, a way of identity formation. Studied modern fashion trends in tourism, which becomes a factor of influence on fashion design culture tourism consumption, based on the analysis of expert interviews, interviews with tourists, questionnaire data customers travel companies. Determined that tourism in the context of globalization, the intensification of interpersonal communication and virtualization becomes an important factor in the construction of identity of people.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ МОДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

Также необходимо вспомнить про волонтеров, которые помогали иностранцам ориентироваться в городе, преодолеть культурные и языковые трудности. Эти добровольцы работали не ради денег, славы, а просто для себя, для своей страны. Таким образом они старались показать Россию с хорошей стороны, чтобы у всех участников Олимпиады остались только теплые воспоминания и уважение к РФ. К счастью, очень много детей в настоящее время можно встретить на спортплощадках, некоторые посещают спортивные секции, такие как волейбол, баскетбол, футбол, аэробика, бокс. Такой активный образ жизни способствует укреплению здоровья молодого поколения, а значит и будущим достижениям всей страны. Также необходимо вспомнить последние события, а именно зимнюю Универсиаду студентов в феврале 2015 года, где сборная России уверенно заняла первое место в неофициальном командном зачёте, завоевав 56 медалей - в четыре раза больше, чем у ставшей второй команды Южной Кореи [1].

Не затихает интерес некоторых студентов к учебе и получению знаний. Есть еще молодые люди, которые пишут научные статьи, участвуют в научных конференциях, различных конкурсах, мероприятиях, посвященных не только науке, но и культуре. В награду за свою работу они получают гранты, повышенные стипендии и в тоже время самосовершенствуются. Встречаются юноши, которые добровольно идут служить в российскую армию, чтобы встать на защиту своего Отечества и своих близких. Также современная молодежь может быть отзывчивой, духовно и нравственно развитой, воспитанной. Немногочисленное число молодых юношей уступает место в трамваях и

маршрутках не только пожилым людям, но и женщинам, девушкам. Немаловажно и то, что достаточное количество современной молодёжи хочет быть полезной своей стране, хочет заниматься любимым делом, получать достойную оплату за свой труд, хочет без страха жениться и выходить замуж, заводить детей [3]. А значит, у нее есть цели, к которым она стремиться.

Итак, подводя итог, хочется отметить, что поколение XXI века не так уж плохо. К огромной радости его интересует не только Интернет и телекоммуникационные технологии, но и по-прежнему спорт, наука, культура. Среди молодежи можно найти целеустремленных, воспитанных людей, готовых помочь другому. А значит государству есть на кого опереться и кем гордиться.

Литература

1. Архив новостей [Электронный ресурс].- URL: http://www.allsportinfo.ru/archive.php?id=90004&s_ s=0&s_d=4&s_m=2&s_y=2015&b=0&l=40 ( дата обращения 01.03.2015 г.)

2. Итоги Олимпиады Сочи-2014: триумф вместо провала [Электронный ресурс].- URL: http://www.aif.ru /olymp2014/reviews/1111317 ( дата обращения 28.02.2015 г.)

3. Социальная ситуация социализации и самореализации молодежи современной России [Электронный ресурс].- URL: http://conf.omua.ru/content /socialnaya-situaciya-socializacii-i-samorealizacii-molodezhi-sovremennoy-rossii (дата обращения 02.03.2015 г.)

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ МОДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЛОБАЛЬНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Зацепина Н.А.,

кандидат пед.наук, доцент, Запорожский национальный технический университет, г. Запорожье

THE IMPACT OF CURRENT FASHION TRENDS ON THE FORMATION OF CULTURAL PRACTICES OF DOMESTIC TOURISM UNDER THE INFLUENCE OF GLOBAL SOCIAL CHANGE

N.A. Zatsepinа, Candidate of Science, assistant professor of Zaporizhzhya National Technical University, Zaporozhye АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено туризм как перманентно обновленный культурный контент, который становится распространенной социальной практикой, способом формирования идентичности. Исследованы современные тенденции моды в туризме, которые становятся фактором влияния моды на конструирование культуры туристского потребления, основанное на анализе экспертных интервью, интервью с туристами, данных анкетного опроса клиентов туристических фирм. Определено, что туризм в условиях глобализации, интенсификации межличностных коммуникаций и виртуализации становится важным фактором конструирования идентичности людей. ABSTRACT

The article deals with tourism as a permanent updating of cultural content, which is becoming a common social practice, a way of identity formation. Studied modern fashion trends in tourism, which becomes a factor of influence on fashion design culture tourism consumption, based on the analysis of expert interviews, interviews with tourists, questionnaire data customers travel companies. Determined that tourism in the context of globalization, the intensification of interpersonal communication and virtualization becomes an important factor in the construction of identity of people.

Ключевые слова. Туризм, мода, социокультурные практики, культура потребления, турпродукт. Keywords. Tourism, fashion, social and cultural practices, the culture of consumption, tourism product.

Актуальность теми исследования. В последние десятилетия особую актуальность приобретает проблема

потребления и строительства культурных тождеств. Растущие потоки туристов в Европу и по всему миру из постсоветских государств участвуют в процессах глобализации и

культурного обмена наравне со всеми остальными. Постоянство туристских перемещений стало повседневной практикой украинцев, что приводит к колоссальным социальным и культурным изменениям.

Актуальность данного исследования обусловлена заинтересованностью в решении проблем формирования культурных практик отечественного туризма государственными и бизнес-структурами, академическими сообществами, образовательными учреждениями, соответствует стратегическому направлению его развития в Украине. Актуальность темы исследования заключается в изучении социальных условий создания, трансляции и воспроизведения идей, представлений и образцов поведения, которые реализуются туристами в своих культурных практиках. В туризме наблюдается плюрализм поведенческих стратегий актеров, отражается в эволюционном переходе от дискурса равенства в ценности инаковости. Реализуясь в настоящем, практики туристов сочетают ретроспективные и прогностические функции, выражающиеся в обращении к культурному наследию, социальной памяти, семейным традициям, с одной стороны, и способствует конструированию индивидуальных жизненных стратегий с другой. В работах П. Бергера, И. Гофмана, Т. Лукман, Дж.Г. Мида, А. Шютц анализу подлежат индивидуально-личностные конструкции окружающего мира, смыслы и значения межличностных коммуникаций. В культурной перспективе постмодерна рассматривают туризм Н.Е. Покровский, Н. Урили, Т.И. Черняева. Конструированием культурной идентичности туристов занимались такие исследователи как Д. Бурстин, В. Галан-Мутафи, Н. Граберн, Е. Коэн, Дж. Криппендорф, Д. Маккенел, М. Пал-мер, С. Райан. Вопросы конструирования имиджа субъектов и объектов туристской активности рассматриваются в работах Ю.М. Голубчиков, М. Маяцкого, Е.В. Мошняги, И.Л. Савкиной. С критикой общества потребления выступает Ж. Бодрийяр. Потребление как доминанта современного социума освещается И.М. Ивановой, Т.А. Хагуровым; особенности потребления в туризме рассматриваются

В.И. Ильиным, Я.М. Рощиной, Т.И. Черняевой; вопрос моды исследуют Р. Барт, Г. Фершоу, А.Б. Гофман, А.Ю. Гурова, Л.И. Ятин. О специфике развития средних потребительских слоев пишут Н.Г. Балобанова, Б.С. Гладарев, Д.В. Иванов, Т.Р. Калимуллин, А.В. Лешкова, В.А. Литвинов, Р.Х. Симонян, А.Б. Фенько, Ж.М. Цинман, уделяя внимание туристским предпочтениям.

Но без концептуального обработки остаются проблемы формирования туристских ценностей и мотиваций, конструирования типов идентичности современных украинских туристов, выявление особенностей социальных интеракций между актерами культурных практик туризма, локальных ограничений и социальных барьеров реализации туристской активности. В исследовании фокусируется внимание на разработке социологии культуры туризма как перспективном научном направлении, благоприятном распознаванию индивидуального опыта путешествий и социальных взаимодействий в пространственно-временном универсуме эпохи глобализации.

Целью исследования стало изучение современных тенденций моды в туризме, степени влияния моды на конструирование культуры туристского потребления, основанное на анализе экспертных интервью, интервью с туристами, данных анкетного опроса клиентов туристских фирм.

В исследовании туризм концептуализируется в качестве распространенной практики средних потребительских слоев. По туризму как виду деятельности и типу активности респондентами разделяются разные точки зрения: со значительным отрывом преобладают мысли о том, что туризм — это отдых, эмоциональная подзарядка, познания, общения. Туризм рассматривается как общение в два раза чаще, чем физическая активность.

На выбор туристом поездки, маршрута, места отдыха влияет совокупность факторов, их ранжирование по степени значимости приводит к выводу, что на первом месте находится фактор личного опыта; на втором-влия-ние других актеров, СМИ; на третьем мода и реклама.

Таблица 1

Приоритеты выбора потребителями туристских услуг при осуществлении покупки_

Приоритет выбора Число туристов, которые отдали предпочтение туристскому продукту на основе данного приоритета, %

Советы друзей и знакомых 21,6

Цена 16,7

Наличие дополнительных услуг 10,1

Набор услуг, которые предоставляются бес- 8,6

платно

Рейтинг туристского центра 7,8

Личный опыт 6,0

Советы профессионалов, которые работают в ин- 5,3

дустрии туризма

Опыт и советы сотрудников фирмы 4,8

Опыт и престиж организации на туристском 4,7

рынке

Реклама 3,7

Информация о туристской услуге в специальных 3,4

справочниках и в Интернете

Удобное место расположение 2,5

Другое 4,8

Всього 100

Таким образом, можно сделать выводы о том, что людей к выбранному направлению путешествия и отно-на принятие окончательного решения о покупке наиболее шение к репутации туристской организации, которая реа-повлияли два основных фактора это отношение других лизует турпродукт.

Для выявления основных мотивов, влияющих на предпочтения выбора турпоездок респондентами, проведен факторный анализ, в процессе которого выявлено наличие шести факторов (шести блоков мотивов), избранных респондентами из предложенных по степени важности, согласно которым они отправляются в турпоездки и влияющие на их выбор турпоездки. Факторы обладают сильной внутренней взаимосвязью, для которых собственные числа составили не меньше единицы, полная объяснена дисперсия 52,382%. Факторам присвоено наименование: рациональная активность, расширение кругозора, новизна ощущений, выход из повседневности, отдых с близкими, престижная тусовка. Проведенный иерархический кластерный анализ данных анкетного опроса выявил три сопоставимых по размеру кластера: основой первого есть молодые активные туристы, во втором сосредоточены поливариантные туристы, ядро третьего туристы с опытом, ориентированные на познавательные практики. В результате анализа данных анкетного опроса клиентов турфирм установлен значимый коэффициент корреляции по переменной «престижность места отдыха». Ранжирование факторов на основе коэффициента регрессий позволило установить фактор максимального влияния на выбор туристов СМИ и минимального воздействия советы друзей и знакомых.

В процессе исследования были проанализированы особенности потребительских предпочтений украинских туристов. По результатам опроса клиентов турфирм выявлены наиболее важные причины турпоездок: получение новых впечатлений; изменение обстановки; отдых от работы; наслаждение природой; расширение культурных познаний; оздоровления. Причинами низкой степени значимости являются: решение деловых проблем; поиск романтических отношений; пребывания в одиночестве. Опрос показал наиболее популярные для посещения города: Киев, Ялта, Львов; предпочтительны для туризма и отдыха традиционные города-курорты Черноморского побережья: Ялта, Алушта, Севастополь, Судак. Данные различных опросов о намерениях украинцев посетить зарубежные страны позволяют выявить страны-лидеры: Франция, Италия, Египет, Турция, США, Великобритания, Германия.

Анализ результатов социологических опросов 2008-2013 годов демонстрирует количественно разные данные о частоте и периодичности проведения украинцами отпуска за границей: если среди клиентов турфирм эта доля высокая (69%), то в рамках всеукраинской выборки процент колеблется от 8,5 до 16,9%. Различия в поведенческих стратегиях украинских туристов обусловлены факторами: возраст, состояние здоровья, система ценностей и мотиваций, уровень дохода. Препятствиями являются дефицит финансовых и временных ресурсов, семейные обстоятельства, проблемы со здоровьем, незнание иностранного языка для зарубежных поездок, риски и отсутствие гарантий безопасности, сформирована потребность путешествовать. В настоящее время отчетливо проявляется активное развитие в Украине средних потребительских слоев, к которым можно отнести около 37% респондентов из числа клиентов турфирм. Согласно социологическим опросам последних лет, выездной туризм стал распространенной практикой представителей средних потребительских слоев, проведенный за рубежом отпуск становится характерной чертой их повседневного

опыта и поведенческих стратегий. Отдых за рубежом может служить индикатором того, чтобы человека и его семью отнести к средним потребительским слоям. Результаты групповых дискуссий позволяют утверждать, что иерархия предпочтений украинских туристов на турецких курортах состоит из географических приоритетов, финансовых возможностей, устойчивой склонности к выбору системы обслуживания олл-инклюзив, сочетание пляжного, культурно-познавательного видов туризма, шопинга. Проявляется широкая амплитуда ценностей и мотиваций в реализации туристской активности украинских туристов на курортах Турции, которая входит в 2010-2013 годах в пятерку лидеров по приему украинцев. Туризм стал важным компонентом жизни и деятельности современных людей, стремящихся не только работать и зарабатывать, но и отдыхать и путешествовать разнообразно и комфортно.

Также было исследовано феномен моды, взаимосвязанный с локальными культурными модусами потребления туруслуг и отражает глобальные тенденции культуры эпохи консюмеризма. Будучи явлением массовым и популярным, туризм наглядно демонстрирует образ жизни с ориентацией на культурное освоение земного пространства, он выступает в качестве своеобразного двигателя и законодателя моды, одновременно обращаясь к ней как средства собственной популяризации. Представление о полноценном отдыхе становятся неотделимыми от турпоездки, на выбор которой влияют факторы моды и престижного потребления. Было определено, что мода способствует формированию индивидуального стиля и имиджа потребителя. Согласно П. Бергер и Т. Лукману, идентификация служит ключевым моментом субъективной реальности, подчеркивает определяющую роль стиля в процессе социализации и самопрезентации. Индивидуальный стиль туриста является элементом структурирования социальной реальности, выполняет функцию идентификации человека в этой социальной роли. На основе анализа эмпирических данных было выявлено современные тренды взаимодействия индустрии моды и сферы туризма, степень влияния туристской моды на конструирование культуры потребления, обоснованно тезис о важности формирования общественного мнения по развитию внутреннего туризма и путешествий по Украине. Анализ экспертных интервью свидетельствует о тесной взаимосвязи моды и престижа в туризме. Мода в туризме как фактор престижного потребления занимает важное место в системе современных символов социальной стратификации, распространяется на виды и направления туризма, дестинации, курорты, отели, турфирмы. Она формируется профессионалами турбизнеса, транслируется СМИ потенциальным клиентам. Современная мода конструирует культуру потребления туруслуг.

Организация и осуществление туристских поездок детерминированы выбором приоритетов в потребительских практиках, системой ценностей и мотиваций, на которые влияют факторы: личный опыт путешествий, мысли близких, советы сотрудников турфирмы, СМИ, Интернет, реклама, мода. Конструирование идентичности туриста есть, с одной стороны, упорядоченным процессом, с другой гибко-ситуативным. Индивидуальная поведенческая стратегия туриста в условиях глобализации сопоставима с общей жизненной траектории, одновременно тщательно планируемой и сложно предсказуемой. Выбор поведен-

ческой стратегии украинского туриста зависит как от собственных интересов и потребностей, так и от событийного ряда, можно интерпретировать как контекстуально-пространственную мобильность. Туристы дифференцированы в оценке степени важности причин, по которым отправляются в путешествия, что зависит от возраста, уровня образования, дохода, места проживания. Выездной туризм становится распространенной практикой представителей средних потребительских слоев, стандарту потребления которых принадлежат культурные практики туризма за рубежом как ресурс развития социального и символического капитала.

Современные украинские туристы реализуют различные поведенческие стратегии, в основе которых лежит, с одной стороны, архетип советского образца, с другой западные модели поведения иностранных туристов рядом с транслируемыми СМИ образцами. Развиваются новые социальные практики: организовано участие туристов в масштабных мероприятиях, виртуальные путешествия, заказ туруслуг по Интернету, кредитования путешествий. Наблюдается рост туристских коммуникаций в пространстве Интернета с помощью различных сетевых ресурсов (веб-сайты, порталы, блоги, электронные журналы, онлайновые путеводители, Интернет-форумы), что свидетельствует о стремлении туристов конструировать свою положительную индивидуальную и групповую идентичность. Социальные изменения в туризме проходят по двум осям коммуникаций межличностные интеракции (турист турист; турист местный житель; турист турагент) и виртуальные практики (турист турагент; турист Интернет, СМИ; турагент Интернет, СМИ). В силу виртуализации современного общества туризм становится своего рода глобальным сетевым медиапроектом. Глобальные системы коммуникации активно влияют на сознание и поведение людей, формируя туристические потребности, предпочтения, ценности, мотивы.

Современный турист находится в пространстве бесконечного многообразия образов, текстов, символов, знаков, требующих как личного осмысления, так и внешних интерпретаций. Значимость когнитивного, этического и эстетического компонентов туризма в настоящее время усиливается как никогда раньше, что приводит к распространению образцов культуры и стилей поведения. Однако транслируемое СМИ деперсонифицированное знание не может заменить личный опыт путешествий.

На восприятие и формирование предпочтений, выбор туристами мест отдыха, позиционируются в качестве престижных, влияют СМИ, личный опыт путешествий, рекомендации сотрудников турфирм, советы друзей и знакомых. СМИ оказывают максимальное влияние на выбор туристами мест отдыха, наименее значимый фактор воздействия советы друзей и знакомых. Уровень доверия по-

тенциальных туристов к сотрудникам турфирм невысокий, о чем свидетельствуют коэффициенты регрессионного анализа, из чего следует вывод о необходимости улучшения качества обслуживания как ресурса повышения репутации турфирмы. Украинский турист является субъектом современных социальных изменений. Мотивы и ценностные ориентации в реализуемых туристами поведенческих стратегий лежат в основе модели типов идентичности. Туристская идентичность представляет собой совокупность мотиваций, ценностных установок, стратегий поведения, видов деятельности человека, находящегося в социальной роли туриста.

Социальные практики туристов способствуют формированию культуры потребления и образа жизни. Понятие о полноценном отдыхе становится неотделимым от турпоездки, на выбор которого влияют тенденции моды, занимающие важное место в системе современных символов социальной стратификации. Мода в туризме является средством выражения социальных и культурных предпочтений и различий между потребителями турпро-дукта. В контексте туристической моды можно рассматривать престижное потребление и формирования индивидуальной культуры туристов как потребителей. В эпоху глобализации туризм способствует дальнейшей индивидуализации потребительских запросов, которые формируют моду в туризме профессиональными агентами, экспертами туристического сообщества, СМИ.

Список литературы

1. Карамашева А.А. Роль туризма в развитии личности II Тип культуры. Альманах. Вып.2. — М.: РАГС, 2004. — С.222—234.

2. Лысикова О.В. Престижное потребление как фактор персонализации туризма и самоидентификации туриста I О.В. Лысикова II Проблемы управления социально-экономическими системами: межвуз. сб. науч. трудов I под. ред. Л.В. Соколовой. Саратов: СГСЭУ, 2007. Вып. 1. С. 151—156.(0,4 п.л.). ISBN 978-5-87309-644-2.

3. Crick-Furman D. Prentice R. Modeling tourists' multiple values II Annals of Tourism Research, 2010. Vol. 27, No. 1, Pp. 69—92.

4. Experiences capes: Tourism, Culture and Economy I ed. by Tom O'Dell and Peter Billing (eds). Copenhagen: Copenhagen Business School Press, 2005.

5. Pearce Ph. L. and Lee U. Developing the Travel Career Approach to Tourist MotivationII Journal of Travel Research, 2005. Vol. 43. Pp.226 - 237.

6. Uriely N. The Tourist Experience: Conceptual Developments I Annals of Tourism Research, 2005. Vol. 32(1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.