Влияние современных мультфильмов на эмоционально-волевую сферу детей 3-4 лет
Шахмалова Ирина Жаповна,
к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС(Я) E-mail: [email protected]
Ройбу Елена Александровна,
студент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС(Я) E-mail: [email protected]
В данной статье освещается вопрос влияния современных мультфильмов на эмоционально-волевую сферу детей 3-4 лет. Эмоционально-волевая сфера играет огромную роль в процессе становления личности дошкольника. Дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. В этом возрасте закладывается фактический склад личности, активно развиваются мотивационная и эмоционально-волевая сферы, которые определяют успешность освоения знаний и развития ребенка. В статье раскрываются факторы, влияющие на становление эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет. Обосновывается эффективность использования различных форм и методов в процессе развития эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет. Описывается анализ диагностических методик таких как методика «Паровозик» (С.В. Валиева), методика «Цветовой тест отношений» модификация методики Люшера (И.Б. Дерманова), графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) которые были применены для на первом (константи-рующем) этапе с детьми 3-4 лет для выявления уровня развития эмоционально-волевой сферы и на третьем (контрольном) этапе с целью отследить динамику развития эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет средствами программы «Мир эмоций». Так же описываются цель, задачи, методы, приемы и условия реализации программы, которые были применены на втором (формирующем) этапе.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, эмоциональная сфера детей, волевые качества, дошкольный возраст, эмоции.
о с
U
см см о см I—
На современном этапе в детских садах увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В связи с этим в детской психологии возросла актуальность проблемы эмоционального развития детей 3-4 лет. Существует необходимость в подборе удобных для использования методик для изучения эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет и ее коррекции.
Актуальными являются вопросы специфики эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет. Ведь наличие эмоциональных проблем в этом возрасте может снизить эффективность познавательного развития ребенка, так как негативные эмоции страх, тревога, гнев и др. ухудшают процессы памяти, мышления, воображения.
Изучением эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет занимались такие отечественные и зарубежные ученые как: Л.И. Божович, В. Вундт, Л.С. Выготский, У. Джеймс, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, Р.С. Не-мов, С.Л. Рубинштейн, и др.
Среди актуальных исследований развития эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет, которые построены на основе работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов В.К. Ви-люнас, Б.И. Додонова, Н.С. Ежкова, Е.П. Ильина, И.Ю. Кулагина, И.В. Ковалец, Л.Д. Лебедева, П.В. Симонова, Г.А. Урунтаевой, и др.
На современном этапе данной проблеме уделяется особое внимание, этим занимаются психологи и педагоги РФ и РС (Я) такие как, О.А. Морчу-кова, Ю.В. Шарапова, Н.С. Бандурина, А.Ю. Борисова, С.П. Фионова, Л.Д. Протасова, О.А. Гришко, И.Е. Ильина, Н.Б. Лебедева, Л.Б. Буйная и другие.
Эмоция является особой формой, в соответствии с которой отражается психика человека, когда непосредственным переживанием осуществляется представление не объективных явлений, а субъективного отношения к данным явлениям.
В.К. Вилюнас считает, что «определение эмоции дается достаточно сложно» [1, с. 23], поскольку: во-первых, эмоции достаточно разнообразны, проявление каждой из них осуществляется индивидуально в разной степени. Во-вторых, для эмоции характерно выступать в качестве достаточно сложного явления, суть которого заключается в том, что психическое и телесное связано друг с другом, поскольку осуществляется воздействие всех уровнем личности.
Эмоциональную сферу ребенка А.В. Запорожец рассматривает, как «базисную предпосылку, фундамента» [4, с. 91], на котором формирует-
ся личность ребенка, внутреннего фактора, предопределяющего психическое развитие ребенка и то, насколько благополучна его психика.
По мнению Л.С. Выготского, «достоверность любой классификации эмоции и ее естественность присутствует в любом случае» [2, с. 197]. При удовлетворении собственных потребностей, проблемы истинности и типичности выражения гнева или страха не характеризуются справедливым значением.
Н.С. Ежкова утверждает, что «присутствует непосредственная связь эмоция и деятельности ребенка» [3, с. 27], поскольку положительные эмоции позволяют осуществлять развитие речи, дви-жений,восприятия и памяти.
А.Н. Леонтьев считает, что, «когда изначально фактически формируется личность, формируются и основные личностные образования» [7, с. 251], так же механизмы с эмоциональной и мотиваци-онной сферами, осуществляется развитие самопознания.
И.Ю. Кулагина выделяет, что до момента совершения действий ребенком, его сознание подвергается формированию эмоционального образа, на основании которого осуществляется «представление дальнейшего результата и оценки взрослыми» [6, с. 94].
Для информационных детских продуктов -мультфильмов, характерно выступать в качестве достаточно эффективного средства в детском развитии.
Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование проблем влияния современных мультфильмов на эмоционально-волевую сферу детей 3-4 лет. Данная проблематика остается малоизученной в современном научном обществе и носит больше житейский характер. Советские мультфильмы характеризуются нормальной для детей картиной мира - православной, поскольку не отмечается вечность зла в данной картине, а наоборот - вечность добра. От таких мультфильмов стоит отметить пользу для детей, нездоровых или ослабленных через душевную травму. Если ребенок характеризуется коммуникативными проблемами, то при просмотре таких фильмов у него формируется правильная модель поведения относительно заведения друзей, товарищества и помощь другому человеку.
Американские мультфильмы характеризуются абсолютно противоположной картиной мира, события происходят в форме зла.
Обобщение психолого-педагогического опыта педагогов и психологов РФ и РС (Я) подтверждает, что у детей дошкольного возраста могут возникнуть проблемы с развитием эмоционально-волевой сферы, поэтому важно осуществлять и вести психологическую работу с целью профилактики, предупреждения и преодоления проблем. Между педагогами и психологами РФ и РС (Я) очень популярны такие формы, методы и приемы для развития эмоционально-волевой сферы как кружки, тренинги, индивидуальная работа, экскур-
сии, игры, изотерапия, мульттерапия, фототерапия пластинография, сказкотерапия, музыкотера-пия. Все эти методы и приемы являются эффективными при правильном применении и подходе к ребенку дошкольного возраста если это индивидуальные занятия или же к группе детей если это групповые занятия.
Целью нашего исследования явилось выявление уровня развития эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом (констатирующем) этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня развития эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет. Контингент: 11 дошкольников второй младшей коррекционной группы МБОУ С(К)-НШ -детского сада № 3 «Малыш» г. Нерюнгри.
Нами подобран следующий психолого-педагогический комплекс методик: «Паровозик» (С.В. Ва-лиева); «Цветовой тест отношений» модификация методики Люшера (И.Б. Дерманова); графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).
Результаты диагностики показали, что только 9% дошкольников хорошо понимают свое эмоциональное состояние и состояние людей. Отмечается наличие агрессивности у 46% дошкольников, при изучении характера эмпатии у 18% детей преобладает эгоцентрическая эмпатия. Опрос педагогов показал, что эмоционально-неблагополучных детей в группе составляют 27%.
В качестве средства развития эмоционально-волевой сферы дошкольников нами составлена программа «Мир эмоций».
Цель программы: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Задачи программы: расширить понимание детьми чувств, эмоций и выражений, а также обогатить словарный запас детей; развивать и совершенствовать способность детей распознавать свое собственное эмоциональное состояние; формировать и развивать у детей способность распознавать эмоциональные выражения других людей по различным признакам (мимика, пантомима, интонация); способствовать открытому выражению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и т.д.); развивать у детей навыки общения со сверстниками и окружающими взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Методы и приемы: мульттерапия, игротера-пия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия и т.д.
Основным методом в программе «Мир эмоций» стал метод мульттерапия, являясь надежным и эффективным средством воспитания, он позволяет создать определенные условия для развития и закрепления положительных эмоций, чувств и в целом успешных установок во всех сферах жизни дошкольников.
Мульттерапия - этот метод, который формирует и развивает позитивное отношение к жизни, общению и обучению у детей дошкольного возраста.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см
Самое главное - это тщательно подобранный сюжет мультфильма, чтобы дети могли увидеть наглядно различные чувства, состояния, эмоции и ощущения, которые окружают их каждый день.
Так, на занятии. «Радость» детям предлагался отрывок из мультфильма «Малышарики» из сборника № 25 «Эмоции» - об эмоции радость. В данном отрывке мультгероиня Пандочка грустит, потому что она не может играть с Барашком одной пуговичкой, хочет, чтобы у нее была своя пуговица. Но тут Пандочка нашла коробочку для фокусов, и пригласила Барашка для демострации фокуса. И тут уже никто не грустил, у них на лице была радость. Занятие позволяет наглядно показать эмоции, и закрепить их.
На занятии «Радуюсь, грущу» мы посмотрели отрывок из мультфильма «Малышарики» из сборника № 25 «Эмоции» - об эмоции радость и грусть. В данном отрывке Нюшенька грустила от того что идет дождь, и она не может перепрыгнуть через канаву. Но вдруг ей встретился Крош, который помог Нюше найти дощечку, по которой они перешли канаву и счастливые побежали домой пить чай. Дети не только имеют возможность понять состояние героев, их эмоции, взгляды на произошедшие события и моральные ценности, но и имеют возможность прожить несколько жизней и обогатить свой эмоциональный и нравственный багаж новыми впечатлениями и чувствами.
В ходе занятия «Такие разные эмоции» дошкольники закрепляют знания о чувствах, у них формируются навыки саморегуляции. При просмотре мультфильма «Большой Ух» дети увидели, как Чудик с большими ушами слушал музыку звезд и не замечал звуков живой жизни. А маленький волчонок спешил на помощь по первому зову. Таким образом этот мультфильм показывает, что что заступиться и решить проблему можно не силой, а добротой. В конце занятия дети рисуют коллективный плакат «Ладонь полная солнца» с целью выражения своих эмоций, который посвятили мамам. Выполняя необычные упражнения с детьми, можно не только помочь им преодолеть эмоциональные проблемы, развивать уверенность в себе, воображение и изобразительность, но и дать им возможность получить огромное счастье от взаимного общения и развития.
Велась отдельная работа с родителями. В приемной с помощью папки передвижки родителям предлагался совместный просмотр с детьми мультфильмов: «Грибок - теремок», «Кот рыболов», «Терем - теремок» и т.д.
«Грибок - теремок» (1958 г.). Герои мультфильма, видя, что места под грибом недостаточно, все равно пускали к себе всех нуждающихся, а гриб тем временем рос под дождем. Мораль этого мультфильма: от бед спасает дружба, доброе сердце и отзывчивость. «Кот рыболов» (1964 г.). Мораль этого мультфильма: некрасиво пользоваться чужим трудом, не проявляя при этом никакого уважения. «Терем-теремок» (1971 г.). Мораль этого мультфильма настраивает на стремление к друж-
бе и рассказывает о важности ответственности за свои поступки (медведь разрушил дом и помог построить новый).
Таким образом, занятия по программе «Мир эмоций», способствуют снижению тревожности, агрессивности, повышению уверенности и личной самооценки, а также уровня позитивного взаимодействия детей Это в свою очередь окажет положительное влияние на эмоциональную и волевую сферу дошкольников. Кроме того, методы сказко-терапия, изотерапия, музыкотерапия, мульттера-пия позволяют детям развить творческие способности, раскрыть потенциал, развить воображение и креативность.
На третьем (контрольном) этапе была осуществлена итоговая диагностика, с целью отследить динамику развития эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет средствами программы «Мир эмоций». Контингент остался прежним.
Этап анализа результатов опытно-экспериментальной работы включал проведение итогового исследования по программе психолого-педагогической диагностики развития эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.
В результате итогового исследования были выявлены положительные изменения, такие как снижение уровня тревожности, по методике «Кактус» на 18%, эмоциональное отношение детей к нравственным нормам улучшилось на 27%, они стали добрее, а это означает что у 82% эмоционально психическое состояние в норме по методике «Цветовой тест отношений» модификации методики Люшера. Позитивное психическое состояние детей в группе увеличилось на 36%, снизился уровень негативного психического состояния на 28% по методике «Паровозик».
Математическая обработка результатов психолого-педагогического исследования подтверждает, что целенаправленная работа по программе «Мир эмоций», способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.
Таким образом, в своей работе мы изучали практические проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет с помощью мульттерапии, сказ-котерапии, музыкотерапии, изотерапии и т.д.
Проведенное исследование показало значимость внедрения программы в практику психолого-педагогической деятельностипри работе с детьми 3-4 лет, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы.
Литература
1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. - 143 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: АСТ, 2011. - 288 с.
3. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2010. -128 с.
4. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1995. - 176 с.
5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2003. -176 с.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-воУРАО, 1999. -176 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с
THE INFLUENCE OF MODERN CARTOONS ON THE EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE OF CHILDREN 3-4 YEARS OLD
Shakhmalova I. Zh., Roibu E.A.
North -Eastern Federal University, Technical Institute (branch) of the RS (Ya)
This article highlights the issue of the influence of modern cartoons on the emotional and volitional sphere of children 3-4 years old. The emotional-volitional sphere plays a huge role in the process of becoming a preschooler's personality. Preschool age is a special period in a child's life. At this age, the actual personality structure is laid, the motivational and emotional-volitional spheres are actively developing, which determine the success of knowledge acquisition and development of the child. The article reveals the factors influencing the formation of the emotional and volitional sphere of children 3-4 years old. The effectiveness of the use of various forms and methods in the development of the emotional and volitional sphere of children aged 3-4 years is substantiated.
The analysis of diagnostic techniques such as the «Steam Train» technique (S.V. Valieva), the «Color test of relationships» technique modification of the Lusher technique (I.B. Dermanov), the graphic technique «Cactus» (M.A. Panfilova), which were used for the first (constant) stage with children 3-4 years old to identify the level of development emotionally-the volitional sphere and at the third (control) stage in order to track the dynamics of the development of the emotional-volitional sphere of children aged 3-4 years by means of the «World of Emotions» program. The purpose, objectives, methods, techniques and conditions for the implementation of the program, which were applied at the second (formative) stage, are also described.
Keywords: emotional-volitional sphere, emotional sphere of children, volitional qualities, preschool age, emotion.
References
1. Vilyunas V. K. Psychology of emotional phenomena. - Moscow: MSU, 1976. - 143 p.
2. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. - M.: AST, 2011. -288 p.
3. Ezhkova N.S. Emotional development of preschool children. -M.: VLADOS, 2010. - 128 p.
4. Zaporozhets A.V. Emotional development of a preschooler. -M.: Enlightenment, 1995. - 176 p
5. Kosheleva A.D. Emotional development of preschoolers: studies. manual for students. higher. ped. uchebn. institutions. - M.: Academy, 2003. - 176 p.
6. Kulagina I.Y. Age psychology (Child development from birth to 17 years): textbook. 5th ed. - Moscow: Publishing House, 1999. - 176 p.
7. Leontiev A.N. Activity. Conscience. Personality. - M.: Sense, Academy, 2005. - 352 p.