Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА АКСИОСФЕРУ ЖИТЕЛЕЙ КАРЕЛЬСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ'

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА АКСИОСФЕРУ ЖИТЕЛЕЙ КАРЕЛЬСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / «ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ ПРОФИЛЬ» / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКСПЕДИЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ИСТОРИЯ / АКСИОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суворова Ирина Михайловна, Кабанова Лилия Ивановна

В статье анализируется проблема специфики качества жизни и ценностных ориентаций жителей пограничного Калевальского района Республики Карелия. Ретроспективный аспект исследования обусловлен трагической историей разделения одного народа (северных карелов) на территории двух соседних государств (Финляндии и России) вследствие политических событий и решений прошлого. Исторически сложившаяся обособленность калевальцев (в географическом и ментальном плане) актуальна и в современной жизни. Поэтому главной целью исследования стало определение степени влияния социокультурных факторов на качество жизни и аксиологические доминанты местных жителей. Анализ современной социокультурной ситуации на территории Калевальского национального района осуществлялся в ходе комплексной научной экспедиции «Калевала-2021» и в ходе камеральной обработки результатов полевой работы. В исследовании использовалась комплексная методология гуманитаристики, а также авторитетные аксиологические и психологические методики. В результате проведенного валидизирующего аксиологического исследования были выявлены специфические ценностные доминанты калевальцев, отличные от «общекультурного профиля» Шварца, что совпало с результатами психологического исследования «экзистенциальной исполненности» и качества жизни респондентов. В итоге авторами статьи были выявлены социокультурные факторы, определяющие аксиологические предпочтения и качество жизни калевальцев в современной ситуации, усугубленной пандемическими условиями. Статья рекомендуется специалистам в области философии, культурологии, социологии и истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Суворова Ирина Михайловна, Кабанова Лилия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MODERN SOCIOCULTURAL SITUATION ON AXIOSPHERE OF RESIDENTS OF KARELIAN BORDER

The article analyzes the problem of the specifics of the quality of life and value orientations of residents of the border Kalevala district of the Republic of Karelia. The retrospective aspect of the study is due to the tragic history of the separation of one people (northern Karelians) in the territory of two neighboring states (Finland and Russia) due to political events and decisions of the past. The historically established isolation (geographical and mental) of Kalevalians is also relevant in modern life. Therefore, the main goal of the study was to determine the degree of influence of socio-cultural factors on the quality of life and axiological dominants of local residents. The analysis of the modern sociocultural situation on the territory of the Kalevala National District was carried out during the complex scientific expedition “Kalevala-2021” and during the cameral processing of the results of field work. In the study a comprehensive methodology of humanities was used, as well as authoritative axiological and psychological methods. As a result of the validation axiological study, specific value dominants of Kalevals were identified, different from the “general cultural profile” of Schwartz, which coincided with the results of a psychological study of “existential fulfillment” and the quality of life of respondents. In sum, the authors of the article identified sociocultural factors that determine the axiological preferences and quality of life of Kalevalians in a modern situation aggravated by pandemic conditions. The article is recommended to specialists in philosophy, cultural studies, sociology and history.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ НА АКСИОСФЕРУ ЖИТЕЛЕЙ КАРЕЛЬСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ»

Local Frontier Practices | https://doi.org/10.46539/jfs.v7i3.327

/

Influence of Modern Sociocultural Situation on Axiosphere of Residents of Karelian Border

Irina M. Suvorova1 & Liliya I. Kabanova2

Petrozavodsk State University. Petrozavodsk, Russia

Abstract

The article analyzes the problem of the specifics of the quality of life and value orientations of residents of the border Kalevala district of the Republic of Karelia. The retrospective aspect of the study is due to the tragic history of the separation of one people (northern Karelians) in the territory of two neighboring states (Finland and Russia) due to political events and decisions of the past. The historically established isolation (geographical and mental) of Kalevalians is also relevant in modern life. Therefore, the main goal of the study was to determine the degree of influence of socio-cultural factors on the quality of life and axiological dominants of local residents. The analysis of the modern sociocultural situation on the territory of the Kalevala National District was carried out during the complex scientific expedition "Kalevala-2021" and during the cameral processing of the results of field work. In the study a comprehensive methodology of humanities was used, as well as authoritative axiological and psychological methods. As a result of the validation axiological study, specific value dominants of Kalevals were identified, different from the "general cultural profile" of Schwartz, which coincided with the results of a psychological study of "existential fulfillment" and the quality of life of respondents. In sum, the authors of the article identified sociocultural factors that determine the axiological preferences and quality of life of Kalevalians in a modern situation aggravated by pandemic conditions. The article is recommended to specialists in philosophy, cultural studies, sociology and history.

Keywords

Values; Quality of Life; "General Cultural Profile"; Existential Fulfillment; Sociocultural Situation; Expedition; Sociocultural Factors; History; Axiology; Psychology

This work is licensed under a Creative Commons "Attribution" 4.0 International License

1 Email: suvormih[at]list.ru

2 Email: lila31[at]yandex.ru

/

Влияние современной социокультурной ситуации на аксиосферу жителей карельского приграничья

Суворова Ирина Михайловна1, Кабанова Лилия Ивановна2

Петрозаводский государственный университет. Петрозаводск, Россия

Аннотация

В статье анализируется проблема специфики качества жизни и ценностных ориентаций жителей пограничного Калевальского района Республики Карелия. Ретроспективный аспект исследования обусловлен трагической историей разделения одного народа (северных карелов) на территории двух соседних государств (Финляндии и России) вследствие политических событий и решений прошлого. Исторически сложившаяся обособленность калевальцев (в географическом и ментальном плане) актуальна и в современной жизни. Поэтому главной целью исследования стало определение степени влияния социокультурных факторов на качество жизни и аксиологические доминанты местных жителей. Анализ современной социокультурной ситуации на территории Калевальского национального района осуществлялся в ходе комплексной научной экспедиции «Калевала-2021» и в ходе камеральной обработки результатов полевой работы. В исследовании использовалась комплексная методология гума-нитаристики, а также авторитетные аксиологические и психологические методики. В результате проведенного валидизирующего аксиологического исследования были выявлены специфические ценностные доминанты калевальцев, отличные от «общекультурного профиля» Шварца, что совпало с результатами психологического исследования «экзистенциальной исполненности» и качества жизни респондентов. В итоге авторами статьи были выявлены социокультурные факторы, определяющие аксиологические предпочтения и качество жизни калевальцев в современной ситуации, усугубленной пандемическими условиями. Статья рекомендуется специалистам в области философии, культурологии, социологии и истории.

Ключевые слова

ценности; качество жизни; «общекультурный профиль»; экзистенциальная исполненность; социокультурная ситуация; экспедиция; социокультурные факторы; история; аксиология; психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная

1 Email: suvormih[at]list.ru

2 Email: lila31[at]yandex.ru

Local Frontier Practices | https://doi.org/10.46539/jfs.v7i3.327

Изучение проблемы влияния социокультурной ситуации на ценностные предпочтения и качество жизни населения традиционно носит междисциплинарный характер и имеет отношение к гуманитаристике в целом. Однако философско-культурологический подход предполагает не только использование авторитетных методик и проверенного инструментария, но и претендует на мировоззренческие выводы в области аксиологии. Допустимо предположить, что аксиологические предпочтения жителей приграничных территорий имеют свои оригинальные черты аксиосферы, которые сформировались под влиянием географических, экономических, исторических, культурных, демографических и политических факторов прошлого и настоящего. Под аксиосферой здесь будет пониматься изменчивая сложноструктурированная система взаимосвязанных ценностей, представленных в виде суждений, образов, идей и норм, разнообразных проявлений ценностного сознания, мотивирующих практическую и духовную деятельность человека (Суворова, 2014, с. 352).

Цель статьи: выявить и описать специфические черты аксиосферы и качества жизни жителей карельского приграничья, сформированные под влиянием комплекса социокультурных факторов.

Методология исследования

Исследование в приграничном Калевальском национальном районе Карелии проводилось учеными Петрозаводского государственного университета в ходе комплексной научно-исследовательской экспедиции Гуманитарного инновационного парка «Калевала - 2021» по проекту «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Карелии» и привлекло 1018 респондентов из числа местных жителей.

Эмпирические данные по теме проекта были получены в результате применения комплексной методологии культурологии, социологии, экономики, истории, лингвистики, психологии и аксиологии. В ходе работы с взрослым населением Калевальского района были использованы фокус-группы по тематическим кейсам (история, социология), стандартные и нестандартные опросники (социология, психология, экономика), описание и интерпретация представлений человека, его реакций и оценок по проблемной теме (лингвистика, психология), глубинные интервью (аксиология, лингвистика, история, социология), анкетирование (лингвистика, социология, экономика), факторный анализ, статистический и нормативный методы (экономика). Для специального исследования особенностей ценностных предпочтений жителей приграничного района использовались глубинные интервью, опросник Шварца и диагностика «экзистенциальной исполненности» Лэнгле.

В ходе камеральной обработки полученных эмпирических данных оказалось возможным верифицировать предполагаемую гипотезу относительно важнейших факторов, формирующих ценностные предпочтения жителей приграничного района.

Результаты исследования и обсуждения

Влияние изменяющейся социокультурной ситуации на мировосприятие каждого человека и общества в целом является неоспоримым фактом в гума-нитаристике. Анализ реальной социокультурной ситуации на уровне факторов внутреннего порядка (социальная динамика, экономическая модель развития, изменения в политическом режиме, государственном устройстве), исторических и географического фактора удаленности от столичных центров, а также фактора влияния глобальных процессов способен выявить наиболее влиятельные на сознание респондентов. В данном исследовании анализируются общепринятые в культурологии социокультурные факторы и не учитываются природно-климатические, которые также имеют влияние на формирование аксиосферы жителей Калевальского района, однако являются предметом более емкого междисциплинарного исследования.

Политический режим и государственное устройство как социокультурные факторы внутреннего порядка Калевальского района идентичны всем другим в Республики Карелия за исключением того, что району присвоен статус национального как месту компактного проживания карелов. Действительно кале-вальцы трепетно сохраняют свое культурное наследие на уровне языка, традиций, обрядов, фольклора, праздников, ремесел. Однако родной карельский язык калевальцев до сих пор не принят на уровне республики как второй государственный, хотя многочисленные попытки осуществлялись с 90-х годов ХХ века (Кряжков, 2018, с. 59). В глубинных интервью и анкетах респонденты признавались, что этот факт непризнания карельского языка ущемляет их национальное достоинство и права, а также негативно влияет на востребованность карельского языка во всех сферах. Большинство респондентов (74%) высказались за необходимость изучения и популяризации карельского языка, что демонстрирует высокий уровень национального самосознания кале-вальцев. Кроме того, в 2020 году Калевальский район был причислен к Арктической зоне РФ, что предполагало ряд преференций для его жителей в экономическом плане в виде льготного налогообложения и выделения «Арктического гектара» (Официальный сайт муниципального образования «Калевальский национальный район», 2021). Однако уровень средней заработной платы в Калевальском районе за 2020 год (47234 рубля), по данным местной администрации, ниже, чем в других арктических районах Карелии. Вероятно, что лесозаготовительная и деревообрабатывающая деятельность калевальцев

Local Frontier Practices | https://doi.org/10.46539/jfs.v7i3.327

/

приносит меньшую прибыль, чем камнеобработка и энергетика Лоухского и Кемского районов Карелии.

Демографическая ситуация в Калевальском районе является проблемной: ежегодная стабильная убыль населения (естественная убыль и трудовая миграция) стала негативной тенденцией постсоветских десятилетий на территории всей республики. По сведениям Карелиястат за последние 22 года численность населения сократилась на 5371 человека (что составляет 54% от количества населения 1989 года), а за последние 7 лет - на 1036 человек с 7525 до 6489 жителей (Общие итоги миграции населения Республики Карелия, 2019). Таким образом, невысокая зарплата и отток населения из этой приграничной зоны создают условия для депрессивных настроений оставшихся жителей территории.

Особое значение в социокультурном плане имеет географическое местоположение Калевальского района, который значительно (на 550 км) удален от столицы Карелии - города Петрозаводска. В отсутствии железнодорожного и авиасообщения в период весенне-осенней распутицы Калевальский район становится труднодоступным, что ограничивает получение высококвалифицированной медицинской помощи, социальных услуг и элементарной доставки товаров населению. Подобная «обособленность», с одной стороны, оценивается местными жителями как ущемление их гражданских прав, но с другой стороны, позволяет сохранить местный колорит, а главное - уникальный природный ландшафт. Близость к финской границе (80 км) определяет постоянное взаимодействие местных жителей с соседями как в экономическом, туристском плане, так и в области сохранения культурных традиций и изучения богатой истории края.

Изначально (в период раннего средневековья), по данным исторических документов, территорию нынешнего Калевальского района Карелии и пограничную коммуну современной Финляндии Суомуссалми заселяли племена лопарей или саамов, занимавшихся охотой и рыболовством. Как свидетельствует Ю. Корпела:

«У местных сообществ не было комплексной социальной и административной организации, потому что их хозяйственный уклад и социальная повседневность в этом не нуждалась. Хозяйство основывалось на годовом цикле периодических переселений семейных объединений. Взаимоотношения регулировались традицией и социально-бытовыми нормами. Связи между группами ограничивались неформальными встречами и не слишком регулярными торговыми отношениями. Для формирования племенных структур и идентичностей, равно как для складывания надрегионального сознания, этого было явно недостаточно» (Корпела, 2021, с. 35).

Активное заселение данной территории собственно карелами произошло, по сведениям историков, за счет миграции:

«Во второй половине XVI столетия в окрестности озера Лексозера буквально устремился поток переселенцев из Приладожья; в их числе были родовитые карельские семьи, потомки местной средневековой знати - своеземцы, и все еще не попавшие в частнофеодальную зависимость крестьяне-аллодисты -чернокунцы; что эти карелы-переселенцы и принесли в окрестности Лексозера, Кимасозера и Куйтозера древнюю рунопевческую традицию и, живя здесь в последующие столетия, сумели ее сохранить, передавая детям и внукам, и что по иронии истории древние руны оказались записанными спустя столетия здесь, на далеком - относительно Приладожья - севере, в той именно стороне, с которой некогда народ, их создатель, олицетворял чужой, а, следовательно, враждебный мир Похъелы» (Чернякова, 2021а, с. 305).

Матти Пёлля в исследовании об изменениях в этническом составе Беломорской Карелии XV-XVII вв. отмечает, что «на берегах озера Куйто проживали, в основном, предположительно, карелы, однако там находилось также, вероятно, поселение лопи» (Pöllä, 1995, s. 143). А у Клементьева Е.И. мы находим более конкретную демографическую статистику: «По данным писцовых книг Водской и Обонежской пятины и другим источникам, предположительная численность карел ко второй половине XVI века составляла около 55-63 тысяч» (Клементьев, 2003, с. 172). В 1865 году численность карелов в Кемском уезде (куда входил и современный Калевальский район), по сведениям И.А. Черня-ковой, составляла 55% от всего населения, что позволяет считать их этническим большинством на обозначенной территории в то время (Чернякова, 2021б, с. 116). Именно в XIX веке на Калевальской земле финский фольклорист Элиас Леннрот записал большинство карельских рун для всемирно известного эпоса «Калевала», который сегодня признается наследием карельского и финского народов, несмотря на разницу в оценке историков, лингвистов и культурологов (Korpela, 2021).

Формальное разделение северных карелов произошло в 1617 году по Столбовскому договору между Россией и Швецией, (которая владела на тот момент территорией современной Финляндии), когда граница была определена с юга на север вблизи озера Куйто (Жуков, 2017). С тех пор этническая общность карелов оказалась разделенной в пределах двух разных государств. И даже несмотря на столетнее пребывание Финляндии в пределах Российской империи с 1809 по 1917 г. и многочисленные военные попытки передела территории в ХХ веке, граница, проходящая ныне между Финляндией и Россией, делит карельский народ на западную и восточную часть. Трагическую историю разделения карельского народа подробно исследовали историки Университета Восточной Финляндии (Йоэнсуу) и Петрозаводского государственного университета в проекте «Народ, разделенный границей» (Карелы российско-финского пограничья в XIX -XX вв., 2012).

На сегодняшний день, по данным местной администрации, в составе пограничного Калевальского района насчитывается только 30% жителей, относящих себя к карелам; невелика численность северных карелов и

Local Frontier Practices | https://doi.org/10.46539/jfs.v7i3.327

/

на территории соседней коммуны Суомуссалми, где всего проживает 7727 человек (Стратегия Еврорегиона Карелия на 2021-2027 гг.). Поэтому разделенный границей карельский народ сейчас является малочисленным, а с 2010 года язык карел занесен ЮНЕСКО в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» со статусом «Есть угроза исчезновения» и пояснением: «Не изучается детьми как родной язык» (UNESCO Atlas of the World's Languages in Danger, 2010). И несмотря на принятый закон о поддержке карельского языка в республике (Закон о государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия от 19 марта 2004 года (с изменениями на 7 июня 2017 года), Карелия до сих пор остается единственным национальным образованием на территории Российской Федерации, где язык титульной нации не получил статуса второго государственного.

Таким образом, искусственное разделение этноса, военные и политические конфликты негативно отразились на судьбе северных карелов, поставив их под угрозу исчезновения к началу XXI века. Однако жители Калевальского района разных национальностей сегодня стараются сберечь язык и традиции, которые им достались в наследство, идентифицируя свою принадлежность к карельской культуре. Помимо этого, устойчивые связи местных жителей с приграничным финским населением (активно развивающиеся в постсоветское время), карело-финский эпос «Калевала» и общие страницы истории финно-угорских народов сближают наших современников по обе стороны границы на совместных мероприятиях и проектах.

Ежегодная статистика показывает, что количество значимых социальных объектов (по данным местной администрации) остается неизменным за последние 7 лет: 5 школ, 2 детских сада, 3 учреждения дополнительного образования, 13 социокультурных центров. В составе социокультурных центров района находятся многочисленные оригинальные музеи, сохраняющие материальное наследие северных карелов. Всего на территории Калевальского района насчитывается 164 объекта культурного наследия, 46 их которых имеют статус памятников федерального значения (Статистические сведения по дислокации объектов культурного наследия Республики Карелия). Подобная статистика позволяет предположить, что социокультурная инфраструктура способствует реализации образовательных и культурных программ и мероприятий по сохранению и популяризации родной карельской культуры.

Такой фактор внешнего порядка, как глобализация экономических, информационных и социальных процессов, безусловно, нашел свое отражение в жизни жителей приграничной территории. Наиболее ярко это проявляется в функционировании туристической индустрии района и создании информационной инфраструктуры района в области управления, социального и медицинского обеспечения, образования и культуры. Активная деятельность этнокультурного центра «Калевалатало», языковые курсы, преподавание карель-

/

ского языка с начальной школы, радиовещание и периодика на карельском языке в доступном цифровом формате - все это позволяет сохранять национальные традиции и язык карелов не только в местном, но и в международном масштабе (Дьяконова & Степанова, 2016).

В общем и целом, можно резюмировать, что социокультурная ситуация в приграничном Калевальском районе Карелии может быть охарактеризована как депрессивная в демографическом и экономическом плане, но стабильная -в области социального обеспечения, образования и культуры. Закономерно предположить, что подобная противоречивость социокультурной ситуации неоднозначно влияет на ценностные предпочтения местных жителей приграничья.

В исследовании аксиосферы жителей приграничного Калевальского района Карелии использовался кросс-культурный подход по опроснику Ш. Шварца и глубинные интервью, которые позволили выявить понимание респондентами обозначенных в опроснике ценностей. Однако в данной статье представлен только результат опроса, с помощью которого стало возможным изучение структуры аксиосферы респондентов на основе исследования их социального поведения. В данном случае уместным оказалось использование кросс-культурного валидизирующего исследования на основе сравнения «универсального набора ценностей» Ш. Шварца и ценностной сферы жителей Калевальского района. Такое исследование содействовало определению степени равноценности для разных культур ранее созданных измерений психологических конструкций. Ценностная сфера личности, по признанию Ш. Шварца, «...представляет собой мотивационный континуум, <...> мотиваци-онные различия между ценностями могут рассматриваться скорее как непрерывные, чем как дискретные. Мы <...> рассматриваем их как отдельные, если это удобно для исследования, <...> но наше разделение континуума, основанное на теории, является произвольным» (Шварц и др., 2012). Апробированная в 83 странах мира методика Ш. Шварца позволила автору выявить так называемой «общекультурный профиль», в котором представлена следующая иерархия:

• «Доброта - расположенность к другим, забота о благополучии близких, честность, готовность прощать и помогать, лояльность и ответственность.

• Самостоятельность - руководство самим собой (выбор независимого мышления и поведения, творчество, склонность к исследованию, свобода, любопытство, постановка собственных целей).

• Универсализм - понимание другого, высокая оценка другого, забота о благополучии всех людей и природы, мудрость, широта мышления, социальная справедливость, равенство, всеобщий мир, социальная справедливость, мир красоты, единство с природой.

Безопасность - надежность, гармония и стабильность общества, отношений и себя самого, безопасность семьи и государства, общественный порядок, чистота, взаимная полезность.

Конформность - воздержание от действий, которые могли бы нанести вред другим людям, общественному порядку или принятым социальным нормам, вежливость, послушание, самодисциплина, уважение к родителям и старшим.

• Достижения - личный успех посредством демонстрации личной компетентности в соответствии с социальными стандартами, успешность, способность, амбициозность, влиятельность человека.

• Гедонизм - удовольствие и чувственное самовознаграждение, наслаждение жизнью.

• Стимуляция - азарт, новизна, стремление к глубоким переживаниям.

• Традиции - принятие и соблюдение традиций, обычаев и идей традиционной культуры и религии, скромность, благочестие, умеренность.

• Власть - достижение социального статуса или престижа, контроля над людьми и ресурсами, социальная власть, богатство, поддержание имиджа» (Шварц и др., 2012, с. 48).

На основе многочисленных исследований в разных странах и культурах Ш. Шварц сконструировал своеобразную иерархию ценностей, где первые места занимали доброта, самостоятельность и универсализм, а последние три позиции - гедонизм, стимуляция и власть. Сам автор утверждает, что такое положение дел содействует наилучшему функционированию общества.

Ш. Шварц постулировал, «что все индивидуальные ценности основываются на базовых условиях человеческого существования (одном или более): а) потребности организма, б) стремление к социальным взаимодействиям и в) потребность в принадлежности к группе. 19 ценностей основываются на этих условиях и соответствуют функциональным требованиям, выработанным Ш. Шварцем (в 1992 и 2006 году) для базовых ценностей. Они фокусируются на: а) личной или социальной выгоде от результата, б) росте и саморазвитии или избегании тревожности и защите, в) открытости к изменениям или сохранении статус-кво, г) направленности на собственное благо или благо других» (2012, с. 47).

Насколько соответствует данному «общекультурному профилю» аксио-сфера жителей в конкретном карельском районе, можно узнать на основе анализа результатов опросника. В опросе участвовали 34 респондента (по правилам стихийной социологической выборки, которая определяется только одним параметром - активностью респондентов) от 18 до 63 лет, все трудящиеся, из них 82% - женщины, 18% - мужчины; 45% респондентов заявились как карелы по национальности, 88% - уроженцы Калевальского района). Итоговые результаты по опроснику Ш. Шварца представлены, как и

подразумевает методика, на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных предпочтений.

На первом уровне среди приоритетных ценностных идеалов у жителей Калевальского района оказались безопасность, доброта и конформность. Данный результат показывает, что для представителей малочисленного народа безопасность семьи и государства, общественный порядок, чистота, взаимная полезность, воздержание от действий, которые могли бы нанести вред другим людям, вежливость, послушание, самодисциплина, уважение к родителям и старшим являются приоритетными. Не случайно, что ценность безопасности и на уровне индивидуальных предпочтений занимает первое место у жителей Калевальского района. Этот факт указывает на особый статус безопасности в приграничном районе, ведь сама история разделения народа и его территории напоминает местным жителям о возможных угрозах. Безусловную ценность безопасности можно назвать главной оригинальной характеристикой аксиосферы жителей Калевальского приграничного района в отличие от «общекультурного профиля» Шварца, где на первом месте базируется доброта. Важно указать разницу в аксиологических предпочтениях на данном уровне нормативных идеалов калевальцев и жителей соседнего муниципального объединения - Костомукшского городского округа, где по результатам подобного исследования лидирующая позиция принадлежит ценности доброты, как в «общекультурном профиле» Шварца (Суворова, 2020).

Необходимо отметить, что лидирующую позицию на уровне индивидуальных ценностей в аксиосфере жителей приграничного района занимает самостоятельность как «выбор независимого мышления и поведения, творчество, склонность к исследованию, свобода, любопытство, постановка собственных целей». Подобную характеристику местных жителей можно встретить в исторических документах и историографических описаниях, которые отмечают независимость, природную смекалку, предприимчивость калевальцев, которые еще с XVIII века «протаптывали» тропы в Финляндию, чтобы «заработать копеечку» и жить в достатке (Чернякова, 1998).

Абсолютное совпадение с «общекультурным профилем» Шварца в смысле менее востребованных ценностей оказались власть и гедонизм. Нетрудно догадаться, что за всю историю калевальцам трудно было рассчитывать на установление контроля над людьми и ресурсами в условиях периферийного положения территории на окраине государства. И даже кратковременная попытка захвата власти и установления независимой Ухтинской республики в 1919 году обернулась трагедией для местного населения, что, вероятно, нашло отражение в формировании аксиосферы калевальцев.

Противоречивым выглядит факт невостребованности ценности стимуляции на уровне нормативных ценностей и ценности достижений на индивидуальном уровне, ведь предпринимательской способности как раз свойственен азарт и стремление к достижениям. Объективной причиной подобного проти-

Local Frontier Practices | https://doi.org/10.46539/jfs.v7i3.327

/

воречия может быть признана определенная ограниченность личной инициативы в период пандемии, а вот субъективные причины могут быть связаны с глубинными установками психологии личности, поэтому следующий этап исследования основывался на экзистенциально-психологической методологии.

Исследовательский интерес к использованию данной методологии был обусловлен двумя факторами обособленности: отдаленным пограничным географическим положением Калевалы и образом капсульной, закрытой для внешних влияний жизни местных жителей. С экзистенциальной точки зрения такая «естественная изоляция» не может не влиять на формирование характерных особенностей «миро-проекта» (Бинсвангер, 1999; Бинсвангер, 2014).

Кроме того, данная задача видится актуальной в связи с параллельным изучением аксиосферы или проблемы ценностных предпочтений жителей карельского приграничья, о чем шла речь выше. Напомним, общая социокультурная ситуация в этом исследовании была охарактеризована как депрессивная в демографическом и экономическом плане и стабильная в области образования и культуры. В качестве примера были приведены убедительные цифры статистики относительно обилия культурных, социальных и образовательных центров на территории района. Таким образом, мы видим явное противоречие между общим низким экономическим уровнем жизни и связанным с этим кризисом чувства защищенности и заинтересованности в обеспечении потребностей духовной сферы. Использование кросс-культурного валидизирующего исследования на основе сравнения «универсального набора ценностей» подтверждает данный вывод: наряду с выявленной в качестве приоритетной ценности безопасности, не менее значимым оказались ценности доброты и конформности.

С точки зрения проведенного исследования дополнительным может быть назван экзистенциальный подход. Нас интересовала проблема «экзистенциальной исполненности», для изучения которой был использован одноименный диагностический тест. «Экзистенциальная исполненность» (ЭИ) - понятие, впервые появившееся в психологии В. Франкла (Франкл, 2000) для описания качества жизни человека. «Уровень» экзистенциальной исполненности выявляет смысловые траектории, наполненность жизни смыслом. Речь, таким образом, не о том, как на самом деле живет человек, а о том, что он думает о своей жизни, субъективная оценка человеком своей жизни. Изначально (в версии Лэнгле) тест представляет собой опросник, состоящий из 46 пунктов (Лэнгле & Орглер, 2009). Мы использовали адаптированный русскоязычный вариант теста, разработанный и апробированный группой авторов из ВШЭ (Шумский, 2016, с. 763-788). Данный психометрический инструмент предназначен для оценки степени реализации фундаментальных экзистенциальных мотиваций и степени экзистенциальной исполненности. Тест был разработан для научных целей, а также для сопровождения терапевтического процесса.

Напомним, в основе исследования предложенная А. Лэнгле концепция фундаментальных экзистенциальных мотиваций. «Экзистенциальный анализ, поясняет Лэнгле, - концентрируется на том, чтобы сделать человека способным реализовывать свою сущность среди вызовов нашего беспокойного мира» (Лэнгле, 2009а).

Важным в его версии экзистенциального анализа является понятие Person. Мир Person представляет собой триединство телесного, психического и духовного измерений. «Persona - «per se una» - «единая сама по себе» -в соответствии с этой этимологией человек создан по образу и подобию Божьему, а поскольку Бог триедин, в человеке есть три начала: дух, душа и тело» (Лэнгле, 2009б). Обнаружение своей экзистенции или Person с точки зрения Лэнгле осуществляется исходя из отношения к четырем фундаментальным структурам экзистенции: окружающему миру, жизни, к самому себе как Person и широкому горизонту будущего и смысла.

Вопрос о самой возможности существования человека в мире -это первая фундаментальная структура экзистенции. Нравится ли мне моя жизнь? - вопрос второй фундаментальной мотивации. Постановка данного вопроса возможна лишь в опыте исполненности первого вопрошания. Исполненная вторая мотивация является одной из предпосылок для формулировки третьего вопроса: имею ли я право быть таким? Это основной вопрос третьей фундаментальной мотивации. Оценка себя является результатом нравственного самовопрошания. Основной вопрос четвертой фундаментальной мотивации: что я должен делать? Тема этой завершающей мотивации - собственное «Я», смысловая и экзистенциальная завершенность. В поисках ответа на все эти вопросы человек зачастую прячется в конформность.

В исследовании экзистенциальной исполненности в Калевальском районе приняли участие 25 человек. Основная выборка включала 30% детей в возрасте от 12 до 15 лет и 70% женщин в возрасте от 37 до 56 лет. Выбор обусловлен объективными условиями проведения исследования и также опорой на авторитетное мнение о том, что «гендер и возраст слабо связаны с показателями экзистенциальной исполненности и не требует разработки дифференцированных норм для представителей разных демографических групп» (Шумский, 2016, с.763-788).

Только 15% от всего числа респондентов набрали балл, соответствующий среднему показателю уровня экзистенциальной исполненности (ЭИ), из них 13 % - это дети в возрасте от 12 до 15 лет. 2 % - это взрослые в возрасте от 36 до 40 лет (от 121 до 138 - при нормированном значении от 120 до 144 баллов). 75 % респондентов показали общий балл, соответствующий низкому показателю уровня экзистенциальной исполненности (ЭИ), (от 93 до 119 - при нормированном значении от 86 до 119). Ни один респондент из тестируемых не набрал в сумме количество баллов, соответствующих высокому уровню ЭИ (при нормированном значении от 144 и выше).

Local Frontier Practices | https://doi.org/10.46539/jfs.v7i3.327

При достаточно стабильных у всех респондентов показателях первой фундаментальной мотивации (ФМ 1 - окружающий мир) параметров «опора» и «защищенность» - средний показатель равен примерно 11-12 баллов, и третьей фундаментальной мотивации (ФМ 3 - отношение к самому себе, как Person) параметра «признание ценности» - средний показатель равен примерно 11-12 баллов, был выявлен низкий уровень показателя четвертой фундаментальной мотивации (ФМ 4 - широкий горизонт будущего и смысла). Средний показатель параметра «возможность для деятельности» составил всего 8-9 баллов. Таким образом, обращает на себя внимание видимое противоречие между декларированием чувства защищенности и отсутствием смысловых перспектив («ценность в будущем»). Данное противоречие также находит подтверждение в результатах изучения проблем ценностных предпочтений. Напомним, конформность была обозначена респондентами в качестве ключевого критерия благополучия. В ситуации, когда внешняя реальность плохо согласуется с миром внутренних устремлений индивида, конформность становится естественной защитной реакцией. Одним из основных следствий подобной установки, как правило, становится истончение смыслового измерения. Однако данные выводы требуют дальнейшего подтверждения с привлечением большего числа респондентов.

Выводы

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

• аксиосфера жителей Калевальского района отличается от «общекультурного профиля» Шварца на уровне нормативных и индивидуальных ценностей;

• специфической особенностью аксиосферы калевальцев является доминирующая ценность безопасности на уровне нормативных ценностей и самостоятельность на уровне индивидуальных ценностей;

• негативными социокультурными факторами, определившими подобную аксиологическую иерархию, являются экономический, исторический, географический и демографический;

• позитивными факторами, сформировавшими ценностные предпочтения калевальцев, можно назвать культурно-образовательный и информационный;

• уровень «экзистенциальной исполненности» как показатель качества жизни подавляющего числа респондентов оказался низким, что согласуется с результатами исследования ценностных предпочтений;

• тревожным в психологическом плане выглядит выявленное отсутствие смысловых перспектив респондентов, что может быть обусловлено не только указанными социокультурными факторами, но и пандемической ситуацией.

Таким образом, в исследовании выявлены и описаны факторы современной социокультурной ситуации, определяющие ценностные предпочтения и качество жизни жителей карельского приграничья в период пандемии, что может быть использовано для изучения развития аксиосферы калевальцев и в постпандемический период.

Список литературы

Lonnrot, E., & Korpela, J. (2021). Kalevala: The Epic of the Finnish People (E. Friberg, Trans.). Penquin Books.

Pollâ, M. (1995). Vienan Karjalan etnisen koostumuksen muutokset 1600-1800-luvulla [Changes

in the ethnic composition of Viena Karelia in the 1600-1800s]. Suomalaisen Kirjallisuuden Seura. (In Finnish).

Арктика. (2021). Официальный сайт муниципального образования «Калевальский национальный район». https://visitkalevala.ru/arktika

Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. (2010). UNESCO.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://ru.unesco.kz/unesco-s-atlas-of-the-world-s-languages-in-danger

Бинсвангер, Л. (1999). Бытие-в-мире. Ваклер.

Бинсвангер, Л. (2014). Экзистенциальный анализ. Институт общегуманитарных Исследований.

Дьяконова, М. В., & Степанова, С. В. (2016). Роль учреждений культуры в сохранении и развитии этнотерриторий Республики Карелия. Современные Проблемы Сервиса и Туризма, 10(3), 91-98. https://doi.org/10.12737/21106

Жуков, А. Ю. (2017). Русско-шведская граница 1621 г. в Карелии и ее значение в жизни карельского народа. Альманах Североевропейских и Балтийских Исследований, 2, 13-13. https://doi.org/10.15393/j103.art.2017.761

Закон о государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия от 19 марта 2004 года (с изменениями на 7 июня 2017 года). (2004). Консорциум Кодекс. https://docs.cntd.ru/document/919316706

Карелы российско-финского пограничья в XIX-XX вв. (2012). Издательство ПетрГУ.

Клементьев, Е. И. (2003). История и расселение карел в XVI-XIX вв. В Е. И. Клементьев & Н. В. Шлыгина (Ред.), Прибалтийско-финские народы России (сс. 172-178). Наука.

Корпела, Ю. (2021). Таежный ландшафт накануне европеизации: Олонецкая Карелия к началу XVI века. В Трансформация и интеграция: Карельская периферия в Российской империи (сс. 19-54). Наука.

Кривцова, С. В., Лэнгле, А., & Орглер, К. (2009). Шкала экзистенции (Existenzskala). Экзистенциальный анализ, Бюллетень, 1, 141-170.

Local Frontier Practices | https://doi.org/10.46539/jfs.v7i3.327

/

Кряжков, В. А. (2018). Государственный язык республики в контексте карельской ситуации: Конституционно-правовые вопросы. Государство и право, 5, 52-59. https://doi.org/10.7868/S0132076918050062

Лэнгле, А. (2008a). Грандиозное одиночество: Нарциссизм с точки зрения экзистенциально-аналитической антропологии Person. В Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности (сс. 41-78). Генезис.

Лэнгле, А. (2008b). Психотерапия: Научный метод или духовная практика? В Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности (сс. 112-153). Генезис.

Общие итоги миграции населения Республики Карелия. (2020). Официальный сайт Карелиястат. https://krl.gks.ru/storage/mediabank/WBdS9jGa/75161 614310.pdf

Статистические сведения по дислокации объектов культурного наследия Республики Карелия. (б. д.). Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия. https://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/statisticheskie-svedenija-po-dislokacii-ob-ektov-kul-turnogo-nasledija-respuMiki-karelija/

Стратегия Еврорегиона Карелия на 2021- 2027 гг. (2021). Euregiokarelia. https://www.euregiokarelia.com/yhteistyostrategia2021-2027

Суворова, И. М. (2014). Аксиосфера культуры как синергетическая система. Историческая и социально-образовательная мысль, 2, 352-355.

Суворова, И. М. (2020). Особенности аксиосферы жителей северного карельского приграничья. Studia Humanitatis Borealis, 16(3), 45-49. https://doi.org/10.15393/j12.art.2020.3642

Франкл, В. (2000). Основы логотерапии. Психотерапии и религия. Речь.

Чернякова, И. А. (1998). О чем не рассказал Э. Леннрот... К истории края, где оказались сохранены и записаны эпические песни древнего народа. Издательство ПетрГУ.

Чернякова, И. А. (2021a). Карельская периферия и государственное администрирование:

от воеводской избы до губернского правления. В Трансформация и интеграция: Карельская периферия в Российской империи (сс. 108-138). Наука.

Чернякова, И. А. (2021b). Карельское приграничье в XVII - XIX веках. В Трансформация и интеграция: Карельская периферия в Российской империи (сс. 305-306). Наука.

Шварц, Ш., Бутенко, Т. П., Седова, Д. С., & Липатова, А. С. (2012). Уточненная теория базовых

индивидуальных ценностей: Применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(2), 43-70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2012-2-43-70

Шумский, В. Б., Уколова, Е. М., Осин, Е. Н., & Лупандина, Я. Д. (2016). Диагностика экзистенциальной исполненности: Оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 13(4), 763-788. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2016-4-763-788

References

Arctic. (2021). Official website of the municipality "Kalevala National District". https://visitkalevala.ru/arktika (In Russian).

Atlas of the World's Endangered Languages. (2010). UNESCO. http://ru.unesco.kz/unesco-s-atlas-of-the-world-s-languages-in-danger (In Russian).

/

Binswanger, L. (1999). Being-in-the-World. Wackier. (In Russian).

Binswanger, L. (2014). Existential Analysis. Institute for General Humanitarian Studies. (In Russian).

Chernyakova, I. A. (1998). What E. Lennroth did not tell about... To the history of the region, where the epic songs of the ancient people were preserved and recorded. PetrSU Publishers. (In Russian).

Chernyakova, I. A. (2021a). Karelian Periphery and State Administration: From Provincial House to Provincial Administration. In Transformation and Integration: The Karelian Periphery in the Russian Empire (pp. 108-138). Nauka. (In Russian).

Chernyakova, I. A. (2021b). Karelian borderland in the 17th - 19th centuries. In Transformation and

Integration: The Karelian Periphery in the Russian Empire (pp. 305-306). Nauka. (In Russian).

Diakonova, M. V., & Stepanova, S. V. (2016). Cultural Offices in Preservation and Development of

Ethnoterritories of the Republic of Karelia. Service & Tourism: Current Challenges, 10(3), 91-98. https://doi.org/10.12737/21106 (In Russian).

Euroregion Karelia Strategy 2021-2027. (2021). Euregiokarelia.

https://www.euregiokarelia.com/yhteistyostrategia2021-2027 (In Russian).

Frankl, W. (2000). Fundamentals of Logotherapy. Psychotherapy and Religion. Rech. (In Russian).

General results of migration in the Republic of Karelia. (2020). Official site of KareliaStat.

https://krl.gks.ru/storage/mediabank/WBdS9jGa/75161 614310.pdf (In Russian).

Klement'ev, E. I. (2003). History and Settlement of Karelians in the 16th-19th Centuries. In Е. Klemen-tiev & Shlygina (Eds.), Baltic-Finnish peoples of Russia (pp. 172-178). Nauka. (In Russian).

Korpela, Y. (2021). Taiga landscape on the eve of Europeanization: Olonets Karelia by the beginning of the 16th century. In Transformation and Integration: The Karelian Periphery in the Russian Empire (pp. 19-54). Nauka. (In Russian).

Krivtsova, S. V., Langle, A., & Orgler, K. (2009). Existence Scale. (Existenzskala). Existential Analysis, Bulletin, 1, 141-170. (In Russian).

Kryazhkov, V. A. (2018). The State Language of the Republic in the Context of the Karelian Situation: Constitutional and Legal Issues. Government and Law, 5, 52-59. https://doi.org/10.7868/S0132076918050062 (In Russian).

Langle, A. (2008a). Grandiose Solitude: Narcissism from the Perspective of Existential Analytic Anthropology Person. In Person. The Existential Analytic Theory of Personality (pp. 41-78). Genesis. (In Russian).

Langle, A. (2008b). Psychotherapy: Scientific method or spiritual practice? In Person. The Existential Analytic Theory of Personality (pp. 112-153). Genesis. (In Russian).

Law on state support for the Karelian, Vepsian and Finnish languages in the Republic of Karelia of March 19, 2004 (as amended on June 7,2017). (2004). Codex Consortium. https://docs.cntd.ru/document/919316706 (In Russian).

Lonnrot, E., & Korpela, J. (2021). Kalevala: The Epic of the Finnish People (E. Friberg, Trans.). Penquin Books.

Polla, M. (1995). Vienan Karjalan etnisen koostumuksen muutokset 1600-1800-luvulla

[Changes in the ethnic composition of Viena Karelia in the 1600-1800s]. Suomalaisen Kirjallisu-uden Seura. (In Finnish).

Local Frontier Practices | https://doi.org/10.46539/jfs.v7i3.327

/

Schwartz, Sh., Butenko, T.P., Sedova, D.S., & Lipatova, A.S. (2012). Theory of Basic Personal Values: Validation in Russia. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 9(2), 43-70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2012-2-43-70 (In Russian).

Shumsky, V. B., Ukolova, E. M., Osin, E. N., & Lupandina, Y. D. (2016). Measuring Existential Fulfillment: An Original Russian Version of Test of Existential Motivations. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 13(4), 763-788. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2016-4-763-788 (In Russian).

Statistical data on the location of cultural heritage objects in the Republic of Karelia. (n. d.). Republican Center for State Protection of Cultural Heritage Objects. https://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/statisticheskie-svedenija-po-dislokacii-ob-ektov-kul-turnogo-nasledija-respubliki-karelija/ (In Russian).

Suvorova, I. M. (2014). Axiosphere of Culture Being a Synergetic System. Historical and Socio-Educa-tional Thought, 2, 352-355. (In Russian).

Suvorova, I. M. (2020). Specific Axiosphere of thee Residents og the Northern Karelian Border Area. Studia Humanitatis Borealis, 16(3), 45-49. https://doi.org/10.15393/j12.art.2020.3642

The Karelians of the Russian-Finnish borderland in the 19th-20th centuries. (2012). PetrSU Publishers. (In Russian).

Zhukov, A. Yu. (2017). The 1621 Russian-Swedish Border in Karelia and Its Meaning in the Life of the Karelian People. Nordic and Baltic Studies Review, 2, 13-13. https://doi.org/10.15393/j103.art.2017.761 (In Russian).

(In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.