Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА'

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАНТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мехришвили Ламара Ленгизовна, Ткачева Нина Алексеевна

Формирование эффективной миграционной политики, являясь приоритетом государства, имеет общественно-политические основания и ярко выраженные публичные проявления. Государственная миграционная политика в Российской Федерации на протяжении последних десятилетий переживает значительные трансформации. При этом существенные изменения претерпела и внешняя иммиграция в Россию, превратившись в массовый, динамичный и в определенной мере организованный и регулируемый государством процесс. Возросло значение миграции в политическом, социально-экономическом и социокультурном развитии регионов. Вместе с тем актуализировались и миграционные вызовы: остро стоят проблемы соответствия трудовой миграции потребностям регионального рынка, вопросы интеграции иммигрантов в местное сообщество, а также защиты интересов мигрантов и членов принимающего общества. Решение обозначенных проблем напрямую связано со знанием особенностей современных транснациональных миграционных потоков: характера миграции, стратегий интеграции/дезинтеграции в общество, мотивов и социальных характеристик мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MODERN MIGRATION POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF TYUMEN REGION

The formation of an effective migration policy, being a priority of the state, has socio-political grounds and pronounced public manifestations. State migration policy in the Russian Federation has undergone significant transformations over the past decades. At the same time, external immigration to Russia also underwent significant changes, turning into a mass, dynamic and to some extent organized and regulated by the state process. The importance of migration in the political, socio-economic and socio-cultural development of regions has increased. Migration challenges were also actualized. They are problems of the correspondence of labor migration to the needs of the regional market, as well as the integration of immigrants into the local community. Solving these problems is directly related to the knowledge of the modern transnational migration flows characteristics, including the circular nature of migration, integration/disintegration strategies into society, motives and social characteristics of migrants.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА»

6. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. -2015. - № 1. - С. 137-181.

7. На поиск первой работы у молодых специалистов уходит не меньше месяца! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://career.ru/article/14970.

8. Капелюшников Р. И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 345 с._

Сведения об авторах Гаврилова Надежда Юрьевна, д. и. н.,

профессор кафедры гуманитарных наук и технологий, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89224775060, e-mail: nygavrilova@mail.ru

Осипова Любовь Борисовна, к. социол. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89224217401, e-mail: LEV1026@yandex.ru

Information about the authors Gavrilova N. Yu., Doctor of History, Professor at the Department of Humanities and Technology, Industrial University of Tyumen, phone: 89224775060, e-mail: nygavrilova@mail.ru

Osipova L. B., Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, phone: 89224217401, e-mail: LEV1026@yandex.ru

УДК 338

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА

THE INFLUENCE OF MODERN MIGRATION POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF TYUMEN REGION

Л. Л. Мехришвили, Н. А. Ткачева

L. L. Mehrishvili, N. A. Tkacheva

Key words:

migration policy; transformation; labor migration; migrants; integration

Миграционная политика в России подвержена перманентным изменениям. Трансформация политики в миграционной сфере обусловлена не только социально-экономическими и геополитическими факторами, но и сменой конфигурации миграционных процессов. На протяжении последних десятилетий интенсивные миграционные процессы привели к образованию на постсоветском пространстве миграционной системы, в которой Российская Федерация является страной-реципиентом. В условиях нарастания миграционных потоков политика России в сфере миграции формировалась на основе таких важнейших компонентов их регулирования, как создание правовой базы, организация Федеральной миграционной службы (ФМС), использование программно-целевого метода как основного механизма реализации миграционной политики, определение источников финансирования. Дальнейшее развитие миграционной политики осуществлялось по всем этим направлениям.

Ключевые слова:

миграционная политика; трансформация; трудовая миграция; мигранты; интеграция

Вместе с тем взгляды исследователей на этапы формирования миграционной политики существенно различаются. Основные ступени возникновения и трансформации миграционной политики РФ были предложены и обоснованы В. И. Мукомелем, который первоначально выделил пять этапов: первый этап (1992-1994 гг.) связан со становлением государственной миграционной политики; второй этап (1995-1999 гг.) отражает процесс координирования целей и задач миграционной политики, определение путей ее реализации; третий этап (2000-2002 гг.) связан с ослаблением институционального и инструментального обеспечения миграционной политики; четвертый этап (2002-2004 гг.) был направлен на пересмотр приоритетных направлений политики в сфере миграции и связан с утратой системности и транспорентности и, как следствие, с централизацией управления; пятый этап (2005-2007 гг.) начался с пересмотра целей, задач и приоритетов миграционной политики, ее либерализации и реверсивности. О новых тенденциях свидетельствует и принятие в 2007 году локального акта, регламентирующего деятельность вновь созданного подразделения в структуре ФМС — Научного совета. Уже с 2006 года начинается реализация селективной миграционной политики, направленной на привлечение временных трудовых мигрантов преимущественно из стран СНГ, а также репатриация соотечественников, для которых предусматривались льготы, способствующие облегчению приезда и обустройства [1].

Дальнейшее развитие взглядов на этапы формирования миграционной политики России связано с позицией таких исследователей, как В. А. Волох, И. В. Ивахнюк, Н. А. Ткачева и другие [2-4]. Если В. И. Мукомель, выделяя этапы, исходил в основном из особенностей миграционной политики, то И. В. Ивахнюк в большей степени акцентировала внимание на специфике миграционных потоков и ее зависимости от роли государства в регулировании миграции. Так, характеризуя первый этап (1992-2001 гг.) как период неопределенности, она отмечает следующие его особенности: безвизовый режим, стихийность, появление категории «мигранты без статуса», преобладание нелегальной иммиграции. Необходимость принятия и обустройства большого количества вынужденных мигрантов, прибывающих из стран СНГ, прежде всего из зон этнополитических конфликтов, привела к росту нелегальной миграции, что способствовало ужесточению миграционной политики. Это привело к тому, что на втором этапе (2002-2006 гг.) начинает преобладать силовое управление миграцией, способствующее ограничению миграционного притока. Вместе со снижением незаконной иммиграции усиливается число трудовых мигрантов, нахождение которых на территории страны регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Третий этап (2007-2009 гг.) связан с целенаправленным формированием миграционных потоков — реформа законодательства трансформировала подходы к борьбе с незаконной миграцией, создала определенные преференции для граждан стран СНГ, способствовала формированию региональных рынков труда. Противоречия миграционной политики и трудности ее реализации сохранялись: провалилась программа принятия соотечественников; квота разрешений на работу иностранным гражданам, оставаясь важнейшим инструментом регулирования рынка труда, неуклонно сокращалась, что способствовало переходу мигрантов в теневой рынок.

Отмеченные изменения и противоречия привели к усложнению миграционной политики на четвертом этапе (с 2010 г.). Вновь был взят курс на системность политики, что потребовало обновления законодательной базы при ужесточении контроля над исполнением миграционного законодательства, отчетливо проявился подход к дифференциации трудового потока и созданию преференций для высококвалифицированных специалистов. В результате за 2011-2015 гг. 122 тыс. специалистов высокой квалификации получили разрешение на работу в нашей стране, и следует заметить, что увеличивается их приток из Китая, Вьетнама и Турции — в 2015 году 56 % таких специалистов прибыли из этих стран.

Кроме того, в 2012 году была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, в которой Россия признается страной иммигрантов, но уже на стадии обсуждения проекта Концепции отчетливо обозначились два подхода к пониманию миграционной политики — первый связан с привлечением мигрантов в страну, представители второго ориентированы на ограничение иммиграционных потоков. В современной науке также сложились две точки зрения на проводимую государством миграционную политику. Такие исследователи, как А. Г. Вишневский, Ж. А. Зайончковская, В. И. Мукомель доказывают закономерность нарастания массовой миграции в силу общемировых тенденций. Сторонники альтернативной позиции — Д. Валентей, Н. Слепцов, А. Дмитриев — акцентируют внимание на негативных политических, экономических и социокультурных последствиях миграции.

Итак, на всех этапах становления государственной миграционной политики в России отмечаются противоречия и трудности в ее развитии и реализации.

Вместе с тем в Концепции четко обозначены три основополагающие цели государственной миграционной политики:

• обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения РФ;

• стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

• содействие обеспечению потребности экономики РФ в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей [5].

Поставленные цели позволяют констатировать, что современная миграционная ситуация в стране не ограничивается вопросами миграционной политики, а включает комплекс взаимосвязанных направлений государственной политики: социальной, демографической, национальной, социально-экономической, социокультурной. В определенной мере неэффективность миграционной политики связана со множеством ее функций, выходящих за пределы миграционной сферы как таковой. Говоря о влиянии миграционной политики на развитие региона, остановимся на характеристике мигрантов как одного из акторов не только миграционной, но и всех вышеперечисленных видов государственной политики.

Тюменский регион характеризуется небольшим, но устойчивым миграционным приростом. Миграционная ситуация в регионе отражает общероссийские тенденции, согласно которым в 90-е годы XX века в потоке прибывающих, в том числе вынужденных переселенцев, преобладало русскоговорящее население из ставших независимыми национальных республик, а в 2000-е годы доминирует трудовая миграция из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. С 2014 года в регионе фиксируется приток беженцев из Украины, которые по стране составили около 60 % от числа прибывших в Россию. К сожалению, несмотря на обещания льготного режима принятия, переселенцы столкнулись с существенными затруднениями при трудоустройстве и получении гражданства.

Специфика миграционных потоков в Тюменской области заключается в значительном проценте переселенцев из других регионов России — около 85 %. В то же время на долю иностранных государств приходится почти 30 тыс. мигрантов, прибывающих в регион [6]. Ужесточение требований к мигрантам в части знания русского языка и необходимости сдачи экзаменов, а также удорожание пребывания в России из-за оплаты за сдачу экзамена, патент, медицинскую страховку несколько снизили их приток из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана.

На трудовой характер миграции указывает не только приобретение патентов, но и возрастно-половая структура прибывающих. Преимущественный возраст мигрантов составляет 20-35 лет. Л. И. Кравченко обращает внимание на то, что если в структуре прибывших доминируют мужчины, то в структуре миграционного сальдо преобладают женщины. Данный факт отражает деформацию семейно-ценностных установок в среде им-

мигрантов, когда меняется статусная роль женщины и намечается трансформация к модели равноправия, при этом в России остаются преимущественно женщины репродуктивного возраста [7].

Создавая здесь семьи или приезжая на заработки семьями к проживающим в регионе родственникам и знакомым, мигранты формируют иммигрантские сообщества, которые отчасти интегрируются в принимающее общество, но чаще, сталкиваясь с рядом сложностей, их этнокультурная идентичность начинает консервироваться, а порой и противопоставляться идентичности местного сообщества. Интеграция иммигрантских сообществ, заявивших о себе институционально и являющихся заметными участниками общественной жизни, в большей степени влияет на развитие региона в различных сферах жизнедеятельности.

В то же время критически важным для региона выступает профессиональный состав миграционных потоков. В основной своей массе сезонные трудовые мигранты заняты низкоквалифицированным трудом. По данным Росстата, большинство мигрантов из СНГ не имеют высшего образования, исключение составляют граждане Белоруссии и Украины, которые представлены и в престижных профессиях. Следует признать, что, с одной стороны, низкая квалификация мигрантов наряду с нелегальной миграцией несут вытесняющий эффект высококвалифицированного труда с рынка, с другой — структура региональной экономики, ориентированная в значительной степени на сектор услуг и строительство, позволяет мигрантам занимать ниши, в которые неохотно идет местное население. Готовность иностранных граждан заниматься низкоквалифицированным трудом в более суровых условиях и даже при наличии диплома о высшем образовании делает их найм весьма привлекательным в глазах предпринимателей.

Амбивалентность влияния миграционных процессов на развитие страны и региона проявляется и в демографической составляющей миграционной политики. Стремление использовать миграцию для решения демографических проблем привело к тому, что в 2015 году миграционный прирост в стране в 10 раз превышал естественный, а в Тюменском регионе — в 3 раза. В планах реализации Концепции государственной миграционной политики в период с 2016 по 2025 годы намечен ежегодный прирост за счет миграции на уровне более 300 тыс. человек, то есть за 10 лет правительство рассчитывает привлечь около 3 млн иммигрантов. За этот период в странах-донарах вырастет новое поколение, дистанцированное от традиций и культуры России, которое не будет связано с жителями страны советским прошлым, а значит, проблемы адаптации и интеграции чрезвычайно обострятся.

Таким образом, в сложившихся условиях при реализации миграционной политики упор должен быть направлен на содействие интеграции соотечественников, привлечение молодежи для обучения в учебных заведениях региона, а также высокопрофессиональных специалистов с широким набором компетенций на целенаправленно создаваемые рабочие места. Более того, деятельность Федеральной миграционной службы в отношении трудовых мигрантов должна носить социально ориентированный характер. На современном этапе ФМС стремится к рациональному размещению въезжающего населения на территории страны, формированию баланса между национальными и иностранными трудовыми ресурсами, толерантных взаимоотношений между мигрантами и членами принимающего общества. Для реализации этих сложных задача в рамках Совета руководителей миграционных органов государств — членов СНГ с привлечением представителей региональных и муниципальных органов власти необходимо разработать международную программу по организованному привлечению рабочей силы, создавая на базе стран Содружества центры для подготовки потенциальных трудовых мигрантов, где помимо профессиональной подготовки и переподготовки изучались русский язык, российская культура, основы законодательства.

Вместе с тем в регионах желательно создание служб правовой помощи мигрантам для разъяснения их трудовых прав, приема жалоб по злоупотреблению на рабочих местах, социальной помощи семьям мигрантов, попавших в трудную жизненную ситуацию. Все это будет способствовать сокращению нелегальной миграции. В России только по данным официальной статистики около 3,5 млн нелегальных мигрантов [8], поэтому борьба с нелегальной миграцией необходима в правовом поле, но при устранении чрезмерных жестких административных барьеров.

Библиографический список_

1. Мукомель В. И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. - М.: Диполь-Т, 2005. - 351 с.

2. Волох В. А. Новая Россия: политика и управление миграционными процессами. -М.: Бахрах-М, 2015. - С. 37-70.

3. Ивахнюк И. В. Миграционная политика России — новый этап? // Демоскоп. 2016. -№ 679-680 (21 марта — 3 апреля).

4. Ткачева Н. А. Миграционные процессы и проблемы национальной безопасности России. - Тюмень: Вектор Бук, 2010. - 180 с.

5. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/15635 (дата обращения: 22.02.2018).

6. Махмудова М. М. Миграционные процессы в Тюменской области: анализ современных тенденций и возможностей управления [Электронный ресурс] // Вопросы управления. - 2015. - № 1 (13). - Режим доступа: https://cyberleninka.ш/artide/n/migratsionnye-protsessy-v-tyumenskoy-oblasti-analiz-sovremennyh-tendentsiy-i-vozmozhnostey-upravleniya (дата обращения: 02.03.2018).

7. Кравченко Л. И. Влияние современной миграционной политики на развитие России [Электронный ресурс] // Миграционная ситуация и миграционная политика в России и за рубежом. - М.: РИСИ, 2016. - Режим доступа: http://rusrand.ru/docconf/vliyanie-sovremennoy-migracionnoy-politiki-na-razvitie-rossii (дата обращения: 27.02.2018).

8. Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь. Доклад Фонда Миграция XXI век. - М.: Комитет гражданских инициатив, 2015. - 68 с._

Сведения об авторах Мехришвили Ламара Ленгизовна,

д. социол. н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук и технологий, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)283046; e-mail: meh rishvilill@tyuiu.ru

Ткачева Нина Алексеевна, д. социол. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)683446; e-mail: sever626@mail.ru

Information about the authors Mehrishvili L. L., Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Humanities and Social Technologies, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)283046; e-mail: mehrishvi-lill@tyuiu.ru

Tkacheva N. A., Doctor of Sociology, Professor at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)683446, e-mail: sev-er626@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.