Научная статья на тему 'Влияние современной энергетической политики РФ на интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей'

Влияние современной энергетической политики РФ на интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНОЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛЬНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вотинов А.В.

В статье анализируются современные проблемы интеграции отечественного нефтяного комплекса в глобальную энергетику на современном этапе с позиций повышения конкурентоспособности российской экономики в целом. Проанализированы сильные и слабые стороны российского нефтяного комплекса, основные факторы укрепления его роли в экономике и внешнеэкономических связях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние современной энергетической политики РФ на интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей»

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ИНТЕГРАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

© Вотинов А.В.,

докторант Государственного университета управления (г. Москва),

кандидат технических наук

В статье анализируются современные проблемы интеграции отечественного нефтяного комплекса в глобальную энергетику на современном этапе с позиций повышения конкурентоспособности российской экономики в целом. Проанализированы сильные и слабые стороны российского нефтяного комплекса, основные факторы укрепления его роли в экономике и внешнеэкономических связях России.

Ключевые слова: нефтяной комплекс, энергетическая политика, глобальное энергетическое пространство.

УДК 339.9 ББК 65

Анализ современного состояния топливно-энергетического комплекса России показывает, что дальнейшее его развитие связано с активизацией внешнеэкономических связей российских компаний. Очевидно, что необходимо избавляться от перекосов в структуре экспорта за счет повышения ней доли продукции с более высокой степенью промышленной переработки. Тезис о том, что экономика России до сих пор находится на «нефтяной игле» считаем непродуктивным, поскольку в последнее десятилетие российскими нефтяными компаниями был предпринят ряд мер, свидетельствующих о диверсификации их внешнеэкономических связей. В частности, речь идет о масштабных инвестиционных проектах, реализуемых в зарубежных странах с участием российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний - «Лукойл» и «Роснефть». Кроме этого, необходимо учитывать, что экспорт нефти является одним из важнейших факторов экономического роста и развития внешнеэкономических связей нашей страны, он способствует укреплению позиций РФ на мировых рынках. Помимо прочего, экспорт нефти создает условия и предпосылки для перехода от сырьевой модели развития к технологической. Наконец, энергетический вектор развития внешнеэко-

номических связей ни в коем случае не противоречит возможностям развития внешнеэкономической деятельности по другим, высокотехнологическим направлениям (при условии грамотного перераспределения средств полученных от экспорта углеводородного сырья на развитие наукоемких и обрабатывающих производств).

Вместе с тем, императивы повышения конкурентоспособности российской экономики требуют концептуально-методического дополнения стратегии развития внешнеэкономических связей российских ВИНК. Частично это реализуется в рамках энергетической политики РФ на основе ее Энергетической стратегии. Последняя была утверждена в 2009 г. на период до 2030 г. и задала целевые ориентиры долгосрочного развития нефтяной промышленности [4]. В таблице и рисунке ниже продемонстрированы основные показатели, демонстрирующие роль и место нефтяной промышленности в структуре национального хозяйства нашей страны [2].

В качестве ключевых задач для российских нефтяных компаний в энергетической стратегии заявлены:

- обеспечение расширенного воспроизводства

запасов нефти за счет геологоразведочных ра-

130

новый взгляд. международный научный вестник

бот и своевременной подготовки месторождений к эксплуатации, как в зрелых, так и в новых районах нефтедобычи;

- формирование рациональной структуры добычи нефти, совершенствовать технологии добычи, включая внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи пласта;

- развитие транспортной инфраструктуры для повышения эффективности, диверсификации структуры и направлений поставок углеводородов;

- развитие нефтепереработки, увеличение глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов;

- обеспечение ресурсосбережения, сокращения потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти.

Несмотря на достигнутые успехи отрасли, выражаемые в росте добычи и экспорта сырья, тем не менее, следует указать на некоторые недостатки:

- нерациональное недропользование, низкий уровень нефтеотдачи пласта;

- отставание в освоении новых нефтедобывающих регионов (Восточная Сибирь, шельфы);

- низкая глубина переработки нефти и качество нефтепродуктов;

- низкий уровень утилизации попутных нефтяных газов;

- износ основных фондов;

- низкий уровень инноваций;

- слабо диверсифицированная нефтепроводная система;

- несовершенная организационная структура нефтяных компаний (ВИНК, сервис, малый бизнес);

- несоответствие во многих сегментах параметров спроса и предложения.

Таблица 1 - Доля нефтяной промышленности в экономике РФ

Отрасль Доля в ВВП, % Доля в суммарном экспорте РФ, % Доля отрасли в поступлениях в бюджет, %

Нефтяной комплекс (включая транспорт нефти и нефтепродуктов) 17,5 46,5 35,1

Газовая промышленность (включая транспорт газа) 6,1 13,1 5,6

Электроэнергетика 1,6 0,2 1,3

Угольная промышленность 1,0 2,6 0,4

Прочие отрасли 73,8 37,6 57,6

Источник: составлено по: Бушуев В.В. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России. Материалы заседания в ТПП РФ 15 июня 2010 г.

1,8 1,6 1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

1,54

-14.

-133-

0,93

0,89

0,63

0,55

0,33_

II ^ "0Д5~

П Ц Н).

<и о и и

<и ч В

а

о &

о «

н о Л

ч <и

Ё о а н о

Ч о ев

а н

о «

ев

И «

£

<и И

о я

« Й

н я

£ °

ч а

о о

й §

§ §

2 о

& ё

«

ев Я

н

& й

я н

Ч о ев

а н

о «

ев «

В «

а

ев ¡Г

ю о

ч

§

и а

¡г

и

СР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

Ч Ч ев Н

О «

н о

5« «

00 о

<и §

о Л

ч <и о

ев ¡Г

ю о

ч

ч а

5

ев ¡Г

3 ю о

4

□ прирост ВВП в первый год на 1 руб.

Рисунок 1 - Показатели роли и места ТЭК в экономике России

В Стратегии устанавливаются задачи по инновационной и научно-технической политике. В качестве приоритетных направлений научно-технического прогресса в энергетическом секторе Стратегия выделяет следующие ключевые направления:

1. «Развитие сырьевой базы топливно-энергетического комплекса», предусматривающее разработку инновационных технологий, обеспечивающих воспроизводство топливно-энергетических ресурсов, повышение достоверности прогноза перспективных объектов, резкое снижение затрат времени на поиск и разведку месторождений на морских акваториях.

2. «Нефтяной комплекс»: увеличение коэффициента извлечения нефти на разрабатываемых и вводимых в разработку месторождениях, в том числе нетрадиционных видов углеводородного сырья - высоковязкой нефти и природных битумов; внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи; создание и широкое применение отечественных программно-аппаратных комплексов, оборудования и приборов для моделирования и управления геолого-техническими мероприятиями в процессе разработки месторождений; научно-технологическое обеспечение повышения качества светлых нефтепродуктов на основе требований международных стандартов; внедрение технологий и оборудования для малотоннажного производства синтетического жидкого топлива в местах добычи попутных нефтяных газов, а также в изолированных месторождениях природного газа.

Несмотря на то, что Россия обладает значительными ресурсами нефти, начальные запасы ее нефти уже выработаны более чем на 50 %, в европейской части - на 65 %, в том числе в Урало-Поволжье - более чем на 70 %. Степень вырабо-танности запасов крупных активно осваиваемых месторождений приближается к 60 %.

Структура остаточных запасов нефти как в целом по стране, так и по основным нефтедобывающим компаниям, характеризуется тем, что текущая добыча нефти на 77 % обеспечивается отбором из крупных месторождений, обеспеченность которыми составляет 8 - 10 лет. Постоянно увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов, составляющая для основных нефтедобывающих компаний от 30 до 65 %. При этом вновь подготавливаемые запасы часто сосредоточены в средних и мелких месторождениях, и являются в значительной части трудно извлекаемыми.

Учитывая текущую ситуацию в сфере запасов нефти и газа, существующие программы на период до 2030 г. и условия лицензирования пользования участками недр в Российской Федерации, а также исходя из намечаемых уровней добычи топлива,

Стратегия предусматривает расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов за счет проведения геолого-разведочных работ. По оценке, к 2030 г. за счет геолого-разведочных работ может быть обеспечен совокупный прирост запасов нефти в объеме около 12 млрд. т (при успешной реализации мероприятий по повышению коэффициента извлечения нефти прирост запасов может составить 14 млрд. т) и газа в объеме не менее 16 трлн. м3.

При этом, текущие предварительно оцененные запасы и ресурсы распределенного фонда недр в основных районах добычи нефти и газа могут обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы в ближайшие 10-15 лет не более чем на 50 %, а остальные запасы будут приращены на новых объектах, в том числе на новых территориях и акваториях России. В частности, необходимый прирост запасов нефти для достижения оптимальных уровней добычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке оценивается в 1,8 млрд. т к 2020 г. и свыше 3 млрд. т - к 2030 г., что потребует существенного прироста запасов за пределами зоны нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

Стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются:

- стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки;

- активное участие в обеспечении мирового спроса на нефть и нефтепродукты;

- обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны в соответствии со значением энергетического сектора в формировании ВВП и экспорта;

- инвестиционно-инновационное обновление комплекса.

Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 г. в указанной сфере характеризуется следующим.

1. Начата добыча нефти на ряде новых крупных месторождений, в том числе на Верхнечонском и Талаканском. Началось активное освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, где годовая добыча нефти превысила 25 млн. т. Развернута добыча нефти на шельфовых месторождениях (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»).

2. Построены новые магистральные нефтепро-водные системы, в том числе Балтийская трубопроводная система мощностью 65 млн. тонн в год, созданы портовые мощности по перевалке и морскому транспорту жидких углеводородов в г. При-морске и пос. Варандей. Развернуто строительство нефтепровода ВСТО мощностью 80 млн. т в год, который призван обеспечить развитие нефтяного

комплекса на востоке страны и диверсификацию направлений экспорта нефти.

3. Объем переработки нефти увеличился с 173 млн. т в 2000 г. до 260 млн. т в 2012 г., а глубина переработки нефти возросла с 70,8 до 71,2 %.

4. Усовершенствована система расчета таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, стимулирующая экспорт нефтепродуктов, а также оперативно реагирующая на изменения конъюнктуры мировых цен. В результате экспорт нефтепродуктов возрос с 57 млн. т в 2000 г. до 141 млн. т в 2012 г.

5. Активно применяются меры антимонопольного регулирования, направленные на пресечение и предупреждение злоупотреблений доминирующим положением со стороны вертикально-интегрированных компаний и антиконкурентных сговоров на внутрироссийских рынках нефтепродуктов.

6. Снижена налоговая нагрузка на предприятия нефтяного комплекса, дифференцирована ставка налога на добычу полезных ископаемых на разработку месторождений в зависимости от природно-климатических условий и стадии освоения, усовершенствована система взимания акцизов.

При рассмотрении перспектив развития нефтяного комплекса необходимо учитывать следующие тенденции:

- истощение основных нефтяных месторождений Западной Сибири и, следовательно, необходимость освоения нефтяных ресурсов континентального шельфа арктических и дальневосточных морей;

- увеличение доли трудноизвлекаемых запасов в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса;

- расширенное вовлечение в эксплуатацию комплексных нефтегазовых месторождений слож-нокомпонентного состава и связанная с этим необходимость утилизации попутного газа;

- удорожание добычи и транспортировки углеводородов.

К числу основных проблем развития нефтяного комплекса относятся:

- нерациональное недропользование (низкий коэффициент извлечения нефти) и отсутствие комплексных технологий добычи и экономически эффективной утилизации углеводородов (сжигание попутного нефтяного газа);

- низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний, обусловленные высокой налоговой нагрузкой на отрасль;

- наличие инфраструктурных ограничений для диверсификации экспортных поставок нефти;

- высокая степень монополизации рынков нефтепродуктов всероссийского, регионального и местного масштаба;

- высокий износ основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности;

- низкое качество нефтепродуктов.

Для достижения стратегических целей развития нефтяного комплекса необходимо решить следующие основные задачи:

- обеспечение расширенного воспроизводства запасов нефти;

- формирование новых крупных нефтяных комплексов;

- совершенствование технологий добычи нефти;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- развитие нефтепереработки, направленное на увеличение глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов;

- стимулирование развития независимых структур в сфере производства, хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов;

- ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса.

При условии реализации указанных задач нефтяной комплекс сможет полностью удовлетворить внешние и внутренние потребности России в нефти и нефтепродуктах высокого качества на протяжении всего периода действия настоящей Стратегии.

Так, добыча нефти в европейской части страны будет увеличиваться главным образом за счет освоения ее запасов в Тимано-Печорской провинции, на континентальном шельфе арктических морей и в российском секторе Каспийского моря при снижении добычи в Поволжье и на Урале. В Западной Сибири при стабилизации и постепенном снижении добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре будет происходить ее рост в Ямало-Ненецком автономном округе. В Восточной Сибири предусматривается освоение и промышленная разработка месторождений нефти в Ванкорско-Сузунском районе на северо-западе Красноярского края, вдоль трассы нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия) (Верхнечонское, Талаканское, Среднеботуо-бинское, Юрубчено-Тохомское и другие месторождения). На Дальнем Востоке будет осуществляться эксплуатация производственных объектов проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и других (континентальный шельф острова Сахалин).

Опережающими темпами будет развиваться нефтеперерабатывающая промышленность. Глубина переработки нефти увеличится с 72 до 83 % к концу второго этапа и до 89-90 % - к концу третьего этапа реализации Стратегии.

Нефтеперерабатывающие заводы России имеют в своем составе технологические установки, по-

зволяющие осуществлять практически все освоенные мировой промышленностью процессы. Однако соотношение процессов, углубляющих переработку нефти и повышающих качество топлива, и процессов первичной перегонки нефти значительно отстает от мировых показателей.

Таким образом, реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих заводов будет ориентирована на опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и снижение удельного потребления нефти на единицу целевых продуктов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, вис-бкрекинг, производство битумов и другие), а также на внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации и алкилированию.

В Стратегии отмечается увеличение мощностей по первичной переработке нефти (Туапсин-ский нефтеперерабатывающий завод - до 12 млн. т -проект в стадии активной реализации, Кириши-нефтеоргсинтез - до 25 млн. т), а также строительство новых нефтехимических комплексов (Республика Татарстан - не менее 7 млн. т в год, Дальний Восток - Приморский нефтеперерабатывающий завод - 20 млн. т в год). Предусматривается поддержка модернизации, увеличения мощностей и строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических комплексов, независимых от вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Бесспорным приоритетом при развитии глубокой переработки нефти является удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Однако Стратегия также предусматривает оптимизацию объемов переработки нефти внутри страны (с поставкой части нефтепродуктов на экспорт) и объемов экспорта сырой нефти (с поставкой ее части в приоритетном порядке на принадлежащие российским компаниям нефтеперерабатывающие заводы за рубежом).

Очевидно, что развитие трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов будет осуществляться адекватно росту объемов и диверсификации внешних и внутренних поставок жидких углеводородов. При этом планируется решать задачи дальнейшего увеличения доли трубопроводной транспортировки жидких углеводородов в общем объеме транспортировки нефти и особенно нефтепродуктов, обеспечения условий для формирования новых нефтедобывающих регионов страны, обеспечения баланса между необходимыми объемами транспортировки нефти и пропускной способностью транспортной системы, а также уменьшения зависимости России от транзита нефти и неф-

тепродуктов по территориям сопредельных государств.

Основными в сфере развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в России в ближайшие годы являются следующие проекты:

- завершение строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан пропускной способностью 80 млн. т нефти в год;

- строительство нефтепровода Унеча - Усть-Луга (вторая нитка Балтийской трубопроводной системы);

- развитие экспортных нефтяных и нефтепро-дуктовых терминалов в портах Приморск, Усть-Луга, Находка;

- развитие системы нефтепродуктопроводов страны (вывод на проектную мощность нефтепро-дуктопровода «Север», строительство нефте-продуктопровода Андреевка - Уфа - Субханку-лово - Альметьевск - Кстово, строительство нефтепродуктопровода «Юг»).

Помимо трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов будет развиваться и морская транспортировка жидких углеводородов, в том числе из прибрежных районов российской части Арктики.

В сфере экспорта нефти и нефтепродуктов государство будет стремиться к диверсификации товарной структуры и направлений экспортных поставок главным образом за счет развития восточного вектора поставок. Стратегия предусматривает увеличение доли восточного направления в структуре экспорта жидких углеводородов с 8 % до 22-25 % к концу третьего этапа ее реализации. Вместе с тем, объемы экспорта нефти и нефтепродуктов в абсолютном исчислении будут оставаться стабильными даже в долгосрочной перспективе, испытывая незначительные колебания. Так, по имеющимся оценкам, ежегодные уровни экспорта жидких углеводородов будут колебаться в диапазоне 315-330 млн. т.

Поэтапно стратегически задачи развития нефтяного комплекса России будут выглядеть следующим образом:

1 этап. Нефтяной комплекс РФ должен обеспечить необходимые объемы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов. Планируется завершить ряд ключевых неотложных инфраструктурных проектов внутрироссийского и экспортного значения, включая:

- нефтепровод Бургас - Александруполис;

- вторую нитку Балтийской трубопроводной системы;

- нефтепродуктопроводы «Север» и «Юг»;

- морские нефтяные терминалы в гг. Приморске, Усть-Луге и Находке.

Развитие экспортной инфраструктуры транспорта нефти позволит России диверсифицировать направления экспортных поставок и снизить транзитные риски на западном направлении. Строительство российских морских нефтяных терминалов и портовой инфраструктуры для экспорта нефти обеспечит Россию собственной полноценной экспортной инфраструктурой (от скважины до порта) и снизит зависимость России от других стран в этом вопросе.

2 этап. Нефтяной и нефтеперерабатывающий комплекс РФ обеспечит потребности развития российской экономики в условиях качественной перестройки ее структуры в пользу менее энергоемких и инновационных отраслей. Годовая добыча сырой нефти приблизится к технологическому и экономическому максимуму. При этом, ожидается падение добычи нефти в Тюменской области, основном нефтедобывающем регионе страны, будет компенсироваться ростом добычи нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, что будет способствовать масштабному развитию комплекса нефтехимических производств государственного значения. Основное развитие комплекса на данном этапе в целом будет сфокусировано на развитии нефтепереработки и нефтехимии в целях повышения производства и реализации нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью.

3 этап. На этом этапе добыча нефти достигнет технологического и экономического максимума. При этом:

- экспорт нефти и нефтепродуктов будет демонстрировать постепенную тенденцию к снижению;

- значительно интенсифицируется развитие высокотехнологичных нефтехимических производств и энергетического сервиса;

- российский нефтяной комплекс будет активно использовать свои мощности для обеспечения транзита нефти, производства и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия нефтяная промышленность России отличалась весьма высокой динамикой: в частности, росли добыча и капитализация нефтегазовых компаний, увеличивались инвестиции и поступления в государственный бюджет.

Вместе с положительными тенденциями, события второй половины 2008 г., а именно проявления финансово-экономического кризиса, продемонстрировали некоторые недостатки отрасли, которые до этого не считались существенными:

1. Темпы роста добычи стали отрицательными. Инвестиции оказались явно недостаточными для поддержания достигнутых уровней добычи.

2. Не наблюдался прирост реальных разведанных запасов и эта тенденция усугубляется, поскольку не оправдываются в полной мере надежды на ускоренное развитие Восточной Сибири и запуск новых проектов с новыми значительными свежими запасами.

3. Уровень цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не коррелируется с уровнем цен на нефть на внешних рынках.

В итоге, кризис стал проверкой на прочность сформировавшейся в России за последние годы модели функционирования и развития нефтегазового сектора. Отметим, что формирование является отражением кризиса в мировой нефтяной промышленности конца 80-х - начала 90-х гг. ушедшего столетия. В тот период остро встали проблемы поддержания добычи, финансирования инвестиционных проектов, применения новых технологий. Выход был найден за счет формирования и развития вертикально интегрированных компаний, акционирования и приватизации ранее созданных активов, перехода на принципы платного недропользования. Иными словами, основной акцент был сделан на развитии потенциала предпринимательской инициативы и изыскании внутренних источников развития и роста.

В целом для сегодняшней корпоративной модели российского нефтяного комплекса в целом характерны следующие черты:

- доминирование государственных, частно-государственных и частных вертикально интегрированных компаний в разведке и добыче углеводородов (основными владельцами компаний являются частные лица - менеджмемнт компаний, представители финансового сектора; их доля в структуре акционерного капитала превышает блокирующий порог в 25 %);

- ориентация на собственные финансовые ресурсы при реализации инвестиционных проектов (в настоящее время амортизация и прибыль обеспечивают более 80 % всех необходимых средств);

- широкое применение новых (для России, но не для мировой нефтегазовой промышленности) технологий разведки и добычи углеводородов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- значительная роль экспорта в поставках добываемых углеводородов и получаемых в процессе переработки продуктов.

Указанная модель продемонстрировала свои сильные стороны в период роста цен на нефть с начала 2002 г. Все отмеченные выше особенности

позволили резко увеличить добычу нефти, обеспечить быстрое применение широко известных технологий и методов интенсификации добычи, начать реализацию ряда новых крупных проектов. Можно сказать, что модель эффективна (с точки зрения обеспечения высоких уровней добычи нефти) только в условиях опережающего (по сравнению с ростом издержек) роста цен на углеводороды, а также при наличии значительного ранее созданного производственно-экономического потенциала.

Таким образом, можно отметить, что среднесрочной перспективе в мировом топливно-энергетическом комплексе ожидается рост потребления углеводородного сырья при все увеличивающееся конкуренции ключевых игроков отрасли. Энергетическая политика России исходит из необходимости укрепления лидирующих позиций на мировом рынке энергоресурсов, при одновременном обеспечении энергетической безопасности страны.

В 2010 г. была принята генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года. Очевидно, что основной документ нуждается в более-менее постоянной корректировке. Если бы Россия жила в отрыве от мирового хозяйства или его роль в экономике страны была не столь высока, как сейчас, то внесение корректировок было бы вряд ли необходимым. Полагаем, вместе с тем необходимым привести некоторые параметры, которые несколько отличаются от тех, что приводятся в Стратегии.

Россия продолжает входить в первую десятку стран с крупнейшими запасами нефти, уступая по этому показателю только государствам Ближнего Востока, Венесуэле и, с учетом нефтяных песков, Канаде. В стране разведано 2750 нефтяных месторождений, из них в разработке находится 1580 месторождений, в которых сосредоточено 78 % всех запасов страны. Практически все разрабатываемые месторождения в традиционных регионах нефтедобычи (Кавказ, Урал, Поволжье, Западная Сибирь) характеризуются высокой степенью выработанно-сти. Этот показатель оценивается примерно в 60 %. На долю активных приходится треть всех разведанных запасов, из которых 67 % относится к категории трудноизвлекаемых, в том числе на высоковязкие нефти приходится 13 %, малопроницаемые коллекторы - 36 %, малые толщины пластов - 4 %, подгазовые зоны - 14 % [3].

Нефть и газ являются традиционными статьями российского экспорта, поставки осуществляются на рынки Европы и стран АТР. Завершение строительства в 2000-х гг. новых трубопроводов (БТС, ВСТО, БТС-2, отвода от Сковородино на Дацин) позволило диверсифицировать маршруты экспорта российской нефти.

Вместе с тем, мы не можем не отразить в данном исследовании и некоторые положения, соображения, высказываемые в некоторых аналитических материалах относительно реализации намечаемых показателей. Безусловно, мы отдаем себе отчет в том, что в условиях рыночной экономики ставить показатели развития так, как это принято в рамках плановой экономики невозможно. Кроме того, отдельные сегменты экономики России в настоящее время глубоко интегрированы в мировое хозяйство. Это и черная и цветная металлургия, и химическая промышленность и, конечно, нефтяная и газовая отрасли. Российские отрасли, тесно связанные с международными рынками, весьма пристально отслеживаются серьезными и авторитетными аналитическими агентствами, экономическими и финансовыми организациями, которые выполняют специальные аналитические работы для ведущих мировых ТНК с целью определения параметров развития ведущих компаний и концернов, определяют потенциальное позиционирование как национальных экономик в целом, так и отдельных отраслей в частности.

Известной компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) был разработан прогноз развития «Мир в 2050 году. По ту сторону БРИК: более широкий взгляд на перспективы возникающих и растущих рынков». В нем прогнозируется рост ВВП России к 2050 г. по сравнению с 2007 г. в 2,5 раз. Такие темпы роста намного ниже, чем у партнеров по БРИКу (Индия - 5,8 раз, КНР - 4,7, Бразилия - 3,8 раза), но аналитики компании ставят другой вопрос - будет ли у России достаточное количество энергетических ресурсов, чтобы обеспечить как своих потребителей, так и внешних потребителей? Далее ставится вопрос - насколько устойчивым окажется экономический рост при снижении роли нефтегазового сектора в экономике [7]. Мы считаем, что такая постановка вопроса корректна, и на него попытались дать ответ многие специалисты из России.

По мнению автора, во-первых, мы исходим при ответе на этот вопрос не столько с позиций чистых специалистов-аналитиков, сколько из необходимости выстраивать стратегию развития крупнейшего нефтеперерабатывающего завода на сегодняшний день не только на Юге России, но и во всем регионе Черного моря. Это не праздный для компании умозрительный вопрос, у нас очень высокая цена ошибки, тем более исходя из стратегической важности предприятия.

Что касается добычи нефти в стране, частью которой, собственно, НК «Роснефть» будет располагать, то на наш взгляд, объемы добычи будут расти и после 2020 г. Мы исходим из того, что выход Ту-апсинского НПЗ на проектный уровень произойдет

к 2014 г. и потребуется время для устойчивой и спокойной работы предприятия с целью возврата осуществленных капиталовложений и получения прибыли. НК «Роснефть», безусловно заинтересована в таком сценарии и поставки нефти на завод будут осуществляться планомерно, в чем вряд ли следует сомневаться.

Основание для оптимизма, в части касающейся обеспечения экономики нефтью, дают, например, прогнозные оценки компании ВР. Зарубежные аналитики оценивают достоверные запасы нефти в России по состоянию на конец 2011 г. в 12,1 млрд. т

[5] В российских источниках [1] со ссылкой на данные, опубликованные в Обзоре США по геологии

[6], указывается, что US Geological Survey (USGS) оценивает объем неразведанных запасов нефти России в среднем в 10,6 млрд. т с диапазоном оценок от 3,4 млрд. т с вероятностью 95 % до 9,8 млрд. т с вероятностью 50 % и 20,4 млрд. т с вероятностью 5 %, а объем неразведанных ресурсов газового конденсата - в среднем в 5,2 млрд. т с диапазоном оценок от 1,3 млрд. т с вероятностью 95 % до 4,6 млрд. т с вероятностью 50 % и 11,2 млрд. т с вероятностью 5 %.

Таким образом, суммарно неразведанные запасы нефти и газового конденсата можно оценить от 4,7 млрд. т с вероятностью 95 % до 14,4 млрд. т с вероятностью 50 % и 31,6 млрд. т с вероятностью 5 %. С учетом достоверных запасов в размере 10,6 млрд. т извлекаемые запасы нефти и газового конденсата равны 15,3 млрд. т с вероятностью 95 %, 24,6 млрд. т с вероятностью 50 % и 41,8 млрд. т с вероятностью 5 %. Суммарная добыча нефти в 2011-2050 гг. по этому сценарию несколько превышает 23 млрд. т. Для поддержания уровня добычи 2050 г. хотя бы еще в течение 10 лет необходимы дополнительные 4,5 млрд. т. Итого: 27,9 млрд. т. Вероятность обеспечения такой кумулятивной добычи запасами составляет только 42 %.

Мы полагаем, что ресурсов в России достаточно, принимаемые меры, направленные на реализацию нефтегазовых проектов вызывают оптимизм, несмотря на пессимизм многих публикаций имеющих не вполне прозрачную мотивацию.

На наш взгляд, рост потребления энергоносителей в конце текущего десятилетия и в 2020-х гг. конечно же, обусловлен экономическим ростом в целом ряде развивающихся стран. Рост потребностей в энергоресурсах оказывает и будет оказывать большое давление на взаимоотношения различных стран, блоков, организаций. То есть, геополитический фактор будет зачастую превалировать в двух- и многосторонних отношениях. Нет сомнений в том, что во многом спрос на энергоносители будут оказывать КНР и Индия, поскольку они пред-

ставляют собой страны, демонстрирующие стабильный экономический рост, умноженный на масштабы и численность населения указанных стран.

Несмотря на стремление многих стран к более эффективному использованию энергии, доля нефти в производстве энергии останется на уровне 40 % (меньшая доля у природного газа, угля и др.). МЭА неоднократно утверждало, что при наличии серьезных инвестиций в освоение новых мощностей по добыче углеводородов, их будет достаточно для удовлетворения потребностей.

Затруднения с доступом к новым месторождениям ощущает не только Россия. Кроме природных факторов, формирующих это самое затруднение (например, в России - выход на высокие широты, к Северному ледовитому океану), существуют другие факторы, с которыми сталкиваются другие страны. Так, существуют политические и экономические риски на Каспии, для Ирана, например. Свои проблемы стоят перед Венесуэлой, перед западноафриканскими странами, перед странами, прилегающими к Южно-Китайскому морю, например. А только в этих регионах потенциально можно добывать многие миллионы тонн.

Традиционные поставщики нефти с Ближнего Востока становятся все более нестабильными. Недавние события в Ираке, Ливии, Сирии и др. подтверждают эту посылку. Растущий спрос может обострить соперничество за ресурсы, могут возникнуть (уже возникали!) перебои с поставками нефти, что является ключевым моментом в части неопределенности.

Могут возникнуть проблемные ситуации с участием КНР и Индии, стран? уе располагающими достаточными собственными ресурсами и которые должны будут обеспечивать себе постоянный доступ к ним, поскольку потребуется обеспечивать и промышленность, и население, и национальные оборонно-промышленные комплексы. Кстати, эти страны постоянно наращивают свою военно-морскую мощь, а это - огромные объемы по бункеровке.

Можно предположить, что постоянно растущие потребности у КНР и Индии в нефти могут подтолкнуть эти страны к более активной роли в международных делах на ближнем Востоке, в Африке, в Латинской Америке, в Евразии. Не исключено, что стремление диверсифицировать свои ресурсы Китаем будет способствовать росту вероятности столкновения с США, в политико-экономическом плане. Хотя, этот вариант не является «полностью стопроцентным», поскольку достичь сегодняшнего уровня потребления нефти США (более 1 млрд.т в год) для Китая пока нереально. Другое дело, что США потребуется самим гарантировать себе данный миллиард тонн в год.

Затронем и вопрос о ценах на нефть. Безусловно, в период до 2025-2030 гг. цены на нефть будут и расти, и падать. По всей видимости, высокие цены на нефть в ближайшие три-четыре годы останутся. Такое предположение основано на том, что спрос на нефть остается постоянным и высоким. Постоянным, потому что пока нет альтернативы бензину и дизельному топливу, которые получают из нефти. Производство в широких масштабах моторных топлив, например, из биоисточников, пока вряд ли возможно. Необходимость в сельхозпло-щадях под культуры (рапс и др.) будет регулироваться не спросом на моторные топлива, а необходимостью производства продовольствия. Просто проще получать моторные топлива из нефти.

В недавней истории, в 1970-х гг., первый мировой нефтяной кризис был спровоцирован намерением ограничить поставки нефти из арабских стран европейским, США, которые поддерживали Израиль в войне против некоторых арабских стран. В настоящее время причины роста цен на нефть вызваны не этими причинами и о них уже говорилось. Понятно, что цены на нефть будут «ориентироваться» и на рост добычи в Ираке, Анголе, в странах Средней Азии. Увеличение предложения будет время от времени вызывать падение цен на нефть.

Полагаем, что при ценах на нефть в пределах 100 долларов за баррель, страны, которые используют полностью или почти полностью импортную нефть, будут испытывать серьезное замедление своего экономического роста. К таким странам относится большинство африканских стран, отдельные азиатские страны.

C высокими ценами на нефть страны со стабильно развивающейся экономической ситуацией справляются более успешно, чем слабые страны. Вместе с тем, Китай, например, продолжает накапливать финансовые резервы для дальнейшего подъема уровня жизни своего населения, точнее, вывести за пределы бедности миллионы граждан. С другой стороны, высокие цены на нефть могут потребовать от Китая перераспределения ресурсов, например, на добычу отечественного угля, что «потянет» за собой вложения в транспортную инфраструктуру, либо предстоит осваивать дорогую программу развития АЭС.

При высоких ценах на нефть выигрывать будет Россия, но многое будет зависеть от того, как страна будет использовать огромные прибыли. На наш взгляд, у России на данном этапе, имеются все возможности использовать получаемые прибыли для инвестиций в человеческий капитал, в укрепление финансовой стабильности, в развитие инфраструктуры. Эти вложения могут упрочить позиции России во внешнеполитической и внешнеэкономиче-

ской сферах. Безусловно, потребуется и дальнейшее укрепление социальной составляющей.

Конечно, автор, как и большинство представителей российской общественности, не сомневается в том, что стране нужна более современная экономика, выстроенная с соблюдением соответствующих пропорций и структуры. Нет сомнений и в том, что необходима модернизация и диверсификация экономики. Вместе с тем, для решения таких задач требуются средства, которые, в существующих условиях, пока предоставляет нефтегазовая отрасль. К сожалению, большинство других сегментов экономики не обладают возможностями для решения задач, используя системные подходы. На данном этапе развития российской экономики, как бы этого не хотелось, но нефтегазовая отрасль является ее локомотивом.

Проанализированные в настоящем исследовании особенности и тенденции функционирования нефтяного комплекса РФ как структурного элемента глобального топливно-энергетического комплекса, позволили определить ориентиры его стратегического развития с учетом ограничений и предпосылок развития внутренней среды, а также наиболее вероятных угроз и возможности внешней среды и социально-экономической ситуации в РФ, роли и места нефтяной отрасли в экономике РФ:

- скорейшая разработка и реализация отечественными ВИНК стратегий, направленных на поиск новых рынков и закрепление на них, в том числе и в области транспортной инфраструктуры экспорта энергоносителей;

- закрепление российских ВИНК в высокотехнологичных отраслях мирового топливно-энергетического комплекса;

- усовершенствование законодательной базы недропользования и дальнейшее ее приведение в соответствии с международными правовыми стандартами и требованиями нефтяного бизнеса;

- дальнейшее развитие национальной энергетической дипломатии;

- продолжение работы по разработке и запуску принципиально новых маршрутов транспортировки углеводородов, существенно снижающих риски для российских экспортеров;

- улучшение инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата в российском нефтегазовом комплексе для крупнейших нефтегазовых корпораций мира.

Безусловно, что для реализации указанных выше ориентиров необходима одновременно активизация как на частном, так и на государственном уровне, а также достижение их взаимодействия на основе известных в экономической науке и практике форм партнерства (ГЧП).

В целом, нефтяная промышленность остается наиболее прибыльной отраслью национальной экономики. Так, комплекс подотраслей нефтяной

промышленности, включая транспортировку угле-

1 /

водородов, дает свыше /3 всех поступлений в государственный бюджет, а его доля в совокупном экспорте находится на уровне около 50 %. Отечественная выручка от экспорта отрасли удовлетворяет все импортные потребности страны. Помимо прочего, за счет экспорта нефти и газа формируются валютные резервы страны, столь необходимые как для погашения внешних заимствования, так и для управления курсом национальной валюты, решения многих социальных проблем.

На современном этапе вклад нефтяной отрасли в экономический рост нашей страны неоспорим, в связи с этим неоспорима и необходимость усиления роли государства в решении сложившихся в отрасли проблем. Дело в том, что капитал из данного сектора переходит в отрасли с невысокой рентабельностью. При этом перераспределительная функция принадлежит государству, что оно и реализует либо в форме прямого контроля, либо с помощью инструментов налогового регулирования.

В целом, следует констатировать, что в современных условиях государственное регулирование нефтяной отрасли недостаточно способствует обеспечению всех потребностей ее развития. В частности, это касается необходимости дальнейшей интернационализации отрасли на основе:

- диверсификации географических направлений экспорта российских энергоносителей;

- инструментов оптимизации налогообложения;

- привлечения прямых иностранных инвестиций для наиболее значимых проектов;

- укрепления позиций российских ВИНК на рынках стран дальнего зарубежья, прежде всего, на европейском.

К сожалению, роль государства в регулировании нефтяного комплекса сводится исключительно к изъятию и аккумулированию ценовой ренты в федеральный бюджет. Это налагает серьезные ограничения на реализацию стратегии перехода национальной экономики на инновационный путь развития.

Ключевой проблем, с которой могут столкнуться российские экспортеры в ходе интеграции российского рынка нефти в мировой, следует признать необходимость формирования правил и условий функционирования нефтяной отрасли, которые обеспечат реализацию интересов всех хозяйствующих субъектов: собственно государства как участника глобального рынка энергетических ресурсов; отдельных компаний; региональный комплекс. Решение этой проблемы должно осуществ-

ляться в тесной увязке с глобальными тенденциями развития мирового топливно-энергетического комплекса, а также соответствовать потребностям социально-экономического развития РФ. Взаимоувязка текущих вопросов развития нефтяной отрасли с потребностями ее интеграции в мировой рынок энергоресурсов необходимо отразит в стратегии развития внешнеэкономической деятельности отрасли.

Отдельное внимание в ходе настоящего исследования необходимо уделить рекомендациям в области интеграции российского нефтяного комплекса в глобальную энергетическую систему. Эта стратегия обладает следующими характеристиками:

- рассматривается как комплекс мероприятий в целях решения ключевых задач социально-экономического развития и развития внешнеэкономической деятельности РФ;

- эта стратегия соответствует концепции социально-экономического развития и энергетической стратегии РФ;

- ее положения формулируются исходя из приоритетов развития отрасли;

- корректировка стратегии осуществляется на основе объективной оценки сложившейся ситуации, рисков, возможностей и перспектив развития глобального энергетического пространства;

- реализация стратегии предусматривает систему мер организационно-экономического и правового воздействия на уровне страны в целом, ее регионов, отрасли и отдельных ее компаний. С учетом вышесказанного, к ключевым векторам развития внешнеэкономической деятельности нефтяной отрасли РФ следует отнести:

- получение российскими ВИНК дополнительных выгод от участия в международном разделении труде за счет формирования собственных или интеграции в международные производственно-сбытовые цепочки, в которые вовлечены также малые и средние предприятия на основе стратегии аутсорсинга;

- дальнейшая диверсификация по товарному и географическому признаку, в частности, переход от реализации углеводородного сырья к продаже продуктов с высокой степенью промышленной обработки; налаживание систем сбыта нефтепродуктов, выпускаемых российскими ВИНК на своих перерабатывающих мощностях за рубежом;

- обновление ресурсной базы нефтедобычи за счет развития и формирования новых центров на Дальнем Востоке РФ и в Арктике;

- дальнейшее применение стратегии ресурсосбережения с учетом международных стандартов экологической безопасности;

- развитие кооперации с иностранными (европейскими и азиатскими) инвесторами в нефтедобыче и нефтепереработке на основе инноваций;

- наращивание присутствия российских ВИНК на рынках инновационной продукции в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, в частности, на рынке новых нефтепродуктов;

- активное участие российских ВИНК в развитии крупных узловых точек международной транспортной инфраструктуры экспорта углеводородов за счет привлечения новых технологий; в развитии транспортных систем и транспортной инфраструктуры в новых регионах нефтедобычи. Несомненно что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности нефтяной отрасли

невозможно без привлечения механизмов и инструментов дипломатической поддержки интересов ВИНК России за рубежом, равно как и за счет некоторых специальных мер национальной энергетической политики. Для решения долгосрочных задач развития нефтяной отрасли, повышения конкурентоспособности отдельных ВИНК, балансировки процессов добычи, переработки и доставки углеводородов, роста выпуска качественной и востребованной на мировом рынке продукции с высокой долей добавленной стоимости необходима серьезная модификация нефтегазового сектора РФ на основе повсеместного внедрения организационных и технологических инноваций.

Литература:

1. Башмаков И. Будет ли экономический рост в России в середине XXI века? // Вопросы экономики. -2011. - № 3. - С. 31.

2. Бушуев В.В. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России. Материалы заседания в ТПП РФ 15 июня 2010 г.

3. Справочные материалы к совещанию по вопросу «О проекте генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.premier.gov.ru/vi-sits/ru/12744/info/12751.

4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г.

5. BP Statistical Review of World Energy. - 2013. - June. - P. 6.

6. Russia Assessment Results Summary - Allocated Resources [Электронный ресурс]. - Режим доступа: certmapper.cr. usgs.gov/data/we/dds60/wecont/regions/reg]/r1russ.pdf.

7. The World in 2050: Beyond the BRICs: emerging market growth prospects // PricewaterhauseCoopers LLP. -2008. - March. - P. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.