электронный научно-экономический журнал стр 37
Институциональная структура нефтяного комплекса -тенденции и проблемы
Смирнов Данил Борисович
аспирант кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент»
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
e-mail: [email protected]
Smirnov Danil Borisovich
graduate student of "Strategic and crisis management "
Finance University under the Government of the Russian Federation
INSTITUTIONAL STRUCTURE OF OIL SECTOR: TRENDS AND ISSUES
Аннотация: В статье рассматривается современное состояние российского нефтяного комплекса, а также эволюция его развития. Проведен анализ структуры российского нефтяного комплекса в соответствии с теорией институционализма. Определены его основные проблемы и тенденции.
Установлено, что в основе экстенсивного роста российской нефтеперерабатывающей промышленности лежит экономическая трилемма «ценовая конъюнктура-распределение налоговой нагрузки между добычей и переработкой, которая формирует экономические предпосылки в виде высокой маржинальной прибыли от переработки сырой нефти для производства нефтепродуктов.
Abstract: The article discusses the current state of the Russian oil complex, as well as the evolution of its development. The structure of the Russian oil complex in accordance with the theory of institutionalism define its main challenges and trends.
It was found that the basis of extensive growth of the Russian oil refining industry is the economic trilemma "pricing environment, the distribution of the tax burden between production and processing, which generates economic benefits in the form of higher profit margin from refining crude oil to petroleum products.
Ключевые слова: нефтяной комплекс, институциональный анализ, эволюция развития нефтяного комплекса, устойчивое развитие, стратегия предприятия, схема работы нефтяного комплекса.
Keywords: oil complex institutional analysis, the evolution of the oil complex, sustainable development, business strategy, scheme of the oil complex.
Нефтяной комплекс является стратегически важным звеном в экономике России и имеет большое значение в социально-экономическом развитии страны, что обусловлено не только высокой степенью концентрации существенного объема мировых запасов нефти на территории России, но и историческим развитием отечественной промышленности. Результаты деятельности нефтяной отрасли составляют основу базы для формирования федерального бюджета, обеспечения стабильного курса национальной валюты, и от них прямо зависит, насколько быстро и успешно будут преодолены последствий мирового финансового кризиса и экономических санкций, введенных странами Западной Европы и Северной Америки. В этой связи особенно важным представляется выработка нового научно обоснованного теоретического подхода к дефиниции нефтяного комплекса и определению его институциональной структуры.
Теория институционализма, основанная американским ученым Торстейном Бунде Вебленом, включает в себя два аспекта: «институция» и «институт». Первое базовое понятие «институция» означает исторически сложившуюся или созданную целенаправленными усилиями форму организации совместной деятельности людей, существование которой объясняется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части [1]. При этом сам институт внешне должен быть формализован, что делает возможным рассматривать его в качестве такого. Институты обладают возможностью влиять на функционирование взаимосвязанных с ним организаций посредством установленных правил и результатам своей деятельности.
В экономическую науку термин «институт» пришел из юриспруденции, где он употребляется для обозначения обособленной группы юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения
внутри одной отрасли права или на их стыке: институт собственности, институт наследования, институт купли-продажи в гражданском праве.
Институциональный анализ заключается в оценке организационно-правовой, административной и политической среды, в которой функционирует экономической субъект, и способности его адаптации в этой среде. Институциональный анализ нефтяного комплекса позволяет дать представление о его сложной институциональной структуре на всех этапах его развития.
Анализируя процессы развития институциональной структуры нефтяного комплекса России на рубеже ХХ-ХХ1 веков, можно выделить основные этапы, последовательная смена которых обусловлена многократным увеличением потребления нефти и нефтепродуктов мировой экономикой и переходом от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям и, как следствие, необходимостью разделения всех видов деятельности на естественно-монопольные и конкурентные.
Эволюцию развития нефтяного комплекса можно разделить на следующие основные этапы:
1-й этап. Этап зарождения и формирования нефтяной промышленности.
Началом развития российской нефтяной промышленности считается 1846 г., когда под руководством члена Совета Главного управления Кавказом В.Н. Семенова на нефтегазоконденсатном месторождении в селе Биби-Эйбате близ Баку была пробурена глубиной 21 метр первая в мире разведочная нефтяная скважина за 13 лет до пробуривания известной нефтяной американской скважины Эдвина Дрейка в Пенсельвании.
Первая нефть со скважины Биби-Эйбате была добыта промышленным способом с применением деревянных штанг 14 июля 1848 г. После объем добычи нефти в России стал многократно расти: в 1860 г. объем добычи нефти составил 4 тыс. тонн, в 1890-м - 3,8 млн тонн, а в 1900 г. - 10,4 млн тонн. Перед Февральской революцией объем добычи нефти снизился до 8,8 млн тонн.
2-й этап. Этап экстенсивного развития нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.
После окончания Первой мировой войны восстановление нефтяной промышленности было первоочередной задачей СССР. В 1932 г. объем добычи нефти составил 22,3 млн тонн, тем самым превысив более чем в два раза максимальный объем добычи нефти дореволюционной России, с долей 19,5% от мирового добычи нефти, что позволило СССР выйти на 2-е место в мире. Однако прирост объема добываемой нефти осуществлялся в основном за счет технической модернизации существующих месторождений: Бакинского, Майкопского и Грозненского. Новые крупные месторождения были открыты и разработаны в послевоенный период: Мухановское (1945 г.), Ромашкинское (1948 г.), Шкаповское (1953 г.). Эпохальным событием нефтяной промышленности СССР стало открытие и разработка богатейших нефтегазоконденсатных месторождений Западной Сибири, таких, как Арланское (1955 г.), Саматлорское (1965 г.), Мамантовское (1965 г.), Уренгойское (1966 г.), Федоровское (1971 г.), Приобское (1982 г.), Юрубчено-Тохомское (1982 г.).
В то же время формируется и активно развивается нефтеперерабатывающая промышленность. Первые отечественные нефтеперерабатывающие заводы (далее НПЗ) были построены в 1930-е годы в рамках масштабной программы индустриализации СССР. При этом большинство крупных заводов было введено в эксплуатацию в период с 1945 по 1965 г.: 16 заводов, или более половины действующих НПЗ в России.
Необходимо отметить, что на функционирование нефтеперерабатывающей промышленности в значительной мере повлияли особенности политического устройства и административно-командной экономической модели СССР, в первую очередь на географическое положение. В условиях холодной войны существовала постоянная угроза боевых действий, поэтому стратегически важные НПЗ строились в глубине страны, на удалении от границ, в непосредственной близости к основным регионам добычи нефти. Также потребность народного хозяйства в мазуте определяла технологическую схему работы НПЗ.
С начала 1970-х годов доходы от продажи нефти стали основным источником валютных поступлений СССР и к концу 1980-х годов их доля составляла 44 процента, или 223 млрд долл. США (график 1). Но развитие нефтяного комплекса было крайне несбалансированным вследствие директивной политики распределения финансовых ресурсов в рамках действовавшей системы централизованного планирования, нефтяной
комплекс испытывал хронический дефицит инвестиций на модернизацию оборудования и технологий нефтедобывающих предприятий и НПЗ.
График 1. Динамика экспорта нефти и поступления валюты [2]
0 - 0
1975 1976 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1990 1991
• Экспорт нефти, млн. тн. • Поступления валюты, млрд. долл. США
Нефтяной комплекс в СССР как единое народнохозяйственное звено включал в себя предприятия и организации Министерства нефтяной промышленности, Министерства нефтеперерабатывающей промышленности и Министерства нефтехимической промышленности, а также нефтегазовые управления Министерства геологии и Государственный комитет по обеспечению нефтепродуктами.
3-й этап. Переход нефтяного комплекса от административно-командной экономической модели к рыночным отношениям.
Распад СССР на отдельные независимые государства и переход России к рыночным отношениям кардинально изменили принципы функционирования нефтяного комплекса и его институциональную структуру. В 1991 г. было упразднено Министерство нефтяной и газовой промышленности и, как следствие, отменено централизованное управление нефтяным комплексом. В 1992 г. структура отечественного нефтяного комплекса представляла из себя около 2000 разделенных предприятий. На фоне экономического кризиса и падения цен на нефть обозначились основные проблемы отрасли:
• неэффективное недропользование (низкий уровень показателя «коэффициент извлечения нефти» -25% по сравнению с 35%-ным среднемировым);
• высокая степень износа основных производственных фондов (от 50% до 70%);
• использование устаревших производственных технологий при добыче нефти;
• низкая глубина переработки нефти и низкое качество нефтепродуктов на действующих НПЗ (в 1960 г. показатель составлял 67%, в конце 1980-х гг. - 63%);
• некачественная утилизация и неквалифицированное использование нефтяного попутного газа.
Для преодоления кризиса в отрасли и дальнейшего развития нефтяного комплекса Министерством топлива и энергетики Российской Федерации в июне 1992 г. была принята «Концепция структурных преобразований и приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса», разработанная на следующих принципах:
1. Сохранение единых производственно-технологических комплексов по добыче нефти и переработке нефти и продаже нефтепродуктов.
2. Сохранение интегрированной системы магистральных трубопроводов с обеспечением свободного, недискриминационного доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов.
3. Привлечение новых источников финансирования для модернизации действующих и строительства новых производственных мощностей за счет проведения приватизации.
Реформирование нефтяного комплекса в рамках «Концепции структурных преобразований и приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса» началось во втором полугодии 1992 г. с принятием Президентом Российской Федерации следующих указов:
• Указ № 542 от 1 июля 1992 года «О статусе производственных и научно-производственных объединений топливно-энергетического комплекса».
• Указ № 922 от 14 августа 1992 года «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений и организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества».
• Указ № 1333 от 5 ноября 1992 года «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром».
• Указ № 1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».
В результате структурной перестройки нефтяного комплекса путем приватизации образовались три группы предприятий отрасли:
1) предприятия, занимающиеся добычей, транспортировкой, переработкой, производством и сбытом нефти и нефтепродуктов;
2) вертикально-интегрированные нефтяные компании (далее ВИНК) - компании, объединившие предприятия всей технологической цепочки, включающую в себя добычу, производство и сбыт, по принципу «от скважины до бензоколонки». В эту группу вошли ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЮКОС», ОАО «Сибнефть», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «СИДАНКО», ОАО «Татнефть», ОАО «АНК Башнефть»;
3) инфраструктурные транспортные компании: для транспортировки сырой нефти - АО «Транснефть», для транспортировки нефтепродуктов - АО «Транснефтепродукт».
С организационно-правой стороны институционального анализа в состав нефтяного комплекса в соответствии с действующим с 1 февраля 2015 г. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее ОКВЭД-2) входят предприятия нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и газовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и нефтяного (попутного) газа, переработку нефтяного газа, трубопроводный транспорт нефти.
Нефтяная промышленность относится к добывающей группе отраслей (Код ОКВЭД 06. Раздел B. Добыча полезных ископаемых. Класс «Добыча сырой нефти и природного газа»).
Нефтеперерабатывающая промышленность - отрасль добывающей промышленности, производящая из сырой нефти нефтепродукты, которые используются.
Нефтеперерабатывающая промышленность относится к обрабатывающей группе отраслей (Код ОКВЭД 19. Раздел C. Обрабатывающие производства. Класс «Производство кокса и нефтепродуктов»).
Между нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью существует тесная взаимосвязь, которая лежит в основе нефтяного комплекса. Нефтяной комплекс объединяет различные предприятия (нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтеперерабатывающие заводы, геологические организации, организации нефтеразведочной геофизики, транспортировку нефти и нефтепродуктов, нефтяное строительство, предприятия нефтяного машиностроения, вузы, научно-исследовательские и проектные институты) [3], которые, согласно практике англо-американских нефтяных компаний, можно разделить на три сегмента нефтяного бизнеса:
1) Upstream - это сегмент нефтяного бизнеса, который включает в себя геологоразведочные организации и нефтедобывающие предприятия;
2) Midstream - к данному сегменту относятся компании, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов, в том числе инфраструктурные - АО «Транснефть», АО «Транснефтепродукт»;
3) Downstream - в этот сегмент входят нефтеперерабатывающие заводы и сеть по реализации нефтепродуктов, в том числе сеть автомобильных заправочных станций (далее АЗС).
Целью функционирования нефтяного комплекса является эффективная организация производственного процесса добычи и переработки сырой нефти, нефтяного (попутного) газа, производства нефтепродуктов и их продажа на внутреннем и внешнем рынке. На рис. 1 представлена общая схема работы нефтяного комплекса.
Рис. 1. Общая схема работы нефтяного комплекса
По оценкам британской нефтегазовой компании British Petroleum в опубликованном Статистическом обзоре мировой энергетике-2014 по состоянию на 01.01.2014 г. Российская Федерация занимает 8-е место по доказанным запасам нефти (93,03 млрд баррелей, или 12,74 млрд тонн) и 1-е место по добыче нефти (3 937,6 млн баррелей в год, или 531,43 млн тонн в год) [4]. На территории России добычу нефти и газового конденсата (нефтяного сырья) осуществляют 294 компании, которые имеют лицензии на право пользования недрами. В том числе:
• 111 предприятий, принадлежащих 10 вертикально-интегрированным нефтяным компаний (далее -ВИНК), на долю которых по итогам 2013 г. приходится суммарно 87,4% всей национальной нефтедобычи;
• 180 независимых нефтедобывающих компаний, не принадлежащих ВИНК;
• 3 организации, работающие в соответствии с соглашением о разделе продукции (Total - проект «Харьягинское месторождение», ExxonMobil - проект «Сахалин-1», Sakhalin Energy - проект «Сахалин-2»).
электронный научно-экономическии журнал
Диаграмма 1. Структура добычи нефти по группам компаний в 2013 г. [5]
Операторы СРП
3%
Независимые производители 10%
ВИНК 87%
В сегменте «Midstream» в 2000-2009 гг. быстрыми темпами развивалась транспортная инфраструктура нефти. За 2000-2006 гг. была сформирована альтернативная транзиту через прибалтийские страны система прямых поставок на рынки Северо-Западной Европы - Балтийская трубопроводная система; модернизированы участки нефтепроводов АО «Транснефть», реконструированы порты в Новороссийске, Находке, Туапсе. В декабре 2009 г. была запущена первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО) мощностью 30 млн тонн в год. В декабре 2012 г. сдана вторая очередь «ВСТО-2». В 2015 г. мощность ВСТО-1 была увеличена до 58 млн тонн в год.
Начиная с начала 2000-х годов добыча сырой нефти в России стабильно росла в среднем на 11,42% в год, за исключением 2008 г., когда было небольшое падение, вызванное глобальным финансовым кризисом. Два года подряд, в 2009-2010 гг., Российская Федерация занимала первое место в мире по объемам добычи сырой нефти. С 2011 г. Россия снова переместилась на второе место, уступив первенство Саудовской Аравии. За период с 2000 г. по 2013 г. доля Российской Федерации увеличилась на 3,4% в мировой добыче сырой нефти - с 8,9% до 12,3%. По итогам 2013 г. объем добычи сырой нефти в России достиг 523,3 млн тонн, установив новый максимальный уровень после распада СССР (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Динамики добычи и экспорта сырой нефти [6]
600 500 400 300 200 10014
327,2
470,4 480,6 491,4 488,6
494,3 505,2 511,4 518Д 523,3
260,3 252,5 248,4 258,6 243,1 247,5 250,7 244,5 240 236,6
164,5 189,5
0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 ■ Добыча нефти, млн. тн. ■ Экспорт сырой нефти, млн. тн.
В то же время наряду с увеличением объёмов добычи сырой нефти бурно развивалась российская нефтепереработка, сегмент «Downstream». Так, с 2000 г. по 2013 г. объемы производства нефтепродуктов увеличились со 174 млн тонн до 275 млн тонн (диаграмма 3), приблизившись к историческому максимуму для российских заводов (300 млн тонн), который был достигнут в середине 1980-х годов.
стр 42
электронный научно-экономический журнал стр 43
Диаграмма 3. Динамика производства нефтепродуктов [6]
600 -
500 -
400 -
300 -
200 _ 207 220 229 236 236 250 256 266 273
174 178 185 190 195 207 100 174 1ft. 112 118 125 133 132 138 152
63 64 76 78 82 97 104 112 118 125 0 63
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 ■ Производство нефтепродуктов, млн. тн. ■ Экспорт нефтепродуктов, млн. тн.
74
178 185 190 195
207 220 229
236 236 250 256 266 27
64
76 78 82
97 104 112 118 125 133 132 138
15
Основными факторами роста стали увеличение объемов переработки сырой нефти за счет загрузки свободных мощностей действующих НПЗ, входящих в состав ВИНК (57% от общего объема прироста), строительство большего количества «малых» НПЗ (далее мини-НПЗ, 34% от общего объема прироста), а также запуск компанией ОАО «Татнефть» крупного НПЗ в Нижнекамске, ОАО «ТАНЕКО».
В настоящее время, по данным Министерства энергетики Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2014 г. переработку сырой нефти и газового конденсата на территории страны и производство нефтепродуктов осуществляют 68 НПЗ общей мощностью первичной переработки сырой нефти в объеме 299,0 млн тонн в год. В том числе:
• 26 НПЗ, входящие в состав ВИНК, с суммарной мощностью по переработке сырой нефти - 257,0 млн тонн в год, или 86,0% от общей мощности российских НПЗ;
• 10 независимых НПЗ, не находящиеся в собственности ВИНК, с суммарной мощностью по переработке сырой нефти - 32,2 млн тонн в год, или 10,8% от общей мощности российских НПЗ;
• 32 малых НПЗ (мини-НПЗ), в том числе НПЗ, входящие в состав ВИНК, с суммарной мощностью по переработке сырой нефти - 9,8 млн тонн в год, или 3,2% от общей мощности российских НПЗ.
Диаграмма 4. Структура переработки нефти по группам НПЗ [5]
мини-НПЗ 3%
Независимые НПЗ 11%
НПЗ в составе ВИНК 86%
В основе экстенсивного роста российской нефтеперерабатывающей промышленности лежит экономическая трилемма «ценовая конъюнктура-распределение налоговой нагрузки между добычей и переработкой (сегменты «Upstream» и «Downstream») - емкость рынка», которая формирует экономические предпосылки в виде высокой маржинальной прибыли от переработки сырой нефти для производства нефтепродуктов.
Благоприятная ценовая конъюнктура мирового рынка нефтепродуктов и постоянно растущая потребность мировой экономики в них положительно повлияли на инвестиционную активность российских нефтяных компаний, направленную на модернизацию и развитие НПЗ. Так, за период с 2005 г. по 2013 г. общий объем капитальных вложений в сегмент нефтепереработки российских ВИНК вырос с 1,4 до 10 млрд. долларов США (в том числе за последние три года - с 7,7 до 10 млрд долларов США).
Однако бурное развитие нефтяного комплекса в последние годы обострило существующие негативные тенденции в российской нефтедобыче и нефтепереработке:
• значительное истощение нефтяных месторождений основных «нефтяных» регионов: Западной Сибири, Волго-Уральской области и Северного Кавказа;
• нерациональное использование существующих запасов нефти вследствие их «разубоживания»;
Разубоживание - это потеря качества полезного ископаемого, происходящая от снижения содержания полезного компонента или полезной составляющей при его добыче по сравнению с содержанием их в балансовых запасах [7].
• низкое воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяными компаниями;
Воспроизводство минерально-сырьевой базы не соответствует стремительно растущим объемам добычи нефти. При значительном сокращении количества геологоразведочных работ основные приросты запасов нефти происходили на разработанных месторождениях в основном за счет переоценки коэффициентов извлечения нефти. В период с 1991 г. по 2007 г. в России объемы добычи нефти превзошли объемы прироста запасов нефти на 1 млрд 252 млн тонн [8].
• увеличение доли трудноизвлекаемых запасов нефти;
В последние два десятилетия в российской нефтедобывающей промышленности значительно увеличилась доля трудноизвлекаемых запасов нефти в ее минерально-сырьевой структуре - до 56% от общих запасов сырой нефти. В долгосрочной перспективе эта доля будет только увеличиваться за счет ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений, находящихся в условиях вечной мерзлоты (арктический шельф, полуостров Ямал) и в местностях без необходимой промышленной и логистической инфраструктуры (Восточная Сибирь, Дальний Восток). Разработка данных месторождений в силу указанных выше причин потребует дополнительных инвестиционных вложений.
• низкая глубина переработки сырой нефти на российских НПЗ;
Глубина переработки сырой нефти на российских НПЗ по-прежнему остается на очень низком уровне - 72% (для сравнения - в 1960 г. она составляла 67%, в конце 1980-х годов - 63%, в то время как в Европе глубина переработки сырой нефти равняется 85%, а в США данный показатель превышает 90%. Именно поэтому стоимость усредненной экспортной корзины нефтепродуктов российских НПЗ ниже цены на сырую нефть на европейском рынке (765 долларов США против 789 долларов США за тонну в 2013 г.).
Преодоление выше описанных негативных тенденций является первоочередной задачей для российских компаний нефтяного комплекса при формировании их стратегии устойчивого развития, поскольку именно предприятия нефтяного и газового комплекса составляют основу экономики России, шестой экономики мира по объему ВВП по паритету покупательной способности по данным Всемирного банка за 2013 г. ВВП России в 2013 г. составил 2,095 трлн долларов США при общей сумме экспорта - 523 млрд долларов США.
По данным исследовательской организации Center on Global Energy Policy (табл. 1), в 2013 г. Россия экспортировала сырой нефти на сумму 174 млрд долларов США (9% ВВП и 33% от всего экспорта). В то же время выручка от экспорта нефтепродуктов составила 109 млрд долларов США (5% ВВП и 21% от всего экспорта). Суммарно экспортные доходы от нефти и нефтепродуктов в 2013 г. составили 283 млрд долларов США (14% ВВП и 54% от всего экспорта).
электронный научно-экономический журнал стр 45
Выручка от экспорта природного газа по трубопроводу и СПГ из России в 2013 г. составила 73 млрд долларов США, что составляет 3% ВВП и 13% всего экспорта. Из этой суммы 54 млрд долларов США поступило от экспорта российского газа в Европу.
Таким образом, доля нефти, нефтепродуктов и газа в ВВП России составляет 16,9%. В структуре экспорта суммарная доля этих продуктов составляет 68,1%.
Таблица 1. Экспорт нефти и нефтепродуктов в 2013 г. [9]
Млрд. долл. США
Статья доходов от экспорта % от экспорта % от ВВП
Экспорт сырой нефти 174 33% 9%
Экспорт нефтепродуктов 109 21% 5%
Всего экспорт нефти 283 54% 14%
Экспорт газа по трубопроводу 67 13% 3%
Экспорт СПГ 6 1% 0%
Всего экспорт газа 73 14% 3%
Всего экспорт нефти и газа 356 68% 17%
Диаграмма 5. ВВП России в 2013 г., млрд долл. [10]
Диаграмма 6. Доходы от экспорта России в 2013 г., млрд долл. [10]
Отсутствие принципиальных качественных изменений в отечественном нефтяном комплексе усугубляется высокой налоговой нагрузкой в сегменте Upstream (нефтедобыча), которая вследствие объективных горногеологических условий становится более затратной. Каждый дополнительный доллар прироста цены нефти свыше уровня 25 долларов США за баррель приносит нефтедобывающим компаниям лишь 18 центов. При этом общая величина изъятий из выручки в сегменте Upstream (добыча) российских компаний существенно превышает аналогичную величину (без учета проектов СРП и льгот) изъятий из выручки ведущих нефтегазовых компаний (более 70% против 37%).
В подобных условиях становится очевидным, что решение одной из приоритетных задач нефтяной промышленности - модернизация и обновление основных фондов, повышение глубины переработки сырой нефти невозможно.
Успешное решение обозначенных задач, стоящих перед российским нефтяным комплексом, требует значительных дополнительных капитальных вложений, определения направлений повышения их эффективности и повышения конкурентоспособности российских нефтяных компаний в средне- и долгосрочной перспективе.
В связи с этим особо важной задачей для российских нефтяных компаний становится формирование и реализация стратегии устойчивого развития. На стадии формирования стратегии научный и практический интерес представляет разработка современной методики формирования стратегии и определения основных показателей устойчивого развития для предприятий нефтяного комплекса по сегментам нефтяного бизнеса с учетом доминирующей роли предприятий нефтяного комплекса в экономике России. На стадии реализации стратегии устойчивого развития научный и практический интерес представляет разработка инструментов оперативного управления реализацией стратегией.
Таким образом, главной целью формирования и реализация стратегии устойчивого развития предприятий нефтяного комплекса является решение его основных проблем:
• неэффективное недропользование (низкий коэффициент извлечения нефти), использование устаревших технологий при добыче нефти и отсутствие экономически выгодной утилизации углеводородов;
• низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний из-за высокой налоговой нагрузки на отрасль;
• высокая степень износа основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности;
• низкая глубина переработки сырой нефти.
Список литературы
1. Stanford Encyclopedia of Philosophy, http://plato.stanford.edu/entries/social-institutions/
2. А.М. Брехунцов, А.Н. Золотов, В.И. Резуненко, Ф.К. Салманов, В.И. Салтыков, В.И. Шпильман. Западная Сибирь останется главной нефте- и газодобывающей провинцией в России в XXI в. // Геология нефти и газа № 4, 2000 г.
3. Дунаев В.Ф., Шпаков В.А., Епифанова Н.П., Лындин В.Н. Экономика нефтяной и газовой промышленности. - М.: Нефть и газ, 2006.
4. Statistical Review of Word Energy 2014, http://bp.com/stati stical revi ew
5. Официальный сайт Министерства энергетики РФ - http://minenergo.gov.ru/
6. Официальный сайт Центрального банка РФ - http://www.cbr.ru/statistics/
7. Горная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е.А. Козловского. 1984-1991.
8. В.М. Максимов О современном состоянии нефтедобычи, коэффициенте извлечения нефти и методах увеличение нефтеотдачи. // Бурение и Нефть № 2, 2011 г.
9. Jason Bordoff, Trevor Houser. American gas to the rescue? The impact of us LNG exports on European security and Russian foreign policy. - Center on Global Energy Policy. - 2014. - C. 34.
10. Официальный сайт Bank of Finland's Institute for Economies in Transition - http://www.suomenpankki.fi
11. Введение в теорию устойчивого развития / Под ред. Мамедова Н.М. - М.: Ступени. 2002.
12. Крючков В.Н. Стратегическое видение: формирование новой парадигмы стратегического менеджмента // Эффективное антикризисное управление. 2015. № 3 (90).
13. Ряховская А.Н., Кован С.Е., Крюкова О.Г. Антикризисное бизнес-регулирование. - М.: Магистр. 2012.